какие краски нужны для рисования на одежде
Какие несмывающиеся краски выбрать для рисования на ткани, как ими пользоваться: идеи рисунков для росписи одежды
Как вдохнуть в давно надоевшую вещь новую жизнь? Один из наиболее простых и наименее затратных способов – это роспись. Разрисовать можно любой предмет гардероба: однотонную футболку, подол платья, куртку. Единственное, что для этого потребуется, – немного свободного времени, вдохновение, краски, несколько кистей, маркер, простой карандаш или кусочек мела. Чтобы избежать сложностей при нанесении на ткань рисунка и не испортить вещь, во время работы необходимо следовать определенным правилам.
Какими красками можно рисовать на тканях?
Решив покрасить или разрисовать одежду, необходимо выбрать подходящее окрашивающее средство. Производители красок для ткани предлагают большой ассортимент красителей. Они различаются по составу и характеристикам. Для облегчения выбора рекомендуется изучить свойства каждой из разновидностей красок, ведь при применении неправильного средства можно безвозвратно испортить вещь.
Далеко не все краски подходят для окрашивания одежды. К таким средствам предъявляется ряд требований. Они должны быть несмывающимися, устойчивыми к ультрафиолету, хорошо переносить стирку и легко наноситься на ткань. К краскам, предназначенным для росписи одежды, относятся акриловые, анилиновые, штемпельные, с эффектом свечения. Рисунки на ткань также можно наносить перманентными маркерами и натуральными красителями.
Акриловые краски
Акриловые краски чаще всего фасуются в тюбики. Однако можно встретить в продаже спреи и аэрозоли. Этот вид красителей обладает следующими достоинствами:
Стирать вещи, окрашенные акриловыми красками, рекомендуется ручным способом в прохладной воде. Наиболее популярными производителями этого вида средств являются Simplicol (Симпликол), Decola (Декола), Marabu (Марабу), Dylon (Дилон) и Polycolor (Поликолор).
Рисовать этими красками следует так же, как акварельными и гуашевыми. Нанеся на ткань рисунок карандашом или специальным маркером, обмакнув кисть из натурального ворса в красящее вещество, следует продублировать контур.
Анилиновые красители
Чтобы покрасить натуральную ткань, рекомендуется пользоваться анилиновыми красками. Такие красители выпускаются в жидкой и порошкообразной форме. Для окрашивания одежды ими необходимо выполнить следующие манипуляции:
Разновидности и применение штемпельных красок
Какими бывают штемпельные краски? Они делятся на:
Краски с эффектом свечения
Рукодельницам в поисках оригинальных идей для росписи футболки или другой вещи стоит обратить внимание на светящуюся краску. Благодаря содержанию люминофора (порошка с бесцветным лаком) она незаметна в дневное время суток, а в темноте начинает светиться различными цветами: голубым, желтым, зеленым. Такой краситель предназначен для рисования на хлопчатобумажных тканях.
Термостойкая люминесцентная краска
Стойкие красители природного происхождения
Синтетические красители можно заменить природными. В домашних условиях ткань хорошо поддается окрашиванию:
Окрашивать ткань натуральными красителями следует так же, как и анилиновыми красками. Только не нужно варить изделие в кипящей воде, достаточно подержать его в красящем растворе, нагретом до 50–60 градусов. Для закрепления пигмента рекомендуется 20–25 минут подержать окрашенную вещь в 1-процентном растворе железоаммониевых или алюмокалиевых квасцов, бихромата калия, сернокислой меди или двухлористого олова, после чего прополоскать ее в уксусе, разведенном водой.
Насколько устойчивы перманентные маркеры?
Если необходимо нанести на ткань рисунок, чтобы при этом краска не стиралась, рекомендуется воспользоваться перманентными маркерами. С их помощью можно легко нарисовать четкий контур на материи любого происхождения: натуральной, искусственной, синтетической, смесовой. Они глубоко въедаются в волокна ткани и сохраняют насыщенность цвета даже после многократных стирок.
Как расписать предмет одежды?
Решив самостоятельно расписать футболку или платье, помимо приготовления необходимых инструментов (краски, кистей, маркера) и ознакомления с инструкцией по их использованию, следует выбрать рисунок. Определившись с тем, что будет изображено на изделии, нужно внимательно посмотреть несколько мастер-классов по росписи одежды (один из них – на видео ниже). Это поможет избежать возможных ошибок и порчи любимой вещи.
Где взять эскиз рисунка?
Какая картинка будет красоваться на изделии – вопрос личных предпочтений. Одни хотят видеть на футболке цветочные мотивы, другие – сказочного героя, третьи – абстрактный рисунок. При наличии способности к рисованию можно самостоятельно нарисовать любой эскиз. В противном случае рекомендуется распечатать на принтере понравившийся рисунок или купить в магазине товаров для рукоделия специальные трафареты.
Как перенести эскиз на ткань?
При наличии соответствующих навыков можно перенести рисунок с любого понравившегося фото прямо на ткань. В противном случае лучше сначала сделать эскиз на бумаге и перенести его на материю. Для этого нужно:
Как раскрасить вещь?
Процесс раскрашивания нанесенного на изделие изображения включает следующие этапы:
Как стирать расписанные вещи?
Качество самостоятельного окрашивания значительно уступает фабричному, поэтому окрашенная в домашних условиях вещь требует бережного ухода. Ухаживать за таким предметом гардероба необходимо с соблюдением следующих рекомендаций:
Роспись по ткани для начинающих
Содержание
Вам понадобится рабочее место, ткань, краски, кисточки, емкость с водой и небольшие х/б тряпочки.
Какие ткани подойдут для батика
Какие краски используются в батике
Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках. При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи.
Техники рисования по ткани
Аэрография. Нанесение краски на материал происходит с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием от сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Для работы не нужны контуры, зато для создания четких границ часто используются трафареты.
Свободная роспись. Ткань смачивается водой и на нее с помощью кисти наносится рисунок. Контуров нет, поэтому краски при этом могут свободно смешиваться друг с другом. Степень влажности ткани определяет «акварельность» рисунка.
Как переносить рисунок
Способ 1
Способ 2
Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.
Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.
Способ 3
Способ 4
Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.
Способ 5
С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.
Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.
Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.
Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.
Идеи: какие вещи можно разрисовать
Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.
Кастомизация. Как и какие выбрать краски для росписи одежды?
Всем привет. Меня зовут Лена, но больше люблю, когда ко мне обращаются Алёна.
*хочу отметить, что данная статья упирается сугубо на мой опыт работы с данными материалами. (ИМХО)
Рубрику красок по ткани хочу начать с всем известной «DECOLA textile»
+ продается практически во всех магазинах для творчества
+ подходит для новичков
— сама краска быстро приходит в негодность, по сравнению с другими брендами
— не самый надежный вариант, если вы хотите уйти дальше белых футболок
— средняя плотность цвета, при работе с цветными вещами приходится класть белую подложку и несколько слоев краски
— на плотных тканях могут быть видны мазки и вываливаться кусочки(. это прямо беда у джинса. )
— если не разводить краску, тонкий темный материал становится колом и иногда неприятно ощущается с изнанки
(прошу прощения, если картинки занимают много места)
В бой против «Decola» вступает набор «Луч».
+ самый дешевый вариант
+ не ощущается на изнанке, как и на лицевой стороне
+ не дает «объема» на месте рисунка
+ удобно расписывать тканевые кеды
— работа в основном со светлыми, легкими материалами (но лучше остановиться на белых)
— недостаточно жидкая для «тай-дай» и недостаточно густая для комфортной работы
— не удобно делать градиенты и плавные переходы цвета из за быстрой впитываемости
+ эластичные, приятные на ощупь
+ можно работать с большинством видов ткани
+ идеальны для профи и работы на заказ
— дорогая относительно других брендов
— неприятный запах (терпимый)
— есть далеко не в каждом магазине
Таир по коже и ткани
Я тестировала набор из 8 цветов.
Сделала выкраски для образца на тканях льна и бязи. Уж очень давно хотела их попробовать.
На негативные отзывы представитель бренда отвечает классически нейтрально.
В Топку эти краски!) в блэк лист их.
Помимо представленных мною брендов существует еще много других, которым я не стала уделять внимание из-за отсутствия опыта работы с ними и гарантии их качества или же из за трудности доставки в РФ, но все же перечислю их:
Выполнена краской DECOLA (сейчас качество рисунка оставляет желать лучшего)
взяла наборчик из 6 цветов и тонкие линеры, к слову, линеры почему то у меня умерли после первой же работы) хотя в работе показали себя прекрасно.
маркеры из набора очень круто ложатся на ткань, но стоит заранее пробовать, тк на определенных видах ткани имеют свойство растекаться.больше для детского творчества, но некоторые детали очень удобно делать именно ними
Техника росписи акриловыми красками по ткани
Какими красками рисуют на одежде? Какой материал годится для работы с ними? Акриловые краски идеально подходят для нанесения на ткань и кожу. Как закрепить рисунок? Как правильно рисовать и делать роспись на одежде, чтобы изображения дольше не выцветали и сохраняли первоначальный вид? Для этого нужно узнать о техниках и особенностях работы такими красками по ткани.
Акрил по ткани
Для рисования на тканевых полотнах и одежде акриловые краски – лучший выбор. Они созданы на основе полимеров, поэтому пигмент не проникает в структуру волокон, он покрывает их пленкой.
Материя становится плотной, но не менее эластичной.
Преимущества
Рисовать акриловыми красками многие мастера решают, основываясь на их достоинствах, к которым можно отнести:
Кроме того, акриловая краска подходит для создания разноцветных узоров, поскольку пигменты легко смешиваются, за счет чего можно создавать новые оттенки.
Ткань для работы
Можно ли рисовать и акрилом на разных тканях? Если говорить о выборе материи для начинающих, то допустимо использовать для работы с обычным акрилом различные текстуры.
Можно рисовать на любых материалах: плотном текстиле, дениме, тонком шелке, хлопке или льняной основе.
Но следует помнить о том, что структура окрашенных мест будут с более плотной текстурой, чем остальное полотно.
Подготовительные работы
Роспись по ткани акриловыми красками требует определенной подготовки. Перед тем, как рисовать, нужно выполнить следующие действия с материалом-основой:
Если рисовать на ткани с тонкой текстурой (батисте или шелке), то желательно растянуть ее на деревянной рамке, пока не просохнет.
Если декорировать предмет гардероба и рисовать на одежде, то рекомендуется отделить один слой от другого картонкой либо плотной бумагой.
Виды росписи
Есть следующие техники росписи акрилом по ткани:
Тонкости техники росписи
Рисовать акрилом на разных материалах необходимо счетом следующих тонкостей:
Методы нанесения
Далее перечислены несколько способов рисования (методы зависят от применяемого инструмента):
Таким образом, можно акрилом рисовать по ткани и создавать красивые работы.
Если выполнять все по несложным правилам, удастся получить стойкое покрытие, несмываемое после стирок.
Всё по полочкам, или Какую краску по ткани выбрать?
Меня часто спрашивают какими материалами я работаю?
Сегодня хочу поделиться с вами открытиями и находками, которые я сделала за время использования многих и многих материалов.
В первую очередь — это основной краситель. Основным красителем для меня является краситель по тёмным тканям марки C-Kreul Javana OPAK
Её принцип действия — краска как бы ложиться поверх ткани, сильно не проникая (с изнанки иногда вообще не видно рисунок)
Эта краска позволяет вам работать на текстиле любого цвета, на чёрном, красном и ярко-жёлтом придётся повозиться и перекроет она не с первого слоя, но перекроет.
На очень тёмных цветах в один слой практически не работаю.
Рисунок ощутим на ощупь, на месте рисунка ткань не будет тянуться вообще, необходимо учитывать это!
OPAK подходит для росписи любого вида текстиля, ими можно расписывать футболки, сумки, кеды и не думать о яркости рисунка и перекроет ли пятно или исходный цвет. Так же ими можно сделать поразительный эффект кожи.
Если есть краситель по тёмным тканям, то есть, конечно, и краситель по светлым тканям, я тоже работаю им с недавнего времени:
Её основной принцип — это проникновение в ткань, она не ложится на поверхность ткани, как мой любимый OPAK, а впитывается в неё, оставляя довольно плотный и яркий цвет.
Если ткань имеет цвет, нежный оттенок или более насыщенный, то он будет действовать как светофильтр для красителя, и взаимодействовать с ним на равных. К примеру, если ваша ткань имеет жёлтый цвет и вы рисуете по ней синим, то в итоге цвет получится скорее зелёным или с оттенком зелёного, не стоит ждать чистого цвета — как в баночке при росписи на ткани имеющей цвет. Необходимо учитывать в работе этот момент.
И ещё, из моих наблюдений — она темнеет при высыхании, а так же её нельзя гладить поверх рисунка до основного закрепления (если с OPAK я себе такое позволить могу, то тут вы «стащите» цвет и рисунок, так что аккуратнее с утюгом на лицевой стороне)
Безусловные достоинства этого красителя, на мой взгляд — это:
Если вы работаете на светлых и белой тканях, вам нравится акварельный эффект, нежные переходы и цвета, то Sunny от C-Kreul — это ваш краситель!
Дополнительными красителями считаются краски с эффектами, с эффектом металлик, например:
Мне очень нравятся Javana от C-KREUL.
Текстура краски безумно приятная, моей любимой консистенции, к слову сказать у основного OPAK красителя консистенция чуть гуще, а тут прям она идеальная. Блеск очень металлический. Если смешивать его с не металлик красителем, то эффект будет снижаться, и чем больше примешивать, тем ниже эффект.
Эта же краска выпускается в формате в тубы для удобства использования:
Для декора металлик так же подойдут универсальные краски (кому нравится, чтоб всё блистало и сияло) Люмьер — Lumiere от американского производителя марки Jacquard.
Я использую его только как дополнительный краситель!
Почему как дополнительный? Потому что он универсальный, и не является узконаправленным на текстиль. Им можно ваять по всем поверхностям, и они очень круто смотрятся, так как они хамелеон — дают перелив цвета один в другой, просто космос — эффект гарантирован, но без фанатизма, они очень жёсткие на ткани и покрывая ими большую площадь вы рискуете обречь свой рисунок на трещины в процессе эксплуатации и причём после первой же стирки.
Я использую их на малых площадях, как дополнение и как эффектный акцент.
Палитра у этой линейки Люмьер большая, у меня востребованы цвета, что на фото и ещё ультрамарин и перламутровый-белый с розовым отливом.
Выпускается в банках по 70 мл. стоимость 350 руб за банку.
Хватит надолго! Только плотно закрывайте крышку.
Так же из этой марки люблю супер-белый:
Нет, не люблю, обожаю!
Это, пожалуй, единственная краска из линейки нерастекающихся Jacquard которая мне действительно нравится!
Пока я не встретила аналогию или хотя бы похожий вариант красителя.
Эта краска предназначена для текстиля. Единственный недостаток в ней, как и в Люмьерах — это излишняя жёсткость и больше одного слоя её вообще нет смысла наносить — потрескается обязательно!
Используя её, вы сможете сократить промежуток слоёв на тёмном текстиле, но, ещё раз напоминаю, осторожнее!
Выпускается в пластике 50 мл, стоимость примерно около 300 руб.
Дополнительно использую контуры:
Подходит для светлых и не очень тёмных тканей. На чёрном его только в несколько слоёв. Он же предназначен для шёлка, не забываем.
Так же он есть в формате железной тубы 20 мл:
Если нам нужно надёжно сделать тонким контуром надпись — то они очень даже подходят, цена вопроса примерно 300 руб с округлением в большую сторону.
Я беру их по необходимости, для вот таких вот надписей или узоров.
Можно брать и отечественные с таким тонким носиком, просто ухаживать за ними нужно бережнее.
Но! Если нам не хочется покупать такой контур в тубе или нет нужного цвета, а есть в баночке, или вообще любую краску в баночке использовать хотим, то можно воспользоваться шпиц-флаконом. О нём ниже.
Так же к дополнительным красителям я отношу 3Д краску в тубе:
Их много и разных марок, я работаю 3D-design pen от С-KREUL.
Так же пробовала 3Д от Марабу и у них, кстати, есть пастельные оттенки и ещё мне очень понравился белый, который светится в темноте — правда светится:
Но из минусов Марабу, они всё же не такие эластичные как от C-Kreul.
Краска с эффектом «жемчужин «. Подобные красители есть не только у C-KREUL, но пробовала и работаю я только этими, поэтому о них и буду говорить:
Это новый дизайн и состав краски.
Помним, чем больше капля, тем дольше сохнет.
Так же ещё можно найти в магазинах эту краску в старом оформлении — они отличаются!
Особенность красителя в старом дизайне: более блёклая палитра, и в том, что закрепляется он путем запекания, утюжить его не следует — вы просто его сплющите.
Используйте его для декора других поверхностей, скрапа или ещё чего-нибудь, тем более его сейчас реально купить с большой скидкой, так как его сняли с производства в старом дизайне и составе.
Ещё я использую вот такие краски, светящиеся под специальным светом, флюоресцентные:
Они предназначены для светлых тканей. На тёмных тканях их просто не видно, но светится во флюоресценте они будут!
Это очень интересный вспомогательный продукт, смысл его в том, что, вы наносите им любой рисунок, дожидаемся, пока высохнет, далее покрываем сверху краской (зависит от задумки) тоже ждём пока высохнет, закрепляем краску и далее стираем в тёплой воде. Рисунок нанесённый блокиратором слезет аккуратным слоем и будет таким цветом, что ваша ткань, по которой рисовали блокиратором. Немного долго, но эффект того стоит.
Выпускается в железных тубах по 20 мл. Стоимость примерно 250-300 руб. И в стекле 50 мл.
Рисовать блокиратором можно из тубы носиком, контуром или кистью цвет блокиратора серый, чтобы видно было на белом. У меня на фото пример использования блокиратора с красками по тёмным и по светлым тканям — эффект одинаков.
Это Бельгийская марка красителя для ткани. Мне прислали на пробу три цвета. Мой вердикт — они подходят только для светлых тканей, особенно белый.
Очень понравилась консистенция и запах!
Стоимость около 200 руб за такую баночку.
Был у меня период, когда я во все работы добавляла блёстки! Ну, наверное во все, кроме тех, что для мужчин.
Сейчас я успокоилась, и блёстками пользуюсь редко, если они в тему или меня просит об этом заказчик. Мои запасы сильно истощились, и осталось буквально пару тюбиков моих любимых чистых блёсток от Nerchau. Они подходят для всех поверхностей, включая ткань. Я вообще к универсальным красителям отношусь скептически, но эти блёстки в тубе себя зарекомендовали очень хорошо — держатся супер, даже поверх рисунка.
Планирую пополнить запасы, только их редко где встретишь.
Рассказала какими красителями работаю.Теперь поговорим о кистях.
У меня их было много — дорогих, дешёвых, профессиональных и любительских. Для росписи текстиля мне подходит только синтетика определённой жёсткости. Кисть должна быть не мягкой и очень упругой. Кисть не должна быть с сильно длинным ворсом, если только не прописывать пинстрайпинг по готовому рисунку 🙂
Для меня подходят и плоские и круглые кисти, хотя плоские, на мой взгляд, более удобны и они у меня в ходу чаще.
Храните кисти в чистоте и сухости и они прослужит вам долго.
Использую все номера от 0 и до 12, очень широкие кисти мне не пригождались Сейчас пользуюсь так же Гаммой, ещё очень нравятся Пебео, так же в арсенале есть Mr Painter, конечно же Kreul и много безымянных, которых выбирала на ощупь в Леонардо. А ещё китайские кисти взяла на пробу — понравились.
Pebeo — этот набор на фото, идеален новичку, есть всё и по доступной цене — 480 руб набор — 8 штук в наборе.
Китайские кисти брала тонкие, в общем я довольна. Для меня подходит их номер 0, 1 и 2. Тройка уже толстовата и подобная есть в наборе Пебео. Стоимость одной кисточки примерно 50-60 руб. Единственное — нет самой тонкой, такой, где три волоска, я такими тоже работаю, покупаю отдельно.
Определённо ещё один помощник в работе — Sublimatstift от C-Kreul:
Sublimatstift — это исчезающий маркер. Я особо не пользуюсь всякими шутками для предварительного рисунка на ткани, рисую сразу, но попробовав этот фломастер — влюбилась. Очень много читала, мол, оставляют эти фиолетовые фломастеры потом разводы, или не исчезают вовсе. У меня всё исчезает, а если надо быстрее убрать его, просто мочу и все, как пятно высыхает — от него нет и следа.
Единственное — на тёмных тканях его не видно теперь буду искать такую же штуку для тёмных тканей. Может кто подскажет чем рисуете 🙂 Расхолаживает, но жизнь упрощает однозначно! Маст хев для новичков!
В него можно заливать резерв для батика, краску и рисовать через носик линией. В комплект входит переходник, носик (они бывают разной толщины: 0,3; 0,5; 0,7 и тп) и спица для чистки носика. Они для того, чтобы толщину линии из шприц флакона можно было регулировать. А с помощью переходника, тот что на фото рядом лежит, носик одевается прекрасно на любую краску в тубе, что позволяет нам тот же жемчуг наносить меньшими каплями. Надеюсь, понятно объяснила 🙂
В комплекте только носик толщиной 0,6 если не ошибаюсь, другие толщины можно купить отдельно, но переходник с резьбой продаётся только с флаконом.
По идее можно из любой краски сделать контур просто залить краску в шприц флакон и готово. Для техники point to point будет актуальна, если краска нужной консистенции и не будет растекаться, а ещё, полагаю, можно пряники расписывать этим флаконом 🙂 он же пластиковый и мыть его проще простого.
В общем, вещь облегчит жизнь и пополнит ваш инструмент.
Ну и на сладкое, как вишенка на торт, очень приятное визуальное и практическое дополнение к инструментам — это складная кистемойка:
Это, конечно, не обязательный атрибут и стеклянные банки — наше всё, но это невероятно удобная штука, особенно если вы ходите на пленер. Есть кармашки по бокам для сушки кистей и чтобы они не разбежались когда работаете.
Я от неё в восторге, как мало человеку для счастья надо, баловать себя и окружать всякими полезными штуками, я считаю, каждому мастеру необходимо!
Это был мой обзор моих инструментов и материалов.
По теме материалов у меня все.
Буду еще говорить об основных приёмах в росписи ткани, нюансах, подводных камнях.
Отвечу на вопросы по этой теме в комментариях и приму во внимание вопросы по следующим обзорам.