какие кризисы выделяются в периодизации р гаулда д левинсона д вейланта
Стадии развития взрослого человека
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
Стадии развития взрослого человека
О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.
Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):
——— — нормативные возрастные факторы;
─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф.Моргуна 10 этапов.
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в III разделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
Взросление — 23—30 лет
Переходный возраст — 30—33 года
Зрелость — 36—50 лет
Пожилой возраст — 51—65 лет
Старость — старше 65 лет
Глава 6. Развитие личности
Какие кризисы выделяются в периодизации р гаулда д левинсона д вейланта
§ 4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека — истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином
диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.
О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юноста
и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия.
Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э.Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д.Левинсона, Д.Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1. До 16—20 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути |
2. От 16-20 до 25—30 лет | Предварительное самоопределение, выбор супруга |
3. От 25-30 до 45—50 лет | Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация |
4. От 45-50 до 65—70 лет | Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей |
5. После 65—70 лет | Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1. 16—22 года | Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома |
2. 23-28 лет | Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями сформированности представлений о своей будущей жизни работе. Встреча со спутником жизни заключение брака |
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
3. 29-32 года | Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново |
4. 33-39 лет | «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным |
5. 40—42 года | Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченая |
6. 43—50 лет | Новое равновесие. Привязанность к семьей |
7. После 50 лет | Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного |
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
Нормативные кризисы в исследованиях Д. Левинсона
Кризисы возрастного развития
Доклад допущена к защите Зав. кафедрой Ильченко В.Н ______ ______________ дата подпись | Исполнитель: Зарецкий Алексей Павлович, Обучающийся Прав1801zгруппы ______________________ подпись |
Руководитель: Калашников А.И. ___________________ подпись |
Екатеринбург, 2020
Кризисы возрастного развития
Кризисы возрастного развития — переходные этапы возрастного развития, занимающие место между стабильными (литическими) возрастами[1]. В советской психологии понятие кризиса введено Л. С. Выготским и определяется как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований. В психологии существует множество подходов к определению и классификации возрастных кризисов развития.
Понимание кризисов развития в советской и российской психологии
Основы понимания кризиса были заложены Л. С. Выготским. Развитие — философская категория, которая всегда определяется как качественные изменения. Количественные изменения — просто накопление и наращивание всего того, что уже есть. Следовательно, развитие человека определяется качественными преобразованиями. Выготский, опираясь на идеи философии, представлял развитие человека как чередование периодов накопления и резких качественных скачков. Л. С. Выготский выделял стабильные (литические) и критические периоды развития (кризисы). В литические возраста происходит накопление и наращивание определённый функций, а кризис — это резкий скачок развития, период качественных преобразований. Основным содержанием критических периодов является перестройка социальной ситуации развития. Также им был выдвинут постулат о том, что в этих периодах на протяжении очень короткого времени происходят резкие и капитальные сдвиги и переломы в развитии личности ребёнка. Чередование литических и критический периодов — является основой динамики возраста, а также являются конструктами для построения возрастной периодизации. К концу данного возраста ребёнок становится абсолютно другим существом.
Это означает, что необходимо должна измениться социальная ситуация развития[2]. Это происходит потому, что движущие силы развития ребёнка в каком- либо возрасте приводят к разрушению основы развития всего возраста, таким образом возникает необходимость аннулирования социальной ситуации развития. Так происходит переход развития к следующей возрастной ступени. Противоречие является движущей силой развития, следовательно, кризисы являются движущей силой развития. Кризисы, выделенные Л. С. Выготским:
· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
· кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
· кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
· кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
· кризис подросткового возраста (13 лет)
А. Н. Леонтьев
Таким образом, социальная ситуация развития опосредуется ведущей деятельностью. А. Н. Леонтьев постулирует, что именно изменение ведущего типа деятельности, то есть ведущего отношения ребёнка к действительному является признаком перехода от одной стадии развития к другой[3].
Л. И. Божович
Л. И. Божович в периодизации развития и выделении нормативных возрастных кризисов делала основной акцент на формирование личности. Предложенная ею периодизация опирается на такие понятия, как «социальная ситуация развития» и «новообразования». Л. И. Божович утверждает, что новообразование включается в себя аффективный компонент и является носителем побудительной силы. Поэтому центральное новообразование периода становится исходным для формирования развития личности ребёнка следующего возраста. Исходя из этого, Л. И. Божович предлагает рассматривать кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
У ребёнка появляются новые потребности, которые определяют взаимоотношения ребёнка с окружающей социальной действительностью, и таким образом, определяют ход дальнейшего развития, но родители не всегда могут считаться с новыми образованиями потребностной сферы. Эта депривация порождает противоречие, таким образом, можно утверждать о существовании кризисов. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выделяет кризисы : 1-го года жизни, кризис 3-го года жизни, кризис 7-ми лет, кризис подросткового возраста[4].
Д. Б. Эльконин
На основе рассмотрения ведущих деятельностей каждого возраста, Д. Б. Эльконин приходит к выводу о том, что существуют две системы, в которых происходит развитие ребёнка: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». В первой системе происходит развитие операциональной, умственной сферы; а во второй — развитие потребностно-мотивационной, личностной сферы. Исходя из этого, он разбивает каждую эпоху на два периода. В первом периоде ведущей деятельностью является деятельность в одной системе, а во втором периоде — в другой. Д. Б. Эльконин выделил три эпохи развития : младенчество, детство и подростковый возраст. Д. Б. Эльконин проанализировал идеи предшественников и на основе данного теоретического базиса создал периодизацию психического развития ребёнка.
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями. Д. Б. Эльконин выделил эпохи и периоды развития. Эпохи включают в себя два периода. Переходы между эпохами и периодами — кризисы. Кризисы между эпохами — «большие» кризисы, а между периодами — «малые» кризисы.
В каждом возрастном периоде развития ведущая деятельность ребёнка разворачивается в одной из двух систем, развитие другой системы запаздывает, поэтому в следующем периоде она станет ведущей, чтобы развитие шло гармонично. Те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называются кризисами, то есть разница в развитии операциональной и мотивационной сферы. Это и есть закон детского развития, который Д. Б. Эльконин назвал законом периодичности.
Исходя из вышеизложенных постулатов, Д. Б. Эльконин составил периодизацию развития ребёнка, которая во многом схожа с периодизацией, созданной Л. С. Выготским[5]:
· Эпоха раннего детства (0-3 лет)
o Период младенчества (2-12 мес.). Кризис кризис первого года жизни(малый кризис) — когда ребёнок начинает ходить, получает свободу в передвижении и возникают аффективно-заряженные мотивирующие представления, распад «пра-Мы» ;
o Период раннего возраста (1-3 года). Кризис трёх лет (кризис «Я сам») — «большой» кризис, в котором происходит перестройка отношений ребёнка и взрослого в пользу автономии ребёнка.
o Период дошкольного возраста (3-7 лет). Кризис 6-7 лет («малый» кризис), в котором происходит утрата детской непосредственности, что является фундаментом для психологической готовности к школе;
o Период младшего школьного возраста (7-11 лет): кризис 12 лет («большой» кризис), в котором происходит перестройка отношений со взрослыми, рождается особая форма самосознания — чувство взрослости.
o Период младшего школьного возраста (12-15 лет); кризис 15 лет («малый» кризис), в котором формируется эго-идентичность, рождается индивидуальное самосознание;
o Период старшего подросткового возраста (15-17 лет); кризис 17 лет («большой» кризис) — знаменует окончание эпохи подростничества и означает вступление во взрослость.
Нормативные кризисы периодов взрослости
Изучением кризисов взрослых возрастов занимались в основном западные психологи. К. Юнг утверждал, что, если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации личности[6]. Нормативные возрастные кризисы развития имеют социально- историческую культурную природу и возникают только тогда, когда личность имеет право и возможность выбора своего пути. В Средневековье судьба в сфере профессии, семьи была предопределена, поэтому причины для возникновения кризиса середины жизни не было.Нормативные кризисы взрослых периодов имеют ряд особенностей[7].
1. Возникают реже, так как темп психического развития с возрастом снижается.
2. Они не имеют жесткой привязки к хронологическому возрасту
3. Протекают более осознанно и преимущественно во внутреннем плане
Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают:
1. кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года);
2. кризис 30 лет; кризис середины жизни (40-45 лет);
Нормативные кризисы в исследованиях Д. Левинсона
Дэниел Левинсон[10] провел крупное исследование на взрослой выборке; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Параллельно с этим изучались биографии известных людей, с целью проследить их жизненный путь и момент перехода во взрослость. Д. Левинсон и его коллеги определили три основных этапа жизни мужчин, которые сходны с моделью роста у женщин. Каждый из этапов длится примерно 15-25 лет. Особое внимание Д.Левинсон уделял исследованию периода от 35 до 45 лет. Левинсон выделяет 4 этапа жизни: этап предвзрослости (0-22 года), этап ранней взрослости (17-45 лет), этап средней взрослости (40 65 лет), этап поздней взрослости (60 и далее).[11] Левинсон выделил переходы:
1. к ранней взрослости — 17 — 22 года;
2. переход 30-летия — 28- 33 года;
3. переход средней взрослости — 40- 45 лет;
4. переход 50-летия — 50- 55 лет;
5. переход к поздней взрослости — 60-65 лет.
Переходные периоды являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке[12]
Кризисы развития происходят только в случае возникновения трудностей у человека в какой-либо из этих периодов. В мужских и женских выборках модель роста включала в себя критический период примерно в возрасте 30 лет, во время сомнений, неудовлетворенности, когда карьерные цели и жизненный уклад подвергаются пересмотру.
Также исследования показали, что переходы и кризисы у женщин больше связаны с такими событиями как рождение детей или их отделение от мамы, чем с возрастом[13].
Д. Левинсон при рассмотрении кризиса «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года), выделяет две главные задачи этого периода : сепарация (отделение) от родителей и поиск своего места во взрослом обществе Важнейшей задачей является создание «мечты» как идеальной модели жизненной структуры личности. Хавигхерст выделил следующие задачи развития в юношеском возрасте:[14]
1. Принятие собственной внешности и умение эффективно использовать своё тело, то есть умением осмысленно управлять своим телом;
2. Усвоение половой роли;
3. Установление отношений с ровесниками обоих полов на более зрелом уровне;
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
5. Подготовка к профессиональной карьере;
6. Подготовка к браку и семейной жизни;
7. Формирование социально- ответственного поведения;
8. Построение системы ценностей и этического сознания, которые являются ориентирами собственного поведения.
Кризис 30-ти лет возникает тогда, когда «Мечта», воплощенная в жизненной структуре, превосходит возможности её реального воплощения…», поэтому Левинсон называет этот кризис как «кризис первого подведения итогов». В этот период происходит осознание того, как мало человек реализовал свои способности, как много времени и сил потрачено и как мало всего достигнуто[15]. Понятие «кризис середины жизни» было введено Левинсоном. Это кризис 40-45 лет.
«Переход к зрелости (около 40 лет) представляет собой ярко выраженный нормативный кризис, в основе которого лежит осознание утраты молодости и неизбежности конца»[16].
Данный возрастной период ещё называют мотивационным кризисом. В периодизации развития, введенной Левинсоном, этот этап называется переход середины жизни. Левинсон заметил, что у мужчин в 40-45 лет происходит ещё одно переосмысление жизненных ценностей, когда обнаруживается, что юношеские мечты так и не осуществились[17]. Эти же закономерности распространились и на женскую выборку[18]. Эта переоценка ценностей происходит в контексте трёх связанных между собой миров: личного мира, мира семьи и профессионального мира. Характеризуется принятием «смерти молодости», физическим угасанием, открытия и исследования возможностей.