какие кисти нужны для начинающего художника
Какие кисти нужны для начинающего художника
Меня часто спрашивают: «Сколько и каких кистей необходимо иметь начинающему художнику?»
Казалось бы, простой вопрос, но, начав отвечать на него, я поняла, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Ведь художники, в том числе и начинающие, пишут по-разному, и при ответе на этот вопрос необходимо знать, что и как пишет тот или иной из них. Этого я, разумеется, знать не могу. Я понятия не имею, в какой технике работает или собирается работать начинающий художник, ожидающий от меня ответа на этот вопрос. Как не знаю и того, на каких холстах он пишет.
Но я все-таки я попытаюсь ответить на этот вопрос, который действительно важен для начинающего. Ведь ему надо закупить очень много всего, прежде чем начать писать свою первую картину, а кошелек, как известно, увы не резиновый.
Но я должна честно предупредить: мой ответ носит рекомендательный характер. Окончательно решить, сколько и каких кистей вам понадобится, можете только вы. А сделать это вы сможете, только начав писать. Звучит парадоксально, но это факт. Так что изучите мои рекомендации, обдумайте, что вы будете писать и какой размер холста вы будете использовать, а потом сами решите, что вам купить в первую очередь.
Мне проще говорить и показывать, чем писать и подбирать иллюстрации, поэтому я специально для этой статьи записала видео, которое и предлагаю вам посмотреть. А затем я вкратце резюмирую и, может быть дополню, то, о чем я говорю в видео. Люди бывают разные: одни предпочитают посмотреть-послушать, а другим удобнее — почитать и посмотреть картинки.
Как покупать кисть?
Вот, на что следует обращать внимание при покупке кистей:
1. Смотрите какая обойма (гильза) у кисти. Обойма — это металлический цилиндрик, один конец которого держит ворс (волос), а другой держит этот ворс на деревянной ручке кисти. Эта обойма должна быть цельной — без продольного шва. Шов со временем, а то и почти сразу может развалиться. Кроме того такая обойма плохо держится на ручке, опять же из его способности расходиться под нажимом.
2. Проверяйте надежность крепления ручки. Со стороны ручки обойма должна быть хорошо обжата. Обычно
это двойная обжимка, то есть две кольцевые вмятинки на конце обоймы. Обойма должна сидеть на ручке кисти крепко. Никакого шевеления и прокручивавния.
3. Смотрите, как держится ворс. Со стороны волоса обойма тоже должна быть обжата, удерживая ворс кисти. Слегка подергайте за ворс, чтобы убедиться, что он не вылезает.
4. Оцените качество ворса. Потрогайте его, погните, проверьте на упругость. Или, наоборот, на мягкость. Это зависит от того, что вы ожидаете от кисти и для чего вы ее собираетесь использовать.
5. Прикиньте, удобна ли ручка. Подержите кисть так, будто вы ей пишете, поработайте ей по руке, например. Удобна ли она она вам. Это очень важно, ведь неудобная ручка вряд ли поможет вам создать хорошую картину. Обратите внимание на толщину ручки, ее длину, прочность. Проверьте, прямая ли она, и не гнется ли. Лучше покупать кисти, ручки которых покрыты прочным лаком или краской. Неокрашенную ручку будет трудно отмыть от краски, а значит неприятно потом будет брать в руки.
В магазинах художественных товаров продавцы, как правило, относятся к такой инспекции кисти спокойно, с пониманием. Поэтому лучше никогда (или хотя бы, пока вы не наберетесь опыта) не покупать кисти в магазинах, которые не специализируются на художественных товарах.
Не покупайте кисти в упаковке и наборами, если они упакованы так, что их нельзя потрогать.
Кисти какого типа брать?
Мне кажется, что начинающему художнику проще начинать писать более жесткими кистями — щетиной или синтетикой под щетину. Такие кисти позволяют работать с маслом, обратите внимание: мы говорим о кистях для работы маслом.
Такими кистями проще делать замесы красок на палитре, проще накладывать краску на холст.
Я в последнее время почти не пользуюсь щетинными кистями. В основном я предпочитаю кисти с синтетическим ворсом, имеющие 4 степень жесткости, фирмы Rоubloff.
Сколько и каких кистей нужно купить для начала?
№ кисти | Тип | Ворс | Кол. | Для чего |
Мин. 60 | Флейц | Щетина | 1 | Для грунтовки холста и покрытия больших поверхностей, например нанесения имприматуры. |
18-20 | Плоская | Синтетика | 1 | Для первой прописки крупных участков картины, вроде неба, воды, больших лепестков цветка и тому подобного. |
14-16 | Плоская | Синтетика | 1 | Тоже для отрисовки крупных участков, но этой кистью можно писать и элементы поменьше, чем предыдущей. |
10 | Плоская | Синтетика | 2 | Начиная с этого номера, идут наиболее часто используемые кисти, которые обычно используются на всех стадиях работы. Как на этапе первой прописки, так и на последующих. |
8 | Плоская | Синтетика | 2 | То же самое, что и 10-й номер. |
6 | Плоская | Синтетика | 2 | То же самое. |
4 | Плоская | Синтетика | 2 | То же самое. |
2 | Плоская | Синтетика мягкая под колонок | 2 | Для прописки очень мелких элементов. |
0 или 00 | Лайнер | Синтетика | 1 | Отрисовка контуров, тонких веток, травинок и прописка совсем уж мелких элементов. |
Итак, 13 кистей — это, с моей точки зрения, минимальное количество кистей, которое должен иметь начинающий художник. Я лично на каждом этапе картины использую минимум 10 кистей, максимум 15. Лучше в каждом размере брать одну кисть помягче, другую пожестче. Так вы сможете определить, какая вам удобнее.
Самое главное: пишите, пробуйте новые кисти и не бойтесь ошибиться.
Как выбрать кисть для масляной живописи?
В статье мы рассмотрим все нюансы, которые следует знать художнику, а именно:
Лучшие кисти для живописи маслом
Для этого вида живописи нужны кисти пожёстче, так как мягкие подойдут больше для акварели, акрила, гуаши. Таким образом, для масла лучшими будут кисти с ворсом из колонка, щетины и синтетики.
1. Колонок.
Пожалуй, это наилучшая универсальная кисть для любой живописи, особенно масляной. Стоят такие кисти немало, особенно большие по размеру, но их качество и долгие годы службы оправдывают все затраты.
Срок службы этих кистей зависит не только от правильного ухода, а и от холста, на котором художник работает. Так как ворс здесь натуральный, он стирается и укорачивается в зависимости от фактурности холста. Если это картон, тогда кисть будет служить действительно годами, а вот с льняным холстом такое не пройдет. Поэтому колонок не рекомендуется использовать для подмалевка на слишком объемных по площади работах.
Совет: Начинающему художнику может пригодиться 3 небольшие кисточки из колонка (№1-2-3). Стоят они недорого, в отличие от больших кистей, и всегда пригодятся для тонкой и индивидуальной работы.
Длина кистей значения не имеет.
2. Щетина.
Делается эта кисть из свиной щетины. Из свиной щетины также делаются и малярные кисти, но они менее приспособлены для рисования. Для художественной кисти, чтобы волос был мягким и удерживал форму, его специально обрабатывают (варят и отбеливают). Стоимость порадует каждого, это одна из самых дешевых кистей. Но не все производители могут изготовить кисть с качественный мазком.
Ею можно рисовать пастозно и фактурно. Изнашивается равномерно, может переносить откровенное варварское обращение. Но это не значит, что она не требует ухода. Это тоже натуральный ворс, и он, как и колонок, стирается со временем о холст. Но форму держит бесподобно, поэтому идеально подойдет для учебных работ большого формата.
Небольшая цена позволяет покупать их чаще и больше. Так как отмывать одну кисть при смене цвета очень неудобно, можно купить несколько кистей и использовать каждую под свой цвет.
Совет: Щетинные кисти для масляной живописи, как и все другие, разнятся по качеству. У серии “Пейзаж” от производителя Гамма – хорошие кисти по сравнительно невысокой цене с не слишком жестким, длинным, пропаренным ворсом.
Для удобства профессиональные художники рекомендуют покупать длинные кисточки.
3. Синтетика.
Кисть из синтетического ворса незаменима при росписи ткани, дерева или стекла. Но применяется и в масляной живописи, так как дает плавный, гладкий мазок, а небольшие кисточки (№1-2-3-4) неплохо прорабатывают детали.
По цене синтетика гораздо дешевле колонка, но вот в негодность приходят быстрее. Уже через несколько интенсивных промывок, особенно в масляной живописи, ворс разлохмачивается и теряет форму. Также со временем теряют свою мягкость.
В живописи маслом мастера-художники используют 3 типа синтетических кисточек:
Синтетика хороша и для детских рисунков гуашью. В гуаши она будет служить еще дольше, даже в руках у ребенка.
Остальные типы кистей
Что касается всех остальных кисточек (пони, белочки, козы и др.), они слишком мягкие, поэтому годятся больше для живописи акварелью, акрилом, гуашью, и пр. Хотя беличьими кисточками некоторые таланты расписывают жостовские подносы именно масляными красками.
Какие кисти нужно иметь начинающему художнику
Как говорилось выше, существует огромное разнообразие форм и размеров. Начинающим не нужно сразу набирать много кистей. Для живописи маслом достаточно взять по минимуму:
Конечно, форм у кистей гораздо больше. Если самыми распространенными считаются плоские и круглые кисточки, то есть еще и веерные, овальные, флейц и др. А по размеру они бывают от №0 до №18.
Резюме
В качестве резюме стоит написать об одном нехитром трюке, который будет полезен каждому художнику, пишущему маслом.
Когда мы пишем масляной краской, всегда заметно, как она затекает под металлическую втулку кисточки, и отмыть её оттуда просто невозможно. Чтобы этого не было, новую кисть нужно сначала окунуть в подсолнечное либо льняное масло, вытащить и поставить её верх ногами на сутки. Этого времени достаточно, чтобы масло впиталось. На следующий день кисть можно помыть, но масло все равно останется в корнях, и не будет больше давать проникать краске вглубь. Таким образом, кисть для масляной живописи служит гораздо дольше!
Выбираем кисти для масляной живописи правильно
Уважаемые друзья, подписчики и посетители сайта!
Вы пишете картины маслом, и этот процесс приносит Вам радость и удовольствие? Вам несомненно, будет интересно узнать о том, как правильно выбирать кисти для живописи, особенно, если вы молодой художник, ведь кисти — основной инструмент живописца
Выбор кистей для масляной живописи дело важное и порой не легкое. При таком разнообразии кистей в художественных магазинах, глаза просто разбегаются в разные стороны, ведь они очень разные по форме и размерам, по материалу и фирме изготовителей.
И каждая кисть может (должна) выполнять определенное задание на холсте. Как говорил мой французский учитель месье Жэ в частной школе в городе Ницца: «Кисть это продолжение Вашей руки, ее необходимо чувствовать в руке и передавать Ваши ощущения с кончиков пальцев»
От этого зависит, кстати, успешность Вашей конечной работы
Подборка кистей первым делом зависит от того, какой техникой Вы пользуетесь. Так, например, для акварели и гуаши используют кисти натуральные, мягкие (из пони, белки, козы, куницы.. ). А вот для масла лучше пользоваться кистями по жёстче … натуральными и синтетическими.
Для создания своих картин, я пользуюсь и теми и другими, в зависимости от поставленной задачи на холсте.
Какие же кисти подходят для масляной живописи?
1. Щетина лучше всего подходит для этого, изготавливается из свиного ворса, после чего для придания мягкости и податливости ворс варят и отбеливают. Работать с этим видом кисти можно достаточно долго, при этом износ происходит равномерно… так как эта кисть натуральная, соответственно стирается со временем о холст.
Одним словом, достаточно стойкая в работе, держит форму ворса хорошо, поэтому, как нельзя лучше подходит, тем, кто учится работать в масляной живописи.
Кистью из щетины можно создавать фактурную поверхность, мазки получаются грубые, не ровные иногда хаотичные.
Кстати, этими кистями лучше работать на больших форматах холстов от 60 см и больше… на маленьких холстах картины кажутся иногда не аккуратными, по этой причине, многие любители масляной живописи и не любят кисти из щетины.
По цене доступны всем, так как считается одна из самых дешевых кистей. Для удобной работы, рекомендуется покупать длинные кисти,… Помните? К исть, продолжение Вашей руки…
2. Колонковые кисти является универсальным для живописца, так как этот вид кисти отличается высоким качеством и надежностью. Натуральный ворс колонка придает мазку идеальной гладкости, пучок кисти упругий и послушный. При написании портрета, колонок прекрасно справится с поставленной задачей
Используя такую кисть, можно написать очень тонкие работы.
Стоимость колонка достаточно велика, но длительный срок эксплуатации этого инструмента со временем оправдывает эти затраты.
Исходя из фактуры холста, кисть может немного стереться со временем
Кисти из синтетики становятся менее эластичными, теряют свою форму, синтетический волос начинает торчать в разные стороны. По цене эти кисти не дорогие, поэтому многие художники покупают их сразу много, с запасом « на потом»
Художники в работе используют три вида синтетических кистей:
Конечно, это не все типы кистей, которыми можно пользоваться для масляной живописи: есть еще кисти натуральные, мягкие из барсучьего волоса, из ворса мангуста и медведя и др.
Для своих работ, например, я пользуюсь чаще всего синтетикой, так как она мягче щетины, и натуральные кисти из мангуста. Это супер кисти, в меру мягкие и упругие. Идеально подходят для росписей на стенах, создают плавные переходы… особенно для моря и неба.
Продаются в больших размерах, от 2,5 см шириной, достаточно дорогие, но они того стоят! Я написала ими не одну работу и на холсте и на стене. Также я пользуюсь лайнерами из соболя, которые позволяют провести очень ровненькую линию, при необходимости
При выборе кистей для масляной живописи в магазине, обращайте внимание на такие вещи, как гибкость кисти и зажим волосяного пучка.
Гибкость кисти позволит Вам выполнить красочный мазок в любом для Вас виде, зажим, позволит не лезть волосу или ворсу из металлического держателя,… а то будете без остановки удалять эти ворсинки с холста… не приятная работка
Какие же формы кистей бывают?
Характер красочного мазка напрямую зависит от формы и размера волосяного пучка кисти, а также от качества волоса ворса, из которого он сделан
А что же насчет номеров кистей и об их производителях?
При выборе кистей в художественном магазине, многих людей приводит в ступок выбора номера кистей. Меня также спрашивают, какими кистями я пользовалась в той или иной работе… скажу одно, что разные производители выпускают кисти по своим номерам.
Другими словами, номер отечественного производителя кистей будет отличаться от иностранного, и даже иностранные производители не редко отличаются друг от друга.
Кажется странным и не логичным, ведь номера должны быть идентичны. Когда меня спрашивают о номере кисти, нужно сразу сказать, какой фирмы производителя кисти я пользовалась, а то номера могут не совпасть.
Так, например, известная французская фирма Lefranc — B orgeois выпускает кисти натуральные и щетинные от № 2 до №16, синтетику от №2 до №22, а отечественный производитель выпускает плоские щетинные кисти от №2 до №32, круглые кисти от №1 до № 24
На фото 1 и 2 кисти под № 10, но разных фирм, на фото 2 и 3 кисти по размеру похожи, но под разными номерами
Вообще же, я считаю, что необязательно выбирать кисти тютелька в тютельку как у преподавателя, ведь производители могут не совпадать. Главное, чтобы кисть была приближено похожа по размеру (диаметру).
Например, размер круглых кистей определяется размером объема зажима, а плоские кисти по ширине. Я обычно советую использовать кисти, исходя из размера в сантиметрах. Например, ширина плоской кисти 0.4 см или 1.5 см. так людям понятнее, когда создают свои работы по моим видео-урокам.
Это конечно мой подход к выбору кистей, ведь всегда остается и классический, по номерам…. Тогда, Вы просто уточните у художника, какой фирмой кистей пользовался он, чтобы наверняка
Небольшой совет для начинающих художников и любителей живописи
Можно купить сразу много кистей и тестировать их в работе… У каждого художника есть свои любимые кисти, и у Вас они тоже появятся. Тестируем, проверяем, влюбляемся, оставляем! Обычно, по такому принципу и создаются лучшие работы.
Или же приобрести основной арсенал для художника, тоже тестировать и влюбляться!
Плоская кисточка — щетина № 5- 7 – ею можно выполнять прямоугольные мазки, а также придать изображению насыщенный цвет.
Круглая кисть-щетина № 8- 10 — этим аксессуаром удобно начинать прорисовку композиции, а также выполнять длинные мазки с рельефом.
Короткая плоская синтетическая кисть № 2 с округлым концом, а также колонок (№ 1-2-3-4)легко прорабатывает мелкие детали.
А теперь «маленький секретик» работая с масляными красками
О чень часто под металлическую втулку кисти затекает краска, от которой очень трудно избавиться. Новую кисть нужно окунуть в подсолнечное масло и оставив ее на сутки верх ногами.
Таким образом, Вы обеспечите противостояние попаданию краски вглубь инструмента. При этом кисть прослужит намного дольше обычного.
Друзья и любители масляной живописи, используя достаточный ассортимент кистей, можно создавать удивительные и неповторимые картины в технике Импасто (рельефная живопись), Алла прима или в технике Сухой кисти.
Но в какой бы технике Вы не писали Ваши картины, важно помнить что, длину, направление и насыщенность красочного маска определяют движение Вашего запястья и пальцев руки, а также сила нажима кисти с краской на холст.
А теперь небольшой вывод : Кисть – всего лишь инструмент, помогающий воспроизвести сюжет на холст или другую поверхность, а вот Ваша рука всегда остается основным «ведущим» этого инструмента.
Писать картины можно не только кистями, а также пальцами, тряпочками, скомканной бумагой и даже некоторыми частями тела
Так позвольте же руке создать сказочные сюжеты и красочные мотивы! Рисуйте, пишите и оставайтесь всегда творческими личностями!
Также читайте о Развитии современной живописи с примерами и философским рассуждением на эту тему! Посмотрите на искусство с другой точки зрения!
Друзья, поддержите статью, оставьте комментарий, поделитесь с Вашими друзьями в соц.сетях с левой стороны.
Видео-размышление: как формируется художественный вкус, что влияет на его формирование
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы