какие кюи исполняет музыкант

Какие кюи исполняет музыкант

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Содержание

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Источник

Конспект урока музыки «Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе»

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов, Кобзева Александра Ильинична

Место работы РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, КГУ СШ № 14

Должность Учитель музыки

Наименование материала Открытый урок: Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе.

Рубрика • Общее и среднее образование

Конспект урока музыки 5 класс

Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.

• сформировать представления о музыкальном жанре;

• познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);

• познакомить с новыми музыкальными произведениями – примерами музыкальных жанров (кюи -посвящения – «арнау»).

• воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;

• воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи-посвящения – арнау.

• развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки;

• развивать умение самооценки своих знаний;

• развитие коммуникативных, управленческих умений;

• развивать интерес к истории своей родины.

Виды детской музыкальной деятельности:

• восприятие музыки;

музыкально-познавательная деятельность.

Критерии успеха: я знаю, что такое кюй.

Я знаю, какие виды домбры существуют.

Я знаю стили игры на домбре (токпе и шертпе) и могу их определить.

Ход урока

Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс («Круглая песенка»)

Приветствие: «Утро» Э. Григ. «Здравствуйте, дети,

Готовьтесь скорее, начнем мы урок

Мы рады вас видеть,

Сегодня у нас необычный урок. К нам прошли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.

«Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы с вами желаем всем здоровья.

Распевание. Исполнение песни.

Учитель: Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Круглая песенка». Это песня. Вокальный жанр.)

• Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.) Слайд №2

• Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).

• Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? Слайд №3 (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия, звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).

• Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный). Слайд № 4

Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

Итак, тема нашего урока: Инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе.

Что такое инструментальная музыка? (музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах).

• А какие виды инструментальной музыки вы знаете? (Сольная, ансамблевая, оркестровая).

• Как вы думаете, чем представлена казахская инструментальная культура? (самобытным инструментарием, жанровым своеобразием, самобытной исполнительской традицией).

• Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты? Слайд №5-11 (Струнные – домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые – сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные – дабыл, асатаяк, конырау, дангыра, самозвучащие, язычковые).

• Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй). Слайд № 12

• Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной традиции.

Кюй носит программный характер.

Учитель: Что значит программная музыка?

(К программным (от греч. «программа»«объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Программная музыка благодаря конкретному содержанию доступна и понятна слушателям, а ее выразительные средства более рельефны и ярки).

Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.

В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.

Учитель: Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.

• Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).

Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.

Показ портрета композитора. Слайд №13

Дети: Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.

Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.

(Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение). Слайд № 14-18

• Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).

• Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение). Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.

• Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).

• А что вы можете рассказать о домбре? Слайд № 19 (Казахский народный струнный музыкальный инструмент (щипковый). Она имеет 2 жильные струны. Длина инструмента 800–1300 мм.Домбра делается из дерева: ели, сосны, ореха, тала, березы, кедра).

• Как звучит домбра? (ярко, энергично, ритмично).

• Как вы думаете, чему посвятил свой кюй Курмангазы? (Природе) Почему? (Курмангазы любил свою Родину, бескрайние степи. И недаром его называли «отцом казахской степи»).

Учитель: В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау. (запись в тетрадь)

Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).

Показ портрета композитора.

Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.

Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.

В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Таттимбет автор свыше 40 кюев.

Учитель: И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки. Слайды №22-25

Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный разливай,

Журчи, как горные ручьи,

На сердце радость напевай.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес,

чтоб все заслушалось тебя,

Твои напевы полюбя,

Еще сильней, домбра, играй!

Три колышка да две струны,

Да девять узелков – домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите, пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь,

Играй еще сильней, домбра!

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках народного кюйши.

И даль степей, и страсть души –

Все обращает в кюй игра!

Играй еще сильней, домбра!

Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.

• Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).

• Что вы представили, слушая эту музыку?

• Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).

• Для кого музыкального инструмента написан кюй?

Учитель: Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.

Ученик: Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментом.

Западноказахстанская домбра используется, главным образом, как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи, восточно-казахстанская домбра преимущественно аккомпанирует пению. Слайд № 26

Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций.

Работа с учебником. Стр. 56. Найдите в тексте описание региональных инструментальных традиций. Запись в тетрадь.

1. Шертпе. Слайд № 27

К каким региональным инструментальным традициям относится творчество Курмангазы? (западноказахстанская) Таттимбета? (центрально-казахстанскя)

• Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании музыки Курмангазы?

• В чем сходство и отличие этих кюев?

Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполнение.

1. Кюи созданы казахскими композиторами.

3. Кюи посвящены природе.

1. Курмангазы – представитель западноказахстанской традиции домбровой школы.

2. Таттимбет – представитель центрально-казахстанской традиции домбровой школы.

3. Различен прием игры на домбре.

4. Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный, напевный.

• Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? (звучало много инструментов, и музыка стала еще более красочной, колоритной). Мы услышали кюй Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов.

• А что такое оркестр? Слайд № 28 (Оркестр казахских народных инструментов – большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах). Вам представляется возможность поработать в группах и одновременно проверить как вы подготовили домашнее задание. А оценить свои результаты вы сможете самостоятельно, по карточкам самоконтроля, которые находятся на ваших столах. Сдадите их после окончания урока при выходе из кабинета. Итак, первое задание.

1. Задание № 1 «Собери инструменты в группы» Перед вами на столах находится набор карточек с изображениями музыкальных инструментов, которые вы должны выложить в соответствии с оркестром, который вы выберете. Карточка самоконтроля.

2. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь ваша задача собрать оркестр по видам задание № 2. «Собери оркестр». Слайд № 29-34

3. Задание № 3, 4. Вам нужно не только правильно записать исполнителей на музыкальных инструментах, но и сделать это без орфографических ошибок. В первом случае вы проверяете правильность обозначения музыкантов – исполнителей, а во втором орфографическую грамотность написания. Слайд №35-36

Приступаем к выполнению задания, сигналом к тому, что вы закончили, послужит то, что вы положите ручки. И при помощи интерактивной доски проверяем орфографическую грамотность. А сейчас сложите те баллы, которые вы получили и поставьте себе итоговую оценку.

Карточка самоконтроля ___(Ф. И.)

№ Задание Критерии оценивания Баллы

1 Собери инструменты в группы «5» баллов – быстрота и точность выполнения;

«4» балла – 1ошибка в задании;

«3» балла – 2-3 ошибки.

«5» баллов – за 8 правильных ответов;

«4» балла – за 7-6 правильных ответов;

«3» балла – за 5-4 правильных ответа.

3 Исполнители, кроссворд «5» баллов – за 10 правильных ответов;

«4» балла – за 9-7 правильных ответов;

«3» балла – за 6-4 правильных ответа.

4 Кроссворд Орфографическая грамотность:

«5» баллов – за 8 правильных ответов;

«4» балла – за 7-6 правильных ответов;

«3» балла – за 5-4 правильных ответа.

5 Итоговая оценка «23-26» баллов – оценка 5;

«25-19» баллов – оценка 4;

Обобщение урока.

• С какими произведениями мы сегодня познакомились?

• Традиции, какой домбровой школы представляет Курмангазы? Таттимбет?

• Что такое шертпе? Токпе?

• Чему посвящены кюи?

• Как называется в казахской музыкальной культуре кюй-посвящение?

Ученик. Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.

Кюй “Сары-Арка” вызывает чувство гордости за национальную музыкальную культуру.

Ученик. Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая литовка») поражает слушателей необычной мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышления о сущности бытия.

Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.

Домашнее задание: слайд № 39

1. Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюй-посвящение-арнау, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов.

2. Прочитать о творчестве композиторов-кюйши Курмангазы, Таттимбет,

3. Слушать казахскую инструментальную музыку, обращать внимание на характер звучания, на тембр инструментов, исполняющих ее.

4. Нарисовать то, что вы представляли, слушая кюи Курмангазы и Таттимбета.

И в завершение урока давайте исполним песню «Мой Казахстан».

Музыкальное прощание.

1. Инструментальная пьеса, исполняемая на домбре, кобызе, сыбызги.

2. Кем был в детстве Курмангазы?

3. С каким инструментом никогда не расставался Курмангазы?

4. Кто автор серии рисунков о Курмангазы?

5. Имя матери Курмангазы.

6. Чьи интересы отстаивал композитор?

7. Какое животное изображено на рисунке С. Романова?

8. Народная казахская игра.

9. Имя народного музыканта-кюйши, учителя композитора.

Источник

Детские оперы-сказки. КЮИ

Композитор Цезарь Кюи внес большой вклад в развитие детской музыки своими хорами, песнями и фортепианными произведениями, написанными специально для маленьких слушателей и исполнителей. Для детей сочинил Кюи и четыре оперы-сказки: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка» (посвящена цесаревичу Алексею), «Кот в сапогах» и «Иванушка-дурачок».

Как видно из названий опер, две из них написаны на сюжет сказок Ш. Перро, а две другие — по русским народным сказкам.

Оперы-сказки появляются одна за другой с 1905 г. по 1914 г. : обращение композитора к детской музыке в этот период связано с знаменательным для

Кюи событием — рождением в 1905 г. внука. Еще одной причиной, побудившей композитора обратиться к операм-сказкам, стало знакомство и сотрудничество Кюи с педагогами, занимавшимися музыкально-эстетическим воспитанием детей: М.С. Поль (она стала автором либретто первых трех опер-сказок) и Н.Н. Доломановой (написала либретто оперы «Иванушка-дурачок»).

Все оперы обладают красивой мелодичной музыкой, в небольших легко запоминающихся ариях слышны романсовые и песенные интонации. Оркестровые картины в операх звукоизобразительны и, как правило, передают чудесные и волшебные эпизоды сказок (например, эпизод преображения Иванушки из последней оперы-сказки).

Оркестр играет главную роль и в передаче образов отрицательных персонажей, которых в своих операх Кюи лишает красивых развернутых сольных номеров. Основу партий Людоеда из «Кота в сапогах» и Змея из «Снежного богатыря» составляют сухие речитативы.

Постановки детских опер Кюи, осуществленные при жизни композитора, имели успех. В последующие годы, детские оперы, как и другие произведения Кюи, практически не вспоминали (хотя, надо отметить, что в советское время 2 оперы были переизданы с измененным текстом либретто).

В последнее время вновь возобновляет интерес к детским операм-сказкам Кюи: к ним обращаются, как профессиональные артисты (оперы «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка» были восстановлены на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера»), так и любительские студии и детские хоровые коллективы.



Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *