какие корабли войдут в состав вмф россии в 2021 году
32 новых корабля получит ВМФ России в 2021 году
Темпы строительства для Военно-морского флота продолжают расти: в 2021-м ВМФ получит 32 корабля, сообщили РИА «Новости».
Северный флот России получит первую дизель-электрическую подлодку «Варшавянка» проекта 636.3. Шесть таких субмарин, считающихся самыми тихими в мире, сейчас служат на Черном море, еще шесть в ближайшие годы поступят на Тихоокеанский флот.
Пополнятся и ряды малых ракетных кораблей. Судостроители передадут флоту очередной «Буян-М», также вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». Восемь таких «малышей» сегодня несут службу на Черном, Балтийском и Каспийском морях. Еще один — «Грайворон» — проходит государственные испытания. «Буяны», водоизмещением всего 950 тонн, неоднократно продемонстрировали эффективность в реальных боевых условиях, обстреливая наземные объекты террористов во время сирийской кампании.
ВМФ усилят и другим проектом «откалиброванных» малых ракетных кораблей — «Каракурт». Эти МРК получат балтийцы и черноморцы. «Каракурты» водоизмещением 800 тонн предназначены для действий в ближней морской зоне.
Помимо «Калибра», они вооружены 76,2-миллиметровой пушкой АК-176МА и двумя 30-миллиметровыми зенитными автоматическими установками АК-630М. А начиная с третьего борта серии МРК оснащаются ЗРК «Панцирь-МЕ».
Какие корабли и подлодки получит ВМФ России до конца 2021 года
Он не скрывал, что в ходе модернизации крейсера приходится решать множество вопросов, связанных с энергетикой и его вооружением. Тем не менее, сам ход работ на «Нахимове» подтверждает, что северодвинцам по плечу не только строительство атомных подводных ракетоносцев, но и восстановление технической готовности таких уникальных кораблей, как тяжелые атомные крейсера проекта 1144 «Орлан». Именно к ним относится «Адмирал Нахимов».
Напомним, что на ремонт корабль отправили еще в 1999 году, а приступили к работам в 2013-м. Известно, что в результате модернизации крейсера должна значительно повыситься его ударная мощь. «Нахимов», в частности, будет нести на борту 10 универсальных корабельных комплексов на восемь крылатых ракет «Калибр-НК» или «Оникс». А в перспективе на него установят гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Ранее ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе страны сообщал, что планируется построить 12 модернизированных фрегатов проекта 22350М. Каждый будет нести на борту до 48 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Кроме того, новые фрегаты собираются оснастить зенитным ракетным комплексом «Полимент-Редут» с боекомплектом до 100 ракет, а также противолодочным и торпедным вооружением.
ВМФ ждет массовой закладки и поступления 40 кораблей и судов
Российский Военно-морской флот отметит 25 июля 325-ю годовщину со дня основания, в этом году в его состав уже вошла долгожданная многоцелевая атомная подлодка «Казань» — первая построенная по новейшему проекту «Ясень-М», всего ожидается поступление порядка 40 кораблей и судов обеспечения различных классов.
По-особенному праздник планируют встретить в Санкт-Петербурге. Как сообщали ранее в Минобороны, в главном военно-морском параде будут впервые участвовать три атомные подводные лодки. Причем одной из них станет новейший крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» (проект «Борей-А»), принятый в состав флота в прошлом году.
Нацелен на массовость и масштабность
О том, сколько кораблей получит ВМФ России в 2021 году, рассказал ранее член коллегии Военно-промышленной комиссии и член Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов. В список входят атомный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения «Князь Олег» проекта «Борей-А» и первая серийная подлодка проекта «Ясень-М» «Новосибирск». Также планируется сдача фрегатов и корветов, дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, малых ракетных кораблей, патрульных катеров и судов обеспечения.
Незадолго до праздника северодвинский завод «Севмаш» сообщил, что сразу несколько атомных ракетоносцев разных проектов проходят испытания, правда не уточнил, какие именно подлодки вышли в море. Еще раньше завод сообщал, что в 2021-2023 годах четыре уже построенные стратегические подлодки проекта «Борей» (955) пройдут сервисное обслуживание. Это «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а также первая АПЛ, построенная по улучшенному проекту 955А («Борей-А»), «Князь Владимир».
Все остальные стратеги, в том числе «Князь Олег», также строятся по проекту 955А. На стапелях «Севмаша» сейчас находятся еще три такие АПЛ — «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский». Еще две подлодки, которые получили имена «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин», также должны быть заложены в этом году. Кроме того, Поспелов рассказывал РИА Новости, что общее количество новых стратегических субмарин может превысить те десять, на которые сегодня есть контракт.
Как сообщил в передаче «Вести Севмаша» главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов, в этом году планируется массовая закладка кораблей. Однако ни когда она произойдет, ни какие корабли будут заложены одновременно, он не уточнил. Похожее мероприятие прошло 20 июля 2020 года – тогда одновременно заложили два универсальных десантных корабля-вертолетоносца на заводе «Залив» в Керчи, два фрегата проекта 22350 на санкт-петербургской «Северной верфи» и две атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М» на Севмаше.
В этом году российские моряки продолжили проведение масштабных учений. В этот раз они состоялись на Тихоокеанском флоте. Более 20 боевых кораблей, подводных лодок и судов ТОФ, самолеты и вертолеты морской авиации были задействованы в учении в центральной части Тихого океана, в 2,5 тысячах миль (примерно 4,6 тысячи километров) юго-восточнее островов Курильской гряды.
Прошлое и будущее подводного флота
Продолжается насыщение флота и дизель-электрическими подлодками. Испытания проходит уже третья «Варшавянка» (проект 636.3) для Тихоокеанского флота «Магадан». Четвертая такая субмарина «Уфа» еще строится на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Еще две – «Можайск» и «Якутск» – должны заложить в этом году. В составе ТОФ сейчас две «Варшавянки»: «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». В этом году они совершат переход из Санкт-Петербурга во Владивосток. Ранее серия из шести кораблей вошла в состав Черноморского флота.
Также в опытной эксплуатации на Северном флоте находится единственная неатомная подлодка другого проекта – 677 («Лада») «Санкт-Петербург». Ее передали флоту еще в 2010 году, а в 2022 году должны быть сданы «Кронштадт» и «Великие Луки» этого же проекта. Также в следующем году заложат еще две.
И «Варшавянки», и «Лады» являются развитием подлодок «Палтус» (проект 877), первая из которых была построена почти 40 лет назад.
Кроме того, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в инициативном порядке продолжает разработку подлодок пятого поколения – неатомной «Калина» и атомной «Хаски». В конце июня стало известно, что Санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» работает над проектом малой атомной подводной лодки «Горгона», которая станет платформой для множества подлодок различного назначения.
Гиперзвук скоро
Флот ждет завершения испытаний и принятия на вооружение в 2022 году гиперзвуковых ракет «Циркон». В прошлом году с головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» состоялось три испытательных пуска – два по морским мишеням и один по наземной цели. Еще один пуск прошел в этом году незадолго до дня ВМФ – в середине июля. Также планируются первые пуски с подводной лодки.
Помимо «Адмирала Горшкова», сейчас в составе флота первый серийный такой корабль «Адмирал Касатонов». Третий фрегат «Адмирал Головко» спущен на воду и проходит испытания. Он стал первым в серии, получившим отечественную двигательную установку – дизель-газотурбинный агрегат М55Р. Двигатель для четвертого корабля «Адмирал Исаков» уже прибыл на «Северную верфь», где строятся фрегаты. В различной стадии строительства находятся однотипные корабли «Адмирал Чичагов» и «Адмирал Амелько» и заложенные в прошлом году «Адмирал Спиридонов» и «Адмирал Юмашев» – сообщалось, что у них будет по 24 ячейки для ракет, а не 16, как на первых шести кораблях.
Ожидается, что основными носителями «Цирконов» станут строящиеся сейчас «Ясени-М». Кроме того, такую возможность должна получить находящаяся сейчас на модернизации атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «Иркутск» проекта 949А (аналог «Курска»). После модернизации проект будет называться 949АМ. Передача флоту «Иркутска» с «Цирконами» запланирована на 2022 год.
В 2019 году командир тогда еще строящегося корвета «Гремящий» капитан второго ранга Роман Довгайлов сообщил, что и его могут в перспективе оснастить «Цирконами». «Гремящий», головной корабль модернизированного проекта 20385, вошел в состав ВМФ России в конце 2021 года, он будет служить на Тихоокеанском флоте. Также в прошлом году Минобороны и Амурский судостроительный завод подписали контракт на строительство шести корветов, первые два могут быть заложены уже в этом году.
Ненашев указал на то внимание, с которым за рубежом относятся к испытаниям нового морского вооружения в России.
«Учения ВМФ России берутся аналитическими центрами и экспертами наших завистников на особый учет, они с особым вниманием анализируют те или иные тактико-технические характеристики ракет, новых кораблей. Поэтому это не просто бравада, не просто такой пафос ради пафоса, это отражение действительно развития нашего флота», — рассказал Ненашев.
Недостижимый авианосец
Тем не менее, никак не может выпутаться из проблем единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». За время ремонта корабль пережил затопление плавучего дока, пожар в трюмном помещении и смену подрядчика, очень медленно строившего новый сухой док.
Авианосец должны были сдать флоту в 2022 году, однако еще в марте 2021 года гендиректор ОСК Алексей Рахманов заявил, что контракт на модернизацию заканчивается в 2023 году.
Кроме того, недавно Рахманов сообщил и о наличии у России всех технологий и решений для строительства нового российского авианосца. По его словам, такой опыт российские корабелы получили как раз во время ремонта «Адмирала Кузнецова», а также при перестройке советского корабля «Адмирал Горшков» в индийский авианосец «Викрамадитья».
В то же время, по заявлениям официальных лиц, Россия обладает всеми возможностями, чтобы построить новый авианосец. Как рассказал Поспелов, ВМФ России нужно три таких корабля — головной и два серийных. Аванпроект авианосца уже есть, причем оптимальным было бы создание корабля водоизмещением 70-80 тысяч тонн. Авианосец, по словам Поспелова, может обойтись бюджету не менее чем в 500 миллиардов рублей, а его строительство займет не меньше 10 лет, но чревато колоссальным удорожанием проекта, если затянется. Кроме того, желательно строить корабль в рамках индивидуальной госпрограммы, чтобы он не «съел» весь бюджет флота.
В том, что России нужен новый авианосец, уверен и Ненашев. Он подчеркнул, что в целом параллельно с развитием флота наблюдается и рост судостроительной промышленности, повышается качество и современность новых кораблей. В то же время председатель ДПФ отметил, что для масштабного обновления флота еще нужно время. Новые корабли строятся, а старые модернизируются, зачастую слишком долго из-за вопросов к распределению военного бюджета. Кроме того, по его словам, нуждается в обновлении инфраструктура, причалы, места базирования, а также дома офицеров и матросские клубы.
В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России
В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.
Текущие планы
Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.
В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.
Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.
3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».
Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.
Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».
Успехи строительства
Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.
Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.
В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.
Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.
Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.
Вымпелы будущего
Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.
В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.
Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.
Вопросы обновления
Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.
Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».
В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.
Большие достижения
Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.
Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.
Военное кораблестроение России. Год 2021
Госпрограмма вооружений всегда формируется по следующему принципу: сначала Министерство обороны оценивает реальные и возможные перспективы развития военной техники и вооружения и возможные угрозы безопасности страны. Затем на основе этого анализа вырабатывается видение требуемого объема ГОЗ. Далее правительство страны на основании прогнозов развития экономики и ожидаемых финансовых поступлений планирует оборонный бюджет. В итоге принимается рассчитанная на определенный период программа (ГПВ).
Однако практика показывает, что изменение общей ситуации в мире и появление новых угроз безопасности, равно как и создание новых и перспективных образцов вооружения и военной техники точно предсказать невозможно.
Например, вследствие событий 2014 года возникла необходимость значительно откорректировать выполняющуюся в те годы ГПВ 2010–2020. В той программе четверть объема финансирования планировалось потратить на развитие ВМФ. При этом следует иметь в виду, что по итогам принуждения Грузии к миру (в августе 2008 года) была принята отдельная программа усиления Черноморского флота (ЧФ) несколько ранее основной ГПВ. После событий 2014 года было прекращено военно-техническое сотрудничество РФ и Украины, остановлены поставки необходимого судового оборудования, в первую очередь корабельных дизелей из стран Европы. Потребовалось экстренно развертывать группировку сухопутных войск и усиливать авиационную составляющую на западных границах России. Все это вызвало необходимость корректировки планов ГПВ.
Примечательно, что программа ГПВ 2010–2020 была единственной, в которой указывались точные цифры запланированных к поставкам вооружений и военной техники. Так, планировалось, что ВМФ до 2020 года получит восемь атомных подводных лодок проекта 955 «Борей», семь многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и одну специального назначения, а также более 50 надводных кораблей, в их числе 15 фрегатов и 35 корветов. Отдельно планировалось поступление двух десантно-вертолетных кораблей-доков из Франции с опционом на постройку еще двух в России. В программе ГПВ 2018–2027 точные количества закупаемых кораблей и подводных лодок уже не названы.
В последнее время высшие офицеры ВМФ России говорят о перспективном составе своих сил крайне осторожно. Например, 8 апреля 2014 года командующий СФ адмирал Королев сообщил, что к 2020 году вверенный ему флот получит от промышленности шесть многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового проекта, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. По факту же на текущее время Северный флот (СФ) получил одну многоцелевую и одну ракетную атомную подводные лодки, два фрегата и два десантных корабля.
По итогам прошедшей программы ГПВ 2010–2020 Минобороны России выработало политику определения краткосрочных целей – оно готовит свои предложения и заключает контракты на ежегодных военно-технических форумах «Армия».
В ходе форума «Армия-2020» были подписаны контракты на сумму 1,16 трлн руб.: среди них контракты на восемь корветов проекта 20380, два корвета проекта 20385, два фрегата проекта 22350, по одной дизельной подводной лодке проектов 636 и 677, а также дополнительное соглашение к контракту на ремонт и модернизацию крейсера «Адмирал Нахимов» и атомных подводных лодок проекта 971 и ряд других. Примечательно, что перед заключением контракта на постройку корветов глава Министерства обороны Сергей Шойгу посетил Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и лично проверил, сможет ли предприятие построить шесть кораблей в срок до 2027 года.
Интересным новшеством последних лет стала практика так называемого «Единого дня закладки боевых кораблей и подводных лодок». Впервые такой день провели в 2019 году, а 20 июля 2020 года были заложены: два фрегата проекта 22350 «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» на Северной верфи в Санкт Петербурге; две атомные подводные лодки проекта 885М «Владивосток» и «Воронеж» на предприятии «Севмаш» в Северодвинске; два универсальных десантных корабля проекта 22390 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» на заводе «Залив» в Керчи.
Крупные надводные корабли
За последние годы несколько конструкторских бюро и Крыловской научный центр представили на рассмотрение ВМФ России проекты авианосцев различного водоизмещения и с использованием различных двигательных установок. Сам ВМФ в перспективе намерен получить новый авианесущий корабль взамен крейсера «Адмирал Кузнецов». Однако высокая стоимость постройки и сложность корабля заставляют отложить этот заказ на будущее (после 2030 года).
Ранее судостроительная промышленность России не располагала доками и стапелями для постройки столь крупного боевого корабля. Но в 2014 году в Россию вернулся завод «Залив» в Керчи, располагающий крупнейшим сухим доком – 360 м длины и 60 м ширины. Кроме того, ускоренными темпами на Дальнем Востоке создается новый завод «Звезда» в поселке Большой Камень, возможности которого также могут быть использованы для строительства крупных боевых кораблей. Правда, на ближайшие годы «Звезда» занята строительством большого количества гражданских судов, включая и атомные ледоколы типа «Лидер». С учетом закладки на «Заливе» двух новых крупных УДК его стапельные возможности на ближайшие годы тоже заняты. Поэтому в настоящее время реализуется, хотя и с большим трудом, ремонт с модернизацией «Адмирала Кузнецова». На его борту заменяют котлы, происходит обновление электроники, а также систем обеспечения полетов самолетов и вертолетов. Корабль планируют вывести на испытания в 2022 году, срок его службы будет продлен на 10 лет. По состоянию на апрель 2021 года техническая готовность крейсера составляет 34%.
Идет активная реконструкция сухого дока в Росляково вблизи Мурманска для обеспечения докования крупных кораблей ВМФ.
Как уже упоминалось, в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», названные в честь военно-морских начальников береговой службы. Это корабли достаточно крупного водоизмещения – до 40 тыс. тонн, длиной 220 м и шириной 38 м. На их борту могут располагаться до 1000 морских пехотинцев, базироваться до 16 разнообразных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, четыре десантных катера.
Это новые и передовые для нашего ВМФ боевые системы. Не исключено, что на их палубах смогут базироваться и корабельные самолеты. В целом же эти корабли по своим задачам сопоставимы с УДК типа «Америка» ВМС США. Ожидается, что головной вступит в строй в 2028 году, следующий за ним – в 2029-м. В настоящее время сложно сказать, где они будут базироваться, но один из них точно планируется передать в состав Тихоокеанского флота (ТОФ). На этих кораблях будет установлено все необходимое оборудование для боевого управления межвидовыми морскими, наземными и воздушными группировками.
Новых планов строительства кораблей класса «ракетный крейсер» нет. В то же время ведется, пожалуй, самая амбициозная в мире программа модернизации атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Корпус корабля по сути вычищен, и его «начинка» заменена или отремонтирована. На корабле будет размещено большое количество разнообразных ракетных систем, включая «Калибр», «Циркон» и «Форт-М». Вместе с тем, выявившиеся «подводные камни» при его ремонте делают сомнительным аналогичный ремонт крейсера «Петр Великий». Также не будет проводиться капитальный ремонт с модернизацией крейсеров проекта 1164. Эти корабли будут поддерживаться в строю за счет текущих ремонтов.
В 2016–2017 годах рассматривался вопрос строительства эсминца проекта 23560. Это достаточно крупный корабль водоизмещением в 17 500 т и длиной более 200 м, на его борту могут размещаться до 200 ракет разных типов. Всего российский ВМФ планировал получить не менее восьми таких эсминцев. Наиболее вероятно, что этот корабль мог бы получить атомную энергетическую установку. Головной эсминец собирались назвать «Граф Орлов-Чесменский». Но в 2019 году разработка проекта была остановлена.
Фрегаты
Основными крупными кораблями дальней морской зоны станут фрегаты проекта 22350 и их модификации. В настоящее время активно идет создание серии из восьми таких фрегатов. Первые два корпуса – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» уже находятся в составе Северного флота, еще шесть строятся. «Адмирал Горшков» совершил кругосветное путешествие в 2019 году. В настоящее время с его борта осуществляют испытательные пуски гиперзвуковой ракеты «Циркон». Эти корабли станут первыми в российском флоте, получившими «Циркон» на вооружение.
«Адмирал Головко» находится в достройке на плаву, ожидается, что до конца 2022 года он войдет в состав Северного флота. На стапелях – «Адмирал Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Следует отметить, что «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» были заложены 23 апреля 2019 года в ходе первого в истории Единого дня закладки кораблей. При этом, начиная с «Адмирала Амелько», вооружение корабля усилено дополнительным блоком УСК на восемь ячеек, то есть у второй четверки кораблей на борту находятся уже 24 пусковые установки для ракет «Калибр», «Циркон» или других.
По этому проекту сильно ударил разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной. На кораблях предусматривалось устанавливать украинские газотурбинные установки и редукторы. России пришлось активно проводить импортозамещение, вследствие чего в стране появилась своя линейка газотурбинных корабельных установок, стенды для их испытаний и т.п. В результате удалось полностью ликвидировать зависимость от поставок из Украины.
Необходимо отметить, что первая четверка фрегатов строится несколько дольше, чем аналогичные по размерам фрегаты стран Европы, например, типа FREMM, но при этом российские фрегаты более мощные по вооружению. Вторая четверка будет строиться быстрее. Ввод этих кораблей в строй ожидается в 2024–2026 годах. Распределение будет следующим: по три фрегата на СФ и ТОФ и два на ЧФ.
Вероятнее всего, последующие корабли будут создаваться по проекту 22350М, также известному как «Супер-Горшков». Планируется увеличить водоизмещение корабля и количество расположенных на нем пусковых установок. В ходе форума «Армия-2020» был заключен контракт на два таких фрегата.
Еще одна амбициозная программа – капитальная модернизация больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155, прежде всего тихоокеанских. На данный момент БПК «Маршал Шапошников» прошел капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которой он не только сменил класс и стал фрегатом, но и получил на вооружение ударные комплексы «Уран» и «Калибр». Это первый корабль в составе ВМФ, на борту которого расположены сразу два этих комплекса. Есть проекты и последующей модернизации ряда таких кораблей. Не исключено, что по итогам будут модернизированы и БПК Северного флота, по крайней мере, такие планы озвучивались.
В то же время продолжается длительный ремонт БПК «Адмирал Чабаненко» из состава СФ, который с 2014 года находится на территории СРЗ-35 в Мурманске. Ожидается его возвращение в состав флота в 2022 году. Сами процессы ремонта таких крупных и, увы, достаточно старых кораблей весьма затруднительны и продолжительны, не исключено, что корабли смогут поддерживаться в составе флота только посредством текущих ремонтов, но при этом будет ускорено строительство новых фрегатов.
До сих пор не решена судьба последнего фрегата проекта 11356 «Адмирал Корнилов». В начале 2010-х планировалось построить шесть фрегатов этого проекта для ЧФ. К 2014 году успели построить только три. После разрыва ВТС с Украиной в Калининграде остались три корпуса. Два из них проданы в Индию, третий – «Адмирал Корнилов» – пока там и остается.
Корветы
Достаточно активно идет строительство корветов семейства 20380. Ранее считалось, что это корабль исключительно ближней морской зоны и он сможет заменять собой малые ракетные и противолодочные корабли, но со временем оказалось, что этот корвет может успешно оперировать и на дальних морских просторах. Так, корветы Балтийского флота спокойно доходят до Индийского океана, а Тихоокеанского – до вод северной части Тихого океана. На 2021 год в составе флота уже восемь таких кораблей, включая и более крупный корвет проекта 20385 «Гремящий». Еще четыре корабля вступят в строй в ближайшие год-полтора.
Планировалось, что после постройки этих двенадцати кораблей ВМФ станет заказывать более инновационные корветы проекта 20386 «Меркурий». Но несколько неожиданным стал контракт от 25 августа 2020 года сразу на 10 корветов проектов 20380 и 20385. Из этих корветов шесть будут построены в Комсомольске-на-Амуре, еще четыре – в Санкт-Петербурге. Срок их сдачи запланирован на 2028 год. Видимо, Министерство обороны решило ускорить насыщение своих корабельных группировок кораблями, уже отработанными в постройке, нежели ожидать окончания создания перспективного проекта.
Амурский судостроительный завод ранее переживал очень тяжелые времена. Головной корвет этого предприятия «Совершенный» строился 11 лет. Благодаря усилиям заинтересованных сторон сегодня завод по сути возрожден как судостроительное предприятие. В результате ВМФ доверил ему строительство большой серии нескольких видов кораблей для ТОФ.
В 2028 году можно рассчитывать на нахождение в строю не менее чем 22 корветов. Двенадцать из них будут базироваться на ТОФ, от четырех до шести – на Балтике, а остальные на Черном море и в Северном флоте.
Патрульные корабли
Опыт участия крупных кораблей ВМФ в антипиратских миссиях в Аденском заливе в 2000-х и 2010-х годах привел ВМФ к осознанию необходимости заказа специальных, так называемых многофункциональных офшорных патрульных кораблей. В 2014 году началось строительство шести таких кораблей проекта 22160 на заводе в Зеленодольске. Этому проекту тоже пришлось столкнуться с последствиями западных санкций: на них планировалось установить немецкие корабельные дизели. На данный момент в строй введены три первых корабля. При этом «Павел Державин» был построен на заводе «Залив» в Керчи, и там он стал первым построенным военным кораблем за долгое время.
Российские арктические программы развития и освоения ресурсов Северного Ледовитого океана привели к необходимости создания специальных патрульных ледоколов проекта 22350. Два таких корабля, названные в честь известных полярников «Иван Папанин» и «Николай Зубов», были заложены в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях в 2017 и 2019 годах соответственно. Передача их в состав СФ намечена на 2023 и 2024 годы. Эти корабли смогут решать задачи патрулирования в дальних регионах Северного Ледовитого океана, выполнять спасательные и ледокольные операции. На их борту размещаются быстроходные катера и вертолеты.
