какие коллекции есть в вашем доме
Даешь коллекцию! Создаем домашний музей
Как хранить домашнюю коллекцию
Юлия Каспарова писатель
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, который датируется X-XII вв., археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию.
Не стоит расценивать коллекционирование только лишь как забаву.
Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов малыша. И если ваш кроха жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся в доме предметы. И вот тому пример.
Как мы музей ракушек делали
Как-то зимой, когда заболевшая дочь скучала дома, решили мы с ней заняться приятным делом: перебрать запасы черноморских ракушек, собираемых ежегодно во время летнего отдыха. Рассматривая разномастные «домики» и отбирая их для поделок, мы обнаружили, что, оказывается, их у нас не три-четыре вида, как мы думали раньше, а гораздо больше. Тут-то и пришла в голову идея систематизировать нашу коллекцию и сделать мини-музей обитателей Черного моря. Первым делом мы разыскали в Интернете картинки и описания черноморских моллюсков. За этим последовало самое интересное: выбрать разные ракушки и определить их названия по нашему самодельному каталогу. Это оказалось очень непростым и полезным заданием. Некоторые ракушки так похожи, что, на первый взгляд, кажутся представителями одного вида. И только при внимательном рассмотрении и изучении их можно отличить одну от другой.
Когда наши ракушки были рассортированы по видам, дочка отобрала для коллекции по 2-3 самых красивых экземпляра. Интересно, что некоторые редкие ракушки оказались вообще в единственном числе. Для выставки нам удачно подошел пластиковый контейнер от пластилина с ячейками, который мы поместили внутрь картонной коробки с крышкой. Слишком большие ячейки поделили на 2-3 части, вклеив полоски поролона. Этим же материалом заполнили все свободное пространство между стенками внутренней и внешней коробки, чтобы лучше закрепить конструкцию. После этого дочка разложила ракушки в подходящие ячейки, вырезала фотографии экспонатов с подписями и кратким описанием и наклеила их на внутреннюю крышку коробки. Осталось лишь приклеить соответствующие номера возле картинок и экспонатов, чтобы любой желающий мог узнать, как назывался моллюск, обитавший в той или иной раковине. В результате, в нашем музее «поселилось» 20 экспонатов, а этим летом добавился двадцать первый. Этот миниатюрный музей в коробке стал предметом особой гордости дочери. Она непременно показывает его всем гостям и даже носила в детский сад. В процессе составления коллекции дочка приобрела множество новых знаний, научилась различать моллюсков двустворчатых и брюхоногих, узнала, что некоторые из них почти совсем исчезли. Теперь мы подумываем пополнить коллекцию моллюсков, добавив в нее пресноводных и сухопутных жителей, и расширить географию их обитания, не ограничиваясь лишь Черным морем. Тем более что начало этому уже положено: у нас появились три египетские ракушки.
Коллекции вокруг нас
А что из объектов живой и неживой природы еще годится для собирания? Засушенные летние и осенние листья разных деревьев, травянистые растения, всевозможные семена, лепестки цветов. Еще «южно собирать камни. А как их классифицировать, если никто в семье не имеет геологического образования и совсем не разбирается в минералах? Можно связывать находки с конкретным местом. Например, ребенок привозит красивые камешки из путешествий, раскладывает их в коробки, а вы подписываете то место, где они были найдены. Особенно много таких находок можно сделать в горах и у моря. Иногда интересные камни попадаются во время обычной прогулки буквально под ногами. Зато как потом интересно рассматривать эту коллекцию и вспоминать те замечательные места, где вам довелось побывать. А при случае можно показать камни специалисту и узнать, какие горные породы и минералы попали в вашу коллекцию.
Нумизматы и фалеристы
Коллекционирование монет (нумизматика) может стать интересным и полезным занятием с точки зрения страноведения и истории. Конечно, и здесь малышу не обойтись без помощи взрослых. Начать можно с современных и вышедших из оборота копеек своей страны, постепенно дополняя их монетами стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время это не проблема: привозить новые экспонаты можно из зарубежных поездок самостоятельно или попросить об этом друзей и сослуживцев. Благодаря такому увлечению, малыш сможет познакомиться с географией, находя на карте те государства, чьи монетки есть в его коллекции, запомнить, как называются деньги в разных странах. Возможно, у ребенка появится желание узнать побольше о странах и народах, их обычаях и традициях. Подарите юному нумизмату специальный альбом для монет, и ему будет удобно сортировать и хранить свою коллекцию.
Если вы много путешествуете всей семьей, можно собирать коллекцию всевозможных туристических наклеек: гостиничных, аэрофлотских, автомобильных. Такой вид коллекционирования называется кофрокартия. У вас получится не просто коллекция, но и своего рода память о путешествиях. Кстати, из всевозможных поездок можно привозить и спичечные коробки. Это тоже неплохая идея для коллекционирования с ребенком. Этикетки на них бывают очень красивыми и могут о многом поведать.
Собирать можно все что угодно
Если ваш кроха увлекается, скажем, динозаврами или его сердцу милы кролики, или, может, он заядлый кошатник, предложите ему собирать фигурки его кумиров. Если это занятие ребенка увлечет, можно рассказать о нем близким и друзьям, и те с радостью привезут для юного коллекционера очередные оригинальные сувениры из своих поездок. Бывает, что такое коллекционирование увлекает всю семью, и даже папа становится большим любителем хрюшек, лошадок или цыплят. Любое совместное дело объединяет, улучшает межличностные отношения, а значит собирательство послужит укреплению семьи.
Можно собирать и всевозможные тематические коллекции, где предметы подобраны согласно определенной теме. Например, после летнего отдыха можно привезти домой коллекцию «находок на морском берегу». В нее войдут красивые камешки, целые раковины и их интересные обломки, клешни крабов, обточенные морем кусочки стекла разных цветов и форм и прочие необычные находки.
Если кроха любит смотреть мультики или слушать детские песенки, соберите с ним вместе интересную видео- или аудиотеку. Если вы часто ходите в цирк и детские театры, коллекционируйте билеты и программки. Но коллекции могут быть не только материальные. Например, коллекция стихотворений о море или божьих коровках, или цветах. Можно коллекционировать смешные высказывания героев мультфильмов и даже фотографии улыбок. Начните с улыбающихся лиц своих близких, друзей, коллег по работе, приятелей малыша. Более позитивную коллекцию и представить трудно.
Где хранить коллекции
Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить. Для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте «комод» из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное «одеяло», которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов.
Капля дегтя в бочке меда
Но, наряду со всеми положительными моментами, детское коллекционирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, чтобы вовремя предупредить. Прежде всего, следите, чтобы детское увлечение собирательством не переросло в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом, детский сад. Если вы заметили подобные тревожные симптомы у своего малыша, подумайте, не пытается ли он таким образом защититься, отгородиться от окружающего мира. Возможно, ребенку недостает вашего внимания, ему тяжело общаться со сверстниками или существуют какие-то другие трудности и проблемы. В этом случае, возможно, малышу потребуется помощь опытного психолога.
И, наконец, если малыш совершенно равнодушен к составлению коллекций и даже ваш энтузиазм не смог его увлечь, не стоит думать, что с ребенком что-то не так. Все дети разные, и интересы у всех тоже разные. Быть может, желание собрать коллекцию придет к ребенку позже. А, возможно, он найдет себя в каком-нибудь другом, не менее увлекательном и полезном занятии.
Коллекции в интерьере
Наверное, каждая семья хранит дорогие сердцу предметы, какие-то небольшие коллекции памятных вещей, кто-то одержим страстью собирательства или может быть сам способен на маленькие шедевры.
Всё это хочется не просто хранить, но продемонстрировать или просто иметь возможность любоваться и гордиться.
Витрина.
Шкаф со стеклянными дверцами.
Размещённые в одном месте предметы коллекции производят гораздо больше впечатление, чем стоящие порознь.
Такая витрина становится центром притяжения внимания и основой всего интерьера.
2. Старые отреставрированные буфеты и «горки» отлично подойдут в качестве витрины для домашних экспонатов.
Всё интересное на окне.
Имея в своём распоряжении редкое издание книги или нот, можно интересно продемонстрировать их окружающим.
Конечно, наши маленькие квартиры не предназначены для экспозиций, но иногда, бывает достаточно и подоконника.
Красивые рамки, подсвечники, салфетки подобранные в одном стиле, создадут необходимый антураж.
Самое главное – это чувство меры.
Стена в тарелочку.
Смелое предложение: использовать для декора стены Вашу коллекцию тарелок, причём расположить её не в продуманном, а хаотичном порядке.
Такой декор подойдёт для любого помещения, оживит любую стену.
Музейные экспонаты.
Свои небольшие коллекции можно использовать как элементы декора интерьера.
Прежде всего, нужно определить для интерьера какой комнаты подойдёт Ваше «сокровище».
Коллекция часов стала отличным декором гостиной и столовой.
Прямо в холле, разместилась за стеклом, коллекция кукол.
Для особо ценных экземпляров, для книг. в том числе, советуют использовать закрытые стеллажи и полки. Это сохранит коллекцию от пыли и солнечных лучей.
Свет и стекло.
Хрусталь, стеклянные вазы — для таких коллекций очень важно освещение.
Стеклянные объекты лучше всего рассматривать на просвет.
Нужно обеспечить витрины и полки продуманной подсветкой.
Хороший фон для цветного стекла — белая однотонная стена.
Обращайте внимание на расположение предметов, на расстояние между ними.
Крупные объекты требуют «воздуха» вокруг себя, мелкие не должны сливаться друг с другом.
Пользуйтесь правилом: лучше меньше, да лучше.
Фарфор и дерево.
Контрастное сочетание деревянного стеллажа и белого фарфора.
Получилось, что почти каждый объект коллекции заключён в своеобразную рамку.
Тёплый цвет дерева подчеркнул и усилил белизну посуды.
Простой стеллаж и простая посуда – получилось интересно.
Фото на память.
Экспозицию из любимых снимков можно устроить на любой горизонтальной поверхности, будь то комод, камин, полка, рояль — поставьте на них рамки с фотографиями, и Ваша галерея готова.
Подбирайте снимки близкие по стилю (чёрно-белые), по размеру или изображению (пейзажи).
Подберите красивые рамки.
Интерьер для выставки.
Стены нашей квартиры легко превращаются в постоянно обновляемую персональную выставку.
Рисунки детей, красивые снимки, предметы прикладного искусства легко могут соседствовать с «бытовыми» вещами, такими, как старинная утварь, собрание ключей или чайников со всего света.
Домашняя коллекция: какие произведения искусства есть дома у галериста Алины Пинской
В преддверии арт-ярмарки Cosmoscow в Москве основатель и арт-директор галереи Alina Pinsky Gallery Алина Пинская рассказала читателям ELLE DECORATION о своей домашней коллекции предметов искусства
В первую очередь я галерист, нежели коллекционер. Но четкой грани между коллекцией и собранием (в случае, если это собственность) галереи, конечно, нет. И это настоящий авантаж. Большое удовольствие время от времени обновить развеску или сделать перестановку, заменив предметы дизайна и арта, живущие дома, чем-то из галереи.
В квартире у меня этакий французский хаос: белые стены, лепнина, старинные занавески, куча книг и, конечно, искусство и дизайн. Из мебели тут и антиквариат, и знаковый дизайн ХХ века, и современные предметы. Письменный стол в стиле Луи XVI, кресла Жаннере (Pierre Jeanneret), Соттсасс (Ettore Sottsass) — вся эта эклектичность смотрится органично. И, наверное, как-то характеризует меня. Про себя называю это «подход Гранжа», подразумевая старого звездного парижского декоратора Жака Гранжа (Jacques Grange). Даже в его новых проектах есть ощущение, что семья жила в доме много лет, а рука декоратора не видна — в этом вся прелесть и легкость. И жизнь! Есть красивые «стерильные» интерьеры, но они не про меня.
Искусство у меня дома тоже разное, но в пределах ХХ века и современности: парижская школа, послевоенная европейская абстракция, наши нон-конфрмисты, современные художники. На некоторых именах хочу остановиться подробнее.
Известно, что Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki) — эпатажный фотограф, чьи выставки в Японии запрещают, а альбомы с его работами пользуются неизменным спросом. Сам Араки с удовольствием поддерживает свою репутацию циничного безумца: дает шокирующие интервью, носит смешные очки и глупую прическу. Чуть менее известно, что в 1960-е, когда он уволился из рекламного агентства и начал трудную жизнь свободного художника, в Японии были временем великого разочарования, породившего поколение фотографов, беспощадно вглядывающихся в мир и не менее беспощадно — в себя. Для них снимать значило жить. Араки — один из них. В 1980-е он работал кинооператором у режиссера-бунтаря Сэйдзюна Судзуки. Фотографировать для него — так же естественно, как дышать, а его накопленный опыт так огромен, что любой снимок, каким бы спонтанным он ни был, заставляет долго смотреть на себя — так цепок натренированный взгляд фотографа. На стенах нашей квартиры есть несколько больших фотографий Араки.
Михаил Чернышов — московский художник, в 1980 году навсегда покинувший СССР. Чернышов считается пионером живописи «жестких контуров», настоящим визионером, внёсшим особый вклад в развитие российского искусства. Самый насыщенный период его творчества — несколько лет перед отъездом. Он сполна воспользовался послаблениями, на которые власть пошла после Бульдозерной выставки, и организовал две групповые выставки абстрактной живописи на открытом воздухе, сначала в Воронцовском парке, а потом в Царицынском, где мотивы живописи повторялись в увеличенном масштабе в ландшафте и в уменьшенном — в одежде художников. Обе выставки назывались «Удвоение». Это общее название работ Чернышова с фрактальной композицией, где центр симметрии с каждым шагом смещается в сторону на половину расстояния до края. Из таких работ в основном состояла единственная советская большая персональная выставка Чернышова в Горкоме графиков (1978). На этой выставке показывали и одну из самых серьезных работ «Диагональное удвоение», которая в настоящее время висит дома и тоже принадлежит нам.
Игорь Шелковский — автор из знаменитой плеяды московских неофициальных художников 1960–1970 годов. С середины 1970-х он жил во Франции, где издавал тот самый журнал «А-Я» — единственный источник, из которого мир узнавал о новом искусстве в Советском Союзе. Шелковский занимается и живописью, и графикой, но в первую очередь он скульптор. Обе его мастерские, французская и московская, наполнены скульптурами — или полностью абстрактными, или фигуративными, предельно обобщенными, похожими на объемные пиктограммы. Шелковский монументалист, он любит масштабировать свои работы. Маленькие скульптуры он рассматривает как модели крупных, многометровых фигур или структур, которые могли бы стоять на площадях. Несколько небольших скульптур Шелковского, металлических и деревянных, из нашего домашнего собрания можно увидеть и в моем жилище.
Йонатан Мезе (Jonathan Meese) — известный современный немецкий художник. В 1998 году он получил диплом в Художественной академии Гамбурга и в том же году дебютировал на Берлинской Биеннале. Почти все его творчество относится к XXI веку. Мезе называют продолжателем неоэкспрессионистов 1980-х годов и венских акционистов. Его живопись полна знаков и образов, отсылающих к первобытному искусству, массовой культуре XX века и «трудному прошлому» Германии: спиралей, стрелок, тевтонских крестов. Как и полагается акционисту, художник использует в качестве медиа собственное тело: носит одежду Adidas с узнаваемой символикой, сочетая ее с другим германским символом — винтажным Железным крестом на груди. Эти эскапады не помешали ему стать всеобщим любимцем: каждый год в разных городах мира проходит по несколько персональных выставок Мезе, а его работы приобрели крупнейшие музеи. Одна вещь Йонатана Мезе — на стене в гостиной.
Храфнкель Сигурдсон (Hrafnkell Sigurðsson) — современный исландский художник. В 1980-е годы он был рок-музыкантом и активным участником бурной культурной жизни тогдашнего Рейкьявика, потом учился на художника в Мааастрихте и Лондоне, а с середины 2000-х снова живет в Рейкьявике. Сигурдсон работает в разных медиа, но главное из них — фотография. Он делает серии фоторабот, где рукотворные вещи помещены в естественную среду, и пристальный взгляд камеры обнаруживает в их сочетании неожиданную красоту. Например, прозрачные структуры в мерцающем свете из серии Revelation (2014) — это листы пупырчатой упаковочной плёнки, плавающие в морской воде. Большая ярко-синяя вещь из этой серии украшает гостиную.
Кресла из Чандигарха воплотил Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret), двоюродный брат Ле Корбюзье (Le Corbusier), самого известного архитектора XX века. В 1950-е они вместе проектировали город Чандигарх, столицу индийского штата Пенджаб. Административный центр Чандигарха — всемирно известный архитектурный ансамбль, поздний шедевр Ле Корбюзье. С 1955 до 1965 года Пьер Жаннере занимал пост главного архитектора этого города. Вся мебель, которая стояла в 1960-е и 1970-е годы в общественных зданиях Чандигарха, сделана по его проектам.
В Пенджабе тогда не было мебельной промышленности и Жаннере передавал свои чертежи местным ремесленникам, которые делали по ним предметы вручную из местных пород дерева, обычно из тика. К началу XXI века эта мебель обветшала. Чиновники не видели в ней никакой ценности и, не обращая внимания на протесты пенджабских архитекторов, продавали её на аукционах по бросовой цене. Три французские галереи официально вывезли определенные количества мебели из Чандигарха и стали выставлять ее в Европе и Америке. Мебелью торговали знаменитые аукционные дома, о ней издавали книги. Эти предметы полюбили включать в свои проекты такие дизайнеры интерьеров, как Винсент ван Дуйсен (Vincent Van Duysen) и Аксель Вервоордт (Axel Vervoordt). Они появились в домах знаменитостей. Узнав об этом, индийские власти запретили вывозить мебель Чандигарха из страны.
Сейчас стулья, кресла и журнальные столики, спроектированные Пьером Жаннере для Чандигарха, встречаются повсюду. Чаще всего это некачественные реплики. И даже продукция, которую выпускают по лицензии (например, фабрика Cassina), в деталях отличается от того, что делали вручную в индийских мастерских в 1950-е. Ранние, настоящие издания этой мебели — коллекционная редкость. К ним должны прилагаться весомые сертификаты. Аутентичный комплект Easy Chairs имеется у нас дома.
Коллекция в интерьере — неповторимое украшение, способное поведать о многом
Авторская коллекция в интерьере какого бы то ни было помещения — это самым простой способ создать неповторимый дизайн и рассказать окружающим об увлечении хозяина дома. Вы тоже что-то собираете? Хотите, чтобы ваши друзья знали об этом? Мы расскажем вам о способах оформления мини-галереи в пределах жилого пространства.
Винтажные предметы могут занять место семейных фотографий, которые уже давно всем наскучили.
И в данном случае стена выглядит выигрышно, хотя элементы декора тут совершенно неожиданные. Но, может, в том и прелесть?
Очень хорошо, что в этой коллекции один глобус заметно выше других, это обстоятельство делает композицию более интересной.
Хотите гостиную в марокканском стиле? Всё, что для этого потребуется, — разноцветные подушки и коллекция плетёных мисок на стене.
Столовую можно украсить элегантной композицией из тарелок — им там самое место.
Очень необычно и даже мистически смотрится коллекция винтажных зеркал в затейливых рамах.
Идеальный фон для разнокалиберных настенных часов — кирпичная кладка.
Ради такой впечатляющей композиции стоит потратить десяток лет на коллекционирование чайников.
Песок с разных пляжей мира, хранящийся в очаровательных аптечных флаконах, навевает сентиментальное настроение.
Создать портретную галерею из обложек старых пластинок — более чем оригинальная идея.
Для чего ещё нужен такой широкий карниз под потолком, если не для размещения на нём предметов коллекции.
Спортивные фанаты оценят этот замысел по достоинству.
Эти разделочные доски больше не используются по прямому назначению, они обрели новую жизнь в роли предметов декора.
Трудно представить, что кому-то придёт в голову коллекционировать линейки.
Драматичность этого декора определяется сутью предметов, его составляющих.
Это, пожалуй, самый подходящий декор для такого брутального интерьера.
А что коллекционируете вы? Планируете ли вы украсить объектами своего увлечения? Расскажите нам об этом!