какие картины писал репин
Картины и иконы Ильи Репина
Моление о чаше. Начало 1860-х
Отыди от меня, Сатано. 1860-е
Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий
Иов и его друзья. 1869
Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870.
Воскрешение дочери Иаира. 1870
Воскрешение дочери Иаира (1). 1871
Воскрешение дочери Иаира (2). 1871
Воскрешение дочери Иаира (3). 1871
Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878
Этюд с иконой Спас. 1880-е
Выход патриарха Гермогена. 1881
Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883
Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885
Отказ от исповеди. Начало 1880-х
Взятие Христа стражею. 1886
Христос и Никодим. 1887
Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре. 1888
Предательство в Гефсиманском саду. 1888
Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х
Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89
Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890
Рождество Христово. 1890
Иди за мною, Сатано! 1891
Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893
Благословение детей. 1890-е
Иди за мной, Сатано
Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894
Христос с чашей. 1894
Портрет императора Николая II. 1895.
Портрет императора Николая II. 1895
Портрет императора Николая II. 1896
Иди за мною, Cатано. 1895
Искушение Христа. 1896
Богоматерь с младенцем. 1896
Николай Гоголь и отец Матвей. 1902
Иди за мной, Сатано (Искушение Христа). 1901-1903
«ИСКУССТВО
НЕ ТЕРПИТ ТРАФАРЕТОВ»
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Впервые бурлаков Репин увидел в окрестностях Петербурга, а «охотиться» за ними ездил на Волгу. Любимым персонажем художника стал рабочий Канин: «Да что все истории и романы перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица. Я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи». На картине Канин возглавляет артель.
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Репин долго работал над эскизом экзаменационной работы — «переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятна и классических форм в массах». Уйти от традиционного подхода к евангельской теме ему помогло воспоминание о семейной трагедии — ранней смерти его сестры: «Это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Так появилась идея эмоционального полотна с ярко освещенными главными персонажами, и родственниками, которые замерли в полумраке заднего плана.
Илья Репин. Парижское кафе. 1874–1875
Частное собрание
Репин был приверженцем реализма и чаще создавал полотна на социальные темы. А картина «Парижское кафе», с ее атмосферой праздности и кокетства, была совершенно нетипичной для художника. Российские критики осудили его за «ничтожный сюжет» и изображение «уличных кокодес». А сам Репин писал, что его полотно «изображает главные типы Парижа в самом типичном месте».
Илья
Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин (24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) – величайший русский реалист, создавший эпическое изображение российской действительности во всем ее многообразии. Теории «чистого искусства» в какие-то моменты его занимали, но лучшие работы художника далеки от них, идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной.
Особенности творчества художника Ильи Репина : тонкий психологизм, актуальность, отображение общественных задач и тревог, включенность в жизнь и чаянья общества, частое обращение к моменту эмоционального пика героев. Основные жанры, в которых работал мастер: портреты, исторические сцены, жанровая живопись.
Это окружающие уже при жизни считали его гением и одним из величайших художников. Сам Репин называл себя «заурядной фигурой» и заявлял, что таланта лишен. Он был мягким и уступчивым человеком и при этом легко приходил в неистовство. Мог проявлять покладистость и непритязательность, когда дело касалось его самого. Но едва решал, что кто-то покушается на живописные принципы, как готов был разорвать в клочья противника.
Пламенная страсть Ильи Репина
Илье Репину было 7 лет, когда в его руки впервые попали краски. Мальчик рисовал, рисовал, раскрашивал и не желал ни на минуту отрываться от этого волшебства. От переутомления у него пошла носом кровь, кровотечение несколько дней не могли остановить. Илья очень ослабел, родные уже готовы были к тому, что он не выживет. Вот такая драматическая инициация приключилась в детстве с тем, когда принято называть «вершиной русского реализма».
Он был чрезмерен в оценках и страстях, слишком яростен в спорах, громко восхищался чужими талантами и был чересчур не уверен в своих. При этом – предельно точен на холсте. Современники отмечали его склонность к драматизации – в пересказе Репина визит молочника становился подобен явлению архангела. А в письмах он злоупотреблял восклицательными знаками – нынче такое их количество считается дурным тоном. У него был мягкий характер, сам он – всегда учтив, иногда даже чрезмерно, пока спор не заходил об искусстве – а вот тогда… На одном из заседаний Академии художеств в «нарвавшегося» Куинджи чуть не полетела чернильница!
Репин родом из Чугуева (Харьковская губерния). Ему с детства нравилось рисовать, лепить. Мальчика отдали в учение к местному иконописцу. В петербургскую Академию он мечтал попасть с того момента, как узнал о ней. А поскольку слава о талантливом юном иконописце распространилась к тому времени по всей Украине, и от заказов отбоя не было, ему удалось собрать деньги на поездку в Петербург. Там Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников (и познакомился с Иваном Крамским, который в будущем станет одним из идеологов передвижничества). В Академии юный Репин получил ощутимый щелчок по самолюбию – рисунки его раскритиковали, его самого отправили восвояси. Но сдаваться так просто он не собирался. Вскоре нашелся покровитель, готовый заплатить за обучение художника в качестве вольнослушателя – оценивший талант Репина член Общества художников Федор Прянишников. Впрочем, в скором времени Илья сдал экзамен и был переведен в действительные ученики.
Учился он жадно, его упорство и талант не оставались незамеченными. Серебряная медаль, малая золотая и большая золотая, дающая право на шестилетнюю стажировку за границей за счет Академии, – вот результаты обучения. Вопреки ожиданиям, он не спешил воспользоваться своей премией, сначала нужно было закончить картину, над которой он работал, и которая сделала его знаменитым. «Бурлаки на Волге» потребовали отложить стажировку – Илья Репин не мог прервать работу над картиной, а писать ее следовало только в России.
«Своим» Репина были не прочь считать и передвижники, и «мирискусники», и академисты. Будучи натурой увлекающейся, он «давал авансы» представителям разных направлений. Ничего лживого в этом не было, Репин – человек искренний, он истово восхищался всем, что в данный момент привлекало его, а в следующее мгновение мог изменить свои взгляды. По этому поводу неоднократно бывал обвинен в нестойкости позиции и даже предательстве.
Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные – эти темы Репина глубоко трогали и, по большому счету, именно они прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками. Также он был великолепным художником-портретистом. Галерея созданных им портретов впечатляет тонким психологизмом и виртуозным мастерством. Чтобы писать человека, ему необходимо было очароваться им, «влюбиться». Впрочем, если речь о женских портретах, то кавычки не всегда уместны, влюблялся Репин легко и горячо.
Он был близок со Львом Толстым, часто гостил у него в Ясной поляне. Среди друзей Репина – Федор Шаляпин, академик Бехтерев, художник Исаак Бродский и многие другие. Когда Репин со второй женой перебрался в имение «Пенаты» в Куоккале, к нему регулярно стал захаживать Корней Чуковский. Впоследствии Чуковский правил автобиографию Репина «Далёкое близкое» и сам написал о нем воспоминания.
Более 10 лет Илья Репин преподавал в Академии художеств, руководил живописной мастерской. Его ученики – Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Фешин, Филипп Малявин.
После Октябрьской революции имение в Куоккале оказалось на территории Финляндии. Тем не менее в СССР Репин опальным не стал, более того, был объявлен классиком, и Сталин даже снарядил делегацию для возвращения художника на родину. Уже пожилой Репин очень тосковал по России, но вернуться не решился. Впрочем, «канонизация» его в советском искусстве была успешно проведена, с одной стороны – это о том, что Репин не забыт, а с другой, для многих его имя стал практически нарицательным. Между тем, это был человек, который страстно любил живопись и женщин, мучительно страдал от неуверенности в собственном даре и готов был вдрызг разругаться с любым, кто посягнет на его идеи.
Личная жизнь Ильи Репина
Еще в бытность студентом Академии Репин зачастил в гости к своему товарищу по рисовальной школе Александру Шевцову. Поговаривали, что он может сделать предложение старшей дочери семейства, своей ровеснице Соне. Однако предложение всё не поступало, да и активность в отношении девушки Илья никак не проявлял, словно чего-то ждал. Он действительно ждал – когда подрастет запавшая ему в душу девятилетняя девочка. Он писал Верочку совсем юную, есть портрет ее шестнадцатилетней. В 1872 году, незадолго до выпуска из Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако будет справедливо отметить, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. Темпераментом он обладал страстным, и в отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере. А поскольку Репин к тому времени был человек известным, то женщины его не чурались. В свете постоянно судачили о его романах. Вере Репиной хотелось тихого дома, в котором можно закрыться от посторонних и заняться делами семейными. Она была измучена постоянными изменами мужа и рано увяла. Сначала они разъехались, поделив детей, а позже развелись.
Второй его брак тоже не назовешь счастливым. Наталья Нордман-Северова была человеком необычной судьбы. Суфражистка, активная общественница, писательница и ярая вегетарианка, она была уверена, что ей суждены великие дела, успела в поисках своей судьбы побывать в Америке, взглядов придерживалась весьма нестандартных и, по общественным понятиям, была некрасива.
Репин купил на имя Натальи Нордман участок земли на станции Куоккала вблизи Петербурга, где и было построено имение «Пенаты». Наталья его обустроила, воплотив, кажется, большую часть своих прогрессивных идей. Насмешками ее осыпало каждое выходившее в те годы издание, доставалось и Репину. По воспоминаниям современников, она предстает эдакой восторженной и глуповатой пустышкой, которая решила «раскрутить» свое имя за счет известного живописца. Однако в ее письмах перед нами совершенно иной человек. Тонко чувствующий, страдающий и совершенно не ощущающий, что в «Пенатах» хоть что-то принадлежит ей… Заболев, она уехала в Швейцарию, где поступила в больницу для бедных. От любой финансовой помощи Репина или его друзей напрочь отказывалась. В ее завещании «Пенаты» были переписаны на Илью Репина с тем, чтобы после его смерти там организовали музей его картин.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Репин картины
Художник Илья Репин биография
Илья Ефимович Репин — русский художник, родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. Начинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился довольно рано, и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полученные деньги, он отправился в Санкт-Петербург, чтобы заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступил в художественную школу имени Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского.
Репин запомнился учителям своей постоянной самокритикой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо, и над своими картинами он трудился больше остальных, что приводило к небывалым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с ним в искусстве владения кистью.
Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе – это часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, которая была настроена крайне демократически, был увлечён идеями Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художника И. Н. Крамского. Вместе они работали и занимались общественной деятельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам, когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.
«Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Садко» и многие другие его картины стали настоящими шедеврами русской живописи. Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по библейскому сюжету, завтра психологический этюд либо портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он любит разнообразие.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В это время он нарисовал картину «Крестный ход в Курской губернии», которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из самых значительных полотен на эту тему является «Не ждали». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персонаж переживает свои мысли и эмоции. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на «Бурлаках», а пошёл дальше, раскрывал истинные переживания в жизни его современников.
Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг созданием картины «Иван Грозный и сын его Иван». На этой картине Царь Иван Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил, убив своего сына. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» – вовсе не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них покорности.
В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии художеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действовать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Репин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Финляндии, к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в 1930 году.