какие кружки должны быть в детском саду
Есть ли в муниципальных детских садах бесплатные кружки?
Объясняем, какие занятия в садиках могут быть платными, а какие обязаны проводить без доплат.
— Скажите, остались ли ещё в детских садах бесплатные кружки и занятия для детей? А то психолог – за деньги, логопед – за деньги, танцы – за деньги. Почему всё это платно? Разве этим специалистам не платят зарплату из бюджета?
У детских садов нет обязательства открывать бесплатные кружки для своих воспитанников, пояснили в администрации Кирова. Однако если учреждение ведёт какие-то занятия, это приветствуется.
Есть ли в детском саду тот или иной кружок, зависит от нескольких факторов. Во-первых, для проведения занятий в учреждении должно быть соответствующее помещение и специалист. Во-вторых, детский сад должен иметь возможность оплачивать работу педагогу, который будет вести новый кружок. Поэтому каждый детский сад самостоятельно принимает решение об открытии кружков в зависимости от своих возможностей.
Иногда родители сами просят открыть какой-либо кружок в детском саду. Если в садике есть помещение, специалист и деньги на его зарплату, то кружок могут открыть и он будет бесплатным. Если финансовой возможности доплачивать руководителю кружка у садика нет, то по желанию родители могут сами платить за занятия своих детей.
При этом в каждом детском саду должен быть бесплатный психолог и логопед. Эти специалисты работают с детьми в объёме, предусмотренном стандартом, пояснили в мэрии.
В мэрии отмечают, если в каком-то детском саду вам заявляют, что занятия с психологом и логопедом проводятся только платно, стоит обратиться с жалобой в департамент образования по телефону: 35-81-59.
1. В зависимости от своих возможностей детские сады могут открывать кружки, но это не является их обязательством.
2. Кружки могут быть бесплатными, если у садика есть средства на зарплату специалисту, либо платными, если денег на это нет.
3. Занятия с психологом и логопедом должны быть бесплатными. Если родитель хочет, чтобы его ребёнок встречался со специалистом чаще, чем это предусмотрено стандартом, то он должен будет оплатить дополнительные занятия.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Реализация системы кружковой деятельности в ДОУ
татьяна чернышева
Реализация системы кружковой деятельности в ДОУ
Реализация системы кружковой деятельности в ДОУ.
Главной идеей данной модели является создание и внедрение системы кружковой работы ДОУ направленной на развитие способностей и творческого потенциала детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, с учётом запросов всех участников образовательного процесса.
Организованная таким образом кружковая деятельность способствует созданию индивидуальности, привлекательности, конкурентоспособности образовательного учреждения.
Данная модель кружковой деятельности является одной из составляющих Программы развития МАДОУ д/с №298 на 2014 / 2019 годы, «Бусинка за бусинкой».
Педагогическое сообщество нашего ДОО всегда занималось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Работа кружков даёт возможность максимально приблизить к ребенку и его родителям, возможность получить базовое дошкольное образование, развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Исходя из вышесказанного, в ДОУ возникла необходимость объединения и систематизации внутригрупповых кружков, в общую систему кружковой деятельности детского сада с учётом интересов детей, педагогов и в соответствии с требованиями ФГОС.
Результатом этой работы стал данный проект,цель которого была определена как:
Создание и внедрение системы кружковой работы ДОУ направленной на развитие способностей и творческого потенциала детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, с учётом запросов всех участников образовательного процесса.
Были определены следующие ЗАДАЧИ:
1. Повышение компетенции педагогов по организации и внедрению кружковой работы с детьми.
3. Развитие инициативы и личностно-творческих способностей каждого ребёнка через систему кружковой деятельности и мероприятия различного уровня.
4. Расширение границ сотрудничества и сотворчества с семьями воспитанников в процессе реализации кружковой деятельности.
5. Развёртывание кружковой деятельности в ДОУ, как системы направленной на формирование имиджа ДОУ.
Организовывая кружковую деятельность, мы подразумевали, что
кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятийной, совместной деятельности, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду, под руководством взрослого (педагога) и определили основные правила и принципы организации кружковой деятельности:
кружки организуются и проводятся специалистами и воспитателями,
кружки создаются для детей с 3 до 8 лет, не дублируя ООП дошкольного учреждения, а усиливают и обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ,
кружковая работа проводится в ДОО 2-3 раза в неделю, в процессе совместной деятельности, во второй половине дня.
При организации деятельности кружковдетский сад учитывает:
интересы детей и добровольность выбора,
возрастные и индивидуальные особенности детей,
возможность решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада,
необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность,
нормы нагрузки на ребенка в соответствии снормами СанПиНа,
Организуя и внедряя систему кружковой деятельности,мы ожидали следующих результатов:
что будет создана система кружковой работы в ДОУ с учётом запросов, мнений и интересов всех участников проекта;
повысятся профессиональные компетентности педагогов, стремление реализовать свой творческий потенциал через апробацию новых вариантов образования дошкольников;
качественно и количественно повысится участие детей в различных мероприятиях разного уровня;
произойдёт выявление и сопровождение талантливых и одарённых детей в определенной деятельности;
расширится сотрудничества и сотворчества с родителями воспитанников;
в процессе организации и реализации кружковой деятельности с детьми пополнится развивающая предметно – пространственная среда групп и учреждения в целом;
проведённая работа будет способствовать формированию положительного имиджа ДОУ и его конкурентоспособности на «рынке» образовательных услуг.
Создание и внедрение системы кружковойработы ДОУ осуществлялось в три этапа:
На этом этапе проходило:
1. Изучение нормативно-правовой базы, обобщение и систематизация имеющегося методического материала и по кружковой работе.
2. так же проходило Выявление потребностей ОУ, детей,родителей в дополнительных образовательных услугах:
– через анкетирование педагогов ДОУ «Я знаю, умею, хочу научить»,
– анкетирование родителей «Дополнительное образование в детском саду,
– проведение мониторинга «Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ».
– Проводились персональные выставки педагогов,
– И групповые родителей собрания по данной тематике,
На этом этапе реализации проекта проходило
3. Изучение интересов и возможностей детей выбора ими кружка через:
– художественно – творческие выставки и педагогическое наблюдение.
4. также проводилась работа,направленная на повышения компетенции педагогов по данному направлению и включала в себя следующие мероприятия:
– психологические и музыкальные гостиные,
– «Школа творческого педагога».
– 5. Итогом всех вышеперечисленных мероприятий стало Составление педагогами ДОУ программ кружковой работы с перспективно-тематическое планированием и утверждение их на педагогическом совете.
На этом этапе проходило:
1. Реализация плана работы кружков на практике.
2. Обобщение и трансляция опыта работы педагогов на различных уровнях
-по итогам кружковой работы в группах через стендовую информацию, презентации, выставки, стенгазеты.
-проводились итоговые мероприятия группового и уровня ДОУ такие как концерт для родителей «Вот и лето пришло…»
спортивный праздник «Летние малые олимпийские игры»,
открытый показ для родителей «Детский фитнес», «Школа мяча», «Открытые уроки музыки»
Педагоги представляли свой опыт на выставке «УчСиб» 2015.
Презентуя проект «Изостудия «Рыжий кот» как средство для художественно – эстетического развития младших дошкольников», проект получил Малую золотую медаль.
3. И на этом этапе происходило Повышение профессиональных компетенций педагогов по организации кружковой работы с детьми.Было проведено:
Методическое объединение педагогов «Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности («Наш кружок»,
Консультация педагогов «Диагностика детской одаренности»,
Взаимопосещение кружковой деятельности
Заключительный этап – стал итоговым итоговыйэтапом реализации проукта:
май 2014г – август 2015г.
1. Анализировалась результативность работы кружков через повторное.
— анкетирование родителей «Дополнительное образование в детском саду,
— проведение мониторинга «Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ»,
— с последующим сравнительный анализом полученных данных,
-итоги реализации проекта подводились на итоговом педсовет «Реализация проекта «Имидж ДОУ»».
Одним из результатов реализации данного проекта можно считать то, что – два групповых кружкавышли на общесадовское пространство: танцевальная студия «Небесные ласточки», спортивный клуб «Детский фитнес»;
— три кружкавышли на одновозрастные группы: кружок по ПДД «Весёлый светофорчик» и кружок народно прикладного творчества «Народная кукла» вокальный кружок «Весёлые нотки», реализуется на группах среднего, старшего и подготовительного возраста. То есть, не вся группа посещает один кружок, а только дети которым это интересно и
— художественно эстетический кружок «Рыжий кот» осуществляет свою деятельность в группах младшего и среднего возраста.
Воспитатели двух групп под руководством инструктора физического воспитания, организовали кружки «Степ аэробика» и «Фитбол для малышей» взяв за основу деятельность общесадовского кружка «Весёлый фитнес».
Реализации проекта «Система кружковой работы в ДОУ»» завершилась в мае 2015 года. Можно утверждать, что задачи, поставленные в этом проекте, успешно реализованы и находят свое отражение в тех изменениях и нововведениях которые происходят в ДОУ.
За время реализации проекта Педагоги ДОУ повысили свою компетентность в вопросах организации кружковой работы, реализуясвой творческий и научный потенциал:
-более профессионально и творчески стали подходить не только к написанию планов кружковой деятельности, но и к их реализации, используя накопленный опыт,активнее участвуют в мероприятиях различного уровня:
— третий год педагоги ДОУ представляют свои методические разработки и практические умения на выставке УчСиб:
2013-2014г. Это мастер- классы «Спица – мастерица», «Киригами»,
В. 2015- 2016г. Победа педагогов ДОУ в районном этапе городского конкурса «Инновации в образовании»,
— Педагогами ДОУ проводились
— мастер – классы «Народная кукла», «Тестопластика», «Квилинг», «Модульное киригами».
— открытые показы: на районном методическом объединении воспитателей, в рамках сотрудничества с НПК №2.
— проводились творческие мастерские и с родителями,
Итоги анкетирования родителей в конце года («Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ») показали, что удовлетворённость родителей качеством работы ДОУ за период с 2013 по 2015 год возросла на 20%.
Согласно данным анкет для родителей «Дополнительное образование в детском саду» большинство родителей поддержали нас в создании системы кружковой работы с детьми. Результаты анкетирования показали, что родители хотят развивать способности своих детей, и считают что их можно раскрыть через кружковую работу в ДОУ.
По итогам работы с детьми ярче всего видно результативность воплощения в жизнь данного проекта по организацию кружковой деятельности, как одной из форм совместной деятельности.
Повысилось количество детей посещающих данные кружки в соответствии со своими интересами и желаниями.
Реализации проекта «Система кружковой работы в ДОУ» завершена в мае 2015 года. Задачи, поставленные в этом проекте, успешно реализовываются и в 2015-2016 учебном году, что находят свое отражение в тех изменениях и нововведениях, которые происходят в ДОУ.
В результате проделанной работы к 2016 году нами были получены следующие результаты:
— участие в городской конкурс «Первоцвет», три года подряд дети являются лауреатами данного конкурса, так же увеличилось количество детей принимающих участие в конкурсе.
— участие городской конкурс «Дорога будущего глазами детей», увеличилось количество участников, работы стали более качественными и разнообразными по технике исполнения
-в этом году семья воспитаницы нашего детского сада стала победителям конкурса «Мы с дорогою на ВЫ»
Дети под руководством педагогов активнее участвуют в конкурсах, концертах,праздниках проводимых в нашем детском саду:такие как
— концерты для родителей и детей,
-традиционные утренники и развлечения
Я считаю, что данная система работы по организации кружковой деятельности в ДОУ, способствует раскрытию потенциала и индивидуальности воспитанников.
Данная модель кружковой деятельности – «живая» модель, она видоизменяется и наполняется новым содержание каждый год, растёт и развивается вместе с детьми, мастерством педагогов, запросами родительского сообщества.
Проведенная работа способствует формированию положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения, завоеванию благожелательного отношения со стороны общественности, находящейся вне учреждения.
Разработанный и реализованный проект «Система кружковой работы в ДОУ» может быть применен в других образовательных учреждениях, которые испытывают актуальность и заинтересованность в данном направлении работы.
Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.
Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.
Фотоотчет о занятии кружковой деятельности «Снеговик» в старшей группе В старшей группе «Пчелки» прошло занятие кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Бумажные фантазии». Тема.
Фотоотчет о кружковой деятельности «Юные строители» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с кружковой деятельности «Юные.
Конспект занятия кружковой деятельности «Горох» в средней группе Возраст: 4-5 лет. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие. Задачи: закрепить знания.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в рамках кружковой деятельности «Подберезовик» Задачи: уточнить и расширить знания детей о съедобных грибах. Познакомить с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Учить детей скручивать.
Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.
Отчёт о кружковой деятельности «Мастерилка» Реализация современных образовательных технологий и вариативных программ в образовательном процессе ДОО Отчёт кружковой деятельности «Мастерилка».
Реализация инновационного проекта по конструктивной деятельности «Грузовой транспорт» (средняя группа) В рамках реализации опытной педагогической площадки по теме «Конструирование как приоритетное средство реализации ФГОС ДО» (согласно приказу.
Кружковая работа в детском саду
На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.
Значимость кружковой работы в ДОУ
Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.
Кружки выполняют несколько функций:
Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей
Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.
Кружковая работа может осуществляться для различных целей:
При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:
Виды кружков в детском саду
Вся кружковая работа делится на 4 направления:
Кружки по изобразительному искусству
Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.
Рисование — одно из самых любимых детских занятий
В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.
В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.
Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника
В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:
Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:
Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства
Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Каляка-маляка» в первой младшей группе
Видео: мастер-класс по пластилинографии
Музыкальные кружки
Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.
В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.
Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей
Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.
В вокальном кружке используются следующие средства:
Видео: концерт вокального кружка «Колокольчик»
Познавательная деятельность
Познавательные кружки развивают любознательность и мотивацию к обучению, расширяют кругозор. В младшей группе можно организовывать кружки по опытно-экспериментальной деятельности: «Маленькие исследователи», «Разноцветный мир», «Юные исследователи», в которых дети могут ознакомиться со свойствами песка, камня, воды.
В средней группе полезно вводить занятия с углублением в определённые сферы: «Занимательная математика», «Окружающий мир», «Экология». В старшей группе изучаемый материал усложняется и расширяется (например, «Юный фокусник»).
Таблица: перспективный план кружка «Кладовая природы» в средней группе
Физическое развитие
Кружки, помогающие в приобретении опыта в двигательной активности, развивающие понятие ценности здорового образа жизни, безусловно, нравятся детям. Кружок «Если хочешь быть здоров» предполагает обладание навыками гигиены в игровой форме, приучение к здоровому образу жизни. Детям необходима двигательная активность. Футбольный кружок, кружок бадминтона и т. п. в игровой форме помогут развить у детей координацию, получить эмоциональную разгрузку. Кружок по плаванию будет полезен для правильного физического развития дошкольников.
Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день
Таблица: календарное планирование по кружковой работе «Школа мяча» в старшей группе
Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ
Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия в кружке «Говоруша» в средней группе
В.: «А теперь давайте покажем обезьянке упражнения по гимнастике».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Улыбка».
В.: «Ребята, обезьянка удивлена. Покажите, как мы удивляемся?». Дети мимикой показывают эмоции.
Далее воспитатель читает детям сказку «Живые звуки»:
Далее проходит игра «Найди картинку». Раскладываются картинки на столе и формы облака, острова и озера. Ребята должны разложить картинки со словами со звуком О на соответствующие формы.
Отчёт о работе кружка в ДОУ
Отчёт о проделанной работе в кружке является обязательным документом в системе дошкольного образования. Обычно преподаватель представляет его в конце года. Указывается цель создания кружка и его задачи. Например, кружок «Умелые ручки» в старшей группе ДОУ имеет цель раскрыть творческий потенциал детей, привить любовь к изобразительному искусству.
Были поставлены следующие задачи:
Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.
Использовались разные формы проведения занятий:
В конце года дошкольники научились:
Фотогалерея: фотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группе детского сада
В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.