какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Какие качества оратора определяют его успех в педагогике

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Задание 1
Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя математики и почему?

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Задание 2
Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике обучения математике и почему?

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Задание 3
Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса обучения математике и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Задание 4
Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное, культурное право, право человека, право гражданина и субъективное отраслевое право. Что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя система образования?

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст.43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.
В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.
Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека — правам солидарности людей. Право на образование — не только индивидуальное право, но и коллективное. Основные права и свободы не исчерпываются противостоянием и взаимодействием конкретного человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом «социализации основных прав и свобод». Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Задача права на образование как социального права состоит в создании системы государственных гарантий получения образования каждым человеком и в конечном счете в создании социальных гарантий реализации на деле той свободы, которая присуща человеку. Но словам председателя Европейской ассоциации образовательного права и политики профессора Яна Де Грофа (Бельгия), «фактически, свобода образования является не более чем теоретическим принципом, если эта свобода не трансформирована в эффективное социальное или культурное право и не закреплена в национальном и международном законодательстве об образовании». Таким образом, социальное право на образование и свобода образования рассматриваются в современном правовом демократическом социально ориентированном государстве как два взаимодополняющих принципа.
1. Система образования, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные гос

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике

Задание 5
Изложите предмет, задачи и ключевые проблемы методики преподавания математики. Раскройте принципы дидактики, соблюдаемые в обучении математике. Какие методы обучения математике Вы считаете наиболее эффективными и почему? Какую роль в развитии школьника играет обучение ментальной арифметике? В чем состоит польза ментальной арифметики?

Источник

Ораторские способности педагога

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель: Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства.

Что такое ораторское искусство.

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А.Ножин утверждает: ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства, т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство”.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором.

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу,которая стала крылатой и дошла до наших дней: поэтами рождаются, ораторами делаются. Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

— Согласны ли вы с утверждением Цицерона:

“Поэтами рождаются, ораторами делаются”?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора, а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора.

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература: А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора”.

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика: Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями.Это сказывается и на физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка”. Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержание речи.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Задание для педагогов.

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора,необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями:

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

— вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

— если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

— вы, несомненно, слышали об этой теории.

— некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

— все ли ясно, коллеги?

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу: постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества: стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике«Лебёдушка» Оригами (яп., букв. : «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее.

какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть фото какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Смотреть картинку какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Картинка про какие качества оратора определяют его успех в педагогике. Фото какие качества оратора определяют его успех в педагогикеМини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Источник

Риторика. Четыре закона риторики. Целевые виды речи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?

Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого

общения с аутодиторией. Риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий.

Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, журналиста, психолога, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней. Слово — оболочка, форма идеи, а идея — смысловое содержание слова.

Законы общей риторики.

1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только

дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.

3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.

4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.

Качества оратора, предопределяющие успех:

 заинтересованность предметом речи;

 знание четырех законов общей риторики.

Основные функционально-целевые виды речи:

 информирующая речь — сообщает знания;

 аргументирующая речь — прививает убеждения;

 эмоциональная речь — создает настроение.

При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным.

На мой взгляд, наиболее эффективными в педагогической деятельности являются следующие средства выразительности:

Техника речи. Дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. К.С.Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб»

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

Педагогический артистизм предполагает «пластическую мелодичность», когда жесты и движения гармонируют с обликом педагога, его речью, стилем, темой общения.

Пластика, жесты, артикуляция, должны привлекать и очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать учеников, и не вызывать у них насмешку. Пластическая мелодичность создаёт впечатление лёгкости изучаемой темы. Слушающие преодолевают свою внутреннюю и внешнюю неуверенность, общаясь с раскрепощённым педагогом.

Источник

Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики

Знание преподавателем основ педагогической риторики позволяет ему уверенней и эффективней доносить свои мысли и знания до учеников. Для этого необходимо знать не только базовые понятия и правила риторики, но и уметь применять их на практике.

Основные законы риторики

Основоположник риторики как науки Аристотель положил в обиход золотые правила риторики.

Если оратор хочет построить гармоничный, логичный и максимально безупречный по форме и содержанию монолог, ему потребуется прибегнуть к основным законам риторики. Проще говоря, это инструменты, которые делают речь человека максимально понятной и убедительной для собеседника. Что из себя представляют эти законы мы разберём дальше.

Закон гармонизирующего диалога

Закон гармонизирующего диалога говорит нам следующее: эффективное речевое взаимодействие возможно только при активном участии всех собеседников. Теперь разберём, как это должно выглядеть на практике.

Риторика никогда не становится монологом, даже если аудитория по факту не участвует в речевом общении, ведь она остаётся активным слушателем. Чтобы оратору не упустить активное внимание совей аудитории, ему необходимо придерживаться следующих принципов:

Внимание к адресату

Адресат в данном случае – это слушатель, при этом не важно один он или их много. Это чем-то схоже на сценическую речь. Готовясь к публичному выступлению, личной или профессиональной беседе, важно представлять будущего слушателя. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

Если оратор учитывает все эти факторы и создаёт «социальный портрет слушателя (аудитории)», и продумывает свою речь исходя из него, выступление (беседа) оказывается более успешной.

Близость содержания речи

После составления «портрета аудитории» необходимо строить свою речь опираясь на категории, понятные и близкие слушателю. Желательно подбирать слова, которыми пользуется ваша аудитория, и приводить примеры, с которыми они могли бы столкнуться в своей реальной жизни.

Конкретика

Людям проще воспринимать информацию, если давать им конкретные примеры. Если спикер говорит о пользе утренней зарядке и рассказывает, как именно эта привычка помогла ему/знакомому/известной личности, аудитория быстрей поймёт и запомнит рассказанное. В этом случае стоит заранее учитывать составленный «портрет аудитории» и подбирать примеры исходя из него.

Закон продвижения и ориентации адресата

Этот закон выдвигает следующее требование к речи: слушатель должен быть ориентирован «в пространстве» речи при помощи говорящего, и чувствовать, что продвигается к цели вместе с ним.

Чтобы создать это ощущение «продвижения» необходимо продумать и структурировать свою речь заранее. Важно чтобы спикер всё время своего выступления держал в голове эту структуру и придерживался её. Хорошо, если переходы от одной смысловой части речи к другой будут создавать впечатление, что спикер движется вперед, не отвлекаясь, не «провисая» и не повторяя уже сказанное несколько раз.

Немаловажна и манера произнесения речи. Тут стоит обратить внимание на осмысленные паузы, правильно расставленные акценты и темп речи.

Закон эмоциональности

Этот закон сообщает следующее: «Говорящий должен не только мыслить, но и чувствовать, переживая эмоционально то, о чем он сообщает или беседует».

Если оратор рассказывает о том, что пережил лично, или глубоко прочувствовал, то он может передать свои мысли более убедительно, не оставив слушателя равнодушным. Для этого риторика использует множество выразительных средств, например, метафоры. Кроме этого, эмоциональней и экспрессивней речь становится благодаря выразительным движениям спикера и его голосу.

Закон удовольствия

Суть закона удовольствия: «Речь становится действенной, если она доставляет удовольствие собеседнику (аудитории)».

Чтобы добиться этого, спикеру необходимо создать игровую установку через загадку, которую слушатель сможет разгадать вместе с говорящим. Кроме этого важно уметь создавать небольшие словесные каламбуры и игру слов — это то, что поможет спикеру доставить удовольствие аудитории. При этом, речь не должна становиться пустой болтовнёй. Стоит помнить, что доставить удовольствие аудитории — не значит избежать трудных и неприятных вопросов.

Основы педагогической риторики

Красноречие педагога или соблюдение им правил риторики всегда направлены на улучшение коммуникативных способностей педагога. Речевому воздействию присущи определённые функций, которые важны для педагогов:

Успех педагогической деятельности зависит от речевой коммуникации, которая должна быть эффективной, гармоничной и быть в некоторой степени артистической. Любое обращение педагога должно сохранять публичный стиль, а именно:

Можно выделить 4 разновидности речевого воздействия:

Стили педагогического общения

В процессе коммуникации педагога и его студентов решаются учебные, воспитательные и развивающие задачи. Во многом успех коммуникации зависит от того, как правильно педагог выбрал стиль общения, который можно разделить на следующие подвиды:

Культура речи преподавателя

Речь преподавателя должны формировать следующие составляющие:

В речи педагога можно встретить ошибки, которые обедняют её. Вот самые распространённые среди них:

Подготовка речи

Если спикер (педагог) готовит свою речь заранее, это обеспечивает уверенность и эффективность его речи. Для этого необходимо пройти несколько этапов подготовки.

Инкубационный период или время обдумать материал

Прежде, чем приступить к записи своих мыслей, которые потом станут речью, необходимо обдумать основные идеи, которые будут раскрыты в процессе выступления. Также стоит решить, в какой форме эти идеи стоит подать аудитории, чтобы они были поняты и приняты. После того, как материал обдуман, его необходимо записать. Можно записывать абсолютно все идеи и мысли, которые приходят в голову. Это нужно, чтобы не отбросить чего-то важного.

Отбор материала

После того, как все мысли по главной теме речи были записаны, их необходимо структурировать и отобрать самые важные. На этом этапе удаляется всё лишнее и ненужное. Этим «ненужным» могут стать предложения и целые абзацы текста, которые не продвигают спикера к основной цели речи.

Первичная редакция речи

На этом этапе нужно убрать все повторения, тавтологию и прочие выражения, которые могут быть поняты неверно или вообще недоступны аудитории в связи с её персональным мировоззрением и опытом. Вместо них подбираются более подходящие слова и фразы, точно передающие мысли спикера.

Пробное произнесение речи

Этот этап нужен, чтобы найти слабые места своего выступления и доработать их. Пробное произнесение речи необходимо делать перед настоящей аудиторией, которая даст обратную связь.

Словесное стилистическое оформление

При выборе того или иного стиля повествования, стоит учитывать ранее упомянутый «портрет аудитории». Кроме этого, речь должна соответствовать ситуации. Например, читая лекцию студентам нужно придерживаться научного стиля, читая доклад на бизнес-конференции логично выбрать деловой стиль, и так далее.

Работа над вступлением и заключением шлифовка

Вступление – это самая важная часть речи, так как именно оно позволяет захватить внимание слушателей и заинтересовать их. Поэтому вступительную часть необходимо продумать как следует.

Заключение также очень важная часть выступления, потому что у человеческого мозга есть одна особенность: он лучше запоминает то, что услышал последним. Поэтому, в конце стоить подвести итог и обозначить ключевые мысли выступления.

Проработав эти моменты, их необходимо объединить с остальной частью речи.

Владение риторикой – важный навык для любого педагога. От этого зависит его успех и качество полученных учениками знаний. Ведь преподаватель, которого не интересно слушать, и который не может расположить к себе студентов, не в состоянии передать им какие-либо знания.

Законы современной риторики мало претерпели изменений в сравнении с пложенными в основу Аристотелем суждений.

Все так же можно выделить золотые правила риторики: точность, логичность, выразительность, правильность речи.

Законы общей риторики и их исполнение, как нельзя лучше, способствует очищению и обогащению языка. Выполняя всего лишь четыре закона риторики, педагог достигнет своей истинной цели — покажет, какой должна быть речь настоящего носителя своего языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *