какие критерии оценки личностных ресурсов вам известны
Какие критерии оценки личностных ресурсов вам известны
Проблема оценки личностных достижений является одной из актуальных для современной науки. В обществе достижения индивида являются важными атрибутами, осуществляемой им деятельности в любой сфере: социальной, профессиональной, учебной, досуговой и т.п. Они отражают реализуемость поставленных целей, получение желаемого результата, а также свершение ожиданий (как со стороны самого индивида, так и со стороны окружающих людей). При этом нередко возникает ситуация, при которой значимость и целесообразность достижений личности со стороны различных субъектов процесса социального взаимодействия будет оцениваться неодинаково.
Особую значимость обозначенная проблематика приобретает при рассмотрении в условиях психологической и социальной нестабильности. Изменяющиеся условия действительности в значительной степени влияют на особенности протекания жизнедеятельности человека. Это обстоятельство в свою очередь во многом предопределяет эффективность построения конструктивной жизненной стратегии и профессиональной карьеры. Ситуация неопределенности, быстро и резко изменяющиеся условия жизнедеятельности, ощущение неудовлетворенности и неуверенности способствуют появлению особого психологического состояния, оказывающего значимое влияние на протекание процесса взаимодействия с окружающим миром, а также на оценку достиженческого потенциала личности.
Прежде всего, следует определить, какие именно ситуации в жизнедеятельности индивида относятся к категории достижения. В толковом словаре русского языка дается следующее определение: «достижение – положительный результат каких-нибудь усилий, успех» [1, с. 177]. На основании теоретического анализа подходов отечественных (Н.А. Батурин, Р.С. Вайсман, Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов В.И. Степанский и др.) и зарубежных (J.W. Atkinson, D.C. McClelland H. Heckhausen, M.L. Maehr, H.A. Murray, B. Weiner) исследователей можно следующим образом определить содержание понятия «достижение» – это категория, отражающая степень реализации поставленных целей и намеченных результатов в деятельности индивида с точки зрения субъективных представлений и объективных норм.
Следует отметить, что оценка достижений строится на основе двух измерений:
– процессуальное – динамические характеристики достижения как процесса;
– результативное – рассмотрение достижения как ценности и значимости конкретного результата.
При этом достижения с одной стороны отражают нормативность развития и становления личности. В этом случае сформированность определенных нормообразующих достижений (психологические возрастные новообразования, уровни развития высших психических функций, овладение определенными навыками и умениями) способствует переходу на новые ступени развития, а их отсутствие связано с проблемами личностного и социального развития человека. А с другой стороны достижения являются результатом и показателем успешности личности в социуме, обеспечивая известность, социальное уважение, авторитет, повышая самооценку и уверенность в себе.
При рассмотрении критериев оценки личностных достижений следует отметить, что во многих областях деятельности человека сформированы определенные системы оценивания. Например, в учебной деятельности существует четкая система оценок личностных достижений обучающихся, во многих областях профессиональной деятельности человека – жесткие системы стандартов и норм труда для оценки достижений сотрудников. Это же обстоятельство касается и видов деятельности, в которых можно зафиксировать количественно измеряемые показатели (например, спортивная деятельность). Однако хотелось бы акцентировать внимание и на существовании таких категорий деятельности, в рамках которых могут существовать довольно размытые стандарты достижений.
На данный момент существует большое количество исследований, посвященных различным аспектам достижений личности, многие из них уже достаточно подробно были проанализированы нами в других работах. В связи с анализом критериев оценки личностных достижений хотелось бы остановиться на подходе одного из «пионеров» зарубежных исследователей проблем мотивации достижения. Х. Хекхаузен вводит понятие «ситуация деятельности достижения». Он подчеркивает, что каждый мотив должен быть определен совокупностью ситуаций деятельности. Ситуация деятельности – это конгруэнтность последствий действий, к которым стремится субъект – к представленным ситуацией возможностям к своему изменению соответственно желаемым последствиям. При этом, деятельность достижения всегда нацелена на решение определенной задачи.
Для ситуации деятельности достижения были выдвинуты пять условий, при одновременном присутствии которых, действия переживаются субъектом или воспринимаются наблюдателем как относящиеся к деятельности достижения (H. Heckhausen, 1974). Речь идет о следующих критериях:
1. Деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат.
2. Данный результат должен оцениваться качественно или количественно.
3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти; по меньшей мере деятельность не может осуществляться без определенных затрат сил и времени.
4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным.
5. Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [3, с. 147].
Необходимо отметить, что для оценки конкретного достижения большое значение имеет общий уровень достигнутого человеком. Например, как отмечает С.Л. Рубинштейн, в области деятельности, с которой непосредственно связаны интересы личности, возможны, с одной стороны, такие высокие достижения, которые явно превышают реальные возможности личности на данном этапе ее развития, и, с другой, – такие элементарные, которые не представляются уже для нее действительными достижениями [2]. При этом личное представление самого индивида о результате деятельности может значительно расходиться с представлением других субъектов. В связи с этим обстоятельством можно говорить о выделении объективных и субъективных критериев оценки достижений в деятельности человека.
К объективным следует отнести:
– критерий эффективности – отражает экономический эффект выполняемой деятельности;
– критерий результативности – отражает соответствие результата требованиям конкретной сложившейся ситуации;
– нормативный критерий – отражает соответствие нормам выполнения конкретного вида деятельности.
Субъективные критерии в значительной мере определяются индивидуальными и социальными представлениями о значимости данного достижения.
К субъективным критериям относятся:
– степень достижения цели – отражает соответствие цели ранее сформированным индивидуальным ожиданиям;
– эмоционально-оценочный критерий – характеризуется ощущением удовлетворенности процессом достижения и полученным результатом;
– представления окружающих людей о значимости достижения личности.
Особую направленность перечисленные критерии оценки личностных достижений приобретают в условиях нестабильности протекания деятельности. Важно учесть, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны в психологическом плане, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди заранее осведомлены о предполагаемом времени надвигающихся изменений, у них есть больше времени и способностей для нейтрализации действия стрессора, есть возможность подготовиться к этим событиям, обратиться за поддержкой, скорректировать планы и стратегию поведения в новых условиях.
В условиях психологической и социальной нестабильности критерии оценки собственных и сторонних достижений претерпевают значительную трансформацию. Прежде всего, это заключается в том, что в зависимости от обстоятельств исчезает адекватность оценки (чаще всего индивид склонен переоценивать результаты своей деятельности и недооценивать достижения окружающих людей); изменяется отношение к фактору риска (возникает феномен необоснованного риска); снижается влияние интернальности по сравнению с экстернальностью в объяснении причин происходящих событий; а также деятельность сопровождается завышенными ожиданиями в отношении ее эффективности и результативности.
Таким образом, достижение – это категория, которая рассматривается современной наукой в рамках многих сфер деятельности и является значимой всегда, когда мы имеем дело с достижением цели. Но при этом необходимо обращать внимание: рассматривается ли достижение как процесс – добиться, достичь чего-либо; или как результат – ценность и значимость достижения как такового. Большое влияние на оценку достижений оказывают индивидуальные представления и объективно существующие стандарты и нормы. При этом необходимо рассматривать позицию субъекта оценки: происходит ли оценивание со стороны самого индивида, или с внешней стороны. В условиях нестабильности и неопределенности оценка достижений нередко происходит со смещением фокуса с объективных критериев на субъективные.
Оценка личности по внешним признакам в оперативно-розыскной деятельности
Характеристики личности
Как правило, выделяются следующие характеристики личности:
1) Социально-психологические:
2) Индивидуально-психологические
3) Индивидуально-типологические
Оценка личности (ВВП)
Во многих промышленно развитых странах широко используется объективная оценка индивидуальных различий, особенно различий в когнитивных и интеллектуальных способностях. В начальных школах детей часто распределяют по классам в зависимости от достигнутого ими успеха при прохождении тестов. Тесты на одаренность или способности являются частью процедуры поступления во многие колледжи и большинство профессиональных и высших учебных заведений. Кроме того, многие промышленные и правительственные агентства подбирают кадры, назначают и продвигают сотрудников по службе на основе данных тестирования.
Тесты для оценки интересов, склонностей и личных качеств также знакомы большинству из нас. Помогая учащимся выбрать профессию, консультанты смогут предложить лучший выбор, если им что-то известно об учащемся помимо его академической успеваемости. Отбирая кандидатов на высокие посты, наниматели часто хотят знать их стиль общения, способность справляться со стрессом и т. д. Какое лечение будет наиболее успешным для человека с эмоциональными нарушениями, или как помочь реабилитации освобожденного уголовника — для всего этого нужна объективная оценка индивидуальных различий. Помимо практических применений, эти методы оценки существенны для теории и исследований индивидуальных различий. Действительно, некоторые ученые, изучающие личность (см. главу 13), разработали методы оценки, отвечающие особенностям их подходов.
Оценка личности
Чтобы составить исчерпывающий, но разумный перечень личностных качеств, можно заглянуть в словарь. Ведь в процессе своей эволюции язык кодирует большинство, если не все, важных различий между индивидами, имеющих значение в повседневной жизни. Язык воплощает опыт, накопленный культурой, и полный словарь является письменным отражением этого опыта. В 30-х годах два специалиста по психологии личности действительно предприняли такую попытку и прошлись по полному словарю. Они отыскали примерно 18 000 слов, обозначающих особенности поведения, — почти 5% английской лексики. Затем они сократили этот список до примерно 4500 терминов, отбросив неясные слова и синонимы. Наконец, они разделили этот список на психологически значимые подмножества (Allport & Odbert, 1936).
Рис. 12.1. Личностные факторы по Айзенку. На рисунке показаны два основных фактора, выявленных Айзенком и другими в исследованиях взаимокорреляции личностных черт путем факторного анализа. Ось «устойчивый-неустойчивый» отражает фактор нейротизма; ось «интроверт-экстраверт» отражает фактор экстраверсии. Другие расположенные по кругу термины показывают отношение других личностных качеств к этим двум факторам (по: Eysenck & Rachman, 1965).
Впоследствии ученые использовали эти термины для получения личностных оценок индивида. Сверстников, хорошо знающих индивида, просили оценить его по определенному признаку методом шкалирования. Оценивающего могли попросить, например, оценить человека по признаку дружественности, используя 7-балльную шкалу в диапазоне от «вовсе не дружественный» до «очень дружественный». Часто такие шкалы помечались двумя точками, означающими противоположные черты, например «властный-покорный» или «добросовестный-ненадежный». Индивидов могли также просить оценить по этим шкалам самих себя.
Например, Рэймонд Кеттелл (Cattell, 1966,1957) вначале сократил список Олпорта-Одберта до менее чем 200 терминов и затем получил оценки сверстников и самооценки. После этого он применил метод факторного анализа, описанный нами выше, чтобы определить, сколько личностных факторов позволяют описать полученную картину корреляций между оценками. Его анализ дал 16 факторов. Сходную процедуру использовал британский психолог Ганс Айзенк, получивший два личностных фактора: интроверсию-экстраверсию (параметр, впервые введенный психоаналитиком Карлом Юнгом) и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, которую он назвал нейротизмом (Eysenck, 1953). (Айзенк предложил также третий параметр, но он не настолько принят и исследован, как другие два ). Интроверсия-экстраверсия означает то, насколько человек в основном ориентирован внутрь, на самого себя, или — наружу, на внешний мир. На интроверсивном полюсе этой шкалы находятся индивиды, которые застенчивы и предпочитают работать в одиночку; они склонны уходить в себя, особенно во время эмоционального стресса или конфликта. На экстравертивном полюсе находятся индивиды, которые общительны и предпочитают род занятий, позволяющий им непосредственно работать с другими людьми; во время стресса они ищут компанию. Нейротизм (устойчивость-неустойчивость) — это параметр эмоциональности, на нейротическом, или неустойчивом, полюсе которого находятся индивиды угрюмые, тревожные, темпераментные и плохо приспособленные, а на другом, стабильном, полюсе — спокойные, хорошо приспособленные индивиды. На рис. 12.1 показано, как из этих двух параметров образуется ряд подпризнаков, связанных с этими факторами.
Личностные опросники
В большинстве личностных тестов индивида на самом деле не просят непосредственно оценивать себя по личностным параметрам. Вместо этого ему задают ряд вопросов о том, как он реагирует на те или иные ситуации. Его, например, могут попросить указать, насколько он согласен или не согласен с утверждением: «Я часто пробую новую и импортную еду» или: «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю». Такие опросники — их называют личностными опросниками — похожи на структурированные интервью тем, что в них каждому человеку задают одни и те же вопросы, а ответы обычно даются в виде, удобном для вычислений, часто с обработкой на компьютере. Каждый пункт личностного опросника составлен так, чтобы являться примером определенной черты личности, а подмножества показателей для близких по содержанию пунктов суммируются для получения оценки по каждому шкалируемому признаку. Например, пункт «Я часто пробую новую и импортную еду» относится к шкале «Открытость опыту», которая входит в один из опросников, разработанных для измерения «большой пятерки»; пункт «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю» относится к шкале «Экстравертность».
Пункты большинства личностных опросников вначале составляются согласно теоретическим взглядам разработчика на каждую черту личности, а затем в окончательном опроснике их оставляют или отбрасывают в зависимости от того, коррелируют они или не коррелируют с другими пунктами для той же шкалы. Часто в предварительный вариант опросника, направляемый многим людям, помещают множество пробных пунктов. Затем ответы индивидов подвергают факторному анализу с тем, чтобы определить, какие подмножества пунктов взаимокоррелируют и действительно ли эти подмножества относятся к той шкале, для которой они были первоначально разработаны.
Таблица 12.4. Пять личностных факторов
В таблице приведены 5 личностных факторов, надежно появляющихся при факторном анализе данных, получаемых при самых разнообразных методах оценки. Пары прилагательных служат примерами шкал, характеризующих каждый фактор (по: McCrae & Costa, 1987).
Q-классификация
Есть один особый метод измерения личностных качеств, называемый Q-классификацией (Q-sort; буква Q в названии выбрана произвольно и ничего не означает). В этом методе оценивающий, или сортировщик, составляет описание личности индивида путем сортировки примерно 100 карт по кучкам. Каждая карта содержит утверждение о личности (например: «Имеет широкий круг интересов» или «Он сам себе враг»). Оценивающий сортирует карты на 9 кучек, помещая те карты, которые менее всего относятся к индивиду, в кучку 1 слева, а те, которые характеризуют его лучше всего, — в кучку 9 справа. Другие карты распределяются по промежуточным кучкам, причем те, которые и характерны, и не характерны, откладываются в среднюю кучку (кучку 5). Таким образом, каждому утверждению Q присваивается число в диапазоне от 1 до причем большее число означает, что это утверждение более характерно для данного человека. (В некоторых Q-классификациях используется меньше или больше 9 кучек, но принцип тот же.)
На первый взгляд кажется, что здесь нет отличий от процедуры, в которой оценивающий ранжирует набор личностных качеств по 9-балльной шкале. И в самом деле, по желанию исследователя такое ранжирование можно применить. Но есть важное различие. При заполнении оценочных шкал оценивающий неявно сравнивает данного индивида с другими (например, оценка «очень дружественный» означает, что данный индивид является очень дружественным в сравнении с другими индивидами). При проведении же Q-классификации оценивающий явным образом сравнивает каждое качество с другими качествами того же индивида (например, помещение карточки «дружественный» в кучку 9 означает, что по сравнению с другими качествами дружественность выделяется как особенно характерная для данного индивида).
Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI)
Совершенно иной метод построения тестов, называемый методом привязки к критерию, был использован в разработке наиболее популярного из всех опросников личности — Миннесотского многопрофильного опросника личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI). Первоначально тест MMPI разрабатывался как вариант психиатрического интервью бланкового типа (Hathaway & McKinley, 1943). Он содержит более 550 утверждений, касающихся склонностей, эмоциональных реакций, физических и психических симптомов и переживаний. На каждое утверждение испытуемый отвечает «верно», «неверно» или «не знаю». См.→
Новейшие теории интеллекта
…Основная идея нового подхода состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности. См.→
Проблемы исследования личности
1. Индивидуальность свойств личности. Здесь важен индивидуалистический подход.
2. Нравственная оценка свойств личности. Испытуемый, как правило, стремится к положительной оценке, поэтому выбирает социально одобряемые ответы. Существует также несколько способов борьбы с данной установкой:
3. Проявления активности личности.
Оценка человека по базовым критериям
Что главное при оценке человека? Какие качества в нем наиболее фундаментальные? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью производится оценка. Опыт кадрового консультирования и анализ психологических теорий личности показывает, что в целях подбора персонала для организаций необходимо твердо знать четыре параметра человека как личности:
В понятии «темперамент» обобщаются эмоционально-динамические качества человека. Всего методика соционического анализа различает следующие четыре темперамента по убыванию энергетики: напористый, гибкий, чувствительный и уравновешенный.
На темпераментах зиждется проблема лидерства. Вряд ли вы станете когда-либо лидером, если природа обделила вас энергичностью. Для полноценного лидерства необходимо быть экстравертом. Напористые типы лучше всего справляются с ролью формального лидера, а гибкие — неформального.
Критерии личности
С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.