Историки считают, что первая голубиная почта появилась в Древнем Египте более трех тысяч лет назад. От египтян этот способ связи переняли древние греки и римляне. Согласно уставу, каждый римский легион должен был иметь достаточное число голубей для рассылки военных донесений.
За первенство в изобретении голубиной почты с египтянами могли бы поспорить китайцы. Позже голубиная почта появилась у галлов и германцев.
Существует немало письменных источников, свидетельствующих о применении голубиной почты не только в военных, но и в других целях. К примеру, в Древней Греции с помощью голубей посылались сообщения о победах на Олимпийских играх.
Использовать последних для пересылки писем оказалось наиболее удобно. Голуби хорошо размножаются в неволе, быстры в полете, у них острое зрение, и к тому же они достаточно сильны, чтобы нести на себе голубеграмму, как стали называть переносимые ими депеши.
В качестве почтовых отбирались экземпляры здоровые, выносливые, а главное, обладающие ярко выраженной способностью к ориентации в незнакомом пространстве. Прежде чем стать крылатым почтальоном, голубь должен был научиться этому. Обучение начиналось с 2-3-месячного возраста. Птицу заставляли совершать все более и более дальние перелеты от места старта до родной голубятни. На второй год обучения голубь уверенно возвращался к дому, находящемуся на расстоянии нескольких сот километров.
Много раз проводились опыты, когда голубей старались сбить с толку, запутать. Их увозили за сотни и тысячи километров в края, им совершенно незнакомые. При этом для большего эффекта птиц крутили в дороге на своеобразной карусели и даже погружали в сон. Тщетно! Способности к ориентации птицы все равно не теряли.
Известен случай, когда из Франции голубь был увезен в Германию. Только четыре года спустя ему предоставили свободу. И уже на второй день он возвратился в Париж в свою голубятню. А во время Гражданской войны гвардейцы барона Врангеля, отступая из Севастополя, увезли на чужбину несколько почтовых голубей. Выпущенные на волю, они постепенно один за другим возвратились в Крым, преодолев по воздуху более 2000 километров! Осажденный Париж
Французский биолог Шнейдер предположил, что птицы в полете ориентируются по солнцу. Голуби учитывают перемещение светила, а кроме того, необыкновенно тонко чувствуют время. Некоторые специалисты полагают, что голуби ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. Для проверки этой гипотезы к телу голубя прикреплялись небольшие магниты. Они должны были, по мысли ученых, лишить птиц способности правильно ориентироваться. Увы, эти эксперименты тоже оказались неудачными. Есть и другие гипотезы о природе удивительного свойства пернатых. Но, к сожалению, пока это только гипотезы.
Впервые голубиная почта как официальная государственная служба была учреждена в Париже, осажденном прусскими войсками в 1870-1871 годах. На аэростатах за пределы города было переправлено более 360 почтовых голубей, которые затем и доставляли осажденным голубеграммы с различными сообщениями. Другие голуби переносили депеши через линию фронта.
Осада Парижа продолжалась около четырех месяцев. За это время удалось передать около 150 тысяч как военных, так и гражданских, частных сообщений. Французы детально разработали технику изготовления голубеграмм. С длинного текста снималась микрофотография, уменьшенная в 800 раз по сравнению с оригиналом. Снимок переводился на тончайшую пленку из коллодия. Получалось письмо размером 3 на 5 сантиметров. Весило оно всего 0,05 грамма.
Рулончик пленки вкладывался в отрезок гусиного пера, запечатывался воском, и в таком виде депеша прикреплялась к хвосту или лапке голубя. Одновременно пернатый почтальон мог нести два-три десятка подобных депеш. Получив микрофотоснимок, его увеличивали посредством проекционного аппарата и прочитывали на большом экране.
В русской армии голубиная почта была учреждена в 1887 году для поддержания связи в военное время с осажденными крепостями. Сначала использовались голуби, выписанные из Бельгии, но в дальнейшем их начали разводить самостоятельно. Уход за голубями осуществлялся военными голубеводами-надзирателями. На восьмой день после рождения голубя на его лапку надевалось металлическое кольцо с государственным гербом, датой рождения и номером.
В ходе Первой мировой войны голубиная почта широко использовалась всеми воюющими странами. В некоторых из них она применялась и на военных кораблях. Особо отличившиеся птицы за боевые заслуги награждались орденами и медалями. Более того, в британской армии почтовому голубю №888 было присвоено звание полковника. Когда же он умер, его предали земле со всеми почестями, положенными при похоронах военных высокого звания.
Жива голубиная связь!
В Красной армии голубиная почта была организована в 1929 году. Надо сказать, что на советских голубеводов-любителей власти смотрели с подозрением. Чтобы предотвратить использование почтовых голубей во вред государству, разведение и содержание их без соответствующей регистрации запрещались.
Строгости эти еще больше усилились, когда началась Великая Отечественная война. При подходе немцев к столице было приказано всем московским голубеводам в трехдневный срок сдать птиц в ближайшее отделение милиции.
Не менее строгие порядки вводило на оккупированных территориях немецкое командование. Все голуби как потенциальные «шпионы» изымались у местного населения и уничтожались.
Во время войны в Советской армии голубиная почта использовалась главным образом в разведке. Но применялась она, как говорят военные, и для оперативной связи со штабами, полками, подразделениями. За день по 20 направлениям посылалось до полусотни, а иной раз и больше голубеграмм.
Выходит, нужны еще крылатые почтальоны. Жива голубиная связь!
Игра-викторина «Что мы знаем пернатых друзьях» (старшая группа)
НОВИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Игра-викторина «Что мы знаем пернатых друзьях» (старшая группа)
Старшая группа.
Игра-викторина: «Что мы знаем пернатых друзьях»
Цель: Закрепление знаний о птицах.
Задачи: Расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Развивать связную речь; развивать умение слушать ответы друг друга
Воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования;Оборудование:разрезные картинки, звездочки за правильный ответ.
Ход занятия
(звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Ведущий: Ребята, как вы уже догадались, что наша викторина посвящена птицам. Вас ждут интересные вопросы, загадки и забавные задания.Где бы вы не гуляли: по берегу реки, в деревне, городу, лесу – повсюду вы встречаете птиц. Их жизнь полна чудес и загадок. И сегодня мы попытаемся узнать об удивительном мире пернатых.
На экране картинки с изображением птиц: команды поочерёдно называют птицу и определяют перелётная или зимующая.
Задание №3 Птичий язык».
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт?
Дети слушают пение птиц, отгадывают птицу.
Задание № 4 «Из какой мы сказки?»
Ведущий. Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.
1. Какая птица снесла золотое яйцо (курочка ряба)
2. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (лебедем)
3. Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)
4. У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова (у вороны)
5. Какая птица, когда стучались в дверь,спрашивала: «Кто там? Кто там?»(галчонок)
6. Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)
7. Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)
8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»(ворона)
Задание № 5 Игра«Разрезные картинки»— Соревнуются капитаны. Командам предлагаются конверты с разрезными картинками. Нужно собрать картинку-пазл, назвать сказку и птицу-героя сказки. («Лиса и журавль», «Лягушка-путешественница»).
Задание №6 ««Вопрос-ответ».
1. Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин).
2. Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин).
3. Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел).
4. Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси (сова).
5. Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом (страус).
6. Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля (колибри).
7. Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда (кукушка).
8. Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса (попугай).
9. Назовите птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых(соловей). 10. Назовите певчую птицу, получившую свое название по месту своей родины — Канарских островов (канарейка).
Ведущая: Ой,как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов, попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи, есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки, пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова (днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит, дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть, что их всех не перечесть.
Нас сражают пением и буйным оперением!
Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.
Награждение победителей дипломами
Ведущая: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умнее и дружней. Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц!
А теперь мы подведём итоги. И поможет нам в этом наше жюри.
Подведение итогов и награждение.
Игра-викторина «Любимые сказки» (старшая группа) Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках: название, содержание, взаимодействие в процессе театрализованной игры. Задачи:.
Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа Викторина: «Что мы знаем о весне?» Цель: обобщить представления детей о весне. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: систематизировать.
Игра-путешествие «В мире волшебства» (старшая группа) Игра – путешествие «В мире волшебства» (старшая группа) Разработчик: Широкова С. Л., воспитатель Программное содержание: создавать ситуации:.
Викторина «Что мы знаем о природе?» Викторина «Что мы знаем о природе» Цель: Активизировать знания детей о животных и природе их обитания Задачи: Образовательные: систематизировать.
Викторина «Что мы знаем о своем городе, о своей Родине» Викторина «Что мы знаем о своем крае, о своей Родине» Цель: продолжать формировать представление о том, что такое родной край, Родина. Закреплять.
Викторина по пожарной безопасности (старшая группа) Цель: Познакомить детей с разными средствами (вода, песок, земля) для тушения огня. Уточнить в каких случаях используют эти средства, соблюдать.
Викторина-развлечение «Что мы знаем о лете» Цель: Закрепить знания детей о времени года – лето. Задачи: Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить её красоту.
Средства: Заготовка- голубь, ножницы, ленточка, белая бумага
• 2 обычных листа белой бумаги(формата А4);
• карандаш, ножницы, две мохнатых проволоки (синюю и белую).
Ход занятия
Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон. (Голубь.)
— Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей.)
В давние-давние времена, когда Русь от врагов защищали богатыри, почту и телефон людям заменяли птицы – это голуби.Эти птицы были верными помощниками и в Великую Отечественную Войну: они иногда доставляли донесения в штаб и партизанские отряды. Давайте сегодня с вами сделаем таких почтовых голубей и отправим с ними поздравления для ветеранов.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Приземляться нам пора.
Отдохнули, а теперь приступаем к работе.
1. Один лист складываем гармошкой, на втором – рисуем профиль голубя. Главное, чтобы ваш голубь был похож на птицу – у него должна быть голова с клювом, туловище и хвост.
2. Теперь нужно вырезать голубя по контуру, посредине сделать небольшую прорезь (длиной примерно 5 см) и с обеих сторон нарисовать карандашом кружочки-глаза.
Сложенный гармошкой лист сгибаем пополам, а потом разгибаем обратно. После этого вставляем лист в прорезь – так, чтобы место сгиба оказалось посередине. Осталось слегка расправить крылья, и вот он, голубок!
3. Теперь сделаем петельку из мохнатых проволок. Для этого проденем в прорезь синюю проволоку и примотаем к обоим её концам белую.
Вот и готовы ваши почтальоны. Вечером нарисуете поздравительные открытки ветеранам с Днём Победы. И эти открытки мы отправим не обычной почтой, а «голубиной».
«Голубь мира, голубь победы». Мастер-класс Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного.
Стенгазета «Голубь мира, голубь победы» В своём блоге от 9 апреля 2015 года я рассказывала о том, как можно сделать аппликацию ко дню Победы «Голубь мира, голубь Победы». В рамках.