Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Основы социологии Макса Вебера

Макс Вебер – известный немецкий ученый, посвятивший жизнь изучению развития социальных наук, создатель понимающей социологии и теории социального действия. Он утверждал, что любые человеческие действия наделены смыслом, имеют рациональные зерно. Чтобы постичь смысл, необходимо изучать намерения, ценности, убеждения индивида. Ученый ставит себя на место испытуемого с целью наилучшего понимания причин совершаемых поступков.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Социология Макса Вебера: предмет, методы исследования

Ученый указал на принципиальные отличия между естественными и социальными науками. Цель первых – открытие законов детерминизма, для вторых – нахождение причинно-следственных связей в поведении индивидов. Главное их отличие – принципиально разный подход к изучению причин того или иного феномена.

Вебер считал, что общественные процессы есть результат совпадения множества факторов и возможностей. Для социальных наук он ввел термин «адекватной причинности»: на то или иное событие влияет множество условий, поэтому исход предугадать сложно. Поскольку люди руководствуются более или менее рациональными мотивами, их действия легко типизировать, а социальные факторы систематизировать.

Предмет социологии, согласно теории Вебера, – анализ и типизация социальных действий людей.

Вебер не стремился собрать нужное количество эмпирических данных. На первых этапах он прорабатывал методологическую позицию, затем формулировал познавательные принципы, делал теоретические выводы, а затем подкреплял их эмпирикой.

Основные элементы Веберовской методологии:

Вебер полагал, что у социологии нет инструментов, чтобы открывать универсальные законы поведения (в отличие от естественных наук). Опираясь на эмпирические данные, она может доказать тот факт, что общество претерпевает эволюционный прогресс. Теоретические выводы, полученные в процессе исследования, дают основания для оценки (и оправдания) любого типа общественного устройства. Ученый критиковал некоторые течения социальной науки за излишнюю психологизацию познания. Социология должна быть объективной.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Главный объект и критерий социального познания – сознание, субъективность поступков конкретного индивида. Противники теории Вебера считают, что сознание и мотивационно-смысловая сфера объективно детерминированы. Объекты, отражающиеся в сознании, носят субъективный характер, они искажены, реальны лишь отчасти.

Основные категории понимающей социологии – это поведение, действие и социальное действие.

Поведение наиболее общая категория деятельности. Оно становится действием, когда человек придает ему субъективный смысл. Социальное действие имеет место, когда индивид соотносит свои поступки с поступками окружающих, ориентируется на них. Несколько социальных действий образуют смысловые связи, на основе которых развиваются социальные отношения.

Цель социологии Вебера заключается в попытке понимания, чем руководствуются индивиды, совершая то или иное действие, что повлияло на отрицательный или положительный результат, каковы последствия.

Социальные ценности

Веберу принадлежит труд «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке», в котором автор высказался о том, что социология лишена субъективизма и оценочных суждений. Исследователи должны пользоваться только объективными методами, опираться на общественно значимые ценности – истину, справедливость, свободу.

Ценности, по мнению Вебера, – это установки той или иной исторической эпохи. Если частный интерес носит субъективный характер, то общественный представляет собой устойчивую и объективную конструкцию.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Принцип отнесения к ценности есть исследовательский прием, представляющий собой философское осмысление частнонаучного объекта исследования, методов сбора и анализа эмпирической информации.

Выделяют две группы ценностей:

Социология становится «понимающей», когда ориентируется на объяснение социальных действий в пределах определенного исторического периода. Наука изучает общественные процессы, опираясь на современную систему ценностей.

Вебер стремился изучать уникальные социальные явления и их причины. Ученый предлагал рассматривать социальные факты через призму социальных действий индивидов.

Социальные действия

Verstehen – это процедура исследования действий субъектов на микроуровне, а через них изучение культуры целого общества (макроуровень). Ученый опирался на теорию социального номинализма.

Существуют признаки, определяющие социальное действие:

Вебер определяет «социальное действие» как поведение индивида, продиктованное внутренней или внешней мотивацией, в котором присутствует субъективный смысл. Личность должна быть ориентирована на других людей.

Социальное действие имеет место, когда в основе человеческих поступков лежит мыслительный процесс.

К данной категории не относят следующие проявления:

Вебер изучал поведение отдельных индивидов, а не групп и коллективов. Государство, семья, общины не относят к субъектам социального действия.

Концепция «идеального типа»

Понятие «идеальный тип» занимает центральное место в методологии. Вебер применял его для исследования и анализа различных сторон жизни.

Идеальный тип – это логический конструкт, с помощью которого исследователь изучает социальные явления. Это совершенная мера. То или иное явление сравнивают с эталоном и определяют степень отклонения от идеала.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Выделяют 4 «идеальных типа» социального действия:

В зависимости от того, в какой стадии развития находится общество, преобладает тот или иной тип действий. Для архаичной системы характерны аффективные и традиционные действия, для высокоразвитой – целерациональные и ценностно-ориентированные.

Идеальный тип – это эвристическая гипотеза, способная упорядочить явления, не привязываясь к какой-либо схеме. Идеальный тип фиксирует культурный смысл тех или иных событий.

Заключение

Теория Вебера подверглась жесткой критике, поскольку термин «понимание» более органичен в контексте философии. Многие оппоненты немецкого социолога упрекали его в надуманности проблемы сознания, смысла, внутреннего содержания, субъективности социальных процессов.

Вебер считал, что правильная интерпретация смыслов помогает улучшить коммуникативное взаимодействие. «Понимающая» социология дала начало новой традиции в социологическом мышлении, названной традицией понимающей социологии.

Понимающая социология Вебера стремилась узнать внутренний смысл действий индивида. Данную теорию ученый разработал, опираясь на идеи неокантианства и философии жизни.

Вебер пропагандировал идею разумно организованной жизни, где царит хорошо отлаженное управление, преобладают рациональные правила и нормы, упорядочивающие отношения между людьми.

Источник

Макс Вебер

Фото Все

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Видео Все

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Наука и политика у Макса Вебера — Григорий Юдин

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

«Кафедра»: Макс Вебер о политике и политиках.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Макс Вебер — биография

Макс Вебер – известный немецкий социолог, историк, философ, политический экономист. Благодаря его идеям, общественные науки начали развиваться по новому пути, в особенности социология. Макс Вебер, так же как и Карл Маркс, и Эмиль Дюркгейм, стоял у истоков зарождения социологической науки.

Его работы в сфере социальных исследований, социальных теорий и дисциплины самой социологии помогают рационализировать и «расколдовать» физические и социальные законы. Макс Вебер вместе со своим помощником Георгом Зиммелем создали методологический антипозитивизм, согласно которому социология – неэмпирическая сфера, которой давно пора отделиться от естественных наук, и идти своей дорогой.

Детство

Родился Максимилиан Карл Эмиль Вебер 21 апреля 1864 года в центральном городе Тюрингии – Эрфурте. Он был первенцем в семье Макса и Элены Вебер (до замужества Фалленштейн), после него родилось еще шестеро детишек. Отец Максимилиана – состоятельный и известный государственный служащий, член Национал-либеральной партии. Мама была потомком французских гугенотов, всю жизнь соблюдала свои моральные принципы, соблюдала догмы кальвинизма и стремилась вести аскетичный образ жизни. Отец напротив, любил «земные наслаждения», поэтому со временем отношения с супругой стали несколько напряженными.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществоведМакс Вебер в детстве

Дома у Веберов часто бывали коллеги отца по партии, ученые, местная власть. Они много дискутировали на разные вопросы, а Макс-младший впитывал их разговоры, подобно губке. Политические дискуссии, интеллигентные споры по любым вопросам, многообразие мнений – именно это формировало его мировоззрение. В тринадцать лет Максимилиан написал два исторических эссе, и поднес их родителям в качестве рождественского подарка.

Он очень не любил заниматься с учителями, эти уроки навевали ему тоску и уверенность, что он просто тратит время впустую. Макс не торопился выполнять задания, вызывая у преподавателей злость и раздражение своей нерадивостью. В этом же возрасте он увлекся чтением, прочел 40 томов сочинений Гете и других немецких и мировых классиков.

В 1882 году Макс Вебер стал студентом юридического факультета Гейдельского университета. Спустя некоторое время получил перевод в Берлинский университет. Будущий известный социолог признался, что на первых курсах вел разгульный образ жизни, ему нравились феерические студенческие вечеринки с пивом. Серьезным увлечением того времени стало фехтование.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществоведМакс Вебер с братьями

Но это никоим образом не сказывалось на учебе, Макс демонстрировал отличные знания, и вскоре уже начал нарабатывать себе практический опыт. Он нашел себе работу помощника адвоката. В 1886-м молодой человек отлично сдал экзамен, после которого мог самостоятельно работать.

Спустя три года Вебер блестяще защитил диссертацию и получил степень доктора юридических наук. Он занялся изучением международного права и снова засел за диссертацию, которую собирался представить ученому совету. Одновременно с этим его взяли преподавателем в Берлинский университет, он также консультировал всех желающих по вопросам юриспруденции.

Наука и социология

Кроме юридических вопросов Макс всерьез заинтересовался социологией, а если сказать точно, то социальной политикой. Вебер вошел в «Союз социальной политики», где вместе с такими же, как сам, занимался изучением интересующих его вопросов.

Члены этого сообщества придерживались главного принципа, который гласил, что экономическая наука это инструмент для решения социальных проблем общества в текущей эпохе. Одновременно с этим Макс заинтересовался и политикой, он ступил в левоцентристскую партию.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществоведМакс Вебер

С 1884 года биография Вебера тесно связана с городом Фрайбург, куда он переехал в качестве преподавателя экономики местного университета. На новом месте Макс быстро обзавелся знакомыми-интеллектуалами, которые вошли в своеобразный «круг Вебера». Он подружился с Робертом Михельсом, Марком Блоком, Вернером Зомбартом.

Вебер по-прежнему отводит много времени на изучение экономики и истории права. Особенно его интересует социология и социальные теории. В те же годы Макс ввел в обиход понятие «понимающая социология».

В 1897 году Вебер-младший поссорился с Вебером-старшим, они не общались на протяжении двух месяцев. Потом отец умер, так и не помирившись со своим старшим сыном. Эта трагедия сильно сказалась на психике Макса, у него началась депрессия, появилась бессонница и нервное напряжение. Вебер бросил преподавательскую деятельность, отправился в санаторий, где провел несколько месяцев. После этого уехал в Италию, и вернулся только в 1902 году, через два года после отъезда.

Все это время ученый подробно фиксировал свое состояние, описал расстройства психики и страхи, которые его преследовали постоянно. Но эти записи были уничтожены его женой, которая побоялась, что они могут навредить карьере супруга, что власти могут запретить публиковать другие работы Вебера, признав его сумасшедшим.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществоведРабота Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»

В 1903-м Макс наконец-то восстановил свое психическое здоровье, пошатнувшееся в результате смерти отца, и снова занялся научной работой. Но в университет он больше не вернулся, нашел себе место помощника редактора научного журнала. Спустя год именно на страницах этого издания Вебер напечатал свою основную работу – «Протестантская этика и дух капитализма». Социолог рассматривает вопросы взаимодействия религии и культуры, и то, как они влияют на развитие экономической системы.

Постепенно Макс разочаровывался в деятельности «Союза социальной политики», и в 1909-м принял решение о выходе из него. Вебер нашел себе единомышленников – Вернера Зомбарта, Георга Зиммеля, Рудольфа Голдшида, при поддержке которых создал собственную организацию, получившую название «Немецкая социологическая ассоциация». Возложив на себя функции ее идейного вдохновителя и первого казначея.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед«Немецкая социологическая ассоциация»

В 1912 году Макс вышел из состава и этой ассоциации, и занялся организацией собственной политической партии. Он мечтал объединить под одним началом социал-демократов и либералов, но его инициатива потерпела фиаско.

Когда началась Первая мировая война, Макс одним из первых ушел добровольцем на фронт. Он занимался организацией армейских больниц и полевых госпиталей. Фронтовые будни полностью изменили мировоззрение социолога в отношении экспансии Германии. Если вначале он был ярым приверженцем политики кайзера, то спустя некоторое время превратился в ее ярого критика.

Вебер стал приверженцем демократизации немецкой политической системы, ученый выступал за то, чтобы ввели всеобщее избирательное право и реформы конституции, в частности ратовал за институт президентства взамен существующей в те годы бюрократии. Макс принял решение участвовать в выборах в парламент, выдвинул свою кандидатуру, но не смог набрать нужного количества голосов в свою поддержку.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

В 1919-м социолог полностью разочаровался в политике, и вновь вернулся в университет в качестве преподавателя. Несколько месяцев он проработал в Вене, потом поселился в Мюнхене, где стал во главе германского института социологии, при этом, не претендуя на профессорскую должность. Ряд его последних лекций вошли в сборники «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия» и «Общая экономическая история». Но студенты социолога и его баварские коллеги не одобрили взгляды Вебера на легитимность власти и проводимую ею политику. После Ноябрьской революции под окнами квартиры Вебера собралась демонстрация правых сил, выражавших свое недовольство его воззрениями.

Личная жизнь

Женой известного социолога стала его дальняя родственница Марианна Шнитгер. Он повел ее под венец в 1863 году. Девушка стала его помощницей и верным другом, сама интересовалась наукой и серьезно занималась изучением социологии, теории социальных действий, выступала в защиту прав женщин.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществоведМакс Вебер с женой Марианной Шнитгер

Макс никогда не афишировал свою личную жизнь, а неведение, как обычно, порождает слухи и домыслы. Говорили, что отношения супругов построены на взаимном уважении и общности взглядов, что между ними нет интима, только деловое партнерство. Брак был бездетным.

Женившись на Марианне, Макс наконец-то стал финансово независимым, и получил возможность оставить дом своей семьи. Вместе с супругой Вебер переехал в Фрайбург, где и получил место преподавателя экономики в университете.

После смерти мужа Марианне удалось собрать и опубликовать все труды Вебера, а также издать биографическую книгу, проливающую свет на скрытые до этого стороны жизни известного ученого.

Источник

Макс Вебер: основные идеи и воззрения

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Почему одни люди становятся богатыми, а другие проживают всю жизнь в малом или среднем достатке? Почему одни готовы рисковать, а другие предпочитают спокойную жизнь? Являются ли деньги самоцелью или они лишь средство жить в гармонии с собой и окружающим миром?

Нет, это не программа новомодного бизнес-тренинга или тренинга личностного роста. Это вопросы, ответы на которые пытался найти в своих трудах немецкий философ, историк, правовед, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920). Разумеется, методы поиска были сообразны тому времени и возможностям, которые предоставляла эпоха.

Сегодня таких возможностей больше, в чем вы можете убедиться, если пройдете нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». А пока начнем с биографии Макса Вебера и краткого экскурса в историю Германии того периода.

Из биографии Макса Вебера

Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из семи детей в достаточно состоятельной семье госслужащего Макса Вебера-старшего и имевшей французские корни Элены Вебер. К слову, «французская родословная» матери будущего ученого напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами.

В детстве Вебер-младший любил читать и пытался переосмыслить прочитанное. Так, в свои 13 лет он сделал родителям на Рождество не по возрасту интеллектуальный подарок: написал 2 исторических эссе, посвященных истории Германии и истории Римской империи.

В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации, после чего начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет.

Помимо Первой мировой войны, охватившей весь европейский континент, в истории самой Германии в 19-начале 20 века произошло несколько важных событий. Особо следует акцентировать внимание на процессе объединения Германии, который завершился в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 гг.

В свою очередь, объединение Германии дало мощнейший толчок экономическому развитию единой страны, что позволило до 1913 года нарастить объемы промышленного производства в 6 раз и занять 2-е место в мире после США.

Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам его становления. Макс Вебер капитализм исследовал в контексте своих весьма широких научных интересов. Как считал Макс Вебер, протестантская этика, имевшая достаточно мощное влияние во многих индустриальных регионах, во многом способствовала развитию так называемого «духа капитализма». Этому посвящен один из главных научных трудов всей его жизни.

Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма

В своей научной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается доказать, что фундаментальные религиозно-этические принципы протестантизма породили капитализм в том виде, в каком его увидели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые издана в 1905 году на немецком языке, и за последующие сто с лишним лет была переведена на многие языки мира и выдержала немало переизданий.

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Как считает Макс Вебер, протестантская этика и дух предпринимательства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Столь далеко идущие выводы Вебер сделал на основе статистических или, как бы сейчас сказали, социологических исследований экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Исследование было проведено его учеником Мартином Оффенбахером, обобщено в работе Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden («Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене») и вошло в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901].

Так, собранные данные наглядно свидетельствовали, что среди промышленников, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих протестантов в процентном отношении заметно больше, нежели протестантов по отношению к общей численности населения региона. Эти данные Макс Вебер экстраполировал на историческую ситуацию, в целом.

К слову, впоследствии такая региональная ограниченность статистических данных стала основой для критики воззрений Вебера и сомнений в том, насколько корректно распространять статистику по региону на всю страну и уж тем более эпоху. К тому же далеко не во всех странах Европы наблюдалось преобладание протестантов над католиками в среде коммерсантов и промышленников даже в процентном отношении относительно общего состава населения.

Впрочем, разумные основания для глобальных выводов, сделанных Вебером в начале 20 века, есть. Если вкратце, протестантизм в большей степени, чем прочие религии, приветствует финансовую состоятельность и накопительство, усилия по наращиванию материального благосостояния, и никак не осуждает ростовщичество и кредитование, кои осуждают многие другие религиозные течения. Нужно ли уточнять, что кредиты и ссуды под процент не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Без кредитов не смог бы развиваться ни бизнес в 21 столетии, ни зарождающийся капитализм как таковой в 19 веке.

Кроме того, как указывал Макс Вебер, протестантская религия приветствует аскетизм и сдержанный образ жизни, не предполагающий расходов на алкоголь, предметы роскоши и прочие излишества, на что весьма снисходительно смотрят те же православие и католицизм. В этом плане набожный протестант имеет намного больше шансов сколотить состояние, чем столь же набожный католик или православный. Такое понимание протестантской этики Макса Вебера нашло поддержку у многих его современников, о чем наглядно свидетельствует научный труд Германа Шелла Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes («Католицизм как принцип прогресса») [Н. Schell, 1897].

В работе Вебера есть множество отсылок к идеям Бенджамина Франклина (1706-1790), американского политического деятеля, чей портрет украшает 100-долларовую купюру. В частности, к тезису «время – деньги», который он последовательно развивает, и акцентирует внимание, что протестантизм едва ли не единственная религия, где накопление денег имеет самодостаточную ценность и напрямую связано с нравственностью, скромностью, сдержанностью и прилежанием.

«Следует учитывать, – пишет Макс Вебер, что самые незначительные действия влияют на решение ваших кредиторов. Стук вашего молотка, который слышит ваш кредитор в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых полгода. Однако если он увидит вас за бильярдом или услышит ваш голос в трактире в часы, когда вы должны быть за работой, то он уже следующим утром напомнит вам о платеже и потребует свои деньги в момент, когда их у вас не окажется» [М. Вебер, 2002].

Таким образом, набожность и следование этическим устоям в протестантизме – это, как считает Макс Вебер, дух капитализма в чистом виде, позволяющий людям делать деньги и богатеть.

Поэтому ответ на все вопросы, поставленные в начале статьи (почему одни люди становятся богатыми? почему одни готовы рисковать, а другие нет?), кроется, по Веберу, в религиозных убеждениях. Забегая вперед, скажем, что Вебер, в принципе, основной детерминантой поведения человека считал его внутренние взгляды, а не внешние обстоятельства, и именно они наиболее интересны науке.

Макс Вебер полагал, что гуманитарные науки – социология, в частности – должны заниматься поиском понимания целей и смысла тех или иных социальных процессов. А вклад Вебера в социологию заслуживает отдельного разговора.

«Понимающая социология» Макса Вебера

Итак, Макс Вебер считал, что социология должна вникать в первопричины общественных явлений, а не просто их описывать. В этом было принципиальное отличие его научной позиции от подхода, предложенного основоположником социологии Огюстом Контом.

Напомним, что Огюст Конт с позиции позитивизма считал необходимым полностью отказаться от теоретических обобщений и сосредоточиться на экспериментальной составляющей, перенеся методы, свойственные естественным наукам, в гуманитарную сферу, в том числе и социологию. Об этом он прямо говорит в своей книге Discours sur l’esprit positif, которая была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910].

Впоследствии он развил эту мысль в своей следующей работе Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. Сам Огюст Конт полностью следовал озвученным им принципам и никогда не углублялся в исследование причин наблюдаемых в обществе явлений.

В этом смысле Макс Вебер был самым настоящим антипозитивистом, т.е. был уверен, что социальная наука не может слепо копировать методы исследования, принятые в естественно-научной сфере, и полагал, что социология обязана сосредоточиться на понимании и интерпретации социальных действий. При этом Вебер не пытался создать жесткий свод правил, по которым нужно вести социологические исследования. Он сосредоточил свое внимание на человеке и культуре в целом.

В своей лекции «Наука как призвание и профессия» Вебер заметил, молодежь сегодня склонна видеть науку как некую арифметическую задачу, которая решается в лабораториях путем расчетов, и не требует душевных сил, как, условно говоря, «на фабрике». При этом рассуждающие таким образом, говорил Вебер, обычно не владеют ни тем, что происходит на фабрике, ни тем, что происходит в лаборатории» [М. Вебер, 1990].

К слову, именно Макс Вебер ввел в научный оборот словосочетание «социальное действие». По Веберу, под социальным действием следует понимать невмешательство или принятие, которое, с точки зрения действующего лица, соотносится с действиями окружающих либо же ориентируется на это действие. Немного запутанно, но если в двух словах, то социальное бездействие тоже является действием и точно так же имеет значение, как и активное физическое действие.

От обычного бездействия социальное действие отличается тем, что носит осознанный характер и ориентировано на реакцию окружающих. Именно такое определение социального действия можно найти в сборнике избранных работ Вебера в разделе «Основные социологические понятия» [М. Вебер, 1990]. Вебер выделяет 4 основных типа социальных действий.

Типы социальных действий по Веберу:

Из этой классификации социальных действий складывается система социальных отношений. Социальные отношения – это, по сути, все, что происходит в социуме. Это любовь и ненависть, конкуренция и сотрудничество, дружба и вражда, покупка и продажа и многое другое. Те социальные отношения, которые индивид воспринимает как обязательные, обретают статус законного социального порядка. Адекватно видам социальных действий различают и типы законного социального порядка.

4 типа законного социального порядка:

Исходя из вышеизложенного, думается, ясно, почему социология Вебера называется «понимающей». В ней делается акцент на понимании целей и смысла социального действия. Причем понимающая социология предполагает анализ непосредственных субъектов социальной активности, в том числе отдельных индивидов.

У Вебера акцентируется так называемая «рамка личности» в социологическом знании, а само социальное действие объясняется смыслом, который переживает субъект внутри себя и который требует соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Другими словами, субъект совершает некие социальные действия не в силу внешних факторов, а в меру своей личной интерпретации происходящих событий, которая основывается на его мировоззрении.

Это сложное хитросплетение внутренних переживаний и ожиданий реакции окружающих складывается в «смысловую связь поведения». Собственно, изучение смысла поведения, стремление его расшифровать и объяснить как раз и составляет суть социологии в понимании Макса Вебера. Здесь мы вплотную подошли к рассмотрению взглядов Вебера в политической социологии и социологии власти.

Макс Вебер: социология власти

Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Смотреть картинку Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Картинка про Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед. Фото Известный немецкий социолог м вебер считал что исследователь обществовед

Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.

Типы политической власти:

По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.

В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства [М. Вебер, 2016]. Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.

В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.

При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия [М. Вебер, 2006].

К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место [postnauka.ru, 2018].

Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера [М. Масловский, 1997], а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества [Н. Серкина, 2017].

Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.

Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *