какие курсы по маркетингу выбрать
Как выбрать онлайн-курс по маркетингу и не остаться без штанов
Интернет-курсы по маркетингу стоят дорого. Чему научат, – непонятно, пока не закончишь. Рассказываю, на что обратить внимание, чтобы курс был полезным, а деньги не улетели в трубу.
Жанры
Курсы бывают трех с половиной жанров. Сразу скажу, что не знаю, какой лучше. Обратите внимание на особенности курсов в разных жанрах.
Авторский курс
Авторские курсы обычно ведет один человек. Например, хороший специалист, который решил поделиться своими знаниями. Обычно они интересны в двух случаях.
Авторы курсов часто пытаются выдать себя за специалистов первого типа. Не ведитесь. Крутые спецы редко ведут онлайн-курсы. Просто у них обычно есть маленькая команда тщательно отобранных подмастерьев, которых им учить интересно. Вести онлайн-курсы им неинтересно и незачем. Но иногда такое действительно бывает.
Если встретили автора курса, который рассказывает о своей крутизне, посмотрите его портфолио. Есть ли там действительно выдающиеся работы? Всероссийского или мирового уровня? Есть ли у него брендовые клиенты? Писали ли о нем крупные СМИ? Если нет, его профессиональный опыт особой ценности не имеет. Увы.
Курс от крутого спеца – это скорее продвинутый уровень. Если вы учитесь профессии с нуля, будет важнее количество времени, которое автор готов вам уделить.
Из преимуществ, авторские курсы обычно дешевле курсов компаний и онлайн-университетов. С другой стороны, их сертификаты обычно ниже ценятся работодателями. Просто если работодатель никогда не слышал об авторе курса, то и сертификат на него особого впечатления не произведет.
На что обратить внимание при выборе авторского курса:
Инфобиз
Инфобиз – это такой подвид авторского курса.
Вообще, инфобизнес – это продажа информации, как следует из названия. В широком смысле под это определение подходим и мы, и «Текстерра». Но обычно под этим словом подразумевают тренинги и коуч-сессии.
В первой версии этой статьи я написала, что это однозначно плохо, но… какого черта? Не все так однозначно.
Образовательная и бизнес-литература делится на две категории: обучающая и мотивирующая. Обучающая дает много полезных и практичных знаний. Мотивирующая вдохновляет, рассказывает кейсы и истории успеха, доступно объясняет идеи.
Мотивирующие книги обычно интересные, от них глаза горят, хочется все бросить и бежать реализовывать советы. Но когда доходит до дела, оказывается, что практической информации в них мало, потому что не всегда понятно, как именно применять эти знания.
Это раньше творческому человеку нужно было бороться за каждого зрителя. А теперь аудиторию можно найти одним щелчком! Просто выложи свои работы в интернет и сразу найдешь поклонников и единомышленников!
Пример мотивирующего текста. Только уточните, пожалуйста, где именно выкладывать, как выделиться из общего информационного шума и сколько денег нужно на раскрутку своей страницы.
Лучше всего для продвижения творческой страницы подходят «Инстаграм», «Фейсбук» и «Пинтерест». Подробности о работе с этими соцсетями смотрите на странице 15.
Здорово, но читать сухую инструкцию очень скучно. Вдохновляющий текст без подробностей был веселее.
Дело в том, что цель мотивирующих книг и тренингов – снять психологические блоки и рассказать, что все не так страшно, как вам кажется. Но когда дело доходит до реальной работы с сервисами, приложениями и аудиторией, оказывается, что это все же сложно. Не получается одновременно давать подробные инструкции по муторной и напряжной работе и рассказывать, что это изи-изи.
Из людей, которые умудрились совместить оба подхода, я знаю только Артемия Лебедева и Максима Ильяхова, но и то с купюрами. В маркетинге инфобиз представлен курсами типа:
Обратите внимание на две вещи:
Давайте понимать, что быть крутым специалистом ≠ зарабатывать много денег. Особенно, если вы фрилансер. Это разные сферы. Хотим зарабатывать – идем на тренинг по продажам. Хотим быть специалистом – идем на курсы по специальности. Если все мешается в одну кучу, есть сомнения в честности ведущего курсов.
Ну и у «Хедхантера» другое мнение о заработке среднего специалиста по SMM:
Мораль. Можно сходить на такие курсы, если вам грустно и вы страдаете от низкой самооценки. Но не стоит верить, что вас там научат быть крутым специалистом.
Курсы компаний и онлайн-университетов
Сюда относятся курсы «Нетологии» или «Тичлайна».
Прервемся на рекламную паузу 🙂
Поехали дальше. Такие курсы похожи на авторские, но обычно их ведет несколько человек. В чем особенность? В последнее время маркетинг стал таким сложным, что один человек не может быть специалистом во всех его направлениях. Поэтому курсы компаний и онлайн-университетов обычно ведут узкие специалисты в разных тематиках. Это хорошо с точки зрения углубления знаний.
Если курсы дорогие и от известных брендов, их сертификаты могут котироваться будущими работодателями при приеме на работу.
Обычно у них и уровень выше, чем у авторских. Чаще всего маркетинг строится не на личности отдельного специалиста, а на командной работе: слишком сложно одному человеку вникнуть во все тонкости этой профессии.
Из недостатков, на таких курсах обычно довольно много учеников, поэтому преподаватели не могут уделить внимание каждому в отдельности.
На что обратить внимание при выборе курса компании или онлайн-университета:
МООК (массовый открытый онлайн-курс) чаще всего можно встретить в открытых онлайн-университетах вроде Coursera.
Обычно вся теоретическая информация там дается бесплатно. Платить нужно только за проверку домашних заданий и сертификат, да и то не всегда. Очень часто в таком формате свои курсы выкладывают университеты.
Подвохов тут может быть два.
На что обратить внимание
Вся теоретическая часть в МООК обычно бесплатна, поэтому их проще оценить, чем курсы других видов.
Резюме. Как оценивать курсы
Учебный план. Если его нет в свободном доступе, не ходите на этот курс. Если есть, оцените конкретность тем и то, насколько они вам нужны. Если названия расплывчатые и непонятно, о чем будет лекция, ставьте курсу минус балл.
Преподаватели. Кто эти люди? Заслуживают ли они внимания? Они разбираются в своей теме? Тут можно провести небольшое расследование и поискать соцсети преподавателя. О чем он там пишет? Много ли у него подписчиков? Заслуживают ли внимания его работы? Чем занимается компания, где он работает? Если о преподавателе нет никакой информации, ставьте минус балл.
Практические задания. Если их нет, не ходите на этот курс. Вам поставят только оценку или дадут развернутый комментарий с указанием ошибок? Можно ли обратиться к преподавателю с вопросом, если что-то не получается? Дадут ли возможность исправить ошибки и снова отправить работу на проверку? Об этом обычно не пишут на сайтах, поэтому лучше напишите вопрос в службу поддержки.
Сертификат. Тут сложно что-то сказать. Сертификат – не диплом, однозначного пути в профессию не даст. Но он может котироваться работодателями, если выдан известной компанией. Скажем, сертификат курсов «Яндекса» однозначно даст вам преимущество на собеседовании.
Отзывы. Не верьте отзывам полностью. Плохой отзыв может оставить троечник, а хороший – наемный копирайтер. Смотрите лучше на то, что ругают и что хвалят. Если много отзывов типа: «Великолепный курс, он перевернул весь мой мир! Теперь я не боюсь быть маркетолом!», речь может идти об инфобизе.
Все это действительно поможет?
Не факт. Даже хорошие по всем показателям курсы могут на деле оказаться бесполезными. Но следование рекомендациям здорово повысит ваши шансы на то, что знания окажутся полезными.
P. S. Я написала эту статью с корыстной целью привлечь внимание людей, интересующихся образованием. Заходите в блог TeachLine. Я там много пишу о том, как учиться, чему учиться и зачем учиться.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как правильно выбрать курсы по онлайн-маркетингу
Артём Кашехлебов, преподаватель курса «Директор по онлайн-маркетингу», основатель брендингового агентства SENSESAY и брендолог агентства PINKMAN, рассказывает, в чем заключаются особенности работы маркетолога в стартапе, как отличить хороший курс по маркетингу от посредственного и почему не стоит стремиться к преподавателям высшей школы. Источник — Rusbase.
Когда в компании есть штат маркетологов во главе с директором, каждый занимается сферой, на которой специализируется. Пока один создает креативные концепции, второй ищет новые рекламные каналы, третий настраивает метрики и строит гипотезы.
Если в компании всего один маркетолог, а она сама — недавно родившийся стартап, то такому специалисту нужно совместить много разных компетенций. Первое, что должен сделать маркетолог в новом проекте — это свериться с общей бизнес-стратегией компании и поставить цели. Сформулировать их по методике SMART, и на их основе выстроить четкие KPI. Например:
Важно, чтобы все цели были конкретными и оцифрованными.
Когда команда определяется с целями, следующий шаг — разбить каждую цель на маленькие задачи, чтобы позже распределить их среди подрядчиков, агентств, фрилансеров и других сотрудников, которые неизбежно появятся в проекте.
Получается, один специалист становится ответственным за все функции, которые выполняет маркетинг. Ему необходимо уметь работать с трафиком, аналитикой, проводить исследования, обладать стратегическим видением, заниматься разработкой позиционирования и организовывать других людей. Если такой человек уйдет учиться на месяц-два, маркетинг в компании без него просто встанет.
С другой стороны, сегодня так быстро развиваются технологии и интернет-маркетинг, что если остановиться в обучении, специалист потеряет актуальность уже через полгода–год. Поэтому, очевидно, если маркетолог у вас один, необходимо искать формат, предполагающий совмещение работы и обучения.
Про фундаментальное образование в интернет-маркетинге
Конечно, маркетолог должен иметь базу из достаточно продолжительного образования.
В классические программы высшего образования для этой специальности я бы не советовал обращаться. На сегодняшний момент есть программы годичные, двухгодичные, где обучение проходит вечерами и фактически не мешает работать.
Ничто не мешает специалистам получить фундаментальные знания в области интернет-маркетинга с помощью большого курса, а дальше постоянно освежать их различными интенсивами, небольшими онлайн-курсами на две-три недели, знаниями из конференций, статей, интервью.
Советую стараться максимально извлекать информацию из уст практиков и людей с опытом.
Я сам посвятил много времени бесконечному прослушиванию подкастов. Например, «Рунетологии» Максима Спиридонова, куда он приглашал специалистов отрасли, интернет-стартаперов, специалистов по маркетингу. Я слушал и по крупицам формировал представление об инструментах и подходах.
Про формат обучения
Рынок предлагает множество вариантов, в зависимости от возможностей и наличия времени у студента. При этом специалист сам распределяет время, варьирует степень занятости и вовлеченности в обучение.
При этом важна работа в группе. Во-первых, в этом формате люди знакомятся, открываются и понимают кто чем занимается. Любая программа обучения — это в том числе и перспективный список контактов. К примеру, общение студентов «Нетологии» происходит в закрытых группах в FB даже после окончания учебы. Специалисты делятся опытом и предлагают к обсуждению свои рабочие задачи, совместно находят решения.
Когда вы закончите обучение и разойдетесь по разным проектам, у вас останется список контактов. Вы всегда можете кого-то позвать к себе на работу или, наоборот, кинуть свое резюме, если освободились. Это рационально и выгодно.
Во-вторых, обмен опытом — бесконечно полезная история. В различных сферах, бизнесах, типах проектов применяются свои методики по генерации трафика, повышению конверсии, снижению себестоимости привлечения аудитории и так далее. Какие-то механики работают в одной сфере так, в другой — иначе или не работают вовсе. Чем больше вы будете видеть разных подходов, тем шире будет ваша специализация как интернет-маркетолога и профессионала.
Чему учат на курсах маркетинга
Необходимая база: стратегия, тактика, аналитика, финансовый анализ.
Теория маркетинга. В усеченном, но концентрированном формате. Без фундаментального теоретического блока специалист не будет обладать нужной терминологией и системой знаний.
Стратегии маркетинга и брендинг. Специалист должен представлять, что такое позиционирование, как строится коммуникационная, креативная, медийная стратегии. И что в основе этого всегда лежит уникальность вашего продукта, его отличие от конкурентов.
Инструменты продвижения:
Бесконечное количество инструментов, преимущества которых должны быть четко донесены.
Аналитика и исследования. Если специалист будет комплексно работать над проектом, ему нужно измерять результаты достижения при работе с теми или иными инструментами. Это Google Analytics, Яндекс.Метрика — как минимум. И ряд инструментов, связанных с мониторингом и упоминанием проекта в диджитал-пространстве (Wobot, IQBuzz, YouScan).
Финансовая грамотность, юнит-экономика. Специалист по маркетингу должен понимать, что клиента можно купить не за любые деньги: есть ограничения, они продиктованы бизнес-моделью и бюджетом.
Как это работает в жизни? Стартап N рассчитывает собственную бизнес-модель. Обычно компании составляют расчеты на базе постоянных и переменных расходов. И здесь возникает вопрос: будет ли стартап N включать в переменные расходы маркетинг или нет, а также ФОТ отдела маркетинга? И будет ли он учитывать в постоянной расходной части аренду офиса и зарплату уборщика.
Посчитаем. Услуга стартапа N на рынке стоит тысячу рублей. При этом только расходы на ее оказание равны 500 рублей. Расходы на маркетинг в расчете на одного платящего клиента — 300 рублей. Получается, что экономика 1000 — 500 — 300 = 200 рублей. Вроде бы выгодно, но в вашей расходной статье есть ФОТы, постоянные расходы на ПК, офис и налоги, и получается что клиент стоит бизнесу не 300, а 550 рублей.
Теперь экономика проекта становится совершенно иной: 1000 — 500 — 550 = — 50 рублей.
С первого взгляда нам кажется, что в таком бизнесе есть только убыток.
Но если учесть, что пожизненная стоимость среднего клиента (LTV) в вашем бизнесе составляет 5 тысяч рублей, а расходы на маркетинг для такого клиента уменьшаются с 300 до 50 рублей, то экономика получается совсем другая:
1000 х 5 — 500 х 5 — 300 х 1 — 50 х 4 — 250 х 5 = +750 рублей прибыли с клиента.
Организация маркетинговой деятельности. Работа с подрядчиками: как правильно брифовать агентство, какой результат ждать, как выстраивать работу команды изнутри. Этих навыков часто не хватает молодым стартаперам.
Как выбрать хорошие курсы
Обязательно обращайте внимание на то, кто преподает.
Если вы видите, что больше 30% спикеров — преподаватели старого поколения, «высшей школы» — такое образование будет носить теоретический характер, и интернет-маркетолог не получит на выходе базу практических знаний.
Но еще коварнее, если на курсе сосредоточено огромное количество ярких звезд от интернет-маркетинга и стартаперского сообщества: известные люди и миллионеры. Такие курсы дают очень мощный заряд мотивации, предпринимательской энергии, который поможет вам состояться как руководитель и стартапер. Но если идете за практическими знаниями, лучший выбор — узкоориентированные специалисты.
Обратите внимание, где преподаватель сейчас работает, как давно, насколько его имя фигурирует в различных обзорах, связанных с этой темой, насколько спикер авторитетен в своей узкой области. Скажем, кто-то занимается трафик-менеджментом и отвечает за контекстную рекламу в крупном интернет-магазине. Очевидно, что этот человек знает больше, чем многие другие про контекстную рекламу в блоке e-commerce.
Ищите курсы, где присутствуют пара-тройка ярких звезд, которые замотивируют и не дадут соскучиться, но в большей степени преподают, так называемые «инструменталисты» — люди, хорошо знающие свою узкую специфику.
Какого специалиста мы получим в итоге
Когда знаний недостаточно, специалист ведет себя хаотично: сегодня он занимается креативом, через два часа — A/B-тестом, послезавтра — что-то меряет аналитикой.
Когда человек образован, у него появляется системный подход. Он будет выстраивать работу последовательно и четко. Начинать с целей, двигаться в выбранном направлении, понимать какими инструментами и кто решает какую задачу: сроки, дедлайны, исполнители, ответственные.
И, конечно, проявления творческого начала. Благодаря работе в группе, спикерам и большой начитанности, у специалистов после обучения появляется множество идей. И они, как правило, стремятся их активно внедрять. Для начала рекомендую записывать все гипотезы и идеи, которые появляются у студентов, позже вам не придется тратить время на поиски нового, вы сможете использовать записанное.
Если человек проучился в правильном месте, от него стоит ожидать системного подхода, инициативы и новых идей.
Я обращаюсь к руководителям проектов, которые видят таких специалистов: не нужно, пожалуйста, тормозить этот процесс. Вы же их послали за новыми знаниями. Дайте попробовать им это реализовать. В рамках разумного и не сливая бюджеты.
Комбинируйте
При этом курсы — не панацея. Необходимо комбинировать.
Важно сформировать правильный набор материалов и литературы, которые позволят специалисту совершенствоваться самостоятельно.
Комбинация материалов в виде литературы, онлайн-интенсивов, которые можно смотреть в удобное время, и по возможности хорошие вечерние курсы в бизнес-школе — всё это комплексно будет прокачивать специалиста.
Современный маркетолог должен балансировать: постоянно работать и постоянно обучаться. И никогда не останавливаться.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Где учиться интернет-маркетингу: подборка онлайн-школ
Vc.ru, привет! Делюсь личной болью: решила изучить интернет-маркетинг, загуглила и потерялась в ссылках.
Зная, каким мучительным бывает выбор, сделала подборку качественных онлайн-платформ для обучения. Поехали)
Интернет-маркетолог обеспечивает привлечение клиентов, постоянно мониторит рынок и внедряет в работу новые инструменты. Он продвигает бизнес своих клиентов с помощью рекламных каналов: контекстной, таргетированной и других видов рекламы — и анализирует то, насколько эффективно они работают.
Imba — онлайн-университет современных профессий. Автором программы по интернет-маркетингу выступает агентство Ingate, которое работает с клиентами c 2000 года, реализовав за это время более 7 000 проектов. Именно многолетняя практика работы агентства в интернет-маркетинге позволяет создать онлайн-курс, который соответствует потребностям современного рынка.
В программе дается много рабочих инструментов интернет-маркетолога, которые, кстати, постоянно обновляются — это немаловажно в такой динамичной сфере. У Imba представлена профессия по интернет-маркетингу как для новичков, где дается сама база, так и для специалистов смежной сферы, которые хотят получить новые скиллы.
После обучения студент сможет, в числе прочего, составлять медиапланы и оценивать эффективность рекламных каналов. «А что потом?», — спросите вы. У каждого студента будет готовый проект, своеобразное портфолио — его можно показывать будущим работодателям. В Imba учат и грамотно представлять свои проекты — для этого проводят профессиональные HR-консультации с обратной связью для каждого студента. Выпускники также могут начать работу и в компании Ingate.
Организаторы курсов делятся несколькими лайфхаками по онлайн-обучению: не бойтесь задавать вопросы, чаще делайте заметки от руки, устанавливайте цели на неделю и месяц — так вы с большей вероятностью пройдете курс до конца и извлечете из него максимум пользы.
Длительность: 1 год
Стоимость: 117 600 рублей, рассрочка без первого взноса
Skillbox предлагает научиться планировать рекламные кампании, создавать классические лендинги на Tilda, определять подходящие каналы маркетинга и оценивать потенциал трафика в проектах.
За время обучения студенты познакомятся с 18 тематическими модулями, пройдя 152 онлайн-урока. Они также смогут увидеть и услышать гуру маркетинга — Skillbox приглашает топ-менеджеров крупных компаний проводить курс. Например, среди преподавателей курса — Елена Пяткова, руководитель направления клиентской онлайн-аналитики «Альфа-Банка», и Ильяна Левина, директор по маркетингу «Скобеев и Партнеры».
Нельзя не отметить, что Skillbox проводит и бесплатные 3-дневные интенсивы, с помощью которых можно понять — хотите ли вы стать интернет-маркетологом, или вам стоит попробовать реализоваться в другой сфере. Об этих программах можно узнать из еженедельной рассылки онлайн-школы.
Стоимость: 150 000 рублей
Длительность: 6 месяцев
По словам организаторов, «Задача программы — помочь на практике освоить навыки интернет-маркетолога и погрузить вас в специализацию, которая откроет новые возможности в карьере». В Нетологии предлагают научиться проводить исследования, работать с аналитикой, рассчитывать KPI для успешного развития проектов — а главное, составлять маркетинговые стратегии. Обучение заточено на развитие глубоких исследовательских навыков, которые важны не только в маркетинге, но и в любой сфере деятельности.
Программа состоит из двух ступеней и модулей для повышения квалификации. Первые 5 месяцев — это базовая программа по интернет-маркетингу, которую проходят все студенты. Дальше вы уже выбираете свою специализацию на следующие 4 месяца обучения: контекстная реклама, SEO-специалист, таргетолог или SMM-специалист. Для самых мотивированных студентов есть еще бонусный модуль по созданию лендингов.
Нетология подготовила и бесплатный интенсив «Основы интернет-маркетинга: старт в профессии» для тех, кто хочет еще раз убедиться, что ему необходимо развить свои скиллы именно в этом направлении. В курсе для начинающих Нетология подготовила квизы, тесты и лекции. С помощью этих инструментов можно понять, какие знания нужны на старте карьеры — и какие из них, возможно, у вас уже есть, а какие еще предстоит приобрести.
Продолжительность: 9 месяцев
Цена: 120 000 рублей
В Яндекс практикуме за 8 месяцев обучения вы сможете серьезно прокачать свои аналитические навыки. Студенты изучают процесс запуска рекламных кампаний с нуля, механику определения целевой аудитории, построения финансовой модели и анализа воронки.
Конечно, учиться новому бывает трудно — занятия на этом курсе требуют посвятить им как минимум по 10 часов в неделю. Однако у Яндекс.Практикума есть несколько инструментов, с помощью которых они поддерживают студентов на расстоянии: чат с участниками курса, наставники и кураторы. Онлайн-школа сформировала вокруг себя настоящее студенческое комьюнити: многие студенты совмещают учебу и работу, поэтому выполняют задания ночью — и как раз тут на помощь приходят товарищи из сообщества, которые могут объяснить темы, показавшиеся сложными.
Кстати, Яндекс. Практикум позаботился о тех, кто только встает на путь развития в интернет-маркетинге — и подготовил бесплатный вводный курс. Учиться на нем вы можете в свободном темпе в онлайн-тренажере — и можете рассчитывать на оперативную обратную связь от кураторов.
Длительность курса: 14 месяцев
Стоимость: 112 000 рублей
В GeekBrains, помимо того, что дают знания по интернет-маркетингу, отдельное внимание уделяют развитию студента. Например, для каждого участника курса выделяется аккаунт-менеджер, который помогает освоиться на онлайн-платформе, и HR-менеджер — тот помогает составить резюме после окончания курса.
Интересно, что у GeekBrains в договоре прописана гарантия трудоустройства. Во время обучения студенты разрабатывают группы в социальной сети и наполняют их контентом — это в конечном итоге может стать частью портфолио учащегося. Отдельное внимание на курсе уделяют методам привлечения целевой аудитории — для этого используют опыт успешных интернет-компаний.
GeekBrains формирует мышление маркетолога — это необходимо для управления рекламными кампаниями как малого бизнеса, так и крупных холдингов.