какие картины рисовал леонардо да винчи
Секреты, которые Леонардо да Винчи спрятал в своих работах.☺
Чтобы понять, почему на картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи изображение руки в шаре почти не искажается, ученым из Калифорнийского университета в Ирвайне пришлось создать 3D-модель полотна. Только после этого они смогли подтвердить задумку мастера. Это еще раз говорит о таланте да Винчи, который даже без суперсовременных приспособлений умудрялся создавать шедевры, да еще и вкладывать в них столько смыслов, что и по сей день исследователи бьются в догадках.
Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)
Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна. А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.
Манера, которая говорит сама за себя
У Леонардо да Винчи практически нет ни одной работы, где изображенный человек сидел бы в фас или в профиль. Его фигуры всегда обращены к нам вполоборота, будь то ранняя или самая поздняя картина. Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики. По характерной позе в числе прочего исследователи и определяют, принадлежала ли картина кисти да Винчи или же была выполнена его современником или учеником.
Второстепенные детали, которые значат больше, чем кажется
Мадонна стоит на фоне 2 арочных окон, сквозь которые виднеется пейзаж: голубые горные хребты и небо.
Точно такой же вид открывается из окон трапезной, куда Леонардо поместил персонажей другой своей картины — «Тайная вечеря», что может говорить о связи, которую да Винчи хотел показать между этими двумя событиями.
На платье Мадонны 2 выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Это видно по разрезу на левой груди. Однако стежки на правой разорваны. Это может говорить о том, что Мадонна планировала отлучить ребенка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребенка и распорола платье.
Дело в том, что примерно с 1300 года знатные дамы в Европе прекратили кормить детей грудью, нанимая кормилиц. Леонардо же мать, скорее всего, кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой. Но в 5 лет он был разлучен с ней. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорожденного сына рядом с собой. Вероятно, поэтому Леонардо с таким трепетом и выписывает образ матери, милосердной и любящей.
Мнение, которое не всегда совпадало с желанием заказчика
«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. А еще и одна из самых скандальных. Выполняя заказ монахов, да Винчи полностью отошел от канонов. Герои на картине больше похожи на обычных людей, а не на святых, да еще и находятся не в храме, а в гроте. Дело в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам. Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встретился с Иоанном во время бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола), когда Мария, Иосиф и Христос, как и Иоанн с его матерью Елизаветой, скрывались в пустыне.
Концовка, которой можно и не дождаться
Это, пожалуй, один из любимейших трюков мастера. Практически ни одно из его произведений не закончено. Он мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии на прогулку, переключиться на создание очередного аппарата.
Все потому, что Леонардо иначе воспринимал время. Среди своих современников он первым стал утверждать, что Земля старше, чем принято думать, а на месте гор когда-то были моря. Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что это по сравнению с возрастом Земли?
Известную всем «Мону Лизу» да Винчи возил за собой до конца жизни, постоянно добавляя что-то к портрету. В общей сложности он рисовал ее 16 лет.
Отсылки к истории, о которой все забыли
На самом деле подобные образы встречаются еще на раннехристианских фресках, в римских катакомбах. До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Пещеры эти вновь открыли как раз при жизни Леонардо да Винчи. Который, вполне возможно, вдохновился, а то и практически полностью перерисовал пару образов.
Так, Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. А рядом стоит Иоанн Креститель, указующий жест которого подозрительно похож на тот, что изображен на знаменитой картине Леонардо «Иоанн Креститель». Если обе работы поставить рядом, то как раз и получится роспись из римских катакомб.
Факт о «Тайной вечере»
Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.
Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.
Еще один интересный нюанс данной фрески. Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка. Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.
Ракурс, с которого действительно нужно смотреть на «Тайную вечерю»
Редко кто смотрит на эту фреску с такого ракурса, а ведь именно для этого Леонардо ее и создавал. Он задумывал гармонично вписать свое произведение в окружающую обстановку. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображенное. Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной. В итоге создается ощущение, что сидишь ты, ешь, а за соседним столом разворачивается действие «Тайной вечери».
Еще один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо замуровал дверь на стене, где должна была появиться фреска. Через эту дверь носили еду из кухни, теперь же монахи были вынуждены обходить. Однако позже дверь вернули, и ноги Христа оказались срезаны новым проемом. Иллюзия оказалась не так важна, как горячая еда.
Кстати, о еде. На столе у апостолов не только хлеб. Вегетарианец да Винчи убрал из меню святых мясо, зато добавил немного близкой своему желудку пищи — внимательные зрители могут рассмотреть на тарелках угря, приготовленного на гриле.
Есть у росписи и другая интересная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серыми или черными, а синими! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века, когда цветными тени стали писать импрессионисты. На репродукции это не так отчетливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).
«Мона Лиза», которая, вполне возможно, не та самая «Джоконда», о которой все думают
У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, современника Леонардо да Винчи:
«Глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека. Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом. Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ. Мона Лиза была очень красива. улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо. »
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза на картине из Лувра явно старше. Также Вазари говорит о бровях, которых на картине нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стерты из-за неудачной чистки картины. Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на портрете из Лувра.
«Мона Лиза» из Прадо — а вот она может под описание подойти. На эту «Мону Лизу» мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды реставраторы не расчистили черный фон. И сюрприз — под темной краской оказалась точная копия заднего плана картины из Лувра.
«Флора» из Эрмитажа, еще одна претендентка на звание истинной «Моны Лизы», под описание подходит гораздо больше. Да и сам автор картины Франциско Мельниц называл ее Джокондой. Хотя есть и довод против — вряд ли муж позволил бы своей супруге позировать с голой грудью.
«Айзелуортская Мона Лиза». Финальный кандидат. Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Была выдвинута версия, что это та самая «Мона Лиза». К тому же она как раз не закончена, задний план лишь намечен.
В этом случае происхождение луврской «Моны Лизы» объясняют тем, что Леонардо писал ее позже и уже для себя, взяв за основу знакомый образ синьоры Джокондо. И действительно, будто одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10–15 лет.
Защита, до которой генератору паролей еще расти и расти
Найдено около 7 000 страниц дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. До XIX века дневники мастера не вызывали должного интереса, и о Леонардо-изобретателе не было известно. А все во многом потому, что даже если бы исследователи разобрались в почерке, то они все равно не поняли бы сути изобретений. Да Винчи специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Детали, которые напоминают о родном доме
На картинах Леонардо да Винчи изображены сотни видов растений и деревьев. В записных книжках он описывает трюфели, шелковицу, грецкий орех, крапивницу, чертополох, аконит, полынь. Выросший в сельской местности, Леонардо не упускал случая изобразить на своих работах частичку растительного мира. Даже традиционный промысел его родных мест — плетение корзин из ивы прутовидной (Salix viminalis) — отражен в затейливых переплетениях кос на эскизе головы Леды.
В портрете Джиневры де Бенчи Леонардо да Винчи снова использовал растения. Портрет свидетельствует о чувствах заказчика, венецианского дипломата Бернардо Бембо. Это воплощено в гербе из растений, размещенных на оборотной стороне картины. Ветвь можжевельника, символизирующая Джиневру (ginepro — итал. «можжевельник», игра слов), окружена венком из ветвей лавра и пальмы, которые являются частями герба Бембо.
Центр картины, который на самом деле находится не в центре
«Благовещение»: на этой картине первой деталью, которая привлекает внимание зрителя, является правая рука Марии. Ее плечо кажется вывихнутым, а локоть развернут. На первый взгляд это кажется ошибкой, появившейся из-за непоследовательности молодого Леонардо. Однако это точный выбор художника. Картина находилась в ризнице аббатства Сан-Бартоломео в Монте-Оливето, и Леонардо прекрасно знал, что точка обзора была на пару метров правее и на пару метров ниже. Если мы изменим ракурс, локоть будет идеально выверен с перспективой, как и все линии правой части полотна.
Еще Леонардо написал крылья ангела чрезвычайно реалистично. Впервые в изобразительном искусстве они выглядели так, словно это настоящая пара крыльев настоящей птицы, готовой к полету. Даже выбор деревьев на картине — сосны, вязы и кипарисы — связан с тем, что такими были деревья вокруг монастыря, художник их не придумывал.
А ещё у Леонардо есть «зеркальные картины». Например, если к фрагменту рисунка «Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» подставить зеркало, то можно увидеть еврейского бога Яхве.
Дама с горностаем ли?
Самые известные картины Леонардо да Винчи
Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.
В нашем рейтинге перечислены все величайшие картины Леонардо да Винчи, с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.
18. Витрувианский человек
Витрувианский человек
Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.
Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.
Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.
После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.
Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».
17. Мадонна с гвоздикой
Мадонна с гвоздикой
Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.
Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.
К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.
16. Благовещение
Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.
Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.
Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.
15. Крещение Христа
Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.
И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.
14. Портрет Джиневры де Бенчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.
Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.
Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.
13. Мадонна Бенуа
Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.
«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.
Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.
12. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.
Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.
Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.
11. Святой Иероним в пустыне
Святой Иероним в пустыне
Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.
Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.
Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.
10. Мадонна Литта
Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.
Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.
9. Мадонна в скалах
Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см
В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.
Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.
8. Портрет музыканта
Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.
Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.
7. Дама с горностаем
Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.
Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.
Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.
6. Тайная вечеря
Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
5. Прекрасная Ферроньера
Прекрасная Ферроньера
Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.
С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.
Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.
Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.
4. Голова девушки
Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.
Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.
Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.
3. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.
Содержание этой картины глубоко символично, Мария сидит на коленях своей матери Анны и тянется руками к порождению ее лона – младенцу Христу. Ягненок символизирует кротость и грядущую судьбу Спасителя в качестве жертвы за грехи мира.
Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.
2. Мона Лиза (Джоконда)
Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.
Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:
«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?
В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.
Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.
И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?
1. Иоанн Креститель
Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.
Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.
Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.
Туринский автопортрет Leonardo da Vinci
Leonardo da Vinci – туринский автопортрет
Годы написания: после 1512 года.
Где находится: Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.
Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.
Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.
Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира
В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.
На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.