какие качества должны быть у воспитателя детского сада
Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?
Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье.
Содержание Свернуть
Педагогика – моё призвание
Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.
Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.
Смотрите видео о содержании деятельности воспитателя
Обязанности воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».
Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.
Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:
Личностные характеристики
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной
«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».
Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях
Воспитатель должен иметь глубокие знания по:
Воспитатель ДОУ должен:
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
Критерии оценки работы воспитателя
Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.
Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.
Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подражания для ребёнка.
С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий.
Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий
Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя. Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств, как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества, как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
• высокая гражданская ответственность и социальная активность;
• высокий профессионализм;
• потребность в постоянном самообразовании;
• интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
• физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме «Каким должен быть современный педагог?». По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.
Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателягуманного педагогического процесса следующим образом: «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».
Еще одним качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу«, можно считать «харизму». В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего,такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.
Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.
Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения.
Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам. Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.
Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам. Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется, так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая, в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.
Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.
Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:
Личные качества воспитателя
Алена Миронова
Личные качества воспитателя
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ
Среди всех профессий, связанных с педагогической деятельностью, воспитатель занимает особое место. Это не случайно. Именно воспитатель закладывает важные основы для становления и развития личности маленького ребёнка. Он является первым педагогом, с которым встречается малыш, отрываясь от привычной семейной обстановки и начиная посещать детский сад. К профессиональным качествам воспитателя всегда предъявляются высокие требования, но работодатель также обязательно учитывает особенности его личности и нравственный облик.
ПРИМЕРЫ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ДОЛЖНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ Любовь к детям. Это важное качество для любого педагога, а для воспитателя его можно смело поставить на первое место. Быть воспитателем – это огромный труд. Хорошо, когда человек любит свою работу и старается выполнять её добросовестно. Такое часто бывает, когда профессия выбрана не случайно, а является призванием человека.
Доброта. Воспитатель должен иметь доброе сердце, излучающее теплоту и свет, всегда открытое для детей. Такому педагогу маленькие воспитанники могут доверить свои детские тайны, попросить помощи и совета.
Отзывчивость. Настоящий педагог всегда должен откликаться, если с ребёнком случилась беда или просто малыш немного загрустил в детском саду без родителей. Иногда улыбки и предложенной игрушки бывает достаточно, чтобы ребёнок вновь повеселел. Воспитатель должен проявлять чуткость и внимательность к каждому ребёнку, создавая в группе комфортную и доверительную атмосферу.
Ответственность. Невозможно представить себе безответственного воспитателя, ведь ему родители доверяют самое дорогое – своих детей. Ответственность и организованность должны стать визитными карточками дошкольного работника.
Толерантность. К воспитателюв группу приходят разные дети: каждый со своим характером, потребностями, интересами. Педагог должен терпимо и с уважением относиться ко всем ребятам, уважать их личность и право оставаться самими собой.
Альтруизм. Профессия воспитателя предполагает бескорыстное и самоотверженное служение, проявление заботы и доброты по отношению к детям. Он не может работать «вполсилы» и «для галочки». Такую фальшь всегда хорошо видно.
Тактичность. Неокрепшие детские души не терпят грубого и жестокого обращения. Воспитатель должен понимать, что ребёнка легко обидеть только потому, что он маленький и не может знать и уметь всего того, что знают и умеют взрослые. Дети могут ошибаться, шалить, не слушаться. Это нормально. Задача воспитателя – не навредить. Даже самые необходимые правила и запреты можно устанавливать, проявляя уважение и понимание.
Стрессоустойчивость. Воспитатель может испытывать постоянное эмоциональное напряжение не только из-за детей, но и родителей, с которыми порой очень сложно найти общий язык. Состояние постоянного стресса снижает качество жизни человека и негативно отражается на выполнении профессиональных обязанностей. Воспитатель должен обладать устойчивостью к эмоциональным перепадам и уметь противостоять стрессовым ситуациям, иногда даже предотвращать их.
Трудолюбие. Это качество позволяет педагогу быть активным и инициативным, постоянно придумывать для детей интересные и познавательные занятия. Воспитатель не должен лениться (в жизни, работе, досуге, ведь он является для детей примером для подражания.
Оптимизм. Позитивный подход к жизни и профессии может очень пригодиться педагогу, особенно воспитателю. Дети больше тянутся к жизнерадостным взрослым, умеющим рассмешить и подбодрить в трудной ситуации.
Творческий подход. Если воспитатель всё делает строго по образцу и рекомендациям из учебников по педагогике, годами ничего не меняя в своей работе, то рано или поздно ему станет скучно. Детям тоже не очень интересно с таким педагогом. Гораздо веселее, когда воспитатель выступает творцом, не боится экспериментировать и использовать в своей работе всегда что-то новое.
Современный воспитатель… Каким он должен быть?
Лидия Крохалева
Современный воспитатель… Каким он должен быть?
Повестка педагогического совета:
1. Современный воспитатель… Каким он должен быть?
2. Результаты анкетирования педагогов, детей и родителей.
3. Деловая игра «Справочное бюро».
4. Решение педагогических ситуаций.
5. Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем».
6. Диагностика творческих способностей педагогов и оценка уровня общительности.
7. Правила педагогической гигиены (ж. «Управление ДОУ» №4 за 2004 год стр. 23 приложение 1).
8. Подведение итогов педсовета и принятие решения.
1. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной.
Известный педагог – новатор Ш.Амонашвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека».
Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаем будущее нашей страны. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растет в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости и сострадания.
2. Результаты анкетирования педагогов, родителей и детей.
Анкета для педагогов.
Каким должен быть современный воспитатель?
Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?
Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?
Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
Выступление старшего воспитателя:
Уважаемые коллеги! Как показали ответы на вопросы анкеты, Вы считаете, что современный воспитатель должен:
любить детей, относиться к детям как к своим и быть с ними на одном уровне общения, а не выше;
обеспечить детям психологическую защищенность, радость пребывания в стенах дошкольного учреждения;
создавать условия для игр, труда и занятий детей;
участвовать в формировании личности ребенка;
совершенствовать знания, заниматься самообразованием;
должен быть добрым, ласковым, чутким, умным, думающим, справедливым, мобильным, примером для детей и авторитетом для родителей.
На вопрос: «Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?»были даны следующие ответы:
Наиболее актуальными считаем те педтехнологии,которые направлены на сохранение и укрепление здоровья:
например, Н. Я. Шибановой по изодеятельности,
Т. Э. Токаевой по физической культуре,
В. Т. Кудрявцева по применению в оздоровительной работе развивающих форм.
нетрадиционные формы в изодеятельности.
На вопрос: «Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?»были ответы:
1) личный пример взрослого, его спокойный тон;
2) уважительное отношение к детям и их родителям, сотрудникам;
3) умение взрослого погасить конфликт, ссору в его начале;
4) беседы, чтение художественной литературы и обсуждение поступков героев, организованные взрослым сюжетные игры, позволяющие подчеркнуть доброе отношение к персонажу, герою.
На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?»ответы были следующие:
Добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другим, справедливыми, образованными и успешными в жизни, здоровыми, счастливыми людьми.
Используемые в работе формы взаимодействия с родителями помогают коллективу детского сада сплотиться с каждым родителем, активно в содружестве решать поставленную цель – эффективно оздоровить каждого ребенка, при этом создавая положительный психологический микроклимат в детском саду.
Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем.
Считают,что в детском саду:
• укрепляют здоровье детей
• прививают привычку здорового образа жизни
• развивают способности детей
• педагоги любят и с уважением относятся к детям
• хорошее отношение воспитателя к ребенку
• хорошие отношения ребенка с воспитателем
• воспитатель умеет находить подход к ребенку
• удовлетворены и довольны работой детского сада
• педагоги добрые 72%
В работе детского сада родителей привлекает:
— хорошее состояние территории для прогулок
— хорошая организация питания
— интересная организация игровой деятельности детей
— использование оздоровительных программ в педагогическом процессе.
На вопрос «Какой ты бы хотел видеть свою воспитательницу»дети дали следующие ответы:
— красивой, умной, доброй, хорошей,
— чтоб улыбалась, не ругалась, никогда не наказывала,
— много знала, рассказывала бы много интересного и умела рисовать, лепить.
3. Деловая игра «Справочное бюро».
Материал:карточки с вопросами:
• Мой мальчик боится собак и кошек. Что делать?
• Как ребенка 5 лет приучить к самостоятельности?
• Мой ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет и пора готовиться к школе. Как его заставить?
• Мой внук не реагирует на замечания. Что вы посоветуете?
• Дочь боится посещения врача. Что делать?
• Мой ребенок за обедом отказывается от еды. Что посоветуете?
• Мой сын, едва войдя в группу, подбегает к товарищу и на моих глазах его толкает; тот падает и плачет. Как мне правильно поступить в данной ситуации?
«Родители» обращаются за разъяснениями, «Воспитатели» по очереди выступают в роли консультанта.
4. Решение педагогических ситуаций.
• Сергей разбил чашку. Дети пожаловались воспитателю. (Реакция педагога)
• Ребенок в порыве злости ударил товарища. Обиженный заплакал и в ответ ударил обидчика. Оба побежали жаловаться. (Ваши действия).
• Ребенок за обедом отказывается от еды. (Ваши действия).
• Катя отобрала куклу у Тани, та расстроилась и пожаловалась воспитателю. (Ваши действия).
• Дети одеваются на прогулку, а Саша отвлекается и задерживает всю группу. (Ваши действия).
• Два друга хотят играть одной и той же игрушкой. Как разрешить ситуацию?
5. Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем».
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Ход игры: воспитатели по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы о ее значимости (+ оценка) и профессиональных трудностях (- оценка).
6. Диагностика творческих способностей педагогов и оценка уровня общительности.
Тест «Ваш творческий потенциал» из ж. «Управление ДОУ» №4 за 2004 год стр. 18.
7. Правила педагогической гигиены «ЗАКОН ЭТИКИ
РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»:
• Будьте тактичны – никогда не поддерживайте своего превосходства.
• Не навязывайте своего мнения и вкуса.
• Никогда не выясняйте ни с кем отношения в присутствии посторонних.
• Не распространяйтесь о сугубо личных отношениях. Тем более о чужих.
• Не ставьте другого человека в неловкое положение. Сделайте вид, что не заметили его оплошность.
• В конфликтных ситуациях учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение для урегулирования конфликта.
• Учитесь иметь твердую жизненную позицию, по любому вопросу грамотно, культурно, с достоинством отстаивать ее.
• Относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.
• Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут помнить, и хранить в памяти Ваши слова, и повторять их много лет.
• Дарите друг другу улыбку! Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда!
8. Подведение итогов педсовета и принятие решения.
Что мы должны вынести из сегодняшней встречи?
Убежденность в том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
Сегодня решение педсовета необычное. Все получат памятки. Прочитайте их и задумайтесь.
1. Поставьте перед собой задачи, которые считаете наиболее существенными.
2. Подумайте, каким бы Вы хотели видеть каждого своего воспитанника.
3. Учитывайте индивидуальные особенности детей, не пытайтесь подтянуть каждого до «стандарта» в поведении, проявлении эмоций, познания.
Деловая игра для педагогов «Профессиональная компетентность» Девиз моей презентации: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач,.
Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.