какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

§ 2. Виды корней и типы корневых систем — Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

В жизни растения корень необходим для выполнения жизненно важных функций: корень удерживает растение в почве и с помощью корня растение получает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Кроме того, у некоторых растений корни выполняют ещё и дополнительные функции: вегетативное размножение, дополнительный запас питательных веществ, дополнительная опора и и.д.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоиды — это нитевидные приспособления низших растений, которые прикрепляют растение к какой-либо поверхности и поглощают из него воду и питательные вещества. Ризоиды есть у папоротников, мхов, лишайников и грибов.

По виду и по функциям они очень напоминают корни, но назвать их полноценными корнями нельзя. У ризоидов нет сложной многоклеточной структуры, как у настоящего корня. У некоторых растений ризоиды состоят из одной клетки, наподобие корневых волосков.

В отличие от корней, ризоиды могут отмирать прежде, чем кончится срок жизни растений. В этом случае они перестают поставлять воду и питательные вещества и только крепят растение к поверхности. Если жи у растения отомрёт корень, то растение погибает.

3. У всех ли растений имеются корни?

Корни имеют далеко не все растения, а только большинство высших растений. Остальные растения либо не имеют корней вообще, например водоросли, либо роль корней у них выполняют ризоиды, например у мхов, лишайников, папоротников и грибов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Морковь, свекла, репа.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Название растения

Особенности строения корневой системы

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Сильно развит главные корень

Вывод:

Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Кроме того, через корни растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. У некоторых растений в корнях накапливаются запасные питательные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают
землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

На рисунке 6 в учебнике изображено окучивание томатов (помидор).

Окучивание помогает растениям развить более мощную корневую систему. Чем более развита у растения корневая система, тем больше питательных веществ оно получает. То есть окучивание позволяет вырастить более мощное растение и собрать больший урожай, чем у неокученных растений.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Пророщенные семена редиса

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Пророщенные семена гороха

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Пророщенные семена фасоли

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Пророщенные зерновки пшеницы

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Словарик

Главный корень — это корень, развившийся из зародышевого корешка.

Придаточные корни — это корни, образующиеся на стеблях или листьях растений.

Боковые корни — это корни, отходящие от главного и придаточного корней.

Стержневая корневая система — это корневая система с хорошо развитым главным корнем, характерна для двудольных растений.

Мочковатая корневая система — это корневая система с хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями и плохо развитым (или отмершим) главным корнем.

Источник

Корневая система: виды, растения-представители

Корень — часть растения, с помощью которой оно закрепляется в почвенном субстрате и добывает воду и питательные вещества. Это важнейший орган большинства представителей царства растений. Корни представляют собой своего рода основу для вегетирующей массы и иногда составляет большую ее часть. Корневая система может достигать солидных размеров, причудливо разветвляться и уходить далеко вглубь земли.

Корень выполняет функцию накопления в себе питательных веществ и при неблагоприятных условиях он зачастую выступает своеобразным буфером, позволяющим сохранить жизненные силы растения, именно он дает возможность начать новый виток жизни в том случае, если надземная часть существенно пострадала. Таким образом зимует множество многолетников, зеленая масса которых отмирает при наступлении морозов, но восстанавливается от корня с приходом весны.

Виды корневой системы

Каждое растение в процессе своей жизни и эволюции вынуждено было приспосабливаться к разнообразным условиям окружающей среды, будь то повышенная влажность, особенности грунта, отрицательные температуры, сильные ветра и так далее. Кроме того, почва могла иметь избыток или недостаток питательных веществ, варьировалась глубина их залегания в слоях субстрата. Все это существенным образом повлияло на форму корневой системы.

Несмотря на то что корневых систем существует множество, и даже внутри одного вида можно найти существенные различия в строении, выделяют два основных типа: стержневой и мочковатый. Иногда в такой классификации упоминают еще и корневую систему смешанного типа, но она, как правило, представляет собой вариацию стержневой разновидности с большим количеством дополнительных отростков.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Стержневая

Стержневой тип характерен наличием у растения одного явно выраженного утолщенного корня, который уходит на большую глубину. Основной корень развит гораздо сильнее, чем остальные и его легко выявить среди других корешков, которые меньше по размеру.

Наиболее длинные стержневые корни можно встретить у некоторых растений, растущих в пустыне, например, у верблюжьей колючки. Ее корень может уходить вглубь до отметки 20 метров.

Стержневая корневая система характерна и для множества хорошо известных садовых культур: овощей, деревьев и кустарников. К стержневой корневой системе относят многие овощи с утолщенным корнем, так называемым корнеплодом, часто используемым в кулинарии. К примеру:

С помощью стержневой корневой системы снабжают крону влагой большинство лиственных и плодовых деревьев. Это всем известные дуб, ясень, боярышник, вяз, рябина и многие другие. Сюда же относятся ряд кустарников и садовых цветов, таких как древовидный пион, люпин, подсолнух декоративный и овощной, роза, шиповник. Эти садовые завсегдатаи сравнительно легко переносят жару и засуху.

Интересен тот факт, что под влиянием условий жизни корневая система может менять свое строение. Так, произрастая на влажных почвах, растение склонно развивать больше корней поверхностного типа, так как ему нет необходимости добывать воду с большой глубины. Тогда как развиваясь на сухом участке, растение будет стремиться корнями уйти как можно глубже пытаясь добыть влагу. Ярким примером такой изменчивости служит сосна.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Мочковатая

Мочковатая корневая система имеет форму мочалки, она хорошо разветвлена и представлена большим количеством боковых отростков. Как правило, она формируется у растений, которые происходят из влажных регионов и не приходилось пробираться на большие глубины в поисках влаги и других необходимых веществ. Все сеянцы в начале своего развития формируют основной стержень и только потом обрастают боковыми дополнительными отростками.

Поверхностные корни мочковатого или смешанного типа имеют:

Некоторые из этих деревьев благодаря своей способности вытягивать большое количество воды из поверхностных слоев почвы, используются в качестве осушителей затопленных земель. Но на сухих почвах садовые растения такого типа требуют повышенного внимания, они могут сильно страдать в период затяжного отсутствия дождей.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Понимание того, какое строение имеет подземная часть растения, дает возможность грамотно разместить разные культуры на участке, избегая при этом конкуренции отдельных видов, а также обеспечить каждый экземпляр правильным поливом и уходом. Стоит учитывать, что культуры с различным характером корнеобразования, посаженные рядом зачастую охотно образуют симбиоз и не мешают друг другу развиваться, хотя могут потребовать разного режима полива и освещения.

Видео

О видах корневой системы вы узнаете из этого видео.

Источник

§ 2. Виды корней и типы корневых систем — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображённых растений.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

9. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.

Лабораторная работа: Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Морковь, свекла, репа.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Название растения

Особенности строения корневой системы

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Сильно развит главные корень

Вывод:

Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.

10. Какой агроприём изображён на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

На рисунке изображен метод окучивание, точнее окучивание картошки. Окучивание применяют для улучшения условий роста боковых и придаточных корней. Этот метод позволяет существенно увеличить урожай растений, имеющих мочковатую корневую систему: картофеля, кукурузы, томатов, капусты и т.д.

На даче у бабушки я видел, как мой дедушка окучивал картошку и даже помогал ему в этой работе. Дедушка рассказал, что если картошку вовремя окучивать, то урожай с каждого куста будет больше, а каждая картофелина вырастет крупнее.

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

Источник

Статья «Корень. Стержневые и мочковатые корневые системы. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья «Корень. Стержневые и мочковатые корневые системы. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?

2. Какое строение имеет клетка?

3. Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

4.Какая окраска органов растений определяется красящими веществами, находящимися в клеточном соке и в пластидах?

5. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

6. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?

7. Из чего состоят все органы растения?

8. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

План изучения нового материала:

Корни укрепляют растение в почве и прочно удерживают его

в течение всей жизни. Через корни растение получает из почвы

минеральные вещества и воду.

Развиваясь из маленького корешка зародыша, корень растущего

дерева ветвится, глубоко проникает в почву, достигает

листьями. Чтобы представить, насколько прочны корни деревьев,

раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать

с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии вырвать дерево

Конечно, не у всех растений такие мощные корни, как у

крупных деревьев. У однолетних травянистых растений корни

обычно небольшие и неглубоко проникают в почву. Познакомимся

с корнями разных растений. Все корни растения составляют его

Сравним выкопанные с корнями однодольное и двудольное

растение, например пшеницу и одуванчик.

Одуванчик имеет хорошо выраженный главный корень, который

развивается из корешка зародыша. От главного корня отходят

небольшие боковые корни. Главный корень похож на стержень.

Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую

систему называют стержневой.

Многие двудольные растения имеют стержневые корневые

системы. Хорошо заметный главный корень развивают щавель,

фасоль, подсолнечник, клевер, морковь.

Обычно стержневая корневая система хороню виды; только

у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних

растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный

корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.

У пшеницы много корней, почти все они одинаковой длины

и толщины и растут пучком. Эти корни отрастают от стебля; их

называют придаточными. Главный корень среди придаточных

корней пшеницы ничем не выделяется. Если главный корень не

развивается или не отличается от многочисленных придаточных

корней, корневую систему называют мочковатой. На придаточных

корнях могут развиваться и боковые корни.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные

растения — все хлебные злаки, лук, чеснок, тюльпан. При paз-

витии мочковатой корневой системы 1лавный корень растет недолго

и становится незаметным среди множества придаточных

корней, отрастающих пучком от подземной части стебля

Итак, у растений корень может развиваться из корешка

зародыша. Это главный корень. Корни могут отрастать от стеблей.

Это придаточные корни. Корни могут развиваться на главном

и на придаточных корнях. Это боковые корни. Придаточные корни

могут расти и на надземной части стебля, а также на листьях.

Легко наблюдать развитие придаточных корней, если поставить

в воду ветки тополя, ивы или черной смородины. Придаточные

корни хорошо развиваются у капусты, картофеля, кукурузы, если

окучить почвой нижнюю часть стеблей.

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

1. Какое строение имеют корневые системы одуванчика и пшеницы?

2. Какие корни называют главными, а какие — придаточными и боковыми?

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

4. Какую корневую систему имеют горох, фасоль, бобы, пшеница, овес?

6—7 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1993.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья «Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Клеточное строение растительного организма. Устройство увеличительных приборов. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Рабочая программа по биологии Пасечник 5- 9 класс

Статья «Разнообразие растений. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Распространение плодов и семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Плоды и семена. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Органы растения. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5273765 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 39 Виды корней и типы корневых систем

Стр. 160. Вспомните

№ 1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Стр. 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из-за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.

Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.

Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.

Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой.

Стерневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.

Отбираем растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.

Заполняем таблицу в рабочей тетради

Название растенияТип корневой системыОсобенности строения корневой системы
Морковь, свекла, щавель, гречиха, арахис, подсолнечник, фасоль, клевер, одуванчик.СтержневаяХорошо развит главный корень, который вырастает из зародышевого корешка. Также в формировании корневой системы участвуют маленькие, отходящие от главного, боковые корешки.
Пшеница, тюльпан, лук, чеснок, алоэ, лилии, ландыш, кукуруза, рожь, картофель.МочковатаяХарактерно наличие большого количества приблизительно одинаковых по длине придаточных корней, которые образуют пучок. Придаточные корни отходят от надземных и подземных частей стебля, а также от листьев. Главный корень либо рано отмирает, либо совсем не отличается по размеру от придаточных.

Корневой чехлик и корневые волоски

Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.

Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Смотреть картинку какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Картинка про какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми. Фото какие корневые системы называют стержневыми а какие мочковатыми

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?

Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.

Вывод

Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.

Стр. 163. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие функции выполняет корень?

Корень – это осевой орган у растений, который служит им не только для закрепления в почве, но и для поглощения из нее воды и растворенных в ней питательных веществ и минеральных соединений. Также в корне происходит синтез различных органических веществ, например, алкалоидов, гормонов роста и прочих, которые потом по сосудам ксилемы перемещаются в другие органы растения, а некоторая их часть остается в корне. Не редко корень (клубень, корневище) служит местом запасания и хранения питательных веществ, необходимых для развития и роста растения.

В целом образование корней было существенным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли не только приспособиться к почвенному питанию, но и образовывать крупные побеги, способные подниматься вверх ближе к солнечному свету и питаться его энергией. Также у некоторых корнеотпрысковых растений, например, у вишни, осины, сирены, тополя и других видов, корень выполняет еще и функцию вегетативного размножения за счет образования придаточных почек, из которых в дальнейшем развиваются надземные побеги.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

Корень – это осевой, в большинстве случаев подземный, вегетативный органы у высших сосудистых растений, который обладает неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом (способностью располагаться и расти только в строго определенном направлении по отношению к центру земного шара). Основной или главный корень является первичным корнем, который развивается из зародышевого корешка после прорастания семени и отличается от других корней крупными размерами.

Помимо главного корня у растений есть также придаточные и боковые корни. Придаточным называют корень, который отходит от стебля или в редких случаях от листьев. Боковой корень – это корень, который развивается сбоку главного корня (первый порядок) или сбоку придаточных корней и боковых корней первого порядка (второй и последующие порядки).

Совокупность главного, боковых и придаточных корней называют корневой системой. Принято различать два основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень. Он толще и длиннее других, напоминает стержень. Такой тип корневой системы характерен для двудольных растений.

В мочковатой корневой системе главный корень либо не выделяется среди многочисленных придаточных корней, либо вовсе отсутствует (рано отмирает). Такой тип корневой системы характерен для большинства однодольных растений.

№ 4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно выделить несколько основных зон на нем:

Зона деления (находится под чехликом, длина около 1 мм, представлена клетками апикальной меристемы);

Зона роста (или зона растяжения, располагается за зоной деления, составляет всего несколько миллиметров);

Зона проведения (составляет основную массу корня, на ней отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни).

№ 5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик покрывает кончик корня растения, за счет чего надежно защищает его нежные клетки от механических повреждений твердыми частичками субстрата и способствует продвижению корня в почве в процессе роста. Также клетки чехлика непрерывно продуцируют обильную слизь, обволакивающую корень и облегчающую тем самым его скольжение между частичками субстрата. Эта слизь создает еще и благоприятные условия для поселения и размножения полезных для растения бактерий, может влиять на доступность почвенных ионов и обеспечивает, хоть и кратковременную, но защиту от высыхания.

№ 6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток, или конус нарастания, представлена клетками верхушечной образовательной ткани и располагается под корневым чехликом. В этой зоне клетки имеют свойство постоянно и непрерывно делиться, а их количество увеличиваться, что и обеспечивает рост корня в длину и развитие всех остальных зон растения. Это является главным отличием клеток зоны деления от клеток других зон. Длина зоны деления клеток занимает около 1 мм.

№ 7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения корня, или зона роста, состоит из образовательной ткани, клетки которой имеют тонкие стенки, крупные ядра, густую зернистую цитоплазму без вакуолей. В этой зоне клетки наделены свойством интенсивно расти, вытягиваясь вдоль корня и дифференцируясь. Деление клеток здесь практически отсутствует, а сама зона занимает всего несколько миллиметров. Благодаря зоне растяжения корень растения растет в длину.

№ 8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это вырост клеток эпиблемы, который необходим для увеличения поверхности корня наземных растений и служит для поглощения воды и минеральных соединений, растворенных в ней. Располагается в зоне всасывания, недолговечен, отмирает через 10 – 20 дней. Его длина может достигать 10 мм.

У корневого волоска очень тонкая оболочка, что облегчает поглощение им питательных веществ. Практически вся клетка волоска занята вакуолью, которая окружена тонким слоем цитоплазмы и содержит клеточный сок. Ядро располагается в ее верхней части. Также внутри есть бесцветные пластиды. Вокруг клетки образован слизистый чехол, который участвует в склеивании корневого волоска с частичками почвы, и соответственно улучшает его контакт с субстратом и повышает гидрофильность всей системы.

№ 9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Зона всасывания, или зона поглощения, или зона корневых волосков, имеет такое название, потому что в этом месте отдельные клетки кожицы корня имеют свойство вытягиваться, за счет чего образуются наружные выросты длиной от 1 – 2 мм до 2 см. Это корневые волоски, которые по мере своего роста вытягиваются и покрываются слизью. Их тонкие оболочки тесно соприкасаются с частичками субстрата, что способствует поглощению воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Корневые волоски способны увеличивать всасывающую поверхность корня в разы.

Стр. 163. Подумайте

При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание – присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Окучивание – это техника в сельском хозяйстве и садоводства, которая является экологически чистой и безопасной альтернативой использования химических веществ, применяемых для борьбы с сорняками во все периоды выращивания различных культурных растений и для борьбы с некоторыми насекомыми-вредителями. Также присыпание землей нижней части стебля стимулирует появление придаточных корней, рост корневой системы вширь, и как следствие – улучшения питания растений. Окучивание позволяет обеспечить хороший доступ кислорода к корням, предотвращает их загнивание, препятствует развитию коры стеблей, защищает от разных климатических и атмосферных влияний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *