какие коренные народы проживают на территории европейского севера

Коренные народы европейского севера России

Народы севера России. Кто они?

Само понятие «народы Севера» крайне запутано. Все понимают, что самые разные аспекты учитываются в нем. Это этнос, и география, и демография, и культура, и даже образ жизни. Но вот сказать совершенно точно, какие именно народы включаются в это понятие, не так-то просто.
Когда речь идет об юридических документах или публикаций среди научного сообщества, появляются дополнения – «малочисленные», «коренные».
Для этнографа этот список существует во вполне определенных рамках. И мы встречаем в нем коми, якутов, карелов, даже русских старожилов Сибири, которых коренными народами официально не называют, и тем более малочисленными. Но они живут на северных землях испокон веков, занимаются теми же видами издревле знакомого природопользования и числом становятся все меньше.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» причисляет к таковым тех, кто проживает на территориях своих предков, сохраняет образ жизни, хозяйствование и промыслы.

Коренные этносы севера России

Мы же, говоря о коренных народах Европейского Севера России, будем говорить о
коренных этносах
Карелы,
Коми, среди которых ижемцы, пермяки, зюздинцы, язьвинцы, зыряне, морт, войтыр – и все с приставкой «коми-».
и коренных малочисленных народах
Ненцы,
Кереки,
саамы,
вепсы.
Все они населяли и сейчас живут на европейском Севере России.

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера
Как появились этносы севера?

Север – земля тяжелая для жизни, а потому и заселение его происходило довольно поздно. Лишь III-II тысячелетия до н.э. стало временем, когда здесь заселилось постоянное население.
Известно, что местные скоро научились каменные орудия шлифовать, из древесных стволов лодки долбить, луки и стрелы изготавливать. Появилась у них и посуда из глины, покрытая орнаментами, когда и гончарного круга-то не было.
Сегодня лишь петроглифы служат явным подтверждением, что места эти обитаемы были, даже о занятиях населения, быте его рассказывают. Сохранились эти скальные рисунки из прошлого на побережье Белого моря.
Может это странным покажется, но с далеких пор Европейский Север был территорией межрасового смешения. И доказывает это ранненеолитический могильник острова Олений, что в Онежском озере. Изучили его погребения (а их почти две сотни) и обнаружили, что люди в них разным расам принадлежат: европеоидной и монголоидной. У их потомков сохранились и следы смешения – облик-то европеоидный, а налет монголоидности все же имеется.
По мнению ученого люда, племена, что в древности эти земли заселяли, говорить должны были на самодийских языках, что родственны языку современных ненцев. Языки финно-угорской группы проникли сюда позже.
Предки наших современников-саамов не сразу заговорили на нынешнем языке, родным для них был самодийский. А вот современные ненцы свой самодийский сохранили.
К концу I – началу II тысячелетия н.э. образовалось племенное обединение, называемое пермяне. Именно они стали предками современных коми-зырян и коми-пермяков со своими языками, отнесенными к финно-угорским.
Письменные источники VI столетия упоминают о народности, что «сидит на Белом озере». Когда-то начальная русская летопись XI века назвала этот народ «весь». Их современные потомки зовут вепсами.
А история древних карел оказалась куда богаче событиями. Обитали они на Карельском перешейке в IX столетии, торговали с Великим Новгородом, оттуда и христианство приняли. В XVI веке область, где обитали они в Российское государство вошла, а в 1617-ом стала уездом Швеции. Но сами корелы вернулись на российские земли, не пожелали под шведским королем ходить, да так и остались жить на карельской, ярославской и тверской землях.
Словене пришли сюда позднее, к веку VII-XI, и теперь русских здесь большинство.
Много воды с тех пор утекло. И языки многие забыты. Какие-то из них энтузиасты пытаются сохранять, даже восстанавливать, но говорит стар и млад преимущественно на русском, а родной свой если и учат, то как иностранный.
Как живется северным народам?
Суровая земля им досталась: лесотундра, тундра, тайга. С давних времен не случайно селились люди у воды: берег залива, озеро или речка. По воде все товары нужные завозились. Навигация здесь короткая, только и хватает времени, чтобы запастись необходимым на долгую зиму. Потому как в другое время есть единственное средство – вертолет, чтобы попасть в селение или из него выбраться.
А занятия себе находят на зверофермах, разводя песцов и норок, в пошивочных мастерских, за пошивом одежды разной, и национальной тоже) из меха оленей. Есть и магазин, и даже почта, и дома рубленные. Однако все это – дань городской цивилизации.
Потому что не здесь, не в поселении основа их национального существования, их самобытности, а в окружающих лесах и тундре. Не особенно много людей работает здесь. Но как раз именно они семьями живут с оленьими стадами в тундре, заглядывая в поселок в свой пустующий дом несколько раз в году. Они проводят за охотой весь сезон, добираясь пешим ходом, на оленях или собачьих упряжках от урочища к урочищу. Они в путину живут вдалеке от дома, на самых удобных для рыбной ловли местах.
В этих самых местах и идет самая настоящая жизнь так шла она столетия назад, с той лишь разницей, что у современного оленевода, охотника и рыболова найдутся и приметы современности: радиостанция или хотя бы радиоприемник, лодочные моторы и бензиновые примусы.

Питание народов севера России

Даже кухня у этих людей полностью соответствует требованиям сурового климата. Мясо и рыба служат основной пищей. Их даже в сыром виде едят довольно охотно – свежатину, чуток присоленную. Стараются выбирать из лучших сортов: чир, белорыбица, нельма. В них, как правило, отсутствуют глисты. А вот щуку и карася только в вареном или хорошо провяленном виде употребляют.

Не принято здесь мясо-рыбу жарить. А вот теплую оленьей кровь попивают.
Для непривычного к таким «изыскам» человека, это повод для смятения.

Пусть в сыром мясе (и полусваренном) витаминов достаточно, но растительной пищи все же не хватает. Потому и выходят в тундру женщины с детьми за травами и ягодами дикорастущими. Морошку, чернику, голубику, клюкву, бруснику едят свежими, как и травы, на зиму заготавливают, консервируют, заливая растопленным жиром.

Прошлый век принес значительные перемены. В рацион народов Севера прочно вошли хлеб, крупа, чай, соль, сахар. Когда-то они не знали, что такое кариес, сегодня эта проблема проявляется уже в раннем возрасте.

Те хлеба, что выпекали их предки из ячменной, а чаще ржаной муки, содержали сушеную растолченную сосновую заболонь (это такой слой под корой дерева) по причине недостаточности муки.
Когда год случался урожайным, в русских печах испекали подовый хлеб, часто кольцевой, который позже насаживали в горячем виде на палки – и на мороз. Достаточно было согреть его в доме, как он становился мягким, будто только из печи.
Мясо ели на праздники. Все больше рыбу. Уха, похлебка, пироги, называемые рыбниками, были в каждом доме.

Много веков главной овощной культурой у многих народов оставалась репа. Из нее даже квас делали, наряду с хлебным. Другие овощи, включая картофель, северяне узнали лишь к XIX веку.

Замораживали пельмени, которые служили промысловой пищей, а для приготовления которых достаточно было иметь под рукой огонь, воду и котелок.

Одежда народов севера России

Совершенно понятно, что к местным условиям была приспособлена и одежда.
Для саамов привычны были глухие одежды из оленьих шкур. Их называли «печок». В ходу были длинные рубахи из холстины (юпа).

Современные коми-зыряне по сей день местами сохранили в быту обшитые кожей безрукавки, бока у которых не сшиты (лоз, лузан), и которые подпоясывали ремнем.
В состав мужского наряда входила рубаха-косоворотка или с прямым воротом. Штаны заправляли в сапоги. Были берестяные лапти. Но они надевались лишь на работу. Поверх одевали зипуны, армяки, шубы.

Одежда женщин, конечно, наряднее, с вышивкой на рубашке и сарафанами разных покроев.

Жилище народов севера России

Кочевой образ жизни оленеводов и рыбаков и здесь наложил свой отпечаток. Чум, этот конический шатер, оказался самым удобным и приемлемым типом жилища. Его легко перевозить на оленях с места на место. Меньше часа требовалось женщинам, чтобы поставить его – это издавна считается делом женским. Накрытый шкурами, он становится настоящим домом. В нем и костер можно развести, и согреться, и отдохнуть на лежанке из плетеной ивовой подстилки. Хотя спать приходится в одеждах, укрываясь шкурами (сегодня их заменяют спальные мешки), ведь стоит погаснуть костру, как обступает холод. Здесь и место для «ценностей» найдется и для икон, если в том надобность имеется.

Для чукотских оленеводом дом – яранга. Она пошире чума и каркас у нее сложнее, деревянный. Ее и на холодное и теплое помещения разделить можно. В теплом – балдахин, из шкур пошитый, он тепло сохраняет. А в холодной части еду готовят, делами по хозяйству занимаются.

В этих жилицах хорошие хозяева умудряются вполне комфортный быт организовать. Молодежь, которая в школах-интернатах проводит свое время, не особенно стремится от цивилизации отрываться в угоду традиции. Но такие желающие все же находятся. Оттого и сохраняется пока еще древняя культура, старинное традиционное хозяйство.

Старые погосты лопарей исчезли со временем. Живут теперь саамы в стандартных домах и охотно пользуются техническими приспособлениями.

Малодворные карельские деревни кое-где еще сохранились. Холодный климат вынуждал строить из леса, которого было предостаточно настоящие комплексы, когда одной крышей объединены дом с двором. У каждого хозяйства своя банька имелась, что по-черному топилась.

Почему исчезают народы севера

Коренные народы как правило малочисленны. Им сложно сохранять самобытность. Пока живо их традиционное хозяйство, жив и народ. Есть у них своя интеллигенция. И уделяют они немалое внимание сохранению национальной культуры… из своих уютных комфортных городских условий. Все больше отделяются они от той земли, на которой жили и трудились предки.

Источник

Коренные народы Севера

Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.

Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.

Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам.

Численность народов в последнее время изменяется незначительно. Однако, количество носителей языков уменьшается из-за ассимиляции.

К малым народам Севера относятся: [1]

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Коренные народы Севера» в других словарях:

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — Девушки ханты, представители одного из коренных народов Сибири Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы Севера) народы численность … Википедия

Народы Севера — Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере. Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере… … Википедия

Коренные малочисленные народы Севера — в РФ народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. См. также: Национальная… … Финансовый словарь

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы) народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие… … Официальная терминология

Коренные народы — Представительница одного из коренных народов Европы, саамов, Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах … Википедия

Коренные малочисленные народы Севера — народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Федеральный закон от 19.06.96… … Словарь юридических понятий

Малые народы Севера — Ламинарный доспех коренных народов Cибири конструкция за спиной «крыло» (ламинарный щит наруч) Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название … Википедия

Коренные малочисленные народы — Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы,… … Бухгалтерская энциклопедия

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими образованиями. В РФ в настоящее время проживает 30 К.м н.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ — понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В… … Энциклопедический словарь конституционного права

Источник

Народы Севера

Коренные народы Севера России — это представители 17 разных народов.

В целом, народы Севера — это обобщающее название для людей исторически проживающих севернее северного полярного круга. По данным последней переписи населения, их насчитывается около 260 000 человек.

К коренным народам Севера России относятся: Алтайцы, Долганы, Кеты, Коми, Тувинцы, Манси, Нанайцы, Ненцы, Нивхи, Ханты, Чукчи, Чуванцы, Шорцы, Энцы, Эвенки, Эвены, Якуты.

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера

какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Смотреть картинку какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Картинка про какие коренные народы проживают на территории европейского севера. Фото какие коренные народы проживают на территории европейского севера

Первые жители, которые пришли на эту землю более 30 000 лет назад, так и остались здесь. В настоящее время, коренные народы Севера России немногочисленны. Каждый из этих народов — самобытен. Они отличаются друг от друга индивидуальным родным языком, традициями, привязанностями, культурными и социологическими институтами и ценностями.

Коряки

Самоназвание — нымыланы. Традиционное занятие для кочевых коряков – крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Для оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Традиционная коряков этого коренного народа Дальнего Востока одежда шилась из шкур молодых оленей: мужская верхняя – кухлянка и женская – керкер, мехом внутрь и наружу. Она обильно украшалась орнаментом и различными опушками и подвесками. Капоровидные головные уборы орнаментировались разноцветным бисером, нашивавшимся на мех в виде полосок и кружочков, а также бисерными низками и меховыми кисточками.

Питались оленные коряки вареным мясом оленя, употребляли кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты — мука, рис, сухари, хлеб и чай.

Ненцы

Самоназвание — ненэць, что переводится как «человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.

Основная пища — мясо оленей, чаще всего в сыром и вареном виде, а так же рыба, хлеб. Напиток — чай.

Ханты

Самоназвание — ханти. В тундре и лесотундре основным занятием народа ханты, было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи. Важное значение имело рыболовство.

У хантов выражен культ медведя. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника.

У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху, капюшоном и пришитыми рукавицами.

Чукчи

Самоназвание — луораветланы, что переводится как «настоящие люди». Чукчи делятся на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, но со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки.

Основу питания чукчей составляло отварное оленье, тюленье, китовое мясо. Чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюсков и ягоды. Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных.

Эвенки

Самоназвание — эвэнк, эвэн. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой образ жизни.

Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан с двумя широкими складками сзади, завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади, пояс с ножнами, штаны-натазники, ноговицы. Обувь — унты.

Ели мясо диких животных и рыбу. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое — с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, суп из сушеного мяса, заправленный мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.

Эвены

Самоназвание — эвены. У эвенов в горно-таежной зоне преобладало верховое и вьючное оленеводство. Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи, женщины — выделкой шкур, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов.

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером. Поскольку борта кафтана не сходились на груди, обязательным дополнением к нему служил нагрудник длиной до колен, иногда сшитый из двух кусков — нагрудника и передника.

Традиционной пищей были оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Основное мясное блюдо — отварное мясо, рыба, порошок-мука из сушеной рыбы, квашеная рыба, строганина и др. Заготавливали коренья, которые употребляли в отварном или сыром виде с оленьим мясом. Напиток — привозной чай, а также цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая.

Якуты

Самоназвание — саха. Традиционное занятие — разведение крупного рогатого скота и лошадей. Жили якуты сезонными поселениями. Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи, летние до 10 юрт — у пастбищ.

В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася, фаршированного карася, оладьи из икры, строганину.

Национальная одежда этого коренного народа Севера России состоит из однобортного кафтана сон: зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани, который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов, кожаных ноговиц и меховых носков.

Источник

Народы севера европейской России

На Севере европейской части России, кроме русских, живут карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, саамы (лопари) и ненцы. Все это население, за исключением ненцев, относится к большой европеоидной расе.

По данным переписи 2010 года карелы (60 тысяч человек) живут в Карелии и Тверской области. Вепсы (5,9 тысячи) населяют смежные районы Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Саамы (2 тысячи) располагаются в некоторых районах Кольского полуострова. Коми-зыряне (228 тысячи) живут в республике Коми, а также за Уралом. Коми-пермяки (94 тысячи) расселены в Коми-Пермяцком автономном округе. Ненцы (44 тысячи) обитают на широких пространствах тундры и лесотундры Европы и Западной Сибири.

Языки народов Севера Восточной Европы относятся к уральской языковой семье (финно-угорская группа).

Заселение европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12— 10 тысяч лет тому назад). С юга продвигалось европеоидное население, а с востока просачивались монголоиды. Раньше других, вероятно, появились предки саамов, которые в эпоху неолита широко были расселены по всему европейскому Северу. Тогда же сложился их антропологический тип. Позднее значительная часть саамов была ассимилирована расселявшимися на Севере финно-угорскими и ненецкими племенами.

Формирование карелов происходило на Карельском перешейке и в прилегающих районах Финляндии. Оседая в южных районах современной Карелии, они смешивались с жившими там вепсами. В результате этого смешения образовались две этнические группы карелов со своими диалектами карельского языка — ливики и людики. Третью группу составили собственно карелы, занимающие северные районы Карелии.

Этногенез коми-зырян и коми-пермяков связан с этническими процессами, протекавшими на территории Верхнего Прикамья в начале I тысячелетия н. э., где на основе различных племен, связанных по происхождению с ананьинскими племенами, формировались племена коми. В конце I тысячелетия н. э. часть их продвинулась на север, в район Вычегды, где смешалась с местным населением, говорившим на языке, близком к вепсскому. Оставшиеся на Каме племена коми сложились в коми-пермяцкий народ. Область их расселения носила название Перми Великой. В XV веке этот регион вошел в состав Московской Руси.

Народы Севера, за исключением саамов, рано начали заниматься земледелием. Однако эта отрасль хозяйства получила значительное развитие только в южных районах их расселения. Наряду с земледелием повсюду было распространено скотоводство. Эти виды занятий дополнялись лесными промыслами, преимущественно охотой, а также рыболовством, особенно на крупных реках и озерах. У саамов хозяйство было комплексным. Они занимались оленеводством, рыболовством и охотой, в том числе и на морских животных. В отличии от ненцев они доили оленей. В течение года саамы совершали несколько перекочевок. С конца XIX века кочевать стали только мужчины, а остальные члены семей переселялись лишь из зимних поселков в летние.

В материальной культуре карелов, вепсов, коми-зырян и коми-пермяков в XIX веке прослеживалось много общих черт. Для них был характерен гнездовой тип расселения, при котором вокруг главного селения располагались небольшие деревни. Жилищем им служили срубные избы на высоком подклете. Хозяйственные постройки (двор) обычно пристраивались к жилищу, образуя общее сооружение (дом-двор).

Традиционная женская одежда состояла из рубахи с длинными рукавами, на которую надевали разного рода сарафаны на лямках. Головные уборы были обычно сложными: непосредственно на голову надевали шапочки, затем — головной убор на твердой основе. Мужской костюм был таким же, как и у соседнего русского населения.

Жилищам саамам первоначально служила вежа — низкий, углубленный в грунт сруб с крышей, засыпанной сверху землей. В крыше для освещения и выхода дыма оставалось небольшое отверстие. Летом сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских у саамов распространились срубные избы.

В духовной жизни народов европейского Севера большое место занимало устное народное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно известны руны карело-финского эпоса «Калевала». Из прикладного искусства популярны были вышивка, ткачество, резьба по дереву.

По вероисповеданию народы Севера были православными, но у них в той или иной степени сохранялись пережитки дохристианских верований, особенно у саамов, которые почитали «оленью хозяйку» и других «хозяев» — покровителей промыслов; у них же существовали культ священных камней и пережитки шаманизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *