какие кровати были в ссср
Из истории вещей: Кровати с древности, в СССР и современные кровати
Кровать – это вещь, без которой невозможно обойтись. Она является обязательным предметом любого дома или квартиры. Вся мебель, окружающая человека формировалась веками. А кровати появились в глубокой древности.
Конечно, у первобытных людей ещё не было кроватей, они спали в пещерах группами по несколько человек на полу. Это помогало сохранить тепло. Так было до тех пор, пока не появились дома. Вместе с ними появился прообраз современных кроватей у древних шумеров, которые первыми стали устраивать специальное возвышение для сна около V тысячелетий назад.
Древние египтяне уже начали использовать в качестве кроватей в бронзовом веке деревянные прямоугольные рамы, на которые натягивали сетку, сплетенную из ремней и веревок. Так они приподняли свою лежанку над землей. Древние римляне первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Ее украшали бронзовыми накладками. Такие кровати назывались «лектус». А в Древней Греции кровать называлась «краббатионе». Есть предположение, что именно от этого слова и произошло название «кровать».
кровать древних египтян
Что касается железных кроватей, то их принцип устройства и конструкция остаются неизменными на протяжении нескольких тысячелетий. По версии историков, впервые кровати из металла были изготовлены в эпоху железного века (около 1000 года до нашей эры — 500 года нашей эры). Они представляли собой стоящую на нескольких опорах железную платформу без спинок. Как правило, опор было шесть (по краям и посередине), и были они до 0,5 метра в высоту. Платформа имела прямоугольную форму и состояла из наружной рамы, а также прутьев, «сотканных» между собой крест-накрест. Так, например, выглядели этрусские, древнегреческие и древнеримские металлические кровати. Спали на таких предметах мебели преимущественно зажиточные граждане и правители государств, так как металл в то время стоил дорого, а кровати изготавливались вручную.
Со временем кровати приобретали все более сложную конструкцию, их начали украшать драгоценными камнями и слоновой костью. В Средние века в моде были роскошные и изысканные кровати. Считалось, что чем выше кровать находится от пола, тем она лучше. Объяснялось это довольно просто: чем ниже кровать, тем холоднее на ней было спать. В результате на них взбирались по лестнице.
Кровати превратились в настоящие произведения искусства — их делали из ценных пород дерева, украшали резьбой и драгоценными камнями. Все это делало стоимость ложа невероятно высокой, поэтому их могли себе позволить только богатые люди. На кровать сначала накладывали тюфяки, затем сверху клали перину. Все это застилали двумя простынями, а под подушки клали валики. В войнах того времени кровати очень ценились в качестве трофеев.
Древние римляне часто завешивали лектусы полупрозрачной материей, которая со временем трансформировалась в балдахин. Однако случилось это значительно позже. Лишь в XII веке балдахины начали крепить к потолочным балкам. Пик популярности на кровати с балдахинами приходится на XIV-XV века, когда мода на такие кровати распространилась практически во всех европейских странах.
кровать с балдахином Также в период средневековья появилась кровать с металлической спинкой, которая размещалась в изголовье. Спинка служила украшением каркаса. Её выковывали из нескольких железных прутьев, соединяя их в виде различных витиеватых узоров. Спинка возвышалась над каркасом на высоту до одного (а иногда и более) метра и крепилась к нему под воздействием высоких температур.
Позже кровати начали изготавливать из стальных сплавов. Они выглядели в виде все той же сплетенной из прутьев платформы, установленной на опоры, но имели уже две спинки (в ногах и в изголовье). Каркас кровати и раму платформы отливали, а спинки соединяли с опорами, количество которых было уменьшено до четырех. Такие кровати оказались практичнее и долговечнее прежних, меньше были подвержены коррозии. В таком виде они просуществовали до начала ХХ века.
кровать в русской избе
В домах же простых людей кровать появилась значительно позже – в XIV-XVI веках. Как правило, делалась одна большая кровать, на которой спали все члены семьи.
В начале XVII века история кровати начинается на Руси. Во многом популяризации этой мебели в России способствовал Петр I. В это время кровати появились только у знати. Простые же крестьяне продолжали спать на деревянных настилах и на печах. Такая ситуация сохранялась вплоть до XIX века.
Народы, ведущие оседлый образ жизни обзаводились мебелью тяжелой, удобной, основательной. Ведущие кочевой образ жизни нуждались в легких, мобильных образцах кроватей.
походная складная кровать Наполеона
Идеальным образцом металлической походной кровати является складная кровать императора Наполеона, которых полжизни провел в многочисленных путешествиях. Только сталь выдерживала бесконечные сборки – разборки, переезды и воздействие среды – дожди, морозы, жару и динамические нагрузки.
В XVIII веке различали два вида кроватей – французские и польские. Первые были с одной спинкой и ставились посредине спальни. Вторые имели две спинки и располагались в специальной нише – алькове. К концу XVIII века начали появляться кровати с более простым дизайном, соответственно, более доступные.
В середине XIX века француз Делагль изобрел пружинную сетку. С этого времени в течение еще 100 лет для изготовления кроватей использовали металлические трубы для каркаса, на который натягивали пружинную сетку.
Мода на железные кровати приходила и уходила многократно. В старой Европе металлические кровати прижились благодаря тому, что в них негде было прятаться клопам. Это была так сказать гигиеничная мебель. Мода на металлические кровати возросла в Европе начала 20 века, в эпоху появления авиации и автомобилей. Но во второй половине века деревянная кровать опять заняла свои позиции.
деревянная кровать 2-ой половины 20 века
В середине XX века на смену металлическим кроватям приходят раскладные диваны. В конце 60-х годов Ч. Холл придумал водяную кровать, которая пользовалась популярностью следующие десять лет. Значимым изобретением была подъемная кровать Уильяма Мерфи, которая позволяла существенно экономить пространство и совмещала в себе функции шкафа.
Появление металлических кроватей в России – стране бескрайних лесных массивов обусловлено непреодолимой проблемой – клопами. Эти насекомые являлись для наших предков настоящим бичом. Клопы размножались в деревянной мебели и не давали покоя людям. Только в металлической кровати эти насекомые не выживали. Металл оставался холодным в любое время года, а клопы любят тепло.
железная кровать начала 20 века
В ХХ веке стальные кровати были запущены в серийное производство. В СССР они выступали чуть ли не основным предметом интерьера спален простых советских граждан.
Железная кровать сразу вызывает ассоциации с непритязательным интерьером советских времен, то есть металлические кровати ассоциируются с дешевыми, неудобными и скрипящими по ночам изделиями прямоугольной формы из стальных прутьев и пружинной сетки.
железная кровать времён СССР
Но в советское время, когда хорошая деревянная мебель стоила дорого и была в дефиците, такие кровати стояли почти во всех домах и квартирах. В течение нескольких десятилетий они рассматривались как самое доступное решение для подавляющего большинства семей с малым и средним достатком. Такие же кровати были повсюду – в детских садах, в пионерских лагерях, в больницах, в армейских казармах.
Раскладушка – это тоже вид металлической кровати, которая отлично прижилась в хрущевках и общежитиях СССР.
современная железная кровать
Начало нового 21 века возрождает утраченные позиции создания железных «кроватей. Красивые металлические шедевры стали пользоваться спросом и появляться в магазинах Европы.
Ведь независимо от вида и модели, все кровати из металла обладают рядом достоинств, которые выделяют их на общем фоне мебели для спальни. Во-первых, они прочнее и долговечнее кроватей из дерева и ДСП. Срок их эксплуатации превышает 50 лет, а нагрузка, которую они могут ежедневно выдерживать, составляет 100 и более килограммов. Железные двуспальные кровати рассчитаны на нагрузку свыше 200 килограммов.
современная подъёмная кровать
Сегодня можно приобрести кровать практически любого размера и формы. Ценовой диапазон тоже большой.
Советская мебель
«Она была качественной».
С каждым из этих утверждений можно поспорить. Но мы не хотим этого делать. Давайте просто окунемся в атмосферу прошлых лет, посмотрим фото и вспомним, какой же на самом деле она была (да, да, была) – советская мебель.
Как развивалось производство товаров для дома в СССР? В каких стилях изготавливалась советская мебель? Рассмотрим эти вопросы далее.
Начнем с того, что в дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешевую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х. Но давайте посмотрим, что же было до этого.
Советская мебель в 30-50-е
Наиболее подходящим для описания советской мебели тех времен является стиль ампир или точнее «сталинский ампир», сочетающий в себе барокко, имперский стиль эпохи Наполеона I и поздний классицизм. Главными его характеристиками являются некоторая помпезность и монументальность.
Так, советская мебель изготавливалась из массива дерева (часто из дуба), имела весьма внушительные габариты и, судя по виду, была способна простоять лет 100. Деревянные детали украшались вычурной резьбой. Для мягкой мебели выбирался яркий и узорчатый текстиль. В завершение убранства интерьер дополнялся лепниной, коврами, бронзовыми светильниками, расписной керамикой и хрусталем (разумеется, в домах тех, кто мог себе это позволить).
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30-50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Однако «сталинскому ампиру» было не суждено как-либо усовершенствоваться или развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Благодаря этому на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм.
Влияние «оттепели» на советскую мебель
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей. Поэтому квартиры эти (известные как «хрущевки») делали очень маленькими и с низкими потолками, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная советская мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом. Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.
Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50-60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу.
Старый хлам или винтаж: предметы интерьера, которые не стоит выкидывать
Решив обновить интерьер, как правило, люди избавляются от всего ненужного — старых шкафов и стульев, ковра или швейной машинки, которые достались по наследству от бабушки, радио или телевизора из 1990-х, много лет пылившихся в углу. Но нередко, выкинув «старый хлам», мы осознаем его ценность и качество, особенно в сравнении с современной мебелью.
Дизайнеры рассказали, какие старые предметы в квартире выкидывать не стоит и как они помогут сделать квартиру по-настоящему модной.
«Мебель СССР и восточных соцстран представляет наибольший интерес»
Сергей Петров, руководитель «Дизайн-бюро № 1»:
— Мебель СССР и восточных соцстран, сделанная в 1960–1970-х годах, сегодня представляет наибольший интерес, во многих квартирах она сохранилась. В 1960-е, на фоне хрущевской оттепели, послевоенной госпрограммы запуска производства мебели и создания института технической эстетики — ВНИИТЭ, у российских дизайнеров появилась возможность посмотреть и перенять опыт зарубежных коллег, а всему восточному блоку соцстран — продавать в СССР свои разработки, которые, в свою очередь, создавались под влиянием лучшего дизайна США и Европы. Это наследие находится еще в стадии осознания профессионалами, и в будущем предметы из этой эпохи станут достойным украшением вашего интерьера, превратившись в качественный антиквариат. Особую ценность представляет мебель Чехословакии, Польши, ГДР, Югославии, Румынии — в Восточной Европе дизайн был развит больше, чем в СССР. Многие модели такой мебели отличаются легкостью дизайна — у них высокие ножки, максимальная функциональность и модульность для шкафов.
Стулья из 1960-х
В первую очередь стоит обратить внимание на стулья и жесткие кресла с высокими ножками. «Эти предметы в 1960-е были авангардом и воплощали новый подход к дизайну. Реставрация деревянной части не составит труда. К подбору ткани для замены обивки стоит подходить с особой тщательностью — надо выбирать ткань, подходящую по стилю к той эпохе», — отметил Петров. Если перетянуть и перекрасить в неожиданный цвет, например оранжевый, то стул станет арт-объектом в пространстве, привлекающим внимание, посоветовал основатель сервиса Flatplan Степан Бугаев.
Шкафы и стенки
Некоторые шкафы для книг и модульные стенки советской эпохи — это тоже авангардные разработки под серийное производство с большим акцентом на функциональность, подчеркнул Петров. По его словам, часто такие шкафы модульные, поэтому у вас есть возможность расположить их в комнате по частям. «Винтажная мебель советской эпохи, особенно с резными фасадами, сегодня особенно актуальна. Такие предметы впишутся в любой современный интерьер», — считает Бугаев.
Прибалтийские светильники
Светильники потолочные, бра, торшеры также украсят квартиру с современным дизайном. «Часто можно найти прибалтийские светильники очень качественного дизайна. Но потолочный светильник в комнате — практически самая главная деталь интерьера, поэтому, если у вас отличный образец советского светильника, весь интерьер придется подстраивать под него», — уточнил руководитель «Дизайн-бюро № 1».
Радиолы и оммаж США
Старые радиолы отлично впишутся в современный интерьер. Как правило, они созданы уже ближе к 1970-м годам, и, по сути, это будут копии или оммаж технике США и Северной Европы. «Старая радиола — мощный акцент в вашем интерьере, поэтому весь интерьер будет подстроен под нее, но ее вид и функцию можно видоизменить — например, покрасить в нейтральный цвет», — пояснил Петров.
Советские часы
Советские настольные часы также выкидывать не стоит. «Среди них есть настоящие мировые шедевры дизайна, которые были признаны на международных выставках и которые смотрятся актуально и сегодня. Если вы у себя обнаружили такие часы, не спешите выбрасывать, изучите их историю», — уточнил Петров.
Диван из нулевых
Не торопитесь выкидывать старый и надоевший диван из 2000-х, советует основатель сервиса Flatplan. «Он настолько страшный, что великолепный! Лаковая неоновая экокожа изменит эстетическое восприятие вашего интерьера. А еще такие диваны очень удобные», — заявил дизайнер.
Кровати
Не спешите избавляться от старой крепкой кровати. «Уберите старое изголовье и создайте новое своими руками. Если у вас есть художественный талант, то изголовье кровати вы можете просто нарисовать на стене. Не бойтесь фантазировать. Если особых способностей к рисованию нет, можно просто воспользоваться трафаретом», — рекомендовал Бугаев.
Паркет
Старый паркет также стоит оставить, считает основатель Flatplan. Если кладка и дерево не испорчены, то паркет стоит отциклевать и сохранить исторический рисунок — это придаст особый шарм вашему интерьеру, рекомендует дизайнер.
Старинный комод
Если в вашей квартире стоит комод, который вас уже давно не вдохновляет, а хранить вещи где-то нужно, просто покрасьте его выдвижные ящики в разные цвета, рекомендовал Бугаев. По его словам, комод превратится в яркий акцент, придаст настроение всему интерьеру и прослужит еще долгие годы.
Ретропредметы
Обратите внимание на предметы в стиле ретро: печатные машинки, сундуки, старые чемоданы — их можно очень интересно вписать в современный интерьер, отметил руководитель компании Flatplan. Он подчеркнул, что особенно хорошо подобные предметы впишутся в стили лофт и скандинавский.
Искусство
Ни в коем случае нельзя выкидывать предметы искусства, они сделают интерьер уникальным. Кроме того, стоит убедиться, не являются ли они антиквариатом или работой известного художника. «Картины, багеты, скульптуры. Это вечное! Это стоит сохранять обязательно», — резюмировал Степан Бугаев.
Русский стиль. Интерьер и быт в СССР
Коммуналки
История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.
Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):
Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.
Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.
Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».
Сталинские квартиры 1930-1950-х
После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.
Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).
Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.
Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:
Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:
Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.
В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.
В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.
Хрущёвка
1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению.
Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.
В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год
Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.
Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:
От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.
Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.
Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:
А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:
Барак
Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.
Комната в одном из бараков Магнигорска
Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.
Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.
В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.
Новые квартиры 70-80-х
Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.
Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.
Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась.
Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.
Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!
Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.
Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:
Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.
А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.
Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.