какие корешки такие и вершки
Дидактическая игра «Вершки и корешки» в старшей группе
Класс: д/с
Цели:
Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.
Дидактический материал: Разрезные картинки (овощи: морковь, репа, редиска, свекла, лук — и отдельно ботва к ним), картинки овощей, огорода.
Ход занятия
1. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (Вершки и корешки)
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Вопросы:
2. Путешествие в огород
У разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
Показать детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи». Напомнить детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горькие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки.
А что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:
3. Физкультминутка
Я буду называть овощ, а вы должны показать, что в нем съедобно: вершки(стоят) или корешки (сидят).
4. «Корешок, корешок, где твой вершок?»
На доске картинки овощей с ботвой. Рассмотреть картинки, обратить внимание на ботву. Раздать детям картинки, отдельно с корешками и отдельно с ботвой. Дети делятся на две команды (ботва и корешки). Дети показывают овощи по одному и говорят: «Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого есть такой вершок, должен ответить: «Вершок репки у меня» или «Вершок морковки у меня». Если ребенок называет неправильно, воспитатель, показывая репку с ботвой, говорит: «Вершок, вершок, я не твой корешок».
5. Сбор урожая
Вершки и корешки
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять.
Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай.
Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу.Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки.
Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей.
Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Сказка «Вершки и корешки»
Веселая и поучительная сказка Льва Толстого «Вершки и корешки» о том как простой мужик медведя перехитрил. Эта небылица учит трудолюбию, находчивости и умению найти выход из трудной ситуации. Решили как то раз мужик с медведем репу посеять. Мужик согласился корешки взять, а медведю вершки будут. По осени собрали урожай и понял медведь, что мужичок его провел. Договорились, что в следующий раз по-другому будет: вершки мужик возьмет, а корешками мишка лакомиться будет. И посеяли они пшеницу.
Вершки и корешки
Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
— Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
— Дай твои корешки попробовать.
Попробовал и как зарычит:
— Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить.
Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.
Иллюстрации: Р. Кобзарев, О. Савина.
ОД по развитию речи в старшей группе на тему «Знакомство со сказкой «Вершки и корешки»
Знакомство со сказкой «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос.Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.
Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из жанров литературы, а о каком вы сможите узнать когда отгадаете загадку
Легенда, предание народное,
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
С давних времен люди рассказывали сказки своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.
2. Чтение сказки
— В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).
3. Беседа по содержанию сказки
-Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)
-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)
-Значит это. русская народная сказка.
-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)
-А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя, трудолюбивый)
-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает, возит в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).
-Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)
-А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)
-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)
-Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)
-Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)
-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу.В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного)А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)
4.Физминутка: речь с движением «В огороде»
— У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.
В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитация движений
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг
Щавеля нарвем немножко имитируют
И вернемся по дорожке, идут по кругу, взявшись за руки
5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали? («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите картинки к ней, а дома родным вы расскажите сказку.
Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание картинок
7. Подведение итогов. Оценка работы детей
-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали картинки к сказке.)
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Знакомство с ненецкой сказкой» Цели: 1. Продолжать знакомить детей с литературой разных народов. Расширять знания о жизни народов севера. Обогащать словарный запас. Учить.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство со звуком [а]» Конспект НОД по развитию речи (ЗКР) в старшей группе на тему: «Знакомство со звуком [а]» Тема: Знакомство со звуком [а] Цель: Знакомство.
Конспект НОД «Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый.
Конспект НОД «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» в старшей группе Конспект НОД «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» (старшая группа) Цель: формировать интерес и потребность в чтении.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР «Вершки и корешки. Посадка семян» Конспект организованной опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР «Радуга»[/b] Тема: Подготовили.
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Вершки и корешки» Конспект по лепке с детьми подготовительной группы «Вершки и корешки» Цель:Закрепить с детьми комбинированный способ лепки. Задачи:.
Проект «Полезные вершки и корешки» для детей старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Проект «Полезные вершки.
Экологический проект «Вершки и корешки» Экологический проект «Огород на окне» в младшей группе. «Вершки и корешки» Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский,.
Фотоотчет «Экологический проект «Вершки и корешки» Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать.