какие категории мореходности существуют
Формула класса прогулочного судна
(Извлечения из приказа)
3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.
3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:
типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2 )
3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:
7- несамоходное судно;
«К»- судно на подводных крыльях.
3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:
Ç – суда с водонепроницаемой палубой;
* Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.
** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:
первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.
*** При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.
3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.
3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).
Примеры составления и записи формулы класса
12(ІІМ)10/250
Катер с водонепроницаемой палубой и двумя водонепроницаемыми отсеками имеет морской район плавания второй категории сложности и допустимую мощность главного двигателя до 250 кВт, парусного вооружения не предусмотрено. Допускается размещение не более 10 человек
4Ç 1((IIIМ)10/500
Парусно-моторное судно с водонепроницаемой палубой и одним водонепроницаемым отсеком имеет морской район плавания третьей категории сложности, с допустимой мощностью главного двигателя до 50 кВт и ограничением по парусности до 60 м2. Допускается размещение на нем не более 10 человек
Альберт Назаров — о категориях мореходности и максимально допустимой высоте волны
Cranchi Sessantasette. Приятное пополнение
Красивая улыбка — Apriori
Читателям MBY хорошо известны категории прогулочных судов длиной до 24 м, приведенные в европейских правилах RCD (Recreational Craft Directive): «A», «B», «C» и «D», — которым соответствует допустимая скорость ветра и высота волн. Эти категории обычно указывают на шильдике лодки, в руководстве пользователя и в рекламных материалах. Раньше они назывались Ocean, Offshore, Inshore, Inland, сейчас эти обозначения убрали, но максимальная высота волны для каждой категории осталась. Сразу заметим, что это «значительная высота», то есть средняя высота 1/3 наиболее высоких волн (у нас используется понятие 3 и 1% обеспеченности волн), а наибольшая волна может быть вдвое выше.
Некоторые прогулочные лодки длиной 8−9 м имеют категорию «В», для которой в RCD указана высота волн 4 м. Означает ли это, что катер можно безопасно эксплуатировать на такой волне? Сначала давайте разберемся, откуда берутся такие ограничения, кто и как «работает» с этими категориями. При проектировании лодки в расчете остойчивости по RCD (стандарты ISO Small Craft) высота волны напрямую вообще не участвует. А категории и соответствующая им высота волн давно стали инструментом маркетинга и не отражают фактическую мореходность судна. Категориями щеголяют яхтенные брокеры, зачастую вводя клиента в заблуждение относительно того, какую волну судно «сможет выдержать». Производители пытаются получить как можно более высокую категорию, видя в этом плюс при продаже. Бывало, что модели с «честной» категорией «В» предпочитали «натянутую» «А»…
На практике большинство моторных яхт категории «А» (разрешенная высота волны до 7 м) могут встречать такую волну только носом, двигаясь в этих условиях малым ходом и безопасным относительно волн курсом. То есть это условия выживания, но никак не нормальной эксплуатации.
Чем же в реальности определяется мореходность лодки и ее способность поддерживать скорость на волнении? Во-первых, нужно четко понимать, что обрушивающаяся волна, высота которой примерно равна ширине судна, при ударе в борт практически гарантированно его опрокидывает. А на каком волнении судно может поддерживать максимальную скорость при достаточном запасе мощности? Быстроходное прогулочное судно (кроме, пожалуй, специальных катеров) может идти в таком режиме при значительной высоте волн до 10% длины судна. При этом следует учитывать ряд ограничений.
• Недопустимость травм и дискомфорта людей на борту. Мне неоднократно доводилось проводить тесты быстроходных катеров с датчиками ускорений. Так вот, на 16‑метровом катере на 45 узлах перегрузки при волнении 4 балла достигают 2−4 g. Такие ускорения могут привести к травме позвоночника, суставов, не говоря уже просто о дискомфорте.
• Нагрузки на корпус. Важно понимать, что любое судно можно «сломать». Как правило, это происходит, если его эксплуатируют вне проектных ограничений.
• Перегрузки оборудования. Бортовая электроника, системы и механизмы также рассчитаны на определенный уровень ускорений, который не следует превышать.
Вернемся к нагрузкам на корпус. В расчетах прочности для малых рекреационных судов по стандартам ISO высота волны принимается как 1/10 длины судна (это для категории «А», для остальных — еще меньше), что предполагает снижение скорости на волне большей высоты. То есть ни о каком «глиссировании на полном ходу» при волне 7 м или даже 4 м речи быть не может. Но встречаются индивиды, предпочитающие скакать по волнам на мощной лодке, невзирая на боль в позвоночнике…
ГИМС и Речной регистр нередко назначают допустимую высоту волны исходя из высоты надводного борта судна. Такой подход изложен в «Суда прогулочные гребные и моторные». Это справедливо лишь для небольших открытых лодок: в требованиях RCD он применяется только для категории «D». В этом случае максимальная допустимая высота волны примерно равна удвоенной высоте надводного борта — во избежание заливания. В случае запалубленных судов более высоких категорий, где опасность заливания не столь высока, допустимая высота волны с надводным бортом напрямую не связана.
Повторюсь: указанная для категорий RCD высота волн — это условие выживания, а не нормальной эксплуатации. Выбирая прогулочное судно, следует грамотно оценивать его мореходность, а к заявленным категориям и «маркетинговой» высоте волны относиться с известной степенью скептицизма. А на реальном волнении, как показывает хорошая морская практика, скорость лучше снижать, не дожидаясь повреждения корпуса и травм людей.
Видео Клуба
Группы категорий судна по СЕ классификации
Категория судна определяет район эксплуатации Вашей лодки исходя из ее проекта.
Обратите внимание на Ваше руководство по эксплуатации, если категория не указана, что может быть у отечественных лодок, тогда следует обратить внимание на максимальную высоту волны. Ниже приведу шкалу Бофорта с картинками и пояснениями. Это поможет Вам грамотно выбрать район плавания в зависимости от погодных условий и размеров водоема.
В1806 году английский адмирал Ф.Бофорт разработал условную (двенадцатибалльную) шкалу для визуальной оценки силы (а говоря точнее, скорости) ветра по его действию на наземные предметы или по волнению на море.
К концу прошлого века шкала получила широкое признание и применение. В 1963 году Всемирная метеорологическая организация уточнила шкалу Бофорта и она была принята для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.
Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью.
В наиболее распространенном случае, у нас, маломерные суда не используются на морских просторах, за исключением Белого, Четного морей и Тихого океана. В условиях больших закрытых водоемов типа Рыбинки и Финского залива особое внимание следует уделять силе ветра, т.к. большие, более 2м. волны – большая редкость. Но и короткая озерная и речная волна может доставить массу неприятностей.
Классы маломерного судна
Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:
Судно 1 класса. Разрешено плавание:
Судно 2 класса. Разрешено плавание:
Судно 3 класса. Разрешено плавание:
Судно 4 класса. Разрешено плавание:
Судно 5 класса. Разрешено плавание:
С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD — European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».
Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).
Категории по Директиве Европейского Совета 94/25/ЕС
Классы судов согласно предписаниям РРР
М-СП (морской, смешанного плавания), М (морской)
pod_parusom
Мечты о кругосветке
В прошлом посте я неоднократно упоминал про каегорию A как один из критериев выбора лодки.
В этой статье расшифровывается, какие бывают категории маломерных судов. Стащено отсюда.
Категории маломерных судов
Исходя из конструкционных особенностей, маломерные суда распределяются по категориям следующим образом:
А-категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в открытых морях и океанах и которые можно использовать при силе ветра более 8 баллов и высоте волны более 4 метров.
В-категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в открытых морях и которые можно использовать при силе ветра до 8 баллов и высоте волны до 4 метров.
С-категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в прибрежных водах и которые можно использовать только на реках, в прибрежных водах и озерах при силе ветра до 6 баллов и высоте волны до 2 метров.
D-категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в закрытых водоемах и которые можно использовать только на реках, в прибрежных водах и озерах при силе ветра до 4 баллов и высоте волны до 0,3-0,5 метров.
Список необходимого оборудования для маломерных судов
Требования к оборудованию маломерных судов зависят от категории судна и приведены в нижеследующей таблице:
Название оборудования
Категория
Как выбрать лодку?
Вы должны учитывать некоторые моменты: если вам необходим тендер для вашей яхты или моторной лодки, убедитесь, что вы точно знаете максимальные размеры тендера, подходящего для вашей яхты, а также степень максимальной загрузки тендера.
Размер лодки напрямую зависит от максимальной мощности двигателя и от максимальной загрузки лодки пассажирами.
Если вы собираетесь использовать свою лодку для буксировки лыжника, то она должна быть оборудована двигателем мощностью, по крайней мере, 25л.с.
В большинстве случаев максимальное количество перевозимых пассажиров указано в технической спецификации лодки, но число реальных мест для сидения в лодке отличается. Сначала решите, какое количество людей вы собираетесь перевозить на вашей лодке, а затем удостоверьтесь каково реальное количество мест, находящихся в лодке. Посмотрите на сравнительную таблицу ниже и найдите модель, которая является самой близкой к вашим потребностям.