какие контракты формируют понятие сопровождаемой сделки
Какие контракты формируют понятие сопровождаемой сделки
Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.
В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.
ФЗ № 44 | ФЗ № 223. Постановлении от 11.12.2014 № 1352 |
---|---|
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения | предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 % |
орган, управляющий внебюджетным фондом государства | юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства |
Роскосмос, Росатом | естественные монополии |
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов | унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов |
Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.
Как определить, что договор имеет отношение к ГОЗ.
Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа.
Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр, это скорее всего гособоронзаказ. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):
- — через символ «/» перед номером контракта;
— непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК;
— указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт;
Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ.
В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706.
В-четвертых, в тексте договора есть ссылка на закон 275 ФЗ, или одно из постановлений: N 2153 от 18.12.2020 г., N 1819 от 25.12.2019 г., N 1702 от 28.12.2018 г., № 1680 от 28.12.2017 г.
Практические рекомендации по составлению и выполнению договоров Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС), субсидий 2021-2022.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.
Обязательные условия договора гособоронзаказа.
Обязательные условия перечислены в Постановлении от 26.12.2013 г. № 1275 «Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу». Контрактом ГОЗ будем называть договор, в котором:
В-первых, соблюдена письменная форма.
Во-вторых, предмет контракта (существенное условие) содержит четкое определение «единицы» и «количества» поставляемой продукции (вид услуг), страну происхождения. Включает условия, определяющие качество, комплектность, соответствие обязательным требованиям. В случае гос. закупки в порядке, установленном законами 223 ФЗ или 44 ФЗ.
В-третьих, указаны другие существенные условия договора:
- — сроки поставки продукции, услуги (кроме указания срока, на который заключен контракт, могут содержаться этапы поставки продукции, сроки гарантийных обязательств);
— цена контракта (цена единицы товара, работы, услуги) определена в абсолютной величине или контракт устанавливает порядок определения цены. Условия доставки товара: стоимость, бремя оплаты, транспорт. С 1 января 2022 года (360 ФЗ от 02.07.2021 г.) в связи с внедрением контрактов жизненного цикла, необходимо выделить как цену поставки товара (выполнения работ), так и стоимость обслуживания, ремонта, утилизации.
— сроки оплаты;
— вид сопровождения финансирования: банковское или казначейское.
Подробнее о казначейском сопровождении здесь.
Подробнее о расширенном казначейском сопровождении здесь.
Подробнее о банковском сопровождении ГОЗ здесь.
В-четвертых, есть указание, что контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа и идентификатор государственного контракта (ИГК).
В-пятых, предусмотрены обязательства сторон и их ответственность.
Обязанности исполнителя ГОЗ при банковском сопровождении установлены статье 8 Закона № 275-ФЗ, подробнее здесь. При казначейском сопровождении прописываются режим лицевого счета и условия сопровождения исходя из того, средства какого бюджета расходуются. Каждый год выходит новый закон о бюджете и постановление об утверждении правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа. В 2021 году это статья 5 Федерального закона от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ и Постановление от 18 декабря 2020 г. N 2153
Обязанности Головного и простого исполнителя ГОЗ отличаются. Подробнее о том, кто является головным исполнителем, а кто нет, права и обязанности здесь. Но особо стоит обратить внимание на обязанности:
- — вести расчеты только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, или лицевого счета в казначействе;
— уведомлять всех исполнителей по кооперации, о том, что договор с ними заключается в целях государственного оборонного заказа, о необходимости открывать отдельный или лицевой счет;
— предоставлять по запросу в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения запроса информацию о каждом привлеченном исполнителе;
— обеспечивать доступ к сведениям о кооперации;
— вести раздельный учет затрат.
Если договор одновременно по 223 ФЗ и 275 ФЗ, то дополнительные существенные условия ( п.4 ч 9, п.4 ч.10, п.6 ч.10 ст.4 223 ФЗ):
— место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
— форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
— правила приемки;
— условия, которые заказчик указал как существенные в положении о закупках.
В случае совместного действия 44 ФЗ и 275 ФЗ, в контракт включаются в том числе обязательные условия (ч.3 ст.34 44 ФЗ):
о порядке и сроках оплаты, приемки поставленного товара (работы, услуги), оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Другие важные условия договора гособоронзаказа.
Во-первых, отсутствие или наличие авансов, их объемы и сроки выплаты.
Во-вторых, источник финансирования, вид цены. (твердая фиксированная, ориентировочная, возмещающая издержки), а также порядок ее формирования (расчета), и авансирования. Условия, при которых цена может быть изменена.
В случае если ориентировочной (уточняемой) цены или цены, возмещающей издержки, устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену.
В-третьих, размер прибыли и возможность ее перечисления на расчетный счет после выполнения контракта.
В-четвертых, способ привлечения исполнителя в кооперацию ГОЗ.
В-пятых, в случае если до заключения контракта сформирован за счет собственных средств запас продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимый для выполнения государственного оборонного заказа, при заключении соответствующего контракта надо об этом прописать.
В-шестых, в контракт включаются порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (ВП МО) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен.
В-седьмых, в контракте прописываются положения об ответственности сторон, способ обеспечения, его размер и сроки возврата. Условия принятия товара покупателем и действия в случае наличия претензий (возврат и замена брака, обработка рекламаций и т.д.). С 1 января 2022 года (360 ФЗ от 02.07.2021 г.) в связи с внедрением контрактов жизненного цикла, обеспечение обязательств по поставке товара (выполнению работ) надо указывать отдельно от обеспечения обязательств по обслуживанию, ремонту, утилизации.
В-восьмых, способ закрытия контракта, и т.д.
На самом деле разглядеть последствия того или иного условия, прописанного в договоре, может только человек с хорошим опытом работы с гособоронзаказом. Особенно при казначейском сопровождении средств. В этом случае существует много вариантов (простое и расширенное казначейское сопровождение, казначейское обеспечение обязательств и т.д.), нормативная база не имеет границ, а регламент санкционирования перечисления денежных средств выполняется на все 100 %.
Анализ и корректировка договоров ГОЗ и ГОС, предотвращающие дальнейшее «застревание» денег на ОБС или казначейском счете.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.
Как изменить условия договора по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.
Сложно изменить существенные условия договора (надо четко понимать какие условия договора относятся к существенным, подробнее в данной статье в разделе «Обязательные условия»).
Если контрактация проходила по 44 ФЗ, то все возможные случаи изменения условий контракта обозначены в ч.1 ст.95 44 ФЗ. Поменять существенные условия контракта при его исполнении не получится, за исключением:
- а) снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 % или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 %.
В отличие от закона 44-ФЗ, 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в праве вносить изменения в договоры, заключенные по итогам закупок (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Ограничение на внесение изменений может следовать из текста положения о закупке, либо из текста договора, который предполагается изменить. Предмет договора дополнительным соглашением изменить нельзя.
Основанием для изменения или расторжения договора ГОЗ, как правило, является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Особенно серьезные основания должны быть для изменения цены.
В гособоронзаказе есть понятие «существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции», которые являются основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены, индексации по статьям базовых затрат (п.2 Постановления от 02.12.17 №1465). Это обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 % и при снижении плановой прибыли ниже 10 % собственных затрат (если доля собственных затрат 20 % и более), в результате действия одного или нескольких факторов:
— изменение требований к поставляемой продукции заказчиком, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию;
— изменение ежегодного объема поставки продукции и (или) выручки организации;
— изменение курса рубля к иностранным валютам;
— принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов;
— изменение объема, состава специальных затрат,затрат на подготовку и освоение производства;
— изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов ;
— изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации ГК «Росатом».
Правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор и по 223-ФЗ и 44 ФЗ, и 275 ФЗ лучше предусмотреть сразу в тексте самого договора. Тогда при корректировке можно будет придерживаться принятой формы.
Как расторгнуть договор по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.
Расторгнуть договор можно тремя способами:
— по соглашению сторон;
— по решению суда (при существенном нарушении условий контрагентом, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и договором), при этом надо доказать существенность нарушений (зафиксировать нарушения или провести независимую экспертизу качества товара, услуги);
— в одностороннем порядке (если такая возможность прописана в положении о закупке или ГК РФ).
Нарушения при заключении договора по 223 ФЗ, 44 ФЗ, 275 ФЗ.
Выполнение договора по 223 ФЗ или 44 ФЗ в сочетании с 275 ФЗ не легкая задача. И ответственность тоже серьезная. Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь
Есть ряд формулировок (касающихся формирования запасов, ценообразования, оплаты и т.д.), наличие которых в договоре ГОЗ дает возможность не только во-время перечислить денежные средства с ОБС или лицевого счетов, но и обосновать свою позицию на случай проверки контролирующими органами по окончании договора. Текст формулировок зависит от конкретной ситуации.
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.
Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты
Перечень основных нормативных документов ГОЗ здесь
Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.
Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику
эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»
Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ
Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.
Нормативное регулирование ГОЗ
Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:
Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.
Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.
В конце статьи есть шпаргалка
Особенности закупок по 275-ФЗ
Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.
Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:
Регистрация участников в ЕИС
Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).
При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:
Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.
Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.
Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.
Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
Порядок открытия лицевых счетов
Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.
Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:
Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.
Идентификатор как обязательный элемент
Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.
Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.
Разряды идентификатора означают:
Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.
Порядок расчетов по госконтракту
Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:
В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.
Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.
Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.
Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:
Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.
Права и обязанности головного исполнителя
Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.
По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.
По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.
Головной исполнитель также обязан:
Головной исполнитель вправе:
Прибыль поставщика
По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.
В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.
Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.
Роль государства
Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:
Ответственность по ГОЗ
На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).
Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:
Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:
Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