какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности

Педагогические конфликты: причины, проблемы, источники и виды

Педагогические конфликты — все противоречия, которые так или иначе связаны с процессом обучения/воспитания.

Основные причины педагогических конфликтов

К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:

К субъективным причинам конфликтов относят следующие:

Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов. Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает. А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.

Влияние эго-состояния педагога на ход конфликта и стратегии его разрешения

Педагогических конфликтов множество, но наиболее значимые из них следующие:

Учительская позиция в текущей конфликтной ситуации определяется ведущим эго-состоянием. Каждый участник занимает одну из трех позиций — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Допустим, педагог занимает позицию Ребенка (определяется благодушным состоянием), однако намеревается сделать ученику строгий выговор. Ученик будет реагировать не на слова, сказанные учителем, а на его эго-состояние.

Стиль организаторской деятельности учителя определяется позицией. Стиль непременно коррелирует с эго-состоянием:

Конфликт может возникнуть при любой позиции, занимаемой учителем, пытающимся разрешить противоречие за счет выбранной стратегии взаимодействия. Опытные состоявшиеся учителя при взаимодействии с учеником пользуются стратегией компромисса/сотрудничества. Но именно они являются наиболее трудными в воплощении на практике. Поэтому педагоги могут использовать для решения проблемы прямое психологическое подавление ученика, то есть стратегию соперничества. Она выражается в позиции утверждения неизменной правоты педагога и его уверенности в себе. Ученики при этом могут ощущать свою неполноценность. Изредка педагоги, в целях ухода от конфликта или в стремлении приспособиться к ученикам, придерживаются стратегии приспособления/избегания.

Избегание конфликтов чаще всего связано с неумением взрослых людей правильно формулировать и предъявлять свои требования к воспитуемым. Однако бывают такие ситуации, когда такая стратегия является наиболее целесообразной для разрешения проблемы.

Классификация школьных конфликтов и их причины

Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:

Организационные причины подразделяются на следующие:

Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности. К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах. Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.

Конфликт взаимоотношений подразумевает противоречия, которые возникают в ходе борьбы за лидерство между конкретным учеником и педагогом. Также к ним относят конфликты на этической почве (например, противоречивые требования учителей, авторитарные способы подчинения и многое другое).

Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности). При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям. Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию.

То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях:

Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.

Педагогические конфликты могут рассматриваться в самых разных аспектах, однако не стоит забывать о позитивном значении нормативности этого явления. Ведь оно не только служит источником проблемы, но и источником развития учебно-воспитательного процесса. И даже больше — конструктивное решение конфликта помогает развитию личности его участников.

Источник

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин пе­дагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Смотреть фото какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Смотреть картинку какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Картинка про какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Фото какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельностиСовременная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, ока­залась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и вос­питания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей обще­ственной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с уче­том особенностей школьного социума, по формированию благоприятного мо­рально-психологического климата, методика индивидуального консультирова­ния, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря кон­кретно, в педагогической или управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов упреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их меж­личностного общения. Особо актуальны сегодня мониторинговые социаль­но-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, создание и функционирование конфликтологических служб в образователь­ных учреждениях.

Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах кон­фликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует отметить, в чем заключается особенность педагогической работы и почему современный педагогический социум является социальным пространством по­вышенного напряжения.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по клас­сификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен ак­тивно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка спо­собствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы» [3].

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личност­ных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личност­ную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Смотреть фото какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Смотреть картинку какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Картинка про какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельности. Фото какие конфликтологические проблемы актуальны в условиях педагогической деятельностиКак известно, демографической особенностью педколлектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в одно­родных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной про­фессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Пси­хологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфе­ре функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взро­слых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфлик­та отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования спе­цифических компонентов социального опыта воспитанников.

Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания яр­ко проявляется конфликтогенность педагогического социума, заключающаяся в следующем:

Все это приводит к выводу, что конфликтность является закономерно­стью функционирования педагогического социума. Однако данная закономер­ность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рас­смотрения.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

(Журнал: Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394)

Источник

Проблема конфликта в педагогической деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГБПОУ РД «КСУ» г Хасавюрт

Проблема конфликта в педагогической деятельности

Секция: психолого – педагогические науки;

Направление: основные направления повышения качества образовательного

Всем известно, что население нашей республики, начиная с маленьких детей, страдает различными психическими расстройствами. Общественность занята проблемой психического здоровья детей, и к великому сожалению, без внимания остается главный воспитатель их жизни – учитель.

А ведь в значительной мере именно от учителя с его профессиональными и личностными особенностями, интеллектуальными и эмоциональными возможностями зависит психическое здоровье и благополучный личностный рост нашей молодежи.

В настоящее время остро ощущается потребность в учителях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Сегодня вряд ли уже кого может удовлетворить, учитель, который не исполняет свои обязанности профессионально.

Как известно, в основе профессиональных и межличностных отношений лежит противоречие, как движущая сила, как диалектическая основа профессионального и личностного роста. Вербализованное противоречие превращается в конфликт. С одной стороны, конфликт, как конструктивное начало и его отсроченная перспектива, с другой стороны, конфликт, как разрушающая стихия, вносящая в поле взаимодействий и отношений атмосферу дискомфорта, дисгармонии.

Обзор научной литературы по данной проблеме показывает достаточно широкую изученность вопроса – конфликта в педагогической деятельности. Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и. т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и, что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Но вместе с тем, недостаточное внимание уделено психологической готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в школе.

Но как же воспитывать в себе это умение? Прежде всего, надо знать свое здоровье, знать особенности своей нервной системы и сердца. Нервная система человека по своей природе очень гибка, и учителю надо уметь довести эту гибкость до степени искусства властвовать над эмоциями.

За последнее время, как отмечают многие наши педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками, что совсем не характерно для дагестанской культуры, которая всегда отличалась уважительным отношениям к старшим. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на работе, в семье и в итоге – в школе.

Но, тем не менее, учитель не должен забывать, что стиль педагогического общения играет большую роль в его деятельности, и что именно от него зависит взаимопонимание педагога и воспитанников. А самое главное, стиль педагогического общения отражает психологическую подготовку, общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Также следует подчеркнуть важность невербальных средств общения и их эмоциональную значимость.

Однако, наивно было бы считать, что учителю легко установить личностно значимые и эмоционально удовлетворяющие обе стороны, отношения с каждым из 30 – 40 учеников класса в течение длительного времени в разных ситуациях. Здесь многое, как мы уже отметили, зависит и от личностных особенностей самого учителя, а именно от его психологической готовности преодолевать или разрешать конфликтные ситуации. От стрессовых ситуаций многие учителя становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными, а это не может не отразиться на их психическом и физическом состоянии.

Сколько существует человек, столько существуют конфликты. Однако, объясняющей их природу, воздействие на развитие общества, коллективов, общепризнанной парадигмы конфликтов не существует, хотя есть множество исследований по вопросам из образования, функционирования и управления ими.

Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородного выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом разрешить ее.

Рыбакова М.М Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1999г.

Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М., 1997г.

Источник

Педагогическая конфликтология

Тема 1. Особенности и типы педагогических конфликтов

Педагогический процесс представляет собой совокупность всех видов целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта. Он включает в себя аспекты воспитания, образования и обучения человека с определенными социокультурными качествами. Социально-психологические условия, в которых протекает педагогический процесс, во многом определяет развитие формируемой личности. Поскольку бесконфликтного личностного развития не существует, педагогическая конфликтология как прикладное направление в педагогике изучает природу и причины педагогических конфликтов, разрабатывает методы их практического регулирования и разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления стихийно обострившихся системных противоречий в педагогической деятельности, формирующий отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности и предполагающий возможность конструирования процессов конфликтного взаимодействия, разрешения проблем и конструктивной коммуникации.

На современном этапе педагогические конфликты изучаются в следующих направлениях:

1) изучение конфликта в школьных коллективах как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Д. Журавлев, А. Меняев, С.Ю. Темина, Н.В. Нижегородцева, А.Н. Поддьяков, Д.И. Фельдштейн и Л.И. Воробъева и другие).[1]

2) выявление сущности и причин конфликта в педагогических коллективах, при этом изучаются конфликты между учителями и между директором учебного заведения и его подчиненными (С.В. Баныкина, В. Ольшанский, В. Волжская),[2] осуществляются попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

3) анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями (М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк);[3]

4) исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов; разработка основ педагогического управления организационными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в таких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика семейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Базелюк).[4]

Сфера образования, стремясь упорядочить накопленные и передаваемые знания, процессы их передачи, выступает жесткой формальной системой, в которой ребенок «приговорен» к взрослению.

Российские исследователи конфликтного взаимодействия Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. указывают на то, что не всякий конфликт, возникающий в образовательной системе, является педагогическим.[5] Педагогические конфликты имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу и всегда связаны с обучением и воспитанием учащихся. Многие проблемы в педагогической деятельности – это проблемы неумения выстраивать межличностные отношения, поэтому педагогические конфликты чаще всего носят межличностный характер, где доминируют конфликты по линии «педагог – учащийся».

Рыбакова М. выделяет следующие особенности педагогических конфликтов, отличающие их в общей массе конфликтных противоречий:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. [6]

Кроме того, в педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных – в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть вина несостоявшегося учителя.

Особенности педагогических конфликтов дают ключ к пониманию предмета педагогической конфликтологии.

Вместе с тем единой классификации педагогических конфликтов не существует, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. У ряда исследователей типология конфликтов связана с уровнем противоречий педагогического процесса, где выделяются макроуровень, промежуточный уровень и микроуровень.

Поскольку главным заказчиком социально-педагогического процесса является общество, а исполнителем этого процесса – вся система образования и воспитания, то на макроуровне педагогические конфликты возникают между системой образования и обществом. В последнее десятилетие эти противоречия связаны с введением в образовательный процесс инноваций[7].

Модернизация российского общества, начатая в 1990-е гг., долгое время практически не затрагивала образовательную сферу, здесь сохранялись сложившиеся ранее принципы, формы, методы и способы обучения. Введенные в современное образование инноваций (многообразие видов и типов учебных учреждений, возможность их выбора, введение ГИА и ЕГЭ, компьютеризация учебного процесса и др.) обозначили целый ряд противоречий. Любые преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы и ожидания. Лишь незначительная часть педагогических работников (менее чем каждый десятый) сознательно и системно использует инновации как социальный механизм развития образования и способ саморазвития в этом процессе. Поэтому на макроуровне возможно выделение инновационных конфликтов в самостоятельный тип педагогических конфликтов.

На промежуточном уровне лежат противоречия связанные с организацией и условиями учебного процесса (организационные конфликты). Ситуацию здесь определяют: состояние и оборудование учебных кабинетов, учебная нагрузка, расписание занятий, наличие или отсутствие учебных пособий, оформление документации, надбавки к заработной плате и премиальных средств.

Нечеткость должностных обязанностей и прав педагогов, постоянный внешний контроль – все это определяет специфику организационных конфликтов в образовательной сфере. Кроме того, на организационный конфликт серьезное влияние оказывает менталитет педагога[8], который в последнее претерпевает серьезные изменения.

На микроуровне следует обозначить педагогические конфликты, связанные с личностными индивидуально-психологическими особенностями их участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. В учебном процессе у участников взаимодействия существует определенный спектр вариантов ожидаемого поведения. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера (например, учителя или администратора) заужены в результате его уверенности в собственной правоте, склонностям к нравоучению и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Эти рамки также зависят от актуального психического состояния (например, если подросток раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес).

При анализе педагогического конфликта необходимо выделять основные уровни его противоречий, т.е. микро, макро и промежуточную среду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Учет социальных условий, в которых зародился и протекает конфликт, позволяет понять его содержательную сторону.

[3] Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания.–2010. –№ 9. – С. 170-176.

[5] См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб., 2007. – С. 325.

[6] Рыбакова М. Особенности педагогических конфликтов. Решение педагогических конфликтов / Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М., 2005.

[8] Менталитет педагога – особая форма мыслительной деятельности, характерная для представителей данной профессии, выражающаяся в формировании собственного видения мира, характере поведенческих реакций и эмоционально-волевых установок.

1. Тема 1. Особенности и типы педагогических конфликтов

Педагогический процесс представляет собой совокупность всех видов целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта. Он включает в себя аспекты воспитания, образования и обучения человека с определенными социокультурными качествами. Социально-психологические условия, в которых протекает педагогический процесс, во многом определяет развитие формируемой личности. Поскольку бесконфликтного личностного развития не существует, педагогическая конфликтология как прикладное направление в педагогике изучает природу и причины педагогических конфликтов, разрабатывает методы их практического регулирования и разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления стихийно обострившихся системных противоречий в педагогической деятельности, формирующий отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности и предполагающий возможность конструирования процессов конфликтного взаимодействия, разрешения проблем и конструктивной коммуникации.

На современном этапе педагогические конфликты изучаются в следующих направлениях:

1) изучение конфликта в школьных коллективах как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Д. Журавлев, А. Меняев, С.Ю. Темина, Н.В. Нижегородцева, А.Н. Поддьяков, Д.И. Фельдштейн и Л.И. Воробъева и другие).[1]

2) выявление сущности и причин конфликта в педагогических коллективах, при этом изучаются конфликты между учителями и между директором учебного заведения и его подчиненными (С.В. Баныкина, В. Ольшанский, В. Волжская),[2] осуществляются попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

3) анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями (М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк);[3]

4) исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов; разработка основ педагогического управления организационными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в таких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика семейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Базелюк).[4]

Сфера образования, стремясь упорядочить накопленные и передаваемые знания, процессы их передачи, выступает жесткой формальной системой, в которой ребенок «приговорен» к взрослению.

Российские исследователи конфликтного взаимодействия Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. указывают на то, что не всякий конфликт, возникающий в образовательной системе, является педагогическим.[5] Педагогические конфликты имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу и всегда связаны с обучением и воспитанием учащихся. Многие проблемы в педагогической деятельности – это проблемы неумения выстраивать межличностные отношения, поэтому педагогические конфликты чаще всего носят межличностный характер, где доминируют конфликты по линии «педагог – учащийся».

Рыбакова М. выделяет следующие особенности педагогических конфликтов, отличающие их в общей массе конфликтных противоречий:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. [6]

Кроме того, в педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных – в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть вина несостоявшегося учителя.

Особенности педагогических конфликтов дают ключ к пониманию предмета педагогической конфликтологии.

Вместе с тем единой классификации педагогических конфликтов не существует, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. У ряда исследователей типология конфликтов связана с уровнем противоречий педагогического процесса, где выделяются макроуровень, промежуточный уровень и микроуровень.

Поскольку главным заказчиком социально-педагогического процесса является общество, а исполнителем этого процесса – вся система образования и воспитания, то на макроуровне педагогические конфликты возникают между системой образования и обществом. В последнее десятилетие эти противоречия связаны с введением в образовательный процесс инноваций[7].

Модернизация российского общества, начатая в 1990-е гг., долгое время практически не затрагивала образовательную сферу, здесь сохранялись сложившиеся ранее принципы, формы, методы и способы обучения. Введенные в современное образование инноваций (многообразие видов и типов учебных учреждений, возможность их выбора, введение ГИА и ЕГЭ, компьютеризация учебного процесса и др.) обозначили целый ряд противоречий. Любые преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы и ожидания. Лишь незначительная часть педагогических работников (менее чем каждый десятый) сознательно и системно использует инновации как социальный механизм развития образования и способ саморазвития в этом процессе. Поэтому на макроуровне возможно выделение инновационных конфликтов в самостоятельный тип педагогических конфликтов.

На промежуточном уровне лежат противоречия связанные с организацией и условиями учебного процесса (организационные конфликты). Ситуацию здесь определяют: состояние и оборудование учебных кабинетов, учебная нагрузка, расписание занятий, наличие или отсутствие учебных пособий, оформление документации, надбавки к заработной плате и премиальных средств.

Нечеткость должностных обязанностей и прав педагогов, постоянный внешний контроль – все это определяет специфику организационных конфликтов в образовательной сфере. Кроме того, на организационный конфликт серьезное влияние оказывает менталитет педагога[8], который в последнее претерпевает серьезные изменения.

На микроуровне следует обозначить педагогические конфликты, связанные с личностными индивидуально-психологическими особенностями их участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. В учебном процессе у участников взаимодействия существует определенный спектр вариантов ожидаемого поведения. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера (например, учителя или администратора) заужены в результате его уверенности в собственной правоте, склонностям к нравоучению и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Эти рамки также зависят от актуального психического состояния (например, если подросток раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес).

При анализе педагогического конфликта необходимо выделять основные уровни его противоречий, т.е. микро, макро и промежуточную среду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Учет социальных условий, в которых зародился и протекает конфликт, позволяет понять его содержательную сторону.

[3] Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания.–2010. –№ 9. – С. 170-176.

[5] См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб., 2007. – С. 325.

[6] Рыбакова М. Особенности педагогических конфликтов. Решение педагогических конфликтов / Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М., 2005.

[8] Менталитет педагога – особая форма мыслительной деятельности, характерная для представителей данной профессии, выражающаяся в формировании собственного видения мира, характере поведенческих реакций и эмоционально-волевых установок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *