какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тесткакие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тесткакие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тесткакие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тесткакие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Источник

Компетенции будущего – функциональная грамотность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема 1.2.1. Компетенции будущего – функциональная грамотность

Национальный проект «Образование» ставит перед современной системой образования две глобальные цели: 1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; 2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Достижение поставленных целей связано с решением целого ряда задач, в том числе, и с задачей формирования у школьников функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал отечественный психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотностьэто способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Похожее определение используется и в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делае тся акцент на умения применять эти знания, особенно в сфере дополнительного образования детей. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль пишет о 4 К компетенциях как важных компонентах функциональной грамотности. Т.В. Коваль подчеркивает, что человек, обладающий сформированными 4 К компетенциями, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей. С каждым годом мир меняется и развивается. Темп жизни ускоряется, появляются новые проекты, стартапы и профессии, возникают нестандартные проблемы. Изменчивость мира рождает новые требования к детям, к тому, какими они будут и кем станут. Все возникающие инновации для детей должны отвечать потребностям нового поколения. Развитие ради развития окончательно потеряло смысл, теперь мы живём в очень прагматичном мире. Актуальными остаются только те инновационные направления, которые несут конкретную пользу и применимы на практике. Дети отличаются от родителей, это свойственно любому поколению. Но такого контраста взглядов и кардинальных отличий между поколениями история ещё не знала. Тип мышления современной молодёжи сильно отличается от мышления взрослых. Цифровая эпоха, появление инноваций и широкое распространение нового, стирание границ между виртуальным и реальным миром накладывают свой отпечаток на всех людей. И если взрослые вынуждены перестраивать мышление, то младшее поколение растёт в таком мире с самого рождения.

1. Решать комплексные задачи;

2. Думать критически;

3. Творчески мыслить;

4. Управлять людьми;

5. Рработать в команде;

6. Распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

7. Формировать суждения и принимать решения;

8. Ориентироваться на клиента;

9. Вести переговоры;

10. Быстро переключаться с одной задачи на другую.

К 2021 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков, а в 2015 они занимали только 4 и 10 места.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

В нашей стране специалисты в области образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

1. Критическое мышление (Critical Thinking);

2. Креативность (Creativity);

3. Коммуникация (Communication);

4. Координация (Coordinating With Others).

Подробнее о каждом из четырех «К»

· Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

· Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

· Кооперация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа. Но, согласитесь, сложно представить развитие креативности на уроках алгебры или истории. Работа по созданию системы 4К для школ ведется уже несколько лет. Например, здесь можно посмотреть результаты программы, которую разрабатывает НИУ ВШЭ совместно со Сбербанком для начальных классов. Цель проекта — создать инструменты развития и оценки 4К. 500 школьников из Казани прошли пробное тестирование на уровень развития навыков XXI века. Сейчас разработчики анализируют результаты, составляют статистику и оценивают работоспособность тестов.

В последнее время часто встречается упоминание о двух видах навыков: soft-skills и hard-skills. Первые − социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые − профессиональные знания и навыки: они понадобятся человеку в рабочем процессе и в выполнении бизнес-процессов. Для развития навыков необходимо выбрать нужные инструменты (и не один, а два-три). Есть еще третья сторона вопроса − личность. В данном случае, имеются в виду совокупность ваших личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. Например, если не уважаете и не любите своих сотрудников, то навык мотивации развить не получится, пока вы не измените отношения к сотрудникам. Нельзя также научиться продавать, если вы не испытываете почтения к своим клиентам, людям и своему продукту.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Существует множество разных классификаций навыков, однако для простоты восприятия можно разделить компетенции по четырем основным направлениям:

1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.

2. Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.

3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.

4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.

· убеждение и аргументация

· нетворкинг: построение и поддержание бизнес-отношений

Источник

Мастер-класс » Функциональная грамотность на уроках музыки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мастер-класс

«Развитие общей функциональной грамотности »

Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков общей функциональной грамотности.

Задачи:

— создать условия для восприятия опыта работы по развитию навыков фг;

— познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

— содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.

— познакомиться с возможностями образовательной платформы learningapps.

Ход мастер-класса:

Поскольку наш мастер-класс проходит в дистанционной форме, все задания будем выполнять онлайн с использованием платформы learningapps.

1. Психологический настрой.

Перейдите по ссылке Облако слов

Напишите свои ожидания (или опасения) от мастер-класса. Там же можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать или вставить в свой сайт.

Например, такое облако может получиться:

Повысится интерес к чтению у детей

С помощью данных приёмов повысится техника чтения

Узнаем новые методы и приёмы работы

Знакомство с новыми, интересными людьми

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

2. Введение в тему.

Перед вами высказывание, но оно разрознено, восстановите его

Пройдите по ссылке Восстановите высказывание

«МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»

Восстанавливая высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения, мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста». Действительно, наша задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте:

· концептуальную (система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»);

· фактуальную (факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог);

· подтекстовую (детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация);

3 Стадия вызова

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Давайте попробуем составить определение этого понятия, используя уже известные понятия:

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Чтобы определиться с этим понятием, предлагаю приём 2 X 2!

Сначала каждый участник записывает на листе своё определение, затем, они записывают его в паре, затем 2 пары и т.д. в итоге делают общий вывод и его зачитывают…

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А.А. Леонтьев в статье «Педагогика здравого смысла» писал, что это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).

С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

4. Стадия осмысления

Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.

Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

1. Способность выбирать и использовать различные технологии.

2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Способность учиться всю жизнь.

Таким образом, функциональная грамотность:

1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2. направлена на решение бытовых проблем;

3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности предлагаю задание: подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответсвуют определенному

Перейдите по ссылке Компоненты функциональной грамотности

Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.

Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.

Вот некоторые примеры заданий для детей:

1. Задания на развитие анализа и синтеза:

Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».

2. Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

Объясни, почему каждый предмет может быть лишним

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тесткакие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

3. Задания, направленные на развитие систематизации:

Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни

Хмурый от светлей улыбки день

В небе от проснется радуга улыбки

Холодно елочке зимой маленькой

Мы лесу из домой елочку взяли

Серый осенью в день дождливый

Городу олень по проскакал

Путь скатертью дальний стелется скатертью

В прямо упирается и небосклон

Не дружба сломается крепкая

Не вьюг и расклеится дождей от

Для формирования функционального чтения предлагаются различные задания, которые можно посмотреть по ссылке Типология заданий на функциональную грамотность

Таким образом, мы видим, что формирование читательских умений проходит в несколько этапов.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Перейдите по ссылке Уровни сформированности функционального чтения

А теперь я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий, направленные на формирование функционального чтения. Попробуйте определить, какое именно умение отрабатывается в данном задании.

Перейдите по ссылке Задание 1

Перейдите по ссылке Задание 2

7. Практическое задание.

На основе этого рекламного буклета попробуйте придумать свои задания на формирование функционального чтения.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Примеры:

1. Ответьте на вопросы

— Какая техника рекламируется?

— В каком городе находится магазин, который реализует товар?

— Как можно связаться с представителями этого магазина?

— Товары каких фирм рекламируются?

— Определите технику по характеристике данной в рекламе

— Как представители магазина привлекают внимание покупателей?

— Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?

2. Создайте рекламный слоган к данной рекламе.

3. Составьте копирайт (обзор) какого-либо товара и т.п.

8. Подведение итогов.

Итак, прочитав материалы данного мастер-класса и выполнив задания, давайте еще раз попробуем определить ключевые понятия темы.

Перейдите по ссылке. Итоговое задание.

9. Рефлексия

Вернемся опять к облаку слов. Какие бы из них Вы изменили? Изменили бы цветовую гамму облака? Изменили бы форму облака? Почему?

Мне было бы очень приятно получить Ваши облака на почту в знак того, что мастер-класс был интересен и полезен.

какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Смотреть картинку какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Картинка про какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест. Фото какие компетенции связаны с функциональной грамотностью тест

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *