какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Что такое прелюдия, история прелюдии

Историю прелюдии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое прелюдия

Прелюдия. Данный термин, имеющий латинское происхождение и в переводе означающее «перед игрой», иными словами вступление, на сегодняшний день в музыкальном искусстве имеет несколько значений.

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Популярные прелюдии

И.С. Бах. «Прелюдия» C-dur. Данное произведение, открывающее знаменитый ХТК, является своеобразным вступлением и не только к последующей фуге, но ко всему циклу. Композитор в нём незатейливыми средствами создал удивительно возвышенный образ. Непрерывно сменяющие друг друга арпеджированные аккорды, рисуют в воображении ангелов, играющих на лютне. Данная фактура выбрана автором не случайно, так как она имеет таинственный смысл: отображает связь человека с Творцом.

Ф. Шопен. «Прелюдия №4» e-moll. Эта прелюдия в творческом списке композитора является одним из самых популярных произведений. Несмотря на скорбно – лирический характер, оно повествует о чём-то дорогом и заветном, но, к сожалению ушедшем навсегда. Шопен в завещании указал исполнить эту композицию на своих похоронах, и согласно воле покойного его желание было исполнено.

С. Рахманинов. «Прелюдия № 2» cis-moll. Среди фортепианных миниатюр это произведение является весьма популярным. Созданная Сергеем Васильевиче ещё во время обучения в консерватории, она воплотила в себе черты, характерные для стиля композитора зрелого периода: колокольность, насыщенность звучания и динамичность развития. Производящая яркое впечатление, прелюдия входит в число наиболее часто исполняемых произведений.

А. Скрябин. «Прелюдия № 14» es-moll. Это произведение, напоминающее эмоциональный круговорот, среди многочисленных прелюдий композитора является одной из самых любимых. Непрерывное движение насыщенной фактуры, постоянные подъёмы и спады подобно вихрю, который всё сметает на своём пути.

История прелюдии

Истоки зарождения прелюдии следует искать во времена, именуемые эпохой Возрождения. В ту далёкую пору уже существовало множество самых разнообразных музыкальных инструментов, однако их основная функция заключалась в сопровождении вокальным композициям, танцам и театрализованным представлениям. Впрочем, помимо этого в Европе звучание органа было неотъемлемой частью католического богослужения. Так в начале XV века некоторые церковные музыканты перед службой стали наигрывать небольшие импровизационные пьесы, настраивающие прихожан на «общение» со Всевышним и пение хоралов. Вскоре исполнение таких музыкальных преамбул, получило настолько широкое распространение, что в середине века их начали записывать табулатурами.

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Интересные факты

Прелюдия. Этот старинный миниатюрный жанр и в нынешнее время является весьма востребованным. Произведения с таким названием непрерывно звучат не только в концертных залах, но и в учебных аудиториях. Помимо того, современные композиторы довольно часто обращаются к данной форме, поскольку она весьма чутко реагирует на требования каждого времени и позволяет осуществлять безграничные авторские фантазии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Прелюдия

Источник

Пять знаменитых прелюдий, без которых ваш культурный минимум будет неполным

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Поскольку прелюдия – это жанр родом из эпохи барокко, начнём с Баха.

1. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия до мажор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”

“Хорошо темперированный клавир” Баха (сокращённо ХТК) для музыканта – это как таблица Менделеева для химика. Или псалтырь для верующего.

96 прелюдий и фуг (в двух томах) – это и школа игры на клавесине, и наука полифонии, и красота, и вся мудрость мира.

До мажорная прелюдия – маленькое волшебство: в ней нет мелодии, одни фигурации, но мы ясно слышим чудесную песню, полную нежной красоты и покоя.

В 19 веке француз Шарль Гуно сделал это ощущение явным: он добавил к прелюдии очень выразительную мелодию. Позже кому-то пришла в голову мысль петь её на слова католической молитвы Ave Maria. В таком виде до мажорная прелюдия Баха приобрела огромную популярность.

Но её настоящая чистая красота лучше слышна в оригинале (правда, здесь не клавесинный, а фортепианный вариант).

2. Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия фа минор “Из глубины взываю к тебе, Господи”

Хоральная прелюдия не означает, что это прелюдия, которую поют хором, как многие думают. Это прелюдия для органа, написанная на тему канонического протестантского хорала “ Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ” (“Я взываю к Тебе, Господи”).

Хоральная прелюдия фа минор входит в саундтрек “Соляриса” Тарковского. Именно “Солярис” сделал эту прекрасную прелюдию широко популярной и у нас, и на Западе.

В фильме она звучит в обработке Эдуарда Артемьева.

3. Фредерик Шопен. Прелюдия ми минор, №4.

В цикле из 24-х прелюдий Шопена почти все – шедевры красоты, лаконичности и глубины мысли.

Но все же самая популярная (судя по количеству исполнений и обработок) – ми минорная. Это маленькая славянская lacrimosa (“слёзная”) с бесконечной певучей мелодией.

По завещанию Шопена она звучала на его похоронах.

На ролике – переложение для виолончели и фортепиано.

4. Сергей Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

Юный и бедный Рахманинов получил за эту свою прелюдию от издателя целых 40 рублей, но авторские права не зарегистрировал. Тогда он ещё не знал, что впоследствии она станет для него настоящим проклятьем и источником хронического раздражения: ВСЕ его концерты заканчивались исполнением этой пьесы, иначе публика его просто не отпускала.

В её мрачной патетике есть какая-то магическая сила.

5. Клод Дебюсси. Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна”

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдииАльберт Анкер. Девочка, заплетающая косу

Рафинированная лирика, написанная прозрачными красками – не столько портрет, сколько прекрасное воспоминание о мелькнувшем женском лице, взгляде, аромате духов… Среди фортепианных сочинений Дебюсси эта пьеса самая популярная, если не считать его “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”.

В переложении для скрипки и оркестра “Девушка с волосами цвета льна” тоже выглядит прекрасно)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Прелюдии гениальных композиторов

Прелюдия

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

История

Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением.

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.

Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.

В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северонемецкое, так и южнонемецкое влияние.

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.

«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).

И. К. Ф. Фишер — Ariadne musica, 1702, 20 прелюдий и фуг в 19 тональностях.

И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир»: Книга II: Prelude and Fugue No.6 in D Minor

Фредерик Шопен. 24 прелюдии

Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»

Источник

Прелюдия

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Словом «прелюдия» часто обозначают некое предварительное действие или высказывание, предшествующее чем-либо более значительному. Между тем, это не что иное, как музыкальный термин. Жанр, обозначаемый им, прошел долгий путь развития, и современные композиторы продолжают обращаться к нему.

Название «прелюдия» происходит от латинского слова «ludus», что значит – «игра», и предлога «pre-» («перед»). Иными словами, прелюдия – это то, что играют перед чем-то. Зарождение жанра прелюдии произошло в эпоху Возрождения – в то время набирала силу инструментальная музыка, постепенно обособляющаяся от пения и танца. Любимым инструментом той эпохи была лютня, и в центре внимания публики очень часто оказывались лютнисты. Чтобы не ударить в грязь лицом, музыканту нужно было перед началом игры проверить строй инструмента, приспособиться к акустике помещения, а поскольку делать это зачастую приходилось непосредственно в присутствии слушателей, музыканты не просто «пробовали звук», а придавали такой пробной предварительной игре вид небольшой пьесы, которую либо импровизировали, либо заранее сочиняли – вот это и были первые прелюдии.

Со временем прелюдии утратили свое утилитарное значение, но сохранили роль вступления к более крупному сочинению. Создавали их не только для лютни, но и для клавишных инструментов, органа и даже для ансамблей различного состава. В частности, во Франции со времен Луи Куперена сложилась традиция предварять прелюдиями части сюит для клавесина. Особенностью этих прелюдий было отсутствие обозначения длительностей – этот момент композиторы оставляли на усмотрение исполнителя. Подобные прелюдии создавали многие французские композиторы вплоть до первой половины XVIII столетия.

Говоря о жанре прелюдии, нельзя не упомянуть об Иоганне Себастьяне Бахе. Именно в творчестве этого композитора сложился двухчастный цикл, состоящий из прелюдии и фуги. Части такого небольшого цикла сопоставляются по принципу контраста: в прелюдии преобладает гомофонный склад – фуга полифонична, прелюдия относительно свободна – фуга строго упорядочена. Баху принадлежит еще одно важное нововведение – его «Хорошо темперированный клавир» стал первым циклом, объединяющим прелюдии и фуги во всех тональностях.

Начинания Баха не сразу получили продолжение в творчестве других композиторов. В эпоху классицизма жанр прелюдии утрачивает популярность – ведь прелюдии, зародившиеся из импровизаций, были в первую очередь сольными произведениями, а в эпоху классицизма на первый план выдвигается оркестр, и даже в сольных жанрах, развивавшихся в то время (например, сонате), можно усмотреть черты, проистекающие из практики оркестрового музицирования.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Жанр прелюдии в творчестве композиторов» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Критская. Музыка, 4 класс

Урок 8 . Жанр прелюдии в творчестве композиторов

Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье: Прелюдия

Цели и задачи урока:

— познакомить учащихся с историей раз­вития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных про­изведений Баха, Шопена, Рахманинова;

— по знакомить с Фортепианной прелюдией до-диез минор С. Рахманинова;

развивать навыки разбора, анализа музыкальных произведений;

— развивать умение самостоятельно работать с учебником;

— развивать творческие способности, внимание, усидчивость и воображение;

— воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

— воспитывать чувство патриотизма.

Музыкальный материал: Прелюдия до ма­жор из двухчастного цикла «Прелюдия и фуга № 1» И.-С. Баха («Хорошо темперированный клавир», том I ); Прелюдия №7 Ф. Шопена; Фортепианная прелюдия до-диез минор С. Рахманинова ; «Звездная река» (Песенка Гека) из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и му­зыка В. Семенова; «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.

1. Организационный момент

1) Музыкальное приветствие. Мотивация

Прозвенел уже звонок,

В путешествие пойдём,

В Страну музыки попадём:

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы веселей шагать,

Будем песни распевать!

Повторение песни «Звёздная река» из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и музыка В. Семёнова (проверка домашнего задания).

2) Актуализация опорных знаний. Целеполагание

А) Кто изображён на портрете?

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

— Узнайте композитора, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры и входит в золотой фонд классической русской музыки.

— Какие его сочинения вам уже знакомы?

— Вокализ. Концерт для фортепиано с оркестром. Романс «Сирень».

Б) Творчество композитора С. Рахманинова (Работа с учебником)

— Прежде, чем мы познакомимся с новым музыкальным произведением этого величайшего русского композитора, давайте вспомним и исполним уже знакомые вам произведения. Откройте учебник на стр. 9. Спойте мелодию по нотной записи, выделяя при этом характерные рахманиновские интонации.

А) Пропевание главной темы Концерта для фортепиано с оркестром №3 – Учебник, стр. 9;

— Какова особенность интонаций С. Рахманинова?

— Лиричность мелодий, напевность, протяжность, родство с народными напевами.

— В каких жанрах написаны эти музыкальные произведения?

— Жанр концерта, вокализ, романс.

— Фортепианная музыка занимает весомую часть в творчестве Рахманинова. Он сам был виртуозным исполнителем. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать его Прелюдии для фортепиано.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым для вас музыкальным жанром – прелюдией, узнаем историю развития этого жанра, послушаем музыкальные композиции и Рахманинова, и других композиторов, работавших в этом жанре.

История раз­вития жанра прелюдии

1) Прелюдия как вступление

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступле­ние) — небольшая инструментальная пьеса.

Первоначально прелюдия представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе (обычно фуге) двухчаст­ного цикла (например, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха) или к многочастному циклическому произведению (например, сюите).

Прослушайте, вспомните прелюдию, передайте словами свои ассоциации (впечатления), связанные с этой музыкой.

Слушание, музыкальный анализ Прелюдии до мажор Баха (ХТК)

Звучание прелюдии передает «ангельский свет», чистоту, надежду.

— Какими выразительными средствами пользовался композитор, чтобы соз­дать такой проникновенный образ?

— Волнообразный ритм, неторопливый темп, тембр звучания – мягкий, нежный. Характер музыки – лирический.

2) Прелюдия как самостоятельное произведение

В 16-17-ых вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. А уже в 19 в. прелюдия становится одной из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков: например, циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.

Прослушайте Прелюдию Ф. Шопе­на. Расскажите о впечат­лениях, возникших у вас под воздействием этого сочинения.

Слушание Прелюдии №7 (ля мажор) Ф. Шопена. Музыкальный анализ.

— Характер музыки – лёгкий, изящный. Сочинение напоминает одновременно и песню, и танец.

— Разъясните использование композитором выразительных средств.

— Танцевальный ритм, мажорный лад, певучая мелодия. Написано произведение в малой форме.

В музыке прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Она будто навевает свет, тепло и душевный покой. Ученики Ф. Шопена в своих воспоминаниях называют ее «Польская танцовщица»: «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти». Советская пианистка М.В. Юдина называет прелюдию «Свет души».

Рассматривание картины К. Моне «Сирень на солнце».

— Одинаковое настроение: лёгкость, воздушность.

— Совершенно верно, произведения будто выстроены на едином интонационном материале и выражают одно настроение.

3) Многоплановая трактовка прелюдий

В 20-ом в. жанр прелюдия трактуется многопланово (в различных вариантах):

— выполняет вступительную функцию (примеры: прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина),

— является самостоятельной пьесой (например, как у С. Рахманинова, Д. Шостаковича),

— является развернутой композицией (пример: «Прелю­ды» для оркестра К. Дебюсси).

«Вокальный раздел» урока

Задачи: исполнение песен (целиком или фрагментами) в целях служения контраста к восприятию нового про­изведения.

— Сегодня, ребята, вы говорили уже, что душой рахманиновской музыки является лиричность, мелодичность. Лиричные мелодии Рахманинова, действительно, очень сходны с народными песнями. Например, такими песнями как «Ты река ль моя, реченька», «Со вьюном я хожу», «У зори-то, у зореньки» и другими, а также многими современными песнями: «Моя Россия» Г. Стру­ве, «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.

2) «Со вьюном я хожу», р.н.п. – фрагмент;

4) «Моя Россия» Г. Стру­ве – фрагмент;

5) «Песня о России» В. Локтева – фрагмент;

6) «Родные места» Ю. Антонова.

3. С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

А теперь прослушайте в записи начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью.

А) Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ

— Сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения?

— Образы пье­сы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Если контрастны, то какими средствами добивается композитор различия образов?

— Теперь послушайте всю Прелюдию целиком и проследите за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется об­разный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития му­зыки в последней, третьей части.

Б) Прослушивание и музыкальный анализ всей Прелюдии по плану:

— Чтение текста Учебника на стр. 113;

— Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

— Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно. 1-я часть звучит мерно, без особых волнений.

— Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко.

— В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами.

— Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо и диминуэндо сменяют друг друга плавно.

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

Экспозиция прелюдии почти вся выдержана в нюансе ррр; в ней ощущается огромная властная сила, как будто скованная глубокой скорбью. Рахманинов объединяет тему вступления с хоральными мягкими аккордами в едином маршевом движении.

В стремительных же пассажах средней части угадываются черты бури, натиска, порыва. Уже самое начало среднего раздела прелюдии создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Острая душевная боль слита с горячим призывом: чувствуется внутренняя возбужденность музыки и неуклонное стремление вперед, развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от m f к fff .

В 3-ей части драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр – мощно, насыщенно, яростно и напряжённо. Авторское указание – fff , оркестровое tutti аккордов. В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке?

3) Использование музыки Рахманинова в кинематографе

Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают её с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссёры используют музыку С. Рахманинова в кино. В частности, музыка Прелюдии до-диез минор использована в семи разных фильмах 20-го и 21-го столетий: «День на скачках» (1937), «Бей по льду» (1943), «Рай Деми» (1943), «Индийский шарф» (1963), «Блеск» (1996), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005), «Области тьмы» (2011).

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

— Что такое «прелюдия»?

— С прелюдиями каких композиторов познакомились?

В чем же секрет долговечности этого произведения? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

— Выберите соответствующие по настроению Прелюдии Рахманинова стихотворение и картину:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой рука шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика. (А.А. Блок. Россия)

Замирает звон. (С.С. Есенин. 1914 г.)

Дни и ночи я безволен,

Жду чудес, дремлю без сна.

В песнях дальних колоколен

Пробуждается весна. (А.А. Блок. Отрывок из стихотворения «Поединок», цикл «Город». 1904 г.)

какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдиикакие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Смотреть картинку какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Картинка про какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии. Фото какие композиторы сочиняли камерные произведения в жанре прелюдии

И. Левитан. Над вечным покоем И. Левитан. Тихая обитель

Домашнее задание. Проработать материал урока. Нарисовать иллюстрацию к Прелюдии Рахманинова. Повторять, выразительно исполнять песни: «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.

— н асыщенность и красочность звучания;

— широта регистрового диапазона;

— продуманная динамичность развития;

Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М.: Музыка, 1966;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *