какие краски используют в городецкой росписи

Городецкая роспись

Содержание:

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписиГородец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

↑ Техника выполнения городецкой росписи

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

↑ Мотивы городецкой росписи

Наиболее распространенными мотивами являются:

Источник

История городецкой росписи и солнечных купав

Одним из ярких народных промыслов – является городецкая роспись. Зародилась она в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века в Нижегородской области, родине талантливых резчиков из дерева. Сочная роспись в лубочном стиле украшала предметы крестьянского быта, кухонную утварь. Купцы со всей России съезжались на нижегородскую ярмарку, там они закупали красочные деревянные изделия и развозили их по всем городам и весям.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом — желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

Особенности росписи

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

Техника нанесения картинки

Роспись Городца это изображение на основе без покрытия в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть яркой оттеночной гаммы. Художник намечает карандашом узор, размеры, основные элементы. А опытные мастера без эскиза сразу рисуют красками. Светлыми тонами выделяют главные части композиции – подмалевка ( цветовые пятна, круги, контуры листьев), на них ставят густые мазки (теневка), рисуя детали (лепестки, линии одежды). Между большими деталями прорисовывают бутончики, листики. Завершением служит нанесение оживки (белой) или разживки (черной) краски – делают точки и штрихи. После сушки на готовую вещь покрывают бесцветным лаком.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Стиль городецкого письма имеет особую насыщенность. Прежде всего – это жанровые бытовые сценки. Они отличаются условностью, декоративностью. Это реалистично-сказочный сюжет, при котором в обычные сценки выполняются в приеме гротеска – вычурные модные костюмы, идеализированные животные и жар-птицы. Роскошные пышные розаны, купавки и ромашки, выписаны нарядно и сочно, распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы – фигуры львов, оленей и барсов, петуха в гротескной позе, сильного красивого коня в сказочном стиле. Геральдика – парные изображения, расположены симметрично. Сюжет часто обрамляется занавесом с нарядным шнуром, соцветиями и букетами. Фон обычно зеленый, иногда красная киноварь, черный, подчеркивающие пламенное многоцветье росписи.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Элементы

Превалируют в росписи цветочные структуры:

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Главные мотивы

Структуры с основными фигурами «конь» и «птица», постоянно встречаются в городецком письме. Их часто используют для росписи на подносах, тарелках, хлебницах, ложках и лопатках.

Симметричные изображения – часто выписывают в центре гирлянды, например, по сторонам цветущего дерева. Иногда орнамент выписан симметрично, а птицы (фазан, павлин) отличаются по цветовой гамме или расположены по-разному. При единичном изображении – конь или птица, симметрия обрамления может быть сохранена, а может нарушаться.

На комплекте из нескольких досок, симметричны боковые поверхности, хотя и условно. На них нанесена цветочная роспись, а иногда – «петушок» и «курочка». Особенно нарядно и красочно выглядят картинки на блюдах, где точно виден центр композиции. Художники пишут их и на разноцветных фонах. Подарки с таким парным орнаментом, означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто дарят молодоженам, или на семейные памятные даты. Мотивы с одним конем или петухом – символизируют посланника солнца, желание добра и успехов.

Сюжетная роспись

Очень сложным и потрясающе красивым рисунком в городецком письме, является роспись с сюжетом. Это могут быть сценки семейного застолья, праздничного танца, знакомства, катания на тройках, сказочные мотивы, картинки старинной или современной жизни. Горизонтальное декоративное панно, может состоять из одной или из трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда, остаются неизменными еще с девятнадцатого века. Драпированные шторы с кистями, колонны, окна, настенные часы в центре, круглые столы.

Панно художники часто делят на зоны. Главный герой или герои – в центре горизонтальной поверхности или могут располагаться в верхнем фрагменте по вертикали. Они отличаются от второстепенных персонажей размером, цветовой гаммой одежды. Всегда человек обращен лицом к зрителю. Несколько комнат в росписи отделяются шторами, цветочными гирляндами. Могут изображаться различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным. Есть панно, где встречаются два сюжета, со своими центрами и композициями, но объединенные друг с другом по смыслу.

В каждой росписи есть своя символика: девушка на фоне березки – невеста, молодец на коне – жених. Подарки с такими мотивами делали с пожеланием найти вторую половинку.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Сценки свадьбы, застолья, семейного чаепития изображают с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками. Такие сюжеты символизируют пожелание достатка и благополучия в семье. Тоже значение имеют складчатые шторы и центральные настенные часы.

На панно часто изображают деревенские гуляния – избы с резными наличниками и ставнями, колодцы с крышками, украшенными петухами и головами коней. Уличные сценки часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет – комната с застольем, а рядом бытовые сценки. Часто можно увидеть вид улицы, с домами, церковью, заборами и деревьями. Главные герои нарисованы большими по размеру, а под ногами – собаки, котята, цыплята. В любой росписи будут цветы, даже в зимнем пейзаже. В традициях мастеров – подписанные работы или с народными пословицами, объясняющими и подчеркивающими смысл выписанного сюжета.

Роспись в современном мире

Вначале двадцатого века, городецкий промысел практически прекратил существование. Войны, революции, коллективизация и поголовное вступление в колхозы значительно сократило число мужчин мастеров-художников. Но как только жизнь стала налаживаться, за письмо взялись женщины. В тридцатые годы возникли первые мастерские, в пятидесятые – артель живописцев, сохранивших лучшие традиции городецкого письма. В 1960 году в Городце открылась фабрика «Городецкая роспись». Сейчас на фабрике работают знаменитые мастера и занимаются обучением своих преемников.

Источник

Источник вдохновения — городецкая роспись

Городецкая роспись – это уникальная техника рисования, зародившаяся на Руси. Это яркий художественный промысел, суть которого заключалась в выполнении картинки свободными мазками с графической обводкой. Росписью украшали разнообразные бытовые предметы из дерева. Техника зародилась в малочисленных поселениях Нижегородского края.

История промысла

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Жители небольших поселений в свободное время от посевных и уборочных работ декорировали деревянные прялки красивой резьбой. Затем созданный орнамент подкрашивали. Изделия продавали на ярмарке, которая регулярно проходила в Нижнем Новгороде.

Со временем необычные и самобытные узоры вытеснили резной декор. Яркие завитки стали именовать нижегородской росписью. Современный термин появился лишь в 1930 году, когда до общественности дошли работы самоотверженного исследователя национальных ремесел Виктора Михайловича Василенко.

Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точней расписную утварь. На узорах отображали нравы городской жизни, быт населения и традиции. Постепенно роспись становилась олицетворением культуры и неповторимого колорита Городца и его окрестностей.

Народные мастера создавали настоящие шедевры из дерева. Большое количество лесов в округе обеспечивало их дешевым и доступным сырьём. Расцвет промысла пришелся на времена правления Петра Первого. Император требовал, чтобы военные флагманы были украшены национальной резьбой и росписью.

Постепенно корабли сменили место дислокации ближе к вновь завоеванным территориям и умельцам пришлось искать другие направления для реализации накопленного опыта.

Очередной всплеск популярности промысла отмечается в 1870 году, когда деревеньку посетил иконописец Огуречников. Цель его визита заключалась в реконструкции живописных полотен в церквях. Он помог нижегородским умельцам освоить новые методики оформления и разнообразные приемы.

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышными букетами. Только здесь искренний сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан.

Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи, и вы очутитесь:

Помимо бытовых сценок, мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какая бы тема ни была, главенствующие роль в сюжете играли городецкие цветы.

Современные мастера для работы используют масляные краски, но особенности мотивов промысла сохранились. Технология также осталась неизменной.

Цвета городецкой росписи

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.

В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.

Основные цвета по номерам

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Выделяют несколько основных элементов узора:

Мотивы «конь» и «птица»

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.

На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения. Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Подобное направления искусства наверняка придется по душе ребятне в детском саду. Занятие рекомендуется построить по следующей схеме:

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если планируете провести с воспитанниками занятия, посвященные промыслу, стоит обратить внимание на ряд моментов:

Помните о том, что в основе городецких узоров лежит подмалевка, выполняющаяся одним цветом. Пробелов не должно оставаться, для проведения оживки используют тонкую кисточку.

Заключение

Городецкая роспись – это национальное искусство россиян, которое нравится не только детям, но и взрослым. Для создания шедевра понадобится деревянная основа, масляные краски, кисточки и немного усидчивости. Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл, соответственно все картинки имеют тайную символическую нагрузку.

Видеоролик: мастер-класс по народному промыслу.

Источник

Городецкая роспись по дереву

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Содержание:

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

Основные цвета по номерам

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

Мотивы «конь» и «птица»

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть фото какие краски используют в городецкой росписи. Смотреть картинку какие краски используют в городецкой росписи. Картинка про какие краски используют в городецкой росписи. Фото какие краски используют в городецкой росписи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *