какие концепции формируют общий познавательный аппарат и позволяют выделить основные принципы
Итоговый тест (психология). Вопрос 10 10
Вопрос
Вопрос 11
Вопрос
Вопрос 22
Вопрос
Вопрос 33
Вопрос
Вопрос 44
Вопрос
Вопрос 55
Вопрос
Вопрос 66
Вопрос
Вопрос 77
Вопрос
Вопрос 88
Вопрос
Вопрос 99
Вопрос
Вопрос 10 10
Вопрос
Вопрос 11 11
Вопрос
Вопрос 12 12
Вопрос
Вопрос 13 13
Вопрос
Вопрос 14 14
Вопрос
Вопрос 15 15
Вопрос
Вопрос 16 16
Вопрос
Вопрос 17 17
Вопрос
Вопрос 18 18
Вопрос
Вопрос 19 19
Вопрос
Вопрос 20 20
Вопрос
Вопрос 21 21
Вопрос
Вопрос 22 22
Вопрос
Вопрос 23 23
Вопрос
Вопрос 24 24
Вопрос
Вопрос 25 25
Вопрос
Вопрос 26 26
Вопрос
Вопрос 27 27
Вопрос
Вопрос 28 28
Вопрос
Вопрос 29 29
Вопрос
Вопрос 30 30
Закончить обзор
Тест начат
Тест начат
Понедельник, 16 Август 2021, 15:21
Состояние
Состояние
Завершенные
Завершен
Завершен
Понедельник, 16 Август 2021, 15:27
Прошло времени
Прошло времени
5 мин. 26 сек.
Баллы
Баллы
13/30
Оценка
Оценка
43 43 из 100
Согласно, какому варианту жизни «личности отводится роль зрителя»?
Согласно, какому варианту жизни «личности отводится роль зрителя»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. «жизнь начинается завтра»
a. «жизнь начинается завтра»
b. «жизнь как достижение»
b. «жизнь как достижение»
c. «жизнь есть сон»
c. «жизнь есть сон»
d. «жизнь как творчество»
d. «жизнь как творчество»
Эмоциональная саморегуляция подразделяется на несколько уровней:
Эмоциональная саморегуляция подразделяется на несколько уровней:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Бессознательный волевой a. Бессознательный волевой b. Сознательный волевой b. Сознательный волевой c. Бессознательный смысловой c. Бессознательный смысловой d. Сознательный смысловой d. Сознательный смысловой e. Бессознательный e. Бессознательный
Какой вид самообразования подразумевает сохранение и повышение профессиональной
Какой вид самообразования подразумевает сохранение и повышение профессиональной компетенции, навыков, умений, знаний и социальной значимости?
компетенции, навыков, умений, знаний и социальной значимости?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Познавательное самообразование a. Познавательное самообразование b. Самообразование самореализации b. Самообразование самореализации c. Профессиональное самообразование c. Профессиональное самообразование d. Бытовое самообразование d. Бытовое самообразование
Виды самообразования в зависимости от посвящаемого ему объема времени
Виды самообразования в зависимости от посвящаемого ему объема времени
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Конвейерное a. Конвейерное b. Единично-сдельное b. Единично-сдельное c. Регламентируемое c. Регламентируемое d. Нерегламентируемое d. Нерегламентируемое
Какое самообразование подразумевает, что процесс самообразования протекает вне рамок
Какое самообразование подразумевает, что процесс самообразования протекает вне рамок специализированных учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности?
специализированных учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Неинституционализированное a. Неинституционализированное b. Регламентируемое b. Регламентируемое c. Нерегламентируемое c. Нерегламентируемое d. Институционализированное d. Институционализированное
Что из перечисленного НЕ является основным видом самообразования?
Что из перечисленного НЕ является основным видом самообразования?
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное самообразование a. Профессиональное самообразование b. Самообразование самореализации b. Самообразование самореализации c. Педагогическое самообразование c. Педагогическое самообразование d. Воспитательное самообразование d. Воспитательное самообразование
Какой уровень обеспечивают определенные механизмы психологической защиты?
Какой уровень обеспечивают определенные механизмы психологической защиты?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Бессознательный a. Бессознательный b. Бессознательный смысловой b. Бессознательный смысловой c. Бессознательный волевой c. Бессознательный волевой d. Сознательный смысловой d. Сознательный смысловой e. Сознательный волевой e. Сознательный волевой
Какой уровень эмоциональный саморегуляции направлен на приобретение комфортного
Какой уровень эмоциональный саморегуляции направлен на приобретение комфортного состояния психики при помощи усилий воли?
состояния психики при помощи усилий воли?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Бессознательный a. Бессознательный b. Бессознательный волевой b. Бессознательный волевой c. Сознательный волевой c. Сознательный волевой d. Сознательный смысловой d. Сознательный смысловой e. Бессознательный смысловой e. Бессознательный смысловой
Одним из основных мотивов к самообразованию является:
Одним из основных мотивов к самообразованию является:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Замечания коллег по работе в профессиональном плане a. Замечания коллег по работе в профессиональном плане b. Желание зарабатывать больше денег b. Желание зарабатывать больше денег c. Внутренняя неудовлетворенность собственной деятельностью c. Внутренняя неудовлетворенность собственной деятельностью d. Попытка нравится всем d. Попытка нравится всем
… – это своеобразный способ кодирования своей собственной психики
… – это своеобразный способ кодирования своей собственной психики
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Психическая саморегуляция a. Психическая саморегуляция b. Саморегуляция личности b. Саморегуляция личности c. Самообучение c. Самообучение d. Самоорганизация d. Самоорганизация
помощью программы в диалоговом режиме – это?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Профессиональные тренинги a. Профессиональные тренинги b. Круглые столы b. Круглые столы c. Разбор проблемных ситуаций c. Разбор проблемных ситуаций d. Мастер классы d. Мастер классы e. Деловые игры e. Деловые игры f. Семинары f. Семинары
Верно ли утверждение: «Знания относятся к исчерпаемым ресурсам»?
Верно ли утверждение: «Знания относятся к исчерпаемым ресурсам»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Верно a. Верно b. Не верно b. Не верно
В качестве самостоятельных вариантов выделяются несколько типов жизни. Что из
В качестве самостоятельных вариантов выделяются несколько типов жизни. Что из перечисленного НЕ относится к типу жизни?
перечисленного НЕ относится к типу жизни?
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. «жизнь как достижение»
a. «жизнь как достижение»
b. «жизнь есть сон b. «жизнь есть сон c. «жизнь как праздник»
c. «жизнь как праздник»
d. «жизнь как горизонт»
d. «жизнь как горизонт»
Ключевой психологической особенностью, какого жизненного варианта является обесценивание
Ключевой психологической особенностью, какого жизненного варианта является обесценивание настоящего и чрезмерное поклонение будущему?
настоящего и чрезмерное поклонение будущему?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. «жизнь начинается завтра»
a. «жизнь начинается завтра»
b. «жизнь как достижение»
b. «жизнь как достижение»
c. «жизнь есть сон»
c. «жизнь есть сон»
d. «жизнь как творчество»
d. «жизнь как творчество»
Какому известному ученому принадлежит высказывание о том, что нет такого понятия, как
Какому известному ученому принадлежит высказывание о том, что нет такого понятия, как образованный человек, есть человек, образующийся в культуре образованный человек, есть человек, образующийся в культуре
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Н.П. Пищулин a. Н.П. Пищулин b. Ю.В. Сенько b. Ю.В. Сенько c. И.Г. Шульц c. И.Г. Шульц d. Ж. Джекобсон d. Ж. Джекобсон
Какой уровень эмоциональной саморегуляции является качественно новым способом разрешения
Какой уровень эмоциональной саморегуляции является качественно новым способом разрешения проблем?
проблем?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Бессознательный a. Бессознательный b. Сознательный волевой b. Сознательный волевой c. Бессознательный смысловой c. Бессознательный смысловой d. Бессознательный волевой d. Бессознательный волевой e. Сознательный смысловой e. Сознательный смысловой
Приемы саморегуляции основанные на наличие конкретного внутреннего противоречия могут
Приемы саморегуляции основанные на наличие конкретного внутреннего противоречия могут быть построены на следующих механизмах:
быть построены на следующих механизмах:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. воображение a. воображение b. рефлексия b. рефлексия c. сублимация c. сублимация d. самовнушение d. самовнушение e. нейролингвистическое программирование e. нейролингвистическое программирование
Эффект вследствие саморегуляции, при котором происходит устранение эмоциональной
Эффект вследствие саморегуляции, при котором происходит устранение эмоциональной напряженности?
напряженности?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Выброс адреналина a. Выброс адреналина b. Деградация b. Деградация c. Восстановление c. Восстановление d. Активизация d. Активизация e. Успокоение e. Успокоение f. Дестабилизация f. Дестабилизация
Принято выделять естественные способы саморегуляции, к ним относятся:
Принято выделять естественные способы саморегуляции, к ним относятся:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Сон a. Сон b. Питание b. Питание c. Специальные дыхательные упражнения c. Специальные дыхательные упражнения d. Транс d. Транс e. Контакты с живой природой e. Контакты с живой природой
Кто предложил способ саморегуляции, который получил название аутогенная тренировка?
Кто предложил способ саморегуляции, который получил название аутогенная тренировка?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Ж. Джекобсон a. Ж. Джекобсон b. Ю.В. Сенько b. Ю.В. Сенько c. Н.П. Пищулин c. Н.П. Пищулин d. И.Г. Шульц d. И.Г. Шульц
Свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия,
Свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия,
сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне – это?
сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне – это?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Саморегуляция a. Саморегуляция b. Самоорганизация b. Самоорганизация c. Самообразование c. Самообразование d. Самообучение d. Самообучение
Какие концепции формируют общий познавательный аппарат и позволяют выделить основные
Какие концепции формируют общий познавательный аппарат и позволяют выделить основные принципы синергетического подхода к моделированию?
принципы синергетического подхода к моделированию?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Концепции самообучение a. Концепции самообучение b. Концепции самоорганизация b. Концепции самоорганизация c. Концепции самообразования c. Концепции самообразования d. Концепции саморегуляция d. Концепции саморегуляция
Какое самообразование связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных
Какое самообразование связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач?
целей и задач?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. В свободное время a. В свободное время b. Долгосрочно b. Долгосрочно c. В рабочее время c. В рабочее время d. Краткосрочно d. Краткосрочно
Виды самообразования по типу организации:
Виды самообразования по типу организации:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Нерегламентируемое a. Нерегламентируемое b. Регламентируемое b. Регламентируемое c. Институционализированное c. Институционализированное d. Неинституционализированное d. Неинституционализированное
Согласно, какому варианту жизни «личности отведена роль экспериментатора, который постоянно
Согласно, какому варианту жизни «личности отведена роль экспериментатора, который постоянно ставит опыты, причем над своей собственной судьбой»?
ставит опыты, причем над своей собственной судьбой»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. «жизнь есть сон»
a. «жизнь есть сон»
b. «жизнь как творчество»
b. «жизнь как творчество»
c. «жизнь начинается завтра»
c. «жизнь начинается завтра»
d. «жизнь как достижение»
d. «жизнь как достижение»
На каком уровне самообразование воздействует на формирование структуры знания и
На каком уровне самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности?
деятельности личности?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Социетальный уровень a. Социетальный уровень b. Теологический уровень b. Теологический уровень c. Групповой уровень c. Групповой уровень d. Индивидуально-личностный уровень d. Индивидуально-личностный уровень
Что является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые
Что является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования?
3.3. Основные понятия самоорганизации
Рассмотренные выше концепции синергетики и самоорганизации формируют общий понятийный аппарат и позволяют выделить основные принципы синергетического подхода к моделированию. Наиболее существенное влияние синергетика оказала на понятие развития.
В данном определении есть положения, нуждающиеся в существенной корректировке.
Во-первых, необратимыми являются процессы изменения открытых систем, и хотя таковых большинство, все же существуют и закрытые системы, в которых происходят обратимые изменения.
Во-вторых, в результате развития изменяется не только структура системы, но и ее поведение, функционирование. В системных и даже некоторых синергетических определениях развития указанные недостатки присутствуют, а его достоинства нередко не реализуются.
Все многообразие взглядов на развитие можно представить в виде четырех групп.
Первая группа исследователей связывает развитие с реализацией новых целей, целенаправленностью изменений. Этот подход реализует кибернетика, в которой развитию противопоставляется функционирование, происходящее без изменения цели. В синергетике предполагается, что целенаправленность не является необходимым условием, а тем более атрибутом развития.
Вторая рассматривает его как процесс адаптации к окружающей среде, что также является лишь его условием — необходимым, но отнюдь не достаточным.
Рост и его темпы характеризуют количественное изменение состава и взаимосвязей системы (следовательно, рост не следует отождествлять с развитием, что характерно для многих экономистов).
Развитие может идти как по линии прогресса, так и регресса, и выражаться в эволюционной или революционной форме.
Революция в теориях самоорганизации получила название скачка, фазового перехода или катастрофы.
Трудно согласиться с распространенной точкой зрения насчет эволюции системы, отождествляемой то с развитием, то с ростом системы, то с ее прогрессом и регрессом, иногда и со всем перечисленным одновременно, либо с изменением, дифференциацией, а в узком смысле — с количественным изменением. Поскольку эволюция является формой развития, а последнее представляет собой качественное изменение, было бы нелогично понимать под эволюцией количественное, постепенное изменение (чем более что количественное изменение отражается понятием «рост»), под эволюцией мы будем подразумевать поступательное, медленное, плавное, качественное изменение, а под революцией, как это и принято,— скачкообразное, быстрое качественное изменение.
Встает также вопрос о соотношении понятий «организация», «развитие» и базового для синергетики понятия «самоорганизация».
Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и связей ее компонентов и в соответствии с ее предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры. Фактически, самоорганизация представляет собой установление организованности, порядка за счет согласованного взаимодействия компонентов внутри системы при отсутствии упорядочивающих воздействий со стороны среды. Это требует уточнения понятия «организация», вернее, разделения на организацию как взаимодействие частей целого, обусловленное его строением, которое может быть задано как самой системой, так и внешней средой, и организацию как упорядочивающие воздействия среды; а также организацию как объект такого воздействия. В концепциях самоорганизации организация понимается в двух последних смыслах.
Что касается соотношения понятий развития и самоорганизации, то первое следует признать более широким, поскольку оно включает как организующие воздействия среды, так и самоорганизацию; как прогрессивные процессы (которые в основном исследуют концепции самоорганизации), так и регрессивные.
Чтобы система была самоорганизующейся и, следовательно, имела по возможность прогрессивно развиваться, она должна удовлетворять, но крайней мере, следующим требованиям:
система должна быть открытой, т. е. обмениваться со средой веществом, энергией или информацией;
находиться вдали от состояния равновесия.
процессы, происходящие в ней, должны быть кооперативными (корпоративными), т. е. действия ее компонентов должны быть согласованными друг с другом; система должна быть динамичной;
Главную роль здесь играет условие открытости и неравновесносности, поскольку, если оно соблюдено, остальные требования выполняются почти автоматически.
Системы и их компоненты подвержены флуктуациям (колебаниям, изменениям, возмущениям), которые в равновесных, закрытых системах гасятся сами по себе. В открытых системах под воздействием внешней среды внутренние флуктуации могут нарастать до такого предела, когда система не в силах их погасить. Фактически внутренние флуктуации рассматриваются в концепциях самоорганизации как безвредные, и только внешние воздействия оказывают более или менее значимое влияние.
В последнее время в это положение вносятся существенные коррективы, касающиеся, в частности, «естественного отбора» флуктуаций: чтобы процессы самоорганизации имели место, необходимо, чтобы одни флуктуации получали подпитку извне и тем самым обладали преимуществом над другими флуктуациями. Тем не менее, и в этом случае недооценивается роль в движении системы флуктуации внутреннего происхождения.
В последнее время концепции самоорганизации стали отводить внутренним флуктуациям большую роль, чем прежде. Об этом свидетельствует приводимая ниже типология флуктуации, согласно которой различаются свободные колебания, вынужденные и автоколебания.
К свободным относят колебательные движения, постепенно затухающие в реальной системе (как затухают колебания свободно подвешенного маятника), достигающей, таким образом, состояния равновесия.
Вынужденные флуктуации возникают при воздействии на систему совершающей колебания внешней силы (к примеру, человека, подталкивающего маятник), в результате которою система раньше или позже будет флуктуировать с частотой и амплитудой, навязываемыми внешним влиянием.
Автоколебания — это незатухающие, самоподдерживающиеся колебания, происходящие в диссипативных (макроскопических, открытых, далеких от равновесия) системах, т. е. системах, определяющихся параметрами, свойствами и природой самой системы, вынужденные колебания и автоколебания характерны для открытых систем, а свободные — для закрытых, стремящихся к равновесию.
Влияние на систему как внешних, так и внутренних флуктуации различных видов (включая резонансные с системой) основано на действии двух эффектов:
петли положительной обратной связи и
Кумулятивный эффект заключается в том, что незначительная причина вызывает цепь следствий, каждое из которых все более существенно. Нередко он непосредственно связан с петлей положительной обратной связи.
Флуктуации, воздействующие на систему, в зависимости от своей силы могут иметь совершенно разные для нее последствия.
Если флуктуации открытой системы недостаточно сильны (особенно это касается флуктуаций управляющего параметра или подсистемы), система ответит на них возникновением сильных тенденций возврата к старому состоянию, структуре или поведению, что раскрывает глубинную причину неудач многих экономических реформ.
Если флуктуации очень сильны, система может разрушиться.
И, наконец, третья возможность включается в формировании новой диссипативной структуры и изменении состояния, поведения и/или состава системы.
Любая из описанных возможностей может реализоваться в так называемой точке бифуркации, вызываемой флуктуациями, в которой система испытывает неустойчивость.
Множества, характеризующие значения параметров системы на альтернативных траекториях, называются аттракторами.
Если система притягивается состоянием равновесия, она становится закрытой и до очередной точки бифуркации живет по законам, свойственным закрытым системам.
Если хаос, порожденный точкой бифуркации, затянется, то становится возможным разрушение системы, вследствие чего компоненты системы раньше или позже включаются составными частями в другую систему и притягиваются уже ее аттракторами.
При этом, чем сложнее система, тем, как правило, в ней больше бифуркационных значений параметров, т. е. тем шире набор состояний, в которых может возникнуть неустойчивость. Когда значения параметров близки к критическим, система становится особенно чувствительной к флуктуациям: достаточно малых воздействий, чтобы она скачком перешла в новое состояние через область неустойчивости. К сожалению, в синергетических и системных исследованиях не отмечена еще одна немаловажная деталь: для скачка системы в другое состояние определенных значений должны достигнуть параметры не только самой системы, но и среды.
Таким образом, при определенных условиях хаос становится источником порядка в системе (так же, как и порядок в результате его консервации неизбежно становится источником роста энтропии). Периодическая смена порядка и хаоса, их непрестанная борьба друг с другом дают системе возможность развития, в том числе и прогрессивного.
Таким образом, из проведенных исследований понятийного аппарата синергетики следует:
в процессе своего развития система проходит две стадии: эволюционную (иначе называемую адаптационной) и революционную (скачок, катастрофа);
во время развертывания эволюционного процесса происходит медленное накопление количественных и качественных изменений параметров системы и ее компонентов, в соответствии с которыми в точке бифуркации система выберет один из возможных дня нее аттракторов. В результате этого произойдет качественный скачок и система сформирует новую диссипативную структуру, соответствующую выбранному аттрактору, что происходит в процессе адаптации к изменившимся условиям внешней среды;
эволюционный этап развития характеризуется наличием механизмов, которые подавляют сильные флуктуации системы, ее компонентов или среды и возвращают ее в устойчивое состояние, свойственное ей на этом этапе.
Постепенно в системе возрастает энтропия, поскольку из-за накопившихся в системе, а также в ее компонентах и внешней среде изменений способность системы к адаптации падает и нарастает неустойчивость. Возникает острое противоречие между старым и новым в системе, а при достижении параметрами системы и среды бифуркационных значений неустойчивость становится максимальной и даже малые флуктуации приводят систему к катастрофе скачку;