какие компьютерные игры развивают мышление
О пользе компьютерных игр для интеллекта
Доказано серьезной наукой: от компьютерных игр может быть совершенно реальная польза для интеллекта
В прошлом году большое внимание привлекла идея о том, что компьютерные игры могут быть использованы для развития умственных (или, более корректно, когнитивных) способностей. Идея возникла, наверное, столь же давно, как и сами игры, но до недавнего момента воспринималась со скепсисом.
И вот почему. Полностью наследуемым (а следовательно, неизменным) признаком интеллект объявили еще в 90-х годах XIX века. Долгое время этот тезис не встречал убедительных возражений. Лишь несколько лет назад были опубликованы научные работы, в которых была показана возможность повысить интеллект взрослого индивида с помощью специальных упражнений.
Вслед за ними появились коммерческие программы, создатели которых гарантируют «прокачку мозгов» у молодых и поддержание интеллектуальной формы в старости. Началась разработка проектов, представляющих собой тренировочные программы в виде игр.
И, как логичный итог, возник вопрос: нельзя ли извлечь пользу для ума из уже имеющихся игр, во всех отношениях более интересных, чем наукоемкий, но пока довольно невзрачный «медицинский новодел»?
Что такое интеллект?
Для начала разберемся, как именно предлагается «прокачивать» интеллект. И первым делом следует внести ясность в термины. Психология описывает интеллект как набор различных когнитивных способностей. Среди них выделяют «кристаллизованный» и «флюидный» (подвижный) интеллект.
Кристаллизованный интеллект отвечает за способность пользоваться накопленными ранее знаниями и умениями. Флюидный интеллект — более загадочный компонент, который отвечает за абстрактное мышление, решение незнакомых проблем, независимых от прошлого знания, — как яркий пример, решение головоломок.
Именно флюидный интеллект снижается с возрастом, отчего и получается, что зрелым людям гораздо труднее осваивать новые вещи: компьютер, Интернет, иностранный язык и так далее, хотя за счет кристаллизованного интеллекта человек может быть по-прежнему совершенно компетентен в том, что он изучил в прошлом.
В свою очередь, ядром флюидного интеллекта считается рабочая память — способность удерживать новую информацию и манипулировать ею. Как раз на рабочую память пытаются воздействовать тренировочные программы.
Тренировочные программы
В англоязычной части Интернета есть два наиболее известных коммерческих проекта тренировки рабочей памяти — Cogmed и Jungle Memory (оба варианта платные) — и множество более мелких. В Рунете выбор не так широк: в поисковой выдаче доминирует «Викиум» — наиболее ярко оформленный сервис, предлагающий свободный доступ к базовым функциям и плату за премиальный доступ.
Основатели проекта «Викиум» обещают сделать умнее всех желающих http://t.co/30gw77aaBZ
Стоят ли эти программы своих денег? Как показывает анализ результатов множества исследований, тренировка рабочей памяти действительно повышает IQ молодого здорового человека на 3–4 пункта. И если верить анализу результатов, эффект может быть достаточно устойчивым.
Таким образом, тренировка интеллекта посредством специальных упражнений — вполне научно обоснованное явление. Человеку под силу сделать себя немного умнее — выше головы не прыгнешь, но встать на цыпочки может каждый.
А как насчет того, чтобы совместить приятное с полезным, заменив нудные задания интересными видеоиграми? Публикаций на эту тему в последние годы было множество. К сожалению, убедительного, многократно повторенного свидетельства того, что игры действительно воздействуют на универсальные когнитивные способности взрослого человека, нет.
В лучшем случае можно говорить о том, что специфические навыки, приобретенные в игре, человек может перенести на похожую деятельность. Увы, придется признать, что обычные популярные игры вряд ли сделают вас умнее и способнее в том, что выходит за рамки самих игр.
Пожилым — полезно
Другое дело — поддерживать интеллектуальную форму в старости. Вот здесь видеоигры оказываются полезны. И это уже подтверждено научно!
В данном исследовании пожилые люди в возрасте от 60 до 85 лет упражнялись в несложном, созданном специально для целей исследования «автосимуляторе» NeuroRacer. Ключевая особенность NeuroRacer — наличие двойной задачи: необходимо одновременно рулить машинкой и реагировать нажатием клавиш на появляющиеся знаки.
По прошествии месяца занятий пожилые люди стали играть лучше, чем 20-летние нетренированные испытуемые, поправили рабочую память и внимание. И самое главное: эффект очень устойчив — повышенная активность областей мозга, связанных с этими процессами, наблюдалась спустя шесть месяцев после эксперимента.
На базе этого принципа компания Akili Interactive Labs создала трехмерную игру для планшетов Project: EVO, которая в результате может быть официально сертифицирована американским агентством FDA (Food and Drug Administration).
Не исключено, что к тому моменту, когда нынешняя молодежь достигнет преклонных годов, специальным образом сконструированные игры повсеместно войдут в медицинскую практику.
Впрочем, ждать не обязательно. Самое приятное — что такое лечение можно выписать себе или родственникам уже сейчас. Причем речь не обязательно только о «медицинских играх». Некоторые клинические исследования показывают благотворное влияние на пожилых людей и детей с расстройствами когнитивной сферы даже обычных популярных видеоигр.
Так что, если вы стали замечать за вашей любимой бабушкой некоторую излишнюю рассеянность, дело можно поправить. Возьмите ее под ручку, уведите от телевизора и посадите играть в компьютерную игру.
Компьютерные игры растят гениев
Автор: Evdokimenko · Опубликовано 01.12.2019 · Обновлено 05.05.2020
Влияние компьютерных игр на психику и умственные способности
Среди людей старшего поколения, и особенно среди женщин, существует расхожее мнение, что компьютерные игры вредны-либо для психики, либо для зрения, или для умственного развития.
Почти все мамы и бабушки, растящие детей и подростков, уверены, что игры — пустое времяпровождение, от которого люди глупеют и становятся агрессивнее.
Между тем практически все современные исследования доказывают, что это далеко не так.
Даже наоборот — компьютерные игры полезны. Они развивают логическое мышление, наблюдательность, повышают скорость принятия решения, в том числе в критических ситуациях. Развивают умение обрабатывать в голове массивы информации.
Можно без всякого преувеличения сказать, что современного гения невозможно вырастить без компьютерных игр и знания компьютера.
Это утверждение не отменяет того факта, что игры могут вызывать зависимость, а играть надо в меру — иначе компьютерные игры могут принести и вред тоже.
Но пока мы с вами пройдемся по фактам, подтверждающим концепцию, что компьютерные игры полезны для умственного развития и психики.
Только факты
Ученые из Техасского университета A&M (проекты университета финансируются, в частности, НАСА, Национальным институтом здравоохранения США, Национальным научным фондом, и др.) провели масштабное исследование на тему компьютерных игр.
По окончании исследования ученые университета признали, что компьютерные игры, которые ранее считались опасными, на самом деле являются полезными:
игры улучшают память, наблюдательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию.
Кроме того, игроки лучше умеют отсеивать лишнюю, «мусорную» информацию.
Специалисты Американской психологической ассоциации доказали, что игры, особенно шутеры, так называемые «стрелялки», улучшают когнитивные способности: повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения и концентрировать внимание.
Причем именно эти, казалось бы, агрессивные игры, учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю.
Факультет охраны здоровья Стокгольмского Университета недавно опубликовал обзор ряда исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на психику и здоровье человека.
Большинство из них доказывают положительное влияние игр, в том числе на способность ориентироваться в пространстве, внимательность и развитие скорости реакции.
Ни одно исследование из этого обзора не содержит сведений о нарушениях внимания и концентрации.
Ученые из Сингапурского технологического университета протестировали большую группу добровольцев, которые под наблюдением исследователей в течение месяца играли в разные виртуальные игры, в среднем по 2-3 часа в день, 5 дней в неделю.
По истечении срока исследования всех участвовавших в эксперименте добровольцев протестировали психологи.
Выяснилось, что за прошедший месяц практически у всех испытуемых улучшились память, внимательность, скорость принятия решения, наблюдательность и аналитическое мышление.
И главное: большинство участников эксперимента научились гораздо лучше находить нестандартные решения сложных задач – как логических, так и бытовых, жизненных.
Профессор Марк Гриффитс из Общественного университета Ноттингема (Nottingham Trent University) провел исследование, посвященное компьютерным играм, в ходе которого выяснилось, что игры способствуют улучшению координации, делают человека более целеустремленным и развивают уверенность в себе.
Профессор заявил: «Нет никаких доказательств, что видеоигры, если проводить за ними умеренное количество времени, оказывают негативный эффект на человека».
Видео:
Компьютерные игры — влияние игр на психику и зрение
Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.
Группа студентов, регулярно игравшая в компьютерные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа.
Более того, зрительная реакция у игроков оказалась намного лучше, чем у студентов, не играющих в компьютерные игры.
Игроки во время визуальных тестов и тестов на внимательность могли отслеживать до пяти движущихся объектов одновременно, тогда как «неиграющие» — не больше трех. Скорость обработки информации у игроков тоже оказалась выше.
Кроме того, у игроков была лучше развита способность ориентироваться в пространстве.
Специалисты Американской психологической Ассоциации опросили около 2 тысяч взрослых мужчин и женщин, играющих в компьютерные игры, с целью выяснить, помогают ли им игры справляться с повседневными стрессами, или, наоборот, усиливают стресс.
95% опрощенных заявили, что игры помогают им справляться с разными видами стресса.
В частности, опрошенные игроки подтвердили, что компьютерные игры помогают им снимать эмоциональную усталость от работы и бытовых забот;
позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе.
Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско доказали, что компьютерные игры помогают бороться со старением мозга.
Во время опытов было показано, что у пожилых людей игровые сеансы улучшают память и внимание, тренируют способность ориентироваться в пространстве.
Игры предотвращают развитие старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.
«У геймеров не бывает болезни Альцгеймера!» — в этой шутке, как говориться, есть только доля шутки:
Человек должен учиться чему-то всю жизнь. Ведь если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит застой, а потом – деградация умственных способностей.
Именно поэтому психологи советуют взрослым людям постоянно учиться чему-то новому. И если занятия будут необычными, вроде виртуальных игр – это замечательно!
Для пожилых людей игра на компьютере или на игровой приставке может быть чем-то вроде тренажера, сохраняющего интеллект и умственные способности.
Самое потрясающее! Компьютерные игры помогают решать сложные научные задачи и делать научные открытия!
Ученые из Вашингтонского университета запустили в сеть онлайновую игру-паззл «Foldit». Игра является частью исследовательского проекта университета, и ее цель – найти с помощью геймеров оптимальные способы подбора трехмерной структуры выбранных протеинов.
В 2011 году игроки с помощью этой игры помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян.
Игроки расшифровали структуру кристалла уже на десятый день, при том, что данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет!
Геймеры решили поставленную задачу успешнее, чем специальные компьютерные программы, которые задействуют очень мощные вычислительные ресурсы. Еще раз подчеркну — компьютерные игроки справились со сложной научной задачей лучше, чем суперкомпьютеры!
Выводы. Обобщим все вышесказанное.
Компьютерные игры:
Не отрицая главной опасности игр – возможности развития компьютерной зависимости – в целом надо признать, что игры, безусловно, развивают интеллект и умственные способности.
И человек, не знакомый с компьютером и никогда не игравший в игры, по многим показателям, безусловно проигрывает тем, кто регулярно (но в меру) играет в компьютерные игры.
Просьба! При копировании и перепечатке материалов указывайте источник. Все статьи, новости и главы из книг защищены авторским правом Евдокименко©
На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.