какие конвенции имо вводят международный кодекс по управлению безопасностью мкуб
СУБ МКУБ (ISM)
Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый резолюцией ИМО А.741(18) в 1993 году и введенный в 1994 году в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) посредством главы IX – «Управление безопасной эксплуатацией судов». Кодекс МКУБ вступил в силу с 1 июля 1998 года для ряда категорий морских судов и с 1 июля 2002 года для всех грузовых судов валовой вместимостью 500 и более. Резолюциями MSC.104(73) и MSC.273(85) в его текст был внесен ряд поправок.
Международный кодекс управления безопасностью (МКУБ) устанавливает международный стандарт по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. МКУБ был принят в 1994 году и на сегодняшний день корректировался посредством внесения поправок 5 раз (MSC.104(73), MSC.179(79), MSC.195(80), MSC.273(85), MSC.353(92)). Наиболее значимыми с точки зрения влияния на судоходство, были поправки 2010 и 2015 года. В 2010 году (MSC.273(85)) были введены поправки в отношении оценки рисков.
В 2015 году (MSC.353(92)) текст МКУБ был значительно актуализирован на основании более 20 лет практического применения судовладельцами.
При этом, структура МКУБ практически осталась неизменной от первоначальной редакции. Компания ИБИКОН является лидером РФ по кол-ву разработанных СУБ как на морском, так и на водном транспорте. Основываясь на нашем опыте и анализе разработки, внедрения и актуализации СУБ, наша компания пришла к логичному решению в области построения СУБ. В соответствии с МКУБ, п.1.2.3 СУБ должна обеспечивать:
1. выполнение обязательных правил и норм; и
2. чтобы применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии принимались во внимание.*
* См. «Перечень кодексов, рекомендация, руководств и др. не обязательных документов по безопасности и охране (MSC.1/Circ.1371).»
Refer to the «List of codes, recommendations, guidelines and other safety and security-related non-mandatory instruments (MSC.1/Circ.1371).»
В развитии положений международных конвенций формирование положений конкретного модуля осуществляется в соответствии с резолюциями ИМО и рекомендациями морской индустрии.
Например, требования резолюции ИМО А.893(21) относится к разделу 7 МКУБ «Судовые операции». Требования резолюции ИМО A.1072(28) относится к разделу 8 МКУБ «Готовность к аварийным ситуациям».
Аналогичный подход, необходимо применять при анализе и распределении рекомендаций организаций морской индустрии и национальных документов, относящихся к судоходству.
Наглядно структура модульной СУБ представлена на рисунке ниже:
Вашему вниманию предлагаются сценарии по сертификации в соответствии с процедурными требованиями МАКО (IACS Procedural Requirements) № 9.
по внедрению международного кодекса
по управлению безопасностью (МКУБ)
Принята 29 ноября 2001 г.
ССЫЛАЯСЬ на статью 150 j ) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море и предупреждения и контроля загрязнения моря с судов,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюциюА.741(18), которой Ассамблея приняла Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)),
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию А.788(19), которой Ассамблея приняла Руководство по внедрению международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) Администрациями,
ОТМЕЧАЯ, что по положениям главы IX Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. с поправками, МКУБ с 1 июля 1998 г. стал обязательным для компаний, эксплуатирующих определенные типы судов, и с 1 июля 2002 г. будет обязательным для компаний, эксплуатирующих другие грузовые суда и передвижные морские буровые установки валовой вместимостью от 500 и более, приводимые в движение механическими средствами,
ПРИЗНАВАЯ, что Администрация, установив факт поддержания стандартов безопасности, обязана обеспечить выдачу Документа о соответствии и Свидетельства об управлении безопасностью, в соответствии с данным Руководством,
ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что у Администрации может возникнуть потребность в заключени и договоров в отношении выдачи свидетельств другими Администрациями в соответствии с главой IX Конвенции СОЛАС и резолюцией А.741(18),
ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ необходимость единообразного применения МКУБ,
РАССМОТРЕВ рекомендацию, выработанную Комитетом по безопасности на море на его 74 сессии и Комитетом по защите морской среды на его 46 сессии,
1. ПРИНИМАЕТ пересмотренное Руководство по внедрению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) Администрациями, изложенное в Приложении к настоящей резолюции
2. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства придерживаться пересмотренного Руководства при внедрении МКУБ;
3. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам информировать Организацию о любых трудностях в использовании прилагаемого пересмотренного Руководства;
4. УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды держать прилагаемое Руководство в поле зрения на случай необходимости его пересмотра и вносить в него поправки, по мере необходимости.
5. ОТМЕНЯЕТ с 1 июля 2002 г. резолюцию А.788(19).
Пересмотренное руководство по внедрению международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЛАСТЬ ОХВАТЫВАЕМЫХ ВОПРОСОВ И ПРИМЕНЕНИЕ
2 ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МКУБ
3 ПРОЦЕСС ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ
ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ
2 СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ
3 СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ
4 ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
5 ПРОЦЕДУРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ И ИНСТРУКЦИИ
Введение
Международный кодекс по управлению безопасностью
МКУБ требует, чтобы Компании установили цели в достижении безопасности, как описано в разделе 1.2 МКУБ, а также разработали, внедрили и поддерживали систему управления безопасностью, отвечающую функциональным требованиям, перечисленным в разделе 1.4 МКУБ.
Обязательное применение МКУБ
Для обеспечения необходимых стандартов безопасности требуется соответствующая организация управления на берегу и судне. Поэтому требуется систематизированный подход к управлению со стороны лиц, ответственных за управленческую деятельность, связанную с судами. Целями обязательного применения МКУБ являются:
.1 обеспечение выполнения обязательных норм и правил, относящихся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды; и
.2 эффективное их введение в действие и контроль за их выполнением Администрациями.
Эффективный контроль со стороны Администраций должен включать проверку того, что система управления безопасностью отвечает требованиям, предписанным МКУБ, также как и проверку соответствия обязательным нормам и правилам.
Обязательное применение МКУБ должно гарантировать, способствовать и поощрять принятие во внимание соответствующих кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии.
Ответственность по проверке и оформлению документов по МКУБ
Администрация ответственна за проверку выполнения требований МКУБ и выдачу Документов о соответствии компаниям и Свидетельств об управлении безопасностью судам.
Резолюции А.739(18) «Руководство по выдаче полномочий организациям, действующим по поручению Администраций» и А.789(19) «Спецификации по функциям признанных организаций, действующих от имени Администраций в отношении освидетельствования и оформления свидетельств», которым придан обязательный характер в соответствии с правилом XI /1 Конвенции СОЛАС, а также резолюция А.847(20) «Руководство по оказанию помощи государствам флага судна в выполнении положений инструментов ИМО» применяются, когда Администрации поручают организациям выдачу Документов о соответствии и Свидетельств об управлении безопасностью от имени Администрации.
1 Область охватываемых вопросов и применение
Термины, применяемые в данном Пересмотренном руководстве имеют то же значение, что и термины, применяемые в МКУБ.
1.2 Область охватываемых вопросов и применение
1.2.1 Данное Руководство устанавливает основные принципы:
.1 проверки того, что система управления безопасностью Компании, ответственной за эксплуатацию судов, либо система управления безопасностью судна или судов, контролируемых компанией, отвечают МКУБ; и
.2 выдачи и периодической проверки Документов о соответствии и Свидетельств об управлении безопасностью.
1.2.2 Данное руководство приобретает силу официального документа для Администраций с 1 июля 2002 г.
2 Проверка выполнения требований МКУБ
2.1 Общие положения
2.1.1 Д ля выполнения требований МКУБ Компании должны разработать, внедрить и поддерживать систему управления безопасностью, чтобы обеспечить выполнение политики Компании в области безопасности и защиты окружающей среды. Политика компании должна включать цели, определенные МКУБ*
* Руководство по применению МКУБ Международной палаты судоходства/Международной федерации судовладельцев содержит полезные рекомендации по отдельным элементам системы управления безопасностью и ее разработке Компаниями.
2.2.2 Администрации должны проверять выполнение требований МКУБ путем определения:
.1 соответствия системы управления безопасностью Компании требованиям МКУБ; и
.2 того, что система управления безопасностью обеспечивает достижение целей, определенных в пункте 1.2.3 МКУБ.
2.1.4 П оэтому, чтобы снизить необходимость в выработке критериев, облегчающих оценку выполнения Компаниями требований МКУБ, Администрациям рекомендуется сделать все необходимое, чтобы оценки основывались на определении того, насколько эффективно система управления безопасностью обеспечивает достижение поставленных целей, а не на соответствии подробным, дополнительным к содержащимся в МКУБ требованиям.
2.2 Способность системы управления безопасностью обеспечивать достижение общих целей управления безопасностью
2.2.1 МКУБ определяет общие цели управления безопасностью. Эти цели следующие:
.1 обеспечить безопасную практику эксплуатации судов и безопасную рабочую среду;
.2 организовать защиту от всех выявленных рисков; и
.3 постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.
Проверка должна способствовать Компаниям в достижении этих целей.
2.3 Способность системы управления безопасностью удовлетворять конкретным требованиям по безопасности в предотвращению загрязнения
2.3.1 Основными критериями, которыми следует руководствоваться при выработке интерпретаций, необходимых для оценки соответствия требованиям МКУБ, должна быть способность системы управления безопасностью удовлетворять конкретным требованиям, определенным в МКУБ как конкретные стандарты безопасности и предотвращения загрязнения.
Конкретными стандартами безопасности и защиты окружающей среды, указанными в МКУБ, являются:
.1 соответствие обязательным нормам и правилам; и
.2 принятие во внимание соответствующих кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных Организацией, Администрациями, классификационными обществами и другими организациями в области морской индустрии.
2.3.2 П ри проверке соответствия требованиям МКУБ должны быть доступны документированные данные, способные облегчить ее. С этой целью Администрация должна обеспечить, чтобы Компания предоставляла проверяющим все предусмотренные законодательными нормами записи, а также акты классификационных обществ, имеющие отношение к действиям, предпринятым Компанией для поддержания соответствия требованиям обязательных норм и правил. Эти записи и акты могут быть рассмотрены на предмет их подлинности и достоверности.
2.3.3 Н екоторые обязательные требования могут не быть предметом государственного контроля или освидетельствования классификационным обществом, такие как:
.1 поддержание состояния судна между освидетельствованиями; и
.2 определенные требования эксплуатационного характера.
В таких случаях, для обеспечения соответствия и для представления объективного доказательства, необходимого при проверках, может оказаться необходимым принятие особых мер, таких как:
.1 документированные процедуры и инструкции; и
2.3.4 Проверка соответствия обязательным нормам и правилам, являющаяся частью оформления документов по МКУБ, ни дублирует, ни заменяет собой освидетельствований по другим свидетельствам. Проверка соответствия требованиям МКУБ не освобождает Компанию, капитана или любое другое юридическое или физическое лицо, вовлеченное в управление или эксплуатацию судна, от их ответственности.
2.3.5 Администрации должны обеспечить, чтобы Компания:
.1 при организации системы управления безопасностью приняла во внимание рекомендации, упомянутые в пункте 1.2.3.2 МКУБ; и
.2 выработала процедуры, обеспечивающие внедрение этих рекомендаций на берегу и на судне.
2.3.6 Внедрение в рамках системы управления безопасностью кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных Организацией, Администрациями, классификационными обществами и другими организациями морской индустрии, не делает их обязательными по МКУБ. Тем не менее, когда эти рекомендации применимы к конкретным компаниям, проверяющие должны побуждать компании к принятию этих рекомендаций.
3 Процесс оформления документов по МКУБ
3.1 Действия по оформлению документов
3.1.1 Процесс оформления Документа о соответствии для Компании и Свидетельства об управлении безопасностью для судна обычно состоит из следующих этапов:
.1 первоначальная проверка;
.2 ежегодная или промежуточная проверка;
.3 проверка для возобновления документа;
.4 дополнительная проверка.
Эти проверки выполняются по запросу Компании, обращенному к Администрации или к организации, признанной Администрацией для целей оформления документов по МКУБ, или по запросу, обращенному к Администрации со стороны другого Договаривающегося государства Конвенции.
Эти проверки включают проверку отчетности по системе управления безопасностью.
3.2 Первоначальная проверка
3.2.1 Компания обращается к Администрации за оформлением соответствия требованиям МКУБ.
3.2.2 Предпринимаемая Администрацией проверка береговой части системы управления потребует проверки офисов Компании, откуда производится такое управление и, возможно, других ее отделений, в зависимости от организации Компании и функций различных отделений.
3.2.3 _ П о завершении с удовлетворительными результатами проверки береговой части системы управления безопасностью можно приступать к мероприятиям по проверке судов Компании или к планированию этих мероприятий.
3.2.4 П ри удовлетворительных результатах проверки Компании выдается Документ о соответствии, копии которого направляются в каждое отделение и на каждое судно Компании. По мере завершения проверки каждого судна, ему выдается Свидетельство об управлении безопасностью, копия которого направляется в главный офис Компании.
3.2.5 В случаях выдачи документов признанной организацией, копии всех документов должны быть также направлены Администрации.
.1 проверку соответствия системы управления безопасностью Компании требованиям МКУБ включая объективные свидетельства того, что система управления безопасностью Компании находилась в действии в течение не менее трех месяцев и что она действовала по меньшей мере в течение этого срока на борту хотя бы одного судна из каждой группы однотипных судов, эксплуатируемых Компанией; и
.2 проверку того, что система управления безопасностью обеспечивает достижение целей, определенных в пункте 1.2.3 МКУБ. Включая проверку того, что Документ о соответствии Компании, ответственной за эксплуатацию конкретного судна, применим к данному типу судов и что судовая система управления безопасностью отвечает требованиям МКУБ и введена в действие. Должно быть предоставлено объективное свидетельство эффективного функционирования системы управления безопасностью Компании на борту судна по меньшей мере в течение трех месяцев, включая, среди прочего, данные внутренней проверки, выполненной Компанией.
3.3 Ежегодная проверка Документа о соответствии
3.3.1 Ежегодные проверки документации по управлению безопасностью проводятся для поддержания в силе Документа о соответствии и должны включать рассмотрение и проверку правильности предусмотренных законодательными нормами записей, а также актов классификационных обществ, по меньшей мере на одном судне из каждой группы однотипных судов, охватываемых Документом о соответствии. Цель этих проверок — удостовериться в эффективной работе системы управления безопасностью и в том, что внесенные в нее какие бы то ни было изменения отвечают требованиям МКУБ.
3.3.2 Ежегодная проверка проводится в пределах трех месяцев до или после каждой даты годовщины Документа о соответствии. Должен согласовываться график действий по устранению недостатков, который должен предусматривать за вершение этих действий не более чем в трехмесячный срок.
3.3.3 Е сли Компания имеет более одного отделения, из которых не все были посещены при первоначальной проверке, то при ежегодных проверках следует стремиться к тому, чтобы в течение срока действительности Документа о соответствии был обеспечен охват всех таких отделений.
3.4 Промежуточная проверка Свидетельства об управлении безопасностью
3.4.2 Е сли планируется только одна промежуточная проверка, она должна проводиться между датами второй и третьей годовщины выдачи Свидетельства об управлении безопасностью.
3.5 Проверка для возобновления документов по МКУБ
3.5.1 Проверки для возобновления документов выполняются до истечения срока действия Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью. Проверка для возобновления документов охватывает все элементы системы управления безопасностью и виды деятельности к которым применяются требования МКУБ. Проверка для возобновления документов может начинаться за шесть месяцев до даты истечения срока действия Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью и должна завершаться до наступления этих дат.
3.6 Проверки документации по управлению безопасностью
3.6.1 Приведенная в общих чертах в последующих пунктах процедура проверок документации по управлению безопасностью включает все этапы, относящиеся к первоначальной проверке. Периодические проверки и проварки для возобновления документов должны основываться на одинаковых принципах, даже и при том, что их объемы могут отличаться.
3.7 Запрос на проверку
3.7.1 Компания представляет Администрации или организации, признанной Администрацией для целей выдачи по ее поручению Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью, запрос на проверку отчетной документации.
3.8 Предварительное рассмотрение
Проверяющий, в качестве основы для планирования проверки, должен рассмотреть разработанное Компанией наставление по управлению безопасностью и определить адекватность системы управления безопасностью требованиям МКУБ. Если при этом выявляется неадекватность системы, то проверка откладывается до тех пор, пока Компания не предпримет действий по устранению выявленных недостатков.
3.9 Подготовка проверки
3.9.1 Назначенный главный проверяющий должен связаться с Компанией и представить план проверки документации.
3.9.2 Проверяющий должен представить руководящие рабочие документы по проверке, имеющие целью способствовать проведению оценок, исследований и рассмотрений в соответствии со стандартными процедурами, инструкциями и формами документов, установленными для обеспечения единообразия практики проведения проверок документации.
3.9.3 Группа проверяющих должна быть способна свободно общаться с проверяемыми*.
З.10 Выполнение проверки
3.10.2 Группа проверяющих оценивает систему управления безопасностью на основании представленной Компанией документации и объективного доказательства эффективного внедрения этой системы.
3.10.3 Доказательства собираются через собеседования и рассмотрение документов. При необходимости, для определения эффективности системы управления безопасностью в обеспечении требуемых МКУБ конкретных стандартов безопасности и защиты окружающей среды, сбор доказательств может включать проверку деятельности и условий.
3.10.4 Данные проверки оформляются документально. Проведя проверку деятельности, группа проверяющих должна проанализировать данные проверки и решить, что из наблюдений должно быть отмечено в отчете о проверке как несоответствующее требованиям. Несоответствия отражаются в отчете с точки зрения положений МКУБ, относящихся к общим и конкретным требованиям к системе безопасности.
3.10.5 В конце проверки, до подготовки отчета о ней, группа проверяющих должна провести совещание со старшим руководством Компании и лицами, ответственными за являющиеся предметом проверки функции Компании. Цель этого мероприятия — представить данные проверки руководству Компании для обеспечения ясного понимания им результатов этой проверки.
3.11 Отчет о проверке
3.11.1 Отчет о проверке готовится под руководством главного проверяющего, который отвечает за его правильность и полноту.
3.11.2 Отчет о проверке включает план проверки, перечисление проверяющих, даты начала и окончания проверки, название Компании, отмеченные несоответствия требованиям и положительные стороны системы управления безопасностью, свидетельствующ ие о ее эффективности в достижении поставленных целей.
3.11.3 Экземпляр отчета о проверке должен быть предоставлен Компании. Компании должна быть дана рекомендация о предоставлении каждому подвергшемуся проверке судну экземпляра отчета о его проверке.
3.12 Контроль устранения выявленных несоответствий
3.12.1 Компания ответственна за принятие решения о том, какие следует предпринять действия по устранению несоответствий или причин несоответствий, а также за проведение этих действий. Непринятие мер по устранению несоответствий конкретным требованиям МКУБ может лишить силы Документ о соответствии и Свидетельство об управлении безопасностью.
3.12.2 Действия по устранению несоответствий и возможные последующие контрольные проверки должны завершаться в согласованный период времени. Контрольные проверки делаются по запросу Компании.
3.13 Ответственность Компании,
связанная с проверками управления безопасностью
3.13.1 Проверка соответствия требованиям МКУБ не освобождает Компанию, управляющих, командный состав судов или моряков от их обязанностей в отношении выполнения национального и международного законодательства, относящегося к безопасности и защите окружающей среды.
3.13.2 Компания ответственна за :
.1 информирование соответствующих своих служащих о целях оформления документов по МКУБ и области затрагиваемых при этом вопросов;
.2 назначение ответственных служащих для сопровождения членов группы, осуществляющей проверку в целях оформления документов по МКУБ;
.3 предоставление условий и средств, необходимых для лиц, выполняющих оформление документов по МКУБ, в целях обеспечения эффективности и продуктивности процесса проверки;
.4 обеспечение доступа к информации и к доказательному материалу, запрошенным лицами, выполняющими оформление документов по МКУБ; и
.5 сотрудничество с группой проверки для достижения целей оформления документов по МКУБ.
3.14 Ответственность организации, выполняющей оформление документов по МКУБ
Организация, выполняющая оформление документов по МКУБ, ответственна за обеспечения того, чтобы процесс оформления выполнялся в соответствии с МКУБ и данным Руководством. Это включает всесторонний контроль за проведением оформления, в соответствии с дополнением к данному Руководству.
3.15 Ответственность группы проверки
3.15.1 О дно лицо должно стоять во главе проводимой для оформления документов проверки, независимо от того, выполняется проверка группой или одним человеком. Руководитель должен быть уполномочен принимать окончательные решения в отношений проведения проверки и любых выявленных фактов. Его обязанности должны включать:
3.15.2 Участвующие в проверке лица несут ответственность за ее проведение в соответствии с требованиями, регламентирующими проверку, за обеспечение конфиденциальности относящихся к оформлению документов и за обращение с конфиденциальной информацией с осторожностью и благоразумием.
Требования по организации оформления документов по МКУБ
Группа проверяющих и организация, осуществляющая оформление документов по МКУБ и руководящая этой группой, должны отвечать особым требованиям, изложенным в данном Дополнении.
2 Стандарт управления
2.1 Организации, управляющие проверкой соответствия требованиям МКУБ, должны быть компетентны в отношении:
.1 вопросов обеспечения соответствия законодательным нормам и правилам, включая дипломирование моряков, применительно к эксплуатируемым проверяемой Компанией судам;
.2 деятельности по одобрению, освидетельствованию и оформлению судовых свидетельств;
.3 тех должностных обязанностей и полномочий, на которые, в рамках системы управления безопасностью, обращает внимание МКУБ;
.4 практический опыт эксплуатации судов
2.2 Конвенция* требует, что организации, признанные Администрациями для выдачи Документа о соответствии и Свидетельства об управлении безопасностью по поручению Администраций, должны выполнять положения резолюции А.739(18) «Руководство по выдаче полномочий организациям, действующим по поручению Администраций» и А.789(19) «Спецификации по функциям признанных организаций, действующих от имени Администраций в отношении освидетельствования и оформления свидетельств».
2.3 Л юбая организация, выполняющая проверку соответствия положениям МКУБ, должна обеспечить, чтобы не было зависимости между лицами, участвующими в предоставлении консультационных услуг и теми, кто участвует в оформлении документов по МКУБ.
3. Стандарты компетентности
3.1 Руководство оформлением документов по МКУБ
Руководство оформлением документов по МКУБ должно осуществляться лицами, имеющими знания и опыт в области порядка и практики оформления документов по МКУБ.
3.2 Минимальная компетентность для выполнения проверок
3.2.1 Лица, участвующие в проверке соответствия требованиям МКУБ, должны иметь, как минимум, признанное образование, включающее следующее:
.1 квалификацию, полученную в третейском учебном заведении, признанном Администрацией или одобренном признанной, в пределах соответствующей области инженерных или физических наук, организацией (как минимум, два года обучения), или
.2 квалификацию, полученную в морском учебном заведении, и соответствующий стаж работы на судах в должности дипломированного лица командного состава.
3.2.2 Они должны пройти подготовку для обеспечения достаточной компетентности и навыков в выполнении проверок на соответствие требованиям МКУБ, особенно в отношении:
. I знания и понимания МКУБ;
.2 обязательных законодательных норм и правил;
.3 должностных обязанностей и полномочий, на которые МКУБ обращает внимание Компаний;
.4 техники проверки в области изучения отчетных документов, проведения опросов, оценивания и составлении отчетов;
.5 технических и эксплуатационных аспектов управления безопасностью;
.6 основ знания судов и осуществляемой на борту деятельности; и
.7 участия по крайней мере в одной проверке системы управления на морском транспорте.
3.2.3 Компетентность должна быть продемонстрирована на письменных или устных экзаменах, или другим приемлемым образом.
3.3 Компетентность для первоначальной проверки
и проверки для возобновления документов по МКУБ
3.3.1 Дополнительно к базисной компетенции, указанной в пункте 3.2, лица, назначенные проводить первоначальные проверки или проверки для возобновления Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью, чтобы быть в состоянии оценить в полном объеме, отвечает ли компания или судно требованиям МКУБ, должны обладать компетентностью в :
.1 определении соответствия или несоответствия элементов системы управления безопасностью требованиям МКУБ;
.2 определении эффективности системы управления безопасностью Компании или судна в обеспечении
соответствия требованиям законодательных норм и правил, мерилом чему служат предусмотренные законодательными нормами записи, а также акты классификационных обществ;
.3 оценке эффективности системы управления безопасностью в обеспечении соответствия требованиям иных норм и правил, не охваченных освидетельствованиями государственными органами и классификационными обществами, и в создании возможностей проверки выполнения этих норм и правил; и
.4 оценке того, приняты ли во внимание рекомендованные Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии различные правила безопасной практики.
3.3.2 Требуемый уровень компетентности может достигаться за счет сложения индивидуальной компетентности отдельных членов группы проверяющих.
3.3.3 Лица, назначаемые руководить первоначальной проверкой или проверкой для возобновления документов по МКУБ, должны иметь, как минимум, пятилетний стаж работы в областях, относящихся к техническим или эксплуатационным аспектам управления безопасностью, и иметь опыт участия по крайней мере в трех первоначальных проверках или проверках для возобновления документов по МКУБ. Участие в проверках соответствия другим стандартам управления может приравниваться к участию в проверках на соответствие требованиям МКУБ.
проверок и проверки для выдачи временных документов
Лица, назначаемые проводить ежегодную, промежуточную проверку и проверки для выдачи временных документов, должны отвечать минимальным требованиям к персоналу, участвующему в проверках, и должны иметь опыт участия, как минимум в двух ежегодных, первоначальных или проводимых для возобновления документов по МКУБ проверках. С ними должен быть проведен особый инструктаж, необходимый для обеспечения того, чтобы они обладали достаточной компетентностью для определения эффективности системы управления безопасностью Компании.
4 Организация квалификационных мероприятий
Организации, выполняющие оформление документов по МКУБ, должны внедрить документированную систему для выявления квалификации и непрерывного приведения на уровень современности знаний и компетентности лиц, назначенных проводить проверку соответствия требованиям МКУБ. Эта система должна включать теоретические курсы подготовки, охватывающие все относящиеся к компетентности требования и связанные с процессом оформления документов процедуры, а также практическую подготовку под наблюдением опытного руководителя. Система должна предусматривать документированное доказательство удовлетворительного завершения такой подготовки.
5 Процедуры оформления документов по МКУБ и инструкции
Организации, выполняющие оформление документов по МКУБ, должны внедрить документированную систему, которая бы обеспечивала соответствие процесса оформления документов данному стандарту. Эта система должна, среди прочего, включать процедуры и инструкции по следующим вопросам:
.1 контрактные соглашения с компаниями;
.2 планирование, составление графиков и выполнение проверок;
.3 отчеты о результатах проверок;
.4 выдача документов о соответствии, свидетельств об управлении безопасностью и временных документов о соответствии и свидетельств об управлении безопасностью;
.5 действия по устранению выявленных проверками недостатков и контроль их устранения, включая действия, которые следует предпринять в случаях существенного несоответствия.