какие качества присущи спортсменам
5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать
Все мы знаем о пользе спорта, особенно для детей младшего возраста, однако наше родительское рвение сделать как можно лучше и больше для своих детей часто оборачивается очень неприятными последствиями. Как создать действительно полезные условия для физического развития ребёнка? Как нужно и как не нужно заниматься спортом? На вопросы «О!» отвечает специалист по гармоничному физическому развитию детей Сергей Асташкевич.
Задавшись целью отдать ребёнка в полезный спорт, вы должны учитывать его физические возможности, характеристики тела и способности организма. Всё это, безусловно, складывается из множества факторов, главный из которых — это возраст.
До семи лет организм ребёнка проходит важнейший этап развития и формирования. В этот период особенно задействованы такие системы, как мышечная, костная, дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная. Эти функции молодого организма именно сейчас начинают свой путь к полноценному функционированию, и всё это происходит на фоне активного психоэмоционального развития, которое напрямую зависит от возрастных особенностей.
Только учитывая в комплексе эти особенности, можно понять, на какие спортивные подвиги может претендовать ваш ребёнок, а какие в силу раннего возраста лучше пока обходить стороной.
Основные рекомендации по физическому развитию детей до семи лет
Все мы знаем, что дети растут довольно быстро. Процесс формирования всего организма заканчивается только годам к двадцати, при этом интенсивное и неравномерное физическое развитие детей приходится на период с четырёх до семи лет. Самое главное в этом возрасте — обеспечить ребёнку комплексное развитие. Именно поэтому не рекомендуется отдавать детей в профессиональные спортивные секции, за исключением тех, в которых уделяется внимание общему, гармоничному и симметричному развитию детей.
В данный период больше внимания следует уделять формированию ходьбы, бега, прыжков на месте. Именно в этом возрасте ребёнок учится фиксировать позу и осмысленно повторять даже сложные движения, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие общей координации, являющейся основой для дальнейших более сложных упражнений.
Кроме того, возраст от четырёх до семи лет — лучшее время для того, чтобы научить ребёнка удерживать небольшое усилие в течение комфортного для него времени.
5 главных качеств настоящего спортсмена
При работе с детьми важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств.
Быстрота
Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.
Ловкость
Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.
Выносливость
Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений. Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике.
Гибкость
Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).
Противопоказания для детей в возрасте от четырёх до семи лет
На фоне общих рекомендаций, безусловно, существуют и противопоказания к упражнениям, которые в силу возраста и несформированности важных жизненных систем не стоит выполнять детям от четырёх до семи лет.
Не рекомендованы следующие движения и виды нагрузки:
Затрудняющие дыхание и приводящие к сжатию грудной клетки.
Требующие длительного напряжения и максимальных усилий. Например, подтягивания, отжимания, поднимание или перенос тяжестей.
Прыжки с большой высоты или на твёрдую опору, которые могут привести к травмам связок и мышц.
Длительное и регулярное выполнение асимметричных упражнений, которые выполняются одной рукой или ногой. Они односторонне влияют на развитие опорно-двигательного аппарата и негативно сказываются на развитии ребёнка в целом.
Выполнение резких движений на скручивание туловища, поскольку это может привести к смещению межпозвонковых дисков.
Важно понимать, что такие качества, как сила, выносливость и скорость, не являются приоритетными в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Пожалуйста, не наседайте на детей, старайтесь дать им хорошее комплексное развитие без стрессов и состязаний. Для сохранения психики ребёнка (да и своей тоже) избегайте чрезмерной настойчивости и постоянного контроля. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на конкретный результат, ведь наша цель — это здоровье ребёнка и его гармоничное развитие!
Портрет будущего чемпиона: семь основных качеств
Считается, что для получения звания чемпиона необходимо упорно тренироваться, и тогда победа гарантирована. Но личностные качества спортсмена, которые он проявляет с ранних лет, не менее важны. Уже в детстве можно определить, кто станет призером, а кто всю жизнь проведет в «середнячках». Чемпионам присущи определенные черты характера, которые приводят их к успеху.
Обучаемость
Обучаемость влияет на спортивную технику. Под этим понятием подразумевается правильность исполняемых движений и способы их выполнения, имеющие определенную эффективность. В различных видах спорта роль спортивной техники значительно отличается. Ее оттачивают и тяжелоатлеты, и акробаты, и футболисты. Без этого они будут быстро уставать, потеряют грацию и силу.
Спортивная техника отчасти определяется изначальными физическими данными спортсмена. Но эластичность мышц, выносливость, подвижность суставов — это лишь потенциал. Без понимания того, как правильно выполнять движения, невозможно прогрессировать. Поэтому обучаемость новым элементам и упражнениям — необходимое умение для любого спортсмена. Успешность тренировки зависит от того, насколько хорошо ученик поймет указания тренера и запомнит изученное. Например, при занятиях такими видами спорта, как прыжки в воду, необходимо держать в памяти сотни движений. Только так можно довести их до автоматизма.
В целом среди тренеров намечается тенденция к тому, чтобы уделять технике все больше и больше внимания. Каждый наставник хочет создать собственную методику, которая позволяла бы ему воспитывать чемпионов. Многие национальные школы вышли на первые позиции, потому что технологизировали привычные всем элементы. Известные примеры — советская школа фигурного катания, российская школа синхронного плавания.
Обучаемость можно развить, но делать это стоит еще с первых лет жизни ребенка. В этом помогут сказки, игры, рассуждения об окружающем мире. Результат зависит не только от количества потраченного времени, но и от темперамента чада. Так, холерикам сложнее сосредоточиться на новой информации. Они не могут усидеть на одном месте и часто отвлекаются. А флегматика будет сложно вовлечь в игру, требующую инициативности и активного участия.
Сила воли
Наличие у человека силы воли может быть не так уж заметно. Она проявляется лишь тогда, когда нужно преодолеть самого себя и устоять перед соблазнами. Именно сила воли помогает спортсмену преодолеть страх перед трудностями, которые ожидают его на профессиональном пути.
Когда дети впервые приходят в тренировочный зал, они не думают о проигрышах или отказах в контрактах. Их беспокоит та физическая боль, которую они могут получить при выполнении упражнения или случайном падении. Это опасение мешает взять высокую планку, и победить его можно лишь при наличии силы воли. Спортсменам всю жизнь приходится бороться с подсознательным страхом получить тяжелые травмы. Опытный гимнаст, выполняя новый элемент, волнуется ничуть не меньше, чем ребенок, учащийся стоять на брусьях.
Преодоление своей натуры — ежедневный процесс. На тренировке нельзя себя жалеть и придумывать отговорки, чтобы не заниматься. Безвольный спортсмен отмахивается на замечания тренера и не воспринимает их всерьез. Он никогда не проявляет инициативу и радуется, если появляется шанс поработать немного меньше, чем обычно. «И так сойдет», «у меня не получится», «слишком сложно» — это фразы, непозволительные для чемпиона.
Если ребенок изначально проявляет наплевательскую позицию, то с годами он делает это все демонстративнее. От него требуется осваивать новые навыки, требующие наличия определенной «базы». Тот, кто в детские годы был гордостью команды, может на этом этапе остановиться в прогрессе.
Бывают также ситуации, когда юный спортсмен много занимается, а видимого прогресса нет. Может показаться, что он застрял на одном месте, и обратно ему не выбраться. В действительности же улучшения есть, но заметить их может лишь тренер. Если не бросить тренировки на данном этапе, то высока вероятность, что дальше дело пойдет лучше. Ребенок, идеально знающий основы, сможет легко освоить новые приемы. Нужно лишь дать ему время.
Желание добиться успеха
Если спортсмен не желает идти к намеченной цели, то ни о каком успехе не может быть и речи. Ребенок должен получать удовольствие от тренировок и всего, что с ними связано. Это важная часть его жизни. Любому будет жалко времени на занятие, которое не вызывает радости. Некоторые родители отдают чадо в спорт, не поинтересовавшись его собственным мнением и предпочтениями. Как итог — нежелание развиваться в этой сфере и полное безразличие к чемпионским титулам.
У детей школьного возраста воля к победе должна выражаться в виде стремления совершенствовать свои навыки. Им не присуще желание морально уничтожить соперника и доказать свое первенство. То, что называется «спортивным характером», проявится позже, когда на кону будут карьерные амбиции. А пока что тренировки и соревнования для детей — игра, посредством которой они познают собственные возможности.
Потому нельзя давить на ребенка и внушать ему ненависть к соперникам. Этим родители и тренер нагружают его психику и заставляют идти против своих чувств. В раннем возрасте эмпатия еще не сформирована на должном уровне. Перекосы в воспитании могут привести к тому, что повзрослевший человек будет не способен сопереживать окружающим.
Кроме того, стремление к личностному росту открывает перед спортсменом огромное поле для развития. Его показатели улучшаются, а мышление становится гибким. Он легко идет по жизни, не оглядываясь на чужие достижения.
Уверенность в себе
Уверенный в себе спортсмен психически более устойчив, чем его коллеги, обделенные этим качеством. Он спокойно относится как к проигрышам и не превращает их в трагедию. Вместо этого он объективно анализирует допущенные ошибки и работает над собой. А победы не превращают его в нарцисса, требующего поклонения своей персоне.
Дети, обладающие этим качеством, не боятся показать на публике результаты тренировок. Они воспринимают соревнование как праздник. Пока что от них не ждут чего-то поразительного, поэтому можно не перенапрягаться. В будущем, повзрослев, спортсмены уже не смогут относиться к турнирам с такой же беспечностью и легкостью. Но психическая устойчивость не даст им потерять самообладание и дать страху победить.
Уверенные в себе спортсмены видят профессиональное развитие как марафон. Они понимают, что процесс очень длителен и почти не оставит времени как следует отдохнуть. Но рано или поздно они окажутся у финиша, ведь ради этого им пришлось работать не один год. Становление от новичка до мастера спорта занимает, по самым скромным оценкам, 9-10 лет.
У спортсмена, который не верит в свои силы, при виде этих чисел опустятся руки. Некоторые понимают цену успеха, лишь уже успев встать на путь к его достижению. И если спортсмен не обладает психической устойчивостью, это осознание может навсегда выбить его из колеи.
Энергичность
Спортивный запал виден с первого взгляда. Энергичные натуры отличаются блеском в глазах и желанием поскорее выполнить задание тренера. Даже в обычной жизни они проявляют нетерпеливость и торопятся сделать все первыми. Энергичность сохраняется на протяжении длительного времени. У такого ребенка позже наступает усталость и меньше снижается работоспособность. Опытному тренеру не составит труда заметить его среди остальной группы.
Энергичность неразрывно связана с темпераментом. Холерики и сангвиники обладают большим количеством энергии, чем меланхолики и флегматики. Они проявляют большую настойчивость в достижении цели и передают свою решительность окружающим. В юном возрасте из них получаются лидеры класса или секции. Но низкая энергичность — не повод списывать ребенка со счетов. Трудолюбие и желание добиться своего с лихвой компенсируют эту нехватку.
Дети с большим запасом энергии не боятся трудностей, связанных с занятиями спортом. Они принимают их как должное и не теряют радостного возбуждения, сопутствующего тренировкам и соревнованиям. Однако эмоциональность и постоянное хорошее настроение — не единственные признаки энергичного человека. Некоторые дети по своей психической организации являются интровертами. Они не любят в открытую проявлять чувства и делиться ими с окружающими. Зато им присуща высокая работоспособность. Увлеченного интроверта можно определить по высоким показателям и множеству побед.
Собранность
Собранность и умение сконцентрироваться — черты, необходимые каждому спортсмену. Эти качества помогают абстрагироваться от несущественного и направить все силы на действительно важные вещи. Собранному ребенку не страшны стресс и волнение соревнований. Нередко соперник проигрывает лишь из-за своей неспособности сосредоточиться.
Во время тренировок концентрация также важна. Она должна быть устойчивой и длиться несколько часов подряд. Необходимо слушать указания тренера, контролировать свое тело. Некоторые наставники дополнительно выделяют время, чтобы помочь ученику стать более внимательным при помощи специальных упражнений.
Высокая концентрированность дает немало преимуществ.
И когда спортсмен множество раз подряд успешно преодолевает жизненные препятствия, его уверенность в себе возрастает.
Некоторые виды спорта (спортивная гимнастика, единоборства, синхронное плавание, фигурное катание) требуют отточенной координации и внимательности. Сложность заключается в том, что спортсмен должен провести подготовку за крайне ограниченный срок. Например, фигуристам иногда приходится выполнять обязательные элементы с промежутком меньше 10 секунд. Это время нужно потратить на то, чтобы сфокусировать мысли на следующем элементе программы.
