какие конструкции газлифтов существуют
Конструкции газлифтных подъемников
Два канала, необходимых для работы газлифтной скважины в реальных условиях, создаются двумя рядами концентрично расположенных труб, т.е. спуском в скважину первого (внешнего) и второго (внутреннего) рядов труб. Внешний ряд труб большего диаметра (обычно 73-102 мм) спускается первым. Внутренний, меньшего диаметра (обычно 48, 60, 73 мм) спускается вторым внутрь первого ряда. Образуется так называемый двухрядный подъемник, в котором, как правило, сжатый газ подается в межтрубное пространство между первым и вторым рядами труб, а ГЖС поднимается по внутреннему, второму ряду труб (рис. 2, а). Первый ряд труб обычно спускается до интервала перфорации, а второй под динамический уровень
Рис. 2. Схема конструкций газлифтных подъемников
Двухрядные подъемники раньше применялись широко, особенно когда эксплуатация скважин осложнялась выделением песка, который нужно было выносить на поверхность. Скорость восходящего потока при движении по первому ряду труб больше, чем при движении по обсадной колонне. Поэтому башмак первого ряда спускался, как правило, до забоя. В то же время при необходимости можно было легко изменять погружение второго ряда труб в связи с изменением динамического уровня, увеличением отбора или по другим причинам. При таком изменении первый ряд труб остается на месте.
Схема однорядного наименее металлоемкого подъемника приведена на рис. 2, в. Газ подается в межтрубное пространство и ГЖС поднимается по одному ряду труб, диаметр которых определяется дебитом скважины и техническими условиями ее эксплуатации. Реальный уровень жидкости всегда устанавливается у башмака подъемных труб. Уровень не может быть выше, так как в этом случае газ не будет поступать в НКТ. Он не может быть и ниже башмака, так как тогда в НКТ не будет поступать жидкость. Однако при пульсирующем режиме работы газожидкостного подъемника уровень жидкости колеблется у башмака, периодически его перекрывая. Видимого погружения и динамического уровня жидкости при однорядном подъемнике нет, а гидростатическое давление у башмака подъемных труб, создаваемое погружением его под динамический уровень, заменяется давлением газа Р1.
Положение условного динамического уровня и погружение определяются рабочим давлением газа у рабочих отверстий, пересчитанным в столб жидкости. Однорядная конструкция газлифта, при котором используются 60 или 73-мм трубы, создает широкое межтрубное пространство, размеры которого играют решающую роль в случае использования различных клапанов, широко применяемых в настоящее время.
В однорядном подъемнике вместо рабочей муфты с рабочими отверстиями может применяться так называемый концевой рабочий клапан, поддерживающий постоянный перепад давления при прохождении через него газа, равный 0,1-0,15 МПа, достаточный для того, чтобы постоянно удерживать уровень жидкости ниже клапана на 10-15 м. Концевой клапан обычно приваривается к спецмуфте с внешней стороны и имеет пружинную регулировку необходимого перепада давления и расхода газа. Такой клапан снабжается еще специальным шариковым клапаном, который закрывает рабочее отверстие и позволяет осуществлять обратную промывку скважины до забоя (рис. 3).
Необходимо отметить, что любая конструкция газлифтного подъемника может работать по двум схемам. В одном случае сжатый газ подается в межтрубное пространство, а ГЖС движется по центральной колонне труб. Эта схема обычная (см. рис. 2, а, б, в, г) и рис.
Рис. 3. Принципиальная схема концевого клапана
В другом случае сжатый газ можно подавать в центральную колонну труб, а ГЖС в этом случае будет подниматься по кольцевому пространству. Такая схема называется центральной, так как газ закачивается в центральные трубы. Почти все газлифтные скважины работают по кольцевой схеме, так как поперечное сечение кольцевого пространства, как правило, больше сечения центральных труб и оптимальные условия работы по нему могут быть достигнуты только при больших дебитах. Кроме того, при отложении парафина его удаление с внутренних стенок обсадной колонны пли первого ряда труб практически невозможно.
Газлифт. Виды и устройство. Назначение и применение. Особенности
Газлифт, или пневмопатрон – газовая пружина, упругим элементом которой является газ. Устройство представляет собой цилиндр с выдвигаемым штоком. По внешнему виду прибор похож на амортизатор. При этом отличается от него функционально. Амортизаторы работают на гашения колебаний, в то время как газлифты действуют как подъемные механизмы.
Как устроен газлифт
Газовая пружина достаточно сложное устройство. Ее типовая конструкция состоит из цилиндра, внутри которого свободно перемещается шток. Тот в свою очередь при движении может выступать за пределы корпуса. В месте примыкания цилиндра и штока располагаются втулка, пыльник и сальник. Они обеспечивают герметичность отверстия в цилиндре, через которое выходит шток.
Внутри цилиндра располагается центрирующая втулка поршень. Она выступает ограничителем для штока, препятствующим его движению в сторону. За счет этого тот может выдвигать и задвигаться без люфта. Внутри устройства располагается газ. В зависимости от назначения газлифта внутреннее давление может составлять от 5 до 200 атмосфер. В подавляющем большинстве случаев пружина закачивается азотом, иногда применяется обычный фильтрованный воздух. Для обеспечения смазки в цилиндр заливается небольшое количество масла.
За счет наполнения внутренней полости газом под давлением, шток при надавливании может войти в устройство, но с сопротивлением. В момент прекращения давления пружина выталкивает шток обратно. Устройство подобно масляным пружинам, но поскольку в нем используется податливый газ, а не гидравлическая жидкость, то прибор имеет больший ход штока.
Описанная конструкция и механизм действия являются самыми простыми. Во многих случаях используются более сложные газлифты, к примеру, оснащенные специальной кнопкой, позволяющей блокировать ход штока. Тот способен возвращаться в свое нормальное положение только при ее нажатии и удержании.
Виды газлифтов по направлению действия
Конструкция газового лифта может отличаться в зависимости от области применения устройства. В одних условиях от него требуется одно, а в других другое.
В зависимости от направления возвратного хода газовые лифты бывают 2-х видов:
Газлифт прямого действия предусматривает наличие выдвинутого штока при нахождении механизма в спокойном положении без внешнего воздействия. Такой прибор во время работы сжимается, при легком снижении давления он выпрямляет шток, попутно поднимая закрепленный на нем вес.
Устройство обратного действия работает по противоположной схеме. Его шток в спокойном положении находится внутри цилиндра. Чтобы его вытянуть, необходимо приложить растягивающее устройство усилие. Под воздействием прикладываемой внешней силы шток выдвигается, но при снижении усилия возвращается обратно.
Оба механизма имеют практически одинаковое устройство. Единственное отличие заключается только в том, с какой стороны относительно втулки поршня располагается газ. Если за ней, то прибор работает по прямому действию. Если же газ закачан перед поршнем, то давит на шток так, что тот в спокойном положении наоборот входит внутрь цилиндра.
Блокируемая газовая пружина
Также в зависимости от наличия блока в конструкции газлифты разделяют на 2 вида:
Блокируемые газовые пружины оснащаются кнопкой для блокировки хода поршня. Специальный дополнительный механизм не позволяет штоку двигаться без нажатия на кнопку.
Разработано 3 системы блокировки штока:
При наличии стандартного механизма блокировки газлифт можно остановить в любой точке хода штока. Это достаточно эластичная блокировка, позволяющая при достаточно сильном давлении сместить шток, даже не нажимая кнопку. Хотя такое стопорение и не гарантирует отсутствия хода, но подходит для многих механизмов, к примеру, мебельных дверец с вертикальным открыванием.
Амбивалентная блокировка делает газовую пружину жесткой при вытягивании, при этом она работает мягко при вдавливании. Стопор срабатывает в одну сторону на вытягивание штока, при этом обратный ход хотя и возможен, но без нажатой кнопки требует прикладывания дополнительного усилия.
Газлифт с комбинированной блокировкой блокируется в обоих направлениях. Он не может ни вытягиваться, ни вдавливаться до момента прижатия кнопки.
Сфера использования
Газлифты имеют достаточно широкое распространение во многих сферах. Наиболее часто их применяют в следующих случаях:
Данные устройства можно легко найти в свободной продаже в автомагазинах, магазинах мебели. Кроме этого газлифты используются для подъема крышек сканеров, ксероксов. Они устанавливаются на некоторые типы окон и витрин. Их используют в аэрокосмическом строительстве. Однако такие устройства ввиду низкой востребованности можно найти только в специализированных магазинах или покупать у производителя по предварительному заказу.
Автомобильные газлифты
Зачастую являются самыми обычными, лишенными механизма блокировки. Они применяются для поднятия двери багажника. Эти приборы имеют прямое действие. В спокойном положении их шток находится в выдвинутом положении. При открывании замка багажника пара газовых пружин его поднимают в верхнее положение. При закрывании багажника необходимо приложить усилие, чтобы придавить пружины и опустить их вниз. Именно такой механизм работы обеспечивает минимальное усилие. При закрывании багажника давление вниз обеспечивается за счет веса, и не требует столь сильного напряжения мышц, как при поднятии багажника без газлифта.
Для фасадов
Газлифт для мебельных шкафчиков является достаточно дорогостоящей фурнитурой. Ее стоимость может существенно отличаться, даже в десятки раз. Это связано со сложностью механизма, что влияет на удобство пользования. Самые простые бюджетные газлифты способны выполнять вертикальное открывание только до верхней точки. Более дорогие устройства можно остановить в любой момент, обеспечив тем самым частичное открывание.
Мебельные газовые пружины в основном используются для оснащения кухонных шкафчиков. Они не только облегчают открывание дверок, но и удерживают их в открытом положении, полностью препятствуют случайному самовольному захлопыванию.
Для шкафчиков помимо классических газлифтов производится более сложная фурнитура, предназначенная для установки на фасады без ручек. Такие газовые пружины срабатывают на открывание без необходимости тянуть за дверцу. Достаточно их слегка прижать и отпустить, после чего газлифт сработает в обратном направлении и откроет дверцы. Устройства этого типа накапливают энергию при закрывании. При прижатии фасада их механизм блокировки отключается, и выполняется выдавливание штока.
Установка газлифта для мебельных фасадов должна осуществляться строго по инструкции. В противном случае существует риск проведения монтажа под неправильным углом. В таком случае фасад может открываться или закрывается не до конца. Кроме этого важно также обращать внимание на грузоподъемность газлифта. Она должна соответствовать массе двери.
Для кроватей и диванов
Газлифты применяются в качестве подъемного механизма в кроватях и диванах оснащенных нишей для хранения. Они позволяют с минимальными усилиями поднять площадку с матрасом, чтобы добраться до внутреннего пространства. Данные приборы не оснащаются блокировкой. Они работают только на подъем до упора без возможности остановки с частичным открыванием. Подобная функция для диванов и кроватей излишня. Однако бывают и исключения. Преимущественно они устанавливаются на мебель трансформер.
Газлифт для кресла
Офисные кресла оснащаются механизмом регулировки высоты. Эта функция обеспечивается газлифтом. Устройство помимо своего основного назначения также используется в качестве единственной стойки. Оно располагается между подошвой и сидением кресла.
Данное устройство позволяет при нажатии рычага поднимать кресло вверх. Чтобы его опустить обратно, необходимо нагрузить сидение весом тела и потянуть за рычаг. Подъем вверх под нагрузкой невозможен.
Важной особенностью газлифтов для кресел является возможность вращения сидения. Для этого устройство дополнительно оснащается подшипником. Для обеспечения возможности вращения проводится небольшая модернизация типовой конструкция газлифта. В частности используются более надежные уплотнители.
Газлифт для кресла практически всегда имеет стандартный диаметр 50 мм или 38 мм. При этом, несмотря на одинаковые внешние габариты, он может существенно отличаться по грузоподъемности. Она в первую очередь зависит от толщины стенок цилиндра, их материала и давления газа.
Газлифты для кресел разделяют на 4 класса. Первый в основном применяется в детских креслах, так как рассчитан на максимальную нагрузку 80 кг. Второй класс выдерживает массу 100 кг. Это наиболее распространенные устройства. Третий класс рассчитан на 150 кг, и четвертый на 200 кг.
Несоблюдения рекомендаций нагрузки приводит к тому, что шток устройства, несмотря на блокировку, будет втягиваться. При незначительной перегрузке газовая пружина может держать вес, но со временем начинает сжиматься даже при загрузке ниже рекомендуемой.