какие команды подаются для перестроения строя
Строевые приемы
Основные группы строевых упражнений
1. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.
2. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».
4. Команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение.
5. Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно.
7. Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произвольно.
9. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и. п.
10. Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»).
В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
Построения и перестроения
Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.
Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!).
Не доходя строевым шагом 2-3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа. курса. факультета. По списку. человек, присутствует. человек. Дежурный. ». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, поворачивается лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы дежурный дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.
Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».
Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.
Для обратного перестроения подаются команды:
4. Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.
Для обратного перестроения подаются команды:
При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.
Виды передвижений
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений.
Команды:
Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:
Переход с движения на месте к передвижению. Команды:
Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды:
«ШИРЕ ШАГ!, «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!».
Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кругом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.
Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке.
При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.
Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.
Перемена направления фронта захождением плечом.
Команды:
1. «Правое (левое) плечо вперед шагом-МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение.
Строевые упражнения
С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Разновидности строя, элементы строя.
1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.
2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.
6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,
8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.
9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.
Основные правила произношения команд.
2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».
Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
4. Способы передвижения.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Построения.
1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:
2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».
Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.
3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».
2. Строевые п риемы на месте.
1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.
2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.
3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,
4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.
5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.
6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на
левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.
7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.
8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.
3. Перестроения на месте.
3. Перестроение из шеренги «уступами».
4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».
4. Способы передвижения.
2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.
3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.
в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».
2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.
3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.
Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.
Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.
Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.
НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре «Воробушки» Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.
Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.
Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.
Планконспект
На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур
Что такое план-конспект, виды конспектов
Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…
Как правильно составить план-конспект?
Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…
Требования для поступления в военный ВУЗ
Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)
Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…
Действия в боевом разведывательном дозоре
Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ
Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…
Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств
Военная присяга – клятва воина на верность Родине
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…
Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина
В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации
С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…
Брошюра Строевые упражнения на уроках физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
(методические рекомендации для учителя физической культуры).
Сборник утвержден заседанием ШМО СТП № 17 от 17.10.2018г.
К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении. На уроках физической культуры используют гимнастические построения, размыкания и фигурную маршировку.
Строевые упражнения — это не только средство организации учащихся и целесообразного их размещения в зале и на площадке, но и средство формирования навыка коллективных действий; воспитания правильной осанки, дисциплины, организованности, развития глазомера и чувства ритма.
Упражнения этого раздела программы можно включать в любую часть урока, но обучать им рекомендуется, как правило, во вводной части.
При изучении строевых упражнений широко применяют различные методические приемы. Учителя широко используют ориентиры в виде отметок и линий, определяющих место построения и направление передвижений, образно излагают задания, проводят упражнения в игровой и соревновательной формах и т.п.
По предварительной команде учащиеся должны приготовиться к вы полнению упражнений, принять основную стойку, а по исполнитель ной — выполнить его. Чтобы привлечь внимание учащихся к предвари тельной команде, добавляют слова: «Класс», «Группа», «Внимание» или фамилию учащегося. Например, «Класс (5-й класс «А») — СТОЙ!», «Внимание! В колонну по одному — СТАНОВИСЬ!», «Учащийся Петров, кру- ГОМ!». При нечетком или неправильном исполнении подается команда «ОТСТАВИТЬ!».
Строевая стойка принимается по командам «СТАНО-ВИСЬ!», «СМИРНО!» или после предварительной части любой команды, если до этого была подана команда «ВОЛЬНО!». В строевой стойке нужно сто ять выпрямившись, ровно, но без лишнего напряжения: пятки вместе, носки развернуты на ширину стопы, колени выпрямлены; голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и свободно опущены; руки выпрямлены вдоль туловища, пальцы полусогнуты, большой палец — на середине бедра. В положении «Смирно» школьники долго стоять не могут, поэтому через 3—4 с. рекомендуется подавать следующую команду или команду «ВОЛЬНО!». По команде «ВОЛЬНО!» занимающиеся, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу (любую), а другую расслабляют (при этом слегка сгибая ее в колене).
Построения учащихся могут быть различными, но чаще всего приме няют построения в одну шеренгу и в колонну по одному, реже — в две шеренги и в колонну по два.
Строй — размещение школьников для совместных строевых упраж нений и действий.
Шеренга — строй, в котором учащиеся стоят вдоль одной линии один возле другого и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, называется фронтом, а противо положная сторона — тылом . Боковая оконечность строя называется флангом (справа — правый, слева — левый). Учеников, стоящих на флангах, называют правофланговым и левофланговым . При поворотах строя назва ния флангов не меняются. Расстояние между учениками в шеренге на зывается интервалом. Обычно интервал равняется ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников. Учащиеся должны слегка касаться друг друга локтями полусогнутых рук. Такой строй называется сомкну тым. В разомкнутом строю, ученики располагаются друг от друга на один шаг или на указанный интервал. На месте постоянного построения не обходимо, чтобы ученики запомнили ориентиры, облегчающие нахож дение своего места в строю. Из этих же соображений используют направление досок пола, линии паркета, специально нанесенные краской или мелом линии. Следят, за тем, чтобы ученики запомнили соседей слева и справа. В дальнейшем учащихся обучают быстро строиться и находить свои места в строю по команде. Подав команду «Класс, в одну шерен гу — становись!», учитель становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения, ученики выстраиваются влево от учителя, соблюдая установленный интервал. Носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии. С началом построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. При необходимости выровнять класс подается команда «Равняйсь!», по окончании выравнивания — команда «Смирно!».
Одновременно изучается команда «Класс — разойдись!», по которой ученики расходятся по залу. Вначале обучения построение проводится на одном и том же месте. Затем переходят к построению в разных местах зала, без вспомогательных линий и предметов, на быстроту построения. Используя эти две команды, учитель может провести игру-соревнова ние между отдельными группами учащихся.
Колонна — строй, в котором учащиеся стоят в затылок один за дру гим. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Обычно дистанция равна одному шагу или вытянутой вперед руке. Сто ящий впереди называется направляющим, а последний в колонне — за мыкающим. Построение класса в колонну по одному на месте произво дится по команде «Класс, в колонну по одному — становись!». Подав команду, учитель становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а ученики выстраиваются сзади учителя в затылок друг другу.
Строевой шаг. Применяется при прохождении торжественным мар шем, при подходе к учителю во время рапорта, при выходе из строя. Выполняется с оттянутым вперед носком. Стопа поднимается примерно на 15—20 см от пола и ставится твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производят следующие движения: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти находились выше пояса на ширину ладони и на рассто янии ладони от тела; назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Нормальная частота шагов 110—120 в минуту.
Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.
Походный строй в колонне по одному и в колонне по два. Построение класса в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Класс, в колонну по одному (по два) — становись!».
Остановка строя осуществляется по команде: «Класс — стой!» Испол нительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего дела ется шаг правой и приставляется левая нога.
Переход с шага на месте на ходьбу вперед в шеренге выполняется по команде «Прямо!», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги. По этой команде — сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение вперед полным шагом.
Поворот кругом производится по команде «Кру-ГОМ!» в сторону ле вой руки (через левое плечо) на пятке левой и на носке правой ноги. Следят за тем, чтобы сохранялось правильное положение туловища, ноги в коленях не сгибались, руки были прижаты к бедрам, правая нога крат чайшим путем приставлялась к левой.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Класс, в колонну по два — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг вправо, затем, не приставляя левой ноги, шаг вперед и приставляют правую ногу.
Перестроение из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Класс в колонну по одному — стройся!». Вторые номера ста новятся в колонну первых номеров, делая правой ногой шаг назад, затем, не приставляя левую, шаг влево и приставляют правую ногу.
Повороты в движении налево и направо выполняются по командам «Нале-во!», «Напра-во!». Исполнительная команда подается одновремен но с постановкой левой (правой) ноги. По этой команде правой (левой) ногой сделать шаг, повернуться на носке правой (левой) ноги, одновре менно с поворотом на 90° вынести левую (правую) ногу вперед и про должить движение в новом направлении. Обучать таким поворотам целесообразно сразу весь класс, расположив учащихся в шеренгу или ко лонну. Вначале изучение проводят по разделениям с места, а затем с медленного продвижения вперед. Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыка ния и смыкания строя.
Размыкание — действия учащихся, связанные с увеличением интер вала и дистанции.
Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.
Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выпол няется по команде: «Класс, от середины на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!» После исполнительной команды «Сом-кнись!» учи тель начинает подсчет до четырех при размыкании на два шага, до шес ти — при размыкании на три шага. Из колонны по четыре размыкание осуществляется по команде: «От середины на два (три) шага приставны ми шагами разом-кнись!» Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные.
Размыкание из колонны по три (четыре) в одну сторону выполняется по команде: «Влево (вправо) приставными шагами на два (три) шага ра- зом-кнись!» Действия учащихся аналогичны тем, которые описаны выше.
Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К середи не (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!» Действия выпол няются одновременно всеми занимающимися.
Размыкание из колонны по три (четыре) от середины или в одну сторону с поворотами выполняется по команде: «От середины (или влево, впра во) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!»
Размыкание из колонны по три и по четыре на вытянутые руки в дви жении выполняется по команде «Интервал — вытянутые в сторону руки, дистанция — два шага, разо-мкнись!». Руки в стороны ставят только пер вые ученики, а остальные выстраиваются им в затылок, соблюдая дис танцию в два шага и равняясь направо.
Размыкание уступами по расчету «шесть, три, на месте» используют преимущественно для того, чтобы быстро и удобно разместить учеников для выполнения физических упражнений.
Перестроение из одной шеренги в две производится по команде «Класс, в две шеренги — стройся!». По исполнительной команде вторые номера (предварительно следует рассчитать учащихся на первый-второй) по пер вому счету делают с левой ноги шаг назад, по второму счету, не пристав ляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, с третьим счетом приставляют левую ногу к правой. Если перестроение выполняется, из сомкнутого двухшереножного строя, то предваритель но необходимо разомкнуть шеренгу на один шаг.
На учебных занятиях по гимнастике применяются различные виды фигурной маршировки.
Змейка — ряд противоходом, соответствующих первому противоход. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды учителя.