Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство в Древней Руси

Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Смотреть фото Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Смотреть картинку Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Картинка про Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Фото Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство

Для Средних веков характерна в первую очередь слабая развитость товарной специализации районов и рынка. Безусловно, север славился пушниной, пенькой и древесиной – ее купцы везли на юг, где охотно закупали вина, специи и другие товары. Но востребованы они были у зажиточных людей, а в Средние века, когда господствовало сословное разделение, зажиточных людей было значительно меньше, да и в производстве они участвовали слабо. Речь, конечно же, о знати.

В тесте ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос.

Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.

Натуральное хозяйство – это такой тип производства, когда вся продукция изготавливается только для удовлетворения собственных нужд. Одежда, продукты, жилье. Крестьянин в Древней Руси все это вынужден был делать самостоятельно. Черты натурального хозяйства еще долго сохранялись в нашем государстве, вплоть до конца XIX века, это связано, в первую очередь, с бедственным положением крестьян.

Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Смотреть фото Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Смотреть картинку Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Картинка про Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство. Фото Известно что в середине века на руси преобладало натуральное хозяйство

Так какие два товара нужно было приобретать?

Прежде всего – это соль. Соль была единственным доступным консервантом и с ее помощью продукты сохраняли на зиму. Важность этого продукта подтверждается тем, что именно из-за повышения налога на соль в XVII при Алексее Михайловиче происходит крупный «Соляной бунт». В дальнейшем Екатерина II установит фиксированную цену на соль, как на продукт первой необходимость, чтобы не допустить волнений и голода.

Соль добывали в соляных копях, вываривали из морской воды. Простые крестьяне не занимались добычей соли и вынуждены были ее покупать. Это первый товар.

Второй товар – это железные изделия. Это мог быть плуг, коса, ножи – все, что необходимо в хозяйстве. Железные изделия изготавливали специально обученные мастера – кузнецы, эта профессия была очень важной в Средние века. Как правило, кузнецы специализировались на своем труде и ничем больше не занимались. Поэтому железные изделия крестьянин так же вынужден был покупать.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Об­ще­ст­ва, в ко­то­рых гос­под­ство­ва­ло натуральное хозяйство, со­стоя­ли из мно­же­ст­ва раз­дроб­лен­ных, тес­но не свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой хо­зяйственных об­ра­зо­ва­ний (еди­ниц). По­след­ние мог­ли быть раз­но­об­раз­ны­ми по сво­ему со­ци­аль­но­му со­дер­жа­нию (пат­ри­ар­халь­ные кре­сть­ян­ские се­мьи, при­ми­тив­ные сель­ские об­щи­ны, не­ред­ко свя­зан­ные ро­до­вы­ми уза­ми, феодальные по­ме­стья), но яв­ля­лись од­но­род­ны­ми по ха­рак­те­ру це­лей и со­дер­жа­нию хо­зяйственной дея­тель­но­сти. Не ис­клю­ча­ет­ся, что ка­кую-то часть сво­ей про­дук­ции та­кие хо­зяйственные об­ра­зо­ва­ния (еди­ни­цы) вы­но­си­ли всё-та­ки на ры­нок, но в ос­но­ве они со­хра­ня­ли при­су­щую им при­ро­ду.

Натуральное хозяйство бы­ло гос­под­ствую­щим ти­пом про­из­водственной жиз­ни и в аг­рар­ном об­ще­ст­ве, не­смот­ря на то, что то­гда уже су­ще­ст­во­ва­ли то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния, тор­гов­ля. Глав­ны­ми чер­та­ми это­го хо­зяй­ст­ва яв­ля­ют­ся замк­ну­тость в сво­их рам­ках, са­мо­обес­пе­чен­ность сред­ст­ва­ми про­из­вод­ст­ва и ра­бо­чей си­лой. Дан­ный тип хо­зяй­ст­ва но­сил как ин­ди­ви­ду­аль­ный (се­мей­ное тру­до­вое кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во, от­час­ти лич­ные под­соб­ные хо­зяй­ст­ва кре­сть­ян), так и кол­лек­тив­ный (мо­на­стыр­ские и про­чие об­щи­ны) ха­рак­тер. В рам­ках натурального хозяйства про­из­во­дил­ся от­но­си­тель­но уз­кий на­бор про­дук­тов, не­об­хо­ди­мых для обес­пе­че­ния эле­мен­тар­ных по­треб­но­стей про­из­во­ди­те­лей и чле­нов их се­мей, а так­же вы­пол­не­ния об­роч­ных обя­за­тельств. Ос­но­вой его вы­сту­па­ло зем­ле­де­лие, со­че­тав­шее­ся с до­маш­ней промышленностью.

Для натурального хозяйства ха­рак­тер­на не­по­средственная связь про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния. Это, как пра­ви­ло, оп­ре­де­ля­ло мас­шта­бы и на­прав­лен­ность про­из­водственной дея­тель­но­сти. Как от­ме­чал А. В. Чая­нов, сте­пень са­мо­экс­плуа­та­ции тру­до­вых кре­сть­ян­ских хо­зяйств за­ви­сит пре­ж­де все­го от по­треб­но­стей се­мьи в про­дук­тах жиз­не­обес­пе­че­ния. Для натурального хозяйства свой­ст­вен­ны из­вест­ная ус­той­чи­вость, тра­ди­ци­он­ность про­из­вод­ст­ва, срав­ни­тель­но по­сто­ян­ный на­бор про­из­во­ди­мой про­дук­ции и не­из­мен­ное со­от­но­ше­ние от­рас­ле­вых про­пор­ций, ко­то­рые вос­про­из­во­ди­лись без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний в те­че­ние ве­ков и вос­при­ни­ма­лись про­из­во­ди­те­ля­ми как обя­за­тель­ная, тра­диционная хо­зяйственная нор­ма. Оно от­ли­ча­лось ру­тин­ной тех­ни­кой и край­не низ­ки­ми тем­па­ми раз­ви­тия.

Натуральное хозяйство, но уже не в ка­че­ст­ве гос­под­ствую­ще­го ти­па про­из­водственной дея­тель­но­сти, а в ви­де пе­ре­жит­ков, мо­жет вы­хо­дить и за рам­ки фео­да­лиз­ма. При­ме­ром то­му яв­ля­лась по­ре­фор­мен­ная Рос­сия. В.И. Ле­нин, ха­рак­те­ри­зуя мно­го­ук­лад­ность эко­но­ми­ки на­шей стра­ны в пер­вые по­сле­ре­во­лю­ционные го­ды, ука­зы­вал на на­ли­чие в ней пат­ри­ар­халь­но­го ук­ла­да.

Источник

Торговля Древнерусского государства

Скажу сразу и прямо. Я не хочу тут в свете последних веяний, разбираться кто кому и какой родственник. Современные государства они сегодня. А Древнерусское было давно. И я рассматриваю именно тот далекий период.

Внутренняя торговля Древней Руси

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Однако следует сразу же отметить – народное хозяйство Древнерусского государства оставалось глубоко натуральным, и торговля не смогла сразу занять заметное место в отраслевой структуре хозяйства страны. Ведь даже городские ремесленники, работая на заказ, участвовали лишь в натуральном обмене продуктами труда, получая от заказчика также какую либо необходимую им продукцию.
Тем не менее Русь в рассматриваемый период истории уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых обычно устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности достаточно часто хранили свои товары, а также различные торговые договоры и документы, за что церковь получала с них определенную часть прибыли, торгового прибытка. Вообще, по мнению исследователей, церковь внесла в торговый бизнес Руси некоторую стабилизацию. Она брала на себя главный контроль за честностью торговцев: проверяла меры, весы, преследовала ростовщичество. В меновой торговле активно участвовали князья и бояре, которые продавали избытки своих доходов, поступающие натурой. Даже великий киевский князь, установивший для подвластных ему племенных союзов дань – «полюдье» или «повоз» взимал их в натуральной форме – мехами, воском, медом и прочими продуктами, характерными для данной территории. Поскольку народное хозяйство страны было натуральным и развивалось слабо, то неудивительно, что весь внутренний торг делали крестьяне и ремесленники. Формирующееся русское купечество («торговые гости») занималось преимущественно торговлей международной, но с течением времени купцы все чаще участвовали и во внутренней торговле.

Главным торговым центром по праву считался стольный град Киев. Западные летописцы X – XI вв., описывая красоту и богатства столицы Древнерусского государства, особо отмечали ее бойкую торговлю. Действительно, «соперник скипетра Царьградского», замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути («из варяг в греки»), был центром экономической жизни страны и в короткое время достиг удивительного процветания. В Киеве, где находилось 8 торговых рынков, можно было встретить торговых гостей из самых разных областей и государств, как ближних, так и дальних. Именно из Киева расходились по Руси главные торговые пути. Днепр как естественная торговая дорога обеспечивал восточным славянам не только выход на юг, к греческим колониям, но и на север – к Балтийскому морю. Помимо речных путей к Киеву вели проторенные сухопутные тракты – из Курска, Чернигова, Галича, с берегов Дона. Частыми гостями в столицы были купцы из далекого Суздаля.

Денежная система Древней Руси

В условиях раннефеодального государства на Руси существовали пошлины с перевозки и продажи товаров: проезжие и торговые. Из проезжих пошлин рассматриваемого исторического периода главной был «мыт», взимаемый за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, чаще всего в местах переправ через водные преграды и на мостах строили специальные внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали сухое мыто, на судах – водяное мыто. Сборщики этой подати на Руси назывались «мытниками».

Наряду с мытом существовала целая система различных пошлин: головщина, задние колачи, мостовщина, перевозы, костка и прочие. Так костка взималась за право ехать по большой дороге, а задние колачи платили на обратном пути с каждого человека. Мостовщина и перевозы – это вообще особый вид проезжих пошлин: от их уплаты князья освобождали специальными жалованными грамотами.
Следует сразу заметить, что пошлины платили далеко не все. Служилые люди, дети боярские, государственные гонцы и иноземцы при передвижении по стране пошлин не платили. Однако провозить торгового человека с товарами им строго запрещалось, а за нарушение русские законы того времени предусматривали телесные наказания. Сбор пошлин являлся, по сути, монополией государства, однако князья иногда выдавали жалованные грамоты на сбор отдельных видов пошлин частным лицам и духовенству. Кстати, сегодня в нашей стране президент активно борется с коррупцией во всех эшелонах власти. Однако уже в период возникновения и существования Древнерусского государства при сборе пошлин было много нарушений и с торговых людей зачастую брали гораздо больше положенного.

В отличие от проезжих пошлин пошлины торговые взимались в городах или торжках с товара, привезенного на продажу, и с денег на покупку товара (с цены товара). На Руси существовали самые различные формы торговых пошлин: замыт, явка, гостиная дань, амбарное и полавочное, дворовая пошлина, весчее, свальное, контарное и проч. Особо следует отметить замыт. Если мыт взимался за право проехать с товаром, то замыт – за проезд с правом торговать. Все торговые люди приехав в город должны были явиться в таможню, без этого они не могли начать торговлю. Здесь их заносили в специальную книгу и взимали личную пошлину – явку. Кроме этого в ведении таможенников в то время находились и все меры (бочка, четверть, осьмина, полуосьмина) и таможня брала с торговых людей еще и померные пошлины.
Сборы с продаж не платились только с самых необходимых продуктов потребления. При этом местные жители либо совсем освобождались от уплаты таких сборов или имели значительные льготы. И наоборот, торговцы, прибывшие из отдаленной местности и иностранные купцы платили такие сборы в наибольшем размере. Так уже в то время князь пытался оберегать местного производителя и местный рынок.

Внешняя торговля Древней Руси

Торговля Древней Руси с Византией

Если обратиться к истории международной торговли, то можно заметить – наиболее интенсивно торговые связи развиваются в пунктах соприкосновения межплеменных союзов, княжеств и государств. И Киев доудельного периода русской истории являлся одним из таких пунктов. Именно через Киев шла активная торговля Востока и Запада.

Для Древнерусского государства в рассматриваемый нами период истории наиболее важными являлись торговые отношения с Византией, которые закреплялись дипломатическими актами. Содержание первых русско-византийских договоров свидетельствует, что господствующий класс, русское раннефеодальное государство придавали особое значение, с одной стороны, зарубежному сбыту излишков собираемой дани, ремесленных изделий натурального хозяйства; с другой стороны, были заинтересованы в получении золота, серебра, а также продуктов, которые не производились на Руси.

Поэтому неудивительно, что первые великие киевские князья уже со второй половины IX века начали вести активную политику за достижение преимуществ в торговле с Царьградом (Константинополем). С X века экономические связи Древней Руси с Византийской империей становятся все более постоянными и оформляются договорами. Причем нередко мы видим такую картину: дружина князя подступает под стены столицы империи, а князь вынуждает императора подписать более выгодный для Руси торговый договор. И из летописей видно: армии киевских князей часто ходили на Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). А договора 907 г., 911 г. и 944 г. значительно усилили торговые связи древнего Киева не только с Византией, но и вообще с южнославянскими странами (например с Болгарией). Ведь путешествие по Черному морю в то время было достаточно длительным. И русские купцы делали кратковременные остановки для отдыха, ремонта судов и пополнения запасов воды и продовольствия в портах Болгарии. При этих контактах наши предки не упускали возможности обменяться с болгарскими купцами товарами, заключить выгодную сделку. Причем кроме торговли в болгарских портах на побережье Черного моря русские купцы торговали с болгарскими коммерсантами и на территории Византии – как в самом Царьграде, так и в Фессалонике, на ежегодной ярмарке, проходящей в этом втором по значению городе империи в день Св. Дмитрия. А в XI веке отечественные купцы наладили тесные торговые контакты с южнославянскими купцами в Афоне.

Великий киевский князь всю внешнюю торговлю старался держать в своих руках. Так в русско-византийских договорах 907 и 944 годов было специально указано, что русские купцы имели право торговать в Константинополе только в том случае, если они имели специальную грамоту от киевского князя.
Вообще торговля с Византией требовала от правителей и купцов Древнерусского государства требовала значительных затрат и большого напряжения духовных сил. Ежегодно, в начале зимы, киевский князь с дружиной выезжал из Киева для сбора «полюдья» с покоренных племенных союзов.

Когда русские купцы отправлялись из Константинополя домой, то получали в дальнюю дорогу еду, якоря и прочее необходимое снаряжение. Из византийских пределов они везли вино, оливковое масло, ткани и дорогую одежду, ремесленные металлические изделия, металлическую монету, пряности, овощи и драгоценные камни. Из этого перечня видно, что большинство иностранных товаров предназначались для удовлетворения нужд феодалов и богатых горожан.
После принятия нашими предками в 988 году христианства в Киеве все чаще стали появляться греческие купцы. Путь в Киев был неспокоен и для встречи греческих купцов и защиты их караванов от кочевников киевский князь вместе с дружиной нередко выходил навстречу каравану. Однако с середины XI века в южные степи пришли воинственные половцы. И постепенно, к середине XII века, все торговые южные пути к черноморскому побережью оказались в полной власти степных кочевников. В результате этого торговля с Византией сначала пришла в некоторый упадок, а позднее совсем прекратилась. С ослаблением же Киева политический и торговый центр русской жизни перемещается на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.

Торговля Руси с Западом

Древнерусское государство вело кроме торговли с Византией и активную торговлю со странами Запада – Польшей, Венгрией, странами скандинавского региона, немецкими городами. И главным центром морской торговли Руси с Европой становится Господин Великий Новгород – северное русское княжество – республика. Новгород находился в самом начале пути «из варяг в греки», имел выход к побережью Балтики.

Коммерческое значение Великого Новгорода обнаружилось еще в период образования раннефеодального русского государства. Крестовые походы дали толчок в развитии промышленности и торговли в Западной Европе. И Новгород активно включился в этот процесс. Его торговля приобрела более развитый характер, купечество выделилось в особый слой городского населения и заняли в обществе важное социальное положение. Новгородское купечество объединялось в общины со своим самоуправлением и капиталами.
В рассматриваемый нами период истории и несколько позднее, в XII – XIII веках, торговые связи Великого Новгорода с Европой налаживались при посредничестве Ганзейского союза немецких городов во главе с Любеком. В результате коммерсанты Ганзы смогли занять в Новгороде несколько привилегированное положение: их подворье в городе – двор святого Петра – являлся самоуправляемой общиной, живущей по своим законам, подпадая под юрисдикцию властей Новгорода только в случае прямого столкновения с жителями города. Немецкие купцы практически не платили в русскую казну пошлин. Лишь при проезде через новгородские владения они платили проезжую пошлину, а из торговых – только за вес продаваемых и покупаемых товаров.
Купцы из Европы приезжали в Великий Новгород каждый год, весной и осенью. На Русь они везли вино, фландрские полотна и сукна, металлические и стеклянные изделия, соль и сельдь. Из русских пределов в Европу немецкие «гости» вывозили строевой лес, лен, пеньку, смолу, меха, кожи, воск, мед, изделия русских ремесленников. При этом следует отметить, что при заключении коммерческих сделок с новгородскими купцами коммерсанты Ганзейского союза имели серьезное преимущество. Они имели право проверять качество русских товаров, тогда как наши предки должны были покупать у иноземцев товары по образцам, без осмотра.

Исторические документы, доступные нам сегодня, свидетельствуют о том, что такое положение дел отечественных коммерсантов никак не устраивало, и они активно боролись за изменение правил торговли. Новгородское правительство стремилось хоть как-то ограничить деятельность ганзейских купцов и защитить интересы отечественного купечества. Так немецкие купцы не имели права вести в Новгороде розничный торг, также им категорически запрещалось торговать с купцами из других русских и нерусских земель.
Необходимо также отметить, что именно с торговли новгородцев с ганзейцами начинается период русской «купеческой» торговли, т.е. в Древнерусском государстве на базе внешней торговли начинает формироваться купеческий капитал. В новгородской торговле отечественный торговый человек выступал посредником между Русью и Западом.

Господин Великий Новгород был одним из тех древнерусских торговых «градов», где возникли первые купеческие корпорации. Летописи русские свидетельствуют: в XI – XII веках употребляются только два термина. «Купец – горожанин», который занимается внутренним торгом в отдельно взятом городе. И «гость – купец», ведущий торговлю с другими городами и странами. В XIII веке в обиход входит третий термин – «торговец». Однако следует сразу отметить тот факт, что элиту купечества Древней Руси составляли именно «гости», делавшие барыши на внешней торговле, именно они занимали важнейшие торговые и финансовые должности.

Несмотря на по сути кабальные торговые отношения с Ганзейским союзом новгородское купечество смогло получить выгоду и из такого положения дел. Новгородские коммерсанты вели активную торговлю со всеми русскими городами. Например в стольном Киеве они даже имели свою церковь – храм Св. Михаила. В Киев и другие русские города новгородцы везли меха, а закупали преимущественно зерно и товары из Византии. Когда же Южная Русь ослабла, и экономическое значение Киева пошатнулось, то новгородцы стали активно торговать в Суздали и Владимире на Клязьме. Сюда они везли иноземные, европейские товары, а основным предметом торга и вывоза в Суздальском княжестве для новгородского купца всегда был хлеб. Новгородцы всегда отличались практической сметкой и предприимчивостью. Владения Великого Новгорода простирались на большой территории. И они активно торговали и вели промысел на всей территории княжества. И с финскими племенами Балтики у новгородских торговых людей шел бойкий торг и к Белому морю новгородцы ходили, вели там рыбный промысел.
Из других торговых городов Древнерусского государства в торговле с Европой наиболее активно и значительно участвовали Смоленск и Псков. Так, Смоленск, находясь возле верхнего течения Днепра, занимал достаточно выгодное географическое положение: находясь на торговом пути «из варяг в греки» он одновременно имел выход в Балтику благодаря близости Западной Двины. Поэтому жители Смоленска издавна вели бойкий и выгодный торг в Киеве, а с XIII века – с немецкими прибалтийскими городами и жителями острова Готланд. Так смоленский князь Мстислав Владимирович (годы правления 1125 – 1132) заключил в 1129 году торговый договор с Ригой. Этот акт предусматривал для двух сторон свободную торговлю (для русских купцов – в немецких городах, для немецких купцов – в Смоленске), свободное плавание по Западной Двине, защиту иностранных купцов, оперативное рассмотрение долговых претензий. Немецкие коммерсанты везли в Смоленск преимущественно продукты обрабатывающей промышленности, а закупали в основном сырье. Для смоленских купцов основными торговыми рынками являлись города Рига и Висби. Так уже в конце XIII века в Риге постоянно проживало около 80 русских семейств, они занимали целую улицу и имели в городе свой православный храм. Немецкие купцы в Смоленске тоже имели свой торговый двор и католический храм – церковь Св. Марии.

Древний Псков с XII века был одним из основных пригородов Великого Новгорода и постоянным посредником в его торговых сношениях с немецкими торговыми городами. При этом Псков также выполнял роль укрепленного форпоста на северо-западном рубеже Древнерусского государства и в течение нескольких столетий он оберегал Русь от захватчиков. Вместе с развитием новгородской торговли Псков становился все более независимым и в 1348 году был признан «младшим братом» Великого Новгорода. Поэтому неудивительно, что после подчинения себе Великого Новгорода Москва добилась в 1510 году и подчинения Пскова. Многие торговые семьи были переселены в столицу Московского княжества, а вместо свободной торговли в Пскове были введены многочисленные таможенные строгости и ограничения.

Торговля Древней Руси с Востоком

Следует также отметить, что Древнерусское государство с давних времен вело торговлю с Востоком используя также бассейны Каспийского Азовского и Черного морей. Вообще весь причерноморский регион следует выделить особо. В период античности и всего средневековья этот регион являлся одним из перекрестков мировых цивилизаций и центром оживленной международной торговли. Сложившаяся веками система обмена товарами и культурными ценностями часто нарушалась войнами и разрушениями, а также политической и экономической нестабильностью.
Это было связано с тем, что вплоть до XII века Византийская империя пыталась превратить Черное море в свое внутреннее море, взяв под контроль проливы и опорные пункты в Крыму и на Кавказе. Наши же предки этому активно сопротивлялись. Отдельно от всех русских земель на морском побережье стояло Тмутараканское княжество, а киевские князья часто организовывали не только торговые, но и военные походы к стенам греческих городов-государств в Причерноморье – Херсонеса, Ольвии и прочих.

Источник

Тест по истории «Экономика Руси»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест к теме Экономика Руси

1.Как называлась основная масса сельского населения Киевской Руси?

1,Люди 2.Закупы, 3.Смерды 4.Холопы

2. Плата за аренду земли — это:

1.издольщина, 2.барщина, 3оброк 4.рента

3. Работа на земле феодала зависимого крестьянина называлась:

4. Феодальные отношения утвердились на Руси к:

1. началу XII в 2. середине IX в 3. середине XI в 4. середине X

5. Феодальное хозяйство было натуральным, так как:

1. денег не было, и крестьяне осуществляли обмен продуктами 2. крестьянам надо было покупать на рынке для феодалов только натуральные продукты 3. продукты и вещи в хозяйстве изготавливались не для продажи, а для собственного потреб-ления 4. крестьяне расплачивались с феодалом натуральными продуктами

6 Выделите вид отработочной ренты при феодализме:

барщина 2. Издольщина 3. Оброк 4. Отработки

7. Выделите вид натуральной ренты при феодализме:

1.отработки 2.издольщина 3.барщина 4.оброк

8. Феодализм — это общественный строй, при котором:

1. основными классами являются феодалы и зависимые крестьяне 2. господствует натуральное хозяйство и основными классами являются феодалы и зависимые крестьяне 3. господствует товарное хозяйство 4. господствует натуральное хозяйство

9. Жили на земле феодала и платили ему за аренду земли:

10. Крестьянин, попавший в личную зависимость за долги, назывался на Руси:

1.смердом 2рядовичем 3.закупом 4.холопом

11. Наследственное земельное владение, дающееся за военную службу князю, — это:

1.деньга 2. земля 3.скот. 4.золото

13. Крестьянин, попавший в личную зависимость по договору, назывался на Руси:

1. закупом 2. Смердом 3. Холопом 4. Рядовичем

14 Особенностью феодализма на Руси было:

отсутствие свободных земель 2 отсутствие зависимых крестьян 3. малое количество феодалов 4 наличие огромного государственного сектора

15. Крестьянин, чье положение на Руси было аналогично положению раба, назывался:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *