какие крупные предприятия построены в россии за последние 20 лет
Список построенных при Путине заводов.
Крупные заводы построенные при Путине с нуля:
Волгореченский трубный завод
Завод «Данон Индустрия», Чеховский район Московской области
Хакасский алюминиевый завод
Пуровский завод переработки газового конденсата
Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода
Цементный завод «ТулаЦемент»
Цементный завод «Щуровский цемент»
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» на Первоуральском новотрубном заводе
Птицефабрика «Акашевская», республика Марий Эл
«Брянский бройлер» — проект по производству мяса птицы в Брянской области
Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт», Татарстан
Борщевский цементный завод в Ферзиковском районе Калужской области
Цементный завод «Азия-Цемент» в селе Усть-Инза Никольского района Пензенской области
Цементный завод «Воронежский филиал «Евроцемент груп»
Серебрянский цементный завод
Сенгилеевский цементный завод
Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области
Каспийский Завод листового стекла
Богучанский лесопромышленный комплекс
Деревоперерабатывающий комплекс «Аркаим»
Антипинский нефтеперерабатывающий завод, г. Тюмень
Завод по переработке попутного нефтяного газа ООО «Монолит»
Завод полипропилена «Полиом», г. Омск
Северсталь — Сортовой завод Балаково
Металлургический завод по производству сортового проката УГМК-Сталь, г. Тюмень
Литейно-прокатный комплекс Объединённой металлургической компании в Выксунском районе Нижегородской области
Это не считая восстановленные советские заводы. Всего с 2011 по 2014 год было построено более тысячи заводов и фабрик.
Богучанская ГЭС. Строительство начато в 1976, пуск в 2012
Есть ещё сборочные производства автомобилей в Калужской области
Теперь увидели разницу между тем, что закрылось и тем, что открылось? Делайте выводы.
Фу, заводы какие-то! Как у настоящих совков и ватников. Там еще поди работает быдло в грязных спецовках. В нормальном государстве основными двигателями экономики должны быть барбершопы, стартапы, некафе и дизайн-студии!
А закрыто заводов при путине 35000
18 лет-небольшой отрезок времени, но что было сделано за одинаковый период с 1921г. по 1939 и с 2000г. по 2018?!
Дали бы список закрытых в Украине 🙂
«Путин МОЛЧА слушал про СЛЕПОЙ Суд и ГНИЛУЮ Власть»
В конце концов и при Гитлере заводы строили, и при Пиночете (без аналогий Путина с ними).
Промышленность при Путине: крах или возрождение?
Промышленность при Путине: крах или возрождение? Объективный анализ как развивалось и деградировало производство с 1999 года. Судьба предприятий, закрытых и построенных при президенте Владимире Путине.
Друзья! В споре рождается истина! А потому пишите свои размышления о развитии (деградации) производства в эпоху Путина в комментариях. А пока немного информации.
Итак, в прессе и интернет-публикациях президента Владимира Путина в рамках данной тематики обычно оценивают исключительно с эмоциональной стороны, совершенно не вникая в отраслевую сферу, детали и статистику. Оппозиция ставит штампы: “При Путине закрылось 70 000 предприятий”, либо “Уничтожено 25 000 колхозов”.
Такими критериями оценивать промахи и достижения президента, конечно, нельзя.
Как можно вменять в вину Путину ликвидацию добывающего предприятия, которое исчерпало ресурсы месторождения? Либо какой-то советский вспомогательный завод, рухнувший из-за падения СССР со всей системой снабжения и сбыта?
И как можно хвалить ВВП за расширение старых заводов, открытие вспомогательных цехов или модернизацию нефтегазодобывающего сектора?
Критерии
В этой статье мы не будем обсуждать инвестиции в старые предприятия, сельское хозяйство, пищевое производство, строительство бетонных заводов для обеспечения ипотечного строительства, и модернизацию нефтяных предприятий.
Судить по этим отраслям Путина – все равно, что оценивать реализованность главы семьи по наличию обуви у его детей (квитанциям за ипотеку, чекам из супермаркета). Это обязанность главы государства “по умолчанию” – поддерживать основные жизненно важные отрасли в стране.
Цель статьи – оценить Путина именно как деятеля, творца, энтузиаста, толкателя новых технологий и промышленных идей, а также защитника государственной собственности и советского наследия.
Поэтому давайте остановимся исключительно на машиностроении и металлообработке, как основополагающих отраслях индустриализации. В разрезе действий по уничтожению / созданию предприятий этого сегмента.
Машиностроительная промышленность, создающая добавленную стоимость – основа экономики. В положительной оценке влияния индустриализации на экономику сходятся даже диаметрально противоположные течения социализма и капитализма.
Пять потерянных предприятий
Итак, крупные отечественные предприятия, которые обеспечивали людей работой и выпускали продукцию, но были ликвидированы при Путине, а их продукцию заменил импорт.
Выборка специально была составлена из расчета на то, чтобы нельзя было сказать, что “предприятия на самом деле развалил Ельцин, а Путину достались руины”. То есть, на начало президентства заводы еще работали, выпускали продукцию, а закрывались уже со второго срока В. В. Путина (с 2004 года), а то и в более поздний период. Если бы президент сильно хотел сохранить эти заводы – сохранил бы.
Необходимо отметить, что иностранная продукция действительно на основании честной конкуренции вытеснила еще советские разработки.
Но кто мешал за 20 лет развить эти направления хотя бы до потребностей внутреннего рынка?
АЗЛК (завод “Москвич”)
Основание завода: 1930
“Москвич” – культовый автомобиль советской эпохи, победитель ралли “Лондон-Сидней”, яркий отечественный бренд. В последние годы завод пытался выжить за счет модернизации старой платформы с моторами Рено, но была разработана и модель представительского класса “Иван-Калита” (она выходила даже в полноприводном варианте). На двух заводах в Москве и Ижевске планировали делать до 200 тысяч машин в год.
Необходимых инвестиций довести производство до ума и улучшить качество машин власти выделять не стали. АЗЛК был остановлен и закрыт.
Свободную нишу на рынке новых автомобилей быстро отдали иностранцам, причем не без участия властей. В 2002 году было открыто первое предприятие, полностью принадлежащее иностранному капиталу, – завод Ford во Всеволожске. Также в начале 2000-х активно закупались узбекские автомобили DAEWOO, отобравшие у бюджетного “Москвича” первенство.
Торговый бренд купил немецкий Volkswagen, часть московских цехов передали Renault. Занявшее место “Москвича” производство Renault в России на 100% принадлежит иностранцам.
ВЭКС (Воронежский экскаваторный завод)
Основание завода: 1915
Одно из крупных предприятий тяжелого машиностроения, закрытое в годы президентства В. В. Путина. Данный завод производил не только экскаваторы, землеройные машины и погрузчики на базе К-700, но и вошел в историю как изготовитель ракетных комплексов “Катюша”, перевернувших ход Великой Отечественной войны.
В последние годы завод выпускал перспективные гидравлические машины ДГЭ-1200 для карьерных разработок. Это были современные экскаваторы с двигателями Cummins, сделанные из прочной стали, с комфортабельной и выполненной по последним мировым стандартам кабиной оператора.
Разрушенный цех ВЭКС
Счета ВЭКС заморозили, землю раздробили на десятки участков. Две последние машины ДГЭ 2009 года выпуска простояли на территории завода 6 лет, после чего были распилены на металл.
По данным статистики доля российской спецтехники на внутреннем рынке составляет не более 10-12%.
Даже на показательном строительстве Олимпийской деревни в Сочи и Крымского моста использовалась в основном техника Liebherr, JCB, Hyundai, CAT и других иностранных фирм, что активно обсуждалось пользователями в сети.
Наравне с ВЭКС были уничтожены и другие тракторные заводы: Алтайский (1941-2011), Липецкий (1944-2009), Владимирский (1945-2018).
ЗИЛ (Завод имени Лихачева)
Основание завода: 1916
Закрытие завода грузовых автомобилей ЗИЛ восприняли как личную трагедию миллионы бывших граждан СССР. Когда-то это предприятие производило более 200 тысяч автомобилей в год, на заводе трудилось 85 тысяч человек.
Грузовики ЗИЛ были народным достоянием. Ремонтопригодные, простые по конструкции и достаточно надежные. Их использовали в армии, сельском хозяйстве, коммунальном обслуживании городов.
Бывшие цеха ЗИЛа снесли, вместо них строят жилые комплексы, торговые центры и офисы.
Исходя из структуры продаж новых автомобилей, КАМАЗ, ГАЗ и УРАЛ пока удерживают большую часть рынка. Однако, нужно понимать, что оставшиеся 30-40% вполне мог бы занять ЗИЛ, и деньги бы не утекали в карманы иностранцев. Больше того, конкурентоспособные грузовики вполне могли идти на экспорт, как это практиковалось в СССР (ЗИЛ отправлял машины в 51 страну мира).
САЗ (Саратовский авиационный завод)
Основание завода: 1931
САЗ – еще один завод, превратившийся при Путине в руины. Совершенно уникальное предприятие, известное своими авиационными разработками вертолетов, палубных реактивных самолетов вертикального взлета-посадки ЯК-38, гражданских лайнеров ЯК-40 и ЯК-42. Этот завод уже в 60-х использовал станки с ЧПУ, многие инженерные решения были по-настоящему передовыми.
В годы ВОВ завод выпускал истребители, героически восстанавливая производство после тяжелых бомбардировок фашистской авиацией. Мемориал памяти жертв бомбардировок и тем, кто умирал от голода у станков, был разрушен при ликвидации завода.
САЗ мог стать мировым авиапроизводителем, аналогом Cessna и Learjet, принести России миллиарды долларов дохода. Но он был разворован и разорен. В настоящее время корпуса разобраны, как и заводской аэродром вместе со взлетной полосой.
Российские авиакомпании продолжают закупать иностранные самолеты, авиационные училища в последние годы также перешли на иностранную технику Cessna и Diamond.
Сибэлектросталь (Красноярский металлургический комбинат)
Основание завода: 1952
Еще один уникальный завод, на месте которого построили микрорайон вместе с увеселительными и коммерческими организациями. Сибэлектросталь был экспериментальным заводом по производству сверхпрочных сталей для машиностроительной отрасли и ВПК. Здесь получали сплавы бездоменным способом для самых сложных и ответственных участков.
На Сибэлектростали трудилась элита отечественной металлургии. Завод внес огромный вклад не только в развитие науки и технологий, но и геологии, открытии новых перспективных месторождений. Удаленное расположение Сибэлектростали давало огромные возможности по производству в случае военного конфликта. Кстати, завод был отлично защищен подземными убежищами.
В начале 2000-х Сибэлектросталь имела перспективные разработки, но требовались инвестиции для их реализации. В 2008 году легендарный комбинат прекратил свое существование.
Это пять крупнейших заводов, которые были стерты с лица Земли при Путине. На деле, конечно, предприятий в разы больше, многие формально еще существуют на бумаге, реорганизованы, но производства свернуты.
Пять построенных предприятий
При выборке построенных при Путине предприятий машиностроения и металлургии возникли огромные сложности с источниками. Дело в том, что информации по объектам очень мало, большинство из них находятся в стадии строительства, а то и только проекта.
Со стороны СМИ это большое упущение, возведение новых заводов в современной ситуации, пожалуй, даже более важное событие, чем открытие инфраструктурных объектов.
Кроме того, большая часть проектов Путина – это модернизация старых производств. Иногда со строительством новых корпусов (“Петербургские моторы” или завод “Звезда”). но нас интересовали именно новые предприятия, построенные с нуля. Ведь модернизация – это не создание нового, а поддержка старого.
Если кто-то найдет новые крупные машиностроительные предприятия, пишите в комментарии. Они сразу же будут добавлены.
Тайшетский алюминиевый металлургический завод
Год основания: 2008
Огромный завод в Иркутской области, который должен выпускать до 750 тысяч тонн алюминия в год. Завод будет отвечать современным экологическим требованиям – в проекте есть установка высококачественного газоочистного тракта.
Ориентировочная дата запуска – 2021 год. Однако, открытие постоянно откладывают из-за нехватки финансирования, с 2009 года, когда ТАМЗ был готов на 60%, строительство заморозили. А потом начался всемирный кризис с обвалом металлургических рынков, по компании РУСАЛ ударили американские санкции. В настоящее время завод достраивают.
Тайшетский алюминиевый металлургический завод имеет неплохие перспективы, как для внутреннего российского рынка, так и в плане поставок изделий в страны Азии, Европы и США.
Арктик Палладий
Год основания: 2019
Статус: проект, запуск запланирован на 2024 год
Один из самых высокорентабельных проектов, который сможет приносить свыше 1 миллиарда долларов в год. Если “Арктик Палладий” реализуют, то Россия займет первое место в мире по производству платины.
Конечно, проект больше относится к добывающей отрасли, но подразумевает создание и крупных цехов для очистки и сортировке добытой руды.
Планируется, что “Арктик Палладий” будет выпускать до 120 тонн металлов в год. Предприятие планировалось создать на базе “Русской Платины” и “Норникеля”, но позже “РП” вышла из проекта. Теперь финансированием будет полностью заниматься компания Олега Дерипаски.
ЦСКМС (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений)
Год основания: 2017
Статус: окончание строительства планируют в 2020 году
Грандиозный проект, известный под названиями “Кольская верфь” или “Судоверфь Новатэк”. Данный морской завод будет заниматься изготовлением плавучих платформ для размещения добывающих и перерабатывающих комплексов в открытом море. Ориентирована верфь на нефтегазодобывающий комплекс.
Расположена верфь в Мурманской области, возле села Белокаменка. Для ее возведения создан вахтовый поселок, только на строительстве работает около 4000 человек.
Общая площадь верфи составляет 150 гектаров. В комплекс войдут два сухих дока, цеха по металлообработке, инженерные строения. Помимо нефтяного оборудования Кольская верфь может служить судоремонтным заводом для крупных судов, на ней могут закладываться какие-то масштабные проекты ВМФ или коммерческого морского транспорта.
Богучанский алюминиевый завод
Год основания: 2014
Статус: запущен в 2016
Богучанский алюминиевый завод – реализованный успешный проект компании РУСАЛ. В настоящее время алюминий уже идет на экспорт, мощность составляет 300 тысяч тонн металла в год. После достройки и запуска второй линии объемы выпуска будут составлять до 600 тысяч тонн.
Завод построен с нуля в поселке Таежный Красноярского края. В будущем планируется привлечь до 3,5 тысяч человек рабочих. В 2020 году был открыт литейных цех, ранее установлена автоматическая линия диспетчирования электроэнергии. Завод соответствует всем нормам экологии, может похвастать новеньким оборудованием и достойными условиями труда для персонала.
Для нужд завода в 2014 году была достроена Богучанская ГЭС, которую не могли закончить с 1974 года. Таким образом, был реализован крупный стратегический и инфраструктурный проект.
Немного статистики и цифр
Рост машиностроения при Владимире Путине составил 20-30%, если сравнивать с концом 90-х годов и принимать во внимание финансовые кризисы.
Если отталкиваться от показателей СССР, то президенту не хватило порядка 40-50% эффективности, чтобы довести страну до уровня 1991 года.
Большую часть (свыше 30%) машиностроительной отрасли занимают военно-промышленный комплекс и автомобилестроение.
Станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, отрасли производства оборудования для легкой и пищевой промышленности не превышают 3-5% в общей доле.
Увеличение ВВП при Путине многие связывают с ростом цены на нефть. Действительно, графически все выглядит очень похоже.
При этом, большая часть новых машиностроительных предприятий так или иначе связана с добывающей отраслью.
Резюмируя, можно отметить, что деятельность В. В. Путина действительно связана с выпуском нового вооружения, строительством крупных инфраструктурных и гражданских объектов. Президент смог добиться положительной динамики по сравнению с упадком 90-х, но производственного прорыва не совершил.
Больше того, многие отечественные заводы при Владимире Путине были просто “слиты” в угоду импортной продукции и иностранным предпринимателям.
Новые заводы России. 2000-2010-е гг. Фотообзор.
После провальных 90-х, когда в стране закрылись тысячи заводов и фабрик, отечественная промышленность переживает возрождение. С начала 2000-х годов построены тысячи крупных промышленных производств, заводов, фабрик, цехов. Наиболее крупные и важные из них в этом обзоре.
Антипинский нефтеперерабатывающий завод (Тюменская область). Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России. Уникальное по своей природе предприятие. Это единственный частный, независимый от вертикально-интегрированных нефтяных компаний НПЗ, построенный с нуля в постсоветское время. Сегодня его мощность превышает 9 млн тонн нефти в год. Первая очередь была введена в эксплуатацию в ноябре 2006 года.
Литейно-прокатный комплекс Объединённой металлургической компании (Нижегородская область). Не имеющий аналогов в мире на момент вступления в строй по показателям технологического процесса комплекс по производству горячего проката для трубных заводов. Лучшее металлургическое предприятие страны по производительности труда. Введён в строй в октябре 2008 года.
Абинский электрометаллургический завод (Краснодарский край). Первый на Юге России представитель черной металлургии. Выгодное географическое положение, применение самых современных технологий и большая номенклатура выпускаемой продукции позволили заводу занять III место по производительности в мире. Введен в строй в июне 2010 года.
Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода (Челябинск). Самый необычный завод металлургической отрасли России. Первый проект отечественной «белой металлургии», качественно нового типа металлургической промышленности, основанного на инновациях, высочайшем уровне технологий, максимальной автоматизации процессов и принципиально новых условиях труда. Построен для производства труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных газо- и нефтепроводов. Запущен в строй в 2010 году.
Завод по производству двигателей ЯМЗ-530 (Ярославль). Современный завод по производству двигателей семейства ЯМЗ-530 стандарта Евро-4 (двигатель разработан в России). Запущен в 2011 году.
Металлургический комплекс Стан-5000 (МКС-5000) Выксунского металлургического завода (Нижегородская область). Крупнейший импортозамещающий проект. Комплекс предназначен для выпуска крупных листов проката, прежде всего для трубного производства. Он ставит точку в пятидесятилетней зависимости российской трубной отрасли от иностранных поставщиков. Введён в строй в октябре 2011 года.
Тихвинский вагоностроительный завод (Ленинградская область). Крупнейший вагоностроительный завод России. Один из самых масштабных объектов транспортного машиностроения в Европе по объёму инвестиций, производственным площадям и уровню технического оснащения. Крупнейшая стройка в российском транспортном машиностроении за последние 50 лет. Официальный запуск производства состоялся в январе 2012 года.
Доменная печь «Россиянка» Новолипецкого металлургического комбината (Липецк). Доменная печь нового поколения, самая современная в России и одна из самых производительных в мире. Первая доменная печь, построенная на пост-советском пространстве за последние 25 лет. Введёна в строй в июле 2012 года.
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» на Первоуральском новотрубном заводе (Свердловская область). Один из крупнейших инвестиционных проектов в отечественной металлургии и одно из самых технологически оснащенных производств металлургического комплекса России. Запущен в эксплуатацию 4 мая 2012 года.
Цементный завод «Воронежский филиал «Евроцемент груп» (Воронежская область). Крупнейший цементный завод производительностью 3 млн тонн цемента в год. Ведён в строй в декабре 2012 года.
Завод полипропилена «Полиом» (Омск). Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год. Официально открыт в апреле 2013 года.
Тобольск-Полимер (Тобольск). Один из крупнейших в мире заводов по производству полипропилена производительностью 500 тыс. тонн в год. Мощности завода соизмеримы с общим объёмом потребления полипропилена в России и позволят не только заместить 200 тыс. тонн импортного полипропилена в год, но и начать его экспорт. Ведён в строй в 2013 году.
Яйский нефтеперерабатывающий завод (Кемеровская область). Крупнейшее промышленное предприятие, построенное в Кемеровской области за последние годы. Построен с нуля на пустом месте, вдали от промышленных центров. Суммарная мощность завода составит 6 млн тонн нефти ежегодно. Первая очередь мощностью 3 млн тонн нефти в год введёна в строй в июле 2013 года.
Металлургический завод УГМК-Сталь (Тюмень). Новый завод по производству сортового проката стал первым металлургическим предприятием в регионе. Введён в строй в июле 2013 года.
НЛМК-Калуга (Калужская область). Электрометаллургический завод нового поколения, крупнейший в Центральном регионе России производитель стального проката строительного назначения. Официальное открытие завода состоялось в июле 2013 года.
Каспийский Завод листового стекла (Дагестан). Один из крупнейших заводов по производству листового стекла флоат-методом на юге России. Это единственный современный высокотехнологичный завод на территории стран СНГ, Кавказского и Каспийского региона. Запущен в эксплуатацию в ноябре 2013 года.
Цементный завод «Азия-Цемент» (Пензенская область). Крупнейший цементный завод производительностью 4 млн тонн цемента в год. Ввод в строй первой очереди состоялся в мае 2014 года.
Петербургские моторы (Санкт-Петербург). Новый суперсовременный конструкторско-производственный комплекс ОАО «Климов» по выпуску авиационных газотурбинных двигателей. Реализация проекта позволит обеспечить независимость российской отрасли вертолетостроения от зарубежных производителей двигателей, что соответствует государственной стратегии импортозамещения. В 2014 году сдана первая очередь нового завода.
Северсталь — Сортовой завод Балаково (Саратовская область). Одно из самых высокотехнологичных производств в России и одно из самых современных в мире. Это первое в Приволжском федеральном округе производство строительного сортового проката. Завод введён в строй 28 июля 2014 года.
РусВинил (Нижегородская область). Один из крупнейших в мире заводов по производству поливинилхлорида. Производительность позволяет почти полностью заместить импорт. Введён в строй 19 сентября 2014 года.
Непрерывный прокатный стан FQM Северского трубного завода (Свердловская область). Предприятие, входящее в группу ТМК, является крупнейшим в России производителем труб нефтяного сортамента: обсадных и электросварных, а также труб для машиностроения и автомобилестроения. Запущен в октябре 2014 года.
Завод по производству фотопреобразовательных модулей «Хевел» (Новочебоксарск). Крупнейший отечественный производитель солнечных батарей (солнечных панелей, солнечных модулей). Целью проекта является создание в России высокотехнологичной отрасли солнечной энергетики. Введен в строй в феврале 2015 года.
Богучанский алюминиевый завод (Красноярский край). Одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. Первая очередь производства была запущена в эксплуатацию в 2016 году.
Химкомплекс «Аммоний» (Татарстан). Крупнейший с советских времен химзавод. Строительство комплекса по производству аммиака, метанола, гранулированного карбамида и аммиачной селитры началось в 2012 году. Официально запущен 12 февраля 2016 года.
Кировское машиностроительное предприятие (Киров) Завод концерна ВКО «Алмаз-Антей», предназначенный для производства ракет к новым комплексам воздушно-космической обороны. В феврале 2016 года завод был введён в строй.
Нижегородский завод 70-летия Победы (Нижний Новгород). Завод концерна ВКО «Алмаз-Антей», предназначенный для серийного производства новых комплексов воздушно-космической обороны. 29 марта 2016 года завод был введён в строй.
Агрегат аммиака «Аммиак-4» на заводе «Акрон» (Великий Новгород). Один из крупнейших в СНГ агрегатов по производству аммиака. Открыт 29 июля 2016 года.
Микроэлектронная фабрика Ангстрем-Т (Зеленоград). Крупнейший в СНГ завод производства микроэлектроники. Передовое отечественное производство полупроводниковых изделий по технологии 90 и 130 нанометров. Введен в коммерческую эксплуатацию в августе 2016 года.
Судостроительный комплекс «Звезда» (Приморский край). Крупнейшая современная гражданская верфь в России. Стратегически важный для Дальневосточного региона и отечественной судостроительной промышленности проект. Цеха, эллинги и доки комплекса позволят строить суда водоизмещением до 350 тыс. тонн. Первая очередь введена в строй в сентябре 2016 года.
Комплекс по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ-3) на Лебединском горно-обогатительном комбинате (Белгородская область). Крупнейшая в России и одна из самых мощных в мире установок по производству ГБЖ. Цех ГБЖ-1 был запущен в 2001 году, цех № 2 — в 2007-м. Третий цех запущен в июле 2017 года. Он может выпускать до 1,8 млн тонн брикетов в год. Общий объём производства ГБЖ на Лебединском ГОКе благодаря новому цеху составит не менее 4,5 млн тонн в год.