какие континенты и страны облюбовали переселенцы почему
У р о к 13 тема размещение и миграция населения цель
Тема: РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.
2. Дать знания о многообразии и больших масштабах современной ми-^>ации населения (ритм современной жизни и мобильность населения).
Оборудование: политическая карта мира, карты «Плотность населе-
-:ия мира», «Народы мира», атласы, статистический материал, материалы периодической печати.
Формирование полового состава населения в различных странах
Возрастной состав и влияние его на трудовые ресурсы
Классификация государств по национальному составу, раскрыть эту характеристику
Составление учащимися плана-конспекта урока с выделением главных вопросов.
1. Размещение и плотность населения: очень большие контрасты.
1) Охарактеризуйте на основе текста учебника распределение населения по высотным поясам.
2) Какова роль природных условий в размещении населения?
3) Проанализируйте карту плотности населения в атласе (с. 14) и выполните задание № 9 в учебнике, с. 77-78. 2. Плотность населения. Население размещается крайне неравномерно:
2) неосвоенные земли занимают 15% территории суши;
3) люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:
• из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;
4) на расселение людей оказывает влияние занятость:
(При ответе используйте рис. 15, с. 68; ДТ [11], с. 74.)
3. Миграция населения: виды и география.
1) Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?
2) Чем можно объяснить вспышку миграций в Х1Х-ХХ вв.?
3) Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?
4) Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения?
5) Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего Советского Союза, Югославии и других стран.
6) Расскажите о миграциях, связанных с «утечкой умов» (интеллектуальная миграция), «мускулов».
Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.
Причины миграции: экономические, политические, национальные, религиозные, экологические и др.
4. Международные (внешние) миграции населения:
1) Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).
Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.
В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:
Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):
— между большими и малыми городами;
— освоение новых земель;
— отток людей из разного рода «горячих точек» и т. д.
Практическое задание №9, № 10 из учебника, с. 78.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладимир Недосеев
Похожие презентации
Презентация по предмету «География» на тему: «Урок географии 10 кл. Медуха Валентина Васильевна, учитель географии МБОУ«Солнечная СОШ 1»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Урок географии 10 кл. Медуха Валентина Васильевна, учитель географии МБОУ«Солнечная СОШ 1»
3 Тема урока Размещение и миграции населения мира
4 Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний учащимися с ориентацией на их практическое применение; обеспечить усвоение учащимися требований государственного образовательного стандарта по теме « Размещение и миграции населения мира»
5 Образовательные цели: Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по планете, установить причины неравномерности размещения; о миграции, ее видах и причинах вызывающих миграции. Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся метапредметных компетенций: мыслительной и речевой деятельности, навыка сотрудничества; Продолжить развитие умений работы с географическими картами, анализировать и делать выводы. Воспитательные цели: способствовать формированию у учащихся личностных компетенций: умения субъектного целеполагания (постановка учебных целей самим учеником, осознанное принятие решение); самооценки (оценка результатов собственной деятельности на уроке).
6 Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: Особенности размещения населения по планете и причины их обуславливающие Среднюю плотность населения мира Основные миграционные явления в мире причины миграций, их формы, виды. Учащиеся должны уметь: Анализировать таблицы, карты Составлять схемы Графически показывать главные районы трудовых миграций
7 На изучение темы «Население мира» по программе отводится 5 часов. Данный урок третий в теме Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: словесный, репродуктивный, наглядно– иллюстративный, частично–поисковый Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся)
8 Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, атласы, учебник, тетрадь,
10 Организационный момент Дидактическая задача. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению Содержание этапа. 1.Взаимное приветствие учителя и учащихся. 2.Определение отсутствующих учащихся на уроке. 3.Проверка готовности учащихся к уроку.
11 Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний Дидактическая задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Учить учащихся формулировать цели учения и выбирать конкретные средства для их достижения. Содержание этапа. 1.Учитель сообщает тему урока учащимся. 2.Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях. 3. Учащиеся по формулировке темы ставят для себя цели и задачи учения на урок.
12 Определить: особенности размещения населения причины, такого размещения Познакомиться: с основными видами миграции причинами миграций Запомнить: ключевые понятия темы Задачи для учащихся:
13 3. Усвоение новых знаний Размещение и плотность населения мира. Дидактическая задача: Дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса Содержание этапа: Доказать, что население мира размещается крайне неравномерно Задания по группам: Задания по группам: 1. 1 группа: Какова роль природных условий в размещении населения? Приведите конкретные примеры используя текст в учебнике стр.71и рис. 15, группа: Проанализируйте карту плотности населения в атласе (стр. 14) и выполните задание 9 в учебнике на стр группа: По карте мультимедиаучебника определите среднюю плотность населения Земли и страны с максимальной и минимальной плотностью населения. Какие факторы повлияли на формирование такой плотности населения? 4. 4 группа: Используя текст параграфа, карту плотности населения приведите доказательства влияния на расселение людей их занятости. При ответе используйте рис.15 с.68 ДТ(11) стр Ответы учащихся из каждой группы и их обсуждение. 6. Подведём итог: Для чего необходимо знать численность и плотность населения страны?
14 Распределение и работа в группах
15 Миграции населения: их виды и география Учащиеся вспоминают, что такое миграции, их виды. Помогает им в этом слайд. Виды миграций: Миграция – переселение людей либо из страны в страну (внешние миграции), либо внутри страны (внутренние миграции). Эмиграция – выезд людей из своей страны на постоянное место жительства (эмигранты). Иммиграция – въезд людей в другую страну (иммигранты).
16 Используя текст учебника стр. 72 составить схему «Причины миграций», выделить главную из них. Проверка по слайду.
17 Продолжим работу по группам: используя текст учебника стр.72 Объяснить причины: 1группа: вспышки миграций в 15 веке? 2 группа: вспышки миграций в веках? 3группа: какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему? 4 группа: чем обусловлены массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции? Подведём итог: Какая причина миграций главная? Почему вы так считаете? Чем отличаются побудительные мотивы внешних и внутренних миграций.
18 Работа по группам: Используя текст учебника стр.73 1 группа: Какие миграции называются трудовыми? 2 группа: Каковы основные направления трудовых эмигрантов? 3 группа: Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые? 4 группа: Назовите центры притяжения трудовых ресурсов. Подведём итог: главная причина трудовых миграций?
19 о Отчёт групп результатах работы
22 5. Закрепление новых знаний Дидактическая задача. Закрепить знания учащихся Содержание этапа. Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту?
23 6. Информация о домашнем задании Дидактическая задача. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания. Содержание этапа. Для тех, кто испытывал трудности в усвоении материала на уроке: читать параграф 3 Составить словарь терминов с которыми познакомились на уроке. Для сильных учащихся: дополнительное (усложнённое) задание 9 на стр. 86 Повторить: урбанизация, отдельным ученикам подготовить сообщение о крупнейших городах мира, «городской взрыв» в развивающих странах, «небоскрёбы» в США.
Размещение населения и формы расселения
Какие факторы определили современный рисунок размещения населения? В каких странах и районах образовались наиболее крупные скопления населения? Где живет большая часть населения мира – в городах или сельской местности?
Размещение и плотность.Современная карта размещения населения мира свидетельствует об огромной неравномерности в заселенности территории Земли. В восточном полушарии сосредоточено больше населения (около 86%), чем в западном, а в северном полушарии больше по сравнению с южным, в котором проживает лишь 10% населения. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов на высотах до 500 м над уровнем моря.
Из всех государств мира (не считая стран-»карликов») самую вы-
сокую плотность населения имеет Бангладеш, где она составляет более 800 человек.
Характер расселения людей, в том числе плотность населения, обусловлены рядом факторов. Среди них – природные условия, которые издавна притягивали либо отталкивали человека. Однако с развитием производительных сил их значение ослабевает. Соответственно повышается роль социально-экономических условий, все в большей мере определяющих современный рисунок размещения населения. Не следует забывать и о демографических факторах: высокий или, напротив, низкий естественный прирост населения способен заметно повлиять на размещение и плотность людей.
К числу наиболее крупных скоплений населения в современном мире можно отнести: 1) восточно-азиатское (Китай, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1,5 млрд.. жителей; 2) южно-азиатское (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает более 1 млрд.. жителей; 3) юго-восточно-азиатское (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и др.) с населением, превышающим 300 млн.. человек; 4) европейское; 5) атлантическое (северо-восток США).
Города и урбанизация.Главной формой расселения людей в современном мире постепенно становятся города. В начале XXI в. в них жило немногим менее половины населения планеты (рис. 28), во многих развитых странах доля городских жителей – 75–80%, в России – 74% населения. Проблемы роста городов приобрели глобальные масштабы.
Определение города различно в разных странах. В США к городам относятся все поселения с числом жителей более 2,5 тыс., во Франции – «коммуны» с «ядром», насчитывающим 2 тыс. человек, а в Нидерландах этот порог города выше – 20 тыс. В большинстве государств бывшего Союза все городские поселения делятся на города и поселки городского типа (пгт). При этом учитывается не только численность населения, но и преобладающий род занятий (в промышленности, сфере обслуживания).
Урбанизацией (от лат. urbs – город) называется не просто рост городов и городского населения, но и усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни.
Для современного этапа урбанизации во всем мире характерен рост и увеличение числа больших городов (более 100тыс. человек), которые имеют самый широкий набор функций (экономических, административных, научно-образовательных). Среди больших городов особо выделяются города-миллионеры с населением больше 1 млн.. человек (рис. 31). В середине 80-х гг. во всем мире их было более 300.
Близкорасположенные города зачастую сливаются, втягиваются в орбиту крупнейшего города– « ядра». Образуются агломерации(скопление городов). Например, Московская агломерация насчитывает 12 млн.. человек, тогда как Москва в городских границах – 9 млн.. человек (1990). Здесь одно «ядро», к которому притягиваются многочисленные города-спутники. Прусская агломерация в Германии насчитывает 5 млн.. человек. В отличие от Московской она является многоядерной. Здесь имеется несколько примерно равнозначных городов от Дуйсбурга на западе до Дортмунда на востоке (см. атлас, с. 34).
Высшим звеном процесса урбанизации стали мегалополисы(от гр. megas – большой, polis – город) – гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Примером может служить мегалополис Бостон – Вашингтон (Босваш) с населением около 40 млн.. человек, простирающийся вдоль Атлантического побережья США через территорию семи штатов и федерального округа Колумбия, где находится столица США. Он включает такие крупнейшие города страны, как Нью-Йорк (рис. 32), Филадельфия, Вашингтон, Бостон и др. В Японии еще большее скопление городов
– Японский мегалополис – сложилось на Тихоокеанском побережье, его население 60 млн.. человек. Общим для мирового процесса урбанизации является его «плохая управляемость», стихийное течение. Однако общие черты не исключают и серьезных различий в странах разного типа. Это, прежде всего «возраст» урбанизации, ее уровень, темпы и направленность.
В промышленно развитых странах доля городского населения достигает 75–80%, здесь находятся крупнейшие мегалополисы и агломерации мира. Здесь же раньше всего проявился и кризис городов. Концентрация промышленности и автомобильного транспорта резко ухудшила экологические условия жизни в них. Это усилило субурбанизацию– переезд части обеспеченного населения в пригороды. США уже стали «страной пригородов» – там живет около 60% населения агломераций. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.
В развивающихся странах урбанизация приняла особо стремительный и неуправляемый характер. Выше всего доля городского населения в Латинской Америке – 2/3, гораздо ниже в Африке – 30% и в зарубежной Азии – 27%. Безземелье и отсутствие шансов получить работу в деревне «выталкивают» миллионы людей в город. Взрывной рост городов идет с образованием трущобных районов с антисанитарными условиями жизни (бидонвилей во франкоязычной Африке, фавел в Бразилии, геджеконду в
Турции и т. д., рис. 33). Такой тип урбанизации называют трущобной урбанизацией; именно она во многом будет определять в ближайшие годы картину расселения в слаборазвитых странах. Если в 1970 г. лишь девять из 20 крупнейших городов мира приходилось на развивающиеся страны, то к 2000 г. их, видимо, окажется 16. Специалисты предсказывают, что на первое место выйдет Мехико с населением 25 млн.. человек.
Особый характер имеет урбанизация в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. На базе высоких доходов от экспорта нефти в 70-е – начале 80-х гг. и быстрой индустриализации здесь выросли современные города с хорошими условиями жизни для коренного населения,
например Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Городское население ОАЭ достигло 80%, в Катаре – 87%, в Кувейте – 90%.
Сельское расселение. Около половины населения мира живет в сельской местности. Общее число сельских населенных пунктов оценивается в 12–20 млн.. Они очень различны по величине, форме, преобладающим занятиям их жителей. Разница определяется историей развития, современными социально-экономическими условиями страны или района, уровнем развития производительных сил и специализацией хозяйства.
В странах Европы и в Японии, прошедших длительный путь развития, сочетаются давно возникшие крупные деревни и поселки (групповая форма расселения) и одиночные дома (рассеянная форма). При большом распространении практики владения «вторым жильем» к этому добавились дачные и курортные поселки, загородные виллы состоятельных людей, пригородные поселки у больших городов, выросшие в ходе субурбанизации. Большая часть сельского населения западноевропейских стран занята не в сельском хозяйстве. Особо типичны там стали так называемые маятниковые поездки – ежедневные поездки в город на работу и учебу.
В США и бывших переселенческих колониях (Канада, Австралия, Новая Зеландия) «возраст» сети сельского расселения гораздо меньше. Преобладает рассеянное расселение: отдельные фермы (рис. 34), пригородные поселки с обслуживающими учреждениями для групп ферм. Подавляющая часть сельского населения занята вне сельского хозяйства (в США – 85%).
В развивающихся странах формы сельского расселения особенно разнообразны, зависят от природных условий, специализации и уровня сельского хозяйства (рис. 35, 36).
Преобладают крупные деревни, местные рыночные центры, иногда – более современные поселки в районах плантационного хозяйства. В районах кочевого скотоводства сеть сельских поселений вообще отсутствует. Условия жизни сельского населения в большинстве стран третьего мира мало изменились. Итак, контрастность в размещении населения – главная особенность заселения территории Земли. Она определяется взаимодействием целого ряда факторов: природных, исторических, социально-экономических и др. Доли городских и сельских жителей в мире примерно равны. Процесс урбанизации в своем развитии шел от роста городов к возникновению агломераций и мегалополисов. Управление урбанизационным процессом – одна из важнейших проблем современности.
Вопросы и задания. 1.Проанализируйте таблицу 4 приложений «Распределение населения по высотным поясам». Объясните имеющиеся различия между континентами в распределении населения. 2. Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает и, соответственно, повышается роль социально-экономических условий? 3. Объясните встречающиеся в тексте термины «урбанизация», «агломерация», «мегалополис», «субурбанизация». 4. На основе анализа таблицы 5 приложения объясните различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. 5. Какие проблемы возникли в мире вследствие ускоренного роста городов?
Миграции населения
Какие регионы мира можно назвать главными полями миграции в прошлом и в настоящее время? Куда устремляются потоки внутренней миграции? Что представляет собой кочевничество?
Внешние миграции.Миграции – это переселение людей либо из страны в страну (их называют внешние миграции), либо из района в район (внутренние). Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией,въезд в другую страну – иммиграцией.
Внешние миграции происходили всегда, но особо массовый характер они приняли в XVIII–XIX вв. Очагом массовой эмиграции стала Западная Европа, где шло разорение мелких производителей-крестьян, ремесленников и росла безработица.
За 1815–1915 гг. из Европы переселилось в другие части света 35– 40 млн. человек. Большая часть переселенцев обосновалась в Северной Америке (США и Канаде), где шло освоение и колонизация огромных пространств. Остальная часть переселенцев отправлялась в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию, в отдельные страны Африки.
Еще в XVIII в. шло насильственное переселение негров из Африки в Америку, где они использовались для работы на хлопковых плантациях Юга. На Юге США, островах Карибского моря и в некоторых странах Южной Америки негры и мулаты составляют значительную часть, а иногда и большинство населения.
История миграций объясняет современную многонациональную структуру населения США: в Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «малая Италия», есть Чайнатаун – китайский город. Более 40% населения города – выходцы из других стран или их недавние потомки. С миграцией связано двуязычие в Канаде (английский, французский), распространение испанского и португальского языков в Южной Америке.
После Второй мировой войны и крушения колониальной системы шел отток европейцев из бывших
колоний на родину. Миграции в США сильно сократились. Новым полем миграций стала Западная Европа, где живут 13–14 млн.. иностранных рабочих из стран Южной Европы, Северной Африки и Турции (рис. 37). Они выполняют «черную» и низкооплачиваемую работу, живут в самых трудных условиях. В Швейцарии доля иностранных рабочих составляет 1/4 активного населения, в Германии – 10%.
Имеются и другие очаги миграции дешевой рабочей силы. Так, нефтедобыча Саудовской Аравии, Кувейта и некоторых других стран Ближнего Востока основана на использовании иностранной рабочей силы из других арабских стран.
Для внешних миграций в США при очень строгих ограничениях
иммиграции характерно переманивание иностранных специалистов, в частности, из развивающихся стран. Этот процесс (его называют «утечка умов») ослабляет научно-технический потенциал и усиливает потенциал США(каждый третий врач в стране – иммигрант).
Для Китая большую экономическую роль играют те 30 млн. китайцев, которые живут за границей (их называют «хуацяо»). Многие из них помогают модернизации страны своими средствами и знаниями. Специалисты, вернувшиеся на родину, составляют 1/3 профессоров китайских вузов.
Эмиграция из СССР была относительно невелика. Однако в 90-е гг. XX в связи со снятием в России многих ограничений на выезд отмечена тенденция к увеличению эмиграции (особенно евреев, русских, немцев и греков).
Череда межнациональных конфликтов и локальных войн в 90-е гг. XX в. обусловила массовые миграции населения, колоссальный рост числа беженцев. По данным ООН,главными регионами мира, откуда шло в эти годы бегство населения, были Африка (около 9 млн. человек), Азия (7 млн.), страны, образовавшиеся на территории бывшего СССР (2,5 млн.).
Внутренние миграции.Внутренние миграции – это в основном переселение из села в город, переезд на осваиваемые земли. Такие миграции характерны для всех государств. В различных странах они находятся на разных стадиях развития. Особый размах они приобрели в развивающемся мире. Потоки сельских жителей, не имеющих ни земли, ни работы, устремляются в города в поисках лучшей доли. Это ведет к «взрывному» росту крупнейших городов. В наиболее развитых странах Запада и в Японии этот процесс давно закончился.
В конце XX в. в США и Западной Европе преобладали «обратные» миграции населения: из переполненных, задымленных городов в пригороды, а частично и в сельскую местность.
Миграции «село – город» были до последнего времени главным источником роста городов в республиках бывшего СССР. В рамки таких миграций вкладывалось и переселение людей в восточные районы страны, так как составной частью экономической стратегии России было ускоренное развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока.
Так же как и миграции, с передвижением людей связано кочевничество.Однако это особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Современные кочевники – это главным образом скотоводы пустынных и полупустынных территорий. Наиболее распространенные формы кочевания следующие: 1) меридиональное (стада перегоняются летом на север, зимой – на юг); 2) пустынное (кочевание ведется от колодца к колодцу или вокруг колодца); 3) вертикальное (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные).
Итак, миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу; характер и направления внешних миграций менялись в разные исторические эпохи; внутренние миграции XX в. тесно связаны с процессом урбанизации; учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.
Вопросы и задания. 1.Выявите разницу между внешними и внутренними ми-грациями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций? 2. Чем можно объяснить вспышку внешних миграций в XIX–XX вв.? Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему? 3. Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграций населения? 4. Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего СССР. 5. Что вы знаете о политике дискриминации русскоязычного населения в Эстонии и Латвии?
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НАСЕЛЕНИЕ»
I. Приглашение
1. Каким вы видите демографический портрет планеты в середине и конце XXI века? Какие проблемы народонаселения человек сможет решить?
2. Некоторые исследователи считают, что недостаток сырья, энергии, продовольствия связан с демографическим взрывом. Действительно ли причины этого в постоянно увеличивающемся населении планеты?
К дискуссии
3. Где на Земле наиболее высока концентрация национальных языков? Чем это объяснить?
4. Существуют разные прогнозы относительно дальнейшего развития процесса урбанизации в мире. Одни считают, что данный процесс вскоре замедлится, другие высказывают мысль о его постоянном развитии, но при изменении форм. А как будет протекать этот процесс, на ваш взгляд?
1. Динамика численности населения мира в XX в.: региональные различия.
2. География христианства в современном мире (ислама, буддизма – по выбору учащегося).
II. Темы для рефератов
3.Особенности урбанизации в различных странах мира.
4. Основные направления и причины внешних миграций населения после Второй мировой войны.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.