какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

У р о к 13 тема размещение и миграция населения цель

Тема: РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.

2. Дать знания о многообразии и больших масштабах современной ми-^>ации населения (ритм современной жизни и мобильность населения).

Оборудование: политическая карта мира, карты «Плотность населе-

-:ия мира», «Народы мира», атласы, статистический материал, материалы периодической печати.

Формирование полового состава населения в различных странах

Возрастной состав и влияние его на трудовые ресурсы

Классификация государств по национальному составу, раскрыть эту характеристику

Составление учащимися плана-конспекта урока с выделением главных вопросов.

1. Размещение и плотность населения: очень большие контрасты.

1) Охарактеризуйте на основе текста учебника распределение населе­ния по высотным поясам.

2) Какова роль природных условий в размещении населения?

3) Проанализируйте карту плотности населения в атласе (с. 14) и вы­полните задание № 9 в учебнике, с. 77-78. 2. Плотность населения. Население размещается крайне неравномерно:

2) неосвоенные земли занимают 15% территории суши;

3) люди заселяют территории с наиболее благоприятными усло­виями:

• из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;

4) на расселение людей оказывает влияние занятость:

(При ответе используйте рис. 15, с. 68; ДТ [11], с. 74.)

3. Миграция населения: виды и география.

1) Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?

2) Чем можно объяснить вспышку миграций в Х1Х-ХХ вв.?

3) Преимущественно какие континенты и страны облюбовали пересе­ленцы? Почему?

4) Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате ми­грации населения?

5) Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине на­циональных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего Советского Союза, Югославии и других стран.

6) Расскажите о миграциях, связанных с «утечкой умов» (интеллекту­альная миграция), «мускулов».

Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, назы­ваемые миграциями населения.

Причины миграции: экономические, политические, национальные, религиозные, экологические и др.

4. Международные (внешние) миграции населения:

1) Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ре­сурсов:

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

— между большими и малыми городами;

— освоение новых земель;

— отток людей из разного рода «горячих точек» и т. д.

Практическое задание №9, № 10 из учебника, с. 78.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладимир Недосеев

Похожие презентации

Презентация по предмету «География» на тему: «Урок географии 10 кл. Медуха Валентина Васильевна, учитель географии МБОУ«Солнечная СОШ 1»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок географии 10 кл. Медуха Валентина Васильевна, учитель географии МБОУ«Солнечная СОШ 1»

3 Тема урока Размещение и миграции населения мира

4 Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний учащимися с ориентацией на их практическое применение; обеспечить усвоение учащимися требований государственного образовательного стандарта по теме « Размещение и миграции населения мира»

5 Образовательные цели: Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по планете, установить причины неравномерности размещения; о миграции, ее видах и причинах вызывающих миграции. Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся метапредметных компетенций: мыслительной и речевой деятельности, навыка сотрудничества; Продолжить развитие умений работы с географическими картами, анализировать и делать выводы. Воспитательные цели: способствовать формированию у учащихся личностных компетенций: умения субъектного целеполагания (постановка учебных целей самим учеником, осознанное принятие решение); самооценки (оценка результатов собственной деятельности на уроке).

6 Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: Особенности размещения населения по планете и причины их обуславливающие Среднюю плотность населения мира Основные миграционные явления в мире причины миграций, их формы, виды. Учащиеся должны уметь: Анализировать таблицы, карты Составлять схемы Графически показывать главные районы трудовых миграций

7 На изучение темы «Население мира» по программе отводится 5 часов. Данный урок третий в теме Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: словесный, репродуктивный, наглядно– иллюстративный, частично–поисковый Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся)

8 Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, атласы, учебник, тетрадь,

10 Организационный момент Дидактическая задача. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению Содержание этапа. 1.Взаимное приветствие учителя и учащихся. 2.Определение отсутствующих учащихся на уроке. 3.Проверка готовности учащихся к уроку.

11 Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний Дидактическая задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Учить учащихся формулировать цели учения и выбирать конкретные средства для их достижения. Содержание этапа. 1.Учитель сообщает тему урока учащимся. 2.Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях. 3. Учащиеся по формулировке темы ставят для себя цели и задачи учения на урок.

12 Определить: особенности размещения населения причины, такого размещения Познакомиться: с основными видами миграции причинами миграций Запомнить: ключевые понятия темы Задачи для учащихся:

13 3. Усвоение новых знаний Размещение и плотность населения мира. Дидактическая задача: Дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса Содержание этапа: Доказать, что население мира размещается крайне неравномерно Задания по группам: Задания по группам: 1. 1 группа: Какова роль природных условий в размещении населения? Приведите конкретные примеры используя текст в учебнике стр.71и рис. 15, группа: Проанализируйте карту плотности населения в атласе (стр. 14) и выполните задание 9 в учебнике на стр группа: По карте мультимедиаучебника определите среднюю плотность населения Земли и страны с максимальной и минимальной плотностью населения. Какие факторы повлияли на формирование такой плотности населения? 4. 4 группа: Используя текст параграфа, карту плотности населения приведите доказательства влияния на расселение людей их занятости. При ответе используйте рис.15 с.68 ДТ(11) стр Ответы учащихся из каждой группы и их обсуждение. 6. Подведём итог: Для чего необходимо знать численность и плотность населения страны?

14 Распределение и работа в группах

15 Миграции населения: их виды и география Учащиеся вспоминают, что такое миграции, их виды. Помогает им в этом слайд. Виды миграций: Миграция – переселение людей либо из страны в страну (внешние миграции), либо внутри страны (внутренние миграции). Эмиграция – выезд людей из своей страны на постоянное место жительства (эмигранты). Иммиграция – въезд людей в другую страну (иммигранты).

16 Используя текст учебника стр. 72 составить схему «Причины миграций», выделить главную из них. Проверка по слайду.

17 Продолжим работу по группам: используя текст учебника стр.72 Объяснить причины: 1группа: вспышки миграций в 15 веке? 2 группа: вспышки миграций в веках? 3группа: какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему? 4 группа: чем обусловлены массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции? Подведём итог: Какая причина миграций главная? Почему вы так считаете? Чем отличаются побудительные мотивы внешних и внутренних миграций.

18 Работа по группам: Используя текст учебника стр.73 1 группа: Какие миграции называются трудовыми? 2 группа: Каковы основные направления трудовых эмигрантов? 3 группа: Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые? 4 группа: Назовите центры притяжения трудовых ресурсов. Подведём итог: главная причина трудовых миграций?

19 о Отчёт групп результатах работы

22 5. Закрепление новых знаний Дидактическая задача. Закрепить знания учащихся Содержание этапа. Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту?

23 6. Информация о домашнем задании Дидактическая задача. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания. Содержание этапа. Для тех, кто испытывал трудности в усвоении материала на уроке: читать параграф 3 Составить словарь терминов с которыми познакомились на уроке. Для сильных учащихся: дополнительное (усложнённое) задание 9 на стр. 86 Повторить: урбанизация, отдельным ученикам подготовить сообщение о крупнейших городах мира, «городской взрыв» в развивающих странах, «небоскрёбы» в США.

Источник

Размещение населения и формы расселения

Какие факторы определили современный рисунок размещения населе­ния? В каких странах и районах образовались наиболее крупные скопле­ния населения? Где живет большая часть населения мира – в городах или сельской местности?

Размещение и плотность.Совре­менная карта размещения населе­ния мира свидетельствует об огром­ной неравномерности в заселенно­сти территории Земли. В восточном полушарии сосредоточено больше населения (около 86%), чем в запад­ном, а в северном полушарии боль­ше по сравнению с южным, в ко­тором проживает лишь 10% насе­ления. При этом основная масса людей живет в пределах умерен­ного, субтропического и субэквато­риального климатических поясов на высотах до 500 м над уровнем моря.

Из всех государств мира (не счи­тая стран-»карликов») самую вы-

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему
сокую плотность населения имеет Бангладеш, где она составляет более 800 человек.

Характер расселения людей, в том числе плотность населения, обусловлены рядом факторов. Сре­ди них – природные условия, ко­торые издавна притягивали либо отталкивали человека. Однако с развитием производительных сил их значение ослабевает. Соответ­ственно повышается роль социаль­но-экономических условий, все в большей мере определяющих совре­менный рисунок размещения насе­ления. Не следует забывать и о де­мографических факторах: высокий или, напротив, низкий естествен­ный прирост населения способен за­метно повлиять на размещение и плотность людей.

К числу наиболее крупных скоп­лений населения в современном мире можно отнести: 1) восточно-азиат­ское (Китай, Япония, КНДР, Рес­публика Корея), где проживает око­ло 1,5 млрд.. жителей; 2) южно-азиат­ское (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает более 1 млрд.. жителей; 3) юго-восточно-азиатское (Индонезия, Таиланд, Фи­липпины, Малайзия и др.) с населе­нием, превышающим 300 млн.. чело­век; 4) европейское; 5) атлантиче­ское (северо-восток США).

Города и урбанизация.Главной формой расселения людей в совре­менном мире постепенно становятся города. В начале XXI в. в них жило немногим менее половины населения планеты (рис. 28), во многих разви­тых странах доля городских жите­лей – 75–80%, в России – 74% населения. Проблемы роста городов приобрели глобальные масштабы.

Определение города различно в разных странах. В США к городам относятся все поселения с числом жителей более 2,5 тыс., во Франции – «коммуны» с «ядром», насчитывающим 2 тыс. человек, а в Нидерландах этот порог города выше – 20 тыс. В большинстве государств бывшего Со­юза все городские поселения делятся на города и поселки городского типа (пгт). При этом учитывается не только численность населения, но и преоб­ладающий род занятий (в промышленности, сфере обслуживания).

Урбанизацией (от лат. urbs – город) называется не просто рост городов и городского населения, но и усиление их роли, широкое рас­пространение городского образа жизни.

Для современного этапа урбани­зации во всем мире характерен рост и увеличение числа больших горо­дов (более 100тыс. человек), кото­рые имеют самый широкий набор функций (экономических, админи­стративных, научно-образователь­ных). Среди больших городов особо выделяются города-миллионеры с населением больше 1 млн.. человек (рис. 31). В середине 80-х гг. во всем мире их было более 300.

Близкорасположенные города за­частую сливаются, втягиваются в ор­биту крупнейшего города– « ядра». Образуются агломерации(скопление городов). Например, Московская агломерация насчитывает 12 млн.. че­ловек, тогда как Москва в городских границах – 9 млн.. человек (1990). Здесь одно «ядро», к которому при­тягиваются многочисленные города-спутники. Прусская агломерация в Германии насчитывает 5 млн.. чело­век. В отличие от Московской она яв­ляется многоядерной. Здесь имеется несколько примерно равнозначных го­родов от Дуйсбурга на западе до Дорт­мунда на востоке (см. атлас, с. 34).

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почемуВысшим звеном процесса урба­низации стали мегалополисы(от гр. megas – большой, polis – город) – гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Примером может служить мегалополис Бостон – Вашингтон (Босваш) с населением около 40 млн.. человек, простирающийся вдоль Атланти­ческого побережья США через тер­риторию семи штатов и федераль­ного округа Колумбия, где нахо­дится столица США. Он включает такие крупнейшие города страны, как Нью-Йорк (рис. 32), Филадель­фия, Вашингтон, Бостон и др. В Япо­нии еще большее скопление городов

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

– Японский мегалополис – сло­жилось на Тихоокеанском побере­жье, его население 60 млн.. человек. Общим для мирового процесса урбанизации является его «плохая управляемость», стихийное течение. Однако общие черты не исключают и серьезных различий в странах раз­ного типа. Это, прежде всего «воз­раст» урбанизации, ее уровень, тем­пы и направленность.

В промышленно развитых стра­нах доля городского населения до­стигает 75–80%, здесь находятся крупнейшие мегалополисы и агло­мерации мира. Здесь же раньше всего проявился и кризис городов. Концентрация промышленности и автомобильного транспорта резко ухудшила экологические условия жизни в них. Это усилило субурба­низацию– переезд части обеспеченного населения в пригороды. США уже стали «страной пригоро­дов» – там живет около 60% насе­ления агломераций. Городское насе­ление промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

В развивающихся странах урба­низация приняла особо стремитель­ный и неуправляемый характер. Выше всего доля городского населе­ния в Латинской Америке – 2/3, гораздо ниже в Африке – 30% и в зарубежной Азии – 27%. Беззе­мелье и отсутствие шансов получить работу в деревне «выталкивают» миллионы людей в город. Взрывной рост городов идет с образованием трущобных районов с антисанитар­ными условиями жизни (бидонвилей во франкоязычной Африке, фавел в Бразилии, геджеконду в

Турции и т. д., рис. 33). Такой тип урбанизации называют трущобной урбанизацией; именно она во мно­гом будет определять в ближайшие годы картину расселения в слабо­развитых странах. Если в 1970 г. лишь девять из 20 крупнейших го­родов мира приходилось на развива­ющиеся страны, то к 2000 г. их, видимо, окажется 16. Специалисты предсказывают, что на первое место выйдет Мехико с населением 25 млн.. человек.

Особый характер имеет урбани­зация в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. На базе высоких доходов от экспорта нефти в 70-е – начале 80-х гг. и быстрой индустри­ализации здесь выросли современ­ные города с хорошими условиями жизни для коренного населения,

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почемунапример Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Город­ское население ОАЭ достигло 80%, в Катаре – 87%, в Кувейте – 90%.

Сельское расселение. Около поло­вины населения мира живет в сель­ской местности. Общее число сель­ских населенных пунктов оценивает­ся в 12–20 млн.. Они очень различны по величине, форме, преобладающим занятиям их жителей. Разница опре­деляется историей развития, совре­менными социально-экономическими условиями страны или района, уров­нем развития производительных сил и специализацией хозяйства.

В странах Европы и в Японии, прошедших длительный путь разви­тия, сочетаются давно возникшие крупные деревни и поселки (группо­вая форма расселения) и одиночные дома (рассеянная форма). При боль­шом распространении практики вла­дения «вторым жильем» к этому добавились дачные и курортные по­селки, загородные виллы состоя­тельных людей, пригородные посел­ки у больших городов, выросшие в ходе субурбанизации. Большая часть сельского населения западноевро­пейских стран занята не в сельском хозяйстве. Особо типичны там стали так называемые маятниковые по­ездки – ежедневные поездки в го­род на работу и учебу.

В США и бывших переселенче­ских колониях (Канада, Австралия, Новая Зеландия) «возраст» сети сельского расселения гораздо мень­ше. Преобладает рассеянное рассе­ление: отдельные фермы (рис. 34), пригородные поселки с обслужива­ющими учреждениями для групп ферм. Подавляющая часть сельско­го населения занята вне сельского хозяйства (в США – 85%).

В развивающихся странах формы сельского расселения особенно раз­нообразны, зависят от природных условий, специализации и уровня сельского хозяйства (рис. 35, 36).

Преобладают крупные деревни, местные рыночные центры, иногда – более современные поселки в рай­онах плантационного хозяйства. В районах кочевого скотоводства сеть сельских поселений вообще отсутствует. Условия жизни сель­ского населения в большинстве стран третьего мира мало изменились. Итак, контрастность в разме­щении населения – главная особен­ность заселения территории Земли. Она определяется взаимодействием целого ряда факторов: природных, исторических, социально-экономиче­ских и др. Доли городских и сель­ских жителей в мире примерно рав­ны. Процесс урбанизации в своем развитии шел от роста городов к возникновению агломераций и мегалополисов. Управление урбанизационным процессом – одна из важней­ших проблем современности.

Вопросы и задания. 1.Проанализируйте таблицу 4 приложений «Распределе­ние населения по высотным поясам». Объясните имеющиеся различия между континентами в распределении населения. 2. Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает и, соответственно, повышает­ся роль социально-экономических условий? 3. Объясните встречающиеся в тек­сте термины «урбанизация», «агломерация», «мегалополис», «субурбанизация». 4. На основе анализа таблицы 5 приложения объясните различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. 5. Какие проблемы возникли в мире вследствие ускоренного роста городов?

Миграции населения

Какие регионы мира можно назвать главными полями миграции в про­шлом и в настоящее время? Куда устремляются потоки внутренней мигра­ции? Что представляет собой кочевничество?

Внешние миграции.Миграции – это переселение людей либо из стра­ны в страну (их называют внешние миграции), либо из района в район (внутренние). Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией,въезд в дру­гую страну – иммиграцией.

Внешние миграции происходили всегда, но особо массовый характер они приняли в XVIII–XIX вв. Оча­гом массовой эмиграции стала За­падная Европа, где шло разорение мелких производителей-крестьян, ремесленников и росла безработица.

За 1815–1915 гг. из Европы пересе­лилось в другие части света 35– 40 млн. человек. Большая часть пе­реселенцев обосновалась в Северной Америке (США и Канаде), где шло освоение и колонизация огромных пространств. Остальная часть пересе­ленцев отправлялась в Южную Аме­рику, Австралию и Новую Зелан­дию, в отдельные страны Африки.

Еще в XVIII в. шло насильствен­ное переселение негров из Африки в Америку, где они использовались для работы на хлопковых плантаци­ях Юга. На Юге США, островах Карибского моря и в некоторых стра­нах Южной Америки негры и мула­ты составляют значительную часть, а иногда и большинство населения.

История миграций объясняет современную многонациональную структуру населения США: в Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дуб­лине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «малая Италия», есть Чайнатаун – китайский город. Более 40% населения города – вы­ходцы из других стран или их недав­ние потомки. С миграцией связано двуязычие в Канаде (английский, французский), распространение ис­панского и португальского языков в Южной Америке.

После Второй мировой войны и крушения колониальной системы шел отток европейцев из бывших

колоний на родину. Миграции в США сильно сократились. Новым полем миграций стала Западная Европа, где живут 13–14 млн.. ино­странных рабочих из стран Южной Европы, Северной Африки и Тур­ции (рис. 37). Они выполняют «чер­ную» и низкооплачиваемую работу, живут в самых трудных условиях. В Швейцарии доля иностранных рабочих составляет 1/4 активного населения, в Германии – 10%.

Имеются и другие очаги мигра­ции дешевой рабочей силы. Так, нефтедобыча Саудовской Аравии, Кувейта и некоторых других стран Ближнего Востока основана на ис­пользовании иностранной рабочей силы из других арабских стран.

Для внешних миграций в США при очень строгих ограничениях

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

иммиграции характерно переманивание иностранных специалистов, в част­ности, из развивающихся стран. Этот процесс (его называют «утечка умов») ослабляет научно-техниче­ский потенциал и усиливает потен­циал США(каждый третий врач в стране – иммигрант).

Для Китая большую экономиче­скую роль играют те 30 млн. китайцев, которые живут за границей (их назы­вают «хуацяо»). Многие из них помо­гают модернизации страны своими средствами и знаниями. Специалисты, вернувшиеся на родину, составляют 1/3 профессоров китайских вузов.

Эмиграция из СССР была относи­тельно невелика. Однако в 90-е гг. XX в связи со снятием в России многих ограничений на выезд отме­чена тенденция к увеличению эми­грации (особенно евреев, русских, немцев и греков).

Череда межнациональных конф­ликтов и локальных войн в 90-е гг. XX в. обусловила массовые миграции населения, колоссальный рост числа беженцев. По данным ООН,главными регионами мира, откуда шло в эти годы бегство населения, были Африка (около 9 млн. человек), Азия (7 млн.), страны, образовавшиеся на террито­рии бывшего СССР (2,5 млн.).

Внутренние миграции.Внутрен­ние миграции – это в основном пе­реселение из села в город, переезд на осваиваемые земли. Такие мигра­ции характерны для всех государств. В различных странах они находятся на разных стадиях развития. Особый размах они приобрели в развиваю­щемся мире. Потоки сельских жите­лей, не имеющих ни земли, ни рабо­ты, устремляются в города в поисках лучшей доли. Это ведет к «взрывно­му» росту крупнейших городов. В наиболее развитых странах За­пада и в Японии этот процесс давно закончился.

В конце XX в. в США и Запад­ной Европе преобладали «обратные» миграции населения: из перепол­ненных, задымленных городов в пригороды, а частично и в сельскую местность.

Миграции «село – город» были до последнего времени главным ис­точником роста городов в республи­ках бывшего СССР. В рамки таких миграций вкладывалось и переселе­ние людей в восточные районы стра­ны, так как составной частью эконо­мической стратегии России было ускоренное развитие производитель­ных сил Сибири и Дальнего Востока.

Так же как и миграции, с пере­движением людей связано кочевни­чество.Однако это особая форма хозяйственной деятельности и свя­занного с ней образа жизни. Совре­менные кочевники – это главным образом скотоводы пустынных и по­лупустынных территорий. Наиболее распространенные формы кочева­ния следующие: 1) меридиональное (стада перегоняются летом на север, зимой – на юг); 2) пустынное (ко­чевание ведется от колодца к колод­цу или вокруг колодца); 3) верти­кальное (кочевание с зимних паст­бищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные).

Итак, миграции оказывают силь­ное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу; характер и направления внешних ми­граций менялись в разные историче­ские эпохи; внутренние миграции XX в. тесно связаны с процессом ур­банизации; учет миграционных про­цессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

Вопросы и задания. 1.Выявите разницу между внешними и внутренними ми-грациями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций? 2. Чем можно объяснить вспышку внешних миграций в XIX–XX вв.? Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему? 3. Какие пробле­мы возникают в странах и регионах в результате миграций населения? 4. Рас­скажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конф­ликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего СССР. 5. Что вы знаете о политике дискриминации русскоязычного населения в Эстонии и Латвии?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НАСЕЛЕНИЕ»

I. Приглашение

1. Каким вы видите демо­графический портрет планеты в середине и конце XXI века? Ка­кие проблемы народонаселения человек сможет решить?

2. Некоторые исследователи считают, что недостаток сырья, энергии, продовольствия связан с демографическим взрывом. Дей­ствительно ли причины этого в постоянно увеличивающемся на­селении планеты?

К дискуссии

3. Где на Земле наиболее вы­сока концентрация националь­ных языков? Чем это объяснить?

4. Существуют разные про­гнозы относительно дальнейшего развития процесса урбанизации в мире. Одни считают, что данный процесс вскоре замедлится, дру­гие высказывают мысль о его по­стоянном развитии, но при изме­нении форм. А как будет проте­кать этот процесс, на ваш взгляд?

1. Динамика численности на­селения мира в XX в.: региональ­ные различия.

2. География христианства в современном мире (ислама, буд­дизма – по выбору учащегося).

II. Темы для рефератов

3.Особенности урбанизации в различных странах мира.

4. Основные направления и причины внешних миграций на­селения после Второй мировой войны.

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Смотреть картинку какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Картинка про какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему. Фото какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *