какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе

Состав компетенций специалиста по социальной работе.

Компетенция – это знания, умения и опыт, необходимый для решения теоретических и практических задач.

Компетентность выступает как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.

Состав компетенций специалиста составляют:

Академические компетенции – это знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться.

Социально-личностные компетенции – культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.

Профессиональные компетенции – это способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек— человек», а его работа заключается в оказании помощи конкретному человеку — клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации.

В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие виды компетентности: специальная деятельностная; коммуникативная; личностная; индивидуальная.

Специальная деятельностная компетентность в социальной работе выражается:

В понимании предназначения профессии специалиста социальной работы;

В овладении нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;

В достижении высоких результатов в решении проблем клиента;

В профессиональном мастерстве;

В профессиональном мышлении, профессиональной интуиции, самостоятельности в решении проблем клиента;

В оптимальной психологической цене результата, отсутствии усталости и перегрузки.

Коммуникативная компетентность в социальной работе:

Отнесение себя к профессиональной общности;

Овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

Направленность профессиональных результатов на благо клиента;

Социальная ответственность за свои профессиональные действия;

Умение сотрудничать, легкая совместимость;

Готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;

Умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направить его на решение нужд клиентов.

Личностная компетентность специалиста социальной работы:

Устойчивая профессиональная мотивация;

Наличие позитивной я-концепции, самоценность;

Творческая установка, сознательное профессиональное творчество в работе с клиентом;

Приспособление себя к профессии и профессии к себе;

Преобладание положительного эмоционального настроя;

Индивидуальность в профессиональной работе с клиентом;

Удовлетворенность трудовым процессом.

Индивидуальная компетентность специалиста социальной работы:

Целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

Принятие себя как профессионала;

Саморазвитие профессиональных способностей;

Интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха;

Сильное целеполагание, помехоустойчивость;

Построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;

Опора на прошлый опыт в работе с клиентами;

Обращенность результатов своего профессионального развития на благо других людей, своих клиентов.

Для специалиста по социальной работе наиболее важными являются такие компетенции, как умение слушать, отзывчивость, бескорыстность. Высокомерие, конфликтность и эмоциональная неустойчивость являются неприемлемыми при оказании услуг в социальной сфере. Высокий профессионализм данной категории работников социальной сферы связан как с наличием профессионально важных, так и личностных качеств. Подчеркивается, что на формирование профессионально важных качеств накладывает отпечаток деятельность социальных работников.

Успешность решения профессиональных задач, стоящих перед специалистом по социальной работе во многом будет определять уровнем его профессиональных умений.

Источник

Навыки, умения и личностные качества социального работника

какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе. Смотреть фото какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе. Смотреть картинку какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе. Картинка про какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе. Фото какие компоненты относятся к личностной компетентности специалиста по социальной работе

Кто-то пришел в эту профессию по воле случая, некоторые нашли в ней поддержку, а другим даже пришлось переучиваться и кардинально менять жизнь.

Социальный работник — это и помощник, и психолог, и друг. Ведь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Ему приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А социальный работник в любой ситуации должен быть спокоен и позитивно смотреть на мир, делиться своей добротой с другими.

7 важных качеств

Деятельность социального работника относится к числу профессий, в которых необходим строгий отбор. Выделяют 7 важных качеств, которыми должен обладать такой специалист:

1. Профессиональная компетентность. Это высокий уровень образования и культуры, осведомленность о широком круге проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, а также чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм.

3. Организаторские и коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту.

4. Высокий морально-этический уровень: бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.

5. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается.

6. Способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость. Ведь работа социального работника чаще всего состоит также и в физической помощи людям.

7. Адекватное отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.

Избирать профессию социального работника следует сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности. И тогда она не будет морально тяжела, принесет радость и пользу как работнику, так и его клиентам.

Социальная работа требует активного использования технических и информационных средств, навыков и умений узких специалистов. Это способность не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечение человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением его потребностей и с сохранением при этом человеческого достоинства.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Кроме профессионально важных качеств есть и качества, недопустимые для социального работника. Они мешают эффективно заниматься социальной работой и не позволяют стать хорошим социальным работником:

1. Отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие. Такие отличительные черты человека не позволяют ему приблизиться эмоционально и душевно к человеку, с которым работает социальный работник.

2. Брезгливость, неприязнь к больным. С таким подходом работник не может профессионально исполнять свои прямые обязанности, его не допускает внутренний дискомфорт.

3. Злость, зависть, агрессивность и хамство, грубость, аморальное поведение. Такие качества человека мешают вникнуть в жизненную ситуацию подопечного, а также такие реакции при контакте с клиентом отталкивают и унижают человека, обратившегося за помощью.

4. Безответственность, отсутствие чувства долга, непорядочность, меркантильность, корыстность, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, Таким людям не место в социальной сфере. Если в бизнесе некоторые из этих черт будут считаться преимуществом, то в помощи людям такое отношение неприемлемо.

5. Неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, болтливость. Такие социальные работники не смогут выполнить свои прямые обязанности.

6. Качества, касающиеся личного здоровья человека. Это недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость. Они тоже являются недопустимыми для социального работника, ведь при работе с людьми важен внутренний мирный и позитивный настрой работника.

Таким образом, чтобы работать в сфере социального обслуживания, человек должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств.

Полезные знания

Социальный работник должен обладать знаниями:

— об основных принципах социальной политики, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;

— о социальной работе как профессиональной деятельности;

— о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;

— о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;

— о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;

— о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;

— о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;

— о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;

— о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);

— о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.

Подготовка социальных работников занимает 4 года. В профильную магистратуру поступают единицы: для практической деятельность первого уровня образования вполне достаточно.

Необходимые навыки

Соц. работник должен быть чутким педагогом, уметь предвидеть последствия принимаемых в отношении клиента мер, тактично реагировать на изменение в поведении и настроении человека.

В работе с клиентом необходим индивидуальный подход к каждому, учитывая особенность характера, социальное положение и жизненный опыт личности. На практике это выражается в умении налаживать контакт и завоевать доверие.

Помимо навыков из психологии соц. работник должен уметь делать еще и вполне конкретные вещи:

1. Наблюдать за самочувствием подопечного;

3. Проводить санитарные и гигиенических процедуры;

4. Оплачивать жилищные и коммунальные услуги;

5. Помогать в приобретении лекарственных средств, продовольственных товаров;

6. Проводить уборку;

7. Помогать при перемещении по квартире;

8. Проводить специальные медицинские манипуляции;

9. Оказывать помощь при оформлении ритуальных услуг для родственников, если такая необходимость, к сожалению, возникла.

Владение вышеперечисленными навыками и умениями сильно облегчает работу социального работника и помогает ему работать более качественно.

Ответственность за качество работы

При приеме на работу социальный работник подписывает должностную инструкцию. В ней указывается, что он при выполнении своей работы несет ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. При нарушениях в работе социальный работник будет отвечать согласно его проступка в рамках трудового законодательства.

2. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения. Работа социального работника связана во многом с оформлением деловых бумаг разного рода. В связи с этим могут быть различные соблазны использовать свое положение в личных целях. Это наказуемо.

3. Причинение материального ущерба. Социальный работник является материально ответственным лицом, ему доверяются различные материальные и денежные ценности. Потому он должен быть аккуратен при исполнении своих должностных обязанностей.

Несет ответственность соц. работник по всей строгости закона.

В заключение

Итак, исходя из реалий нашего времени, хорошим социальным работником быть нелегко. Нужно прикладывать усилия и учиться. При этом очень важна правильная мотивация. И для социальной сферы самым сильным мотивом самосовершенствоваться будет горячее желание помогать нуждающимся людям.

Источник

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

Общекультурные и профессиональные компетенции специалиста по социальной работе

Идея компетентностного подхода к образованию в последнее время активно разрабатывается в мировой педагогической науке. Исходными предпосылками становления компетентностного подхода стали изменившиеся реалии современного мира и возникший социальный заказ на подготовку специалистов, гибко связанных с функциональным содержанием профессиональной деятельности. В условиях нарастания процессов мировой интеграции и взаимовлияния культур перед высшей школой встает задача подготовки специалиста, который должен не только обладать глубокими профессиональными познаниями в выбранной области, но и уметь адаптировать их к меняющимся социальным условиям, обладать коммуникативной культурой и потенциалом саморазвития, уметь принимать решения в меняющихся условиях деятельности. Итогом профессионального обучения все чаще называют не знания и умения специалиста, а его компетентность.

Социальная работа одной из первых столкнулась с необходимостью пересмотреть традиционные стандарты профессиональной подготовки. Во многом это объясняется тем, что в этой профессии с ее коммуникативной природой изначально заложены использование знаний междисциплинарного характера и обязательная конвертация этих знаний в персональные компетентности специалиста.

В компетентностном подходе знания и умения рассматриваются с точки зрения накопления опыта. Неслучайно в современной педагогике сложные культуросообразные виды действий носят название компетентностей.

Термины «компетенция» и «компетентность» сегодня широко используются во многих социально-педагогических работах, однако эти понятия по-разному понимаются исследователями.

«Большой энциклопедический словарь» определяет понятие «компетенция» как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа либо должностного лица или как знания и опыт в той или иной области. Толковый словарь русского языка, как правило, трактует компетенцию как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а словарь иностранных слов — как круг вопросов, в которых лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности шире понятий «знание», «умение» или «навык», но включает их в себя.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь иностранных слов трактует понятие «компетентный» как обладающий компетенцией, т.е. как знающий, сведущий в определенной области. Проанализировав определения понятий «компетенция» и «компетентность» в различных словарях, можно выделить их общие характеристики: знания, опыт в определенной области.

Первое упоминание слова «компетентность» встречается у немецкого философа Юргена Хабермаса, который использует его как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации. В дальнейшем понятие «компетентность» появляется в работах по социальной психологии, где оно трактуется как доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных путей. Психологи рассматривают компетентность как совокупность качеств, присущих наиболее авторитетному специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид. Таким образом, компетентность понимается как атрибут профессионализма.

В американской когнитивной психологии понятие «компетентность» рассматривается как фактор, детерминирующий самоощущение личности, ее поведение и самооценку. Таким образом, оно больше соотносится с общей характеристикой индивида, чем с характеристикой его профессиональной деятельности.

Итак, мы видим, что в психологических исследованиях компетентность в основном рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального развития субъекта и как элемент его общей психологической характеристики.

В 80—90-е гг. XX в. термин «компетентность» появляется и в работах по управлению. В них, кроме совокупности знаний, он отражает еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия. Компетентность рассматривается как один из компонентов личности или совокупность известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации.

Компетентность возникает в ходе освоения личностью профессиональной деятельности.

В исследованиях по управлению образованием используются понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции. Так, понятие профессионально-педагогической компетентности определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально- педагогической деятельности. В более узком понимании профессионально- педагогическая компетентность трактуется как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, а их совокупность отражает его социально-профессиональный статус, профессионально-педагогическую квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальные особенности, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности. Таким образом, компетентность рассматривается как системное понятие, а компетенция — как ее составляющая.

Некоторые исследователи определяют понятие «компетенция» как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. По их мнению, компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Говорить о компетенциях можно только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации. Непрояв- ленная компетенция ею не является, а самое большее — это только скрытая возможность.

В современной педагогической науке широко распространены понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции, которые определяются как качественная характеристика степени владения специалистом своей профессиональной деятельностью. Некоторые ученые отождествляют эти понятия с профессиональными умениями и навыками.

Многие исследователи включают в определение профессиональной компетентности личностный компонент. Компетентность рассматривается как сочетание психических качеств (т.е. психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Иначе: сущность профессиональной компетентности работника выражается в степени связи объективного эталона его профессиональной деятельности, отраженного в нормативных документах, с субъективными возможностями его личности.

Очевидно, что, несмотря на широкое употребление терминов «компетентность» и «компетенция», существует множество различных подходов к их определению и использованию. Кроме того, необходимо различать компетенцию и умение. Умение — это действие в специфической ситуации, проявление подготовленности и способности к действию, обеспечение возможности совершать действие в специфической ситуации. Только умения поддаются наблюдению. Таким образом, умения — компетенция в действии. Компетенцию определяют как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринять действия, подходящие для решения проблемы.

Таким образом, компетенция не может рассматриваться только как определенная сумма знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.

Возникновение понятия компетенции вписывается в историю профессиональной подготовки, которая была связана с переменами в экономической деятельности, в развитии промышленности. Изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умений, обычно характеризующих выполнение какой-либо деятельности, не всегда бывает достаточно. Нужно еще быть способным предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Неуверенность в оценке профессиональной деятельности и занятости только усиливает необходимость развития ключевых компетенций.

Определение компетентностного подхода к подготовке специалистов в области социальной работы строится на основании использования понятия о ключевых компетенциях личности. Понятие ключевой компетенции включает в себя элементы знания, деятельности, способы ориентировки, а также умение работать с информацией (осуществлять ее поиск, хранение, переработку и оценку).

Под ключевыми компетенциями личности понимается владение общенаучными и специальными знаниями и умение применять их в практической деятельности, переходящее в навыки и далее — в квалификацию.

Результат решения профессиональной проблемы может быть выражен по-разному — в «продуктной» форме или в форме психолого-педагогических изменений. Оценка эффективности данного результата свидетельствует о компетентности специалиста. Если социальный работник нашел (находит или сможет найти) выход из определенной ситуации — значит он компетентен.

Но понятие компетентности не сводится к сумме знаний, умений и навыков, оно значительно шире.

На Западе компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом, а компетентность — как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции, и определяется она способностью решать предписанные задачи. Понятие компетентности включает в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно включает результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.

Применительно к каждой компетентности можно говорить о различных уровнях ее освоения (например, минимальном, продвинутом, высоком).

Под ключевыми квалификациями или компетенциями понимаются свойства сотрудника, выходящие за рамки знаний и умений по своей непосредственной специальности. Это связано с глубокими изменениями в мире труда, причем эти изменения осознавались главным образом благодаря работе по усовершенствованию системы организации и управления. Например, к необходимым сегодня профессиональным качествам относят способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений (т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически).

В странах Запада конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» связано с анализом запроса работодателей. При решении о продвижении по карьерной лестнице работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника:

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» на основе обобщения мнений экспертов в список компетенций включены:

В целом компетентностный подход к образованию (обучению) акцентирует внимание на результате образования, причем оценивается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) и уровня профессионального образования.

Компетентностный подход требует учета ключевых компетентностей: обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Ключевые компетентности (базовые, ключевые навыки) имеют надпредметный характер. К ним относятся, например, техника и технологии обработки различной информации, действия в группе. Обобщенные умения (т.е. умения решать задачи в конкретной сфере деятельности) имеют предметный характер. Прикладные практические умения — это сфера непосредственной деятельности социального работника. К тому же содержание образования должно быть адекватным (релевантным) современным направлениям развития теории и практики социальной работы.

В исследованиях, посвященных компетентностному подходу в образовании, отмечается, что парадигма традиционного образования не удовлетворяет как «заказчика» образования (в частности, сферу социального обеспечения), так и общественность. Выпускник вуза, обучение в котором было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается неготовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных условиях и постоянному профессиональному обучению. Традиционные формы профессиональной подготовки не дают возможности молодым людям раскрыть свой творческий потенциал и приобрести опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности.

Материалы по ключевым компетенциям, разработанные экзаменационным советом Кембриджского университета, имеют целью определить степень развитости или сформированное™ той или иной компетентности в ситуации профессиональной деятельности. Предусматриваются пять уровней или степеней овладения компетенциями в зависимости от сложности задач, с которыми сталкивается соискатель. При этом первый уровень является базовым, на который опираются все остальные.

Например, на первом уровне компетентности учащемуся предлагается показать, что он в состоянии правильно понять предлагаемую ему проблему и сделать два предложения по се решению.

На втором уровне задача усложняется: учащийся должен показать, что он в состоянии увидеть проблему (проблемную ситуацию), описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения.

На третьем уровне требования еще повышаются: учащийся должен показать, что он в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения.

На четвертом уровне соискатель должен выстроить стратегию использования компетенции по решению проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования этой компетенции и определять результаты, к которым он стремится. Другими словами, он должен показать, какие возможности для развития компетенции по решению проблем он видит в различных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев.

На пятом уровне учащийся должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. способен занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимых результатов. В процессе выполнения от него требуется поддерживать мотивацию сотрудников, установить эффективные отношения, чтобы помочь себе и другим. На этом уровне требуются интеграция и использование других компетенций: коммуникативной и компетенции работы с людьми.

Исходя из этого в рамках вузовской подготовки специалиста должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

компетентность учения (трансформация обучения в самообучение, саморазвитие, работа над самим собой);

Перечислим наиболее значимые для специалиста по социальной работе знания, умения и навыки: знания:

Компетентностный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *