какие ласковые слова использовала лиса уговаривая тетерева
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Народная сказка “Лиса и тетерев”. Читательский дневник, краткое содержание
Народная сказка “Лиса и тетерев”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: народ
Название: “Лиса и тетерев”
Жанр: народная сказка
Тема произведения: животные
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Лиса хотела сманить тетерева на землю, но тетерев не поверил лисе, и сам смог ее обмануть.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда тетерев указал лисе на собак. Лиса поняла, что ее хитрость не удалась и поспешила убежать. По ее словам, выходило, что собаки могли не читать указ. Но на самом деле, она просто боялась собак.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Не следует верить всему, что вам говорят враги.
Чему учит эта книга
Сказка учит проявлять разумную осторожность, не доверять тому, кто на ваш взгляд не заслуживает доверия. Учит уметь хитрить и проявлять находчивость.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта сказка, и больше всего понравилось поведение тетерева. Он не верил лисе, ведь лиса могла обманывать, чтобы просто его съесть. А потому он указал лисе на собак, и тем самым вывел лису на чистую воду.
Новые слова и выражения
Указ — распоряжение, закон.
Пословицы к произведению
Доверять доверяй, но почаще проверяй.
Хитри, но свой хвост береги.
На всякого хитреца довольно простоты.
Урок по литературному чтению во 2-м классе. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цели и задачи. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.
Предлагаю музыкальную физкультминутку «Как у наших у ворот» (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2. Проверка домашнего задания
Учитель. Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
Для чего нам нужны сказки?
Дети. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Учитель. Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:
«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»
Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)
Дети. Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Учитель. Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
Какие истории Вы придумали к пословице: «У страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)
3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока
Учитель. Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Учитель. Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Какие сказки о лисе вы знаете?
4. Характеристика лисы
Учитель. Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
Дети. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.
Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
Учитель. Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
5. Изучение нового материала
Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?
Учитель. Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.
— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
Учитель. Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса? (Постановка проблемного вопроса)
Подсказка 1. Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.
Решение 1. Подумал он и говорит сверху:
— Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь они тебя по указу не тронут.
Услышала Лиса про собак, испугалась и бежать.
Решение 2. Я бы предложила тетереву «гулять», летя сбоку и выше лисы. При попытке лисы напасть, всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что гулять надо обязательно касаясь земли.
Учитель. Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев».
(Дети следят по тексту и слушают сказку, рассказанную мастером слова.)
Учитель. Подтвердила ли Лиса своё звание плутовки? (Слайд 8)
Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы. Подберите синонимы к словам боишься, друг. Антонимы к словам: мир, друг.
Учитель. Как лиса хотела перехитрить тетерева?
Как лиса называет тетерева?
Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек.
Учитель. Какую хитрость придумал тетерев?
1) Выборочное чтение.
Учитель. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
Учитель. Найдите этот эпизод в тексте.
Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Найдите, как лиса называет тетерева.
Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.
2) Выразительное чтение. Чтение по ролям
Учитель. К какому виду сказок относится эта сказка?
Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
Учитель. Почему план Лисы не удался? Чему учит сказка?
Учитель. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.
Выразительное чтение. Чтение по ролям. Задание 6, с.41.
Литература и ссылки на сайты в Интернете. (Слайд 11)
Урок по литературному чтению 3 класс на тему:»От слова- к группе слов!». «Тетерев и лиса»( русская сказка)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «От слова- к группе слов!». «Тетерев и лиса» ( русская сказка)
Цель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Тетерев и лиса»;
1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык полноценного чтения целыми словами;
2. Развивающие: Развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом;
3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать такие качества как честность, осторожность.
Оборудование: иллюстрации с изображением тетерева и лисы.
Тип урока: урок получения новых знаний.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, меня зовут Дарина Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.
3. Актуализация опорных знаний
-Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте с вами потренируем наши глазки.
-Читаем слова, следуя по стрелкам. Начнем с первого слога ( ка). Значит, следующие у нас будет? (ра).
( Я показываю указкой на слоги, а вы читаете)
(карандаш, каравай, трава, грамота)
4. Мотивация учебной деятельности
-Мы с вами смогли прочитать эти слова, потому что мы уже умеем читать и по слогам и целыми словами. Но мы же с вами растем и нам надо учиться читать быстрее, поэтому мы должны уметь, при чтении охватывать взглядом несколько слов.
5. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся со статьей «От слова- к группе слов!», которая научит нас еще одному приему быстрого чтения, а так же будем читать выразительно русскую народную сказку.
6.Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа над статьей «От слова- к группе слов!»( с.22-23)
Но и этого для быстрого чтения мало. Надо обязательно научиться читать не по одному слову, а охватывать глазом сразу по 2-3 слова.
Например: Лисица/ подошла к нему/ и говорит…
Ты видишь, что в группу соединяются слова, которые очень тесно связаны между собой. И текст при этом становится более понятным.
В каком случае читать было привычнее, легче?
Если тебе легче было читать правый столбик, ты уже читаешь не по одному слову. У тебя уже есть привычка объединять слова при чтении в небольшие группы. Правда ведь: когда читаешь левый столбик, кажется, что после каждого слова тебя останавливают, мешают двигаться вперёд?
Если ты читаешь по одному слову, постарайся отвыкнуть от этого. Прочитай данное предложение и постарайся увидеть все слова между черточками сразу, с одного взгляда:
Ты бы,/ тетеревочек, /мой дружочек,/ сошёл на травушку/ погулять, /поговорить/ со мной,/ а то я/ с дерева /не расслышу.
-Можно ли сказать, что вы уже хорошо читаете?
2) Чтение статьи учащимися по абзацам
— А теперь давайте с вами почитаем по абзацам начинаем читать с первой парты.
-Хорошо. Скажите, что нужно знать, чтобы быстро читать?
— Сколько слов надо уметь охватывать глазом для быстрого чтения?
— Каким способом можно проверить, читаете вы отдельно каждое слово или объединяете их в небольшие группы?
3.Работа над сказкой «Тетерев и лиса» (с.22-23)
— Сейчас мы с вами будем читать сказку, а какую, вы узнаете, если расшифруете запись.
( на ватмане зашифрована тема)
Тетерев и Лиса. Басня
Давно известно, что плуту закон,
Что дышло.
Законы знает он,
Да для себя в них не находит смысла.
Пока ему не пригрозишь кнутом.
***
Однажды, по весне, сидел на дереве глухарь.
Лиса его заметила с-под низу.
«Привет! – кричит ему. – Каким солидным стал!
Ты посмотри! Таким тебя впервые вижу.
А взгляд, бородка, гребешок с пробором…
Спускайся, посидим.
Я зА зиму соскучилась по умным разговорам,
Так хоть с тобой поговорим».
«Спасибо, кумушка, на добром слове!» – ей отвечает птица.
«Что говоришь?– кричит Лисица. –
Не слышу! Вниз спускайся, говорю».
«Дружить с Лисой опасно Глухарю, –
Косач ей говорит. – И я твои повадки знаю,
Тем более что на току я тут играю».
«Чудак! Ты разве не слыхал, что есть закон?
Уже полгода в силе он».
«Что за закон? Я почему не знаю?
Ты поясни. А то нам ветер искажает наверху эфир».
«Указ о том, чтоб в нашем диком крае
Среди зверей и птиц был мир!
И звери друг на друга, слышь, не лают.
Избави бог! – друг друга не кусают.
Так что спускайся куманёк, тетеревочек,
Ко мне сюда, на бугорочек».
«Указы чту. Законы уважаю.
За не почтенье к ним, бывает, и съедают.
Но, слышь, кума? – насторожился вдруг Глухарь,
Внимание свое, сосредоточив вдаль. –
Никак собаки лают. »
«Ну, побегу. Мне этот лай давно знаком «.
«Постой! Постой! А как закон?»
«А вдруг собаки тех законов не читают. »
Плутовка тут, забыв про Косача,
Задала живо стрекача.