какие конфликты бывают между государствами
Четыре войны 2020 года: международные конфликты, потрясшие планету
Камран Гасанов
2020 год выдался богатым на международные конфликты. Сразу несколько стран или стояли на грани войны друг с другом, или успели вступить в прямые боевые действия.
Американо-иранский конфликт
Иран и США с приходом в Белый дом Дональда Трампа и так находились в сложных отношениях. Трамп вышел из ядерной сделки, ввел против Ирана экономические санкции, включая нефтяное эмбарго, и запретил своим союзникам в Европе и Азии покупать у него нефть. Трампа не устраивало, что ИРИ развивает собственные баллистические ракеты и поддерживает шиитские милиции по всему региону Ближнего Востока: в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене.
В результате январского обострения Иран через свои прокси совершил ряд нападений на американские военные базы в Ираке. По оценкам иранцев, погибли 80 американских солдат. Пентагон отрицает потери, но признал, что более 100 военнослужащих получили черепно-мозговые травмы. США подогнали к берегам Ирана свой флот, Трамп делал угрожающие заявления, но до прямого конфликта не дошло. Жертвой конфронтации стал украинский пассажирский лайнер «Боинг-737», который 8 января сбили иранцы, приняв за американский военный объект. В результате авиакатастрофы погибли 176 человек.
Турция и Россия сомкнули мечи в Сирии
Спустя два месяца на грань конфликта встали Россия и Турция. Поводом для обострения противоречий стала Сирия, а точнее — провинция Идлиб. За последние годы, с тех пор как при поддержке Москвы сирийское правительство вытеснило вооруженную оппозицию из многих регионов, они собрались на северо-западе. Наряду с ними в Идлибе осели тысячи террористов из группы «Хайят Тахрир аш-Шам»*. Сирийский президент Башар Асад неоднократно хотел взять силой провинцию, но учитывая, что в регионе находились турецкие военные, Москва и Анкара решили урегулировать проблему мирным путем. Турция обязалась очистить регион от террористов. Однако шли месяцы, а Анкара не справлялась со взятыми обязательствами.
При очередной попытке наступления войск Асада в феврале 2020 года погибли четверо турецких военных. Начались боевые действия. В результате с турецкой стороны погибли десятки военных, с сирийской — несколько сотен. Ходили слухи, что некоторые из турецких военнослужащих погибли под огнем российской авиации, хотя официально Анкара такую версию не подтвердила. В любом случае угроза столкновения союзника Асада в лице России и патрона сирийской оппозиции Турции стала нарастать.
Градус напряженности удалось понизить после личной встречи Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина в Москве 5 марта. Президенты договорились ввести в Идлибе режим прекращения огня, создать коридор безопасности шириной 6 километров к югу и 6 километров к северу от трассы М4. С 15 марта военные России и Турции приступили к патрулированию трассы М4, разделяющей территории под контролем правительства и оппозиции.
Ливийский разлом
На протяжении 2020 года обострялся конфликт и в Ливии. Войска, лояльные главе Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршалу Халифе Хафтару, снова попытались взять штурмом столицу Ливии — город Триполи, где располагается Правительство национального согласия. Хафтара поддерживали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, отчасти Франция и Россия. На стороне ПНС оказалась Турция. В начале года турки направили в Триполи своих военных и вооружение. Турецкая помощь начала срабатывать. 7 января силы Сараджа отбили у ЛНА город Сирт. Египтяне сильно возмутились присутствию Турции и пригрозили отправить свою армию на помощь Хафтару.
Война в Нагорном Карабахе
Самое крупное кровопролитие этого и многих других предшествующих лет состоялось в сентябре. 27-го числа войска Азербайджана перешли в наступление вдоль всей линии фронта с Арменией. В результате 44-дневных боев Азербайджан смог не только вернуть четыре из семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, но и ряд городов внутри области, таких как Шуша, Гадрут, Мадагиз (Суговушан). Со стороны Азербайджана погибли 2783 военных, со стороны Армении— 2660. Кроме того, около полутора сотен мирных жителей погибли с обеих сторон во время обстрелов Степанакерта, Барды, Гянджи.
Фото: mil.ru / Министерство обороны Российской Федерации
Если бы не вмешательство России, война бы еще продолжалась. Азербайджанские военные находились в двух километрах от Степанакерта. 9 ноября по инициативе Владимира Путина было сделано трехстороннее заявление РФ, Армении и Азербайджана: объявлялось перемирие. Азербайджан сохранял занятые территории, а также получал контроль над оставшимися тремя оккупированными районами (Кельбаджар, Агдам, Лачин). В Нагорный Карабах вошли российские миротворцы. Все беженцы должны вернуться в свои дома. Для безопасного передвижения армян между Нагорным Карабахом и Арменией создается Лачинский коридор, охраняемый российскими военными.
Таким образом, 2020 год оказался одним из наиболее конфликтных. Вопреки прогнозам о том, что коронавирус сдержит конфликтный потенциал, ибо все страны будут заниматься внутренними проблемами, мы увидели значительные территориальные изменения в Ливии и на Южном Кавказе. Кроме того, в первые месяцы года удалось избежать лобового столкновения Ирана и США, России и Турции.
*«Хайят Тахрир аш-Шам» — запрещенная в России террористическая организация.
Тема: Международные конфликты и пути их разрешения
Лекция 4. по дисциплине «Современная внешнеполитическая стратегия России и международные конфликты».
Тема: Международные конфликты и пути их разрешения
1. Международные конфликты, их классификация.
Конфликты как острый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами социального взаимодействия сопровождали всю историю человечества и, скорее всего, останутся в будущем. Согласно диалектике, бесконфликтное и непротиворечивое развитие любого социального организма невозможно в принципе. По афористичному утверждению одного из исследователей (Р. Ли), общество без конфликтов — мертвое общество.
В основе конфликтной ситуации — противоположные интересы, позиции и взгляды сторон. Это в полной мере относится и к международным конфликтам, генезис, протекание и разрешение которых изучается в рамках такого подвида науки, как политическая конфликтология.
Обыденное сознание нередко воспринимает конфликты как нечто негативное, дестабилизирующее. На самом деле конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. К негативным последствиям конфликтов относится то, что они:
— ведут к беспорядку и деструкции,
— способствуют росту насилия,
— их результатом являются большие материальные и моральные потери,
— они создают угрозы для жизни и здоровья людей, приводят к человеческим жертвам.
Однако конфликты выполняют и позитивные функции:
— они привлекают внимание к проблемам и заставляют искать выход из сложившейся ситуации;
— позволяют более четко осознавать как свои, так и противостоящие им интересы;
— содействуют получению информации о соотношении силового потенциала конкурирующих субъектов;
— способствуют внутренней консолидации общества, укреплению единства нации, мобилизации внутренних ресурсов;
— помогают в реальности определить, кто друг и союзник, а кто враг и недоброжелатель.
Нередко конфликты, вызванные общественными потребностями, несмотря на большие издержки, в итоге приводят к позитивным результатам. Революции, справедливые войны, национально-освободительные движения, выкорчевывание негативных явлений внутри самих обществ — все это есть не что иное, как столкновение доходящих до конфликтной стадии интересов различных субъектов внутренней и внешней политики.
Понятие «конфликт» находится в смежном поле с понятием «кризис». Иногда их отождествляют, но чаще различают, стремясь выявить разницу. Как отмечает М. М. Лебедева, конфликтные отношения и действия нередко предшествуют кризису; последний характеризуется резким, внезапным ухудшением отношений. Неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные черты кризисной ситуации. Участники конфликта, достигнув кризисной точки, приходят к качественно иным отношениям.
Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от конфликта к кризису, а от кризиса к конфликту, в том числе вооруженному. К примеру, украинский кризис, начавшийся в 2013 г. как кризис власти и быстро приобретший международный характер, стал следствием столкновения интересов между различными социальными и этническими сегментами украинского общества, что привело к военному конфликту на юго-востоке страны.
Кризисы характерны для различных сфер общественной жизни, будь то экономика, финансы или политика. Многие из них затрагивают область международных отношений, но не обязательно сопровождаются конфликтами между странами. Более того, некоторые кризисы стимулируют сотрудничество. Так, кризисные явления в связке «человек — природа», проблемы изменения климата на планете подвигают разные страны, мировое сообщество сплотиться для нейтрализации общих для всех вызовов.
Применительно к рассматриваемой теме, конфликт становится апогеем кризиса, когда облекается в силовую, военную форму. Классификация военных/вооруженных конфликтов может осуществляться по разным признакам:
— числу участников — двусторонние, многосторонние;
— географическому охвату — локальные, региональные, глобальные;
— времени протекания — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
— степени интенсивности — ожесточенные, умеренные, вялотекущие;
В основу других классификаций вооруженных конфликтов положены их предмет, движущие силы, интересы и цели участников. В таком понимании выделяются:
— территориальные конфликты, в основе которых лежат пространственные противоречия, имея в виду освобождение своих, захват чужих или борьбу за спорные территории;
— религиозные конфликты между сторонниками и противниками той или иной веры или внутри религиозных течений. История полна примеров конфликтов на почве вероисповедания: крестовые походы Средневековья, религиозные войны в Европе в XVI—XVII вв., борьба между суннитами, шиитами, алавитами и другими ветвями ислама в нынешних условиях;
— конфликты сепаратистского характера за отделение части того или иного государства и провозглашение независимости. Ряд новых государств, возникших за последние десятилетия, возникли именно в результате сепаратистских движений;
— конфликты, возникающие по причине распада крупных полиэтнических государств, где во многих случаях границы проводились без учета региона проживания этноса, культурных и религиозных общин;
— межэтнические конфликты. Отличаются особой ожесточенностью, прежде всего там, где не сформировалась национальная идентичность племен и народов, прежде входивших в состав колониальных держав, например, в Африке южнее Сахары;
— конфликты, в основе которых лежит борьба за власть. В таких конфликтах повстанческие группировки борются за свержение неугодных режимов по идеологическим соображениям (к примеру, низложение буржуазных правительств левыми силами) или против деспотических, коррумпированных и неэффективных правителей;
— конфликты между государством (государствами) и террористическими группировками, действующими как внутри государства, так и объединенных в транснациональные структуры. Так называемое «Исламское государство» действует не только в Сирии и Ираке, но и за пределами этих стран, стремясь создать всемирный халифат;
— конфликты между государствами с различным общественным укладами и ценностными установками. После окончания холодной войны развязывание таких конфликтов характерно для стран Запада, стремящихся с помощью «демократического империализма» сместить неугодные режимы (Ирак, Ливия, Сирия и др.).
Предмет конфликта, то есть то, что лежит в его основе, далеко не всегда однозначен. По своим основаниям в одном и том же конфликте могут совмещаться религиозные, территориальные, исторические и другие аспекты, как, например, в многолетнем арабо-израильском конфликте.
Конфликты подразделяются на внутренние и внешние (межгосударственные, международные). Главный признак внутренних конфликтов в том, что в них основными участниками являются граждане одной страны. В международных конфликтах «классического» типа участвуют по меньшей мере два государства. С этой точки зрения они считаются межгосударственными. Понятие «международный конфликт» более широкое и в некотором смысле более расплывчатое, оно может включать в себя конфликт как межгосударственный, так и конфликт между другими акторами международной жизни — государственными и негосударственными. Если количество межгосударственных конфликтов в последние десятилетия идет на убыль, то этого не скажешь о международных конфликтах в их широком понимании.
Бесконфликтное развитие международных отношений вряд ли возможно, по крайней мере пока у субъектов этих отношений существуют разные, нередко противоположные интересы. В этом смысле конфликты могут протекать в различных сферах (экономической, социальной, политической и др.), охватывать различный круг участников, имея в виду государственных и негосударственных акторов, стороны конфликта могут руководствоваться различными ценностями, ставить перед собой разные цели. И, конечно же, важнейшее значение имеют способы разрешения конфликтов. Одни из них разрешаются мирно, другие носят непримиримый характер и в своем крайнем выражении обращаются в войны, где вооруженная сила становится последним аргументом наций.
Существуют различия между понятиями «война», «военный конфликт», «вооруженный конфликт». Последнее понятие — хотя и самое распространенное, но и самое неопределенное, под него может попасть даже уличная драка с применением любого вида оружия, перестрелка между двумя преступными группами и т.д. В вооруженном конфликте военных людей может и не быть, в то время как в войне и военных конфликтах обязательно участвуют военные.
Что касается войны и военных конфликтов, то они отличаются по ряду признаков.
Во-первых, война всегда преследует политические цели и всегда, под какими бы лозунгами она не проводилась, в конечном счете, имеет политические последствия. База военных конфликтов носит более частный характер, а цели, преследуемые сторонами, менее масштабны.
Во-вторых, война планируется и готовится, недаром говорят: «Хочешь мира — готовься к войне». Конфликт далеко не всегда планируется, он может произойти случайно или в силу стечения обстоятельств.
В-третьих, война, как правило, объявляется, военный конфликт просто фиксируется сторонами. Война, даже если она де-юре не объявлена, осознается как таковая мировым сообществом независимо от того, признается официально той или иной стороной или нет.
В-четвертых, война является состоянием всего общества, она кардинально меняет ситуацию в стране, предполагает перевод экономики на военные рельсы, мобилизацию всех сил и средств, введение режима военного времени. При военном конфликте чаще всего этого не требуется.
В-пятых, в отличие от военных конфликтов, войны оказывают существенное воздействие на всю международную ситуацию и нередко меняют геополитическую карту региона и даже всего мира, особенно это касается мировых войн, после которых устанавливается новый мировой порядок.
В результате Первой мировой войны погибли четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Российская, Оттоманская), а версальско-вашингтонские договоренности перекроили политическую карту мира.
По итогам Второй мировой войны соглашения, достигнутые на Ялтинской и Потсдамской конференциях, возвестили крах стран «оси» и определили зоны влияния победивших государств, что впоследствии послужило основанием для раздела мира на два блока.
По окончанию холодной войны (некоторые назвали ее «Третьей мировой»), никаких юридически обязывающих соглашений оформлено не было, хотя очевидны и победившие, и побежденные, как очевидной оказалась геополитическая катастрофа для одних и геополитический триумф для других.
Прямого военного противоборства обе сверхдержавы стремились всячески избегать, понимая, что иное грозит глобальной войной. После Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США осознали необходимость управления кризисами, не доводя их до стадии необратимого конфликта. В эпоху советско-американской конфронтации зародилось и получило развитие то, что было названо дипломатией кризиса. В период холодной войны, которую французский политолог Р. Арон охарактеризовал формулой «мир невозможен — война невероятна», дипломатия кризиса, управление кризисом успешно использовались не единожды, шла ли речь о Берлинском кризисе 1948 г., Суэцком кризисе 1956 г., Кубинском ракетном кризисе 1962 г., ситуациях в других регионах. Необходимость предупреждения, введение в определенное русло кризисов побуждало Кремль и Белый дом идти на сотрудничество, создать своего рода коалицию против ядерной войны.
После окончания холодной войны возникла эйфория по поводу наступления бесконфликтного развития на планете. Однако надеждам на спокойный мир и безопасность не суждено было сбыться. По мнению большинства исследователей, общая динамика конфликтогенности на нашей планете примерно такова: в конце 1980-х и начале 1990-х гг. произошел всплеск количества конфликтов, вызванных прежде всего распадом СССР и Югославии. С середины 1990-х гг. число конфликтов пошло на убыль и с конца прошлого века продолжало держаться примерно на одном уровне. Однако в последние годы наблюдается тенденция нарастания конфликтогенности в мире.
По данным ООН, в период с 1945 по 1992 г. свыше 100 основных конфликтов в мире унесли жизнь более 20 млн человек. Уже после холодной войны произошли кровопролитные конфликты в ряде регионов планеты, особой жестокостью они отличались в Африке. Конфликт в Руанде, начавшийся в 1994 г. между племенами хуту и тутси и длившейся почти 15 лет, стоил жизни, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек. В результате конфликта в Демократической Республике Конго (до 1997 г. — Заир), который назвали Великой африканской войной, от боевых действий, голода и болезней погибло несколько миллионов человек. Крупные конфликты с большим числом жертв произошли в Судане (между арабским населением и африканскими племенами), Уганде, Либерии, Сомали, Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке и ряде других стран.
В ежегоднике СИПРИ опубликован глобальный индекс миролюбия (ГИМ) за 2014 г. Для международного исследования, осуществляемого Институтом экономики и мира в 162 государствах, привлекаются 22 количественных и качественных показателя из высоконадежных источников по трем категориям: степень безопасности и защищенности общества; участие во внутренних и внешних конфликтах; уровень милитаризации. За период с 2008 по 2014 г.ГИМ зарегистрировал последовательное ежегодное падение глобального уровня миролюбия. За указанный период лишь четыре показателя продемонстрировали улучшение, в то время как по 18 показателям наблюдался регресс По итогам 2015—2016 гг. эти показатели, по-видимому, будут еще драматичнее, учитывая рост организованного насилия в мире за эти годы.
Конфликты полыхают на Ближнем Востоке, в Африке, на Украине, взрывоопасной остается ситуация в ряде других стран, в том числе на постсоветским пространстве, не уменьшается число замороженных конфликтов. Обстановка усугубляется активизацией международного терроризма, обострением социальной ситуации во многих государствах, нарастанием кризисных явлений в мире. Среди причин, вызывающих рост конфликтогенности в глобальном масштабе, можно назвать следующие:
— гегемонистские устремления США и их союзников построить мир в соответствии со своими представлениями и по своим лекалам, что встречает растущий отпор со стороны стран и народов, не желающих жить по навязанным правилам;
— нарастающие противоречия между основными центрами экономической, политической и военной силы — США, Россией, Китаем, Евросоюзом и другими крупными стратегическими величинами, у каждого из которых «своя правда», свои представления о справедливом и безопасном мире;
— мощные миграционные потоки, новое «великое переселение народов», дестабилизирующие ситуацию в ряде стране и регионов и порождающих агрессивные фобии.
Задание: ознакомиться с докладами СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира):https://www.sipri.org/
Литература
Богатуров А.Д. Международные отношения и внешняя политика России: научное издание. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 388-398, 399-416, 466-479.
Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 104-126.
Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.
Война на Кавказе 2008: русский взгляд. Грузино-осетинская война 8–13 августа 2008 года. 2-е издание, дополненное. – М.: АИРО-XXI, 2011. – 352 с. – ISBN 978-5-91022-160-8.
Загорский А.В. Россия в системе европейской безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 139 с.
Примеры политических конфликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие политического конфликта
Политический конфликт является противоборством реальных общественных сил, которые олицетворяются лидерами, партиями, организациями, элитами (другими объединениями и общностями людей) с противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.
В целом выделяют три типа политических конфликтов: конфликты идентификации, конфликты ценностей и конфликты интересов.
Разновидности политических конфликтов
Конфликты ценностей существуют в развивающихся странах, и требуют многих усилий для урегулирования, так как компромисс в отношении базовых ценностей, («свобода», «равенство», «терпимость» и пр.) является труднодостижимым, а зачастую и вовсе невозможным. В качестве примера такой ситуации можно называть конфликт меж частью общества, поддерживающей антидемократические «средневековые» ценности и идеалы, и остальной частью населения, разделяющей принципы рыночной экономики и демократии.
Конфликт идентификации присущ практически любому обществу, в котором отдельный индивид отождествляет себя с конкретной общностью (религиозной, языковой, этнической), а не с целым государством, в котором он проживает. Этот вид конфликтов является характерным для большей части государств, которые образовались в результате распада СССР и государств, где национальные меньшинства живут в районах, которые принадлежали им испокон века – к примеру, проблема венгров и словаков Трансильвании.
Конфликты интересов в первую очередь типичны для более устойчивых стран и экономически развитых государств. Их ярчайшим примером являются регулярные конфликты меж либералами и консерваторами, которые, к сову сказать, всегда решаются исключительно мирным путём.
Примеры политических конфликтов
Множество конфликтов, которые возникли на политической почве в Российском государстве в 90-х годах 20 века, было вызвано сепаратистскими настроениями. Большая часть автономных республик, заявляя о собственной независимости, ставила вопрос о выходе из состава РФ, и только к 2000 году эти конфликты удалось урегулировать. Провозглашение суверенности Чеченской Республики (Ичкерия) привело к затяжному противостоянию меж правительством РФ и сепаратистами, что позже спровоцировало увеличение напряжённости и множество военных конфликтов на всем без исключения Северном Кавказе.
Готовые работы на аналогичную тему
Ещё одним актуальным и известным примером политического конфликта является столкновение меж Японией и Россией из-за вопроса о праве владения Южными Курилами, которые СССР обрел по итогу Второй мировой войны.
Конфликты в общественной среде неизбежны, таковой является человеческая природа. Вопрос в том, в какую сторону выйдет внутреннее напряжение, которое может накопиться даже в самом благополучном социуме.
В Российской Федерации последний десяток лет попытки власти нивелировать недовольство и агрессию населения были связанными с поиском внутренних врагов, и в этом качестве по очереди выступали:
Мы пытаемся найти врага тогда, когда не можем жить сами с собой в мире. Собственный гнев направляется на тех, кто кажется нам хуже нас. В годы после реформ переменился привычный образ жизни, изменились критерии того, что плохо и что хорошо, и мы делаем попытки найти того, кто в этом виновен.
Политические конфликты, в их числе и международного характера, являются сложнейшими объектами исследований. Арабо-израильский конфликт, конфликт в Абхазии, Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии длятся множество лет, в их урегулировании принимают участие многие государства, но ощутимых результатов не всегда удается достичь.
Любой политический конфликт представляет собой индивидуальное явление, и при анализе его необходимо учитывать, помимо объективных, субъективные факторы, применяя рефлексивное управление противником.
Каждый конфликт важно рассматривать в форме индивидуального явления. А раз речь ведется об индивидуальности явления, то нужно говорить не об общих закономерностях, а об определенных причинно-следственных связях, т. е. речь идет не о том, как это явление, как частный случай привести к общей формуле или закономерности, а о том, к какой общности индивидуальных причин его нужно отнести.
Примерами подобных конфликтов является борьба левых движений и партий в России против имеющегося в настоящий момент режима политической власти.
Самыми яркими примерами политических конфликтов традиционно признаны: