какие красители подходят для мыла с нуля
Красители для мыла ручной работы: как разобраться начинающему мастеру
Одна из задач любого мыловара-новичка – правильный подбор красителей для своей продукции. Их видов несколько – это пигментные пасты, натуральные пигменты, глиттеры, перламутры, пищевые красители. Выбирать нужно тщательно, чтобы готовый результат порадовал, а не разочаровал.
Основа правильного подбора красителя – умение разбираться в том, каковы свойства каждой разновидности. Этот навык нужно освоить единожды, после чего можно легко выбирать правильные сочетания и получать нужный результат.
Мыловару нужно научиться:
Если мастер научился всему этому, он сможет без труда получать желаемый цвет и эффект с первого раза. Кроме того, есть определённые секреты окрашивания мыла, зная которые, можно легко добиваться нужных оттенков даже при малом выборе цветов.
Мигрирующие красители и немигрирующие
Результат от применения этих двух видов очень сильно различается. Выбрав не ту разновидность, можно испортить готовое изделие.
Мигрирующие красители расползаются по мылу сразу, а также медленно перемещаются ещё долгое время после того, как оно застыло. Из-за такого эффекта один цвет накладывается на другой, могут возникать причудливые узоры и сочетания.
Где применять мигрирующие краски:
Второй вариант хорош: можно добиться яркого, необычного и потрясающе красивого эффекта. Но выполнять его не так просто, как кажется. Обычно, чтобы такому научиться, требуется много времени, немало практики, и, конечно, часть продукции в этот период будет испорчена. Поэтому такое мыло делают далеко не все мастера.
Немигрирующие красители лишены основного свойства мигрирующих: они не расползаются по мылу. По сути, это и есть обычные компоненты, придающие готовому изделию законченный вид.
С их помощью легко не только окрашивать мыло, но и соблюдать сочетание цветов и оттенков. Важно лишь соблюдать технологию.
Существует очень много красителей, которые можно использовать для окрашивания мыла. Их виды:
У каждого вида – свои особенности. Не всегда можно выбрать любой краситель: для достижения нужного эффекта в конкретном случае подходят определённые разновидности. Если разобраться в них, то вопросов по подбору нужного варианта возникать не будет, за редким исключением.
Красители пищевые водорастворимые
Абсолютно безвредные красители. При работе с ними мастеру не требуется никакой специальной защиты кожи и глаз. Их добавляют сразу в мыльную основу, и они не делают её мутной.
Пищевые красители легко применять. Порошковые нужно просто разбавить в воде и затем добавить в основу для мыла. Если речь идёт о гелевых, их даже не нужно растворять. Можно сразу смешать с мыльной основой. Расход у них малый: пара капель на 100 г.
Использование растворимых в воде пищевых красителей являются экономичным способом окрашивания мыла. Ими удобно делать однотонные изделия. Они относятся к мигрирующему типу красителей, а потому не подходят для тех вариантов мыла, где нужно сочетать несколько цветов и сделать чёткие грани между ними.
Основа таких красителей – натуральные природные минералы. В них добавляются косметические эмульгаторы.
Преимущества натуральных пигментов:
Недостаток у таких красителей тоже есть: они могут немного замутнять мыльную основу. Поэтому не каждый дизайн можно реализовать при помощи натуральных пигментов.
Многими характеристиками эти красители походят на натуральные пигменты. Схожие качества – светостойкость, возможность добавления с нуля или в основу, устойчивость к изменениям температуры или pH; также они не относятся к мигрирующим. Цвета естественные, приятные. У них тот же недостаток – могут делать основу чуть мутной.
Но есть и различия, которые проявляются в технологии применения и консистенции красителя. Поэтому можно сказать, что влияние на будущее изделие – одинаковое, но работа над окрашиванием проходит по-разному, поэтому каждый мыловар сам решает, какой вариант ему подходит больше.
Перед добавлением пигментной пасты в смесь необходимо тщательно взболтать флакончик. Это нужно для получения однородного цвета. Неразведённые красители разбавляются при помощи воды или глицерина. Пропорции:
Глиттеры, они же – блёстки, являются не совсем красителями в привычном смысле этого слова. Цветового эффекта от них нет, зато есть декоративный.
Блестящее мыло – особый дизайн, который используют не все мастера. Глиттеры позволяют придать изделию оригинальности.
Перламутры тоже не окрашивают мыло, но добавляют ему переливов с разными оттенками. Создаётся красивый оригинальный эффект. Они не мигрируют, поэтому можно добавить их только в определённую часть мыла. Расход минимальный, использование перламутров экономично.
Описанные выше особенности – всё, что нужно знать о красителях, чтобы успешно начать работу с ними. Практика сделает эти знания ещё более крепкими, мастер научится легко разбираться в таких добавках.
Мыловарение: красители для мыла
Выбор действительно большой и чтобы не разочароваться результатом, надо знать об основных свойствах красителей.
Разделим красители на две группы:
Мигрирующие крастели:
К мигрирующим красителям относятся пищевые красители, которые так же можно применять при изготовлении мыла своими руками.
Пищевые красители (жидкие водорастворимые, жирорастворимые, гелевые, порошковые) – безопасные красители, придавая цвет, они не «замутняют» прозрачную мыльную основу, достаточно экономичны. Такие красители используют для окрашивания однотонного мыла из готовой мыльной основы. Но пищевые красители не устойчивы к щёлочи и свету, поэтому для мыла с нуля их лучше не использовать.
Так же к мигрирующим красителям относятся и некоторые синтетические красители, но в этом случае производители сразу предупреждают, что краситель в мыле мигрирует. Такие красители дают яркий цвет, хорошо растворяются в мыльной основе и не требуют никакой предварительной подготовки.
На фото очень хорошо видно как происходит миграция красителя между слоями:
Вид спустя месяц после изготовления
Немигрирующие красители:
Пигменты (пигмент в глицерине, пигментные пасты, пигмент сухой (в порошке), неоновые пигменты) – самое главное пигменты не мигрируют, поэтому их используют для создания многоцветного мыла с четкими границами между разными цветами. Пигменты устойчивы к pH, температуре, светостойкие, дают стабильный, яркий цвет как в мыле с нуля, так в мыле из готовой мыльной основы, но пигменты «замутняют» прозрачную мыльную основу.
Можно приобрести сухие пигменты (в порошке), но перед использованием их надо развести в глицерине или воде (в зависимости от того какой пигмент) и тщательно растереть, чтобы не осталось ни одного комочка. Иногда сухие пигменты хорошо растворяются и в самой основе, но, чтобы не было неприятных сюрпризов в уже готовом мыле, стоит сначала испытать пигмент на небольшом количестве основы.
Во многих магазинах продают уже подготовленные для использования пигменты (диспергированные в глицерине, масле или воде), которые не требуют подготовки и Вы можете сразу использовать их для окрашивания своего мыла.
Неоновые пигменты в прозрачной мыльной основе дают насыщенные, яркие цвета, но вот в мыле с нуля такого эффекта не будет, т.к. в мыле с нуля неоновые пигменты теряют свои яркие цвета.
Стоит отдельно выделить перламутры:
Перламутры лучше добавлять в прозрачную мыльную основу, потому что в белой основе их блеск не так заметен.
Перламутры можно добавлять не только в мыльную основу, но и декорировать ими поверхность готового мыла. Можно наносить перламутр на выступающую поверхность, подчеркивая тем самым отдельные элементы, придавая им мерцание.
Дозировка примерно 1/3 ч.л. на 100 г основы, для более интенсивного цвета можете добивать и больше. При намыливании, мики для мыла не остаются на коже, а смываются.
Для окрашивания его необходимо развести в масле или глицерине и тщательно растереть, чтобы не осталось комочков, иначе в готовом изделии будут некрасивые белые вкрапления. Полученную смесь затем добавьте в расплавленную мыльную основу и тщательно перемешайте.
Я развожу диоксид титана в глицерине и переношу в мыльную основу с помощью пипетки Пастера, не соскребая осадок со дна емкости, таким образом, предотвращая появление белых вкраплений пигмента в мыле.
Есть еще и натуральные (природные) красители:
Некоторые базовые масла также могут давать цвет, но это будут не яркие цвета, а спокойные природные оттенки. Так например, масло лавра дает мылу зеленый цвет, масло ромашки, облепихи придают желтый оттенок, масло бурити дает желто-оранжевый оттенок, тертое какао дает прекрасный шоколадный оттенок, а при приготовлении мыла с нуля горячим способом еще и шоколадный аромат. Цвет мылу также можно придать с помощью косметической глины.
Натуральные красители порой ведут себя непредсказуемо, поэтому если Вы начинающий мыловар стоит пока отложить эксперименты с натуральными красителями.
Надеюсь, немного помогла разобраться в красителях для мыла.
Буду рада, если поделитесь опытом работы с красителями в комментариях.
Красители в натуральном мыле с нуля
Когда я делаю мыло ручной работы, то ставлю перед собой две задачи: оно должно быть полезным и красивым. Делать просто мыло, хоть и не вредное, даже и полезное, мне скучно и не интересно.
Можно экспериментировать с запахами, формами, но, пожалуй, одна из самых главных составляющих любого рецепта у меня– краситель.
Самый простой вариант – пищевые красители. К их достоинствам можно причислить низкую стоимость, разнообразие цветов, которые можно смешивать между собой, добиваясь необходимого оттенка, легкость в использовании. Пищевые красители бывают жидкие и порошкообразные. Пожалуй, единственным недостатком является то, что у этих красителей есть склонность к мигрированию и выцветанию. То есть если я сделаю многослойное мыло, то через какое-то время граница между слоями размоется. И это – в лучшем случае. В худшем – часть цветов исчезнет, а часть – перемешаются между собой и нашему взору предстанет грязный неаккуратный кусок непонятного оттенка.
Иногда желаемого цвета можно добиться с помощью подручных средств, которые наверняка найдутся на каждой кухне: кофе, какао, соки моркови и свеклы… Облепиховое масло дает желто-оранжевый цвет. Но дело в том, что органические компоненты не «выживают» в мыльной среде, они просто обесцвечиваются и красивое мыло (если, конечно цвет не пропал уже в процессе изготовления мыла) необходимо очень быстро продать и использовать, пока оно находится в прекрасном первозданном виде.
Также существуют натуральные красители – аннато, кармин, индиго, колер-карамель и другие. Как и пищевые, они могут мигрировать. Они подходят в том случае, если натуральность продукта возведена в ранг религии. Но как и вся органика – цвет их в мыле не долговечен. А если учесть, что многие растения могут быть аллергены, а индиго в добавок и запрещено к продаже в России, и, как правило, его везут к нам из Азии не совсем законным способом, у меня они не находят применения.
Если делать блестящее мыло, то тут необходимы перламутровые красители или глиттеры. Их частички будут красиво переливаться на солнце. Очень выигрышно они смотрятся, например, в мыле-снежинке. Но глиттеры не стали моими любимыми добавками в цвет, потому что они имеют довольно большой размер, что чувствуется во время использования мыла. Мне не комфортно чувствовать это, поэтому и для своих клиентов я их не применяю.
Незаменимая вещь для мыловара – диоксид титана. С его помощью я могу превратить мыльную массу в белоснежную, а, к примеру, красный кусочек мыла – в розовый. Это компонент природного происхождения, абсолютно инертный по отношению к коже, а значит – безопасный.
Для того чтобы избежать миграции и получить четкие границы слоев, я использую пигменты (другое их название – мики). Пожалуй, это самые подходящие для мыла красители. Их производят в виде порошка или пигментных паст. Они идеально подходят для мыла с нуля, в то время как другие красители под действием мыльной среды теряют или меняют свой цвет. К недостаткам можно отнести высокую стоимость, но, с другой стороны, это не самая затратная статья расходов в производстве мыла, а за безупречный внешний вид каждого кусочка я совершенно спокойна. Неожиданных «сюрпризов» мики никогда не представляют. Это абсолютно натуральный компонент. Мика – это измельченные минералы, которые используются в том числе в натуральной уходовой и декоративной косметике.
В заключение хочу сказать, что не стоит бояться ярких и четких узоров на натуральном мыле, на мыле с нуля. Все это вполне реальные, причем совершенно безопасные в силу своего природного происхождения и инертности, краски. И подчеркну – именно из-за своей инертности в отношении нашей кожи, они более безопасны в сравнении с растительными «красителями».
Приглашаю вас посетить мой магазин и насладиться натуральным мылом.
Выбирайте для себя и своих близких только лучшее!
Цвета в мыле «с нуля»
К теме красителей в мыле с нуля довольно сложно подступиться, так как она состоит не из ряда взаимосвязанных частей, а скорее из множества нюансов, которые следует учесть.
Но, несомненно, цвет – это важно. Если дать любому «неискушенному» человеку два мыла, то он в 99% выберет красивое и приятно пахнущее, какой бы чудесный состав не прятался за неприметной оболочкой второго. Поэтому забота о насыщенных, равномерных цветах – одна из первоочередных задач любого мыловара.
Основная сложность заключается в огромном разнообразии красителей и путанице с их названиями (например, зачастую один и тот же краситель в разных источниках может называться как пигментом, так и микой и перламутром). Поэтому для начала предлагаю разобраться именно с классификацией красителей, а затем уже перейти к техническим моментам – тем самым нюансам, о которых я писала выше.
Условно разделим красители на:
Пищевые красители – самый ненадежный товарищ мыловара-нулевщика. Дело в том, что они могут реагировать со щелочью, и как следствие – ведут себя совершенно непредсказуемо. Один и тот же краситель, но из разных партий, может как давать чудесный яркий цвет, так и менять его на диаметрально противоположный или просто «выцветать» в мыле, оставляя лишь бледный намек. Причем это относится ко всем разновидностям пищевых красителей – как к гелевым, так и жидким и порошкообразным. Но при этом у них есть существенное преимущество – невысокая цена, поэтому если Вы не боитесь неопределенности и у Вас нет цели достичь конкретного цвета – можете поэкспериментировать. Жидкие и гелевые красители добавляются в мыло в чистом виде, порошкообразные – предварительно растворяются в небольшом количестве теплой воды.
Пигменты – самые запутанные красители с точки зрения названия. В англоязычной литературе под пигментами подразумевают полученные в лабораториях оксиды и ультрамарины, по своему составу идентичные натуральным. В мире российских мыловаров под словом «пигмент» понимается стойкий к щелочи порошкообразный краситель, который может быть как синтетическим, так и натуральным. По поводу способа ввода – в некоторых случаях можно добавлять пигменты в чистом виде, но чаще всего их рекомендуется предварительно растереть с небольшим количеством базового масла (лучше всего в ступке). За более точными рекомендациями лучше обращаться к описанию конкретного пигмента в магазине, где Вы его приобрели.
Обычно в мыле с нуля пигменты ведут себя неплохо, и дают интенсивный цвет, но опять-таки из-за путаницы в названиях могут быть и исключения.
Мики – чаще всего под этим словом подразумеваются яркие порошкообразные натуральные пигменты, иногда с блестящим оттенком. В основном, мики используются при создании декоративной косметики: помад, румян, теней. В мыле с нуля сложно говорить о способах ввода и поведении мик в целом, каждую необходимо тестировать отдельно.
Перламутры – блестящий краситель с очень маленькими частицами. В нулевке может быть использован для украшения верхушки (аккуратно, через сито, посыпьте верх мыла перламутром), или же для полного окрашивания (эффектный, но отнюдь не экономный способ). Чаще всего может добавляться в чистом виде, и при этом хорошо расходится в мыльной массе (протестировано на перламутрах «бронза», «золото» и «вишневый» из ассортимента нашего магазина), но для надежности, лучше все-таки растирать его в небольшом количестве базового масла перед добавлением.
Глиттеры – крупные блестящие частички, которые не могут быть использованы в качестве полноценного красителя, так как не растворяются в мыле с нуля. Тем не менее, ими можно эффектно украсить верхушку мыла (или добавить внутрь прозрачного глицеринового мыла).
Пигментные пасты – один из самых надежных красителей для мыла с нуля – они не меняют цвет, а смешивая их между собой можно получить практически любые оттенки. Кроме того, они позволяют добиться по-настоящему ярких и насыщенных цветов – посмотрите, например, на это мыльце «Мыло для маленьких принцесс».
Существует концентрированные и уже разбавленные пигментные пасты. Концентрированные ни в коем случае не стоит добавлять в чистом виде, их нужно предварительно развести водой (чаще всего достаточно около 7-10 капель красителя на 10 мл воды). Удобно сразу разводить пасту на несколько партий мыла, поэтому при приобретении концентрированного красителя, не забудьте заодно купить маленький флакончик, в котором Вы будете хранить разбавленный. Обязательно интенсивно взбалтывайте пигментную пасту перед использованием!
Натуральные красители идеально подходят для тех, кто ценит экологичность, но, к сожалению, чаще всего они дают бледные цвета и далеко не полный их спектр. Довольно неплохо ведут себя оранжевые, коричневые и синие натуральные красители, а вот добиться естественного красного или фиолетового цвета сложно.
Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей, если честно, достойны отдельной статьи. В рамках сегодняшнего разговора я упомяну самые распространенные варианты, но, буду рада, если Вы предложите свои идеи в комментариях.
Масла – прекрасный зеленый цвет дает масло лавра, которое можно добавлять от 10 до 40%, желто-оранжевые оттенки можно получить, добавляя облепиховое масло и масло бурити.
Тертое какао дает насыщенный шоколадный цвет. По моему субъективному мнению, шоколадное мыло с тертым какао – это одно из самых чудесных сортов. А если еще скрасить его ноткой ванили и заменить обычное кокосовое масло на нерафинированное… Ммм!
Фруктоза так же дает шоколадный цвет, кроме того придает мылу легкий (совсем легкий!) карамельный аромат.
Отвары, соки – при разведении щелочи в отваре или соке, к сожалению, чаще всего получается грязный «болотный цвет», но их добавление уже в готовую мыльную массу может дать вполне симпатичные, хоть и немного бледные оттенки.
Кофе может выступать не только в качестве скраба, но и как краситель. Цвет мыла получается от сероватого, до насыщенно коричневого.
Специи – на некоторых специях можно настаивать масла, а некоторые добавлять в виде спиртовой настойки. Лучше всего в мыле сея ведут куркума и карри.
Глины так же могут окрасить мыло. Пожалуй, лучшим примером послужит мыло одной моей хорошей знакомой и прекрасного мыловара – Галины (tamanu), под названием «Семь глин». В качестве красителей использованы глины разных сортов. Супер, правда?
Другие красители – сюда я отнесу набор Zenicolor, который пользуется большой популярностью у мыловаров, варящих из основы. К сожалению, судя по моему опыту, в мыле с нуля он как минимум, нерентабелен. Чтобы добиться интенсивного цвета необходимо истратить несколько грамм красителя, и, при наличии альтернативы, лучше все-таки отложить его для основы, а в нулевку использовать пигментные пасты.
Рекомендации по добавлению красителя в мыло:
Надеюсь, я немного помогла Вам разобраться в запутанном и разнообразном мыле красителей для мыла с нуля.
Как выбрать красители для мыла?
Красители- это один из главных инструментов мыловара. Белое мыло – это довольно скучно и одноообразно. А с помощью красителей можно сделать мыло радостнее. Цвета можно смешивать и получать новые, все зависит только от вашей фантазии!
КРАСИТЕЛИ ДЛЯ МЫЛА ИЗ ОСНОВЫ
Красители- это один из главных инструментов мыловара. Белое мыло – это довольно скучно и одноообразно. А с помощью красителей можно сделать мыло радостнее. Цвета можно смешивать и получать новые, все зависит только от вашей фантазии! Существует разные виды красителей, так давайте рассмотрим все виды красителей и особенности их применения.
Красители бывают разные – водо- и жирорастворимые, натуральные, пигменты, перламутры и др.
НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ (более подробно можно почитать здесь)
Если вы хотите, чтобы мыло было максимально натуральным и полезным, то для окрашивания можно использовать сухие травы, листья, цветы, специи, масла, какао и другое.
Внимание: ДОБАВЛЯТЬ СУХИЕ ИНГРЕДИЕНТЫ (травы, листья, цветы, кофе, какао, специи и др.) нужно только в ПЕРЕМОЛОТОМ ВИДЕ, ЧЕМ МЕЛЬЧЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОДНОРОДНЫМ БУДЕТ ЦВЕТ. Добавленные травы и цветы, со временем дают желто-коричные вкрапления в мыле.
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ МЫЛА (более подробно здесь)
Это обычные пищевые красители, абсолютно безвредные для кожи, экономичные и очень простые в применении. Бывают сухие, жидкие и гелевые.
Сухие красители перед применением необходимо предварительно развести в воде, а затем капать понемногу в мыльную основу, постоянно помешивая её до получения желаемого оттенка и насыщенности цвета. Жидкие и гелевые красители уже готовы к применению.
Идеально подходят для окрашивания прозрачной основы, т.к. дают однородные, чистые и нежные оттенки в готовом мыле, сохраняя его полную прозрачность.
МИНУС этих красителей в том, что если вы захотите сделать многоцветное мыло с их помощью, то со временем (через 1-2 недели) границы слоев начнут постепенно СМЕШИВАТЬСЯ, РАСПЛЫВАТЬСЯ (мигрировать). Чтобы избежать этого, для разноцветного мыла пользуйтесь пигментами.
ДИОКСИД ТИТАНА (подробнее здесь)
Чтобы придать прозрачной мыльной основе белизну и непрозрачность, используется диоксид титана. В зависимости от количества добавленного диоксида титана мыло получается абсолютно матовое или немного «замутневшее», что позволяет создавать различные визуальные эффекты. Перед использованием для окрашивания прозрачной основы диоксид титана необходимо предварительно РАЗВЕСТИ, если этого не сделать, то в мыле будут белые точки. Но если вы не хотите возиться с самостоятельным окрашиванием мыльной основы, то гораздо проще купить белую мыльную основу, которая уже окрашена диоксидом титана в производственных условиях.
Эти красители используют прежде всего для окрашивания продуктов на жировой основе, где они дают чистый, яркий, матовый цвет (бальзамы для губ, масляные плитки и др.).
Эти красители нерастворимы в воде, зато хорошо растворяются в базовых маслах и глицерине.
Как и водорастворимые красители, жирорастворимые красители рекомендуется использовать, предварительно подготовив масляный раствор из небольшого количества порошка, тщательно растерев его, а затем понемногу капать в основу при постоянном перемешивании до получения желаемого цвета.
Эти красители прекрасно ведут себя в мыльной основе (но МИГРИРУЮТ в многослойном мыле!), помадах, блесках для губ, различных бальзамах. При этом цвет получится ярким, насыщенным, устойчивым к свету, и не будет растекаться.
Можно использовать при окраске мыла с «нуля», но необходимо учесть, что в щелочной среде цвет может измениться, и в итоге отличаться от исходного.
ПИГМЕНТНЫЕ КРАСИТЕЛИ (более подробно здесь)
Конечно же, не стоит даже и говорить о том, что нужно выбирать косметические пигменты для окраски мыла. Качество и очистка пигментов сильно отличается – ведь помимо косметики и мыла, пигменты используются в промышленных красках, для окраски машин и пр. Пигменты НЕ МИГРИРУЮТ в мыле со временем, сохраняют яркость и чистоту цвета.
Пигменты бывают сухие, жидкие и пигментные пасты.
Жидкие пигменты – уже готовы к применению. Их не надо предварительно разводить. Если цвета для вас очень насыщенные, то можно небольшое количество пигмента развести в воде, а потом добавлять в основу по каплям, до получения нужного оттенка. Делают прозрачную мыльную основу более мутной.
НЕОНОВЫЕ ПИГМЕНТЫ (подробнее здесь)
Эти пигменты для мыла появились совсем недавно, в память о дискотечных 80-тых годах, но уже пользуются популярностью у мыловаров и стали основной тенденцией. Неоновые пигменты дают яркие, стойкие цвета, и очень экономичны в использовании. А еще неоновыми пигментами можно рисовать на мыле.
ПЕРЛАМУТРЫ (мики) (более подробно можно почитать здесь)
Чаще всего перламутры используются для украшения мыла. Нежный перламутровый цвет придает мылу роскошь и презентабельный вид. Лучший эффект достигается при добавлении в прозрачную мыльную основу, в белой основе их блеск практически незаметен. Перламутры не подвержены миграции, а значит цвет, полученный с их помощью, не расползётся по многослойному мылу, и получится очень нарядный, искристый. С помощью кисти можно пройтись перламутром по мылу сверху и вы получите эффектную фактуру.