какие крестики бывают в церкви
Какие бывают православные кресты?
Крест во все времена нес в себе большое смысловое и символическое значение. Православный символ указывает на принадлежность к христианской вере, отстаивание канонов и заветов Христа. Какие виды православных крестов существуют, какую имеют форму и значение, что символизируют?
Символика православного креста
Для христианства крест всегда имел большое сакральное значение, хотя изначально он носил негативный смысл: на нем казнили евреев путем распятия. Но только Христос изменил такое значение, сделав его не просто атрибутом смерти, но и воскрешения Сына Божьего.
Так он и вошел в жизнь православных и выступает как символом веры, так и оберегом. С теми, кто не носил его на теле, на Руси не имели дела, поскольку считали их людьми без чести и совести. Крест имеет всевозможные формы и размеры, изготавливается из самых разных материалов, играет важную роль в православных традициях во всем мире.
Формы православного креста
С учетом формы кресты можно поделить на такие:
Наравне с этим выделяют и такие формы крестов:
Виды крестов на куполах церквей
Кресты на макушках церквей носят название «надглавные» и также встречаются разных форм и размеров. Некоторые виды имеют в центре исходящие из него прямые либо волнистые линии, символизирующие лучи солнца, которое дарит всему живому свет и тепло, истину Спасителя.
А также можно встретить и 3-листную форму креста на куполах храмов или же 3-листные завершения их окончаний, украшенные лиственными мотивами, цветами и ветками. Такой трилистник может носить круглую либо заостренную форму, изображаться в виде треугольника, который символизирует собой Святую Троицу.
Если символ распятия Христа обвивает виноградная лоза, то это выступает олицетворением Живого Креста, как и Таинства Причастия. И часто дополняется полумесяцем в основании, что символизирует чашу. Все эти сочетания отображают тело и кровь Христа.
В ряде случаев символ на куполах храмов может сочетаться с голубем — именно эта птица упоминалась еще в Ветхом Завете как добрый вестник и символа мира, надежды. Самое интересное, что в России редко можно встретить форму, которая сочетает в себе терновый венец. Некоторые ученые говорят, что образ Христа как мученика не особенно прижился на территории Руси и не нашел такого широкого применения в храмовой архитектуре.
Но часто можно встретить изображение, которое увенчано царской короной. Это символическое обозначение того, что Христос есть царь царей, господь всех православных. Да и ввели его не так давно, при Николае I был издан указ о такой символической «коронации» креста на куполах церквей.
Самые распространенные виды крестов
Православные кресты с учетом их формы условно поделены на такие виды:
Нательный крест
Нательный крест — это тот, который носят ближе к телу, под одеждой, его не выставляют напоказ. В большинстве своем имеет 8-конечную форму. В своем изображении может иметь фигурку Спасителя посередине или же быть без таковой. Оба вида считаются правильными и утвержденными канонами православной веры.
Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом
Крест каждому православному надевается в момент крещения, и после проведения таинства снимать его не рекомендовано. Некоторые православные даже купаются в нем. Но что же сулит судьба, когда нательный оберег православного теряется?
Многие православные сразу скажут, что это знак беды, и чтоб отвести неприятности, следует усердно молиться и соблюдать посты, исповедаться и причаститься. И после можно приобрести в храме новый нательный крест.
Некоторые верят, что запрещено носить чужой нательный крест, ибо так человек берет на себя чужую ношу. Надевая крест на тело, вы забираете на себя багаж, добрый или же плохой. На сегодня многие члены семьи стараются не надевать даже принадлежащие близким родственникам крестики. Но как свидетельствует история, символ православной веры, украшенный камнями, передавали в качестве семейной реликвии из поколения в поколение.
Но все эти суеверия православные отцы и священники не считают чем-то серьезным. Можно носить любой крест, главное, чтоб его освятили в храме.
Обетный крест
Название такой крест получил по той причине, что в честь памятных дат и событий православная церковь возводила обетный монумент. Часто их ставили на месте гибели большого числа православного люда или же в благодарность за избавление от бед.
Поклонный крест
Таким называют крест, установленный вдоль дороги или возле входа и предназначенный для совершения молитвенного поклона. На Руси их часто укрепляли около главных ворот или при въезде в село. Возле него молятся о защите и даровании силы, избавлении.
Такие кресты сориентированы в восточном направлении, и ставят их на каменное возвышение для лучшего обозрения. Они олицетворяют собой гору Голгофу, на которой распяли Христа, и обычай устанавливать поклонные кресты вновь набирает силу. Их суть — это упование на волю и помощь Всевышнего, потому они так популярны в России и поныне, возводимые к той или иной исторической дате. И сегодня люди сносят к ним по горсти землю, показывая свое послушание и умиротворение.
В любом случае крест лишь символ православия, главное же для религиозного человека — собственно вера.
Какой крест правильный?
Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!
Крест
Разновидности креста
«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.
Каким был крест, на котором распяли Христа?
«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».
История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».
Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»
Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».
Почему мы не носим знак рыбы?
До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».
Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.
Когда появился первый «легальный» крест
Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.
«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».
В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».
Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Католическое или православное Распятие?
В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»
Православный крест — Любовь распятая
«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.
Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».
Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».
Православные кресты: все виды и их значения
Минуя тысячелетия, крест занял главенствующее положение в иерархии религиозных символов. Один из самых мистических и загадочных знаков, известных человечеству задолго до появления христианства. В современном мире православный крест имеет различные формы и начертания. Несмотря на это, символическое значение креста универсально для всех христиан: очищение и возрождение для новой, вечной жизни в Царстве Небесном.
Какие формы крестов существуют и что каждый из них обозначает? Чем они отличаются друг от друга? Какие сакральные ценности олицетворяют? Об этом читайте ниже в нашей статье.
Предыстория православных крестов
История появления креста, как особого божественного и мистического символа, уходит корнями еще в дохристианские времена. Язычники считали его знаком жизни, символом бессмертия. Они верили, что крест обладает могущественной созидательной силой, на которой строится весь мир. Примечательно, что у древних народов крест играл двойную роль: был украшением и религиозным атрибутом богов.
Вы удивитесь, но знак креста нарисован даже на груди у статуи Будды. А это, на минуточку, еще за 600 лет до появления христианства!
А вот в Римской империи крест был известным орудием казни, местом позора. До сих пор представление о спасительной силе креста для христиан сочетается с идеей мученичества за совершенные деяния.
В первые века ранние христиане не имели общепринятую форму креста. Крест рисовали в свободной форме, зачастую в виде монограммы имени Христа.
Лишь в IV веке при правлении императора Феодосия христианство окончательно вытеснило язычество. Крест начинают открыто использовать в церковной и общественной жизни.
Символика православного креста: знак победы или бесчестия?
Ранние христиане, отталкиваясь от языческих воззрений, сделали крест главным символом своего мировосприятия. Крест олицетворял идею спасения, возрождения к новой жизни через муки и страдания.
Вначале акцент делался на физических аспектах страдания Христа, но позже — православные христиане наделили Распятие более радужным, “победным” смыслом.
Из символа древнеримской казни крест превратился в знак триумфа и победы. Ведь без смерти не было бы и воскресения Иисуса.
Две «руки» горизонтальной оси креста стали воплощением двух основополагающих парадигм христианства: с одной стороны — прощения и покаяния, а с другой — расплаты и Божьей кары.
Крест в церкви
Христиане верят в то, что женский/мужской крест, как истинный религиозный символ, их оберегает и спасает. Именно поэтому он сопровождает их повсюду. Изображение креста занимает центральное место во всех сферах жизни христиан — в Церкви, в атрибутике, в быту. Христианин крестным знамением святит все предметы.
Если присмотрется, то в церкви всё сконцентрировано вокруг креста. Этот знак лег в основу церковной архитектуры, всех совершаемых таинств. Его можно увидеть на куполах, иконостасах, на кольцах, на церковной посуде, одежде и на других предметах церковного обихода.
Крест за церковной оградой
Помимо того, что крест является главным атрибутом священником, он всегда был культовым местом для проведения ритуалов. Перед ним совершались молебны, у его подножия хоронили умерших. Нередко поставленный крест являлся заменой церкви или часовни.
Впервые крест появился на надгробиях умерших еще в Средние века. До сих пор не поставить крест на могиле у христиан считается кощунством. В современном мире продолжает жить привязанность к кресту как к символу смерти.
Нательный крест
Золотой нательный крест занимает главное место в иерархии христианской атрибутики. Без него не обходится ни один выход в свет, ни один ритуал. Он ежедневно рядом: скрыто под одеждой оберегает своего владельца от зла и искушений. Для христиан не так важна внешняя красота креста, как его религиозный смысл. Поэтому при выборе женского или мужского крестика декор играет второстепенную роль.
Глубоко верующие люди надевают детский крестик новорожденному в первые месяцы жизни. Считается, что во время этого таинства маленький человек рождается для новой христианской жизни и получает Ангела-хранителя.
Традиционный православный крестик – шести-или восьмиконечный, а также латинский четырехконечный.
А вот для нерелигиозных людей крестик с бриллиантами – обычная ювелирная подвеска, которую пышно украшают различным декором и носят поверх одежды с другими аксессуарами.
Крест Лалибелы
Лалибела – небольшой городок в Эфиопии, который стал известный на весь мир своими каменными церквями. Каждый храм в городе высечен из монолитной скалы и находится ниже уровня земли. Это не просто место молитвы, это целые произведения искусства. Храмы украшены крестами, настенными росписями и даже исламскими узорами.
Самой почитаемой реликвией в эфиопской церкви стал крест Лалибелы, который хранится в самом большом скальном Храме. На вершине храма располагается подковообразный ореол с крестом и 12-ю лучами. Они олицетворяют Иисуса и его 12 учеников.
В Эфиопии кресту Лалибелы также приписывают уникальные целительные свойства. Батюшка прикладывает крест к телу верующего, чтобы благословить и исцелить от болезней.
Кельтский крест
Место и время появления – Ирландия VIII век. По легенде, святой Патрик, благословляя Ирландию, объединил символ креста с первым языческим символом солнца, чтобы показать вечность Спасителя.
Хризма
Один из первых скрытых символов христианства. Представлена в виде монограммы имени Христа и состоит из первых двух букв его имени. Именно этот знак носили первые христиане в Риме вместо изображения Христа. Последний в течение первых трех веков считался символом мученичества, а его приверженцы поддавались гонениям.
Иногда к хризме добавляли буквы “альфа” и “омега”, т.н символы вечности.
Т-образный крест («антониевский»)
Был распространен в Египте, а также в африканских провинциях Римской империи. Такие кресты с горизонтальной балкой на вертикальном столбе использовали для распятия преступников.
Т-образный крест еще называют “крестом святого Антония” – в честь одного из основателей монашества в Египте в IV веке.
Крест жизни или Анх
Т-образная часть креста с поперечной перекладиной и кругом являлась прототипом нилометра. Издавна разлитие Нила считалось спасением Египта, поэтому к этому знаку относились с особым благоговением. Ему даже приписывали магические свойства. Крест или букву Т, которую он изображал, египтяне надевали на шею детям в качестве амулета, исцеляющего от болезней и возрождающего жизненную силу.
Все египетские боги в правой руке держали этот знак. Считалось, что он помогает обуздать врагов и дарует бессмертие.
В I веке египтяне приняли христианство, но сохранили анх в своей символике. Его изображали на надгробиях вместе с христианским крестом.
Андреевский крест
По преданию, именно на этом кресте в виде буквы “Х” (с четырьмя концами) был распят один из 12 учеников Иисуса, апостол Андрей Первозванный.
Такой крест наиболее распространен в России и странах Причерноморья, где проходил миссионерский путь апостола Андрея.
Андреевский крест изображен на государственной символике Шотландии, а также на флаге ВМФ РФ.
Крест-якорь
Еще в дохристианские времена якорь, в силу своего спасительного предназначения, считался священным. В Древнем Риме ему поклонялись и на него молились. Хранили якоря в специальных храмах, посвященных богам морей и рек.
Неудивительно, что этот языческий символ взяли на вооружение христиане. Если посмотреть на древнее изображение якоря, то оно очень напоминает крест.
В раннем христианстве якорь стал символом надежды и веры. В I веке н. э. он был тайным знаком христиан. Сперва христиане изображали якоря на камнях своих перстней. Причем якорь в таких изображениях отождествлялся с крестом, т.к сопровождался «монограммой Христа».
Крест Константина
Первые свидетельства появления «монограммы Христа» относят к середине III века. По одной из легенд, крест приснился императору Константину в ночь перед важной битвой и предрекал ему победу. Вдохновленный таинственным видением, он сделал монограмму своей эмблемой и главным воинским знаком армии.
Константин стал первым римским императором, который официально разрешил исповедование христианства. Прихожан больше не преследовали, а монограмма Христа стала первым общепринятым символом христианства.
Крест монограммный «доконстантиновский»
Состоит из перекрестного слияния двух греческих букв “I” (йот) и “X” (хи), с которых начинается имя Христа. Две перекладины образуют букву “Х” с вертикальной по центру чертой.
Начиная с IV века, крест стал терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей форме, напоминающей букву «I» или «X».
Крест монограммный «послеконстантиновский»
В конце IV века в «монограмме Христа» стали проводить поперечную черту. Таким образом в ней соединились две буквы, «Т» и «Р».
Греческая буква р (ро) означала царя Иисуса, а буква Т (тав) над ним символизировала его крест.
Эта монограмма встречается на надгробиях и в усыпальницах, а также на греческих плитах.
Крест-монограмма «посох пастыря»
В этом кресте нашла свое отражение давняя легенда о Моисее. Как сказано в Ветхом Завете, Господь наделил посох Моисея пастырской властью.
Буква X (первая буква имени Христа) пересекает нижнюю часть посоха и образует монограмму Спасителя.
«Посохом пастыря» императоры награждали архиереев Византии.
Крест монограммный «трезубец»
В раннем христианстве трезубец, которым раньше ловили рыбу, считался олицетворением Царства Божьего на земле.
Монограммой-трезубец обозначали принятие таинства крещения. Трезубец символически означал “улов” в сети Царства Небесного.
Крест круглый «солнцеобразный»
В IV веке константиновская монограмма несколько изменилась: к ней прибавилась буква “I” в виде поперечной черты. Так получился солнцеобразный крест, в котором соединились три буквы — “I” —Иисус и “ХР” — Христос. Крест символизирует Бога, что есть Солнце, освещающее путь человека к праведной жизни.
«Папский крест»
Его еще называют тройной крест. Это латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами, где каждая верхняя короче предыдущей. Используется в архиерейских и папских богослужениях. Три перекладины олицетворяют власть папы как главного пастыря, представителя Бога на земле, а также Дерево жизни.
Четырехконечный или латинский крест («immissa»)
Нижняя часть такого креста длиннее остальных, а вертикальная самая короткая.
Эта форма креста является прообразом тела человека, раскинувшего руки. Задолго до христианства в Греции и в Китае этот знак символизировал Бога.
Первые изображения латинского креста встречаются еще в римских катакомбах в III веке. Считалось, что именно на кресте такой формы распяли Иисуса. Поэтому латинский крест известен еще как «Крест Распятия» и «Крест Страстей Господних».
Крест четвероконечный «каплевидный»
Эта форма креста была самой популярной в раннехристианскую эпоху. Символика креста связана с историей казни Иисуса. Его каплевидная форма олицетворяет капли крови Иисуса, пролитые за грехи человеческие.
Греческое Евангелие II-го века начинается с изображения “каплевидного” креста.
Крест шестиконечный «Русский православный»
Согласно церковным канонам, шестиконечная форма креста является прообразом нашей вселенной. Шесть его концов означают шесть дней творения мира.
У подножия креста по диагонали располагается короткая перекладина. Для каждого человека она служит мерилом, «весами» его праведности. Одного человека она тянет вниз под тяжестью грехов; другого – после покаяния возносит в Царство Небесное.
Семиконечный крест
Крест имеет одну верхнюю перекладину и подножие (под наклоном). Наиболее распространен на куполах Русских храмов. Подножие креста символически указывает на мученическое служение Иисуса людям.
Крест осьмиконечный православный
Это крест с тремя перекладинами, который получил распространение в XIV веке. По преданию, верхняя перекладина была прибита к кресту свитком с надписью на трех языках (еврейском, греческом и латинском). Оригинал свитка якобы обнаружила мать императора Константина.
Патриарший крест или на Западе «лоренский»
Древний символ православной церкви, который впервые появился в Греции. Верхняя перекладина представляет собой доску для надписи «Иисус Христос, Царь Иудейский», сделанную по приказу Понтия Пилата. Зачастую используется в папских процессиях.
Крест круглый «нахлебный»
По древнему обычаю христиане крестообразно резали выпекаемый хлеб. Это символическое действие означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто его употребил.
Во время причащения хлеб символизировал тело Христа, распятое за грехи человеческие. Сам же круг еще изображался как знак вечности Царства Божьего.
Крест катакомбный или «знамение победы»
Будучи у римлян орудием казни, крест при императоре Константине становится знамением победы. Он символизирует торжество христианства над язычеством и почитается на самом высоком уровне.
Крест скреплял важные договора, а также использовался как подпись, достойная самого высокого доверия. Изображением креста подписывали решения Соборов.
Крест «терновый венец»
Крест имеет восьмиконечную форму, вторая перекладина которого обведена кругом с остриями по краю. “Колючий” круг символизирует терновый венец, надетый на Иисуса перед казнью.
В христианстве терновый венец — символ мученичества и страданий. Но не только. В Новом Завете терновый венец уже трактуется с меньшим трагизмом. Он становится символом победы Иисуса над злом и упоминается в контексте «венец правды», «венец жизни».
Крест «лепестковый»
Четырехконечный крест, концы которого имеют форму лепестков, а середина выглядит как сердцевина цветка. Эта древняя форма креста появилась еще в Византии и считается исконно православной. Именно такой крест был установлен во время крещения Руси. Благодаря своим плавным округлым очертаниям, «лепестковый» крест носили преимущественно женщины.
«Лепестковый» крест широко распространен в церковном православном искусстве.
Крест «виселицеобразный» (крест potent)
Равноконечный крест с четырьмя короткими засечками на концах. Основу креста составляют две прямоугольные перекладины, которые пересекаются под прямым углом. Является почетной геральдической фигурой. Особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной аттрибутики, святительской одежды.
Крест «виноградная лоза»
Греческий крест
У такого креста все четыре конца одинаковой длины, поэтому его еще называют “равноконечный”. Самая распространенная форма креста у дохристианских народов. Использовался в различных значениях: как бог Солнца, Дождя, как символ 4 главных элементов Вселенной (воздух, земля, огонь, вода).
Своим названием крест обязан греческому алфавиту. Четыре буквы гамма, расположенные друг к другу углами, образуют крест.
В раннем христианстве греческий крест символизировал Иисуса.
Крест «трилистниковый»
Крест с полукруглыми концами в виде листочков, иногда с шишечками. «Трилистниковый» крест символизирует Троицу, а также используется для обозначения воскресения Иисуса. Это главный напрестольный крест в русском православии. Он встречается на госсимволах многих городов (например, на гербе Чернигова, Троицка, Ахтырки).
Крест карточный «трилистник»
Изображен в виде четырех карточных мастей. По мнению христиан, «игральные карты» отдаляют человека от Бога. Посредством этой игры, опьяненный азартом человек входит в контакт с демонами. Все четыре картежные «масти» подразумевают крест Христов, который стал местом страданий и смерти.
Крест накупольный с полумесяцем
У подножия креста вместо перекладины располагается полумесяц. Последний трактуется по-разному: как чаща, в которой находится Тело Христово; как корабль церковный; как якорь надежды на спасение. Христиане верили, что только церковный корабль в силах доставить их в тихую гавань вечной жизни.
Встречаются и противоположные трактовки: полумесяц как змей под ногами Христа.
Крест «мальтийский»
Это восьмиконечный крест с раздвоенными концами. Каждый его конец обозначает одну из восьми добродетелей праведника в загробном мире.
Белый крест на черном фоне был отличительным знаком членов Мальтийского ордена.
Золотой эмалированный крест поначалу крепили к четкам, затем его носили на шее и в петлицах. Начиная с XVIII века рыцари высших классов носили крупные кресты. По сей день мальтийский крест присутствует на некоторых рыцарских орденах в Британии.
Крест «просфорный-константиновский»
В четырех углах креста располагаются греческие буквы, которые вместе образуют надпись «IC. XP. NIKA», что означает — «Иисус Христос — Победитель».
Издавна христиане печатали на просфорах изображение креста с этими победными словами. «Просфорная» печать означала спасение грешников. Она должна была напоминать им о том, какую великую цену заплатил Иисус за искупление человеческих грехов.
Крест старопечатный «плетеный»
Крест сделан в форме плетений, которые широко использовались в древнехристианской резьбе и мозаике.
Разнообразные элементы плетения украшают всю поверхность креста. Плетеные узоры были также популярным украшением для старопечатных книг.
Крест гамматический
Состоит из греческой буквы «гаммы», отсюда и название. Впервые встречается еще в римских катакомбах. Одна из самых древних форм креста на Руси. Такой крест изображен на многих церковных предметах, в мозаике, орнаменте соборов.
Крест «распятие»
Четырехконечный крест с пригвожденной фигурой Иисуса. У подножия креста находится перекладина для ступней Христа.
Первые изображения распятого Иисуса датируются еще V веком. Изначально такие кресты пышно украшали камнями. Они символизировали победу добра над злом. Вплоть до IX века Иисус изображался живым и в длинной одежде. Только в X веке появились первые изображения мертвого Христа.
В православной традиции Иисус на Распятии воскресший с распростертыми руками. Он как бы обнимает весь мир. У католиков наоборот — Христос изображен с провисшими руками и с ранами от гвоздей, чтобы таким образом подчеркнуть его физические страдания. Католики держат крестное распятие в доме, в больницах и даже в госучреждениях.
Крест Голгофы
Еще известный как крест «восхождения»/«нисхождения». Это латинский крест, у подножия которого лестнично изображены три главные христианские добродетели: Вера (наверху), Надежда, Милосердие.
Считается одним из наиболее лаконичных крестов, поскольку состоит из двух пересекающихся перекладин, без распятия.
Есть еще православная версия этого креста, которая имеет более сложную символику.