Известно что в средние века на руси
Натуральное хозяйство в Древней Руси
Для Средних веков характерна в первую очередь слабая развитость товарной специализации районов и рынка. Безусловно, север славился пушниной, пенькой и древесиной – ее купцы везли на юг, где охотно закупали вина, специи и другие товары. Но востребованы они были у зажиточных людей, а в Средние века, когда господствовало сословное разделение, зажиточных людей было значительно меньше, да и в производстве они участвовали слабо. Речь, конечно же, о знати.
В тесте ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос.
Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.
Натуральное хозяйство – это такой тип производства, когда вся продукция изготавливается только для удовлетворения собственных нужд. Одежда, продукты, жилье. Крестьянин в Древней Руси все это вынужден был делать самостоятельно. Черты натурального хозяйства еще долго сохранялись в нашем государстве, вплоть до конца XIX века, это связано, в первую очередь, с бедственным положением крестьян.
Так какие два товара нужно было приобретать?
Прежде всего – это соль. Соль была единственным доступным консервантом и с ее помощью продукты сохраняли на зиму. Важность этого продукта подтверждается тем, что именно из-за повышения налога на соль в XVII при Алексее Михайловиче происходит крупный «Соляной бунт». В дальнейшем Екатерина II установит фиксированную цену на соль, как на продукт первой необходимость, чтобы не допустить волнений и голода.
Соль добывали в соляных копях, вываривали из морской воды. Простые крестьяне не занимались добычей соли и вынуждены были ее покупать. Это первый товар.
Второй товар – это железные изделия. Это мог быть плуг, коса, ножи – все, что необходимо в хозяйстве. Железные изделия изготавливали специально обученные мастера – кузнецы, эта профессия была очень важной в Средние века. Как правило, кузнецы специализировались на своем труде и ничем больше не занимались. Поэтому железные изделия крестьянин так же вынужден был покупать.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему в средневековой России так и не прижился полный латный доспех, как в Европе
Какие в Европе были стройные и красивые рыцари с ног до головы, закованные в сверкающую сталь! Почему ничего подобного так и не появилось в русских землях? На этот счет существует множество откровенно странных версий. Однако, в действительности виной всему был один единственный процесс – ориентализация русского войска в XV веке. Что же это такое?
Начать следует с того, что полный латный доспех в Европе появился в самом конце Cредневековья. До этого рыцари использовали кольчуги и отдельные цельностальные элементы брони, такие, как шлемы, печатки, наручи. Кроме того, в рыцарской коннице широко использовалась в том числе матерчатая и кожаная броня. Только к концу Столетней войны между Англией и Францией с 1337 по 1453 год появляются те самые «классические» рыцари, похожие на стальные скульптуры. Появление и широкое распространение полного латного доспеха было в первую очередь связано с развитием экономики, открытием новых способов литья стали и совершенствованием мастерства кузнецов.
Рыцари в привычном виде появились только к концу Столетней войны. infourok.ru.
Русская земля на самом деле достаточно бедная. calendata.ru.
До XV века в землях древнего русского государства все было в полном порядке со стальным бронированием конницы. Русские витязи-дружинник практически не отличались от своих европейских коллег. Наши войны были закованы в те же кольчуги, стальные шлемы и наручи, использовали мечи, булавы и копья, использовали на поле боя те же тактические приемы, что и западные европейцы. Более того, до XIII века включительно русские войны (особенно из богатых городов) нередко были даже лучше защищены стальными доспехами, чем европейцы. Например, когда в Европе повсеместно использовали только кольчужные рукава и перчатки, на Руси их уже массово дополняли стальными наручами.
На Руси не было диких лошадей. nazaccent.ru.
В итоге получается вилка: держава нуждается во все большем количестве воинов, однако снаряжать их по старому образцу в супердорогое стальное снаряжение по примеру «европейских рыцарей» становится невозможно по экономическим причинам, русская земля дает слишком мало прибавочного продукта от сельского хозяйства по сравнению с какой-нибудь Францией.
Русское войско пошло по пути ориентализации. warspot.ru.
Латы и копье уступили свое место тегеляю и луку. / co.pinterest.com.
Важно понимать, что помимо общей слабости сельского хозяйства (относительно ряда европейских феодальных государств) в большинстве регионов Руси был и ряд дополнительных проблем. Например, острая нехватка качественного железа – собственные рудники в России появятся только после Петра I в результате освоения Урала. Еще одна проблема – худость конского поголовья: дикие лошади на Руси никогда не жили, во все времена их приходилось покупать. А с этим было немало проблем, т.к (смотри выше) сельское хозяйство дает не так уж много прибавочного продукта. В итоге «русская» военная лошадь была намного хуже и слабее какой-нибудь «французской», что является принципиально важным фактором, так как кони для создания тяжелой рыцарской кавалерии должны быть очень сильными. Стоят такие огромных денег. Бедность конского поголовья была для России проблемой вплоть до времен Екатерины II.
Ориентализация русского войска не была чьим-то желанием, прихотью или реформой. Это был объективный, если угодно – вынужденный и постепенный процесс изменения воинской культуры русской аристократии под действием агрессивной внешней и внутренней среды. Если допустить, что ориентализация на Руси не произошла бы, то скорее всего русское государство в итерации Московской Руси скорее всего прекратило свое существование еще до конца XV столетия.
20 интересных фактов о Древней Руси, про которые вы вряд ли знаете
1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.
2. Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.
4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. — По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
5. В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».
В переводе с древнерусского «мысь» — это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.
6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.
7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».
8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.
9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».
10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.
11. В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.
12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.
13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.
14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.
15. Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.
16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».
19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».
20. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
Раннее Средневековье Руси
Средневековье (V—сер.XVII вв.)—один из самых длинных и значимых периодов в истории. Именно в это время произошло формирование и дальнейшее развитие западно-европейских государств. Началом Средневековья принято считать падение Западной Римской Империи в 476 году, а завершением— буржуазную революцию в Англии в 1642 году.
Средневековье делится на три периода:
Периодизация Средневековья Руси немного отличается от западно-европейской, так как первое упоминание славян в исторических источниках появляется в VI в., во время последней волны Великого переселения народов. Формирование государства Русь началось только лишь в IX в. Таким образом, раннее Средневековье Руси датируется IX—XI вв. За это время государство окончательно сформировалось, сложилась государственная территория, общественный строй, установилось хозяйство и религия.
Общественно-политический строй
До формирования государства Русь восточные славяне жили отдельными догосударственными общностями, которые именовались «славиниями». В VI—VIII в. в ходе переселения у славян произошел слом племенной структуры. На смену старым племенным связям пришла новая знать—князь и его служилые люди, дружинники. Центрами славиний становились укрепленные поселения—грады. Князь Олег объединил под своей властью два наиболее развитых и могущественных града—Киев и Новгород. Сначала каждая славиния сохраняла своих князей и полную внутреннюю автономию, но была обязана выплачивать дань киевскому князю. Постепенно, большинство областей присоединилось к Древнерусскому государству. Князь Святослав первым произвел раздел подвластных ему территорий между своими сыновьями. И, наконец, киевский князь Владимир совершил переход к новой территориально-политической структуре, при которой восточнославянские земли находились под непосредственной властью киевской княжеской династии. Управление осуществлялось благодаря князьям-наместникам, которых лично назначал киевский князь. Раннее Средневековье Руси—время, когда общественно-политический строй государства окончательно сформировался.
Хозяйство и религия
Основными занятиями восточных славян в эпоху раннего средневековья являлись следующие виды деятельности:
Религией восточных славян было язычество. В славиниях преобладали культы разных божеств. В IX—X вв. культ Перуна становится основным, так как в основном ему поклонялась правящая знать. Особым уважением пользовались языческие жрецы—волхвы. На капищах возводились идолы—статуи богов. В 988 году произошло крещение Руси. Князь Владимир ввел государственную религию—христианство византийского образца— чем завершил формирование государства.
Как боролись с эпидемиями на Руси и в царской России: почему это не всегда проходило удачно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мрачные столетия на страницах летописей
События тех веков по обыкновению фиксировали в летописных сводах. Больше всего информации об эпидемиях прошлых столетий можно найти в Новгородской, Псковской, Тверской и Московской летописях. Уже в XII веке наблюдались локальные вспышки нескольких неизвестных болезней, но с конца XIII до середины XV века эпидемии были особенно частыми. После вспышки в 1278 году Псковская летопись фиксирует мор в среднем раз в 15 лет. В Новгородской летописи чума фиксируется каждые 17 лет.
Новгород и Псков чаще других городов подвергались напастям из-за постоянных торговых связей с Западом. А согласно Псковскому летописному своду, одна из эпидемий, свирепствовавших в 1351-1353 гг., пришла из Индии. В 1364 году опустошающий мор настиг Москву, Владимир, Тверь и другие города через Нижний Новгород. Продолжительность эпидемий тех времён не может точно установить даже современная наука, поскольку сохранились лишь отрывочные сведения.
Какие эпидемии вспыхивали в царской России (чума, холера, оспа)
В 1654 году Российское государство поразила страшная чума. Переносчиками болезни были блохи и крысы. Вполне возможно, что чума пришла в Россию из Персии через Астрахань или через Украину и Крымское ханство. Эпидемия в столице была взята под контроль к январю 1655 года, но в других городах она не прекращалась до 1660-х годов. Болезнь забрала жизни более 700 000 человек.
Во время правления Екатерины II в Москве разразилась новая вспышка болезни. В 1771 году архиепископ Амвросий отказался выставлять икону Богоматери Боголюбовской на всеобщее обозрение, опасаясь, что чрезмерное скопление людей приведёт к дальнейшему распространению напасти. Его поступок возмутил народ и вызвал «чумной бунт». Для его подавления в Москву направился Григорий Орлов. Вспышка чумы заставила правительство задуматься о более эффективных мерах. К сентябрю 1771 года ситуация была взята под контроль.
В 1830 году во время русско-турецкой войны в Российскую империю проникла новая болезнь — холера. Во время первой вспышки ни население, ни власти не были готовы к её последствиям. Болезнь принимали за уже известную чуму, но осенью 1830 года был создан «Центральный комитет по искоренению холеры». Превентивные меры в условиях эпидемии, такие как больницы, карантины и блокпосты, остались неизменными.
К 1831 году эпидемия достигла столицы. В Петербурге стали говорить, что холера — это мистификация, созданная иностранцами, чтобы разорить русский народ. В XIX веке карантин был основным средством борьбы с холерой. Позже к этому добавилась дезинфекция воды и воздуха, зданий и одежды. Со временем болезнь стала считаться обычным явлением и становилась предметом злых анекдотов.
Чем были страшны эпидемии в старину
Всегда бок о бок с эпидемиями шли голод и падеж скота. Голод ослаблял иммунную систему людей, которые не могли уже обрабатывать землю. Ситуация усугублялась спекулянтами, которые поднимали цены на зерно.
В самые трудные годы неоднократно фиксировались случаи каннибализма. А в периоды наибольших вспышек смертность была настолько высокой, что целые семьи приходилось хоронить в одном гробу или в огромных братских могилах. В обострённые моменты эпидемий в городе ежедневно умирало более ста человек, а единственным средством было проведение массовых молитв среди населения и строительство новых церквей. Иногда это усугубляло эпидемию.
Специалисты объясняют, что в средневековом мировоззрении природа не могла рассматриваться как самостоятельная реальность, а все происходящее в жизни воспринималось как результат воли Бога. Многие люди восприняли возникшую ситуацию как призыв к духовной ответственности и отказу от земного мира.
Из записей становится явным, что передача имущества Церкви становилась массовым явлением, часто связанным не со смертью владельца, а с его решением стать монахом. Вместо того, чтобы искать лекарства от болезни, облегчать страдания инфицированного, людей изолировали от остального населения и просто ждали, пока мор отступит или возьмёт верх. Только к XIX веку с массовыми инфекциями научились бороться, но пандемии часто оказывались более коварными и никого не щадили.
Как проходил первый карантин и чем отличался от современного
Древние киевляне понимали, что основным путём передачи болезней является человек, поэтому заражённые территории закрывали на карантин. Из таких ограниченных мест люди также искали выход. Когда мор распространялся по городу, жители уходили в леса, бросали свои дома, оставляли вещи и запасы еды, и не возвращались, пока эпидемия не проходила. Болезнь считалась ушедшей, когда умирал последний больной. Не зная об особенностях возбудителей, люди возвращались в города, и часто эпидемии вспыхивали с новой силой.
Одним из факторов повторных заболеваний было то, что умерших от инфекции людей часто хоронили на церковных кладбищах. Полагая, что местность проклята, иногда люди сжигали целые поселения.
Несмотря ни на что наши предки имели правильное представление о гигиене еще с незапамятных времён. Древние славяне давно поняли взаимосвязь между здоровьем и поддержанием личной, пищевой и общественной чистоты.
Культ «омовения» у русичей: как баня спасала от напастей
Архивные и летописные записи свидетельствуют о повальном культе «омовения» у жителей Киевской Руси. Нестор Летописец упоминает о распространённой практике жителей древнего Киева обливаться холодной водой для закаливания.
В отличие от своих западных соседей, русичи уделяли особое внимание гигиене. Когда Средневековая Европа боролась со вшами и антисанитарией, жители Киевской Руси возводили в культ банное дело. Из летописных упоминаний ясно, что баня занимала особое место в жизни Руси. Например, в договоре с Византией от 907 года говорится, что побеждённая Византия обязана была разрешить купцам Киевской Руси пользоваться банями Константинополя.
Часто во время первых эпидемий лекари предписывали парную баню как надёжное средство в борьбе с болезнями. Конечно, чаще всего водные процедуры давали минимальный результат, но, возможно, именно культ «омовения» и традиция закаливания снижала вероятность повальных эпидемий на Руси. Были и другие способы борьбы с эпидемиями, например, в разные времена на Руси боролись с чумой огнём, молитвами и не только.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: