какие карьерные возможности в большей степени интересуют меня
Как ответить на собеседовании на вопрос о карьерных планах, о достижениях
Самые главные вопросы мы рассмотрели в этом посте. Но есть и другие, которые с большой вероятностью вам зададут на собеседовании.
1. Расскажите о ваших самых выдающихся достижениях.
Здесь уместным будет разбор конкретного кейса (реальной ситуации).
И для разбора кейса используем модель S-T-A-R.
– Рассказываем о ситуации (situation): какими были условия, в чем была трудность.
– Описываем задачу (task).
– Говорим, какие действия мы предприняли для решения задачи (action).
– Подытоживаем, что получили в результате (result).
2. Какие у вас карьерные планы?
Подробнее о ответе на этот вопрос читайте здесь.
Если коротко.
Будьте внимательны, отвечая на этот вопрос. Этим вопросом эйчар хочет выяснить:
– насколько вы амбициозны (если вакансия предполагает амбиции),
– насколько вы реалистичны в своих ожиданиях,
– соответствует ли вакансия вашим амбициям.
Если вакансия тупиковая в плане карьеры, вы это знаете, вам нужна ЭТА работа СЕЙЧАС: не стоит упоминать, что вообще-то вы хотите подняться по карьерной лестнице, хотя понимаете, что сейчас неподходящий момент. Лучше ответить так: сейчас ситуация на рынке труда неопределенная, вы не хотите строить нереалистичные планы, поэтому не можете сказать, кем видите себя через 5 лет. Вы точно можете сказать, что ваша задача на ближайшие 1-2 года: реализовать себя в том, что вы умеете делать хорошо, стать частью команды работодателя, чтобы участвовать в создании качественных продуктов/услуг.
3. В каких еще компаниях вы были на собеседовании?
Еще один хороший вопрос-тест.
Если вы активно ходите на собеседования, опрометчиво делать вид, что другие работодатели вас не интересуют, только этот. Скорее всего, эйчары в этой компании уже знают, где вы были и с кем общались (в эйчар-сфере сарафанное радио работает отлично).
Отвечая на этот вопрос, важно показать, что вы ищете работу в конкретной сфере и у вас есть цель.
НЕПРАВИЛЬНО:
Говорить, что вы пробуетесь и на менеджера по продажам, и на секретаря, и на переводчика, и на сборщика мебели в качестве запасного варианта. Даже если это на самом деле так. Приведите в пример 1-2 компании из той же сферы, что работодатель, у которого вы сидите на собеседовании. Назовите вакансии из одной или смежных сфер.
Подчеркните, что общего есть у этих компаний и вакансий (и круто, если эти же возможности есть у работодателя, с которым вы беседуете сейчас). Допустим, это возможность реализовать ваши навыки по оптимизации логистики и повысить профессиональный уровень за счет более сложных задач.
Помним, что первый шаг в поисках работы – это поиск вакансий и отправка резюме? Тогда ищем вакансии.
Как найти себя на рынке труда, статья 2 // Узнаем свои карьерные интересы
Автор: Виталий Алтухов, психолог-профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии»
Задавались ли вы когда-нибудь вопросами: «Что ждет меня завтра на профессиональном поприще? Можно ли заранее увидеть и спланировать свой карьерный путь?» И далее: «А как это можно сделать, на что ориентироваться?» Если такие вопросы приходили вам на ум, попробуем ответить на них по порядку, так в данной статье мы переходим к рассмотрению одного из важнейших аспектов профессионального выбора, а именно — карьерных интересов. Какие трудовые и карьерные роли вы больше всего хотели бы играть в своей работе? Именно на этот вопрос ориентирована эта статья и специальный тест в нашем комплексе «Профкарьера», ведь от ответа на него зависит удовлетворенность и развитие человека на работе.
Какие варианты карьерного развития могут ожидать вас в будущем?
Принято выделять два варианта развития, которые каждый из нас, скорее всего, и так знает, но не всегда может ясно и четко выделить для себя.
Естественно, что в чистом виде такие варианты практически не встречаются, но задача любого «карьеростроителя» заключается в том, что выбрать для себя — на каком из вариантов сосредоточить максимум своих усилий. Ведь и тот, и другой вариант требует развития своих особых компетенций или навыков (например, управленческие компетенции — умение работать с людьми, стратегия и планирование и т.п., а профессиональные — расширение спектра знаний и умений, качество выполнение дела и т.п.). Ну и, соответственно, учитывать требования рынка. Если еще несколько лет назад рынок «требовал» в основном менеджеров, то сейчас рынок более «заинтересован» в специалистах. Хотя потребностях в хороших управленцах актуальна до сих пор.
Где начинать строить карьеру?
Высококлассными и востребованными специалистами и управленцами не рождаются, и даже в ВУЗе не обучаются. Для того и другого нужен опыт, и начинать как-то надо. Здесь также существует как минимум несколько вариантов:
Как строить карьеру?
Итак, постарайтесь выбрать для себя, какие из перечисленных вариантов отражают ваши интересы? Совершив выбор из этих двух параметров, вам будет очевиднее, где, кем и как развиваться в своей профессиональной жизни.
Например, вас привлекает работа во front-office, и вы предпочитаете управленческий путь развития. Например, ваша профессия — филолог. Тогда вы можете начинать работу с позиций ассистента/специалиста по PR, связям с общественностью, работы с клиентами, далее расти в сторону руководителей этих отделов.
Если вам симпатичнее back-office, и ваша профессия, к примеру, связана с финансами. Также, к примеру, вам интереснее развиваться в качестве специалиста. В таком случае должности ассистента/специалиста по финансовому анализу вполне могут удовлетворить вашим профессиональным требованиям. Позже, когда вы определитесь с конкретной и интересной вам специализацией (например, аналитика в области недвижимости), вы можете развивать свою компетентность в этом направлении и становится первоклассным специалистом в своей области.
Аналогично данному алгоритму вы можете продумать и «увидеть» свой путь карьерного развития.
Возможность карьерного роста и ее главные составляющие
В зарубежных фильмах часто показывают, как за год горничная дослуживается до директора гостиницы, а паренек, который разносил пиццу, становится главой пиццерии. Однако в жизни все гораздо сложнее: чаще всего, только при наличии практически всех составляющих карьерного роста возможно удачное продвижение по службе.
В свою очередь, многие пункты, которые в совокупности представляют собой возможность карьерного роста, помогают в целом узнать ответ на вопрос, как стать счастливее. Ведь речь идет о том, как стать успешным, и не только в бизнесе, но еще и в простой обычной жизни.
То есть далее мы будем говорить не только о деньгах, но и об общих составляющих благополучной жизни, в которой этапы и стадии карьерного роста играют не последнюю роль. При этом сначала мы остановимся на личностных качествах, от которых очень много всего зависит. А потом уже разберем прочие профессиональные составляющие продвижения по карьерной лестнице.
Составляющие карьерного роста — любовь к профессии
Важным условием возможности карьерного роста является любовь к профессии, к тому, чем человек занимается. Если его работа ему не интересна или не приносит удовлетворения, то вряд ли дальше нужно думать об этапах и стадиях карьерного роста: постичь больших результатом в деле, к которому не лежит душа, практически нереально.
Однако тут есть два выхода. Нужно или полюбить свою профессию, то есть начать в ней разбираться, найти ее преимущества, осознать значимость для окружающих, и тогда ситуация может измениться. Или сменить вид деятельности и попытаться найти себя в той сфере, которая более привлекательна.
Основа для карьерного роста – уверенность в себе
Хорошие возможности для карьерного роста связаны с уверенностью в себе. Если человек уверен в себе, то, значит, сможет смело выдвинуть свое предложение, если понадобится, то с достоинством отстоять его, а также будет конструктивно относиться к критике.
Уверенность в своих силах связана с положительным взглядом на самого себя, со здоровым самоуважением. Если вам этого не хватает, то психологи обычно советуют следующее: начните делать дела, за которые вы будете себя уважать. Ставьте конкретные цели и достигайте их. Тогда ваша самооценка возрастет, и с вашим мнением будут считаться и другие люди.
Залог успешной карьеры – умение ладить с людьми
Умение ладить с людьми является важной составляющей карьерного роста. Если вы постоянно конфликтуете с людьми, считаетесь человеком неуживчивым, постоянно всех критикуете и ведете себя высокомерно, то тогда вряд ли у вас хорошие перспективы для продвижения по карьерной лестнице.
Начальство будет относиться к вам настороженно, даже видя ваши явные профессиональные заслуги. Изменить ситуацию можно с помощью разбора ваших конфликтных ситуаций и работой над определенными личностными качествами.
К примеру, не нужно считать себя умнее и талантливее других, а также рекомендуется жить, «заботясь не только о своих интересах, но и об интересах других». Попробуйте. Окружающие это оценят. Да и вам тогда жить станет проще и интереснее.
Составляющие карьерного роста – самоорганизация
Замечено, что успехов в карьерном росте чаще всего достигают люди, которые могут быть самоорганизованными. То есть они могут эффективно расходовать свое время, целенаправленно его планировать. Если вам этого не хватает, то нужно учиться сначала правильно распределять дела, ведь «всему свое время», а затем нужно придерживаться намеченного графика.
Тут важна самодисциплина и хорошая мотивация. А если вы относитесь изначально к ленивым людям и не собираетесь прилагать определенные усилия для изменения ситуации, то тогда основные этапы и стадии карьерного роста будут вам недоступны.
Составляющие карьерного роста – инициатива
Хотя существует расхожая фраза «инициатива наказуема», но безынициативных людей редко назначают на руководящие должности. Если у вас нет своих идей, вы не хотите их генерировать или просто озвучивать, если вам все равно, что творится у вас на работе, если вы приходите там только отсидеть положенное время, а потом с первым звонком уже находитесь в дверях, то тогда продвижение по карьерной лестнице — это тоже не для вас.
Начните болеть за общее дело, думайте, как сделать свою работу лучше, проявляйте инициативу в этом вопросе, беритесь за выполнения сложных заданий, делайте чуть больше, чем вам поручают, и ваше руководство обязательно заметит такое поведение.
Хорошие знания дают возможность для карьерного роста
Так как все личностные характеристики, которые выступают в совокупности как общая возможность карьерного роста, мы разобрали, то сейчас самое время перейти к буквальным профессиональным требованиям. А начинаться они будут со знаний. Но только обязательно хороших, то есть тех, которые, действительно, сейчас востребованы на практике.
В настоящее время даже не очень важно, за плечами у вас находится высшее образование или двухнедельные курсы. Одним или двумя дипломами о «вышке» сейчас уже никого не удивишь, а вот практичные знания нужны всегда. Поэтому обеспечьте себе такое образование, которое, на самом деле, будет востребовано и поможет вам в профессиональной деятельности.
Составляющие карьерного роста – навыки и умения
«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Данная фраза взята из одного авторитетного источника, и она свидетельствует о том, что, кроме знаний, для построения карьеры необходимо обязательно обладать хорошими практическими навыками и умениями.
Одних знаний в таком деле будет недостаточно. То есть это означает, что вам нужно позаботиться о том, чтобы вы могли на практике что-то делать качественно и хорошо. Кроме того, ожидается, что такие навыки и умения будут у вас постоянно увеличиваться и совершенствоваться.
Составляющие карьерного роста – здоровье
Часто в погоне за возможностью карьерного роста люди забывают о своем здоровье. Они работают или учатся по 24 часа в сутки, и зарабатывают за это время кучу болезней. А больной человек, прости за прямоту, никому на работе не нужен. Ведь именно здоровый сотрудник полон сил, проявляет инициативу, быстро справляется с поставленной задачей, и просто хорошо выглядит.
Ну, а у больного человека, соответственно, всего выше перечисленного уже нет. Поэтому важной частью составляющей карьерного роста является здоровье. Заботиться о нем нужно в любом возрасте, а начать рекомендуется с простых полезных привычек – есть натуральную пищу, пить воду, делать физические упражнения и высыпаться.
Для карьерного роста в компании – возможности повышения
Но даже если все выше названные составляющие карьерного роста у вас присутствуют, но нет одного – возможности для повышения по службе в конкретном месте, — то остальное становится уже неважным. Чтобы новые этапы и стадии карьерного роста были вам доступны, необходимо периодически анализировать ситуацию и трезво оценивать возможности карьерных изменений в определенных организациях.
Если возможности вашей компании ограничены в плане более высоких должностей, то тогда для построения карьеры вам, вероятнее всего, придется перейти в другую, более крупную компанию или в компанию, в которой вам предложат более высокий пост.
В любом случае – действуйте, работайте над собой. Желаем вам успехов в продвижении по карьерной лестнице!
11 рабочих навыков, которые ускорят твой карьерный рост
Необходимый опыт и технические навыки — бесспорно, одно из самых главных требований любого работодателя. Но помимо этого крайне важно, чтобы сотрудник обладал определённым набором личностных и профессиональных качеств. Они помогают ему в работе, урегулировании конфликтных ситуаций, решении проблем и организации своего времени.
Мы собрали несколько универсальных рабочих навыков, которые помогут тебе добиться значительных успехов в карьере. Помни: каким бы крутым профессионалом своего дела ты ни был, для того, чтобы выполнять свою работу быстро и качественно, одних знаний недостаточно.
1. Навыки тайм-менеджмента
То, что ты остаёшься в офисе после закрытия и берёшь работу на дом вовсе не делает тебя героем в глазах работодателя. Это говорит лишь о том, что ты не умеешь организовывать своё время. Человек, который имеет навыки тайм-менеджмента, успевает выполнить всё (или хотя бы большую часть задач) в отведённые для работы часы. На него всегда можно положиться: ведь он не станет затягивать со сдачей важного проекта, а заранее рассчитает, сколько времени ему нужно, и сделает всё, чтобы успеть закончить вовремя.
2. Инициативность
Неравнодушие к рабочим процессам и желание участвовать в жизни компании — вот, что скрывается за инициативностью. Работодатели ценят сотрудников, которые сами предлагают им смелые и амбициозные идеи, берут на себя выполнение новых задач, хотят внести свой вклад в общее дело. Если ты проявишь себя как инициативный человек, это повысит уровень доверия к тебе и твоему профессионализму, а следовательно, ускорит твой карьерный рост.
3. Самомотивация
Работодатели не видят смысла держаться за сотрудников, которым постоянно нужна внешняя мотивация. Поэтому, если ты научишься мотивировать себя самостоятельно, ты получишь весомое преимущество. Тебе не нужно будет заставлять себя делать что-то и ставить условия перед тем, как взять на себя очередную задачу. Ты будешь тем самым сотрудником, который рвётся вперёд, несмотря на все сложности, которые встречаются у него на пути, мотивируя при этом всех окружающих.
4. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это твоё умение понимать эмоции, желания и намерения окружающих людей, а также способность управлять своими и чужими чувствами в целях решения определённых задач. Это не только важный жизненный навык, но и умение, которое пригодится в любой профессии. Если ты хочешь занять руководящую должность, наличие эмоционального интеллекта поможет тебе завоевать доверие и уважение со стороны босса и быстро продвинуться по карьерной лестнице.
5. Навыки разрешения конфликтов
Ты должен уметь давать оценку ситуации, не основываясь на собственных предубеждениях, искать лучшее решение, не давая страху возможности контролировать твои действия, урегулировать рабочие конфликты, отодвигая на задний план свои чувства. В любом коллективе важно снизить уровень стресса и сохранить дружелюбную и спокойную атмосферу. Работа — не то место, где можно позволить себе ожесточённые споры, ругань и неуважение в сторону своих коллег. Так что учись находить компромиссы, вести переговоры и решать проблемы без оскорблений.
6. Умение работать в команде
Работодателю важно видеть в тебе командного игрока. Ты должен уметь как реализовывать свой лидерский потенциал и брать на себя ответственность за своих коллег, так и отступать в сторону и давать кому-то другому проявить себя. Кроме того важно, чтобы ты мог находить общий язык с командой, прислушиваться к идеям и мнениям окружающих тебя людей, отстаивать свою точку зрения, когда это действительно нужно.
7. Коммуникативные навыки
В любой работе высоко ценятся сотрудники, которые умеют активно слушать, передавать чёткие сообщения и выстраивать эффективное взаимодействие с коллегами или клиентами. Одно дело, когда ты знаешь, как общаться с людьми по электронной почте, телефону, социальным сетям и вживую. Совсем другое — когда ты знаешь, какие слова подобрать в конкретной ситуации, как повлиять на принятие человеком решения, убедить его в своей правоте и т.д.
8. Обучаемость
Работодатели не станут держаться за сотрудника, которого учат какому-нибудь новому навыку или технологии, а он в свою очередь продолжает возвращаться к традиционным способам работы, к которым привык. Для того, чтобы быстро продвигаться по карьерной лестнице, ты должен быть легко обучаем. Перестань бояться изменений, они часто упрощают твою работу и улучшают её результаты. Будь открыт ко всему новому: проходи обучение, посещай мастер-классы, постоянно прокачивай свои знания и навыки.
9. Делегирование
Некоторые люди считают, что их ценность повышает их умение брать выполнение всех рабочих задач на себя. Но это неизбежно ведёт к потере производительности и ухудшению результатов. Поэтому гораздо больше доверия и уважения со стороны работодателя ты можешь получить, научившись делегировать свои дела кому-то другому. Главное — подходить к этому грамотно, и искать людей, которые справились бы с твоей задачей если не лучше, то хотя бы не хуже тебя самого. А освободившееся время ты можешь посвятить тем рабочим вопросам, решение которых зависит только от тебя.
10. Нацеленность на результат
Работа ради денег или работа ради работы — это заведомо провальная позиция, если ты действительно хочешь добиться успеха в своём деле. Работодатель прекрасно видит, кто выполняет свои обязанности просто потому, что это необходимо по долгу службы, а кто горит своей работой, и делает всё, чтобы получить высокие результаты. Если ты будешь ориентирован на результат, это повысит твою ценность как сотрудника, и сделает тебя незаменимым.
11. Нетворкинг
Профессионал своего дела должен уметь выстраивать и поддерживать бизнес-отношения с действующими или потенциальными клиентами, партнёрами или коллегами. Это положительно отразится на результатах твоей работы: лояльность может стать решающим фактором при заключении сделок или договоров в будущем, поможет выбить более выгодные условия, с большей вероятностью расположит человека к долгосрочному сотрудничеству. Так что всегда старайся обрасти полезными связями, и чаще посещай мероприятия, на которых ты можешь показать себя и ту пользу, которую ты или твоя компания несёте людям.
Россияне назвали навыки, необходимые для построения карьеры
Чтобы быстрее продвинуться по карьерной лестнице начинающим специалистам в первую очередь нужны гибкость, стрессоустойчивость и саморазвитие, а также коммуникативная грамотность и ориентация на результат. Такое мнение высказали участники опроса, который провели сервис по подбору персонала HeadHunter и платформа «Россия — страна возможностей» (результаты исследования есть у РБК).
За приоритет умения адаптироваться к обстоятельствам высказались 69% опрошенных, чуть меньше (68%) назвали главным фактором стрессоустойчивость. Еще 67% говорили о пользе саморазвития, а 57% акцентировали внимание на коммуникативной грамотности. 56% респондентов отметили умение ориентироваться на результат.
Опрос проводился в сентябре 2021 года. В исследовании приняли участие 2559 соискателей из России, 26% среди них — молодежь в возрасте до 25 лет, 29% — молодежь в возрасте от 25 до 34 лет, 27% — респонденты в возрасте от 35 до 44 лет. Еще 18% — в возрасте 45 лет и старше; Начинающим специалистом себя назвал каждый пятый опрошенный.
Согласно данным опроса, респонденты-женщины чаще указывали среди важных качеств стрессоустойчивость (71% против 64% у мужчин), коммуникативную грамотность (61% против 52%), ориентацию на результат (59% против 52%), а также эмоциональный интеллект (34% против 28%). Мужчины же чаще считают важным анализ информации и принятие решений (51% против 46%), цифровую грамотность (35% против 29%) и стратегическое мышление (30% против 25%).
Важность саморазвития чаще отмечали представители молодежи — о том, что регулярно уделяют ему время, говорили 58% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. К этому варианту ответа также склонялись 50% людей в возрасте 25–34 лет и 45% представителей старшего поколения.
Исследование показало, что только у 14% россиян есть четкий план карьерного роста. Чаще других к этому вопросу серьезно подходят работающие или учащиеся (среди них план есть у 85% из них). Представление о том, чем они хотят заниматься дальше, имеют лишь две трети россиян, остальные опрошенные не планируют карьеру вообще.
Только каждый третий участник исследования заявил, что знает в деталях, что такое надпрофессиональные навыки (soft skills). Те, кто совмещают работу с учебой, осведомлены о них лучше (85%), свидетельствует опрос.
«Чтобы оставаться востребованным на рынке в своей профессии или успевать за ее трансформацией, современному работнику приходится либо менять сферу деятельности, либо осваивать новые навыки», — отметила руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая.
По ее словам, все чаще на первый план среди требований работодателей выходят именно soft skills: креативность, навыки общения и коммуникаций, восприятие нового, командное взаимодействие и так далее. Она добавила, что для достижения успеха на рынке труда и в карьере работник должен предугадывать или опережать требования к своей профессии.
В конце сентября сервис по поиску работы SuperJob опубликовал результаты исследования, согласно которым, возможностями для карьерного роста в своих городах больше всего оказались довольны жители Москвы (71%) и Санкт-Петербурга (63%). Третью строчку рейтинга заняла Казань (53%). Четвертое и пятое место достались Тюмени и Екатеринбургу (49% и 48% соответственно). Антирейтинг по этому показателю возглавили Волгоград (13%) и Омск (14%). Также на последних позициях оказались Саратов (15%), Тольятти (16%) и Астрахань (17%).