какие куртки носили скинхеды
Бритоголовый шик В России их считают нацистами. В Британии они иконы стиля
«Лента.ру» начинает цикл материалов о субкультурах и их влиянии на мир моды со скинхедов. В нашей стране эта субкультура неразрывно связана с национализмом и расизмом, а одетого, как скинхед, не пустят в приличное место. Но в Европе, особенно в Британии, стиль скинхедов предпочитают и дизайнеры, и селебрити. Как так?
Парни с деньгами
Скинхеды, как впрочем и все субкультуры и контркультуры, — послевоенное явление. Поколение беби-бумеров противопоставляло себя своим родителям и старалось всячески выделиться из общественного мейнстрима. С другой стороны бумеры стали первым за долгие годы поколением, которое росло в относительном достатке. Война и Великая депрессия остались в прошлом, в большинстве стран Европы и США наблюдался устойчивый экономический рост, работы хватало на всех, и молодые люди могли беззаботно тратить деньги на себя.
В Британии это привело к появлению целого ряда молодежных субкультур, уделявших огромное внимание своему стилю и внешнему виду. Субкультуры рождались и умирали, плавно перетекая друг в друга и адаптируя новые тренды. Первыми были тедди-бойз — представители рабочего класса, пытавшиеся подражать денди эпохи короля Эдуарда VII. Тедди-бои носили брюки-дудочки, сюртуки и бабочки, слушали блюз и рок-н-ролл. Впрочем, стильный внешний вид не мешал им регулярно драться с представителями других субкультур и вступать в конфликты с полицией.
Век тедди-бойз был скоротечен — субкультура была популярна с 1954-го по 1958 год. На смену тедди-боям пришли моды. Сокращение моды происходит от модернистов — любителей модерн-джаза вроде Дэйва Брубека, Чарли Паркера и Майлза Дэвиса. На деле же во времена пика своей популярности моды слушали далеко не джаз, а The Beatles, The Rolling Stones, The Who и другие рок-группы 60-х. К середине десятилетия моды начали увлекаться ямайской музыкой ска и регги.
Моды гоняли на мотороллерах Vespa и Lambretta, тюнинговали их, дрались с рокерами, предпочитавшими мотоциклы, до утра засиживались в кофейнях и уделяли колоссальное внимание одежде. Большую часть денег моды спускали на сшитые по заказу костюмы у портных с Карнаби-стрит и района Кингс Роуд. Оставшиеся фунты уходили на рубашки с воротником баттон-даун, кашемировые джемперы с V-образным вырезом, челси и лоферы.
Со временем в движении модов появились ответвления, отрицавшие их щегольскую эстетику. Во второй половине 60-х моды разделились на софт-модов, которых еще называли пикок-моды (от англ. peacock — «павлины»), и хард-модов. Последние не желали подражать богатым представителям богемы, а старались всячески подчеркнуть свое пролетарское происхождение. Дело, конечно, было не в социальной позиции, а в банальной нехватке денег на дорогую одежду — к хард-модам относилась молодежь из самых бедных пригородов Лондона. К концу десятилетия звезда субкультуры софт-модов закатилась, а хард-моды сменили имя. За характерные бритые головы их стали называть скинхедами.
Лучшие друзья негров
В России репутация у скинхедов хуже некуда. И пусть времена погромов и массовых драк остались в далеком прошлом, но человек с бритой головой, в ботинках Dr. Martens и подвернутых джинсах по-прежнему вызывает у окружающих тревогу. При этом мало кто знает, что в Англии среди скинхедов первой волны было много темнокожих, а на стиль субкультуры огромное влияние оказали ямайские рудбои.
Все дело в том, что субкультура скинхедов возникла в бедных восточном и южном пригородах Лондона, основным населением которых были белые рабочие и темнокожие мигранты из Вест-Индии. Трудно поверить, но в середине 1960 годов легендарный Боб Марли одевался, как типичный мод, а затем хоть и отрастил дреды, но был куда ближе к хард-модам, чем к раста-культуре.
Именно ямайцы, которые преобладали среди темнокожих лондонцев, привили скинхедам любовь к музыкальным стилям ска и раннему регги, а вместе с ними и к определенной одежде. Фактически стиль скинхедов первой волны представлял собой микс гардеробов софт-мода и рудбоя. От первых скины взяли рубашки баттон-даун в клетку, поло, мохеровые костюмы и тонкие подтяжки, а от последних — массивные рабочие ботинки, подвернутые джинсы Levi’s Sta-prest и шляпу порк-пай.
Но был и третий источник стиля скинхедов — фанатское сообщество. В южной части Большого Лондона расположены четыре из 15 футбольных клубов столицы Великобритании: «Уимблдон», «Кристал Пэлас», «Миллуолл» и «Чарльтон». Футбольные матчи с участием этих клубов были особенно горячие. Драки между фанатскими группировками до и после матчей, столкновения с полицией прямо на стадионе во время игры были обычным делом.
Именно регулярные драки и привели к появлению мощных армейских ботинок, бритых черепов и курток-бомберов. За короткие волосы невозможно было схватить в драке, тяжелые ботинки усиливали удары, а легкие ветровки-бомберы позволяли выскальзывать из захвата. Несмотря на начавшее закрепляться за хард-модами прозвище скинхеды, налысо в 1960-е никто не брился — на голове всегда оставался короткий ежик.
Популярность скинхедов стала столь велика, что группа Slade сделала лук скинхедов своим концертным образом и использовала этот образ в своей маркетинговой стратегии. Со временем движение скинхедов первой волны начало распадаться. Из него выделились сьютхеды, которые носили длинные волосы и несколько вернулись к внешнему виду модов, и бутбои, большинство из которых составляли футбольные хулиганы.
Вторая волна
Многие субкультуры заканчиваются примерно одинаково — ее представители взрослеют, богатеют и перерастают свое молодежное увлечение. То же самое случилось и со скинхедами первой волны. Они все реже появлялись на улицах, все больше времени уделяли работе и семье. Однако субкультура скинхедов не умерла, а трансформировалась. Впрочем, скинхедов первой и второй волн объединяли лишь отдельные элементы стиля. Социальная же база движения была совсем разной.
Если хард-моды были продуктом экономического бума конца 1950-х, то скинхеды второй волны — детьми экономической рецессии 1970-х годов в Британии. Во многом именно проблемами в экономике и был вызван расизм новых британских скинхедов. Мигранты для них были уже не коллегами по работе на заводе, а конкурентами за рабочие места, которых становилось все меньше. Депрессивные районы росли и множились по всей Британии.
Ультраправый ребрендинг
Еще недавно национал-социалиста или правого скинхеда сразу выдавал внешний вид. Куртка «бомбер», высокие ботинки, бритая наголо голова. Мода меняется, но, как бы ни менялся внешний вид, несмотря на отсутствие бритых голов и свастичных символов на рукаве, внутренний мир правой молодежи остается прежним.
С 1945–47 годов в Австрии и Германии законом (Wiederbetätigungsverbot) категорически запрещено восстановление нацистских организаций, а также полное или частичное использование символики Третьего рейха. В отличие от скандинавских стран наказание за нарушение этих запретов более суровое – высокие штрафы и даже тюремное заключение. Однако радикально настроенные ультраправые находят способы обходить закон.
«Неоодежда» для правой молодежи
Однако запреты на использование нацистской символики, повышенное внимание со стороны полиции к «бритоголовым», наравне с естественным ростом материального благосостояния последних (речь сегодня не идет об английских докерах и заводских рабочих начала 60-х, с которых все началось), заставили ультраправых скинхедов пересмотреть свой внешний вид. Современная униформа национал-социалиста – это тщательно подобранный гардероб, где каждый бренд говорит сам за себя. Совершенно не обязательно носить повязки со свастикой или кричащие значки с нацистской символикой, достаточно подобрать одежду определенных марок.
С формальной точки зрения – все по закону…
Одежда бренда «Thor Steinar», который стал одним из популярных производителей «униформы» для представителей правой субкультуры.
Фирма имеет весьма «скандальную репутацию», так как использует стилизацию под традиционную военную форму одежды времен Третьего рейха. Логотип фирмы, а также многочисленные принты являются комбинацией германских рун. Тема язычества подчеркивается используемыми элементами германской мифологии (такими как ворон, волки, имена богов — Тор, Балдер и других). В результате одного из разбирательств в 2004 году государственным судом города Кенигс-Вустерхаузен (Германия) было вынесено решение о конфискации изделий с логотипом торговой марки на всей территории ФРГ. Непосредственно после запрета марки «Thor Steinar» в Германии аналогичные меры были приняты и в Чешской Республике.
В 2006 году, в связи с незаконным изображением норвежского флага на одежде «Thor Steinar», правительство Норвегии призвало фирму к ответу. Флаг страны является символом норвежской демократии, но ассоциируется и с германскими народами, и поэтому стал жертвой злоупотребления со стороны ультраправых скинхедов.
Одежда марки Lonsdale популярна в субкультуре традиционных скинхедов и футбольных фанатов. Эта марка стала популярна также среди национал-социалистов, что отчасти объясняется тем, что когда футболка с этой надписью видна из-под расстёгнутой куртки, прохожим заметны только буквы NSDA, что почти соответствует аббревиатуре национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Негативный имидж среди антифашистов, геев и мигрантов этой марки стал причиной прекращения её продаж в ряде европейских магазинов.
Для восстановления своего имиджа марка запустила весьма сомнительную акцию Lonsdale Loves All Colours, в ходе которой одежду Lonsdale рекламировали чернокожие модели, а также спонсировала иммигрантские сообщества и кампании в защиту прав геев
Бренд «Consdaple» был основан Францем Глазауером (Franz Glasauer), долгие годы руководившим немецкими ультраправыми партиями «NDP» и «Die Republikaner». Конструкция слова «Consdaple» напоминает английское понятие «constable», обозначающее «охрана», и содержит ряд букв «NSDAP» (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Если у логотипа «Consdaple» закрыть две первые и две последние буквы (например, расстегнутой кожаной курткой), то на виду останется сочетание букв «NSDA» или «NSDAP». Дизайн напоминает бренд «Lonsdale», чью одежду также носят в правой среде, однако «Lonsdale» давно борется с этим имиджем и даже участвовал в кампаниях против правой молодежи.
Одежду от «ультраправых производителей» можно купить и через Интернет. Эта услуга пользуется большой популярностью среди заинтересованных покупателей: ведь «виртуальный» магазин, в отличие от реальных, не попадает под наблюдение полиции.
Руководство клуба «Герта» немецкой Бундеслиги официально запретило посещать матчи команды болельщикам, представляющим правые экстремистские организации. В перечень запрещенных брендов, по которым идентифицируют правых экстремистов, вошли все те же «Thor Steinar», «Consdaple» и «Lonsdale».
Берлинская полиция также получила «черный реестр» марок, запрещенных к ношению самими сотрудниками правопорядка в служебное время, и этот список значительно шире: «Fred Perry», «Ben Sherman», «ACAB», «Alpha Industries», «Consdaple», «Lonsdale», «Pit Bull», «Outlaw», «Troublemaker» и «Thor Steinar».
Полиция не раз убеждалась, что люди, участвовавшие в нападениях на мигрантов, часто носят одежду «Thor Steinar». В связи с этим магазины, продающую одежду этой марки, находятся под пристальным наблюдением полиции. На государственном уровне, однако, закон о запрете «Thor Steinar»
Цифры 88 и 18 часто встречаются в неонацистской среде как закодированные буквы алфавита. 88 – HH – это аббревиатура, обозначающая Heil Hitler, a 18 – AH – Adolf Hitler. Чаще всего такую одежду выбирают не случайно, а чтобы продемонстрировать свою принадлежность к конкретной идеологии. Однако случается, что человек не знает о том, что означают цифры на его футболке. Так что при выборе одежды нужно быть внимательнее, а то полицейские могут принять за ультраправого. ©
Субкультура скинхедов как направление в моде
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://i1.wp.com/soberger.ru/wp-content/uploads/2017/03/Субкультура-скинхедов.jpg?fit=300%2C191&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/soberger.ru/wp-content/uploads/2017/03/Субкультура-скинхедов.jpg?fit=911%2C580&ssl=1″/>
Изначально субкультура скинхедов никаким образом не была связана с политикой, национальный уклон появился лишь в конце 70-х годов (скинхеды «второй волны»). Движение скинхедов «первой волны» родилось из другой субкультуры –модов и первоначально так и называлось «HardMods».
Произошло это всё в той же старой-доброй Англии, в конце 60-х годов XX века. А объединяло людей, парней и девушек, в этом сообществе не неприязнь к другим национальностям, а определённая музыка (ска, стрит-панк и регги), спорт (футбол или хоккей), свой сленг, буйный нрав и, конечно же, определённая манера одеваться. Большой след субкультура скинхедов оставила в мире моды, образовав даже целое одноименное направление.
В самом начале стиль скинхедов представлял собой нечто среднее между стилем модов, взяв некоторые детали из стиля руд-боев: прямые брюки «Sta-prest», рубашки button down с клетчатым принтом (иногда просто белоснежные рубашки), тонкие подтяжки, поло, отбелённые джинсы с подворотами внизу, костюмы «Tonic Suit» из мохеровой ткани.
Многие элементы стиля появились у скинхедов в связи с сильным увлечением представителей этой субкультуры футболом. Молодежь часто собиралась на футбольных стадионах, на которых во истину горели страсти – ни одна игра не проходила без потасовок, драк и разборок с полицией. Хотя скины просто не прочь были подраться, не только с футбольными фанатами, но и с представителями других субкультур (хиппи, например) или даже друг с другом. Тогда скинхеды стали брить голову на лысо (чтобы в процессе драки нельзя было ухватить за волосы), стали носить берцы или армейские ботинки, ветровки, короткие джинсовые куртки и куртки Харрингтон или бомберы. К коротким стрижкам или гладкой лысине иногда оставлялись аккуратные бакенбарды, за которыми тщательно ухаживали.
Особой популярностью, особенно у скинхедов 70-х, пользовались классические поло и куртки-бомберы M-1. И неотъемлемой частью образа были брюки или джинсы с подворотом, которые сперва подворачивались слегка, чтобы открыть ботинки, а затем сильнее, чтобы открыть цветные носки. Кстати, кроме армейских ботинок скинхеды носили лоферы или броги, но во чтобы обуты они ни были – обувь всегда была начищена до блеска так, что в ней можно было увидеть своё отражение. Затем в гардеробе скинхедов появились свитера с V-образным вырезом, которые они сочетали всё с теми же рубашками button down в клетку, кардиганы, безрукавки с V-образным вырезом, пальто Кромби, пиджаки в клетку Глен или в принт «гусиные лапки». Так или иначе, одежда скинхедов отличалась практичностью, функциональностью и удобством, что было важно для представителей этого движения, ведь если они не дрались, то выполняли тяжёлую ручную работу, плясали до упаду на вечеринках или рассекали по городским улицам на скутерах.
Девушки- скинхеды не отставали от парней и в основном придерживались общего стиля, то есть выглядели как «пацанки». Из девичьего на них можно было увидеть смелые мини-юбки в сочетании с чулками, юбочные костюмы и манки-бутс.
Излюбленными марками скинхедов были и остаются «Ben Sherman», «Fred Perry», «Brutus», «Warrior», «Jaytex», «Lonsdale», «Everlast», «Levi’s», «Lee», «Wrangler», «Solovair», «Gola», «Adidas», «Tredair» и, конечно, «Dr. Martens». Элементы стиля скинхедов периодически используют мировые модельеры для своих коллекций и модных показов. Многие бренды молодежной уличной одежды выпускают традиционные для этой субкультуры вещи.
Стиль скинхедов перенимался многими другими движениями, такими как свитхеды, смузи или бутбои, но и в наши дни в Англии ещё существуют люди, которые относят себя к классическим скинхедам «первой волны», знают и помнят свои корни и придерживаются во всём традиционного стиля скинхедов. А есть просто те, кому импонирует их внешний вид и они переносят его в свой повседневный гардероб.
Увы, по понятным причинам, в России просто так не выйдешь на улицы города одетым в стиле скинхедов. Когда вмешивается политика – всё идёт под откос, поэтому будем и мы помнить об этой субкультуре как об неотъемлемой и важной части культуры и направления в моде.
Правее правого Как и где одевались скинхеды в России
На прошлой неделе «Лента.ру» рассказывала об истории стиля субкультуры скинхедов на ее родине в Великобритании в 1960-70-е годы. В этот раз речь пойдет о моде российских скинхедов, которые в отличие от британцев в основном разделяли националистические взгляды начиная с конца 1980-х и до наших дней.
Парни в военной форме
— Почему ты носишь Levi’s? Levi’s твои — жидовские джинсы.
— Потому что, когда я вернулся из Ирака, мой брат подарил мне эти джинсы. Понимает ли он, за что мы боремся? Нет. Но я точно не позволю сионистскому конгломерату решать, что мне носить.
Фильм «Абсолютная власть» 2016
Правые и ультраправые движения в России начали зарождаться в середине 1980-х, и одежда, разумеется, была одним из важных элементов, с помощью которого националисты формировали свой имидж. Националистические движения 1980-х вроде общества «Память» вышли из «Общества охраны памятников». Движение переосмысливало исторические процессы, его участники занимались реконструкторством и носили «белогвардейскую» форму, по большей части состоящую из доработанной формы советской армии.
Позже появилась собственная форма военного образца, состоящая из черных гимнастерок с погонами, черных брюк, заправленных в черные яловые сапоги, черные кители со стоячим воротником и погонами. Зимой использовались шинели, пилотки и фуражки с овальными кокардами «царского» образца. На пуговицах были не советские звезды с серпом и молотом, а царские двуглавые орлы. Популярной была и реконструкция казачьей формы. Это сейчас люди в казачьей форме стали стандартным пейзажем городской среды, но в конце 1980-х они выглядели крайне эпатажно.
На смену «памятникам» пришли более милитаризированные баркашовцы. Дресс-код данной формации состоял из черной военной формы, берета, военных ботинок и повязки на рукаве. Многие участники движения, особенно в регионах, носили обычную военную форму, которую привезли из армии либо купили в ближайшем военторге.
В России мода на ретровоенную форму довольно быстро ушла в прошлое, но в США она все еще имеет место — в наши дни участники Национал-социалистического движения (NSM) проводят свои митинги в форме, явно копирующей форму НСДАП прошлого века. Ку-клукс-клан остается верен тем же белым балахонам, что и 150 лет назад.
Милитари-стиль вообще является отличительным знаком правых в Соединенных Штатах. И это не столько дань моде, сколько стиль жизни — тот самый way of life, о котором говорили скинхеды 1960-70-е годы в Великобритании. Многие правые скины, в особенности в Штатах, прошли армейскую службу. В Германии и вовсе систематически раскрывают неонацистские ячейки в рядах Бундесвера.
В итоге военная форма была и остается важным элементом правой скинхед-моды во всем мире. Правые в Соединенных Штатах, как правило, тесно связаны с милитаризированными радикальными структурами по типу гражданской милиции. Мода у этих людей формируется в милитари-магазинах по соседству.
Возродили моду на куртки-бомберы современные дизайнеры, включив их в свои новые коллекции 2013 года. Alexander McQueen, Dior, Victor&Rolf предлагают куртки-бомберы из кожи с контрастными манжетами и кнопками. Stella McCartney разработала вариант куртки-бомбера из кружева, шелка и кашемира. Дизайнеры Pinko тоже не отказались от облегченного варианта куртки, сшив ее из нейлона мятного оттенка и декорировав кружевными вставками и вышивкой на спине.
Бомбер животворящий
Цунар первый принял этот нож
Бомбер спас тебя — твой лучший друг.
С его бомбера капает кровь
Это сделал подкупленный мент.
Коррозия металла, «Бей чертей»
В начале 1990-х в правые ряды приходили в основном из фанатского движения. В то время в России эти субкультуры по большей части были неразрывно связаны между собой. Большая часть ультраправых модников отказывалась принимать участие в крупных движениях по типу РНЕ («Русское национальное единство») и к их мешковатой форме относилась весьма скептически. Основным атрибутом скинхеда 1990-х был бомбер или полевая куртка M65. Оригинальную куртку могли купить немногие по причине высокой цены — бомберы намного дороже, чем кожанки из Турции, которые носили гопники и братки всех мастей.
Вскоре спрос породил предложение, и на рынках во многих городах страны появились недорогие китайские черные бомберы со знаменитой оранжевой подкладкой. Цены на них были более чем умеренными. Эти куртки носились практически круглогодично: зимой под них надевали теплый вязаный бабушкой свитер. Оригинальная куртка М-65 не имела воротника, чтобы пилоту удобнее было размещать ремни парашюта. В среде же скинхедов ходила байка, что это сделано специально для того, чтобы в драке противник не мог схватить тебя за шиворот.
Оранжевая подкладка тоже имела свой функционал. Она была нужна пилоту в случае аварийной посадки: он должен был вывернуть куртку, чтобы его можно было легче найти с воздуха. Фанаты выворачивали свои куртки, чтоб было проще понять, кто свой, а кто чужой в драке. По одной из версий, изобретателями этого были спартаковские хулиганы из «фирмы» Flint’s Crew.
В особо сильные морозы многие наматывали на шею «розу» (шарф) любимой команды.
В ходу были камуфляжные штаны, которые также приобретались на рынке ввиду наличия там модных расцветок в отличие от унылых мешковатых зеленых изделий из военторга. Особенно продвинутые пользователи надевали джинсы неизменно голубого цвета, но опять же ввиду их дороговизны широко распространения особенно в регионах они не получили. Завершающий штрих — армейские ботинки. В провинции многие промаршировали в них вплоть до 2000-х годов.
Также нельзя обойти стороной использование такого аксессуара, как подтяжки. Наиболее актуальными были подтяжки в цветах российского или немецкого триколора. Затем пришла мода на узкие подтяжки, которые были настоящим дефицитом. Подтяжки были не просто элементом гардероба — спущенные подтяжки означали, что «боец к драке готов», поэтому многие носили подтяжки исключительно в таком виде, подчеркивая свою брутальность.
Обувной культ
Первый магазин компании «Доктор и Алекс» — «Обувь XXI века» начал работать 1 октября 1998 года в районе метро «Войковская». Это по-настоящему эпохальное событие, наконец, открыло московской публике доступ к знаменитым ботинкам Dr. Martens, Grinders и Shelly’s. Наибольшей популярностью пользовались ботинки Grinders с высоким голенищем и неизменным металлическим стаканом. Похожие ботинки носил главный герой фильма «Американская история Х» в знаменитой сцене убийства афроамериканца, вошедшей в народный фольклор как «кусай бордюр».
Эта сцена стала прямым руководством к действию для многих скинхедов того времени. «Гриндара» буквально сметали с полок. Правда, в отличие от китайских бомберов позволить их себе мог далеко не каждый. Ответом на популярность «гриндарсов» стало появление российской фирмы Camelot. Она позиционировала себя как польский бренд и изготавливала обувь, напоминавшую образцы английских марок, но по куда более приемлемым ценам.
Как правило, ботинки носились с черными шнурками, но наиболее отчаянные вдевали белые, которые говорили, что их обладатель очистил землю от инородца. Несбыточной мечтой для многих скинов стали знаменитые ботинки Panzer со свастиками и рунами зиг на подошвах, выпущенные американским брендом Aryan wear. Данный дресс-код являлся классическим в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Эталонный облик скинхеда тех времен включал ботинки с высоким голенищем, камуфляжные штаны или подвернутые джинсы, подтяжки, футболку с радикальным изображением и куртку-бомбер.
Когда к середине 2000-х годов ультраправое движение радикализировалось, а за преступление на почве национальной розни стали давать серьезные сроки, подобная мода сошла на нет. В конце десятилетия подобным образом одевались уже антифа-скинхеды, которые пытались таким образом возродить дух 1969 года. Молодежь, которая остается верна традициям этой моды, можно встретить и сейчас, но расценивать это можно лишь как косплей тех времен.
Мода на тяжелые ботинки сошла на нет. Американский правый бренд Aryan wear закрылся. Shelly’s со своей знаменитой моделью Rangers специализируется на женских туфлях, а Grinders начал выпускать ковбойские сапоги. Единственным брендом, который остался верен своим корням и сумел выжить в конкурентной борьбе, стал Dr. Martens. Более того в 2010 году у бренда открылось второе дыхание: классические ботинки модели 1460 стали появляться в гардеробах людей, весьма далеких от скинхед-моды. В Dr. Martens были замечены Джаред Лето, Роберт Паттисон, Элис Эрскин и другие звезды первой величины.
Впрочем, в Великобритании традиционный стиль скинхедов сохранился. Встречаются семьи, где скинхед-традиции передаются от отца к сыну. Разумеется, вместо китайских подделок европейские скинхеды, придерживающиеся традиций, носят оригинальные Dr. Martens, джинсы Levi’s, поло либо клетчатые рубашки Fred Perry и оригинальные куртки Ben Sherman. Подобный стиль уже давно не говорит ничего конкретного о политических взглядах человека
Модные парни
Помни я теперь крутой,
У меня Lonsdale свой.
Купил его я в «Детском мире»,
Clock work times — Lonsdale
Примерно в этот период времени хулиганы и правые скинхеды начали отходить от моды на тяжелые ботинки и бомберы. Причин тому несколько:
— усиление контроля правоохранительных органов за экстремистскими группами. Подобный вид одежды однозначно вызывал подозрение и назывался «палево» или «ходить на палеве». Серьезную «акцию» в такой униформе провести стало невозможно, так как каждый милиционер имел ориентировку на скинхедов.
— выход страны из кризиса и появление у населения средств на поездки за рубеж. Первыми путешественниками стали футбольные хулиганы, которые и привезли в Россию моду на стиль casual.
— банальное удобство. Оказалось что драться, ходить на футбол и концерты значительно удобнее в кроссовках и олимпийках, чем в тяжелых ботинках.
— появление определенного дресс-кода, позволяювшего выделить из толпы своих.
Первую одежду, которая начала поступать в Россию, привезли футбольные фанаты. Ввиду высоких цен одним из основных мест, которые посещали «выездюки», были не бары, а магазины секонд-хенд, где болельщики затаривались на полную катушку. Многим профессионалам своего дела удавалось полностью отбить свои выезды за счет перепродажи одежды. Местом оптовых закупок также стали секонд-хенд-рынки в Харькове (на улице Героев Труда) и Киеве (Шулявский рынок). Тем более что шопинг можно было совместить с посещением ультраправых концертов «Перун фест», «Концерт памяти Яна Стюарта» и «Коловорот».
Скинхед того времени мог быть запросто одет в джинсы Levi’s, которые зачастую были единственными в гардеробе по причине высокой цены, и клетчатую рубашку Burberry. Очередным поворотным моментом для моды правых скинхедов стало открытие двух магазинов Lonsdale: на четвертом этаже «Детского мира» на Лубянке и в одном из переулков Арбата. Эти места стали обязательными к посещению всеми гостями столицы, которые приезжали туда на матчи своей команды. Цены на Lonsdale не были столь высоки, а в «правоте» этого бренда практически никто не сомневался.
В первой половине 2000-х гардероб российского скинхеда состоял из кроссовок (идеальный вариант New Balance), голубых джинсов (желательно бренда Levi`s) тенниски или клетчатой рубашки (Lacoste, Fred Perry, Merc, Lonsdale, Ben Sherman) и бейсболки. Эти бренды часто пользуются популярностью в среде футбольных хулиганов Европы, но вот среди скинхедов Старого Света, за исключением пары наименований, они не столь популярны.
Вторая половина первого десятилетия 2000-х годов характеризовалась радикализацией правого движения. Ввиду ужесточения борьбы с экстремизмом множество правых ушло в глубокое подполье и полностью отказалось от какой-либо моды. Это были годы террора, которые дали нам имена Николы Королева, Максима Базылева, Дмитрия Боровикова и многих других. Для этих людей, которые и формировали мнение правой молодежи, вопрос стиля был вторичен. Основная идея — «прямое действие». Все вышеупомянутые персонажи носили самую неприметную одежду, чтобы слиться с обывателями. Максимум, что они могли себе позволить, — это переодеться в камуфляж на сборах, которые проводились в лесах.
Свой стиль
Ближе к 2010 году правое движение столкнулось с очередным размытием дресс-кода. Стиль casual также стали использовать начинающие набирать силу антифашистские группировки. В качестве модного ответа на это возникали подчеркнуто правые бренды одежды, которые включали и милитари, и повседневный стиль. Пожалуй, одним из наиболее известных среди них стал бренд Thor Steinar.
Первое время этот достаточно редкий бренд достать было непросто. Тем не менее он пришелся по вкусу правой публике, так как четко противопоставлял себя остальным «обывательским» брендам, а для антифашистов был, что красная тряпка для быка.