какие киностудии были при ссср
Самые известные киностудии в СССР
Официально история советского кинематографа началась в 1919 году. После высказываний Ленина о том, что кино является самым важным из всех искусств, партийное руководство поручило создать киностудии в каждой республике. Советские фильмы стали пользоваться популярностью не только на родине, но и на западе.
Работы талантливых режиссеров 1920-х годов способствовали развитию всей мировой киноиндустрии. В каких же условиях им приходилось создавать фильмы? Советское киноискусство кардинально отличалось от современного.
Одесская киностудия
Киностудия была создана в 1919 году и по праву считалась первым киноателье в Советском Союзе. Ее расположение на берегу Черного моря позволило режиссерам использовать площадку для съемок в маринистическом жанре. Во время Великой Отечественной войны киностудия вынужденно переехала в Ташкент. Несмотря на все события в стране, режиссеры не прекратили работать. Они порадовали зрителей картинами «Я — черноморец», Два бойца» и «Человек No 217».
Полностью восстановить работу сотрудникам Одесской киностудии удалось лишь в 1950-х годах. На экраны тогда вышел фильм «Весна на заречной улице», который вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Также киностудия порадовала зрителей картинами «Приключения Электроника», «Таинственный остров», «Тимур и его команда», которые были больше рассчитаны на молодое поколение, но полюбились всем.
Киностудия работает до сих пор. Недавно она отпраздновала 100-летний юбилей. Сотрудники киноателье не собираются останавливаться на достигнутом, а продолжают работать над новыми проектами.
«Мосфильм»
Киностудия «Мосфильм» начинала работать со старинного деревянного домика. Помещение занимало около 400 квадратных метров. Основателем киноателье был предприниматель Александр Ханжонков. В 1919 году советские власти национализировали его и стали величать «Первой фабрикой Госкино».
Название «Мосфильм» киностудия получила уже намного позже. С развитием кинопроизводства она переехала в каменное сооружение. Но по словам режиссера Абрама Роома, основа советского кино была заложена именно во время работы коллектива киностудии в небольшом деревянном доме. В нем царила особая атмосфера, позволяющая творить шедевры. Несмотря на то, что аппаратура еле выдерживала нагрузки, не было транспорта, рабочие места разделялись занавеской, режиссер Борис Михин представил зрителю фильм «На крыльях ввысь», Сергей Эйзенштейн — картину «Дневник Глумова», «Стачка», «Броненосец Потемкин» и другие.
Визитной карточкой киностудии «Мосфильм» все же стали фильмы Эльдара Рязанова, самыми известными из которых стали «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Берегись автомобиля», «Служебный роман». Благодаря «Мосфильму» на весь мир прославились такие актрисы, как Любовь Орлова и Марина Ладынина, режиссеры Юлия Райзман и Сергей Юткевич. За всю историю существования киностудия выпустила более двух тысяч полнометражных картин.
«Ленфильм»
Первые фильмы «Ленфильма» больше напоминали агитки, чем художественные фильмы, и не вызывали восторга у зрителей. Но уже при Леониде Брежневе студия стала второй по величине в СССР. Она выпустила такие картины, как «Человек-амфибия», «Белое солнце пустыни», «Собачье сердце» и другие.
Изначально киноателье работало на базе перестроенного дома князя Елима Демидова-Сан-Донато. Организация называлась Петроградским областным кинематографическим комитетом Союза Северных Коммун при Комиссариате народного просвещения РСФСР. Она выполняла преимущественно партийные задания, а не снимала полнометражные фильмы. Название «Ленфильм» появилось лишь в 1934 году.
С началом войны большинство сотрудников киностудии переехали в Казахстан. Оставшиеся в Ленинграде занимались съемками военной хроники. В архивах студии до сих пор хранятся записи тех времен. В Алма-Ате ленфильмовцы вместе с мосфильмовцами выпустили фильмы «Актриса», «Небесный тихоход» и «Воздушный извозчик». За годы многолетней работы киностудия представила зрителям более 1500 картин.
«Киностудия им. М. Горького»
Мало кто знает, что киностудия им. М. Горького изначально называлась «Межрабпром-Русь», затем «Союздетфильмом». Она первой в Европе начала создавать фильмы для детей и юношей. Для съемок на студии использовалось новейшее оборудование. Режиссеры не боялись проводить творческие эксперименты. Поэтому киностудия быстро завоевала статус одной из самых передовых. Именно она выпустила первый в СССР фантастический фильм, который назывался «Аэлита».
