какие качества проявились в сцене дуэли
Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли? (ЕГЭ по литературе)
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это роман о борьбе и противоречиях в характере человека, глубоком самоанализе и самосознании. Несомненно, именно эти признаки позволяют отнести произведение к психологизму. Одним из важных эпизодов, раскрывающих внутренний мир двух героев: Печорина и Грушницкого, — является сцена их дуэли. Но как именно эта сцена позволяет понять характеры героев? Каким предстает Печорин, каким Грушницкий?
Главный герой — Печорин — личность достаточно противоречивая, что и характерно для реализма, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова. В сцене дуэли черты его характера проявляются особенно ярко.
Во-первых, Печорин обладает острым умом. Предлагая провести дуэль на площадке, откуда раненый упадет на острые скалы, он задумывается прежде всего о силе последствий дуэли. «. еще одно условие; так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать все возможное, чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответственности.». Он мгновенно понимает, что таким образом убийство будет выглядеть как гибель по-неосторожности.
Во-вторых, отсюда следует еще одна черта характера — глубокая уверенность в себе. Печорин заранее знал, что останется жив. Несмотря на заговор, о котором он знал, на непреклонность Грушницкого и трудные условия, которые он сам же и предложил, герой уверен в своей победе, уверен в том, что на скалах будет лежать Грушницкий. «я еще не осушил чаши страданий», — пишет Печорин, —»и теперь чувствую, что мне еще долго жить.»
Грушницкий — бывший приятель и нынешний соперник противоречивого Печорина — обладает не столь сложным характером. Его действия понятны и несколько предсказуемы, он действует в соответствии с тем образом, которому придерживается уже долгое время. Грушницкий — герой-романтик, но столь мнимый, что и М.Ю. Лермонтов, автор романа, с иронией относится к романтичному настрою молодого человека. Его характер довольно прост.
Во-первых, Грушницкий не так умен, как Печорин. Он скорее идет на поводу чувств и эмоций, которые становятся особенно сильны в момент дуэли. «тусклая бледность покрывала его щеки», «Колени его дрожали». Он молчит, хотя, по-обыкновению, очень разговорчив, и чувствует непреодолимый страх.
Во-вторых, Грушницкий в силу своих молодых лет и неопытности неспособен переступить через себя, дать отпор. Он слушает лишь драгунского капитана. На все предложения Печорина прекратить дуэль, остановиться, пока не поздно, его ответ отрицателен. » Мы будем стреляться. » — отвечает он на очередное предложение бывшего приятеля. Ему слишком дороги его принципы, он считает, что Печорин хочет обесчестить его, заставить выглядеть в глазах общества трусом, а не героем, коим он старательно пытается казаться.
В-третьих, чертой его характера становится и образ «героя-романтика», который невероятно важен для него, он ни на мгновенье не оставляет его. Таким он предстает и в сцене дуэли. Его отчаянно-романтические фразы звучат и здесь: «Нам на земле вдвоем нет места. » — произносит от перед гибелью. Грушницкий не так сложен и противоречив, он предсказуем и зависим от образа романтического героя и именно таким он предстает в сцене дуэли с Печориным.
Безусловно, сцена дуэли является одной из важных сцен романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Она помогает раскрыть образы Печорина и Грушницкого более полно. Печорин предстает сдержанным и самоуверенным — таким, каким он показывает себя в любой ситуации. Грушницкий же предстает неизменным героем-романтиком, зависящим от чувств и эмоций, но непривычно напуганным и безмолвным. В сцене дуэли герои противопоставлены друг другу, и в этом ее особенность, которая помогает показать их внутренние миры достаточно открыто и проявить свойственные обоим черты характера.
Анализ эпизода дуэли между Гриневым и Швабриным в «Капитанской дочке»
В повести «Капитанская дочка» динамике в характерах персонажей способствует дуэль между Гриневым и Швабриным. Анализ эпизода позволяет увидеть, как герои проявляют свои самые яркие черты характера, как выстраивается единая сюжетная линия произведения. Дуэль описана в 4 главе повести, которая называется «Поединок».
Алексей Иванович Швабрин
Инициатором дуэли становится Швабрин. Если говорить кратко, то предпосылкой к тому, чтобы вызвать Гринева на поединок является ученическое стихотворение главного героя, посвященное Маше Мироновой. Несмотря на то что Петр описывает товарища как человека неглупого и начитанного, слова и поступки его говорят о нем как о личности крайне неприятной. Швабрин насмехается над чувствами Гринева, некрасиво отзывается о капитанской дочке и ее родителях.
Главного героя до глубины души возмущают слова Алексея Ивановича, который утверждает, что Маша чрезвычайно корыстолюбива, ей не стихотворения нужны, а пара серег. Помимо этого, Швабрин неуважителен по отношению к отцу Мироновой, Ивану Кузьмичу, который, по его словам, любит пропустить стаканчик водки перед обедом. Негодование Петра приводит его товарища в ярость, и тот вызывает Гринева на дуэль.
Описание Швабрина дано Пушкиным при помощи таких деталей:
Очевидно, что Пушкин не просто так наделил своего персонажа такой внешностью. Автор как бы хотел указать читателю на то, что у героя темный и некрасивый внутренний мир.
Швабрин утверждает, что их ссора с Петром Андреевичем — сущая безделица. Он идет против установленных для дуэлей правил и склоняет Гринева драться без секундантов, на что герой и согласился. Но поединок был сорван, так как старый поручик застал молодых людей с утра за скирдами. После этого ненависть Швабрина к Гриневу еще больше усиливается, он намекает Петру, что все равно потребует у него сатисфакции.
Исход дуэли решил старик Савельич, который, увидев своего подопечного дерущимся, начал громко звать его по имени. И вновь Швабрин проявил подлость и бесчестие: в тот момент, когда Петр оборачивается на голос старика, Алексей Иванович вонзает шпагу в грудь Гриневу. Он ранен. Однако подобные действия являются грубым нарушением правил дуэли. Нельзя нападать на противника, когда тот лишен возможности контролировать свое положение. Эта сцена показала, что Швабрин совершил поступок, недостойный звания настоящего офицера.
Образ Петра Гринева
Поскольку сам Гринев является рассказчиком в произведении, его портретных данных в произведении практически нет. Тем не менее читатель многое узнает о герое в ходе повествования:
Лучшие черты характера персонажа проявляются в эпизоде с дуэлью. Несмотря на столь юный возраст, Гринев изображается Пушкиным как честный и благородный парень. Его еще опекает старик Савельич. Слова и поступки Петра часто по-детски наивны. Но Гриневу свойственно чувство справедливости. Он всегда готов защищать слабого и обиженного.
Парень хорошо воспитан. У него чистая, непорочная душа. Сначала он не догадывается о скверном характере своего нового товарища. Впоследствии слова и поступки Алексея Ивановича вызывают у молодого человека осуждение, он остро воспринимает едкие насмешки Швабрина над Машей и ее семейством. Гринева взбесила песенка, которую напевал его товарищ в присутствии возлюбленной и ее родителей: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь».
В отличие от Швабрина, Петр ведет себя с Машей Мироновой как настоящий рыцарь. Он скромен и аккуратен в разговорах с девушкой, в его отношении к ней нет чрезмерной настойчивости и принуждения, какие были свойственны Швабрину. Гринев талантлив, он упражняется в сложении стихов. Свои первые произведения посвящает возлюбленной. Петр имел неосторожность поделиться набросками со Швабриным. Изначально герой считал Алексея Ивановича своим настоящим другом и не ожидал от него негативной реакции.
Гринев смел. Когда Швабрин вызывает его на дуэль, Петр соглашается на это предложение. Молодой человек не испытывает страха и тревоги, он принимает поединок как должное, ведь цена схватки — честь и достоинство его возлюбленной. Во время дуэли Петр осознает превосходство Швабрина над ним, но это не пугает его. Он смело отражал все удары, и, очевидно, что герой смог бы победить своего оппонента, если бы не окрик Савельича.
Тревожная ситуация, связанная с дуэлью, сближает Машу и Гринева, помогает раскрыться чувствам героев. Петр великодушно прощает Швабрина, он не злопамятен и чрезвычайно дружелюбен.
Маша Миронова
Между Гриневым и Швабриным столкновение возникло именно из-за капитанской дочки. Петр впервые слышит о девушке из уст своего друга. Он специально хочет создать неприятное впечатление о Маше, описывая ее как совершенную дурнушку.
Но, познакомившись с капитанской дочерью, Гринев понял, что в словах Швабрина мало истины. И во внешности, и в поведении Маши сразу чувствовались благородство и скромность. Она стесняется в присутствии молодого человека, не поднимает глаз. Ей было восемнадцать лет. Автор наделяет свою героиню настоящей русской красотой:
Семейство Маши вовсе не богатое. Когда Василиса Егоровна, чтобы описать приданое дочери, использует такую цитату: «частый гребень, да веник, да алтын денег», у девушки текут слезы по щекам. Несмотря на то что Алексей Иванович «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», проницательная душа капитанской дочери интуитивно чувствует, что Швабрин — плохой и бесчестный человек. Он противен ей. Именно поэтому девушка не соглашается выйти замуж за него.
В Гриневе капитанская дочь находит близкую, родственную душу. И Петр, и Маша чисты, немного наивны, честны и справедливы, они способны испытывать сильные чувства, быть верными и преданными в дружбе и любви. Когда девушка узнала о несостоявшейся дуэли двух молодых людей, она очень встревожилась.
Так как Швабрину удалось сильно ранить Гринева, герою продолжительное время нельзя было подниматься. И днем, и ночью у его постели дежурила преданная Маша. Вопреки желаниям Швабрина, то, чем закончилась дуэль еще больше сблизило Гринева с капитанской дочерью. Они открыто признаются друг другу в любви, Петр собирается жениться на Маше.
Роль второстепенных персонажей в эпизоде
Комендантом Белогорской крепости, куда был сослан Швабрин, был Машин отец. Но служба в отдаленной фортеции имела скорее формальный характер, лишь изредка Иван Кузьмич проводил строевые учения для того небольшого количества людей, которые там находились. Кочевые племена практически не тревожили обитателей крепости, они вели размеренную жизнь за ее стенами.
Капитан Миронов имел добродушный характер. Но старик не всегда хорошо знал, как обстоят дела в его владениях, ведь хозяйством управляла супруга коменданта Василиса Егоровна, смелая женщина с твердым, проницательным характером.
Она была чрезвычайно умна. Именно мать заподозрила неладное, когда услышала о размолвке Гринева и Швабрина. Она выспросила у старого служаки, что ему известно о ссоре молодых людей. Таким образом, первая дуэль была сорвана. Иван Кузьмич растерялся, когда узнал, что Гринев и Швабрин должны были драться, он не понимал, как правильно поступить с ними, но Василиса Егоровна заставила молодых людей помириться.
Образ старого подслеповатого поручика Ивана Игнатьича играет важную роль в отрывке с дуэлью. Он не принял предложение Гринева быть секундантом во время поединка. Он мудро посоветовал молодому человеку решить конфликт, не обнажая шпаги. Иван Игнатьич жалеет главного героя, ведь он очень молод, по его мнению, рисковать своей жизнью ради такого наглеца, как Швабрин, величайшая глупость со стороны Петра Андреевича.
Камердинер Гринева Савельич послужил главной причиной поражения героя в поединке со Швабриным. Петр гневается на старика за то, что якобы он написал письмо о состоявшейся дуэли его отцу. Но Савельич — не просто слуга, но верный и преданный друг своего подопечного. Он не выдал Петра, и за это получил письменный выговор от отца Гринева за утайку событий, связанных с ранением сына.
В эпизоде с дуэлью косвенное участие принимают также родители главного героя. Отец Петра шлет сыну гневное письмо, в котором высказывает свое негодование относительно произошедшего инцидента. Он называет молодого человека «мальчишкой» и утверждает, что тот «шпагу носить еще недостоин». Из письма Гринев узнает, что известие о его ранении шокировало матушку, и она тяжко заболела. Андрей Григорьевич категорически отказывает благословить сына на брак с Марьей Мироновой.
Замысел автора
Поединок Швабрина и Гринева неслучаен в повести Пушкина. Александр Сергеевич за свою жизнь совершил двадцать семь дуэлей! Именно таким образом во времена писателя настоящие мужчины решали конфликты: за обиду нужно было заплатить кровью. Отказ от схватки считался позором для человека.
Сам того не осознавая, писатель наделяет и положительного героя, Гринева, и отрицательного, Швабрина, своими чертами характера. Это страстные, пылкие натуры, которые готовы рисковать жизнью во имя любви. Изображая дуэль молодых людей и ее исход, Пушкин провозглашает торжество истинного, чистого чувства. Для настоящей любви нет преград, рано или поздно она восторжествует над злом, обманом и несправедливостью.
ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Дуэль»
Дуэль Онегина и Ленского. Художник И.Е. Репин 1899г.
Тема дуэли
1.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
Дуэль Петра Гринёва и Алексея Швабрина — двух офицеров- играет значительную роль в раскрытии характеров данных героев, помогает противопоставить их по нравственным качествам. Самолюбивый, эгоистичный, завистливый и злопамятный Швабрин не мог простить того, что Маша Миронова отказалась стать его женой. Видя, как она благосклонно относится к Гринёву, Швабрин оскорбительно отзывается о ней. Гринёв, защищает Машу, Швабрин в ответ вызывает его на дуэль. В результате Гринёв получил ранение шпагой. Но интересен тот факт, что после дуэли Пётр простил противника, когда тот стал сожалеть о случившемся. Данный эпизод ярко подчёркивает моральное превосходство Гринёва, его желание защитить четь Маши и в то же время умение прощать, идти на мировую. Швабрин же проявил себя не только как жестокий человек, но и как лицемерный. Искреннего сожаления в случившемся у него не было.
Таким образом, дуэль используется автором как средство наиболее яркого изображения героев повести.
Сцена дуэли ярче раскрыла характер Грушницкого, человека подлого не готового иди ни на какие уступки, в то же время подтвердила двойственность характера Печора, который сам не знает, чего хочет. Не случайно Григорий накануне дуэли задаёт себе вопросы:
“Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Бессмысленная, страшная дуэль, в которой нет и не может быть победителя.
Конфликт между главным героем Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым, вызванный несовпадением взглядов практически на все стороны жизни, должен был чем-то разрешиться. Этим средством стала дуэль героев. Примечателен тот факт, что дуэль всегда проходила между противниками, равными по социальному положению. То, что Кирсанов решился стреляться с демократом Базаром, свидетельствует о превосходстве последнего, ведь противники встретились уже как равные. Данная дуэль имеет идеологический характер, хотя причиной было и их отношение к Фенечке, которая нравилась обоим. Кирсанов увидел, как Базаров поцеловал героиню, скорее, как ребёнка, у него проявилась ревность. В итоге Павел Петрович был ранен. Базаров, как настоящий врач, тут же пришёл ему на помощь.
Таким образом, сцена дуэли словно стала развязкой в конфликте героев, после чего Базаров уехал из имения Кирсановых. Никаких целей она не решила, каждый остался при своём мнении.
Общее
Дуэли как способ защиты чести и достоинства, были распространены в 18-19 веках, несмотря на то, что официально были запрещены ещё Петром 1.
Во многих произведениях русской литературы есть сцены дуэли. В каждом дуэль играет свою определённую роль. Во-первых, это средство изображения характеров. К этом смысле все данные произведения схожи, так именно во время дуэли наиболее ярко проявляются те или иные черты героев. Кроме того, дуэль является средством композиции, становится кульминацией в противоречиях, возникающих между героями. Но в любом случае сцены дуэлей являются одними из самых ярких и впечатляющих сцен произведений.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Автор: Guru · 24.09.2018
Краткая характеристика героев
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Подготовка поединка
Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.
Описание дуэли
Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
«Дуэль как средство характеристики литературных персонажей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чудиновская средняя общеобразовательная школа»
как средство характеристики литературных персонажей»
Дуэль как историческая реальность России……………………………..
Дуэли в произведениях А.С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»)……………………………………..
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Сила характера Печорина в дуэли с Грушницким……………………………………..
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Дуэль или пародия? ………..
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым……………………………………………………….
Изучая в школе произведения русской литературы, а также биографии поэтов и писателей 19 века, мы встречаем упоминания о дуэлях и подробные описания дуэлей. Мне захотелось узнать, какие существовали правила при проведении дуэлей, причины дуэлей, с какой целью писатели включали в свои произведения сцены дуэлей, каким образом поведение героя во время дуэли открывает его настоящее лицо.
Все выбранные для анализа произведения были написаны в позапрошлом веке. Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но хотелось бы узнать, как тогда отстаивались такие понятия, как «честь», «достоинство», которые актуальны и в наше время.
Проследить изображение дуэли в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого как исторической реалии 19 века, проанализировать психологическое состояние дуэлянтов, рассмотреть сцены дуэли как средство характеристики литературных героев.
-Исследовать роль дуэли в жизни русского дворянства.
-Проследить изображение дуэли в произведениях 19 века и её влияние на судьбу героев.
-Соотнести роль эпизода дуэли с идейно художественным содержанием всего произведения и характеристикой героя в целом.
Сцены дуэлей в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл. 4 «Поединок»), в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ( гл. 6), И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 24), Л.Н. Толстого «Война и мир» (том 2 часть 1 главы 4-6).
Предмет исследования: поведение дуэлянтов во время поединка, влияние дуэли на последующую судьбу героев.
Писатели, изображая сцены дуэли, состояние и поведение героя во время поединка, открывают настоящее лицо героя, показывают влияние дуэли на его последующую судьбу.
Дуэль как историческая реальность России.
Слово «дуэль», согласно В.И. Далю, имеет два значения. Первое, широкое: «единоборство, поединок», и второе, более узкое: «условный поединок с известными уже обрядами по вызову». Это же значение в словаре С.И. Ожегова: «…в дворянском обществе: вооружённая борьба двух противников в присутствии секундантов как способ защиты чести» и «борьба, состязание двух сторон».
Схема ведения дуэли:
— Столкновение или оскорбление, в результате которого одна из сторон считала себя оскорблённой и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения).
— Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения.
— Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды.
-Выбор характера дуэли.
— Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.
История показывает, что основными причинами дуэли были отношение к женщине, карточные долги, различные личные оскорбления и др.
В России дуэль вошла в моду в 18 веке. Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Дворянская молодёжь считала, что обида должна быть смыта кровью, а отказ от поединка – несмываемый позор. В период правления Николая 1 произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль: дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода разжаловали из офицеров в рядовые. После революции 1917 года дуэли были отменены «как пережиток прошлого».
В произведениях русской литературы 19 века дуэль используется как одно из средств характеристики литературного героя.
Дуэли в произведениях А.С. Пушкина
В «Капитанской дочке» поединок между Гринёвым и Швабриным изображён иронически. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:
— Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру.
Таким образом, с клеветы Швабрина на Машу Миронову, с предательского ранения Гринёва начинается путь Швабрина к целой цепи предательств.
«Евгений Онегин» ( друзья – враги – друзья).
Рядом с главным героем романа Евгением Онегиным Пушкин изображает ещё одного молодого дворянина – Владимира Ленского. Онегин и Ленский – это молодые люди одной эпохи, просто по-разному впитавшие в себя мысли и чувства своего времени.
Онегин – это один вариант судьбы. Получивший обычное для того времени образование, умный, иронично относившийся к жизни и к людям, рано всё познавший и рано во всём разочаровавшийся, везде скучающий – это Онегин.
Другой – романтик, далёкий от реальной действительности, учился в Германии, оттуда и привёз романтические настроения и увлечённость философией:
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Далёкий от разврата света, верящий в чистую любовь и дружбу, в высокие идеалы – это Ленский.
Разницу между ними Пушкин показывает целой цепью сравнений: «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой».
Тем не менее между ними есть что-то общее. Оба стараются избегать общества соседей-крепостников и невежд. Их разность сделала их страстными спорщиками. Они спорят на самые разные темы: судьбы цивилизации, пути развития общества, роль науки и культуры в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни человека (глава 2, строфы 16-18).
При всей взаимной противоположности они становятся друзьями. Пушкин обращает внимание не на теоретические разногласия между ними, а на контраст между юностью и зрелостью, наивностью и трезвостью, энтузиазмом и скептицизмом.
А) «враги стоят, потупя взор»
Б) «Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?!
В) «Плащи бросают два врага…»
Г) Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развёл на крайний след…»
Д) Ещё не целя, два врага
Походкой твёрдой, тихо, ровно
Четыре перешли шага».
Е) «Что ж, если вашим пистолетом
Сражён приятель молодой…»
Ж) «Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой».
З) «Убив на поединке друга…»
Размышляя после смерти Ленского о его возможном будущем, Пушкин изображает два варианта его судьбы. Ленский мог стать знаменитым поэтом, но мог превратиться и в заурядного помещика, прожившего совершенно обыкновенную жизнь.
Такие разные, Онегин и Ленский вызывают чувство сострадания, потому что у обоих жизнь не состоялась и мечты не сбылись.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Сила характера Печорина в дуэли с Грушницким.
Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна мери». Она занимает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на один поединок, известный нам из русской литературы. Дуэль – страшный, трагический способ решения споров, и единственное его достоинство в том, что он предполагает абсолютную честность обеих сторон. Любые хитрости во время дуэли покрывали несмываемым позором того, кто пытался хитрить.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на один известный нам поединок, потому что в её основе лежит бесчестный заговор драгунского капитана.
Печорин готов отказаться от дуэли – при условии, что Грушницкий публично откажется от своей клеветы. На это слабый человек отвечает: «Мы будем стреляться».
И в последний раз Печорин пытается предотвратить трагедию,
Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Невозможно судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого из них больше жаль: погибшего Грушницкого или уехавшего в крепость Печорина.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дуэль или пародия?
Действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, время действия и создания романа разделяют лишь два года.. Это была одна из напряжённейших эпох русской истории. В феврале 1861 года была провозглашена отмена крепостного права, однако освобождение крестьян без земли, которую они должны были выкупать, поставило перед обществом новые мучительные проблемы.
Изобразив братьев Кирсановых как лучших представителей дворянства, Тургенев за внешней привлекательностью показал их полную непригодность к жизни: «Если сливки плохи, что же молоко?»
Тургенев зло посмеялся над Павлом Петровичем Кирсановым в сцене его дуэли с Базаровым. Вызов на дуэль, как и всё, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Удивительно то, что Базаров этот вызов принял, хотя он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было всё равно, что о нём скажут.
В Базарове Павел Петрович видит опасность для себя и своего класса. Базаров и подобные ему расшатывают устои того общества, в котором привык жить Павел Петрович, и он будет защищать свой мир всеми доступными ему способами. И, вызвав Базарова на дуэль, Павел Петрович защищает не Фенечку и не брата, а устои и традиции того общества, в котором он привык жить.
Таким образом, пародийная сцена дуэли Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова – одно из доказательств того, что дворяне растеряли свои былые высокие принципы и подменили их пустым лицемерием. Время дворянской революционности в России давно в прошлом.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым.
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека . Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво, логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером Безуховым.
Пьеру стыдно за свой поступок, он считает, что не стоит брать грех на душу из-за такой низкой женщины, не стоит за неё убивать человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее загубил свою жизнь, связав её с Элен.
Когда после дуэли Николай Ростов увозил раненого Долохова домой, он узнал, что этот буян и вояка «жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».
Таким образом, сценой дуэли Толстой доказывает, что в жизни всё не так очевидно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой даёт урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не всё бывает однозначным и легко решаемым. Значит, великий философ Лев Николаевич Толстой учит нас быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей.
Проанализировав дуэльные сцены в данных художественных произведениях, я сделала следующие выводы:
— Дуэль запечатлена в русской литературе во всём многообразии своих проявлений.
— Этот поединок чести является или кульминацией произведения, как в «Евгении Онегине», или ключевым эпизодом, как в «Герое нашего времени».
— Дуэль в художественном произведении используется авторами как одно из средств характеристики литературных героев.