Несобранность подводит многих юных спортсменов, которые впервые попадают на серьезный турнир. На тренировках они хорошо проявляют себя, так как занимаются в удобном темпе. Они отвлекаются на любые мелочи, ведь всегда можно начать выполнять все заново. На соревнованиях судьи не предоставят им такой возможности.
Работоспособность
Высокая работоспособность позволяет заниматься деятельностью длительное время без видимых признаков усталости. Наличие этого качества приветствуется у любого человека, но для спортсмена оно особенно ценно. Тренировки требуют колоссальных затрат энергии и сил. Даже простые, на первый взгляд, движения отточены путем их многократного повторения. На один элемент могут уходить недели и месяцы. Все это — ради идеала и высоких баллов от судей.
Работоспособные дети работают с полной самоотдачей. Они не только выполняют указания тренера, но и всегда привносят что-то свое. Им мало стандартной программы тренировок — неутомимая душа требует еще. Именно они спустя годы становятся звездами в своей нише.
Невозможно сохранять работоспособность занимаясь делом, которое доставляет скуку и раздражение. Если ребенок в конце дня выглядит изнуренным и подавленным, возможно, ему попросту не нравится спорт. В таком случае будет целесообразно поискать другую сферу, которая поможет ему раскрыть свой потенциал.
Подводим итог
Наличие перечисленных качеств еще не означает, что юный спортсмен в будущем обязательно станет чемпионом. Многие из тех, кто подавал в детстве большие надежды, так и не одержали ни одной победы. Такая неприятность происходит по самым разным причинам, которые зачастую не зависят от самого человека. Но еще хуже, когда родители не позволяют ребенку тренироваться из-за отсутствия у того «спортивного характера». Шанс взойти на вершину есть у всех, главное — правильно им распорядиться.
Какие качества присущи спортсменам
Термин «характер» часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях. Многие под характером понимают силу воли человека. Еще П. Ф. Лесгафт считал, что «характером можно назвать проявления воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом» (Лесгафт, 1900). В разной мере этого взгляда придерживаются и развивают его некоторые известные советские психологи.
Важнейшие советские психологи С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов основным качеством характера считают направленность человека (Ананьев, 1949; Рубинштейн, 1957; Теплов, 1954).
Большинство советских психологов представляют характер как своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, самому себе. «Характер, — добавляет К. К. Платонов, — это как бы каркас личности» (Платонов, 1972).
Характер — это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных, типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться.
Свойства характера всегда получают со стороны общества моральную оценку — хорошо пли плохо. Иногда одним словом можно подчеркнуть моральную сущность личности (например, «добрый», «целеустремленный» и т. д.).
Характер — приобретенное качество личности. Общество создает систему тех отношений человека с другими людьми, которые определяют его характер. Человек не родится трудолюбивым или ленивым, общительным или замкнутым, а становится таким или другим под влиянием воспитания в процессе жизни и деятельности. Вместе с тем природные свойства человека в определенных условиях могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник. Но при правильном индивидуальном подходе и методике воспитания и у того и у другого можно развить смелость.
Академик И. П. Павлов называл характер «сплавом» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.
Спорт. является важнейшим средством воспитания социальных идеалов, нравственных, моральных и волевых качеств личности. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных свойств характера. А. Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера советских спортсменов (Пуни, 1962). К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, Смелость, активность, инициативность и мужество.
Анализируя черты характера, отражающие отношение спортсменов к коллективу, А. Ц. Пуни отличает коллективизм, доброжелательность, критичность, требовательность, честность, бескорыстие, внимательность, корректность, готовность прийти на помощь другому.
А. Ц. Пуни, О. А. Черникова и другие спортивные психологи выделяют также следующие черты характера, отражающие отношение спортсмена к самому себе: требовательность, самокритичность, дисциплинированность, принципиальность, выдержку и самообладание, высокий уровень притязаний, эмоциональную устойчивость и самоконтроль, уверенность в своих силах, аккуратность, скромность, способность к самопожертвованию. Этот список качеств может быть продолжен. Однако перечисленные выше черты характера не принадлежат одному, пусть самому выдающемуся спортсмену.
При формировании свойств характера имеют значение общие, особенные и единичные условия спортивной деятельности.
Общие условия спортивной деятельности образованы существованием в нашей стране развитого социализма, а это, несомненно, оказывает благоприятное влияние на формирование характера спортсменов.
Особенные условия занятий спортом в данном городе, районе, спортивной секции в целом также благоприятны для формирования личности спортсменов, но они в разных местах значительно различаются между собой. Например, в одних аэроклубах время на дорогу от города до аэродрома не превышает десяти минут, в других на это тратится несколько часов. Конечно, удаленность аэродрома от города влияет и на характер работы штатных работников со спортсменами.
Надо учитывать и единичные условия занятий спортом, связанные с особенностями личности и жизнедеятельности отдельных спортсменов. А эти условия индивидуально неповторимы и далеко не всегда способствуют формированию гармонически развитой личности. В полной мере понять влияние занятии спортом на личность с тем, чтобы прогнозировать ее поведение, можно лишь с учетом всего комплекса общих, особенных и единичных условий жизни и деятельности парашютиста.
Характер — это целая система связанных между собой черт. Наблюдением за поведением, речью, мимикой человека можно определить важные черты его характера. Так, Л. Н. Толстой, великий знаток человеческих характеров, писал, что те люди, у которых одни глаза смеются, хитрые и эгоисты, а те, у которых рот смеется без глаз, слабые, нерешительные. Глаза человека — зеркало души, но надо быть очень тонким психологом, чтобы по их выражению определить характер другого, незнакомого человека.
Для определения характера по результатам обследования спортсменов различной квалификации можно использовать и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (формы А и С), тест рисуночных ассоциации Н. Розенцвейга, методики Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова и другие специальные психологические тесты и методики, применяемые в нашей стране и за рубежом.
Черты характера
В советской психологии обычно выделяют определенные наборы свойств характера, выражающие основные категории отношений спортсмена к окружающему миру. В эти наборы включают черты характера, выражающие отношение к труду, к самому себе, к коллективу и отдельным людям.
Отношение к труду выражается прежде всего в таких чертах характера, как трудолюбие, добросовестность, аккуратность. Трудолюбие в спорте имеет огромное значение. Серьезные занятия спортом воспитывают в спортсмене трудолюбие. Все выдающиеся достижения достигнуты большим беззаветным трудом.
Отношение к самому себе проявляется в таких чертах характера, как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, честолюбие и других. Например, характерной чертой многих выдающихся парашютистов является скромность. Они не любят громких фраз, не стремятся демонстрировать свои достоинства, а критически относятся к своим достижениям, сохраняя при этом личное достоинство и уверенность в себе. Именно такими людьми являются двукратный абсолютный чемпион мира Николай Ушмаев, чемпионы мира Григорий Сурабко и Игорь Терло и многие наши заслуженные мастера.
Отношение к коллективу и другим людям проявляется через общение. Именно в общении проявляются такие черты характера, как общительность или замкнутость, честность или хитрость, доверчивость или подозрительность, покладистость или неуживчивость и т. п.
При первом, поверхностном знакомстве с другим человеком нам бросаются в глаза лишь некоторые черты, и прежде всего — общительность. С нее и начнем анализ черт характера парашютистов.
Среди моих товарищей по спорту — парашютистов встречаются разные люди: одни малоразговорчивы и необщительны, другие, наоборот, любят поговорить, пошутить, пообщаться друг с другом. Парашютистов с крайне выраженными полюсами этого качества не так уж много — они, скорее, исключение из общего правила. В целом же общительность парашютистов не отличается от выраженности этого качества у спортсменов тяжелой атлетики, борьбы, бокса и других индивидуальных видов спорта. В то же время спортсмены даже индивидуальных видов спорта более общительны, чем молодежь, не занимающаяся спортом. Значит ли это, что вообще занятия спортом развивают общительность у молодежи или в спорте остаются лишь люди очень общительные? Точно ответить трудно.
Формирование черт характера — процесс сложный и противоречивый, зависящий от многих условий. В каждом виде спорта он протекает по-своему.
Парашютисты и парашютный спорт
Молодежь, только осваивающая азы парашютного спорта, более замкнута и менее общительна. Многих ребят и девчат в парашютную секцию привели свои личные проблемы, которые, они надеются решить с помощью этого спорта. Одновременно молодые спортсмены испытывают трудности включения в коллектив спортсменов секции. Действительно, парашютиста, совершившего 10-20 прыжков, еще спортсменом не считают, несмотря на то, что ему уже присвоен третий, а то и второй разряд. Полноправными членами коллектива парашютистов являются спортсмены первого спортивного разряда. Очевидно, поэтому они в большей степени общительны, открыты, готовы к сотрудничеству и взаимопомощи. Кандидаты в мастера спорта — наиболее общительная группа парашютистов. Это и неудивительно. Многие из них хорошо адаптировались в коллективе спортсменов, пользуются уважением тренеров и руководства клуба ДОСААФ. Без их участия не проходит ни одно общественное мероприятие. Они решают важные вопросы в бюро парашютной секции, выпускают стенгазету, боевые листки, участвуют почти на всех тренировочных сборах, подготавливают и сами принимают участие в соревнованиях.
Однако сама сущность парашютного спорта, само содержание спортивной деятельности отнюдь не способствует развитию слишком большой общительности. Поэтому, когда начинаются серьезные и напряженные тренировки, когда на соревнованиях нужно добиться очень высокого результата, когда до тонкостей надо знать свое дело, у парашютиста формируется не открытая гитарно-песенная романтика, а определенная сосредоточенность, замкнутость, серьезность и суровость. Особенно заметна выраженность этих качеств у спортсменов самой высокой квалификации.
У общительных людей нередко ярко проявляется другая самостоятельная черта характера — контактность, т. е. готовность к образованию новых знакомств, связей с другими людьми. Эта черта имеет примерно такую же криволинейную форму зависимости от уровня мастерства спортсменов, как и общительность, Молодые парашютисты чаще всего робки и застенчивы в общении с другими людьми. Они труднее устанавливают новые контакты, вступают в новый круг общения, чем спортсмены более высокой квалификации.
Наибольшей готовностью к контактам с новыми и нередко случайными людьми обладают спортсмены, совершившие 500-700 прыжков с парашютом и имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта. Особенно заметна эта черта у женщин. Сама по себе легкость образования знакомств с другими людьми — черта, безусловно, хорошая, и таким людям легче сплотиться в дружный коллектив. Но, с другой стороны, чрезмерная готовность к контактам — а это хорошо заметно у многих девушек — может привести к нежелательным явлениям. Появляются случайные знакомства, отвлекающие спортсменок от главных занятий, от любимого дела.
Оказалось, что большинство спортсменов-парашютистов от первого разряда до мастеров спорта намного более активны и смелы в установлении контактов даже с незнакомыми людьми, чем спортсмены других видов спорта, а также чем молодежь, не занимающаяся спортом. Повышенная общительность и контактность этой группы парашютистов, скорее всего, объясняется не столько их высокой личной смелостью, сколько склонностью к риску, игнорированием возможных опасностей.
В группе самых опытных спортсменов эта черта не проявляется столь ярко. Они более осмотрительны при выборе своего круга знакомых, более осторожны и сдержанны в контактах. Занятия спортом заставляют парашютистов приспосабливать свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованиям других людей — тренеров, судей, товарищей по команде.
В психологии тенденция человека уступать влиянию остальных, некритически изменять свое поведение в соответствии с требованиями большинства называется конформностью. Одни люди больше поддаются влиянию на них других людей — они более конформны, другие — меньше. Среди парашютистов эта черта варьируется в очень широких пределах: есть спортсмены настолько компанейские, что жить не могут без товарищей и друзей и зависят от них полностью, однако встречаются и люди очень самостоятельные, независимые, предпочитающие свое мнение чужому.
Спортсменки чаще проявляют конформное поведение, легче соглашаются с мнением большинства и поддаются его влиянию. Они склонны избегать открытых конфликтов, чаще уступают требованиям других, чем мужчины. Даже тогда, когда спортсменка и не согласна со своими подругами, она старается внешне не показывать своего мнения, не идти на конфликт.
В общении с близкими очень ценится откровенность и искренность. В оценке других людей мы часто прибегаем к словам: «он — человек прямой и откровенный». Или наоборот, «хитрый, неискренний». Тренеру очень важно знать, как проявляется это качество у его парашютистов.
В целом парашютисты по этому качеству не отличаются ни от спортсменов других видов спорта, ни от молодежи, совсем спортом не занимающейся. Среди парашютистов нашлись люди как очень прямодушные и откровенные, так и достаточно искушенные в житейских проблемах. Но в целом, доверчивость или, наоборот, недоверие встречаются у парашютистов не чаще, чем у спортсменов, занимающихся другими видами спорта, а также чем у молодежи, не занимающейся спортом.
По мере роста мастерства спортсменов выраженность этого свойства изменяется по такой же криволинейной зависимости, как и описанные выше другие черты, характеризующие отношения парашютистов к другим людям. Сначала она усиливается, достигает своего максимума у кандидатов в мастера спорта, а затем постепенно ослабевает.
Обследование более пятисот спортсменов дает возможность сделать вывод о том, что в парашютном спорте наибольших успехов добились спортсмены двух типов.
Спортсмены первого типа — очень доверчивые, добродушные и дружелюбные люди. Можно только удивляться, насколько они легки и покладисты, естественны и непосредственны в общении, несмотря на то что за их спиной тысячи прыжков с парашютом и много важных побед и титулов.
Спортсмены второго типа — честолюбивые, недоверчивые в общении с другими людьми. Нередко их раздражает превосходство других. Поэтому они ревностно следят за тем, чтобы окружающие были корректны, уважали их высокий статус, их достижения и звания.
Первые достигли высоких побед за счет того, что им очень нравится сам процесс занятий спортом, сами прыжки доставляют громадное удовольствие; вторых к спортивным достижениям привело неугомонное честолюбие. Именно оно придавало им силы на тренировках, помогало мобилизовать все резервы на соревнованиях.
Кратко рассмотрев некоторые черты характера парашютистов, объясняющие их отношение к другим людям, следует обратить внимание на тот факт, что их выраженность приблизительно одинаково изменяется по мере роста мастерства. Динамика этих черт отражает объективные процессы, происходящие в коллективе, которые и способствуют их формированию.
Надо отметить, что спортсмены различного уровня мастерства нередко образуют внутри коллектива спортсменов парашютной секции свои подгруппы (компании. — примеч. ред.) и их влияние на личность сильно различается по направленности. Есть основания предполагать, что группа спортсменов массовых разрядов и сама деятельность на этом уровне совершенно иначе определяют пути развития этих черт характера, чем коллектив высококвалифицированных спортсменов. на уровне спорта высших достижений. То, что хорошо для спортсменов массовых разрядов, может совершенно не подходить для спортсменов, штурмующих спортивные вершины мировых рекордов.
Кроме рассмотренных выше психологи выделяют еще черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.
Познавательные и эмоциональные черты характера
Познавательные черты характера
К познавательным чертам характера человека относят склад ума (теоретический или практический) и качества ума (аналитичность, критичность, сообразительность, любознательность, гибкость, глубина, широта и др.).
В нашей стране физическая культура и спорт призваны решать задачи не только физического, но и духовного воспитания. Поэтому можно считать естественным, что по мере занятий спортом развивается и интеллектуальная сфера личности спортсмена.
Среди спортсменов-парашютистов с помощью специальной методики была выделена и измерена выраженность одной из познавательных черт характера — глубины вербального интеллекта. Эта черта определялась по числу правильно решенных логических вербальных (словесных) задач. Глубина вербального (словесного) интеллекта парашютистов по средним оценкам существенно не отличается от выраженности этой черты у спортсменов других обследованных специализаций (тяжелой атлетики, борьбы, спортивных игр). В то же время глубина вербального интеллекта спортсменов значительно превышает средний уровень этого вида интеллекта у молодежи, не занимающейся спортом.
Эмоциональные черты характера
Эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Положительные эмоции побуждают человека к достижению и сохранению полезных навыков, форм поведения; отрицательные, наоборот, стимулируют поступки, направленные на избегание опасности, на устранение негодных, не оправдавших себя навыков и умении. В течение жизни каждого человека формируется достаточно устойчивая система чувств и эмоциональных состояний, составляющая эмоциональную сферу личности.
Физиологическая регуляция эмоций известна давно. В ней отражаются и природные психические свойства человека, например эмоциональная возбудимость и уравновешенность. Но главное, это эмоциональные черты характера — устойчивые свойства, которые накладывают свой отпечаток на весь психический облик человека. К эмоциональным чертам характера относят страстность, богатство эмоции, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизм, гуманность и др. Мы располагаем фактическими данными только о некоторых эмоциональных чертах характера парашютистов.
Одной из ярких черт характера является богатство эмоций. Эта черта хорошо заметна у парашютистов. Среди них много людей страстных, преданных любимому делу, живущих богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью и в то же время немного беспечных, восторженных. Средняя оценка выраженности этой черты у 286 обследованных нами спортсменов-парашютистов оказалась значительно выше, чем среди спортсменов некоторых других видов спорта (борьба, тяжелая атлетика, спортивные игры) и среди молодежи, не занимающейся спортом.
Эмоциональные черты характера ярко проявляются в спортивной деятельности, но их выраженность у отдельных парашютистов очень различна. Одни спортсмены. до последней секунды борются, стараются найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, другие раскисают в значительно менее сложной обстановке. Поэтому трудно понять особенности эмоциональных черт характера без учета их тесной связи с волей.
Волевые черты характера
«Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением и во имя того и другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» (Сеченов, 1952). Это определение И. М. Сеченова положено в основу современного понимания воли, которое дает крупнейший специалист в области психологии спорта А. Ц. Пуни: «Воля — деятельная сторона разума и моральных чувств, функция нормально работающего мозга, позволяющая человеку управлять собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности» (Пуни, 1973).
А. Ц. Пуни обнаружил, что каждое волевое проявление личности состоит из трех компонентов: интеллектуального, ибо воля — деятельная сторона разума; эмоционального, ибо воля — деятельная сторона моральных чувств: операционного (умение, навык), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Эти три компонента с большей или меньшей степенью выраженности присутствуют в любом проявлении воли. Конкретные проявления воли получили название волевых качеств.
В спорте особенно важны следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Безусловно, все эти качества важны и для парашютного спорта, но в разной мере. Учитывая, что волевые качества в действиях проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом, можно вслед за А. Ц. Пуни попытаться определить структуру волевых качеств парашютиста.
Ведущим волевым качеством, от которого в первую очередь зависит успех спортсмена-парашютиста, можно назвать выдержку и самообладание — сохранение ясности ума, умение управлять своими мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения, подавление утомления, отрицательных эмоций; при неудачах, встрече с неожиданными препятствиями и других неблагоприятных факторах. Ближайшими к ведущему волевому качеству и подкрепляющими его у парашютистов являются настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность.
Главное качество, объединяющее всю структуру воли, — целеустремленность. Она характеризуется ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных поступков, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на стремлении к достижению намеченной цели. «. Ничто не делается без сознательного намерения, без ясной цели», — писал Ф. Энгельс. Цель выступает как главный регулятор деятельности человека. Она создает и активизирует целеустремленность — важное волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели.
Для определения уровня развития этого качества нами было обследовано около 300 спортсменов-парашютистов различной квалификации. Спортсменам задавался ряд вопросов о наличии у них жизненных целей. По совокупности ответов было выделено пять групп:
Среди более опытных спортсменов (от первого разряда до мастеров спорта) встречается около 30% лиц, имеющих не согласующиеся между собой или совершенно нереальные цели.
Немало было ответов, свидетельствующих о нереальности достижения поставленной цели. Например, спортсмен первого разряда ответил: «Хочу выполнить нормативы мастера спорта». Однако в период подготовки к соревнованиям этот спортсмен на тренировке ни разу не выполнил даже нормативы кандидата в мастера спорта. Неудивительно, что эта цель так и не была достигнута. А спортсмен переживал невыполнение этой цели как неудачу.
В группе наиболее опытных спортсменов (мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта) в 23,1% встречались парашютисты с противоречивыми целями. У них несоответствие целей было связано с тем, что спортивные цели, имеющие еще очень важное, но постепенно снижающееся значение, соседствовали с целями об устройстве своей дальнейшей жизни вне спорта — о будущей работе, учебе.
Большая спортивная цель, подчиняющая помыслы и поступки спортсмена в течение многих лет, является мощной поддержкой на сложном спортивном поприще, где имеется немало взлетов и падений. Неудивительно, что среди наиболее опытных парашютистов не было лиц, не имеющих определенной цели в жизни, а большая часть (65,4%) спортсменов добивалась и добивается поставленной цели уже несколько лет.