какие контейнеры пригодны для верхней загрузки
Характеристики контейнеров 20 и 40 футов
Морские контейнеры — это специализированная многооборотная тара, которая предназначена для транспортировки грузов автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом. Подобные изделия могут иметь различные размеры, которые регламентируются международным стандартом ISO. В данной статье мы рассмотрим характеристики 20-футовых контейнеров, а также 40-футовых.
Общее описание
Что 20-, что 40-футовые контейнеры представляют собой каркасную конструкцию, на которую навариваются металлические листы. Внутри изделие, как правило, обшивается дерево-стружечными плитами, которые крепятся на систему из деревянных профилей.
Отдельно стоит поговорить о наружной обшивке, ведь листы, которыми обшивается контейнер, изготавливаются из особой кортеновской стали. При контакте с водой она не коррозирует, а покрывается оксидной пленкой, обеспечивающей надежную защиту изделия от негативного воздействия влаги.
Именно за счет этой особенности морские контейнеры способны десятки лет сохранять свою целостность даже при условии регулярных транспортировок в условиях повышенной влажности.
Также в контейнерах предусмотрено большое количество дополнительных элементов, которые упрощают их эксплуатацию и обслуживание:
Разновидности 20- и 40-футовых контейнеров
Начать следует с того, что морские контейнеры 20 и 40 футов имеют несколько вариантов исполнения:
Также на рынке представлены гибридные модели, сочетающие в себе сразу несколько модификаций, например, High Cube — Pallet Wide.
Стоит отметить, что в рамках одной размерной категории различные виды контейнеров могут отличаться от стандартным габаритов. Так, высота 40-футового контейнера в исполнении High Cube будет больше, чем у обычного Dry Cube.
Габариты 20- и 40-футовых контейнеров
Теперь давайте рассмотрим габариты каждого из вышеописанных видов контейнеров.
Виды контейнеров для перевозки грузов
Типы и обозначения морских сухогрузных контейнеров
Список расшифровок, представленный ниже, включает в себя наиболее часто встречающихся обозначений типов контейнеров. Основные типы морских сухогрузных контейнеров обычно обозначают аббревиатурами:
Обозначения на морских контейнерах
Основная система идентификации (identification system) контейнера состоит из следующих основных элементов:
Код владельца (owner code) состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (Bureau International des Conteneurs, BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам, либо национальными регистрационными организациями – филиалами Международного бюро по контейнерам, либо в России – Российским морским регистром судоходства (BIC NRO).
Идентификатор категории оборудования (equipment category identifier) состоит из одной прописной буквы латинского алфавита:
Серийный номер (serial number) контейнера состоит из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).
Контрольное число (check digit) является средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера. Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.
Обозначения и терминология при контейнерных перевозках:
Классификация контейнеров
По длине:
Типы и размеры морских контейнеров
Общие признаки всех видов контейнеров:
Разделение контейнеров на виды
Контейнеры делятся на виды по следующим критериям:
Ниже каждая классификация приведена подробно.
Назначение контейнеров
По этому параметру ёмкости делятся на следующие типы:
Конструкция контейнера
По этому параметру ёмкости различаются на:
Масса контейнера (брутто и нетто)
Здесь классификация опирается на рекомендации ISO. Широко востребованы контейнеры массой 20 тонн и 30 тонн, с постоянной шириной в 8 футов, что составляет 2,438 м.
Высота контейнеров различается следующим образом:
Сфера обращения контейнеров
Этот критерий разделяет контейнеры на следующие виды:
— допущенные на территории внутри одного государства к перевозке на нескольких видах транспорта;
Создаваемые условия внутри контейнера
Грузы помещаются в ёмкости с таким учётом, чтобы были созданы оптимальные условия для их перевозки.
Используемые сокращения
Для обозначения типа контейнера применяют следующие аббревиатуры:
Морские и ж/д контейнеры
Ниже приведена ещё одна классификация, которая применяется для морских и железнодорожных контейнеров.
Контейнер 3 тонны
Эта ёмкость компактна, поэтому широко применяется не только для транспортировки, но и для других целей, например, хранения товаров и рабочих инструментов. Контейнер защищён от агрессивного воздействия осадков и прочих внешних факторов.
Контейнер 5 тонн
Как и трёхтонник, эта ёмкость широко применяется для транспортировки и хранения товаров и оборудования. Они встречаются на строительных площадках, производственных корпусах, складских помещениях и дачных участках. Контейнер оснащен креплениями, расположенными внутри и снаружи.
Контейнер 10 футов
Такие ёмкости широко применяются для транспортировки и хранения грузов коммерческого и промышленного назначения. Также они обеспечивают достаточно пространства для применения в складских помещениях. Использование 10-футовых контейнеров удобно благодаря креплениям и двустворчатым дверцам, которые широко распахиваются, обеспечивая беспрепятственный доступ.
Контейнер 20 футов DC
Этот вид относится к самым востребованным в грузоперевозках, поскольку идеален для перегрузки с одного транспорта на другой. Это эталон, на основе которого рассчитываются прочие грузовые контейнеры. Он обозначается как TEU (Twenty-foot Equivalent Unit), а прочие ёмкости, составляющие часть его объёма, обозначаются следующие образом:
Контейнер 20 футов НС
Эта ёмкость превосходит предыдущую по высоте и широко применяется в морских грузоперевозках, строительстве, изготовлении бытовок. Многие товары, превышающие высоту контейнера, устанавливаются в нём диагонально.
При расчёте стоимости сухопутной перевозки с применением увеличенной двадцатки учитывается длина тары, а при морской и речной транспортировке – объём.
Контейнер 40 футов DC
Морской 40-футовый DC-контейнер широко применяется для внутренних и международных перевозок. Это оптимальные ёмкости для тяжёлых товаров нестандартного размера, например, для строительных материалов и технического оборудования.
При грузоперевозках в больших масштабах выгоднее приобрести один 40-футовый контейнер, чем несколько ёмкостей меньшего размера.
Контейнер 40 футов НС
Эти ёмкости применяют не только для грузоперевозок. Это прекрасная основа для строительных бытовок и прицепов для перевозки зерна.
Каркас контейнера изготовлен из стали и обшит гофрированными металлическими листами. Раздвижные дверцы расположены в торцевой части. Открываясь на практически всю ширину проёма, они обеспечивают удобную загрузку и выгрузку.
Контейнер 45 футов PW
Ёмкость предназначена для перевозки грузов, обладающих большим объёмом и малым весом. Она обеспечивает максимальную загрузку и вмещает 2 стандартных европаллета.
Также этот контейнер хорош для хранения товаров в большом количестве. При соблюдении правил товарного соседства и рациональной выкладки можно расставлять продукцию в несколько ярусов для максимальной экономии пространства.
Контейнер 45 футов HCPW (High Cube Pallet Wide)
Этот тип считается самым вместительным. В нём удобно размещаются 33 европалеты. Ёмкость применяется как для транспортировки, так и для хранения товаров.
Контейнер унифицирован для перевозки любым видом транспорта.
Правила погрузки контейнеров
Хотя контейнеры применяются для безопасной транспортировки грузов, они не смогут в полной мере защищать их при неправильной погрузке внутри модуля. Если оболочка некоторых видов защищает товары от атмосферных воздействий и прочих факторов, она не обеспечивает защиту от механических повреждений.
Поэтому важно соблюдать следующие правила загрузки контейнеров:
Заключение
Контейнеры применяются для удобной транспортировки различных грузов. Необходимо учитывать их классификацию для правильного выбора подходящего варианта. Следует соблюдать механизм правильной загрузки, чтобы обеспечить сохранность перевозимых товаров.
© Копирование материалов с сайта СибАвто Т ранс разрешается только с указанием ссылки на источник.
Популярные услуги предоставляемые компанией СибАвтоТранс:
Характеристики и принципы загрузки контейнеров
Вы здесь
Характеристики и принципы загрузки контейнеров
Юрий Щербанин, Профессор, доктор экономических наук, директор по науке EATUCenterConsult
Владислав Артамонов, Логист компании
Дмитрий Манишин, Менеджер по логистике компании
© ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru
Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года. Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга. Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за недостатка самой необходимой информации по этой теме. Разберем характеристики и принципы загрузки контейнеров
Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:
При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):
Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.
Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.
Контейнер: определение
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ
Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.
Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Тип контейнера | Назначение | Характеристики | |||
Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса брутто, кг | ||
К3-1,25И | Для перевозки оконного раскроенного стекла | 1552 | 950 | 1605 | 1250 |
К3-2,5И | Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих материалов (цемент, гипс и др.) | 2000 | 1800 | 2040 | 2500 |
К3-5И (СК-1-5ТС) | Для перевозки цемента | 2100 | 1325 | 2400 | 5200 |
КО-3,2И | Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень) | 2065 | 2000 | 1730 | 3200 |
Контейнер- цистерна | Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки | 2991 | 2438 | 2438 | 15 000 |
КСММ (А x В) | Для транспортирования металлорежущих станков и других машин | Наиболь-шая 14 200,00 наимень-шая 1400 | Наиболь-шая 3250 наимень-шая 1300 | Наиболь-шая 4000 наимень-шая 1400 | 67 000 |
КЦМ-5 | Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента, глинопорошка и др.) | 1400 | 1360 | 1450 | 5000 |
МК-0,5Л | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 980 | 800 | 1500 | |
МК-1,0Л | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 980 | 1200 | 2000 | |
МК-1,5 Л | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 1450 | 1200 | 2000 | |
МК-3,5Л | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 1450 | 1400 | 5000 | |
МКО-0,50-1,0 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 950 | 800 | 1000 | |
МКО-1,0С-1,0 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 950 | 1200 | 1000 | |
МКР-0,5С-1,5 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 900 | 1250 | 1500 | |
МКР-1,0М-0,8 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 960 | 1200 | 800 | |
МКР-1,0С-1,0 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 980 | 1200 | 1000 | |
МКР-1,0С-1,5 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 980 | 1200 | 1500 | |
МКР-1,0М-1,0 | Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов | Диаметр 960 | 1200 | 1000 | |
ПКС 2М-2,85 | Для перевозки листового оконного стекла | 1810 | 900 | 1560 | 2850 |
ПКС-2,85 | Для перевозки листового оконного стекла | 1810 | 900 | 1536 | 2850 |
СК-1-3,4 | Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов | 1380 | 1300 | 1250 (1700) | 3400 |
СК-1-3-6 (7) | Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных грузов | 2100 | 1325 | 2400 | 6000 (7000) |
СК-1-4У | Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи) | 2100 | 1325 | 2200 | 2000 |
СК-1-5 (7) | Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.) | 2100 | 1325 | 2400 | 5000 (7000) |
СК-2-10 (12,5) | Для перевозки концентратов руд цветных металлов | Диаметр верхнего основания 2362 | Диаметр нижнего основания 1882 | Высота с крышкой 1871 | 12 500 |
СК-2-5 | Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных металлов | Диаметр верхний 1494 | Диаметр нижний 1080 | 1905 | 5000 |
СК-3-1,5 и СК-3-1,5 М | Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и сыпучих материалов | 1356 | 1320 | 1242 | 5000 |
СК-3-2,5Д | Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12, «Воля» | 1325 | 2100 | 1420 | 2500 |
СК-3-20М | Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных отходов АЭС | 6058 | 2438 | 2438 | 24 000 |
СК-3-3,4ВН | Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М | 1460 | 1276 | 874 | 3400 |
СК-3ВМ-1Д (1ДД) | Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов | 2991 | 2438 | 2438 (2591) | 12 500 |
СК-3-30Д | Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна | 2991 | 2438 | 2438 | 30 000 |
СК-3-5М | Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ (в таре и упаковке) | 2100 | 1325 | 2400 | 6000 |
СК-5-5 | Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей | 2650 | 2100 | 2400 | 5000 |
СК-6-10А | Для перевозки нефтебитума | 2650 | 2100 | 1920 | 10 000 |
СК-6-1ДХ-12 | Для перевозки нефтебитума | 2991 | 2438 | 1890 | 12 000 |
СК-8-3 | Для перевозки листового стекла | 2100 | 894 | 2004 | 3000 |
СК-8-3 ЗС | Для перевозки закаленного стекла | 1800 | 840 | 1600 | 3000 |
СК-8-5 | Для перевозки листового стекла | 2640 | 984 | 2192 | 5000 |
СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20) | Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других длинномерных грузов длиной до 12 м | 9400 | 1300 | 695 | 5000 |
СКО-3-1 АХ | Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов | 6058 | 2438 | 1295 | 24 000 |
СКО-3-1Д | Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов | 2991 | 2438 | 2438 | 30 000 |
СКО-3-1 СС | Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов | 6058 | 2438 | 2591 | 24 000 |
СКП-1-СС | Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов | 6058 | 2438 | 2591 | 24 000 |
СКЦ-1-20 | Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента | 6058 | 2438 | 2438 | 20 320 |
СПЦ-4-1,25 | Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других мелкопартионных жидких грузов | 1200 | 970 | 1040 | 1250 |
СКЦ-4-1,25 (1,5) | Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме соляной и азотной концентриро-ванной кислот) | 1250 (1500) | 1040 | 1605 диаметр цистерны 1020 | 1250 (1500) |
СКЦ-6-5Т | Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел | 2100 | 1325 | 2400 | 5000 |
Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта.
Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые».
На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).
Таблица 2. Технические характеристики контейнеров
Контейнеры | Технические характеристики | ||||||
Тип контей-нера по ГОСТ 18477-79 | Тип контей-нера по ISO-668 | Масса брутто, т | Длина контей-нера, мм | Ширина контей-нера, мм | Высота контей-нера, мм | Внут-ренний объем, м 3 | |
Малотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных перевозок и в крытых вагонах | АУК-0,625АУК-1,25 | – – | 0,625 1,25 | 1150 1800 | 1000 1050 | 1700 2000 | 1,47 3 |
Среднетон-нажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодо-рожных и железнодорожно- водных перевозок | УУК-2,5 (3) УУК-5 | 3 С 3 А | 2,5 (3,0) 5 | 2100 2650 | 1325 2100 | 2400 2400 | 5,07 10,23 |
Крупнотон-нажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорож-но-водных перевозок | УУК-10 УУК-20 УУК-30 | 1 D 1 A 1 C | 10 20 30 | 2991 6058 12 192 | 2438 2438 2438 | 2438 2438 2438 | 14,4 29,85 63 |
Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам:
где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м 3 ;
γ – объемная масса груза, т/м 3 ;
С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза;
Gтк – масса тары контейнера, т.
Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле.
где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;
Ак – оборот контейнера, сут.;
D – число дней в планируемый период, сут.;
Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД
Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Основные типы контейнеров
В международных перевозках используются следующие типы контейнеров.
1. Контейнеры универсальные. Это общий термин, который применим для любого типа контейнеров, изначально не предназначенных для перевозки особых видов грузов, например, требующих поддержания особой температурной среды; жидких грузов или сжиженного газа; сухих сыпучих грузов; легковых автомобилей; скота и др. Универсальные контейнеры подразделяются на виды:
2. Контейнеры для специальных грузов. Это общий термин, обозначающий контейнеры специальной конструкции, предназначенные для перевозки грузов особых категорий. Они подразделяются на следующие виды:
Транспортно-экспедиционное обслуживание на железных дорогах стандартизировано (ГОСТ Р 51133-98). Для организации железнодорожных контейнерных перевозок необходимо знать, что они различаются по видам отправки. Повагонная отправка предполагает, что груз предъявляется по одной накладной и для его перевозки (по объему или роду груза) нужен отдельный вагон. Контейнерной называют отправку, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20-футовом или в 40-футовом контейнере считается контейнерной – крупнотоннажной. Мелкой считается отправка, при которой груз, предъявляемый по одной накладной, не превышает общей массы 10 т и не требует для перевозки (по объему или роду груза) отдельного вагона.
Правила перевозок предусматривают также следующие виды отправок:
Железные дороги часто объединяют разрозненные партии грузов разных грузовладельцев в сборные отправки: повагонные, групповые и маршрутные.
Согласно статье 20 Устава, перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до подачи. Он же определяет техническую пригодность подаваемых вагонов (контейнеров). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры): 1) исправные; 2) очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов (в необходимых случаях промытые и продезинфицированные); 3) годные для перевозки конкретных грузов; 4) со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением тех случаев, когда эти приспособления несъемные).
Загрузка контейнеров
Размещение и крепление грузов в вагонах (контейнерах) производится в соответствии с:
Перевозчик подготавливает принадлежащие ему контейнеры под погрузку своими силами. Либо это может делать грузоотправитель, но также за счет перевозчика – в зависимости от заключенного между ними договора. А подготовку контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должен проводить грузоотправитель. Либо это делает перевозчик за счет грузоотправителя – также в зависимости от условий договора.
Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность вагонов и контейнеров в коммерческом отношении (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и т. д.) для перевозки указанного груза может определяться как грузоотправителями, так и перевозчиком – в зависимости от условий. Так, пригодность вагонов определяет тот, кто обеспечивает погрузку, а пригодность контейнеров – всегда грузополучатель.
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов (контейнеров) исправные. При этом вагоны, признанные непригодными, исключаются из числа поданных и плата за пользование ими не взимается.
Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то ответственность за несохранность груза несет не перевозчик, а грузоотправитель.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ
Процесс укладки груза необходимо контролировать, руководствуясь определенными правилами. Опишем их.
При размещении груза в контейнерах должны быть учтены его свойства в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 и знаками опасности по ГОСТ 19433, а также свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров. При укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т. п.).
В один контейнер можно укладывать только те грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам. При загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать в нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и т. п.) таре – в верхние ярусы.
Грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно. Не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками. При загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, нельзя устанавливать их друг на друга.
Размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер неполностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления грузовых мест и заданного положения центра тяжести контейнера. Грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения.
Грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной. Можно также вложить в контейнер влагопоглощающий материал (например, силикагель) либо покрыть внутренние поверхности контейнера специальной влагопоглощающей бумагой типа «нон свит». Жидкий груз в таре следует укладывать в нижний ярус. Если поверх него можно положить другие грузы, то в любом случае их необходимо сепарировать досками толщиной не менее 20 мм или листами фанеры.
Загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. А укладку грузовых мест совершать в несколько ярусов – так, чтобы каждый последующий ярус груза придавал устойчивость предыдущему.
Важно заполнять специальными прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера для предотвращения трения, ударов и т. д. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала.
Не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого. Грузы в контейнере должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения грузовых мест в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта.
Для крепления груза в контейнере могут быть использованы следующие материалы: щиты деревянные, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и др.
Для того чтобы грузы внутри контейнера не смещались, следует использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и др. Если грузы размещаются с зазорами, то у каждого поперечного ряда грузов вдоль зазора следует устанавливать стойки, скрепляя их между собой для устойчивости.
Одно или несколько грузовых мест, расположенных посередине контейнера, следует крепить с обеих сторон распорками с упором их в боковые стенки и пол. В местах упора распорок необходимо подкладывать брусья, доски, щиты и т. п.
Легкобьющиеся, хрупкие грузы следует крепить с помощью сеток или лент из растительных и синтетических материалов. Крепление груза со стороны двери контейнера является обязательным, если расстояние от груза до нее превышает 100 мм. При этом нагрузка должна передаваться на угловые стойки контейнера, а не на дверь. При использовании устройств для крепления груза нельзя превышать их расчетную нагрузку, которая составляет 1000 кгс – для устройств, расположенных на полу, и 500 кгс – для всех остальных. Не допускается крепление груза к деревянному полу контейнера с помощью гвоздей.
Если контейнер следует в страну, в которой действуют карантинные правила в отношении обработки лесоматериалов, необходимо принять меры для того, чтобы вся древесина в контейнере, упаковочных материалах и грузе соответствовала этим правилам. В подтверждение необходимо вложить или прикрепить на видном месте в контейнере копию свидетельства об обработке древесных материалов.
Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза. Перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Необходимо обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера. При загрузке следует учитывать предельную грузоподъемность контейнера и трейлера и никогда их не перегружать. Масса груза в контейнере определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары, указанными на трафарете. Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, загружаемого в среднетоннажный контейнер – 1000 кг.
После загрузки необходимо закрыть двери контейнера, закрепить ручку дверного запора специальными устройствами или проволокой; наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном Правилами. В зависимости от характера товара погрузочные инструкции могут меняться.
Стоит подчеркнуть, что после прибытия в пункт назначения груженые контейнеры сдаются только после наружного осмотра и определения соответствия пломбе отправителя.