какие картины написал шишкин
Художник Иван Шишкин (Shishkin), галерея живописи
Автор:
Павел Ин
Картины Ивана Шишкина. Пейзажи
Внимание |
Изображения в синей рамочке кликабельны. |
Художник много путешествовал по просторам России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1873
Биография Шишкина
Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.
Так складывалась монолитная концепция творчества Ивана Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое общественное признание. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась в глаза современникам. Его даже называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ в высшей степени Ивану Шишкину. Художник видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Иван Крамской). Иваном Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими. Но надо признать, такое сочетание не могло не привести к известным издержкам и потерям, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе художника. Но у Ивана Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника, и поэтому они не оставляли зрителя равнодушным.
Как откровения новой русской пейзажной живописи, противостоящей мертвому догматизму академической школы, были восприняты картины Ивана Шишкина, показанные на первых выставках передвижников. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Портрет, глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких частностях, портрет торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого. Так, в его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, ни медведи, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием. Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. Иван Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени. Величественный строй его произведений, производный прежде всего от самого объекта, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного, эфемерного и вечного.
В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ.
Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина 1891 187х123.
Источник материала: статья в книге « Художественный календарь. 1982.»
Рожь
Утро в сосновом лесу
Хвойный лес. Солнечный день
Самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина с названиями
Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы. Его картины тиражируют, украшают ими дома, покупают на аукционах и завороженно рассматривают в музеях. На популярность его работ мы посмотрим с разных сторон: изучим картины, за которые живописец получил высокие награды, рассмотрим самые дорогие картины с точки зрения аукционных продаж и самые популярные работы.
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили. Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем. Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды. Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов. Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует. Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
Самые дорогие картины Шишкина
Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.
Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс. фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).
В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.
В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.
Самые популярные картины Шишкина
Картина «Утро в сосновом лесу»
Одной из самых известных нам картин Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Причина такой популярности вполне объяснима, так как даже сегодня знаменитых мишек можно увидеть на обертках конфет «Мишка косолапый» фабрики «Красный Октябрь». Картину печатали в учебниках, вышивали на коврах, а репродукции с этим сюжетам и сегодня висят во многих заведениях культуры, так как фактически картина для многих стала символом искусства.
Любопытно, что картину художник писал не один, а с другом К. Савицким, который был хорошим анималистом и нуждался в деньгах. Так как Шишкин специализировался на пейзажах, а не на изображении животных, он создал эскиз медведей и передал эту часть работы Савицкому. Последний со своей задачей успешно справился и заслуженно был указан как соавтор картины. Однако Павел Третьяков, заказавший эту работу, не на шутку рассердился, получив полотно с двумя подписями вместо одной подписи именитого профессора и академика Шишкина. Недолго думая, он стер фамилию Савицкого, из-за чего произведение приписывалось только Шишкину. Основатель Третьяковской галереи посчитал, что по замыслу и исполнению эта картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.
Интересно, что многие не могут дать точное название картине: одни называют ее «Три медведя», другие «Утро в сосновом бору», а в описи Третьяковской галереи она изначально называлась «Медвежье семейство в лесу». Такое разночтение тоже объяснимо, потому что название «Три медведя» прижилось из-за шоколадных конфет, а под названием «Утро в сосновом бору» репродукцию продавали на коврах.
Картина «Рожь»
Картина «Рожь» фактически вернула художника к жизни после тяжелейших драматических событий. За короткий период Шишкин потерял двоих своих сыновей, жену, отца, лучшего друга и погрузился в отчаяние. После долгих лет душевных мук живописец все же нашел в себе силы отправиться к матери и по дороге был заворожен прекрасными видами Лекаревского поля недалеко от Елабуги.
В этой картине сплелось воедино все богатство природы. Здесь и мощные вековые сосны, напоминающие нам о силе и стойкости природы, и богатая рожь, символизирующая изобилие, и дорога с идущими вдалеке деятельными путниками, и пышно растущие полевые цветы, и взметнувшаяся стая птиц… Все это создает целую симфонию жизни, которая не оставляет равнодушным того, кто с ней соприкасается. Сам автор написал на эскизе такие слова, как «раздолье, божья благодать и русское богатство».
Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на выставке передвижников. Глубокую работу заметили не только коллеги и критики, но и Павел Третьяков. Понимая, что имеет дело с очередным шедевром, меценат немедленно купил его для своей знаменитой коллекции.
Картина «На севере диком»
Эта работа многим известна по иллюстрации к одноименному стихотворению Лермонтова про одинокую сосну. В 1891 году исполнялось 50 лет с года гибели великого поэта, и Петр Кончаловский задумал выпустить собрание его сочинений с иллюстрациями. В подготовке этих иллюстраций участвовали многие маститые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был и Иван Шишкин.
Тема одиночества была знакома художнику не понаслышке. Как мы писали выше, еще в 1872 году в жизни Ивана Ивановича началась тяжелая полоса испытаний смертью самых дорогих ему людей. И в этой картине эта тема звучит со всей полнотой, которую так хорошо умел передавать художник. Мы видим дерево на краю пропасти, куда оно может вот-вот сорваться вместе с очередным разрушением скал или снежной лавиной. Вокруг пустыня, мрак и холод, которые не предвещают ничего хорошего. Однако дерево все еще живо, а вместе с ним жива надежда, что где-то там «в пустыне далекой» «прекрасная пальма растет». Вот так же и Шишкина в период отчаяния и полной потери интереса к жизни спасла такая надежда. Ею оказались бесконечно красивые виды родной Елабуги и любимая живопись.
Картина «Лесные дали»
Тема одиночества прослеживается и в еще одной известной картине «Лесные дали». Зритель ощутит его через созерцание одинокой наклоненной сосны с искореженным стволом и засыхающей кроной. В то время как рядом с ней мы наблюдаем изобилие природы через буйство и широту леса, многочисленные луговые цветы, летящих птиц и красочное небо, одинокая сосна словно бы не принадлежит этому миру. Она стоит в окружении камней и медленно чахнет. Также чах и сам Шишкин. Картина была написана в 1894 году, спустя всего три года после того, как он похоронил вторую свою жену и любимую ученицу. Но в конце концов именно творчество снова и снова возвращало художника к жизни и являло на свет удивительные картины.
Картина «Корабельная роща»
Не менее популярна и широко тиражируема картина «Корабельная роща». Она стала не только последним творением художника, но и апогеем всего его творчества. В ней особенно ярко проявилась вся его жизненная мудрость и мастерство в передаче красоты русской природы. На полотне Шишкин изобразил сосновый лес, находящийся неподалеку от Елабуги. Именно в этом местечке еще с XVIII века заготавливали мачты из сосен. Для строительства судов использовали крепкие деревья-исполины с мощными стволами, а для корабельных матч брали легкие стволы.
Картину представили на очередной выставке художников-передвижников, которая стартовала 22 февраля 1898 года и должна была завершиться 29 марта. «Корабельную рощу» сразу заметили коллеги и многочисленные посетители выставки. Многие были поражены новым шедевром художника и не могли сдержать эмоций. Одним из них был художник Савицкий, который под впечатлением поспешил написать своему другу Шишкину письмо. В нем он отметил, с появлением картины на выставке словно бы запахло сосной и прибавилось света. Увы, но дожить до конца выставки художнику было не суждено. Он умер прямо в мастерской за новой работой в возрасте 66 лет.
Известные картины Шишкина можно перечислять еще долго. Это и «Сосновый бор», и «Дубовая роща», и «Среди долины ровныя», и многие другие прекрасные творения мастера. Каждое его произведение является очередным доказательством того, какую силу имеет искусство, которое много раз подняло в критические периоды жизни самого художника и сегодня наполняет сильными эмоциями его благодарных поклонников.
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.
Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.
В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.
Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.
Смерть настигла художника за мольбертом. Иван Иванович Шишкин скончался 20 марта 1898 года с кистью в руках.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Иван Шишкин
Иван Шишкин
Иван Шишкин
Заказать
репродукцию
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →