ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 8 Скелет человека Соединение костей Скелет головы
Стр. 35. Вспомните
№ 1. Какое строение имеет скелет млекопитающих?
Скелет млекопитающих состоит из четырех основных отделов: череп, позвоночник, скелет поясов верхних и нижних конечностей и костей верхних и нижних конечностей. Череп состоит из лицевой части и мозговой коробки. Позвоночник включает несколько отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
№ 2. Каковы особенности строения опорно-двигательной системы человека?
Опорно-двигательная система человека образована скелетом, мышцами и связками. Скелет является основой тела и определяет его форму и размеры. Вместе с мышцами кости скелета образуют полости, в котором расположены внутренние органы. Всего в организме человека насчитывается более 200 костей, которые выполняют функцию рычагов, приводя в движение мышцы и защищая органы от ударов, сжатий и т.д.
Состоит скелет из шести отделов: череп, позвоночник или осевой скелет, пояс верхних конечностей, верхние конечности, пояс нижних конечностей, нижние конечности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозговой и лицевой. Скелет туловища – из двух – позвоночник и грудная клетка. Позвоночник является главной осью тела и его опорой. В нем насчитывают 33 – 34 позвонка, в которых есть отверстия, образующие позвоночный канал. Грудная клетка состоит из плоской грудной кости или грудины, грудных позвонков и ребер.
Скелет конечностей объединяет скелет пояса верхних и нижних конечностей и непосредственно сами верхние и нижние конечности. Пояс верхних конечностей образован лопатками и соединенными с ними ключицами. Скелет верхней конечности включает плече, предплечье, кисть, в которой разделены запястье, пястье, фаланги пальцев. Пояс нижних конечностей состоит из тазовых костей, крестцовой кости. Скелет нижней конечности представлен бедренной костью, надколенником, большеберцовой, малоберцовой костью и костями стопы.
В движение кости приводятся при помощи мышц, основу которых составляют сократительные волокна. По расположению в теле разделяют мышцы головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в организме человека насчитывается около 600 мышц.
Стр. 39. Вопросы после параграфа
№ 1. Каков состав скелета человека?
В состав скелета человека входит около 200 костей. Подсчитать точное их количество невозможно, потому что у новорожденных бывает более 300 костей. И в детском возрасте происходит активная замена хрящевых частей костными.
Состоит скелет из нескольких отделов: скелета головы и скелет туловища, которые образуют осевой скелет, а также скелетов пояса верхних и нижних конечностей, скелетов верхних свободных и нижних свободных конечностей.
№ 2. Каково главное значение костей черепа?
Кости черепа защищают все, что содержится в черепной коробке (головной мозг и другие образования) от повреждений различного характера извне. Также височная часть и нижняя челюсть формируют височно-нижнечелюстной сустав, который необходим для движения нижней челюсти во время разговора, пережёвывания пищи и т.д.
№ 3. В чём заключается главное отличие нижней челюсти от остальных костей лицевого отдела скелета головы?
Нижняя челюсть является непарной костной структурой, которая образует нижний отдел лицевого черепа. Она известна, как единственная подвижная кость в черепе взрослого человека. Благодаря ее подвижности человек может разговаривать, пережевывать пищу, двигать ней влево-вправо и т.д.
Стр. 39. Задание
Охарактеризуйте известные вам типы соединения между костями. Приведите соответствующие примеры.
Скелет человека состоит из большого количества отдельных костей, которые соединяются между собой. Тип соединения зависит, прежде всего, от функций этих костей. А сами соединения могут быть неподвижными или непрерывными, подвижными или прерывными и малоподвижными или полуподвижными.
При неподвижном соединении кости не могут двигаться по отношению друг к другу. К ним относятся, например, швы, которые скрепляют кости мозговой части черепа. Края таких костей напоминают зубчики, которые входят друг в друга, тем самым образуя довольно прочный и надежный замок.
Подвижные соединения костей в теле человека называются суставами и могут быть разной формы. В состав сустава входит суставная поверхность кости, которая покрыта гиалиновым хрящом. Места контактов одних костей с другими прикрыты суставной сумкой – прочной оболочкой из соединительной ткани, которая образует герметичную суставную полость. Для уменьшения трения соединяемых костей при помощи сустава в суставной полости содержится особая жидкость.
Полуподвижный тип соединения костей является промежуточной формой. Между костями возможно небольшое смещение, потому что соединены они друг с другом только при помощи упругих хрящевых прокладок. Примером такого типа соединения могут быть позвонки, которые разделены межпозвонковыми хрящами или дисками, обеспечивающими небольшое смещение. Сюда же относятся соединения между ребрами с грудиной и грудными позвонками, которые обеспечивают гибкость скелету и позволяют человеку наклоняться в стороны, вперед и назад.
Стр. 39. Подумайте
Почему у человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом?
В строении черепа современного человека мозговой отдел преобладает над лицевым отделом. Однако так было не всегда, потому что, например, у человекообразной обезьяны форма черепа была немного другой, а лицевой отдел преобладал над мозговым.
В процессе эволюции объем головного мозга увеличился, что и поспособствовало увеличению мозгового отдела черепной коробки. Также изменения коснулись и лицевого отдела из-за перестройки зубочелюстной системы, которая необходима была для пережевывания более мягкой пищи. У современного человека в лицевом отделе черепа располагаются основные органы восприятия окружающего мира: нос, глаза и т.д.
Какие кости в твоем организме соединяются полуподвижно
Установите соответствие между типом соединения костей и местом в скелете человека, где такое соединение существует.
МЕСТО СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ
ТИП СОЕДИНЕНИЯ
А) крестцовые позвонки
Б) плечо и предплечье
В) грудные позвонки
Г) кости мозговой части черепа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Неподвижное: крестцовые позвонки; кости мозговой части черепа; копчик. Полуподвижное: грудные позвонки. Подвижное: плечо и предплечье; голень и стопа.
Но копчико-крестцовый сустав способен отклоняться при родах, он не неподвижен.
Когда в школе решал эту работу, ответ Е1 исправили на Е3(вроде как тоже сверяли с образца статграда), а затем для наглядности указали на модель скелета в классе, где копчик легко поддавался механическому воздействию.
Но, в вариантах ответа НЕ копчиково-крестцовый сустав.
А отдельно: копчик и крестцовые позвонки..
Крестцовые позвонки, vertebrae sacrales [IV], у взрослого срастаются в единую крестцовую кость, os sacrum. Сращения крестцовых позвонков происходит постепенно, начиная с 14-15 лет, заканчивается в 17-25 лет. Окостенение начинается с нижних позвонков и постепенно переходит на верхние. Понятие «крестец» включает в себя все его части как единое целое. Когда речь идет о его частях в отдельности, их называют крестцовыми позвонками.
Строение костей, состав, рост, соединение костей. Суставы
Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение. Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой.
В костной ткани выделяют три вида клеток:
Под надкостницей находится плотное компактное вещество – костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. За компактным веществом прячется губчатое.
Губчатое вещество– более пористое по строению и состоит из тонких перекладин. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах (эпифизах) трубчатых костей.
Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека.
Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.
С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
В состав кости входят многие вещества, химический состав ее очень сложен. Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Обезжиренная, и обезвоженная кость состоит на 1/3 из органических веществ, получивших название «оссеин», и на 2/3 из неорганических.
Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, фосфора, и более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани.
Типы соединения костей
Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют.
Полуподвижное соединение достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения (грудные позвонки, ребра с грудиной).
Подвижное соединение. Сустав состоит из:
Суставные поверхности костей покрыты гладким хрящом (облегчение движения костей в суставе).
Суставная поверхность одной из костей сустава (головка) выпуклая, суставная поверхность другой (впадина) – вогнутая.
Суставная сумка охватывает суставные поверхности сочленяющихся костей, образуя замкнутую полость, заполненную суставной жидкостью.
Количество суставной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Жидкость выполняет роль смазки.
Суставы укрепляются связками, которые располагаются вне суставной сумки и внутри нее.
Суставы различаются по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т. е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение.
По форме суставных поверхностей суставы делят на 4 типа:
Кость растет в толщину, за счет деления клеток
Деление каких клеток обеспечивает рост костей в длину?
Какие кости в твоем организме соединяются полуподвижно
Особенности скелета
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.
Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.
Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени), короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную костным мозгом.
Скелет составляют кости головы (череп), туловища, верхних и нижних конечностей.
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел – черепная коробка – защищает головной мозг от повреждений. Мозговой отдел образован лобной, затылочной, двумя теменными и двумя височными костями. В состав лицевого отдела черепа входят различные крупные и мелкие кости (например, верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости). Все они неподвижно соединены между собой, кроме нижнечелюстной кости.
Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза и т.п.), а также некоторые наследственные причины приводят (особенно в сочетании с плохим питанием и слабым физическим развитием) к нарушению осанки. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, специальными гимнастическими комплексами). Другим распространённым нарушением скелета является плоскостопие – деформация стопы, возникающая под действием болезней, переломов или длительной перегрузки стопы в период роста организма. При плоскостопии стопа касается пола всей площадью подошвы. В качестве профилактических мер рекомендуется более внимательно подбирать обувь, применять специальный комплекс упражнений для мышц голени и стопы.
Вывихом называется стойкое смещение суставных концов костей, что вызывает нарушение функции сустава. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно; это может вызвать дополнительную травму. Необходимо обездвижить повреждённый сустав и приложить к нему холод; согревающие компрессы в этом случае противопоказаны. Затем пострадавшего необходимо срочно передать врачу.
Урок по биологии «Типы соединения костей» (технология критического мышления)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока : Типы соединения костей (технология критического мышления)
Задачи : 1) закрепить знания о строении и функциях частей скелета; 2) установить взаимосвязи между особенностями соединений костей и их функциями в организме; 3) развивать навыки самостоятельной работы в группе, работы с объектами, умения представления изученной информации в доступном виде, самоконтроля и самооценки; 4) формировать ответственное отношение к собственному здоровью.
Тип урока : исследование
Оборудование: таблица «Соединения костей», модель скелета и черепа человека, набор позвонков.
Учитель просит выполнить учеников простые упражнения: совершите движение нижней челюстью, верхней челюстью, грудной клеткой, поверните голову в сторону окна, прижмите руку к сердцу, достаньте обеими руками до пола. Спасибо за работу физическую,
Какие движения были невозможны? Частично возможны? Движения были легкими?
Кто может объяснить разную степень двигательной активности? (называют причины)
Подведение итогов дискуссии: причиной движения – мышцы, но мышцы прикрепляются к костям и приводят их к движению. Исходя из функций скелета (называют их), кости соединяются по-разному.
Учитель просит учеников представить себе такую ситуацию: все кости вашего скелета соединены подвижно, неподвижно, полуподвижно. Краткое обсуждение в группах и результаты работы – такие скелеты нежизнеспособны.
Группы получают задания и знакомятся с рекомендациями по их выполнению. Учитель выступает в роли консультанта и помощника.
Рекомендации по выполнению заданий: а) распределите номера заданий по желанию ученика. б) работайте оперативно, качественно. в) обращайтесь за помощью к товарищам по группе или учителю г) изучив вопрос сам, объясни другим в группе. д) будь готов к выступлению.
Карточки-задания для групп
Цель: изучить особенности неподвижного соединения костей, их значение для организма.
Используя текст учебника с.59, выделите признаки неподвижного соединения костей. Сделайте зарисовки данного типа соединения двух костей.
Используя пособия (модели, таблицу), покажите, где в организме человека встречается данный тип соединения.
Установите значение такого соединения для организма.
Известно, что кости черепа соединены неподвижно, поясните, как осуществляется их рост до взросления человека.
Объясните следующий факт: у взрослого человека 206 костей, а у ребенка – 300.
Карточка № 2 Цель: изучить особенности полуподвижного соединения костей, их значение для организма.
Используя текст учебника с.59, выделите признаки полуподвижного соединения костей. Сделайте зарисовки данного типа соединения двух костей.
Используя пособия (модели, таблицу), покажите, где в организме человека встречается данный тип соединения.
Установите значение такого соединения для организма.
Дайте определение полусустава.
Неподвижный и полуподвижный тип соединения костей считается самым древним. Докажите, используя знания о позвоночных животных.
Карточка № 3 Цель: изучить особенности подвижного соединения костей, их значение для организма.
Используя текст учебника с.59-60, р.32, выделите признаки подвижного соединения костей. Сделайте зарисовки данного типа соединения двух костей.
Используя пособия (модели, таблицу), покажите, где в организме человека встречается данный тип соединения.
Установите значение такого соединения для организма.
Часто можно слышать такую фразу «Сустав скрипит». Верна ли эта фраза? Ответ поясните.
Проанализируйте проблему суставов у современного человека: причины и пути их решения.
Этап закрепления изученного материала.
Учитель сообщает о закрытии работы в группах и открытии мини-форума с презентацией своих работ. Ученики выступают по карточке-заданию, время регламентировано. Подведение общего результата.
Этап обобщения выполненных заданий.
Учитель напоминает цель урока и для того, чтобы узнать достигли ее или нет, ученики выполняют мини-тест по теме «Типы соединения костей»
Мини-тест на обобщение знаний
2.Грудная клетка – это пример … соединения.
3.Функцию защиты выполняет … соединение.
6.Запястье – это пример …. соединения.
6 . Рефлексия. Самооценка проделанной работы по листам самоконтроля.
1.Участие в дискуссии
2.Работа по вопросу в группе
3.Объяснение своего вопроса в группе
4.Участие в презентации
5.Результат по мини-тесту
6.Итоговая оценка за урок
Домашнее задание: продумать модель человека будущего с использованием № 12.