какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

Дата публикации: 07.11.2014 2014-11-07

Статья просмотрена: 10150 раз

Библиографическое описание:

Есипова, А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности / А. А. Есипова, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 07.11.2021).

Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

В пункте 9.5 раздела II Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 подчеркивается, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Безусловно, культура безопасности жизнедеятельности человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом. Она появляется как новое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В современной научной литературе, описывая структуру культуры безопасности жизнедеятельности выделяют следующие основные блоки:

Объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека обеспечивает когнитивный блок. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях, о социальном идеале; интерпретация антропогенной деятельности и возможном варианте её критической оценки; состояний тех или иных социальных действий; формировании качеств культурной личности в области безопасности жизнедеятельности является функциями аксиологического блока. Деятельностный блок обеспечивает интеграцию мировоззрения и сознания на практике активной позиции соблюдения правил безопасности жизнедеятельности в повседневности.

Для поиска наиболее эффективных путей развития культуры безопасности жизнедеятельности школьников представляется важным выделить некоторые первичные элементы, из которых складывается культура безопасности жизнедеятельности, то есть её базисные элементы.

Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения. Основываясь на этом, отметим, что культура безопасности жизнедеятельности включает.

— вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;

— умения и навыки безопасного поведения; знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,

— совокупность экологических и природоохранных представлений, являющихся основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Существенным фактором в обеспечении безопасности жизнедеятельности является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют качества человека. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [63]. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. составляющие, входящие в структуру личности человека.

Таким образом, обобщая взгляды ученых на структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека, её следует рассматривать как единство личностного (ценности, мотивы, личностные качества) и деятельностного (знания, умения, навыки, опыт) компонентов (рис. 1).

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

Рисунок 1. Структура культуры безопасности жизнедеятельности

Как видно на рисунке 1, деятельностный компонент культуры безопасности жизнедеятельности включает такие обязательные элементы как знания, умения, навыки, а также опыт их практического использования в различных видах деятельности. Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности, включает мотивы, ценностные ориентации и личностные качества.

Безопасность отдельного человека, общества и природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и пр. Один из основных факторов безопасности – деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств. Грамотный человек, понимает, что основную часть вредных и опасных факторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с наименьшими потерями как для здоровья и окружающей среды, так и для материальной составляющей. К случайным травмам, ущербу, потерям, которые предупредить и избежать практически невозможно, следует относиться как к одному из неизбежных моментов жизни человека. В целом, формирование культуры безопасности всех сфер деятельности становится гарантом готовности каждого отдельного человека к безопасной жизнедеятельности, что в свою очередь является предпосылкой личного счастья и социального прогресса нашей страны и мира в целом.

Завершая аналитическое рассмотрение составляющих культуры безопасности жизнедеятельности, отобразим графически существующие взаимосвязи между её структурными единицами (рис. 2).

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культурыРисунок 2. Структурные взаимосвязи культуры безопасности жизнедеятельности

Понимание структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности и их взаимосвязей дает возможность разрабатывать наиболее эффективные методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников. Таким образом повышая уровень знаний и умений, развивая личностные качества учащихся основываясь на опыте деятельности в реальных условиях, следует помнить, что ядром культуры безопасности жизнедеятельности являются ценности.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.

4. Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению/ Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал) Выпуск № 5 / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-osnovnye-predstavleniya-i-podhody-k-obucheniyu)

5. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования / Станкевич П.В. Санкт-Петербург, 2006. – 163 c.

Источник

Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности

Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

Источник

Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

Итак, можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать личность. Ее качества служат определяющими факторами предотвращения угроз и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.

На каждом уровне можно выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования. См. Таблица 1.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

— ключевым звеном формирования КБЖ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием, и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых в конечном счете подведомственна Минобрнауки России;

— обучение в интересах формирования КБЖ в образовательных учреждениях уже сейчас осуществляется в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

— осуществляя надзор за лицензированием образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, Минобрнауки России имеет возможность содействовать решению вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически все работающие.

Таким образом, Минобрнауки России в состоянии влиять на качество и интенсивность воздействия на всех членов общества и практически на протяжении всей жизни человека как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.

Говоря о формирования КБЖ в сфере полномочий МЧС России, то есть о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные – с недостаточной обученностью и низкой культурой.

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

Реализуя мероприятия по формированию культуры безопасности в области гражданской защиты, МЧС России учитывает не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.

Сегодня совершенствование системы обеспечения безопасности в области гражданской защиты осуществляться посредством: совершенствования правового обеспечения и административного воздействия; внедрения научно-технических достижений в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожаров; формирования культуры безопасности в области гражданской защиты.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Пути реализации основных направлений КБЖ населения в сфере полномочий МЧС России показаны ниже:

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

ВОПРОС 17

Вредные и опасные факторы производства. Классификация производственных опасностей

Вредные и опасные производственные факторы имеют раз­личное происхождение, природу действий, структуру и характер воздействия на человека.

I. Классификация вредных и опасных факторов по происхождению:

II. Классификация вредных и опасных факторов по природе действия:

1) Факторы производственной среды

· механические: кинетическая энергия движущихся и вращаю­щихся элементов механизмов и оборудования, передвигаю­щихся изделий и материалов; потенциальная энергия тел, на­ходящихся на высоте, разрушающихся конструкций и горных пород; шумы и вибрации; ускорения и невесомость; дым, ту­ман и нетоксичная пыль; аномальное барометрическое давле­ние и ударная волна;

· термические: температура нагретых и охлажденных предме­тов, поверхностей и воздуха;

· электрические: электрический ток, статическое электричество, электрическое поле, ионизирующее излучение;

· электромагнитные: освещенность, ультрафиолетовая и инфра­красная радиация, электромагнитное излучение, магнитное поле.

· опасные свойства микро- и макроорганизмов;

· продукты жизнедеятельности людей и других биологических объектов.

2) Факторы трудового процесса

· факторы, характеризующие напряженность труда: интеллек­туальные, сенсорные и эмоциональные перегрузки; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; режим работы.

III. Классификация вредных и опасных факторов по характеру воздействия на человека:

IV. Классификация вредных и опасных факторов по структуре (строению):

· производные, порождаемые взаимодействием простых факто­ров (взрывы, пожары и т.п.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Культура безопасности жизнедеятельности

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культурыКультура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. « Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

Источник

Какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

В пункте 9.5 раздела II Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 подчеркивается, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

Анализ сущности культуры безопасности жизнедеятельности в первом подпункте дипломной работы показал, что в определениях даётся перечень отдельных качеств и свойств личности.

Е. В. Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать «человека культуры». Под этим термином она подразумевает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру её свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

Цель воспитания человека культуры, по мнению этого учёного, включает в себя и его практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве.

Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие учащихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.

В современной научной литературе выделяют компоненты культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, которые представлены на рисунке 1.

какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Смотреть картинку какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Картинка про какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры. Фото какие компоненты объединяет безопасность жизнедеятельности как часть категория социальной культуры

Рис. 1. Компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности учащихся

Мотивационно-потребностный компонент включает в себя: воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни; развитие потребности в безопасной жизнедеятельности; формирование у учащихся положительной мотивации безопасной жизнедеятельности.

Когнитивный компонент предполагает: усвоение учащимися знаний основных понятий, определений и терминов по курсу ОБЖ; нахождение оптимальных вариантов выхода из возможных чрезвычайных ситуаций; освоение методов научного исследования по основам безопасности жизнедеятельности.

Эмоционально-волевой компонент предусматривает: воспитание эмоционально окрашенного отношения к вопросам безопасной жизнедеятельности; развитие волевой устойчивости и нравственной саморегуляции к преодолению трудностей и сложных жизненных ситуаций.

Цели и задачи формирования культуры безопасности в общеобразовательном учреждении:

— снижение количества происшествий в образовательном учреждении;

— постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

— убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

— воспитание сознательного отношения к безопасности;

— популяризация новых средств обеспечения безопасности;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

— создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Для осуществления формирования безопасности учащихся и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала образовательного учреждения.

Формами формирования культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки, кинодни и т.п.

Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.

Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, не должна мешать решению главных задач образовательного учреждения.

Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.

Различают следующие виды плакатов, макетов, фотографий, моделей по безопасности и охране труда:

Очевидно, что правильнее всего разумное сочетание всех перечисленных приемов и подходов к созданию средств наглядной агитации в зависимости от темы и возраста обучаемых.

Выводы по первой главе

· под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности;

· формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие;

· выделяют следующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный;

· для осуществления формирования безопасности учащихся используются разнообразные формы, методы и средства (семинары, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки; телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ; рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации);

· определим следующие основные цели и задачи формирования культуры безопасности в общеобразовательном учреждении: снижение количества происшествий в образовательном учреждении; поддержание интереса к безопасности и охране труда; воспитание сознательного отношения к безопасности и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *