какие качества вы бы хотели воспитать в себе
Как воспитать в себе сильный характер: практические советы и рекомендации
Большая часть жителей планеты недовольна своим характером. Люди неуверенны в себе, полны сомнений и тревог, страдают от отсутствия решительности и целеустремленности. Они не решают проблемы и не борются с трудностями, пуская все на самотек. Результат — скучная и безрадостная жизнь. Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать в себе сильный характер?
Что такое сильный характер
Сильный характер — это способность человека твердо следовать своим принципам и убеждениям, а также уверенно идти к достижению поставленных целей. Не стоит путать его с упрямством и гордостью.
То, насколько сильным является характер, зависит от трех его составляющих:
Слабохарактерный человек, в отличие от сильного, не обладает перечисленными качествами. У него нет собственных принципов и убеждений. Зачастую он не знает, чего хочет от жизни, и идет на поводу у окружающих.
Как воспитать сильный характер
Воспитывать сильный характер можно с раннего детства. В истории есть такие примеры. Это рыцари, обучение которых начиналось в 7 лет. Другой вариант — развитие по мере взросления и решения жизненных проблем, а также преодоления каких-то препятствий.
Еще один способ стать сильнее — самостоятельно работать над собой. Здесь придется намеренно создавать условия, способствующие развитию характера.
Как невозможно развить в себе сильный характер
Процесс воспитания характера требует, в первую очередь, наличия желания действовать, времени, а порой и самопожертвования. Существует ряд требований, игнорирование которых сведет все усилия на нет:
Удачные советы для развития сильного характера
Стать сильным и уверенным в себе человеком можно несколькими способами. Главное — не лениться и не жалеть себя. Результат не заставит себя ждать.
Задайте себе вопросы
Человек создает действительность своими собственными руками. И это касается не только положительных моментов. Негатив люди также создают самостоятельно, возможно, даже получая от него выгоду.
Понять вышесказанное поможет наглядный пример. Допустим, кто-то безуспешно борется с нерешительностью, слабым характером и отсутствием целей. Откуда у него появились эти качества? Не стоит сразу винить внешние обстоятельства. Может, человек просто не хочет быть успешным? Он боится быть первым или выделяться на фоне толпы. В ответ на эти страхи организм формирует и развивает те черты характера, которые защищают от благополучия. Вследствие этого, человек продолжает жить в своем собственном комфортном для него мире, не пытаясь его изменить.
Принимая во внимание вышесказанное, следует задать себе три важных вопроса:
Честные ответы помогут понять, что и как нужно изменить в своем характере для того, чтобы он стал сильнее.
Подумайте, действительно ли у вас есть качества, которые мешают жить
Может быть, таких качеств в характере и нет, а мнение об их существовании навязали родители, друзья или знакомые. К примеру, ребенку с детства говорят, что у него руки растут не с того места и он — полная бездарность. До поры до времени он так и будет думать. Но в какой-то момент поймет, что на самом деле все не так уж и плохо. Он может отремонтировать любую поломку или создать что-то своими руками. Получается, что недостаток надуман.
Нужно сесть и серьезно проанализировать, действительно ли существуют проблемы с чертами характера? Возможно, это всего лишь плоды воображения.
Сформулируйте, какие качества хотите приобрести
Нужно четко обозначить свои предпочтения, выбрав самые желаемые черты характера. Это может быть решительность, целеустремленность, уверенность в себе и т.д.
Психологи рекомендуют говорить о качествах двумя фразами: я хочу получить и я уже имею эти качества в своем характере. Благодаря этому, процесс их развития пойдет быстрее.
Вспомните известного человека, который обладает нужными качествами
Не обязательно, чтобы это был реальный человек. Можно взять за пример любимого героя из книги, фильма или даже мультика. Главное, чтобы у него были нужные человеку черты характера.
Нужно представить себя на месте своего примера для подражания. Следует мысленно побывать в тех ситуациях, где был он, и подумать, как можно было бы поступить на его месте.
Представьте, что вы уже обладаете нужными качествами
Нужно представить не только сильный характер, но и правильные поступки, уверенное движение к поставленным целям. Следует включить воображение на полную силу и задержать полученный образ в сознании хотя бы на несколько минут. Повторять упражнение желательно регулярно. Оно поможет получить дополнительную энергию для осуществления всех задуманных желаний.
Преодолевайте сложности
Как воспитать в себе характер таким способом? О том, что лучше всего его закаляют трудности, знают многие. Поэтому нужно покинуть зону комфорта. Это обязательное условие. Только в таком случае получится найти свои слабые места и измениться к лучшему.
Читайте книги
Не важно, что за книги это будут. Психологи рекомендуют читать литературу всех жанров, каждый из них научит чему-то новому:
По мнению специалистов, начать можно с произведений Дейла Карнеги, Стивена Кови и Робина Шарма (“Как перестать беспокоиться и начать жить”, “7 навыков высокоэффективных людей”, “Монах, который продал свой Феррари”).
Имейте свое мнение
Человек, имеющий сильный характер и уверенный в своей правоте, не боится озвучить личное мнение. Он отстаивает его, даже если оно сильно отличается от общепринятого и подвергается критике. Делать это крайне сложно, потому что часто люди становятся рабами чужих желаний и предпочтений. Выйти из рабства и сохранить индивидуальность — проявление сильного характера.
Нужно сесть и серьезно подумать, какие поступки и действия совершаются под давлением со стороны, а какие по собственной воле. Не стоит стесняться закончить вызывающий дискомфорт разговор только из-за боязни обидеть собеседника. Или кушать в кафе блюдо, которое не нравится, из-за того, что счет уже оплачен. На первом месте должно быть свое мнение. Нужно научиться отстаивать его. Это поможет не только стать увереннее в себе, но и развить полезные черты характера.
Ставьте цели и добивайтесь их
Для чего нужны цели? Чтобы знать верное направление движения. Нужно взять лист бумаги и написать, к чему хочется стремиться. Причем рекомендуется четко указать сроки воплощения желаний в жизнь: неделя, месяц, год. Через время следует проверить, что из записанного уже было сделано, и внести поправки. Можно дописать новые цели.
Психологи советуют быть конкретными не только в датах, но и в самих желаниях. Не нужно писать размытые фразы. Нужна точность. К примеру, можно запланировать сбросить пару килограммов к определенной дате или прочитать интересную книгу. Если говорить о более глобальных целях, это может быть карьерный рост или же отпуск в новом месте.
Говорите «нет»
Это сложное, но в то же время необходимое умение. По мнению многих людей, неспособность прямо и честно отказать является проявлением слабого характера. Зачастую человеку приходится пожертвовать не только своим мнением, но и комфортом в угоду другим. Слово же “нет” поможет исправить ситуацию.
Важно научиться уважать себя, свое время и личное пространство. Только в таком случае люди будут относиться к нам так же.
Присмотритесь к своему окружению
Не все друзья и родственники оценят старания измениться в лучшую сторону. И это не удивительно, поскольку они привыкли использовать человека в своих корыстных целях. Он стал для них “удобным”. Кто-то, возможно, позавидует, потому что из-за собственной лени, слабости или обстоятельств не может сделать так же.
Если есть желание воспитать в себе сильный характер, общение с такими людьми лучше избегать или свести к минимуму. Они не помогают идти вперед, а тянут вниз ко дну. Рядом нужны люди, которые идут по тому же пути и являются примером для подражания. Нужно дружить с теми, кто поможет меняться и становиться сильнее.
Психологи рекомендуют не портить жизнь рядом с теми, кто свою уже испортил.
Заключение
Итак, перед тем, как воспитать характер, нужно посмотреть на себя со стороны и понять, что изменить. Следует определить лишние качества и те, которые хотелось бы развить. Только после этого приступайте к действию. Процесс будет нелегким, но результат превзойдет все ожидания. Регулярные занятия помогают сделать характер сильнее, стать увереннее в себе, научиться отстаивать свое мнение и неуклонно следовать собственным принципам.
«Сотвори себя сам» /качества характера человека/
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: вызвать стремление у подростков развивать положительные качества;
знакомство воспитанников с понятиями «отрицательные» и «положительные» качества личности.
расширение представлений о качествах человека.
развития умения оценивать свои личностные качества.
раскрывать значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
развивать положительные качества характера, способствующие становлению личности;
воспитывать чувство уверенности к себе, чувство самоуважения.
помочь воспитанникам сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость.
— Начать наше с вами занятие мне бы хотелось небольшим четверостишьем знаменитого поэта Евгения Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
-Послушайте внимательно притчу.
Однажды к старому индейцу пришел его внук и спросил:
— Дед, а отчего зависит какой человек, добрый или злой, хороший или плохой?
— Понимаешь, внучек, в каждом человеке есть два волка: хороший и плохой, добрый и злой.
И они все время борются. Если побеждает добрый волк, значит человек добрый, побеждает злой волк — значит человек злой.
Маленький индеец, тронутый словами деда, на несколько минут задумался, а потом спросил:- А отчего зависит, какой волк победит?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Что имел ввиду старый индеец когда говорил о волках?
-Что он подразумевал под волками, которых кормит человек?
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Почему вы так решили? ( Ответы учащихся)
-На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.
-Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему?
-Какие внутренние качества людей вы знаете?
И на сегодняшнем занятии будет продолжен разговор о характере человека, о его проявлениях, о возможностях человека совершенствовать свой характер и каждый из вас попытается составить свой портрет.
Мы попробуем разобраться в чертах своей личности, правильно и объективно оценить свои положительные и отрицательные качества своего характера. Личность никогда не бывает однозначной. В каждом обязательно есть что-то ценное, неповторимое, индивидуальное, интересное.
-Что такое качества? /Качества –наличие признаков или каких либо особенностей /черт характера/, отличающих одного человека от другого,
-Сегодня мы постараемся выделить с вами качества, которые необходимы человеку.
-Ребята, а вы знаете, что такое характер? (Ответы детей)
В переводе с греческого «характер» означает «отличительная черта», «признак». Характер отражает отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к окружающему миру, к труду, к вещам и проявляется в поведении и поступках человека.
-Посмотрим, какое определение даёт слову характер в своём словаре Ожегов.
Поведение человека и отношение к себе, другим людям и делу называется характером. /определение « характер» в словаре Ожегова/. / слайд №1/.
-А как можно узнать какой характер у человека?
-А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и поведению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.
-А что значат выражения «хороший» или «плохой» характер?
Как вы понимаете смысл выражения «черты характера»?
Какие внутренние качества людей вы знаете?
Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе – это. /какие качества, как мы их можем назвать/ положительные качества, а другие – наоборот, мешают – это отрицательные качества.
Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных качеств.
/Слайд №2/ Задание №1.
Распределите качества и назовите сначала положительные качества, а затем отрицательные.
Ведь недаром гласит индийская мудрость, что:
-Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не рождается на свет без пороков. /Индийская мудрость/.
-Как вы понимаете, что такое пороки? /недостаток, позорящее свойство/.
-Подумайте, как вы их можете разделить. По какому признаку? И разделите их на две группы.
-Объясните, почему вы разделили именно так эти человеческие качества?
Что вы можете сказать об этих качествах человека?
-Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.
-Объясните смысл слова добродетель. Какого человека мы можем назвать добродетельным? /положительное нравственное качество, а человек добродетельный, т.е. соблюдающий требования нравственности, т.е. правила определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. А также выполнение этих правил/.
Как я вам говорила, что сегодня каждый из вас постарается составить свой реальный портрет. Сейчас каждый из вас получит бумагу для составления своего портрета. Мы все любим, созерцать красоту природы. И вот сегодня мы для составления портрета воспользуемся одним из красивейших явлений природы, возникающее после дождя. Что это за явление природы? Радуга./Слайд №3/.
Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением. Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами.
Так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю. Но давайте вернёмся нашему занятию.
-С какого цвета начинается радуга?
-Правильно с красного. Поместим свою фотографию на листочке красного цвете. На следующем листочке, который символизирует следующий цвет радуги вы
Подумай и напиши, какие положительные черты характера есть у тебя.
*Чтобы работать над характером, необходимо знать свои положительные и отрицательные черты характера.
У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные и избавляться от отрицательных качеств.
Каждый человек способен совершенствовать свой характер, трудясь над собой, воспитывая в себе лучшие нравственные качества.
-Скажите, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить?
А от каких отрицательных бы избавились, и почему. (выслушивание и обсуждение ответов учащихся).
— Следующий цвет в радуге, какой? / жёлтый /.
На листочке жёлтого цвета запишите:
Какие черты характера ты хочешь воспитать в себе?
Ребята, как вы думаете, как можно избавиться от отрицательных качеств?
Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить предложенные здесь отрицательные..
(проверка заданий, обсуждение)
Где же проявляется характер?
/Характер проявляется в поведении, поступках и в отношении человека к другим людям, к окружающему миру./
-От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Каждый человек может сам себя воспитывать, т.е заняться самовоспитанием.
Мы уже говорили, что слово «характер» в переводе с древнегреческого означает «чеканка», «печать». Характер складывается из недостатков и достоинств. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. Т.е. мы должны знать очень хорошо свои положительные и отрицательные качества. Чтобы совершенствовать в себе хорошие черты и работать над исправлением отрицательных черт характера. На этой основе формулируется программа внутренней работы.
-Прочитай пословицы и поговорки. О каких чертах характера в них говорится? Назовите правильный ответ.
Глупая голова ногам покою не даёт. /1 / нерешительность
необдуманность поступков /1/
Умел да смел, пятерых одолел./2/ смелость/2 /
Бережёного бог бережёт. /3 / осторожность, /3 /
Прытко бегают, да часто падают. /4 / осторожность,
Кто не бережёт копейки, расчётливость, скупость,
Тот сам не стоит рубля. /5 / Бережливость /5 /
Из него хоть верёвки вей. /6 / рассудительность, сила
Стол спасибом красят. /7 / трусость, нерешительность,
Видите, как вы хорошо разбираетесь во многих как положительных, так и отрицательных чертах. И я думаю, что вы сможете поработать над собой и откорректировать всё, что вам не нравится в себе.
-Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я”?
(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)
Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово «ЛИЧНОСТЬ».
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
Конечно, все вы уже маленькие личности, у каждого из вас свой характер, свои привычки (как хорошие, так и плохие) Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.
-Продолжаем работу над портретом.
Упражнение «Разгадывание анаграмм»
(Фоном звучит музыкальная композиция Поля Мориа «Менуэт».)
Учащиеся разгадывают анаграммы, обозначающие положительные черты характера:
Давайте обратимся к школе. Ни для кого не секрет, что у нас некоторые дети нарушают дисциплину на уроках и переменах, грубят педагогам. Как вы считаете – это смелость? А какие черты характера проявляете вы в данном случае? /непослушание, конфликтность, безответственность, недисциплинированность, эгоизм, грубость, агрессивность/.
-Дайте определение такой черты характера, как смелость. Как вы понимаете, что это такое? /ответы детей/
-Подумайте, в каких случаях поступком будет считаться отказ сделать что-то. (Ответы детей)
-А были ли в вашей жизни такие ситуации в которых вам было трудно сказать «нет» и отказаться от какого – то предложения?. (Ответы детей)
Молодым свойственно торопиться, они спешат стать взрослыми, проявить себя и утвердить свою самостоятельность. Но всему в жизни надо учиться:
управлять своими чувствами, поведением. Замечательный метод – самоободрение, самовнушение (У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ), самоприказ.»
-Как это понять самоприказ?
Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, выполнять трудную работу.
-А сейчас мы посмотрим, хорошо ли можете разбираться в человеческих качествах. Дети перед занятием получили задание. Подобрать стихи, загадки о качества человеческого характера.. Они вам буду загадывать небольшую загадку, а вы должны отгадать о каком качестве человека идёт речь.
Ах, как часто нужно нам
С кем-то чем-то поделиться!
Кто привык всегда скупиться?
Кто твердит всегда:
«Не дам!»?
***
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
Я ненавижу в людях ложь,
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжёшь.
Я ненавижу в людях ложь,
Я негодую и страдаю,
Когда её с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберёшь
Будь скромен и не жди от вечности
Ни постоянства, ни сердечности.
Ведь даже самых сильных мира,
Что к славе яростно рвались,
На время возведя в кумиры,
Она затем швыряла вниз.
-О каких качествах человека говорится в стихотворениях?
— Послушайте внимательно притчу в исполнении Светланы Копыловой и скажите, о каких человеческих качествах говорится в притче.
/сочувствие, добросердечность, зависть, жестокость/
-Вы говорите о жестокости.
-А как вы понимаете, что такое жестокость?
В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным .
Слайд № 8 / пословица/
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Чтобы помочь вам правильно понять смысл пословицы послушайте небольшую притчу.
Согласно древнеиндийской мудрости
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это все? – недоуменно спросил человек.
— Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к старцу и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем.
Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки.
-Притча помогла вам лучше понять смысл пословицы. Поделитесь своими мыслями.
/Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом. /
-Почему говорят, что судьба человека находится в его руках? От чего зависит судьба человека? Почему? /ответы детей/.
-Даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту, для этого нужно приложить усилия. Порой на это уходят годы. От «хочу» до « могу» часто очень длинный и трудный путь, его можно представить в виде лестницы.
-Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень? /целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, сила воли/
/лестница со словами/ Слайд №9
На следующем листочке нашего портрета –радуги напишите:
От каких черт характера хочешь избавиться?
На следующем листочке нашего радужного портрета напишите
Как вы относитесь к людям:
-Все эти качества нужны человеку, чтобы добиться чего-то в жизни. Подумайте и скажите, какая черта характера человека помогает ему заставить себя, запретить себе, учит держать себя в руках, учит управлять собой, чтобы добиться в своей жизни определенных высот. /сила воли/.
Волю надо воспитывать. Воля формирует представление о единстве мысли, слова и дела. Это значит, то, что было задумано, нужно сделать, совершить в интересах собственного Я и в интересах общества. Это одинаково важно и для взрослого и для ребёнка.
Воля нужна человеку в его повседневной жизни. Например, каждому известно, что утренняя гимнастика не просто полезна, а необходима для организма, но, зная это. Далеко не все люди – и взрослые, и дети – отдают ей должное. Другой пример волевых устремлений связан с образованием человека. Учение требует от него каждодневного труда, выполнения заданий, упражнений, чтения книг, учебников, энциклопедий и многое другое. Но далеко не всякий выполняет свои учебные обязанности. Человеку надо овладевать сознательной волей, чтобы понять всю значимость учения для себя и для общества.
Как сказал один мудрец:
«Решительно и твердо приказывайте себе, когда надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение. Когда мозг получает четкие позитивные команды, то это вызывает силу, уверенность. Программируйте себя на позитивное:
«Я смогу!»
«Я сумею!»
«Я преодолею все!» Слайд №10
Ну и последние штрихи нашего портрета.
-Посмотрите внимательно следующий слайд.
Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели, запищите их.
Целеустремлённость рассеянность решительность
Самостоятельность нерешительность упрямство
Внушаемость сдержанность недисциплинированность
Настойчивость несдержанность смелость
Настырность трусость сила воли
Напишите те черты характера, которые помогут вам добиться цели и изменить свой характер.