В 1928 году на базе киноателье стала работать компания «Межрабпомфильм», которая была создана немцами совместно с советскими гражданами. Она успела выпустить несколько фильмов и снова попала под реорганизацию. В 1936 году киностудия сменила профиль и стала называться «Союздетфильмом» и создавать приключенческие картины.
После окончания войны киностудию хотели включить в состав «Мосфильма», но режиссер Марк Донской ее отстоял. Он написал письмо Ворошилову и напомнил, что благодаря его трилогии о Максиме Горьком весь мир узнал о детской киностудии в Советском Союзе. В то время она была единственной, которая выпускала фильмы для детей. Студия продолжила работать, но вскоре была переименована. Под им. М. Горького она создала более ста фильмов и стала стартовой площадкой для Сергея Бондарчука и Василия Шукшина.
История нашего кино: Киностудии союзных республик (25 фото)
В каждой республике были созданы национальные студии и какие-то из них получили всесоюзную известность, а какие-то снимали только для своего кинопроката… Позже многие студии работали по заказу Гостелерадио СССР, и на телеэкранах появлялись их колоритные и самобытные фильмы. Среди союзных киностудий самыми яркими были:
Одна из самых крупных и успешных бывших советских киностудий была открыта в 1921 году как киносекция Народного комиссариата просвещения. Кино в Грузии было и до этого, первый грузинский фильм вышел в 1912 году и был посвящён поэту Акакию Церетели. «Грузияфильму» почти удалось избежать работы в жанре соцреализма и агитпропа и стать одной из самых неформальных киностудий. У зрителей огромной популярностью пользовались короткометражки и комедии, а международные кинофестивали с восторгом принимали работы Отара Иоселиани, Тенгиза Абуладзе, Резо Чхеидзе и других.
Во время войны «Грузияфильм» была единственной из республиканских киностудий, которая выпускала по 4 фильма в год, когда как многие вообще прекратили работу. В 1944-м году здесь вышла комедия «Свадба» с Фаиной Раневской и Алексеем Грибовым, на которую зрители ходили по несколько раз. Снял фильм Исидор Анненский, который специализировался на экранизации классики.
Уже после войны на киностудию пришёл молодой Георгий Данелия — снимался в массовке у своего дяди режиссёра Михаила Чиаурели, отца актрисы Софико Чиаурели. Потом на тбилисской студии Данелия снимет комедию «Не горюй!» с участием грузинских звёзд Серго Закариадзе, Верико Анджапаридзе и Ариадной Шенгелая, и молодых актёров Софико Чиаурели и Вахтангом Кикабидзе. Серго Закариадзе стал легендой не только грузинского, но и советского кино после драмы «Отец солдата», которая до сих пор считается одним из лучших фильмов о войне.
«Грузияфильм» подарила советскому кино десятки знаменитых на весь Союз актёров и режиссёров. За советский период она выпустила более 1 200 работ, что совсем немного уступает ведущим студиям. Сейчас «Грузияфильм» преобразована в Государственный центр кинематографии Грузии, и по-прежнему снимает кино.
Киностудия была создана в 1923 году и тридцать лет называлась просто «Госкино». Первая армянская кинолента вышла за десять лет до этого, это была хроникальная запись похоронной процессии одного из видных религиозных деятелей. Дебютным художественным фильмом молодой киностудии стала драма «Намус» о жертвах местных адатов. Её режиссёр Амбарцум Бекназарян считается основателем армянского кино и сейчас студия носит его имя.
На «Арменфильме» играли первые роли Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчян, Гурген Тонунц и грузинские актёры Кахи Кавсадзе и Арчил Гомиашвили, причём для троих последних стартовой площадкой стал один фильм — историческая драма «Лично известен». В 1968 году на киностудии снял кинопритчу «Цвет граната» один из первых арт-хаусных режиссёров Сергей Параджанов, а чуть позже сюда был направлен из Москвы режиссёр Эдмонд Кеосаян, уже выпустивший знаменитых «Неуловимых мстителей». Здесь он снимал совсем другое кино: семейную драму «Когда наступает сентябрь», историческую драму о борьбе армян против турков «Звезда надежды» и лирическую комедию «Мужчины».
Художественные фильмы ереванской киностудии были не так известны, как грузинские или прибалтийские, киностудию больше знают по знаменитым мультфильмам 80-х Роберта Саакянца. Он снимал их по мотивам народных сказок и по произведениям писателя Ованеса Туманяна, но фантазия мультипликатора населяла их настолько фантасмагоричными персонажами, что героев «В синем море, в белой пене…» или «Ишь ты, Масленица!» нельзя было не запомнить.
В «нулевых» полузаброшенная киностудия стала частью армяно-американского холдинга, но за её восстановление никто так и не взялся.
Алма-Атинская киностудия выросла из студии кинохроники, которая заработала в 1936 году. Первый казахский художественный фильм, историческую драму «Амангельды» о восстании крестьян, из-за отсутствия технической базы снимали на «Ленфильме». Развиваться киностудия начала во время войны, когда в город эвакуировали «Мосфильм», «Ленфильм» и ВГИК. В 1941 году Алма-Атинская киностудия и вошла в состав Центральной объединённой киностудии, и совместная работа не останавливалась ни на минуту. Здесь были сняты «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство», «Иван Грозный» и многие другие.
Столичные режиссёры снимали «казахское» кино. Так режиссёр Григорий Рошаль, оператор Александр Птушко и сценарист Абдильда Тажибаев выпустили драму «Батыры степей» о подвиге местного красноармейца. Актёрскому мастерству местных актёров учил приехавший вместе со ВГИКом Сергей Герасимов.
После эвакуации на студии осталась часть оборудования, декораций и прекрасно подготовленные кадры. Алма-Атинская киностудия успешно занималась фильмами для национального кинопроката, снимая драмы и комедии на местном материале. Среди самых популярных были «Девушка-джигит», «Там, где цветут эдельвейсы», «Земля отцов» и «Конец атамана»
Кино в Узбекистане началось в 1908 году, когда местный фотограф Худайберген Деванов вернулся из поездки в Санкт-Петербург со французской кинокамерой «Патэ». С помощью неё он снял сюжет о выезде на фаэтоне хана Асфандияр — это было первое в истории узбекское кино!
«Узбекфильм» заработал в 1925 году и первое время выпускал документальные фильмы на актуальные местные темы: освобождение женщин Востока, необходимость получать образование, земельные реформы и индустриализация республики. Агиткой был и первый узбекский художественный фильм «Пахта-Арал» об улучшениях в жизни крестьянства после Октябрьской революции. Развивалось узбекское кино довольно быстро, и уже в 30-х здесь сложился режиссёрско-актёрский коллектив со своими мастерами и звёздами.
Во время войны в Ташкент эвакуировали киностудии Москвы, Ленинграда, Минска и Киева. На базе «Узбекфильма», во главе которой на время эвакуации встал режиссёр Михаил Ромм, были сняты «Два бойца», «Александр Пархоменко» и последний фильм Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре».
Киностудия была образована в 1944 году после присоединения Молдавии к СССР. До этого здесь четыре года работал корреспондентский пункт Украинской кинохроники, который выпускал киножурнал «Молдова советикэ».Более десяти лет киностудия выпускала только документальные фильмы, первый художественный — музыкальная киноповесть «Молдавские напевы» — вышла в 1955 году. Оператором на этой ленте работал будущий знаменитый режиссёр Пётр Тодоровский, для него это был первый опыт в кино. В разные годы на киностудии дебютировали режиссёры Георгий Натансон, Эмиль Лотяну, Вадим Дербенёв, актёр Михаил Боярский, а музыку почти к половине фильмов киностудии писал молдавский композитор Евгений Дога.
«Молдова-фильм» в основном работала по заказу Центрального телевидения, здесь были сняты детективы «Фаворит» и «Ошибка Тони Вендиса», экранизация романа Уилки Коллинза «Женщина в белом» и знаменитая сказка «Мария, Мирабела» снятая совместно с «Союзмультфильмом». Драма «Обвиняются в убийстве» была отмечена Государственной премией СССР — единственной в истории киностудии.
За советский период «Молдова-фильм» выпустила чуть более 120 художественных фильмов, а в 90-х годах съёмки в её стенах остановились. Исключением были совместные российско-молдавские проекты «Танго над пропастью», «Русский Рэмбо», «Возвращение Титаника» и ещё несколько сериалов.
Rigas kinostudija была основана в 1940-м после присоединения Латвии к СССР на базе двух частных кинокомпаний. Одной из них была Latvju filma, которую ещё в 1920 году основали русский актёр и режиссёр Пётр Чардынин и рижский кинофабрикант Вилис Сеглиньш. Они не только снимали кино, но и открыли первые латвийские курсы киноактёров. К моменту национализации в Латвии была самая большая и продвинутая кинобаза из всех союзных киностудий: оборудованные съёмочные павильоны по всему городу, хорошая техника и богатый опыт.
Прибалтийские киностудии были менее зависимы от требований Госкино, менее подвержены цензуре и работали относительно свободно. Ежегодно здесь снимали около десяти художественных фильмов, в том числе по заказу Гостелерадио. «Долгая дорога в дюнах», «Мираж», «Театр», «Смерть под парусом», «Стрелы Робин Гуда» — все они были любимы зрителями, особенно экранизации западных детективов, в которых рижане были одними из лучших. В 1963 году на экраны вышла комедия «Три плюс два» — совместный проект Киностудии им. Горького и Рижской киностудии.
Вию Артмане, Лилиту Озолиню, Арниса Лицитиса, Ивара Калныньша любили и зрители, и режиссёры. Прибалтийских актёров часто приглашали на съёмки в Москву и Ленинград, особенно, если героями фильмов были иностранцы.
Киностудия прекратила работу в 90-х и сейчас только сдаёт в аренду помещения и реквизит.
Открытая в 1940 году эстонская киностудия более десяти лет выпускала только документальные ленты. Во время войны и несколько лет после работала на базе «Ленфильма», а первый самостоятельный фильм выпустила только в 1955 году. Премьера шпионского детектива «Яхты в море» прошла незаметно, а вот выпущенная через несколько лет комедия с Людмилой Гурченко и Олегом Борисовым «Укротители велосипедов» была уже гораздо успешнее.
Пик популярности киностудии был в 70−80-е, когда вышли «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Отель „У погибшего альпиниста“», «Дознание пилота Пиркса», «Арабелла — дочь пирата» и хит тогдашнего кинопроката — фантастический фильм «Заклятие долины змей».
Киностудия была закрыта в 2001 году.
Литовская киностудия, подарившая советскому кино самое большое количество знаменитых прибалтийских актёров, была основана в 1940-м году в Каунасе. Как и «Таллинфильм» первое время работала на базе «Ленфильма» и выпускала документальные ленты. После войны киностудия перебралась в Вильнюс и только в 1957 году выпустила детский фильм «Голубой горизонт», который стал для студии первой самостоятельной работой.
На Литовской киностудии были сняты «Девочка и эхо», «Американская трагедия», «Смок и Малыш», «Приключения Калле-сыщика», «Богач, бедняк…» Здесь начинали карьеру знаменитые Регимантас Адомайтис, Альгис Матулёнис, Эве Киви, Донатас Банионис, Ингеборга Дапкунайте, Альгимантас Масюлис, Юозас Будрайтис, Нийоле Ожелите и еще десятки популярных актёров.
Сейчас Латвийская киностудия по-прежнему снимает своё кино, но чаще становится площадкой для съёмочных групп со всей Европы.
Самые известные киностудии в СССР.
Приветствую Вас дорогие мои друзья и подписчики 🤗👋..
Официально история советского кинематографа началась в 1919 году. После высказываний Ленина о том, что кино является самым важным из всех искусств, партийное руководство поручило создать киностудии в каждой республике. Советские фильмы стали пользоваться популярностью не только на родине, но и на западе.
Работы талантливых режиссеров 1920-х годов способствовали развитию всей мировой киноиндустрии. В каких же условиях им приходилось создавать фильмы? Советское киноискусство кардинально отличалось от современного.
Одесская киностудия
Киностудия была создана в 1919 году и по праву считалась первым киноателье в Советском Союзе. Ее расположение на берегу Черного моря позволило режиссерам использовать площадку для съемок в маринистическом жанре. Во время Великой Отечественной войны киностудия вынужденно переехала в Ташкент. Несмотря на все события в стране, режиссеры не прекратили работать. Они порадовали зрителей картинами «Я — черноморец», Два бойца» и «Человек No 217».
Полностью восстановить работу сотрудникам Одесской киностудии удалось лишь в 1950-х годах. На экраны тогда вышел фильм «Весна на заречной улице», который вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Также киностудия порадовала зрителей картинами «Приключения Электроника», «Таинственный остров», «Тимур и его команда», которые были больше рассчитаны на молодое поколение, но полюбились всем.
Киностудия работает до сих пор. Недавно она отпраздновала 100-летний юбилей. Сотрудники киноателье не собираются останавливаться на достигнутом, а продолжают работать над новыми проектами.
«Мосфильм»
Киностудия «Мосфильм» начинала работать со старинного деревянного домика. Помещение занимало около 400 квадратных метров. Основателем киноателье был предприниматель Александр Ханжонков. В 1919 году советские власти национализировали его и стали величать «Первой фабрикой Госкино».
Название «Мосфильм» киностудия получила уже намного позже. С развитием кинопроизводства она переехала в каменное сооружение. Но по словам режиссера Абрама Роома, основа советского кино была заложена именно во время работы коллектива киностудии в небольшом деревянном доме. В нем царила особая атмосфера, позволяющая творить шедевры. Несмотря на то, что аппаратура еле выдерживала нагрузки, не было транспорта, рабочие места разделялись занавеской, режиссер Борис Михин представил зрителю фильм «На крыльях ввысь», Сергей Эйзенштейн — картину «Дневник Глумова», «Стачка», «Броненосец Потемкин» и другие.
Визитной карточкой киностудии «Мосфильм» все же стали фильмы Эльдара Рязанова, самыми известными из которых стали «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Берегись автомобиля», «Служебный роман». Благодаря «Мосфильму» на весь мир прославились такие актрисы, как Любовь Орлова и Марина Ладынина, режиссеры Юлия Райзман и Сергей Юткевич. За всю историю существования киностудия выпустила более двух тысяч полнометражных картин.
«Ленфильм»
Первые фильмы «Ленфильма» больше напоминали агитки, чем художественные фильмы, и не вызывали восторга у зрителей. Но уже при Леониде Брежневе студия стала второй по величине в СССР. Она выпустила такие картины, как «Человек-амфибия», «Белое солнце пустыни», «Собачье сердце» и другие.
Изначально киноателье работало на базе перестроенного дома князя Елима Демидова-Сан-Донато. Организация называлась Петроградским областным кинематографическим комитетом Союза Северных Коммун при Комиссариате народного просвещения РСФСР. Она выполняла преимущественно партийные задания, а не снимала полнометражные фильмы. Название «Ленфильм» появилось лишь в 1934 году.
С началом войны большинство сотрудников киностудии переехали в Казахстан. Оставшиеся в Ленинграде занимались съемками военной хроники. В архивах студии до сих пор хранятся записи тех времен. В Алма-Ате ленфильмовцы вместе с мосфильмовцами выпустили фильмы «Актриса», «Небесный тихоход» и «Воздушный извозчик». За годы многолетней работы киностудия представила зрителям более 1500 картин.
«Киностудия им. М. Горького»
Мало кто знает, что киностудия им. М. Горького изначально называлась «Межрабпром-Русь», затем «Союздетфильмом». Она первой в Европе начала создавать фильмы для детей и юношей. Для съемок на студии использовалось новейшее оборудование. Режиссеры не боялись проводить творческие эксперименты. Поэтому киностудия быстро завоевала статус одной из самых передовых. Именно она выпустила первый в СССР фантастический фильм, который назывался «Аэлита».
В 1928 году на базе киноателье стала работать компания «Межрабпомфильм», которая была создана немцами совместно с советскими гражданами. Она успела выпустить несколько фильмов и снова попала под реорганизацию. В 1936 году киностудия сменила профиль и стала называться «Союздетфильмом» и создавать приключенческие картины.
После окончания войны киностудию хотели включить в состав «Мосфильма», но режиссер Марк Донской ее отстоял. Он написал письмо Ворошилову и напомнил, что благодаря его трилогии о Максиме Горьком весь мир узнал о детской киностудии в Советском Союзе. В то время она была единственной, которая выпускала фильмы для детей. Студия продолжила работать, но вскоре была переименована. Под им. М. Горького она создала более ста фильмов и стала стартовой площадкой для Сергея Бондарчука и Василия Шукшина.
Ну конечно же еще можно будет очень много добавить..
«Никто не хотел умирать» (лит. Niekas nenorėjo mirti) 1965 художественный кинофильм режиссёра Витаутаса Жалакявичюса, снятый на году (Литовская ССР, СССР).
Рижская киностудия, «Три плюс два»
Свердловская киностудия. «Сильные духом».
«Приключением Буратино», «Государственная граница», «Искатели счастья», «Дети партизана», Белые росы» и пр.
«Союзмультфильм», а «Грузия-фильм».
На киностудии «Грузия-фильм» помимо прекрасных короткометражек снимались такие замечательные Советские фильмы, как «Тайна двух океанов», «Я, следователь. », «Отец солдата» и многие другие! А Рижская киностудия? Фильмы «Армия Трясогузки», «Три плюс два», «Долгая дорога в дюнах», «Матч состоится в любую погоду».
Конечно это не полный список, поэтому если я где-то ошибся или не дописал, просьба дополнить и поправить меня в комментариях, благодарю за понимание 🤗👋
Какие киностудии были при ссср
3. ЛИТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ Вильнюс 1940
«Девочка и эхо» (1964), «Никто не хотел умирать» (1966), «Богач, бедняк»(1984), «Отряд» (1984).
Государственное предприятие.
Собственных фильмов не снимают с 1992 года, студию сдают в аренду для съемок западных фильмов (95% дохода). В год здесь снимают 6 — 7 фильмов («Горец-5», сериал «Элизабет», док. фильмы «Джордж Вашингтон» и «Исламская Испания»). В 2007 году режиссер Альгимантас Пуйпа планирует снимать фильм «Ведьмы и дождь». В середине 90-х студия специализировалась на съемках фильмов средневековой тематики, потом — на фильмах о холокосте, сегодня — на воссоздании романтического антуража конца ХIХ века.
4. БЕЛАРУСЬФИЛЬМ Минск 1924
«Я родом из детства» (1966), «Иди и смотри» (1989),»Приключения Буратино», «Кортик», «Последнее лето детства».
Принадлежит государству.
В год снимается 5 — 6 худ. фильмов, 10 документальных и 5 мультфильмов. В 2006-м государство выделило студии 6,5 млрд бел. рублей. Готовится совместный белорусско-индийский проект «Зеленые глаза». Наиболее значимые работы — блокбастеры «Анастасия Слуцкая» и «Бальное платье» (оба — 2003), фильм «В августе 44-го». Большинство павильонов сдается в аренду (в основном для российских сериалов). В 2005 г. президент Лукашенко подарил студии долби-стереозвуковую аппаратуру (520 тыс. долларов).
6. МОЛДОВА-ФИЛЬМ Кишинев 1952
«Последний месяц осени» (1965), «Лаутары» (1972), «Человек идет за солнцем» (1961)
Акционерное предприятие, принадлежит государству
С 1992 года фильмы не снимаются. В 2005 году по инициативе президента Молдавии Воронина на базе киностудии решено построить кинофабрику для работы по отечественным и иностранным заказам.
7. ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ 1919
«Весна на Заречной улице» (1956), «Д`Артаньян и три мушкетера», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя».
Закрытое акционерное общество (с 2004) (51% акций принадлежит государству).
Большинство павильонов простаивает или сдается. Не ремонтировалась с 1982 года, съемочная техника не обновлялась 25 лет. Финансовые убытки студии в 2004-м — почти 100 тыс. долларов. Последние 15 лет снимаются только телепрограммы и сериалы. Новое украинское правительство намерено возродить киностудию — на реконструкцию и оборудование в 2005-м выделено около 2 млн долларов.
9. ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ Тбилиси 1921
«Красные дьяволята» (1923), «Отец солдата» (1964), «Жил певчий дрозд» (1971), «Покаяние» (1987).
Акционерное общество.
«Грузия-фильм» — одна из самых известных в СССР. На ней снимали Иоселиани и Абуладзе. За 30 лет выпустила 1200 фильмов, 100 из которых были удостоены призов на различных кинофестивалях. После 1992 года госфинансирование почти прекратилось. В 2004-м корпуса «старой студии» (Плехановский проспект Тбилиси) выкупил бизнесмен Мамука Хазарадзе: на этом месте будет построен киногород. В 2006-м пожар уничтожил архив киностудии.
10. АРМЕНФИЛЬМ Ереван 1923
«Братья Сарояны» (1969), «Наапет» (1977), мультфильмы Роберта Саакянца (1981 — 1985).
Акционерное общество (АО Armeniа Studios). Входит в холдинг CS Media city.
В 2005 году государство выставило «Арменфильм» на продажу (общая территория 24 тысячи м2). Armeniа Studios приобрела «Арменфильм» за 777 тысяч долларов. Новый владелец взял на себя обязательства вложить в «Арменфильм» в течение 10 лет ок. 66 млн долларов, построить 12 новых павильонов. В 2005 году были сняты фильмы «Возвращение поэта»,«Мариам» Эдгара Багдасаряна, «Агатангехос» Вигена Чалдраняна.
11. АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ им. Дж. Джабарлы Баку 1923
«Легенда о Девичьей башне» (1924), «Двадцать шесть комиссаров» (1933), «Дервиш взрывает Париж» (1977), «Не та, так эта» (1958).
Государственное предприятие.
С 1992 по 2005 год вход на киностудию был свободным, здесь находился ресторан, сауны, химчистка, стоянка такси, парники, лагерь беженцев, паслись отары овец. В таком состоянии структура досталась в 2005 году Минкульту. Не ремонтировалась 35 лет (на ремонт в 2005 году выделено 20 млн долларов). Снимается два фильма в год. Павильоны сдаются в аренду. Сейчас в работе на «Азербайджанфильме» сразу четыре фильма, в основном на патриотическую тему.
12. ТУРКМЕНФИЛЬМ Ашхабад 1926
«Как закалялась сталь» (1942, совместно с к/ст. им. Довженко), «Утоление жажды» (1966), «Дерево Джамал» (1980).
В середине 90-х по распоряжению Туркменбаши киностудия была разрушена тракторами. Кинематографисты разогнаны, многие картины запрещены к показу. Кино про самого Туркменбаши снимается только на видео, так как в стране нет ни оборудования, ни студий, ни пленки, ни кинокамер.
13. УЗБЕКФИЛЬМ Ташкент 1925
«Два бойца», (1942), «Тахир и Зухра» (1945), «Ташкент — город хлебный» (1968), «Шок» (1988).
Акционерное общество (51% принадлежит государству).
В указе президента Каримова от 2005 года отмечалось, что за 10 лет в узбекском кино не создано ни одного фильма, «в котором бы выступал положительный герой». После этого на посту директора АО «Узбекфильм» режиссера Юсуфа Разыкова сменил Сергей Ким из пресс-службы президента Узбекистана. Теперь государство будет ежегодно выделять средства на создание 15 художественных, 20 документальных, 10 мультфильмов.
14. ТАДЖИКФИЛЬМ Душанбе 1930
«Смерть ростовщика» (1966), «Рустам и Сухраб» (1971), «Сказание о Сиявуше» (1976), «Тысяча и одна ночь» (1987).
Акционерное общество, принадлежит государству.
С 1993 года не было снято ни одного фильма. В декабре 2005 года в Таджикистане принят закон о кино, который предусматривает финансирование из бюджета минимум одного фильма в год (на 100 тыс. долларов). Киностудия выживает за счет международных заказов — здесь снимают видеофильмы и видеоролики. В 2005 году «Таджикфильм» приступил к съемкам масштабной эпопеи «Шамсиддин Шохин» — о жизни таджикского классика.
15. КИРГИЗФИЛЬМ Бишкек 1942
«Первый учитель» (1960), «Ранние журавли» (1979), «Золотая осень» (1980), «Катастрофу не разрешаю» (1985), «Преследование» (1989).
Государственное предприятие. С 2005 года входит в Национальный концерн «Кыргызкино».
Существует за счет аренды помещений, все режиссеры выведены за штат, работают по разовому контракту. За пять лет сняты три полнометражные картины — «Саратан», (режиссер Эрнест Абдыжапаров), «Облако» (режиссер Эркин Салиев) и «Плач матери о манкурте» (Бакыт Карагулов, по Айтматову). Все три — на деньги зарубежных и отечественных инвесторов.
16. КАЗАХФИЛЬМ Алма-Ата 1944
«Джамбул» (1952), «Мой дом на зеленых холмах» (1986), «Чужая Белая и Рябой» (1986), «Игла» (1988)
Акционерное общество с 2005 года (100% акций принадлежит государству).
Снимается 6 — 7 фильмов в год. Сейчас идет работа над картинами «Грех Шолпан», «Кюйши», «Месть», «Махамбет», сериалом «Ангел», лирической комедией «Мой аул». 5 мультфильмов и 10 документальных картин. Начался монтаж грандиозного проекта «Кочевники». Картина «Шиzа» Гульшат Омаровой продолжает завоевывать международные кинофестивали.