какие лекарства должны быть в аптечке на предприятии в 2021
Как укомплектовать офисную аптечку в 2021 году?
Иметь в офисе аптечку обязывает пункт 223 Трудового кодекса, где четко написано, что в организации должны быть укомплектованные аптечки для оказания первой помощи.
Офисная аптечка нужна для оказании первой помощи. Прежде всего, при травмах: ссадинах, ушибах, ранах, ожогах. Из более серьезных препаратов в аптечке может быть, разве что нитроглицерин под язык из средств спасение в случае сердечного приступа и активированный уголь, который используют при отравлениях.
Задача офисных работников не навредить коллеге. В случае серьезного недомогания, нужно вызвать скорую помощь и ждать приезда врачей. Заболевшему не нужно давать лекарства на свое усмотрение.
Что должно быть в офисной аптечке
Список медицинских изделий, которые нужно купить в аптечку утверждает Минздрав России. Сейчас действует Приказ Минздавсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н.
С 1 января 2021 года перечень медиздений будет изменен. На обсуждении находится проект приказа Минздрава России, который планируют принять до конца 2020 года, и он вступит в силу с 1 января 2021 года.
Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий | Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий | Наименование медицинского изделия | Требуемое количество, (не менее) | |
---|---|---|---|---|
1. | 182450 | Маска хирургическая, одноразового использования | Маска медицинская нестерильная одноразовая | 2 шт. |
367580 | Маска лицевая для защиты дыхательных путей, одноразового использования | |||
2. | 122540 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные | Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М | 2 пары |
122560 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные | |||
139350 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные | |||
139360 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, опудренные | |||
185830 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | |||
185850 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные | |||
205280 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные | |||
205290 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные | |||
298450 | Перчатки смотровые/процедурные из гваюлового латекса, неопудренные | |||
320790 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные | |||
321530 | Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные | |||
3. | 327410 | Маска для сердечно-легочной реанимации, одноразового использования | Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» | 1 шт. |
4. | 210370 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность, многоразового использования | Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения | 1 шт. |
210380 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность, одноразового использования | |||
5. | 150130 | Рулон марлевый тканый, нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый, стерильный | |||
6. | 150130 | Рулон марлевый тканый, нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м х 14 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый, стерильный | |||
7. | 223580 | Салфетка марлевая тканая, стерильная | Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 x 14 см №10 | 2 уп. |
8. | 136010 | Лейкопластырь кожный стандартный | Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см | 1 шт. |
122900 | Лейкопластырь кожный гипоаллергенный | |||
141730 | Лейкопластырь кожный силиконовый | |||
269230 | Лейкопластырь кожный водонепроницаемый | |||
9. | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см | 10 шт. |
10. | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см | 2 шт. |
11. | 293880 | Одеяло спасательное | Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 x 210 см | 2 шт. |
12. | 116910 | Ножницы для перевязочного материала, многоразового использования | Ножницы для разрезания повязок | 1 шт. |
В аптечке должна быть: Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам.
Сама аптечка может быть в футляре, сумке, чехле и т. д.
Чем новый список отличается от предыдущего, действовавшего до 2021 года
Изменили количество и уточнили описание следующих медицинских изделий:
Добавили в аптечку с 2021 года:
Удалили из перечня необходимых медиздений для офисной аптечки с 1 января 2021 года:
Как срочно нужно переукомплектовать офисную аптечку
Аптечки для оказания первой помощи работникам, произведенные либо укомплектованные до вступления в силу нового приказа, можно применять в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Если в офисе нет аптечки: чем грозит?
Если в офисе компании не будет аптечки, вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Минимально – грозит предупреждение. Максимально штраф от 50 000 до 80 000 рублей. Ип оштрафуют на сумму от от 2 000 до 5 000 рублей.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Выбор читателей
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Новый перечень доходов для удержания алиментов на детей. Таблица
Три шага, чтобы получить субсидию
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Обновляем аптечку: новые правила с 1 сентября
С первого сентября 2021 года вступили в силу новые правила, касающиеся состава аптечки первой помощи. Что в ней должно быть, кто должен ее составлять, как правильно хранить аптечку и проводить ее в учете? Об этих и других нюансах рассказываем подробно в статье.
Аптечки в офисах необходимы для оказания первой помощи до прибытия врача. Их также применяют в случаях мелких неопасных травм, не требующих профессионального вмешательства. Обновленный состав аптечек утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ № 1331, который начал действовать с 01.09.2021.
Что и в каком количестве должно быть в аптечке?
Самостоятельно подбирать аналоги для перечисленных средств запрещено!
По новым правилам некоторые позиции исключены из состава аптечки:
Если срок годности вашей аптечки еще не истек на момент 1-го сентября 2021 года, то ее можно использовать до 31 августа 2025.
Где должна находиться аптечка
По нормам в организации должна быть хотя бы одна аптечка. Особый порядок устанавливают санитарно-эпидемиологические правила в зависимости от вида деятельности и масштабов предприятия. Так, для грузовых ж/д перевозок утверждено положение о хранении аптечек на каждом рабочем месте сортировочных станций.
Аптечки должны размещаться на специальных санитарных пунктах в незапертых шкафчиках. Их помечают белым крестом на зеленом поле и наносят на план эвакуации.
Кто должен следить за аптечкой в офисе
Просроченные или нестерильные средства в составе аптечки должны быть списаны и заменены. Кто этим занимается? Руководитель компании назначает ответственное лицо. Сотрудник обязан:
Предупреждение: отсутствие аптечки или нарушения правил ее хранения влечет за собой административные наказания. Штрафы доходят до 80 000 рублей.
Как утилизировать просроченные медицинские средства? На этот счет не существует установленных нормативов. Медикаменты можно утилизировать как обычные твердые бытовые отходы.
Как учитывать затраты на аптечку
Средства, потраченные на формирование аптечки, возмещаются за счет налоговых вычетов. В бухгалтерском учете их можно проводить как расходы на обеспечение нормальных условий труда при расчете налога на прибыль. К приобретению аптечки можно также применить налоговый вычет по НДС.
В программе 1С: Бухгалтерия аптечки учитываются на счете 105 01 «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Для последующего возмещения за счет Фонда социального страхования они проводятся по Дт 10 Кт 60-1, списываются — по Дт 20 (25, 26), Кт 10.
А кто у вас отвечает за аптечку в фирме? Как вы проводите расходы на ее пополнение и были ли проблемы с налоговыми вычетами? Пишите в комментариях!
Установлены новые требования к аптечкам для оказания первой помощи работникам
С 1.09.2021 г. работодателям придется по-новому комплектовать аптечки для оказания экстренной помощи своим сотрудникам. Утверждены новые требования комплектования таких аптечек.
Соответствующий приказ Минздрава России № 1331н издан еще 15.12.2020 г., а недавно 11 марта 2021 года его текст был опубликован на официальном правительственном интернет-ресурсе правовой информации.
Документ вступит в силу с 1.09.2021 г. и будет действовать в течение 6 последующих лет. Ранее действовавший в этой сфере нормативно-правовой акт (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 5.03.2011 г. N 169н) утрачивает силу с 1.09.2021 г.
С указанного периода начнут действовать обновленные требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек для оказания экстренной помощи персоналу предприятия.
В приказе № 1331н обозначены 12 наименований медицинских изделий. Предусмотрена их классификация. Допустима комплектация одним из видов. К примеру, необходимы две пары нестерильных перчаток, которые можно выбрать из 11 имеющихся видов. В отличие от ранее существовавшего перечня, где выбрать допускалось только из 4 видов.
Также разрешаются различные комбинации перечисленных в перечне приказа расходных материалов.
В аптечке экстренной помощи должны будут присутствовать:
В целом в обновленном варианте офисной аптечки представлено большое число всевозможных перчаток, бинтов, прочих перевязочных материалов и лейкопластырей. Однако дезинфицирующие средства туда до сих пор не включены, несмотря на тот факт, что подобные предложения поступали от депутатов разных политических фракций. Включение же лекарств и вовсе исключено, поскольку по действующему законодательству назначать и выдавать людям лекарственные средства может только специалист с медицинским образованием в условиях медицинских учреждений. Исключение — выезд врачей на дом.
Укомплектованные до 1.09.2021 г. аптечки применяются в пределах срока их годности, но не позднее 31.08.2025 г.
Рассматриваемый приказ был разработан В ЦЕЛЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОСТАВА АПТЕЧЕК И ВКЛЮЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СОГЛАСНО АКТУАЛЬНЫМ МЕТОДИКАМ ЕЕ ОКАЗАНИЯ.
При разработке нового состава взяли за основу современные методики оказания экстренной помощи и включили новейшие средства для ее оказания. Авторами НПА были учтены недостатки предыдущих составов аптечек, как действующих, так и отменных приказами Минздрава России.
Ответственность за комплектацию офисных аптечных наборов, а также за санитарно-бытовое обслуживание, медицинское обеспечение в организациях возложена, согласно ст. 223 ТК РФ, на работодателей.
Отсутствие аптечки экстренной медицинской помощи в офисе компании может стать правовым основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или штраф:
Аптечка первой помощи на предприятии
Обязан ли работодатель иметь аптечку?
Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.
Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:
Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.
Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.
С 1 марта 2022 года в силу вступят изменения в части охраны труда на предприятиях. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, что нужно будет изменить в организации охраны труда.
Изменения в требованиях к аптечкам
С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.
Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.
Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.
Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.
Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.
Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».
Состав аптечки по новому приказу
Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.
Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.
Итак, что должно находиться в аптечке:
Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:
Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.
Аналогично можно использовать для аптечки разные:
Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».
Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.
По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:
Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.
ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
Итоги
Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.
Аптечка первой помощи работникам: изменения по приказу 1331н
С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые требования к комплектации аптечек первой помощи работникам на предприятиях. В частности изменения коснутся количества и качества медицинских изделий.
Аптечки для оказания первой помощи работникам должны быть в любой организации, где есть наемный труд (ст. 223 ТК РФ). Работодатель организовывает санитарные посты и комплектует их медицинскими изделиями по установленным нормам. С 1 сентября 2021 года начинает действовать приказ Минздрава РФ от 15.12.2020 № 1331н, устанавливающий новые правила по содержанию аптечек первой помощи. Что в связи с этим предпринять работодателю, читайте в статье.
Что изменилось в комплектации аптечек первой помощи?
До 1 сентября 2021 года будет действовать приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н о требованиях к комплектации аптечек. По сравнению с ним, новый документ принципиально иных правил не устанавливает, но изменяет количество или качество медицинских изделий.
Назначение / Состав аптечки первой помощи
Временная остановка кровотечения и перевязка ран
Жгут кровоостанавливающий, 1 шт.
Жгут одноразовый или многоразовый, 1 шт.
Бинт марлевый медицинский нестерильный — по 1 шт. :
Рулон и/или бинт медицинский:
— не менее 5 м × 10 см — 4 шт.;
— не менее 7 м × 14 см — 4 шт.
Бинт марлевый медицинский стерильный:
Индивидуальный перевязочный пакет — 1 шт.
Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см № 10 — 2 уп.
Лейкопластырь рулонный не менее 1 × 250 см — 1 шт.
Лейкопластырь рулонный: силиконовый / стандартный /гипоаллергенный /водонепроницаемый не менее 2 × 500 см — 1 шт.
— не менее 4 × 10 см — 2 шт.
— не менее 1,9 × 7,2 см — 10 шт.
— не менее 4 × 10 см — 2 шт.
— не менее 1,9 × 7,2 см — 10 шт.
Прочие медицинские изделия
Маска медицинская трехслойная — 2 шт.
Маска хирургическая/лицевая одноразовая — 10 шт.
Перчатки медицинские нестерильные размером не менее М — 2 пары
Перчатки медицинские нестерильные размером не менее М — 2 пары
Салфетки антисептические спиртовые не менее 12,5 × 11 см — 5 шт.
Изотермическое покрывало — 1 шт.
Изотермическое покрывало не менее 160 × 210 см — 1 шт.
Ножницы для разрезания повязок — 1 шт.
Ножницы для разрезания повязок — 1 шт.
Рекомендации по использованию аптечки
Инструкция по оказанию первой помощи с помощью аптечки
Английские булавки — не менее 3 шт.
Блокнот для записей А7 — 1 шт.
Как видно из таблицы, новых медицинских изделий в аптечке не появилось, как и лекарственных препаратов. Ее назначение — первая помощь при травмировании, переохлаждении, до приезда бригады медиков.
Можно ли комплектовать аптечку первой помощи лекарственными препаратами по усмотрению работодателя?
Мы не рекомендуем комплектовать аптечку первой помощи по «потребностям» закупщиков, бухгалтерии, других специалистов. Желание иметь под рукой препараты от насморка, головной боли, диареи и прочих профессиональных недугов чревато серьезными последствиями для работодателя и инициатора.
Во-первых, обучение оказанию первой помощи не включает раздел по фармацевтике. Работник без медицинского образования не сможет оценить побочные действия лекарств, противопоказания, дозировку. Одна «неправильная таблетка», и первая помощь перейдет в проводы «в последний путь». Законодатель по этой причине и исключил из аптечки первой помощи все средства внутреннего применения.
Работодатель не может запретить работникам иметь при себе таблетки/капли/сиропы для личного пользования. Только не стоит их показывать инспекторам ГИТ и, тем более, делиться ими с коллегами.
Во-вторых, ст. 58 Закона № 61-ФЗ запрещает хранить лекарственные препараты на предприятиях, у которых нет лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность. Не хотите неприятностей при надзорной проверке — убирайте все таблетки из аптечек первой помощи.
Отраслевые требования охраны труда могут содержать нормы о комплектации «аварийных аптечек», «аптечек экстренной помощи» медпрепаратами, например, борным спиртом, перекисью водорода. Работодатель должен учитывать эти правила, но самодеятельность в вопросах первой помощи законодатель не приветствует.
Рекомендации по выполнению приказа № 1331н
Приказ № 1331н разрешает пользоваться укомплектованными по-старому аптечками первой помощи до 31 августа 2025 года, с учетом сроков их годности. Так что работодателям не грозят внеплановые затраты на закупку бинтов и масок. Однако ряд мероприятий выполнить придется.
Внести изменения в приказ о комплектации аптечек и назначении ответственных за их хранение, в другие внутренние документы, где фигурирует приказ 169н. Это может быть Положение о СУОТ, планы мероприятий по охране труда, планы закупок.
Провести инвентаризацию аптечек первой помощи на предмет срока их годности. Составить план замены.
Закупки 2022 года планировать, исходя из требований приказа 1331н, отраслевых правил.
И выбросите все таблетки, которые «случайно» попали в аптечки первой помощи!