Малые ракетные корабли
Создание универсального ракетного комплекса «Калибр» привело к созданию нового поколения боевых кораблей, таких как малые ракетные корабли (МРК). Они представляют собой платформу для размещения восьми ракет этого комплекса. По существу, это аналог ракетного сухопутного дивизиона.
На базе малых артиллерийских кораблей проекта 21630 разработан проект 21631 «Буян-М». В 2010 году было заказано девять таких кораблей, а в 2016-м – еще три. В настоящее время три МРК этого проекта входят в состав Каспийской флотилии, четыре входят в состав ЧФ и два – в состав БФ. Эти корабли хорошо себя зарекомендовали в водах и Черного, и Каспийского, и Средиземного морей. Неоднократно отрабатывалась «переброска» кораблей с Каспия в Средиземное море и обратно. Еще три корабля поступят на вооружение в ближайшие годы.
После того как стало ясно, что в строительстве крупных боевых кораблей произойдет задержка из-за необходимости импортозамещения, был разработан проект еще одного малого ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт». На данный момент их заказано 18. В строю уже три таких корабля, причем начиная с третьего корпуса они получили на вооружение зенитную ракетно-артиллерийскую систему «Панцирь М», что увеличило их мощь.
Вместе с тем, наблюдаются задержки в поставках дизелей от ПАО «Звезда». В результате, в частности, на заводе «Пелла» ряд корпусов стоят в ожидании своих двигателей. Помимо «Пеллы», Амурского и Зеленодольского заводов, строительством МРК занимается и завод «Залив» в Керчи.
Тральщики
В настоящее время в строю уже пять кораблей: по одному на БФ и ТОФ, два на ЧФ. На каком флоте будет служить пятый корпус, пока еще решается. Еще три корабля находятся в постройке на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Сам завод провел необходимую модернизацию, чтобы получить возможность сдавать до трех тральщиков в год. Всего ВМФ рассчитывает получить до 40 тральщиков.
Боевые катера
В России реализуется несколько масштабных программ строительства разнообразных боевых катеров. Эти катера поступают на вооружение специальных флотских подразделений – как разведки, так и обеспечения защиты от диверсионных подводных групп. За рубежом идет активное развитие такого рода подразделений и государственных, и частных военных компаний. Вследствие этого ВМФ России активно развивает свои противодиверсионные силы (ПДС). В составе каждого пункта базирования есть отряд ПДСС.
Всего существует порядка 12 отрядов. Для них строятся противодиверсионные катера проекта 21890 «Грачонок». Если исходить из расчета по три катера на каждый отряд, общий заказ на «Грачат» может составить 36 катеров. К настоящему времени построено 20 катеров. Еще четыре катера построено для Росгвардии, для подразделения охраны Крымского моста.
Также два ракетных катера проекта 12418 строятся в Рыбинске. Эти катера еще из советского задела, их планируется передать в состав ЧФ и Каспийской флотилии в 2023–2024 годах.
Для операций в прибрежных водах производятся катера типов «Раптор» и БК-16. Всего к настоящему времени в строю находятся 17 катеров «Раптор» и восемь катеров типа БК-16. С учетом роста активности деятельности ВМС Украины в Азовском и Черном морях строительство «Рапторов» будет продолжаться.
Десантные корабли
Помимо двух УДК, на заводе «Янтарь» строятся еще два больших десантных корабля проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», заложенные в 2019 году в Единый день закладки.
Несмотря на то, что номер проекта сохранился из серии кораблей «Иван Грен» и «Петр Моргунов», произошла его серьезная трансформация. Эти корабли стали больше и могут нести на борту до четырех боевых вертолетов. Сроки их сдачи определены на 2023–2024 годы, служить они будут на ТОФ. Завод «Янтарь» рассчитывает получить заказ еще на несколько таких кораблей.
Атомные подводные лодки
Активно реализуется программа строительства подводных лодок с баллистическими ракетами на борту проекта 955А «Борей А». В 2020 году введена в строй головная лодка «Князь Владимир». Завод «Севмаш» набрал хороший темп строительства лодок этой серии, в ближайшее время начнется испытание лодок «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». «Князь Олег» будет передан в состав флота осенью 2021 года.
Ранее планировалось построить восемь крейсеров проектов 955 и 955А, а затем перейти к созданию крейсеров проектов 955Б, В и так далее. Однако в ВМФ решили, что характеристики этих лодок вполне достаточны, и в 2020 году заказали еще две лодки. Таким образом, общее число ракетных подводных крейсеров стратегического назначения достигло десяти. Можно ожидать, что поступит заказ еще от двух до четырех лодок, чтобы можно было сформировать две полноценные дивизии от пяти до семи лодок в каждой. Крейсера «Князь Потемкин» и «Дмитрий Донской», ожидается, будут заложены в мае 2021 года.
Необходимо сказать, что США, Англия и Франция находятся еще только в начале создания своих подводных ракетоносцев четвертого поколения.
Следует отметить, что несколько менее успешно реализуется программа строительства ударных атомных подводных лодок четвертого поколения. Так, вторая лодка «Казань» еще не передана флоту, ее передача намечена на 2021 год. Вскоре ожидается начало испытаний лодок «Новосибирск» и «Красноярск». Всего в постройке находится восемь лодок, еще одна в строю, и одна – в ожидании ввода в строй.
В прошлом году были заложены лодки «Воронеж» и «Владивосток». В ближайшее время выйдут на испытания ударные атомные лодки проекта 885 «Новосибирск» и «Красноярск». Еще пять лодок находятся в постройке. Первая серийная «Казань» войдет в состав флота в ближайшие месяцы.
Таким образом, современных атомных подлодок (и уже находящихся в строю, и в постройке) насчитывается по десять каждого проекта. Две программы по атомным подводным лодкам будут завершены к 2027–2028 годам. С 2030-х годов вероятен переход к строительству АПЛ 5-го поколения.
Следует отметить, что сроки строительства ударных атомных подводных лодок во Франции и в Англии дольше, чем в России.
Из модернизационных программ атомных подводных лодок стоит упомянуть перезапуск программы модернизации лодок проекта 971. В настоящее время не менее четырех лодок находятся на ремонте на предприятии «Звездочка» в Северодвинске.
Модернизация проекта 945 (лодки с титановыми корпусами) пока отложена на будущее.
Есть вопрос по программе модернизации ударных ракетных лодок проекта 949А до проекта 949АМ. Суть заключается в первую очередь в замене 24 противокорабельных ракет «Гранит» на 72 ракеты комплексов «Калибр» и «Циркон». Лодка «Иркутск» уже длительное время модернизируется по такому проекту на Дальнем Востоке, и пока сроки ее возврата в состав флота неизвестны.
Неатомные подводные лодки
Бесспорно, семейство лодок проектов 877 и 636 – это один из советских и российских военных «хитов». Суммарно для ВМФ СССР и России этих лодок построено более пяти десятков. Уже в последние годы построено шесть подводных лодок для Черноморского флота, это позволило воссоздать его подводные силы. Ведется строительство еще шести лодок для ТОФ. Таким образом, к 2024 году подводные силы ТОФ в Приморье будут обновлены и 19-я бригада перевооружена.
ВМФ также не утратил желания получить большую партию лодок проекта 677. Две лодки уже строятся – с передачей ВМФ в 2022 году, еще три заказаны. До 2027 года СФ должен получить четыре лодки. Скорее всего, еще две войдут в состав БФ. Есть вероятность заказа еще одной партии лодок проекта 677 или 633 для Тихоокеанского флота.
Государство, реализуя программы военного кораблестроения, рассчитывает не только получить новые боевые корабли и подводные лодки и тем самым обновить флот еще советской постройки, но и осуществить перезапуск судостроительной отрасли России и смежных с ней отраслей. Такой перезапуск позволит заняться вплотную вопросами обновления гражданского транспортного и рыболовного флота. Такая необходимость есть, и чтобы заказчики не покупали суда за рубежом, государство активно и настоятельно требует размещать заказы на своей территории. Таким образом, существенные бюджеты, выделенные на военное кораблестроение, позволяют поднять общий уровень экономики России и ее обороноспособность.
В целом в планах к 2028 году в составе ВМФ России можно ожидать появления двух новых универсальных десантных кораблей, до 14 фрегатов, 22 корветов, порядка 22 атомных подводных лодок.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург